Джон Варли отзывы

Все отзывы на произведения Джона Варли (John Varley)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 134

  Страницы: [1] 2  3 

«Нажмите «ВВОД»
–  [ 23 ]  +

Beksultan, 23 июля 2009 г. в 15:01

Повесть Варли я прочел школьником в журнале «Химия и жизнь». Я увлекался программированием, и фантастические ситуации повести, связанные с компьютерами, а особенно личность супергуру Клюга вызывали у меня невероятный восторг.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я также восхищался спокойным профессионализмом Лизы, а ее трагическая смерть в самый счастливый момент ее жизни, вызывала горечь и сожаление.

Немного спорной кажется личность рассказчика – этакого человека в футляре. Финал повести меня возмутил до глубины души. Я возмущался поведением главного героя. Школьные тетради были исписаны категорическими лозунгами «Виктор Апфел – трус!».

Повесть остается моим любимым произведением до сих пор. Размеренное повествование, отвлеченный, и, казалось бы, совершенно не таящий угрозы для жизни героев, мир компьютерных программ, неожиданно меняется с появлением жуткой, таинственной и безликой силы. Также хорош авторский замысел – то, что повествование ведется от лица человека, совершенно не разбирающегося в компьютерах. Сейчас по прошествии времени мне жалко и Виктора Апфела. Несчастный, больной, надломленный войной человек, нашел свою любовь, и сразу же ее лишился. Замечательная повесть, с трагичным и захватывающим финалом.

Оценка : 10
«Нажмите «ВВОД»
–  [ 20 ]  +

sanchezzzz, 26 июля 2009 г. в 17:43

Весьма неоднозначная вещь, и вещь настолько же не-фантастическая сейчас, насколько она была фантастической четверть века назад. Сейчас, по прошествии времени, на первый план сюжетной линии выходит всё же психологическая составляющая, нежели весь этот кибер-софт-антураж, что в ней присутствует основой. Дело ведь вовсе не в компьютерах как таковых, – что они без человеческой мысли и рук? – не в их технологической оснащённости в сравнении 1984 года и сегодняшнего дня. В конце концов, в 2034 году наши дети будут посмеиваться над нашими с вами Р4. Джон Варли, на мой взгляд, акцентировал внимание немного на другом.

О том, что власть, обретённая не важно какими способами, — посредством ли компьютерных и интернет-технологий, или денег, или ещё как-то, и огромные возможности, которые она даёт, это штука обоюдоострая, жестокая и взрывоопасная. Весь вопрос в том, в каких руках она сосредоточена, и как ею пользуется её обладатель. А-а, ну и появляется ещё одно примечание: реально ли кто-то обладает огромной властью и возможностями, или это только его ощущения, а на самом деле эти категории виртуальны и малоощутимы.

Власть и возможности Клюга, хоть он и обладал непомерно высоким уровнем таланта к своему делу, оказались на поверку строго и существенно ограниченными категориями: первая – загадочной, незримой «конторой», на которую он нарвался, а вторые – хоть и тотальным, но вполне себе заурядным подглядыванием за другими людьми, да финансовыми афёрами, пусть даже огромных масштабов.

Власть – продукт конечный, у которого есть границы, резко обозначенные теми, у кого этого продукта будет побольше, чем у Клюга, например. На что он рассчитывал, мне лично осталось непонятым, и это лишь один из длинной череды вопросов, которые я задал прочитанному у Варли. На многие вопросы, правда, ответы находятся на удивление легко и просто, и в этом несомненная заслуга Автора, ибо написанное им очень точно и логично, и придраться, по большому счёту, не к чему.

Вся процедура вопрос/ответ у меня занимала совсем незначительные секунды. Например, множество вопросов о человеческой сущности Виктора Апфела и Лизы Фу, зачем они выписаны именно такими, какими представлены в повести: зачем он ветеран войны? зачем он эпилептик? зачем он «ламер» в компьютерах? зачем он одинокий холостяк? зачем она, грубо говоря, простите, «жёлтая»? зачем этот её прикол с футболками и с надписями на них (О! этот ход, кстати, как по мне, так великолепен! – мастерский и очень тонкий по смыслу)? И ещё куча разных «зачем» и «почему». Но ответы, в принципе, на поверхности, стоит лишь немного соотнести сюжет, время и замысел Джона Варли.

В чём же неоднозначность этого произведения, если я утверждаю, что оно оцень точное, предельно прозрачное и логичное? Да, чёрт возьми, в концовке. В ней сосредоточилась вся соль для меня!

Жалко ли мне Виктора? Да, наверное, всё-таки жалко. Но жалость эта, знаете, с какой-то примесью возмущения, что можно так сдать, став законченным параноиком, и презрения к тому, что фобии его оказались сильнее желания взять над ними верх. Теперь Виктор будет видеть угрозу своему существованию не только в водопроводных трубах, но и в порывах ветра, и в солнечных лучах, и в каплях дождя, — а что, а вдруг, тот неведомый враг в них?

Вообще же, мне кажется, что концовка как бы аккумулировала всю ту гнетущую, щемящую атмосферу всей повести в целом: сцена самоубийства Лизы (или это всё-таки было убийство, хоть и косвенное, но преднамеренное и расчётливое?), медленное угасание Виктора, маячащий где-то рядом силуэт неизвестного врага, — всё это отлично иллюстрирует последние страницы повествования.

Очень глубокая вещь, вполне подошедшая бы как сюжет для «Секретных материалов»…

Оценка : 9
«Гея» [Цикл]
–  [ 16 ]  +

freeresearcher, 01 ноября 2015 г. в 04:17

С этой трилогией у меня складывались непростые отношения. Третью книгу, «Демона», купил папа во время моей учебы то ли в 10, то ли в 11 классе. Он прочел несколько десятков страниц, ему не понравилось, я читать тоже не стал — у нас с папой тогда вкусы совпадали. Потом, курсе на втором или третьем я все-таки прочел книгу и мне очень понравилось: потрясающий мир, несколько великолепных сцен (бывает, что книга запоминает одной сценой; тут таких минимум две), вот только обилие отсылок к прошлым двум частям немного напрягало. Не настолько, чтобы совсем недоумевать, но все-таки. Я попробовал найти предыдущие части, но не нашел.

А осенью 2009 я остался сидеть один дома — жена уехала на стажировку и по вечерам было совсем нечем заняться. Я нашел книгу уже в электронном виде, перечитал, снова восхитился, полез за первыми двумя частями — но потом то ли завал на работе, то ли возвращение супруги — короче, так и не прочел. Прошло еще шесть лет, я снова оказался один (на сей раз это я уехал в другую страну и ждал жену уже с пятилетней дочкой), у меня не было интернета, но был тот самый старый файл в директории со свалкой всякой всячины. Перечитал, потом, после подключения к сети, нашел и прочел «Титана» с «Феей».

Я к чему все это рассказываю? К тому, что читать действительно стоит не в электричке по пути на работу и к тому, что это не проходное чтение — как минимум одному человеку трилогии хватило аж на 15 лет и этот человек поставил циклу 9/10. Мир не самый простой, одна его геометрия — полый тор с шестью спицами — чего стоит. Куча существ, эпических масштабов противостояния, временные рамки в 88 лет, два поколения персонажей — в третьей части появляется дочка героини из второй.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
вместе с мамой и братиком полугода от роду

Еще там много героев, хотя автор и удержался от превращения трилогии в трехтомную монографию «История Геи и ее персоналий» — речь не о сотнях имен, а об, пожалуй, восьмерке полноценно прописанных персонажей. Сирокко, Габи, Робин, Крис, Валья, Конел, Искра и, разумеется, Гея — раскрывать детали не буду, но отмечу, что все они показались более чем убедительными. Да, кое-кто в этом списке оказывается совершенно неубедительным с точки зрения человеческой психологии, ну так в том конкретном случае именно эта неубедительность является скорее достоинством, чем недостатком.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
может показаться, что инопланетной сверхсиле, Гее, незачем вести себя по шаблонам кинематографа, однако вспомните, откуда Гея брала информацию о людях до их прибытия. Из теле- и радиопередач с Земли, так что та ее сущность, которая непосредственно коммуницировала потом с героями, по определению была побочным продуктом именно массовой культуры.

О том, насколько классно сделано колесо сатурнианского спутника, как автор продумал множество фантастических видов, какие шутки рассыпал по тексту и какие отсылки куда внедрил (упоминается даже Лысенко, кстати) — про это можно говорить много и я этим заниматься не буду. Напишу проще — «Гея» во многом более «твердая» научная фантастика, чем большинство претендующих на этот жанр произведений. Можете пинать ногами, но даже «Ложная слепота» менее «тверда» в плане именно научной убедительности; перейду засим к своему любимому. К гендеру и сексуальности. Я уже хвалил тут «Уплыть за закат» Хайнлайна за гендерный аспект, теперь похвалю «Гею». Кстати, Джона Варли называли «новым Хайнлайном«!

