fantlab ru

Все отзывы на произведения Сергея Шикарева

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Антология «Новое Будущее»

Lilian, 28 января 13:14

Антология не впечатлила. Помимо ожидаемой проблемы неоднородности рассказов здесь ещё и невысокий средний уровень произведений и несоответствие заявленной темы (размышление о новом будущем) получившемуся результату.

«Представленные писателями варианты грядущего актуальны, обращены к современным вызовам и реалиям завтрашнего дня. Эти произведения напоминают, что известная аббревиатура SF расшифровывается и как speculative fiction, литература размышлений»

Прекрасная цель, но антология с ней не справилась. И до литературы размышлений ей далеко.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Антология «Новое Будущее»

Manowar76, 12 июня 2023 г. 10:32

Антология от организаторов премии «Новые горизонты»

Проникновенное предисловие Шикарева готовит нас к глубокой литературной фантастике.

«Что значит историческая память и как ей можно манипулировать?

Может ли человек отучиться думать и привыкнуть подчиняться?

Как решить проблему гигантских мусорных свалок?

Стоит ли и зачем колонизировать Марс?

Как изменит наши представления о пространстве и времени следующая научная революция?»

Сейчас нам расскажут, какое же будущее нас ждёт! Расскажут ведь?

Кратко по произведениям, вошедшим в сборник:

Владимир Березин. Раскладка. Остроумнейшая альтернативно-историческая антиутопия о переписывании истории.

Артём Хлебников. Хотя этого никогда не было. Ностальгическая страшилка о таинственной истории. Помещение действия в 2050 год — слишком пессимистично. Думается, что нейросетки-композиторы появятся раньше.

Ольга Брейнингер. Тихий дом. Не очень уместная в антологии о будущем качественная страшилка-крипипаста о, пожалуй, самой популярной городской интернет-легенде.

Михаил Гаёхо. Анна. Практически замятинская антиутопия о послушании и рождении ИИ.

Рагим Джафаров. Освобождение. Прекрасное размышление о вечной жизни и важности смерти в мире победившей поп-психологии.

Константин Куприянов. День Рэндала

Недоматрица в декорациях Республики Калифорния. Экокатастрофа, Забвение, Воскрешение. Невнятный финал. Не понравилось.

Шамиль Идиатуллин. Это наша работа

Интересная концепция. Промышленностью, логистикой и всем остальным на Земле управляют дети от восьми до шестнадцати. Блокировка памяти, стимуляторы. Зато потом вся жизнь — отпуск. Плюс милая теория заговора. Класс!

Алексей Сальников. Субчик

Прекрасная картина будущего, очень выигрывающая от контраста нарочито приземленной коммунальной бытовухи с антуражем постхуманизма.

Расщепленные личности на каждый случай жизни, бэкап сознания в облако. Телепорты.

Дети, с рождения обладающие сознанием, могущие с младенчества побороться на равных с волками и медведем.

Олег Овчинников. Токс

Как бросить пить? Клуб Токс ждёт Вас!

Долго нагнетаемая интрига и недокрученная концовка.

Чем-то напоминает роман «Области тьмы» и его шикарную экранизацию. Только вместо таблетки капля идеального алкоголя.

Владимир Белобров, Олег Попов. Мусор на Луне

Худшая вещь сборника. Несмешная сказка, нелепый сюжет и концовка.

Денис Дробышев. Будь ты проклят, Марс!

Крепкая, любопытная антиутопия. Не просто какой-то эпизод, а вся жизнь человека. Впечатлила, расстроила, заставила задуматься, как и должна это делать хорошая антиутопия.

Стоящая, горькая, безысходная вещь, слишком похожая на наиболее вероятную ветку будущего.

Сергей Жигарев. На грани

Скомканный оммаж-перепевка классики Кэмпбелла и Карпентера в марсианских декорациях.

Эдуард Николаевич Веркин. Крылья. Красивое, глубокое, наукоемкое НФ о знании, научном поиске и Красоте.

Я очень лояльный читатель малой формы в фантастике. Признаю и принимаю все ограничения, накладываемые объёмом текста. К тому же очень уважаю организаторов премии и саму премию «Новые горизонты». Пожалуй, одна из самых любопытных премий в отечественной фантастике.

При всём при этом не могу сказать, что сборник удался. Слишком высок процент проходных, слабых и неуместных вещей. Где-то половина. Много это или мало? Иногда и меньшего количества слабых рассказов достаточно, чтобы от антологии осталось чувство неудовлетворенности.

Итог: неровная, но любопытная подборка современных фантастических рассказов. Составитель подрастратил кредит доверия, но у него он всё ещё есть.

7(ХОРОШО)

Пока читал, книжка получила премию ФантЛаба-2022, в номинации лучшая антология. Поздравляю!