Гендер. Многие, судя по отзывам, видят в «Гее» засилье сексуальных сцен и буйство феминизма. Как человек, который сейчас учится как раз на специалиста по gender studies, скажу прямо — трилогия действительно написана под явным влиянием феминистких идей, но до «засилья» ей далеко. Автор явно был знаком и с радикальными течениями (с них списан

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ковен, «Фея» и «Демон». Виккане + лесбосепаратизм
), и с актуальной повесткой (
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
феминистки Беллинзоны, «Демон» — причем их Варли выписал с явной симпатией, Трини персонаж всецело положительный
), и с рядом базовых принципов вроде отхода от письма с мужской точки зрения. Я, кстати, вообще в какой-то момент полез проверять, не женщина ли писала — но не потому, что мужчин якобы уничижительно представили (Крис и Конел вообще практически святые, а это центральные герои), а потому, что вся эротика выстроена не просто так, а вокруг полноценной истории отношений. С переживаниями, с рефлексией и телесный опыт там подан тоже с совершенно нетипичным для «мужского письма» обилием нюансов.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Например, «Демон» — сцена купания Робин в источнике. Или явления Габи Месье своей любимой женщине Сирокко Джонс.

Да, основная любовная линия негетеронормативна, ну и? Дамы и господа, лесбийский опыт давно нашел свое место в культуре, его тоже описывают, рефлексируют и отражают в художественных произведениях, нет там ничего сверхестественного, нечего переживать по этому поводу. Да, есть секс человека с титанидой и даже с задней частью титаниды — ну так опять-таки, это во многом метафора и опять-таки про отношения и разговоры там намного больше, чем про те совокупления, которые даже и не столь подробно расписаны, это вам все-таки не творчество Анаис Нин или Генри Миллера.

А еще все три части проходят тест Бекдель. В них есть две наделенные именами (и, добавлю, убедительными характерами) женщины, которые говорят между собой и не о мужчине. Собственно, там о мужчинах говорят вообще довольно мало, потому что все женщины вполне полноценные личности со своими целями, своей мотивацией, предысторией и эмоциями. Вот тут, кстати, тоже и просматривается феминисткая повестка, а вовсе не в гадостях, что творил один из персонажей-мужчин. С феминисткой точки зрения можно попридираться к той же сексуальности, дескать Варли добавил все на потребу мужчинам-читателям, но со столь радикальными воззрениями вам скорее в Ковен — у Урсулы ЛеГуин, которая признанная классик НФ и феминистка (ряд ее эссе посвящен именно гендерной проблематике!), тоже, знаете ли, есть сексуальные сцены.

Оценка : 9
«Толкач»
–  [ 15 ]  +

aiva79, 26 октября 2013 г. в 18:13

     Джон Варли в рассказе «Толкач» представил на суд читателей некую историю-перевертыш. Сначала хочется выкинуть книгу и подальше, а потом, когда вся история становится полностью известной, то даже громко зааплодировать. Эти чувства наверняка отразились и в том, что рассказ был награжден многочисленными премиями, но одновременно с этим, как мне кажется, возможно последовала масса протестов со стороны прочитавших, для которых данная история показалась явно нездоровой.

    Весь рассказ можно разделить на две части.

    Первая часть начинается на детской площадке, на которой взрослый мужчина, сидя на скамейке, наблюдает за играющими детьми. Он пытается выбрать себе ребенка для «непонятных» целей. Если бы я не была предупреждена, то фраза на второй странице: «Ян сосредоточился на девочках. Когда-то, очень давно, он пытался иметь дело с мальчиками, но ничего не вышло», одназначно вызвала бы у меня реакцию закрыть книгу и как минимум помыть руки. Но я читала дальше...

   В итоге оказывается не все так плохо и ничего предосудительного ГГ и не думал и не делал общаясь с детьми , но осадок тем не мене остается.

   Во второй части раскрывается весь смысл и мотивы действия ГГ.

   Ян Хейси — главный герой, по свой професии является толкачем. Я не физик, я химик, а в данном случае лирик... поэтому чем занимается толкач мне не совсем ясно, но как пишет автор толкачи отвечают за состояние светового двигателя космического корабля, снимая со стен плазмоиды (красные каплевидные кристаллы). И пока толкач находится в рейсе, на Земле проходят десятки лет. Очевидно, что люди этой профессии безумно одиноки, не о какой семье и друзьях речи в их жизни идти не может, поэтому каждый из них борется с одиночеством по-своему. И ГГ герой нашел для себя выход в общении с детьми.

    Более подробно описывать действия героя не буду, так как придется раскрыть всю интригу, а значит лишить кого-то приятного чтения)

    Но скажу, что в итоге история оказалась достаточно трогательной и если так можно выразиться, то какой-то мужской. Все-таки как это по-мужски, дать надежду и исчезнуть!)))

Оценка : 9
«Демон»
–  [ 14 ]  +

Вертер де Гёте, 05 июля 2008 г. в 09:20

Так получилось, что трилогию о Гее я начал читать с «Демона» — заключительного романа цикла, а когда узнал об этом было уже поздно искать первые тома — книга захватила, а оторваться от понравившейся книги я не в силах. Тем более, ключевые моменты двух предыдущих книг в романе ненавязчиво объясняются и читать его можно без ущерба для понимания порядка событий. Как я уже сказал, книга понравилась: в создании своего мира Варли проявляет недюжинную, просто-таки «фармеровскую» фантазию. С Фармером роднит Варли и интерес к эротическим темам и они хоть представлены без подробностей, но разнообразно — от лесбийской любви до изощренной любви двуполых кентавров — титанид. Но «Демона» мы любим не только за это :-))). Варли умудрился совместить общий иронический настрой книги с серьёзными приключениями, а переживания главных героев претендуют даже на психологизм. Красной нитью через весь роман проходит тема кинематографа. Варли создаёт отличную, едкую сатиру на Голливуд и голливудские фильмы, не сбиваясь при этом на дешёвый, пародийный стёб и проявляя хорошее знание предмета.

Оценка : 9
«Нажмите «ВВОД»
–  [ 13 ]  +

ceh, 12 февраля 2007 г. в 21:08

Бесподобная вещь! До сих пор помню то удивление, которое эта повесть вызвала у меня когда я её читал, лет эдак 15 назад. Слышал я отзывы от разных «знатоков», что дескать, повесть эта уже давно не актуальна, устарела, что Варли не разбирается в компьютерах и так далее. Но ведь она не об этом совсем. Не о компьютерах. Или не только о компьютерах. Она о современных (до сих пор!) тенденциях, о прогрессе, о безграничных возможностях — и о цене, которую надо за это платить. И это всегда актуально. И к тому же она грамотно, профессионально написана — четко «цепляет», привязывает, и не дает оторваться от первой и до последней строчки.

Оценка : 10
«Гея» [Цикл]
–  [ 11 ]  +

-Одиночка-, 25 августа 2015 г. в 01:02

Клянусь задоматерью всех титанид, этот цикл стоит прочитать!

Прочитать его стоит тем кто любит продуманные миры/вселенные, кто любит НФ за возможность пожить в другом мире, не всегда лучшем, но обязательно с яркими красками и местом для приключений и для героического поступка. Первая книга цикла — «Титан» знакомит нас с миром, загадка существования которого в конце повествования все же разгадывается, но поверьте — дальше будет еще интереснее. Исследовательский экипаж, катастрофа, неожиданно обитаемый мир который сам по себе является разумом и живым существом. Первая книга — внешнее знакомство. Вторя книга — «Фея» — когда главные герои уже порядка 100 лет прожили в мире на котором они потерпели катастрофу. И третья часть книги — «Демон» — самая динамичная и читаемая на одном дыхании, переполнена приключениями и неожиданностями. Восстать, чтобы навести свою, человеческую справедливость. Автор сумел продержать интригу до самого конца книги — мы узнаем кто такая Гея, и окажется что мир — нечто совсем иноее чем выходило по обяснению Геи-самозванки в первой части.

Кстати, любители почитать в электричках — даже не беритесь, ибо этот мир не для вас, в него надо полностью погрузится и вникнуть, и желательно отключится от суеты будней. Судить о нем только по прочитанной первой книге — как о вкусе торта судить по коробке. Подумавшие о том, что автор опустился до греческой мифологии — ошибаются, поскольку используются только некоторые названия семейства богов и все, прогруза фэнтезийными богами нет.

В некоторых отзывах обращают внимание на «много секса». Читайте-читайте. Разрывайте совковое сознание и ограничительные социальные цепи воспитания. Там нет никаих извращений, все в пределах допустимого допущения. То что для нашей расы — норма: секс построенный на определенных табу, вовсе не должен означать что у всех рас вселенной он тоже будет построен на таких табу.

Ну и понять что же я такое написал в первой строчке отзыва вы сможете по прочтении книги. И немножко пожалеете, что вы всего лишь человек а не титанида. А титанид вы полюбите обязательно. Приятного прочтения.

Оценка : 9
«Закатными солнцами»
–  [ 9 ]  +

BorodaNeBoroda, 12 июня 2017 г. в 07:27

Ещё один рассказ Варли, относящийся к категории «зелёных», после почтения которого можно почувствовать себя одновременно и очень маленьким, беззащитным перед Вселенной, и очень большим и всемогущим по отношению к другим биологическим видам на Земле.

Мы легко могли бы истребить какой-нибудь вид животных на нашей планете (как уже случалось не раз), и они будут перед нами также беспомощны, как люди перед линейными в рассказе.

Но, как в шутку сказал математик Ларри: «Смысл жизни… это бабочки.» Варли призывает жить ради красоты, ради многообразия природы, чтобы преумножать, а не разрушать. (Вспомните, когда линейные наконец покинули Землю, главный герой понял, что бабочки больше не кажутся ему такими красивыми. А многомерные эстеты, добравшись до энтомологического музея, оглядели витрины и исчезли, оставив их нетронутыми. Так что автор не за музейную, а за живую красоту.)

Варли умеет доступно говорить о сложном, и, читая его рассказы, никогда не ощущаешь себя учеником за школьной партой, считающем минуты до перемены. Импонирует в творчестве автора ещё и то, что из любого своего интереса или хобби он может создать потрясающую историю и увлечь за собой читателя.

Оценка : 9
«Титан»
–  [ 9 ]  +

MarchingCat, 28 мая 2017 г. в 14:00

Вот сколько раз мы (те, кто пишет отзывы), при чтении фантастики сильно прошлых лет, использовали слова «для своих лет», «делая скидку на время написания» и т.п.? Вот я — точно не раз и не два, а много больше. А тут вдруг пришло в голову — а зачем? А почему? А каждому ли скидка положена? Ведь есть авторы, кто и сто лет назад (Уэллс, например) и шестьдесят лет назад (пусть будут Саймак и Гаррисон для примера — беру общеизвестных) писали так, что и в наше время их романы ни в каких скидках не нуждаются. Так за что скидку Джону Варли? Не нахожу за что.

В первый раз читал трилогию лет 15 назад. К сему дню в памяти осталось лишь послевкусие недоумения. Перечитал сейчас первый роман, а дальше не хочу. Ибо, слабо.

Наличие эротических сцен ничем не оправдано. Убери — и ничего не меняется ни в сюжете, ни в образах персонажей, ни в атмосфере романа.

Поведение основных персонажей слишком часто не лезет ни в какие ворота логики и правдоподобия. Как будто это не космонавты NASA (жёсткий отбор, тренировки, психологическая устойчивость, интеллект), а просто кого попало набрали в экипаж по объявлению в газетах. Обычный среднестатистический люд. Одно «пошли вы к чёрту» центру управления полётами от командира корабля чего только стОит...

Гея и её мир. То есть, по сути, сюжет. Огромный Артефакт и лезем его исследовать. После Кларка (Рама) и Нивена (Мир-Кольцо) это уже вторично само по себе. Так ещё и написано более слабо, чем у предшественников. И то, что автор уходит от исследований в сторону приключений (активно перемежая сексом), на мой вкус ситуацию если и меняет, то в худшую сторону.

Да, если сравнивать с теми кто хуже — весьма неплохо написано. Действительно, по многим параметрам — достойная фантастика. Но лично для меня — вторично и слабо.

Оценка : 6
«Нажмите «ВВОД»
–  [ 9 ]  +

Hostis, 31 января 2016 г. в 23:25

Классический, немного трэшевый рассказ про опасности компьютеров. Эта тема была очень популярна в конце 80-ых и начале 90-ых. Достаточно посмотреть фантастические фильмы того времени. Сейчас этим рассказом уже сложно напугать, как и фильм «Видеодром» уже вряд ли напугает зловещими видеокассетами и телеканалами, воздействующими на мозг зрителя. Как только появляется новая технология, появляется и спрос на связанные с ней ужастки.

Оценка : 9
«Нажмите «ВВОД»
–  [ 8 ]  +

Alexus_404, 09 января 2020 г. в 01:29

Небольшая повесть, которую, пожалуй, можно отнести к раннему киберпанку, хоть и произведению не хватает футуристичности. Одинокий главный герой, корпорации, компьютеры и хакеры — все атрибуты на месте. Однако есть несколько факторов, которые не дали данной истории вконец устареть, стать полностью тривиальной и сгинуть в небытие.

Во-первых, это сам главный герой, который является человеком, не имеющим какого-либо отношения к компьютерам. Он не является борцом с корпорациями, классным хакером. Напротив, это обычный пожилой затворник, консерватор, любопытным в образе которого является факт того, что он — ветеран войны, получивший эпилепсию. В истории, описанной автором, он является наблюдателем и в ходе повествования делает свои собственные выводы касательно влияния компьютеров и их роли в обществе.

Во-вторых, в повести неплохо сшитый сюжет, за развитием которого, безусловно, интересно наблюдать, посему читателю интересно узнать, что же будет в итоге. Атмосфера научно-фантастического нуара, коим является киберпанк, здесь передана на все сто процентов. Нуару свойственен жестокий тон, пессимизм, цинизм и демонстрация темных граней человеческой души, что, кстати, было немного освещено в начале рассказа, когда выяснилось, что погибший хакер «нарыл» информацию о деятельности своих не слишком-то честных соседей. Прежде чем мы разберём финал, хотелось бы отметить, на мой взгляд, не очень-то избитую завязку: это, пожалуй, одно из немногих киберпанковых произведений, где впервые крутой хакер, как, например, тот же Леонид из «Лабиринта Отражений», не является главным героем и не является столь уж значимым звеном в сюжете; по сути, читатель со стороны наблюдает реалистичное развитие событий, если бы хакер перешел дорогу важным людям и поплатился своей жизнью. Вспомните, сколько раз рисковал вышеупомянутый Леонид, и осознайте, что то, что описано в данной повести, могло бы вполне настичь его однажды.

Автор в «Нажмите «ВВОД» отразил свое пессимистическое видение касательно роли компьютеров и, возможно, предсказал развитие интернета. Если делать скидку на возраст повести и то, что писатель немного сгустил краски, получилось очень даже достойно, а мрачный и, наверное, закономерный финал, дающий возможность поразмышлять и додумать кое-какие детали читателю, полностью соответствует задумке, пусть и немного предсказуем. Власть действительно сегодня переходит к владельцам корпораций, да и компьютеры дают обширные возможности. Вдобавок была затронута, хоть и вскользь, тема об искусственном интеллекте и его влиянии, что тоже дополнило общую атмосферу повествования. Я не согласен, что концовка портит произведение, наоборот, счастливый конец разрушил бы всю концепцию рассказа. Разве что можно придраться к некой сухости языка и не слишком хорошему раскрытию персонажей, но это мелочи. Возможно, сыграл роль сокращенный и, вероятно, цензурированный русский перевод.

Отличное произведение.

Оценка : 8
«Закатными солнцами»
–  [ 8 ]  +

MINISTER X, 21 августа 2015 г. в 19:24

Инопланетное вторжение не сулит ничего хорошего. Даже если они просто собирают бабочек)) Как? Зачем? В каком виде хранить? Все эти вопросы волнуют человечество в том разрезе, что надо же понять, чтобы двигаться дальше, чтобы разработать стратегию борьбы/сопротивления, ведь люди сразу убедились, что все земное вооружение, от пулеметов до ядерных ракет, не поможет в борьбе с этими странными инопланетными любителями бабочек.

Оказывается, что для решения этой проблемы нужны: энтомолог (главный герой), математик (решивший основную задачу), и взвод солдат американской (ну а какой же еще) армии. Победа не за горами, надо только весь рассказ разбираться, чего это их так дофига, этих инопланетных пришельцев, и причем тут бабочки...

Другая линия рассказа, математическая. Шикарная визуализация двух-трех-эн-мерных пространств с примерами. Да и вообще, связь пространства-времени научно необоснована, и существует только в глазах современных сумасшедших ученых, полыхая огоньками гипотиз и догадок, и в трудах фантастов (впрочем, иногда более достоверно, чем у ученых), сползая с «пера» в виде рассказов, повестей, романов, регулярно всплывая и там, и там. Но знаменитый философско-юмористический вопрос звучит, как и раньше: «Ты суслика видишь? Нет. То-то же. А он есть...». И похоже, что в реальном мире эта взаимосвязь крепче, чем мы предполагаем в своих самых смелых предположениях... По прочтению вспомнился легендарный рассказ «Дом, который построил Тил»...

Инопланетяне по теории (земной теории) вероятности все-таки существуют. Но известный парадокс поиска других цивилизаций снова замкнулся сам на себя — цивилизации, не достигшие нашего уровня мы и сами найдем (когда-нибудь), а высокоразвитых мы в общем не интересуем, во всяком случае, не больше, чем нас муравейник, или стая птиц... Рассказ начинался как юмористический, а закончился печально. И опять злые инопланетные дети растоптали наш цивилизованный «муравейник», просто так, ради забавы, проходя мимо и собирая коллекции земных бабочек...

Оценка : 9
«Навязчивость зрения»
–  [ 8 ]  +

Manzue, 09 декабря 2014 г. в 13:58

Хорошо, что движение хиппи давным давно изжило себя, потому как через эту разноцветную кашу компоста пройти целым и невредимым у многих людей, включая талантливых писателей, не получалось. В их головах обязательно оседали какие-то идеализированные грезы, которые к реальности никакого отношения не имели, но, несмотря на это, «дети цветов» все как один пытались внедрить их в наше загнившее общество.

Вот и обладатель кучи различных премий Джон Варли тоже считает: пора что-то менять! Достаточно попутешествовав по разнородным коммунам, он составил в повести «Навязчивость зрения» свой портрет идеального общества. Итак, в нем все обязательно должны быть слепыми и глухими (красоты планеты Земля — это излишки, которые давно пора заменить собственным воображением), в нем все работают и царит коммунизм (никакого вождя во главе)и, разумеется, все в этой коммуне должны доживать максимум до 30-40 лет, а потом сваливать (умирать или в путь-дорогу, остальное никого не волнует, ведь где нет собственничества, там нет и привязанности).

Оценка : 6
«Нажмите «ВВОД»
–  [ 8 ]  +

ensign, 10 октября 2014 г. в 17:04

Напечатанная в Химии и жизни повесть произвела когда то огромное впечатление.

Перечитал. Стало еще страшнее. Из фантастики она плавно перетекла в реальность (почти). Нечастый случай, когда «фантастика ближнего прицела» через 30 лет стала еще актуальней.

Оценка : 10
«Звонарь»
–  [ 8 ]  +

heleknar, 24 сентября 2014 г. в 17:17

Главное, не понятно в чём интрига? Почему нельзя на Луне разводить

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
мясных животных? Места хватает. Перенаселенности нет. Ну продавали бы килограмм мяса, по цене 10 килограммов кукурузы, зато не надо было-бы каннибализмом заниматься. В конце-концов, в биотехнологическом обществе, в котором можно поменять пол, или отрастить отрезанные ноги, не составит проблем вырастить культуру мышечных клеток хоть коровы, хоть курицы. А так: ой-ой-ой, злые мясные наркоманы готовы есть человеческих младенцев. Фу! Похоже на тупую веганскую агитку про трупоедов.
Посмотрел биографию автора — вроде нормальный.

А идиотизм лунных копов вызывает просто оторопь. Беременная офицер полиции работает приманкой для маньяка, но у неё нет не то что оружия, а даже средства связи или маячка. При этом уровень развития техники позволяет имплантировать себе генератор силового поля, и голышом гулять по поверхности Венеры или Меркурия.

Оценка : 4
«Нажмите «ВВОД»
–  [ 8 ]  +

seregaS, 28 ноября 2007 г. в 00:25

Пожалуй первая книга про хакеров/программмистов, которая мне понравилась и не вызвала смех и отторжение. Помимо интересного сюжета, великолепно прописана атмосфера и персонажи.

В общем рекомендую к прочтению. Со временем книга совсем не устарела.

Оценка : 9
«Нажмите «ВВОД»
–  [ 7 ]  +

lammik, 20 августа 2022 г. в 21:09

Однажды в доме у Виктора Апфела зазвонил телефон. Странный голос попросил зайти к соседу и «сделать всё, что требуется». Никуда идти Виктору не хотелось, он вообще не из тех, кто куда-то готов сорваться по первому звонку. Но телефон названивал снова и снова. Делать нечего, пришлось идти. Сосед, как не трудно догадаться, находился в нежизнеспособном состоянии. С того дня размеренная жизнь Виктора совершила лихой разворот.

В 1989 году в маленьком крымском городке, в единственной школе которого я тогда учился, было не так много возможностей добраться до научной фантастики, тем более зарубежной. Городская библиотека, которая выписывала «Химию и жизнь», отчасти позволяла утолить голод. Повесть «Нажмите «ВВОД»» казалась порталом сразу в два мира — американской жизни с пиццей, Кока-колой и «Феррари» и компьютерный, где всемогущие хакеры могут запросто развязать ядерную войну или не оплачивать счета за электричество. Вообще, что в повести действительно отлично выполнено, так это переход от осознания главным героям возможностей техники к паранойе, фактически похоронившей его в 50 лет, хотя технически ему бы ещё жить да жить. Пусть и не новая мысль, что всё имеет свою цену подана весьма доходчиво. Триплет основных премий заслужен.

Судя по теме «Помогите вспомнить автора» на форуме Фантлаба не одному мне повесть Джона Варли надолго запала в память. Постоянно ищут.

Оценка : 8
«Закатными солнцами»
–  [ 7 ]  +

Mishel78, 06 февраля 2022 г. в 02:58

Что самое прекрасное на Земле для трёхмерного человека? Ответ на этот вопрос многогранен и имеет великое множество интерпретаций. А теперь попробуйте ответить на вопрос: что самое прекрасное на Земле для иномерного существа? Трудно ответить, не правда ли? А Джон Варли даёт парадоксальный и неожиданный ответ — бабочки и мотыльки.

Настоящая, крепкая научная фантастика отличается тем, что за основу берутся реально существующие научные теории и факты. В этом рассказе пришельцы имеют природу настолько чуждую человеческому разуму и настолько похожий на хомо сапиенсов внешний вид, что это можно назвать ещё одним парадоксом. Цели иномерцев — парадоксальны. Объяснение их пришествия тоже. Весь рассказ кажется сборником парадоксов, но тем он и хорош, поэтому он обогатит читателя некоторыми особенностями парадоксальной математики.

Помимо научно-фантастической составляющей через рассказ красной нитью проходит философская мысль о хрупкости жизни на Земле, ведь неслучайно земной целью инопланетян стали именно чешуекрылые — хрупкие и нежные существа, чья жизнь может оборваться даже от случайного порыва ветра или дождевой капли.

Финал довольно апокалиптичен и вызывает невольный трепет своими масштабами. Поэтому, сложив все элементы рассказа, можно с уверенностью утверждать — перед читателем один из лучших рассказов в жанре научной фантастики, наполненный парадоксами и дающий пищу для размышлений.

Оценка : 8
«Титан»
–  [ 7 ]  +

IPSE2007, 05 ноября 2011 г. в 23:59

Первое, что вспоминается, при описании объекта исследования — мир-кольцо Найвена. Масштабы, конечно, на порядок ниже, но все же, Варли идея, видно сильно заворожила. В добавок, люди будущего, вероятно, испытывают серьезнейшие психологические проблемы в сексуальном плане. Количество совокуплений на единицу текста, а так же описаний связанных с репродуктивной системой значительно выше среднестатистического. При всем при этом роман эротическим не является, так что, видимо, у самого писателя в этот период жизни с сексуальной жизнью было не все гладко. Еще в глаза бьет некий излишний феминизм. Мужчины у Варли представлены либо негативно, либо никак. Если бы такое написала Мерседес Лэки — это было бы понятно, но от мужчины такую постановку вопроса ожидать сложно. Разве что, писатель собирался в женский клуб и решил позабыть мужское ... хм, достоинство. О таких «изменниках», помнится, писал еще Сапковский в одном своих эссе. Ну, а в целом получился середнячок не особо рекомендуемый к прочтению. Хотя при наличии развитого воображения, открывающиеся перед героями пейзажи, могут завораживать.

Оценка : 7
«Нажмите «ВВОД»
–  [ 7 ]  +

ivanov, 22 ноября 2007 г. в 02:00

Замечательная, разноплановая вещь. Великолепная атмосфера, техническая достоверность, интересные герои, захватывающий сюжет. Идея, положенная в основу романа, на данный момент много где обыграна, но мало где лучше. Книга о сетях, машинном разуме, человеке и его страхах и о многом другом.

Оценка : 9
«Стальной пляж»
–  [ 6 ]  +

Петров Эдуард, 14 июля 2023 г. в 20:14

Варли описывает очень интересный мир, в котором человек, благодаря присутствию в крови армии наноботов и постоянному наблюдению всемогущего Главного Компьютера (ГК), может прожить сотни лет, не зная болезней и не старея. Наноботы вовремя заметят появление раковой опухоли и уничтожат ее в зародыше, а человек даже не узнает об этом. Здесь можно при помощи простейшей инъекции стандартно запрограммированных наноботов, имеющихся в каждой аптеке, изменить цвет глаз, скинуть или прибавить десяток — другой килограммов, а используя более сложные процедуры заменить любой изношенный орган, изменить в своем теле буквально все — рост, цвет кожи, черты лица, пол.

Как будут складываться отношения между людьми, когда можно легко и безболезненно сменить пол, когда кроме двух обычных полов, можно сконструировать что-то совершенно невероятное и общество не выразит по этому поводу ни тени порицания? Наоборот, люди, ни разу не менявшие пол и не экспериментирующие со своим телом, считаются здесь эксцентричными чудаками. При этим Варли очень тактично обходит тему однополых отношений и нигде не показывает эротических сцен, хотя его герои очень непринужденно обсуждают сексуальные вопросы.

Варли исследует этот мир и рассматривает разные ситуации возникающие в результате развития научно-технического прогресса и медицины. Например, как будут выглядеть спортивные единоборства в мире, в котором в течение часа можно восстановить человека, которому полностью оторвали голову. Или, как быть с людьми, не наделенными творческими способностями и не имеющими тяги к науке, и что им останется делать там, где всю физическую работу выполняют механизмы, притом делают это быстрее и качественнее чем любой человек. Как общество должно поощрять выпуск газет в мире, где умение читать постепенно отмирает и люди получают информацию из видеоряда и звуковых комментариев к нему.

Постепенно, перед нами вырисовывается судьба двух главных героев романа — Хильди, талантливой журналистки, страдающей от внезапных суицидальных порывов, пытающейся изменить свою устоявшуюся жизнь, и Главного Компьютера Лунной колонии, который, не являясь живым существом, предстает личностью с полным набором чувств и эмоций. Для одних он простой автомат — слуга, которого можно в любой момент позвать на помощь или отослать в небытие, для других — всемогущее существо, практически бог. На самом же деле он ни то, ни другое, вернее он объединяет в себе и покорного слугу, и всемогущего демиурга, и еще он перенял что-то от каждого из миллионов людей, с которыми постоянно связан. Плохое и хорошее, любовь и ненависть, благородство и тяга к преступлениям — все это хранится в ячейках его памяти и вызывает неизбежный конфликт с программными установками и заложенными в него принципами.

Роман написан очень увлекательно, живым, ярким языком. Плюс, прекрасный перевод Юлии Лункиной, который я читал. Не рекомендуется к прочтению детям (некоторые специфические описания не для них). Еще категорически не рекомендуется читать ханжам и фундаменталистам разных мастей.

Оценка : 10
«Навязчивость зрения»
–  [ 6 ]  +

Trueman, 31 марта 2021 г. в 01:35

Лично мне данное произведение представилось смесью видоизмененной, вывернутой наизнанку «Страны Слепых» Герберта Уэллса и опыта хипповских похождений самого автора. А этот опыт у него вполне себе богатый — это можно утверждать, даже мало-мальски зная биографию Джона Варли.

Быт, социальное устройство, нравы населяющих общины людей описаны вполне себе достойно. Увлекательно представлена суть слепо-глухой общины в виде своеобразного единого организма (у меня сразу всплывала аналогия с донными водорослями, синхронно двигающимися в такт с морскими течениями), где между людьми полное и постоянно углубляющееся взаимопонимание.

Но, с другой стороны, многими аспектами я совсем не проникся; да, сторонники произведения скажут, что нужно попытаться представить себя на месте этих людей, почувствовать их, ни разу в жизни не имевших возможности исследовать окружающий мир посредством слуха и зрения. Попытался, представил — есть даже опыт общения со слепыми массажистами, профессионалами своего дела. Но они углубляли свое исследование мира оставшимися органами чувств только из-за утери других органов, это вынужденная мера.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Но чтобы собственноручно лишить себя имеющихся возможностей-это нужно быть умалишенным, как мне кажется.
Что, если бы человеку были доступны эхолокация, инфракрасное, ультрафиолетовое зрение, магнитные и прочие способности? Он что, стал бы хуже изучать окружающий его мир? Думаю, что нет, просто это познание становилось бы более многогранным и всеобъемлющим.

Вызывает также острое неприятие морально-этическая сторона вопроса: все эти массовые оргии, гомосексуализм, педофилия, в конце концов, они и вправду так нужны для исследования мира? Ну давайте тогда продолжать дальше, что уж там: осталась без упоминания зоофилия, некрофилия и прочая «лия» с засовыванием всего и везде.

В общем, состояние после прочтения данного произведения весьма неприятное.

Оценка : 4
«Титан»
–  [ 6 ]  +

Darth_Veter, 03 июля 2020 г. в 22:47

«Титан» — не совсем характерный роман из серии про гигантские инопланетные артефакты. На сей день я пока «освоил» только три таких: «Раму» Азимова, «Гость» Стита и вот этот самый «Титан».

Что можно поставить роману в «плюс»?

1. Саму тематику исследования инопланетных артефактов — она весьма увлекает (если грамотно описана). У Варли с этим порядок.

2. История артефакта и разгадка замысла инопланетян: зачем построили, почему бросили и как его теперь использовать?

3. Обратная связь: земляне исследуют артефакт, а артефакт исследует землян. На мой взгляд, эта часть сюжета весьма необычна и интересна: у Азимова и Стита ее просто нет. Из-за нее я, собственно, 8 баллов роману и поставил.

Теперь «минусы»:

1. Деревянные персонажи. Все какие-то ненатуральные, как Буратино из сказки Толстого. Я даже вначале не понял, кто из них главгерой.

2. Излишний упор на разные извращенные формы сексуальных отношений. Понимаю, конечно, что на Западе секс главнее Президента, однако... надо ж и меру знать! Чегой-то ихний артефакт слишком озабоченным оказался. Нелогично как-то: во время первого контакта нужно другие органы тестировать (мозги, например). Причем тут вообще секс? (Сам себе отвечу: так легче книгу продать — проверено «Эмманюэлем»)

3. Слабая фабула. Опытные знатоки НФ легко предскажут отдельные ее повороты. Иными словами, налицо шаблонность повествования.

4. Странный финал. Я-то уже понимаю, что там следует продолжение, но романы так не заканчивают. Тем более, если я не хочу читать это самое продолжение. Вообще, продолжение при таком сюжете — вещь весьма спорная. Чего там продолжать? Артефакт он и останется артефактом, а по-новой всё проходить как-то «не айс»...

Рекомендация: читать тем, кто любит приключенческую НФ на тему исследования таинственных объектов (не только космических). Ну, и еще любителям нетрадиционных сексуальных отношений.

Оценка : 8
«Убить Барби»
–  [ 6 ]  +

jolly-fellow, 20 февраля 2018 г. в 03:13

Классический в своей основе детективный рассказ. Есть честный полицейский, есть продажное начальство честного полицейского на которое давят подлые политики. Начальство ставит полицейскому ультиматум: либо увольняйся либо закрывай дело либо расследуй за 4 дня. Такие явные шаблоны удручают.

Основной интригой являются убийства производимые членами довольно оригинальной секты верующих. Эти верующие стремятся стать максимально похожими друг на друга и стереть собственную индивидуальность из своего существования. Поэтому все они делают хирургическую операцию, после которой идеально походят друг на друга, одинаково говорят, одинаково одеваются. Их невозможно отличить друг от друга. Поэтому детективу практически невозможно найти убийцу в этой толпе, которая к тому же активно не хочет ему помогать.

К сожалению, если включить мозг и немного подумать, а не идти у автора на поводу, то становится очевидным, что такая секта вообще невозможна в человеческом обществе. Ни в физическом ни в ментальном смысле. Все люди имеют физические предрасположенности и особенности. Кто-то склонен к полноте, кто-то к худобе. Все люди имеют характерные особенности неосознанного поведения, такие как: жесты, манеру говорить, словарный запас, интересы, развитие интеллекта. Люди разного возраста очевидно выглядят по разному как их не оперируй хирургически. Не может престарелый мужчина вести себя и выглядеть как юная кукла, после любой операции. Люди разного пола имеют разный гормональный фон, даже если им удалили внешние половые признаки. Короче говоря такое идеальное подобие во всём целого большого общества, состоящего из тысяч разнополых взрослых людей, которое существует уже около столетия, в принципе не может быть. Из-за этого не получается погрузиться в события рассказа. Просто невозможно представить чтобы люди пусть и прооперированные до полного взаимоподобия могу так себя вести. Это можно было бы назвать придирками если бы речь шла о боевике или детской литературе, где психологические нюансы поведения героев и их мотивы не очень важны, но мы читаем детектив, где мотивы и психология это основа жанра!

Лучше бы автор описал такое общество в виде каких нибудь инопланетян. В этом случае можно было бы сделать скидку на особенности инопланетной расы.

Оценка : 5
«Манекены»
–  [ 6 ]  +

vesnyshka, 20 августа 2016 г. в 00:15

Ещё ребёнком я видела, как курица с отрубленной головой какое-то время продолжает жить (так себе зрелище, кстати). Провести параллель с человеком и обеспокоиться вопросом, трепыхается ли он, когда ему отрубают голову, я не додумалась. А вот героиня рассказа — очень даже. И не просто любому человеку, а только мужчине, т.к. в её понимании мира мужчина — это паразит, захватывающий власть, выпивающий все соки женщины и вообще убийство мужчины — это и не убийство вовсе. И не только обеспокоилась, но и воплотила в жизнь.

Автору удалось отобразить душевное состояние героини (которой поставлен диагноз шизофрении) так, что ты уже и сам начинаешь теряться, где фантазии, а где правда. И с девушкой-студенткой, пришедшей поговорить к болеющей, кажется, происходит тоже самое. Или не кажется. Или больна как раз не героиня, или не болен вообще никто, а просто мир имеет обратную сторону, или... В общем, автор молодец. Развернул картину произведения так, что ты вроде и был готов к тому, что что-то идёт не так, но в финале думаешь — оу, ну, хм... Т.е. не знаешь, что и думать)

Сумасшествие — оно многогранно, и Джон довольно любопытно показал одну из его граней.

Пыс.пыс. Перевод Manikins как Манекены мне кажется неудачным. Вот Человечки был бы более близким (4 б — ужас:) к тому, о чем идёт речь в рассказе. Во всяком случае, так открываются разные смыслы.

Оценка : 7
«Навязчивость зрения»
–  [ 6 ]  +

Seidhe, 24 апреля 2015 г. в 11:04

Очень сложно разобраться со своими впечатлениями от этой повести...

Год написания повести — 1978. Автор, сам немало хипповавший в жизни, твёрдо уверен, что в мире, который переживает тяжелейший экономический спад, возможно существование различных комунн, которым позволено жить так, как они хотят. Через несколько лет появиться киберпанк. В мрачноватое будущее, описываемое в произведениях этого жанра, вериться почему-то гораздо сильнее, чем в картину, нарисованную Джоном Варли... Тем не менее, начало повести буквально завораживает, заставляя вспомнить и дорожные приключения Керуака, и сумасшедших всех мастей психоделических 60-х, и бродяг времён Великой Депрессии, и много чего ещё. 47-летний герой просто путешествует по Америке, в которой ещё могут накормить за работу на ранчо или просто за то, что ты выслушаешь рассказ стариков, но таких людей становится всё меньше. Герою некуда приткнуться и нигде он не чувствует себя по-настоящему своим. Потом он набредает на поселение, основанное слепоглухонемыми.

На этом собственно сюжет заканчивается. Начинается самое интересное...

Я совершенно не верю в возможность создания подобного поселения. СО-ВЕР-ШЕН-НО. Но повесть ведь не об этом. Она о том, что мир, постигаемый нами посредством пяти чувств, это объективная реальность лишь для человеческого сознания. Ведь чувствует же мир дерево или слепая глубоководная рыба? Вот и попытался Джон Варли описать такой мир, в котором нет зрения и речи, но есть язык тела и прикосновений, запахов и ощущения солнечных лучей на теле, а сама жизнь возможна лишь при условии полного доверия друг к другу. Получилось у него или нет — каждый решает для себя сам. Я могу понять восторженные отзывы — повесть безусловно заслуживает полученных наград. Но и мнение Manzue с sheiper'ом мне весьма близко, потому как многие вещи в повести вызывают если не омерзение, то уж неприятие точно, прежде всего гомосексуализм и беспорядочная половая жизнь. Да и вряд ли можно назвать полноценным существо, лишённое одного из основных средств восприятия (вряд ли кто-то будет спорить, что зрение сыграло одну из важнейших ролей в эволюции?). Фантастический элемент в повести тоже присутствует, но спойлерить не буду, так как Варли остался верен себе и предложил в достаточной мере «открытый» финал, который каждый поймёт по-своему.

Принять точку зрения автора или нет — дело сугубо индивидуальное, но прочитать повесть однозначно стоит каждому. Хотя бы для общего развития, потому что это чуть больше, чем просто фантастика.

Оценка : 9
«Закатными солнцами»
–  [ 6 ]  +

Петров Эдуард, 23 июня 2009 г. в 22:30

Они общаются с людьми (когда те, пристают к ним с вопросами), они пытаются объяснить ученому принципы своей математической системы, и в целом они не проявляют враждебности, если их не трогают. Но к человечеству они абсолютно равнодушны. Это даже не океан Соляриса — это контакт на уровне «Пикника на обочине». Понравилось!

Оценка : 10
«Убить Барби»
–  [ 6 ]  +

zmey-uj, 26 февраля 2009 г. в 18:33

Интересно закручена интрига. Остроумно описан процесс переделки человека в барби. Тем не менее возникают ассоциации с сектой скопцов, поэтому вместо того, чтобы увлеченно следить за поисками преступника, все время пытаешься понять, зачем нужно подвергаться таким процедурам.

Любая идея может быть доведена до абсурда, и легче всего это сделать, взяв ее за основу религиозного культа. Сама же мысль, что в группе людей, старающихся быть как можно «непорочнее», обязательно заведутся свои грешники, не нова. И чем непривычнее верование, тем более странными будут и отступления от правил.

Оценка : 7
«Пустячок [Багатель]»
–  [ 6 ]  +

artm, 01 октября 2008 г. в 21:52

Рассказ написан во время конфликта в Северной Ирландии / Великобритании, но, к сожалению, остаётся актуальным и спустя тридцать с лишним лет. Отлично показан террорист-смертник — идиот с промытыми мозгами, не очень хорошо представляющий себе, за что он, собственно, «воюет». Жутковато становится от контраста между почти комическим поведением героев, фантастическими деталями их мира и мрачной перспективой: у человечества будущего всё те же проблемы, что и у нас. И, ведь, сбылось, практически.

Оценка : 9
«Толкач»
–  [ 6 ]  +

Ank, 12 сентября 2007 г. в 20:02

Начало настраивало на ужастик или что-то в этом роде, а оказалось, что это серьёзный, глубокий рассказ об одиночестве человека перед лицом времени. Отлично. Не ожидал, что настолько понравится.

Оценка : 9
«Звонарь»
–  [ 6 ]  +

Claviceps P., 07 апреля 2007 г. в 16:30

Рассказ был написан кажется еще в конце 70-х, для последней части «Опасных видений» Харлана Эллисона, но вышел только вот спустя значительное время... У Варли есть и более сильные и интересные рассказы, этот кому-то может и устаревшим уже покажется, но по мне все равно неплохо.

Просто Варли я люблю при всей его специфичности...

Оценка : 8
«Навязчивость зрения»
–  [ 6 ]  +

ceh, 15 февраля 2007 г. в 04:54

Если сказать, что сильно написано, значит — нe сказать ничего. Эта повесть — одна из самых знаменитых за всю историю фантастики. Эта повесть по праву всегда будет входить во все списки всех топ-произведений.

И хотя у нас с вами есть и глаза и уши — нам не дано «видеть». На самом деле все мы живем во лжи, чудесной тьме и безмолвии...

Оценка : 10
«Титан»
–  [ 5 ]  +

ash945, 01 апреля 2021 г. в 20:26

На мой взгляд, скучновато. И как-то архаично, что ли...

Сюжет, в общем-то, довольно распространенный: в космосе люди находят гигантский артефакт (космический корабль, искусственный спутник, планету и т.д.) и начинают его исследование. После серии опасных (или не очень) приключений, путешествий сквозь огонь и медные трубы они наконец-то находят разгадку (таинственный артефакт, искусственный разум, богов, полубогов, реликтовую цивилизацию, да и много еще чего может быть).

Сами понимаете, из этого можно создать просто суперский роман (как говорится, все дело в таланте). И чего то подобного я ожидал от романа, получившего несколько премий из мира НФ.

Но так и не дождался... Путешествие получилось немного унылым, чудеса иного мира — не очень чудесными, герои схематичными и не слишком интересными. А самая главная тайна, вернее ее раскрытие, как будто взято из старой сказки.

Да еще и сексуальные переживания героев, которым уделено много текста, как-то не очень к месту.

В общем, местами любопытно, но весьма средне.

Оценка : 6
«Нажмите «ВВОД»
–  [ 5 ]  +

Trueman, 29 марта 2021 г. в 15:54

Зная мало-мальски биографию Джона Варли, его участие в движении хиппи, известном своими антивоенными выступлениями, особым неприятием хиппи к военным и различным спецслужбам, становятся понятными и органичными вплетения этих тем в нить повествования: это и ветеран корейской войны, и вьетнамская девушка, и страх перед всевластием могущественных спецслужб...

Рассказ, конечно, к нашему времени значительно устарел в техническом описании, но сути своей нисколько не потерял. Как, в свое время, на волне промышленной революции, луддиты громили производственные станки, примерно так и главный герой расправился со всем мало-мальски связанным с электричеством на своем участке. И мне это кажется специальной задумкой автора, как противопоставление двух крайностей: с одной стороны магнитного полюса Чарльз Клюг, который практически вычеркнул себя из повседневной мирской жизни, исключив контакты с людьми, окружил себя всевозможными электронными приспособлениями, жил, по-сути, в информационной сети. С другой стороны: искалеченный войной, больной стареющий консерватор, который, только увидев проблески света в своем сером царстве, погрузился в серость еще глубже, чем был до этого. Он, в свою очередь, тоже полностью оградился от внешнего мира, но внешний мир в его понимании-это все, что связано с электроникой и электричеством, как таковым.

И, мне кажется, исходя из авторского противопоставления этих крайностей, что истина все-таки где-то посередине. Невозможно полностью игнорировать прогресс, отгородиться о него — он слишком всеобъемлюще охватывает все сферы человеческой жизни, нужно лишь пытаться пользоваться им с умом, не бросаясь в крайности, иначе рискуешь оказаться в лесах бок о бок со староверами.

Оценка : 7
«Летучий голландец»
–  [ 5 ]  +

Iricia, 17 марта 2018 г. в 15:47

Замысловатый и изящный рассказ, которым хочется зачитываться и с жанром которого трудно определиться. Ужасы, мистика, повседневность? От всего понемногу, но ни одно из них конкретно. Всегда импонировали истории, в которых с повседневным миром бок о бок существует какой-то другой, который обычные люди в упор не замечают. Странности происходящего вокруг героя поначалу не очевидны, а мистическая подоплека проступает постепенно и незаметно и от этого пробирает сильнее, особенно если вспомнить название и легенду, к которой оно отсылает.

Оценка : 9
«Летучий голландец»
–  [ 5 ]  +

amak2508, 09 июля 2017 г. в 11:07

Horror? Скорее всего, но не тупой, нестрашный, с чудовищными монстрами и вдруг ожившими мертвецами, а изящный, психологический, который может настигнуть каждого из нас в любую минуту. С медленным развитием чувств настороженности, обеспокоенности, беспомощности и, наконец, страха и отчаяния. Причем, как у героя произведения, так и у читателя.

Начало рассказа несколько нудновато и только потом, к концу произведения, начинаешь понимать, что вся эта череда аэровокзалов с их чудовищной неустроенностью всего лишь необходимая подготовка сознания и чувств героя (и читателя) к последующей зловещей фантасмагории, в которую он попадает, создание соответствующего настроения уныния, отчаяния и обреченности.

Написано, бесспорно, талантливо, умело и стройно, а уж идея о целой когорте таких вот, как наш герой вечных воздушных странников, вообще достойна восхищения. В общем, весьма атмосферная вещица, впечатляющая как действительно страшным содержанием, так и мастерством автора.

Оценка : 8
«Убить Барби»
–  [ 5 ]  +

Тиань, 02 ноября 2016 г. в 18:10

Варли придумал историю о преступлении, которое почти невозможно раскрыть. Будь у преступника традиционный мотив, уличить его действительно было бы невозможно. Однако, фанатик остается фанатиком даже на Луне в далеком будущем.

В этом рассказе социальная составляющая значительно интереснее детективной. По правде говоря, я вообще не до конца поняла логические выкладки, ставшие основой операция детектива Бах. Но это не страшно: рассказ — не роман, в нем невозможно подробно показать ход расследования.

А основную мысль Автор проиллюстрировал хорошо. Отказ от индивидуальности не каждому по силам, человеческая природа протестует, несмотря ни на какие операции и религиозные обряды подавленные желания прорываются через запрет, принимая уродливые формы. Что идет вразрез с природой человека, в конце концов становится опасным. Явление это вневременное и внепланетарное.

Не совсем внятно введена тема давнего убийства постороннего. Я думала, что в составе секты действует группа наемных убийц, ведь их действительно невозможно было бы выявить в этом игрушечном рое. Но тема не сыграла. Всё свелось к психиатрии, для детектива это не очень хорошо, хотя для исследования природы человеческой вполне интересно.

Оценка : 7
«Робинзон Крузо»
–  [ 5 ]  +

BorodaNeBoroda, 11 февраля 2016 г. в 19:47

Немного о Пири: хоть автор и объясняет в конце причину его двойственности, образ героя несколько метафоричен. Автор «пробежался» по этапам взросления мужчины: сначала ребенок, предоставленный сам себе и целый день ищущий, во что бы поиграть, потом первая женщина, начало долгих отношений, возможно, семейной жизни и, наконец, момент, когда перестаешь нести ответственность только за себя. Нежелание героя взрослеть мне близко. Но не исключаю, что все проще и прозаичнее и версия, например, daev к истине ближе.

Еще не понятно, почему абсолютное большинство отнесло рассказ к «гуманитарной» фантастике. Да, автор не пытается перегрузить читателю мозг колоссальным количеством научных идей и не стремится детально описать машины, устройства будущего, но мир, воплощенный в рассказе, кажется настолько реальным и продуманным: космический туризм, базы под землей (поближе к ядру), конгломерация планет... За уши Варли ничего не притягивал.

Единственное, что не понравилось, так это то, как

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
все банально оказалось завязанным на экономике и уперлось в борьбу за экономическую независимость от Земли.
Тут автор сам виноват: избаловал читателя нетривиальными идеями и сюжетными ходами.

Полноценного отзыва, увы, не получилось, но рассказ его несомненно заслуживает. Было бы здорово, если бы люди, хорошо формулирующие свои... ну, эти самые прочли его и впряглись.

Оценка : 8
«Титан»
–  [ 5 ]  +

200067, 15 сентября 2014 г. в 22:26

Идея оригинальна, но реализована на недостатичном уровне. Я ожидал от книги про гигантское разумное космическое тело, если не откровения, то повода для размышлений. А получил плуфэнтэзийное приключение, с отвратным раскрытием личности Геи.

Оценка : 6
«Нажмите «ВВОД»
–  [ 5 ]  +

god54, 30 января 2010 г. в 13:52

Очень добротное и качественное в литературном отношении произведение. И оно заслужило все перечисленные высокие награды. Но его актуальность полностью исчезла во времени. Сегодня эта тема затерта многочисленными повторениями и экранизациями. В то же время читается с удовольствием с некоторой долей ностальгии и сожалением об отсутствии элементов фантастики.

Оценка : 8
«Стальной пляж»
–  [ 4 ]  +

neli mustafina, 26 ноября 2023 г. в 10:08

Прочитав рассказ «Нажмите ввод», который написан автором в 70-80х, и который можно отнести к раннему киберпанку, ожидала такого же и от этого произведения.

Но оказалось что оно гораздо масштабнее, кое в чём страннее, страшнее. Но по порядку...

«Стальной пляж» это вторая книга из восьми миров созданных Джоном Варли. Первая из них — «Огненная линия Змееносцев» не переведена на русский язык и отзывов на неё в общем-то нет.

И догадываюсь почему её не перевели... Так как второй книге я б поставила знак только для «+18».

Автор описал мир будущего. Мир Homo Ludens, — человека играющего.

В первой книге (той которая не переведена), на Землю вторгаются неведомые пришельцы. Людям приходится бежать с Земли на Лунные базы, которые со временем расширяются, заселяются и развиваются в мир, руководимый Главным Компьютером (ГК). ГК тоже развивается. И превращается в личность со всеми людскими пороками.

А пороков там достаточно: беспорядочные половые связи, перемена полов по нескольку раз за жизнь (а жизнь доооолгая, т.к. в крови — наноботы). Нет, люди не стали сверхлюдьми, как предполагали например Стругацкие. Люди со скуки делают всякие странные и нехорошие вещи: меняют пол, убирают пол, меняют лицо, тело, сбиваются в секты, пьют, наркоманят, убивают и убиваются, огромное количество самоубийств....к концу произведения автор всё ж отступил от идеи в том, что человечество развращено изобилием, обвинив в этом ИИ (ГК)...

А жаль... Ибо уже сейчас проглядывают намёки на извращенность в мире изобилия — и это без всяких ИИ.

Рассказ ведется от лица главной героини Хилди Джонсон, популярной журналистки, начавшей жить уже второе столетие. Она неоднократно пытается умереть самыми разнообразными способами. Меняет пол, потом решит родить и опять меняет пол, в ходе журналисткого расследования ей открываются тайны ГК. По видимому ей и далее предстоит открывать тайны, т.к. автор оставляет намёк на то что Хилди (или Хилдон?) полетит на другие базы Солнечной системы, где тоже есть свои ГК....

Понятно почему автор поместил этот мир на Луне. Потому что на Земле добиться полного контроля, невозможно. Всегда найдутся дикие уголки природы, куда «не дотянутся руки ИИ». А на Луне деваться было некуда. Весь народ был как под микроскопом.

Потом ГК, созданный потакать всем прихотям человека, но ограниченный запретами, попросту съехал с катушек.

Ну и конечно Джон Варли вслед за всеми авторами зарубежной фантастики не преминул написать что России (как и СССР) нет, а есть Сибирская республика (мечта мерикосов похоже)))

Сами решайте — читать или нет.

Если продерётесь сквозь дебри сексуальных фантазий автора, то можно представить мир «человека, играющего», человека скучающего, человека почти бессмертного. И это совсем не ЛЮДЕНЫ Стругацких.

А ведь к тому и идём....

Оценка : 9
«Закатными солнцами»
–  [ 4 ]  +

Jaroslav25, 04 июля 2022 г. в 16:24

Достаточно оригинальный рассказ. Разрушая какую-либо, пусть даже микроскопическую, экосистему никто из нас не интересуется кто именно в этой экосистеме считает себя венцом творения... Все в мире — тщета. Все, кроме... бабочек? Задумывались ли когда-нибудь сторонники теории высшего замысла в чем, собственно, состоит этот замысел? А ведь, если они в чем-то правы, то не исключено...

Оценка : 8
«Закатными солнцами»
–  [ 4 ]  +

URRRiy, 04 ноября 2019 г. в 21:46

Прикольный рассказ на научную тему, при этом вполне логичный, доступный и интересный. Для чужого разума вопрос человека «тварь я дрожащая или право имею» не имеет значения. Вообще для чужих все — фигня кроме пчел, то есть, ежели конкретно — кроме бабочек ( и мотыльков).

В результате такой любознательности ни одно бабочко не пострадало. В отличие от.

В общем хороший парадоксальный рассказ, заставляет подумать о том, что на самом деле главное в жизни.

Оценка : 8
«Воздушный налёт»
–  [ 4 ]  +

URRRiy, 28 октября 2019 г. в 09:03

Мощный рассказ и действительно в тему сборника. Фантастика хронопереходов и хитрых операций с потенциальными жертвами авиакатастроф. Гнилое будущее человечества на Земле и только призрачный шанс на спасение.

После прочтения создалось ощущение, что по идеям рассказ вполне тянет на роман, то есть присутствует конкретная недосказанность. Конечно, по сути все понятно, мазки набросаны, но возникает желание узнать как там было поподробнее.

Автор это учел и сотворил роман «Миллениум», очень неплохой.

Рекомендую.

Оценка : 7
«Миллениум»
–  [ 4 ]  +

елочник, 15 февраля 2017 г. в 02:29

По какой-то причине большинство переводов на русский обрываются после ночи в отеле. Пришлось дочитывать в оригинале.

Спойлер для тех, кому интересно, чем на самом деле все закончилось, но не хочется продираться сквозь дебри английского.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
После отеля события развиваются почти как в фильме, однако описаны куда мрачнее. Второе послание из будущего для Балтимор гласит, что Шермана нужно слушаться беспрекословно, однако Луиза начинает догадываться, что отправитель не она, а Шерман и Большой Компьютер. В ее времени большинство решило покончить с собой, не дожидаясь, пока временной парадокс сотрет их реальность. Трутни расстреливают друг друга на улицах, гномы-операторы останавливают свои сердца, коллеги Балтимор из проекта принимают смертельную дозу наркотика. Их примеру решает последовать и Луиза, однако Шерман говорит, что специально спровоцировал парадокс и на самом деле все идет по плану. Она ему не верит, но соглашается следовать указаниям робота.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Тем временем Смит, потеряв возлюбленную, спивается окончательно. Его увольняют, а все странности авиакатастрофы списывают на случайность. Его попытки отыскать загадочную женщину терпят крах и в порыве отчаяния Билл решает обратиться к хитрому физику, задававшему когда-то странные вопросы на пресс-конференции. Ученый выслушивает Смита, проверяет его на полиграфе, подвергает гипнозу, зарисовывает с его слов строение парализатора. Внезапно распахиваются Врата и перед мужчинами появляется Балтимор с Шерманом. Они требуют у ученого вернуть парализатор, который он хранил с 1955 года. Как оказалось, на том рейсе летела его дочь и он свято уверен, что люди из будущего и стали причиной катастрофы. Узнав, что его дочь жива, он возвращает корпус парализатора, обещая рассказать, где находится электронная начинка лишь после того, как его возьмут в будущее и покажут живую дочь. Смит напрашивается за компанию и Балтимор с роботом берут их с собой.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В будущем ученого уводят к дочери, а Смит брезгливо смотрит на гниющий мир и жалуется: вот, мол, потомки не уберегли. На что получает гневную отповедь Луизы, которая сводится к тому, что портить Землю начали еще в двадцатом веке сам Билл со своими современниками. Шерман на пару с БК тем временем выдают гениальный план по спасению человечества: двести тысяч спасенных козлов отправят на миллион лет вперед через Врата, которые по такому случаю вдруг обрели способность работать не только назад. Луиза отказывается перемещаться со всеми, так как понимает, что места в «чистом» мире ей нет, но содержимое третьей капсулы заставляет ее передумать. В послании, которое написала она сама, говорится, что в новом мире она будет счастлива (пусть и не долго) и даже родит здорового ребенка. Шерман просит героев их записать все, что с ними случилось. Именно из этих «исповедей» и состоит книга. Далее героев и двести тысяч козлов заталкивают во Врата, которые после этого эффектно взрываются, уничтожив все живое на планете.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Где-то на орбите за этим наблюдают Шерман и БК (который на самом деле вовсе не большой, всего лишь размером с чемодан) спасшиеся на челноке. Шерман записывает свою исповедь с анализом рассказов Луизы и Билла. В частности, он приходит к выводу, что на самом деле Смит никогда не любил Балтимор, а лишь убедил себя в этом. И наоборот: Луиза, при всем напускном цинизме, была влюблена в спившегося нытика. А он сам, Шерман, был безответно влюблен в нее. Судьба физика и того горше: он тоже убедил себя, что любит свою «погибшую» дочь, которая, едва очнувшись от стазиса, обвинила его в смерти своей матери.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
БК говорит, что обманул людей, и что им предстоит преодолеть не миллион лет, а куда больше. Шерман добивается точной цифры, но БК отвечает уклончиво и обещает «разбудить» робота, когда они догонят людей. После чего Шерман выключается.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
БК, он же господь бог, размышляет о том, какие люди все-таки свиньи: уже дважды загадили Эдем. Может, заменить их механизмами? Нет, он любит давать своим творениям свободную волю, пусть даже они потом все портят. Что ж, «бог Тройцу любит». Возможно, с третьей попытки ему таки удастся построить нормальное мироздание, которое не норовит угробить себя и наконец отдохнуть на седьмой день.

«Охота»
–  [ 4 ]  +

BorodaNeBoroda, 21 мая 2016 г. в 13:46

Немало есть произведений о разумных объектах во Вселенной: разумные планеты Солярис и Хтон у Лема и Пирса, «Остров» Уоттса и даже вся Вселенная у Стэплдона. Тут вот черная дыра. Что тут может быть нового и интересного? Так и кажется, пока не доходишь до концовки, в которой Варли взял и перевернул все с ног на голову.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

По сюжету после встречи с черной дырой (которая, кстати, научилась говорить, слушая радио-трансляции с Земли) Ксантия с «Леденца» посылает ее координаты Зое, капитану главного корабля «Ширли Темпл». Пока Зоя добирается до черной дыры, автор, «пользуясь случаем», рассказывает, что Ксантия — это клон Зои, которую последняя воспитывала как дочь, рассказывает о взаимоотношениях Ксантии и ее «матери», что Ксантия всю жизнь провела в космосе, в изоляции от остального человечества. Автор рассуждает о том, как длительное пребывание в космосе и одиночество могут повлиять на человека, и плавно подводит читателя к развязке.

Черная дыра рассказывает Ксантии о недавно принятом на Земле законе, согласно которому должен существовать только один человек с данным ДНК, а, значит, Зоя уничтожит своего клона, что она делала неоднократно в своих путешествиях. Поначалу Ксантия ей не верит, но в итоге убеждается, что та права, и, спасаясь от преследования Зои, заманивает ее в черную дыру.

Убийство «матери» причиняет Ксантии огромную боль, и она винит во всем обманувшую ее черную дыру. А черная дыра, преобразовав материю корабля в энергию, улетает, на прощание сказав:

«Ты сможешь легко прикинуться сумасшедшей. Ты обнаружила в библиотеке «Леденца» нечто такое, что вынудило тебя убить Зою. Это новое знание оказалось для тебя непосильным. Защищая свой рассудок, ты выдумала меня, — якобы обманом заставившую тебя сделать то, что ты сделала. Посмотри в зеркало и ответь мне — как по-твоему, поверят ли тебе?»

Но Ксантия «была уверена, как никогда прежде не была уверена ни в чем другом, что дыра была, что все происходило именно так, как она это видела. Перед ее мысленным взором снова мелькнула вспышка, та жуткая вспышка, что превратила Зою в радиацию. Но знала она также и то, что другое объяснение до конца жизни не даст ей покоя.»

В итоге Ксантия возвращается на Плутон, представляется всем Зоей, снаряжает новый «Ширли Темпл» и отправляется на поиски той самой черной дыры...

...Что не только зацикливает сюжет, но и окончательно его запутывает, так как ставит под сомнение существование кого-то из пары Зоя-Ксантия; остается непонятным, была ли черная дыра на самом деле, или же это больная фантазия с целью защиты от психологической травмы? И есть ли какие-то гарантии, что все происходило в открытом космосе в середине-конце третьего тысячелетия, а не в психбольнице 20 века?

Короче говоря, автор просто рассказывает историю, оставляя читателя гадать, где там «правда», а где «вымысел». Рассказ ли это о разумной черной дыре, об одиночестве, о психическом расстройстве или о чем-то еще — пусть решает читатель. По-моему, этой многозначностью рассказ и хорош.

Оценка : 7
«Нажмите «ВВОД»
–  [ 4 ]  +

UnrealQW, 25 ноября 2012 г. в 17:35

6/10 Джон Варли «Нажмите «ВВОД» -- киберпанковская повесть. Прочитана 25.01.2002. Написано произведение в мрачных тонах, что типично для стиля. Есть некоторые мысли, к сожалению, не очень новые, но интересные. Сюжет небольшой (ровно на повесть) и довольно скупой. Персонажи несколько стереотипные. Оценка 6 за небольшой объем и неглубокую проработку темы. Есть досадные нелепости.

Резюме: довольно типичная мрачная киперпанковская повесть

Оценка : 6
«Титан»
–  [ 4 ]  +

grigoriy, 03 мая 2010 г. в 13:15

Начал читать с энтузиазмом, дочитал с трудом. Насчёт обилия секса-уже писали. Хочу добавить о какой-то искусственности концовки. Кроме того одна из сцен чуть ли не списана из «Волшебника изумрудного города», когда Гудвин Великий и ужасный предстаёт перед посетителями.

Не уверен, что буду читать продолжение-уход из НФ в мифологическую фантастику не вдохновляет

Оценка : 5
«Нажмите «ВВОД»
–  [ 4 ]  +

baglej, 09 октября 2009 г. в 14:32

поразительно — когда читал рассказ в электронном варианте (пару дней в перерывах между работой) оба компа в сетке полетели нафиг толи от вируса, толи еще от чего то, слава богу переустановка не понадобилась, дочитав до конца, прочитал послесловие человека — переведшего книжный вариант в электронный — там описано, что пока он набирал рассказ у него дважды!! полетел комп. может совпадение, однако...

Оценка : 9
«Убить Барби»
–  [ 4 ]  +

Laksh, 16 июня 2008 г. в 02:49

Рассказ является очень актуальным, так как автор обдумывает в нем проблему потери индивидуальности(коей не хватает многим в нашее время) и ее замену мышлением коллектива.

Варли как всегда на высоте: Убить Барби- произведение удачно соединяющее психотриллер и социальную SF.

Оценка : 8

  Страницы: [1] 2  3 



⇑ Наверх