Оценка: 7
– [  4  ] +

Антология «Новое Будущее»

majj-s, 22 февраля 2023 г. 13:25

Без будущего

«Где твои крылья, которые нравились мне?»

Когда горизонт планирования схлопнулся до ближайших десяти минут: «Я знаю, что выпью чашку кофе» — примерно так, в этих условиях говорить о будущем как-то даже немного неловко. И я понимаю, почему сборник «Новое будущее» получился таким далеким от футурологии. И неровным, хотя это беда всех сборников, однако здесь прекрасные рассказы одних авторов не уравновешивают уныния, серости и скуки других. Чуть подробнее о тех вещах, которые кажутся мне интересными.

«Раскладка» Владимир Березин, кстати, если вы в Москве, сегодня есть возможность попасть на встречу с ним в Доме Ростовых на Поварской (вход свободный, я бы сходила. но я далеко от столиц). Альтернативная история строится на допущении, что Владимир Красное солнышко выбрал государственной конфессией не православие, а католицизм, соответственно с латиницей в качестве алфавита. И вот, мы записываем сказанное по-русски латинскими буквами, а где-то там, в глубинах исторических пластов Кирилл и Мефодий создали свою азбуку, оставшуюся невостребованной. До поры, когда молодые пытливые умы старшеклассников одной там гимназии не реанимируют ее, совместив с замещающим раскладку на клавиатуре всех компьютеров вирусом. Изысканно и безнадежно, как всегда у Березина.

«Тихий дом» Ольга Брейнингер. В основе городская легенда о Тихом доме, что-то, вроде соединения Синего кита и Междумирья. Подростки стремятся в место, где их израненные сердца обретут немного покоя, то есть, одна девочка-подросток стремится, другая уходит вслед за ней, потому что они друзья (удивительно, имея в виду, что дружба не остановила первую девочку), а кто-то делает на этом бизнес, причем сильно не факт, что малышек не прикапывают в соседнем лесу, получив с них солидные деньги за переправу.

«Освобождение» Рагим Джафаров. Одно из самых интересных новых имен современной русской литературы и автор, который хорош как со внешне легкомысленным «Марк и Эзра», так и с изначально непростыми вещами «Сато», «Его последние дни» (и шепотом: буквально на днях стал супругом Веры Богдановой). А все же, к рассказу. Люди живут долго, очень долго. Не старясь, вернее — регулярно обновляясь. Полная свобода и уважение к правам личности, на протяжении жизни десятки раз вступают в брак, брачные контракты оговаривают качества, которые супруги будут демонстрировать в отношении друг друга. И все это было бы прекрасно, когда бы не было так печально.

«Это наша работа» Шамиль Идиатуллин. Проблемы человечества решены тем идеальным и кажущимся сегодня нереальным способом, когда счастливое большинство избавлено от необходимости трудиться и радостно потребляет, а еще более счастливое меньшинство создает жизненные блага (ну, не вручную, а посредством сверхтехнологий и футуристической машинерии, понятно) и обеспечивает это радостное потребление. Просто появилась Схема (с прописной), которая отменила проклятие истории. Герой-рассказчик Аз принадлежит к меньшинству и счастлив, любит он свою работу. Проблема в том, что это ненадолго. Лет на семь, максимум — восемь.

«Субчик» Алексей Сальников. Где-то на далекой землеподобной планете, которую человечество, успешно решившее текущие проблемы, приспосабливает для жизни, а всего-то и надо было, что научиться активировать ту из своих субличностей, использование которой оптимально в данных условиях. Ординарные взрослые люди, супермены дети, а в общем, все как всегда. Сальников пишет магический реализм. Уральский магический реализм. Крутейший. Который остается таким даже когда место действия перемещается за пределы Земли, Солнечной системы, Галактики. Даже когда время действия — несколько сотен лет после дня сегодняшнего.

«Крылья» Эдуард Веркин. Космическая станция, построенная вокруг прорывного революционного объекта синхронной физики Актуатора — конструкта, находящегося одновременно в нескольких измерениях, действие которого напрямую связано с потоком Юнга (ну. вы помните, океан коллективного бессознательного, из которого можно черпать информацию). Суть однако не в информационных полях и не в приятной, но малопочтенной в глазах обывателя способности прозревать будущее, глубинный смысл синхронной физики в возможности полета, такой же естественной как хождение, бег, плавание — в выходе за грань реального. К обретению которой человечество оказалось неготово. Эксперимент сворачивается.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Антология «Новое Будущее»

poxabich, 17 февраля 2023 г. 19:15

Безусловно, присутствует безграничное лукавство в словах составителя о том, что это сборник про будущее, каким оно представляется новым и прогрессивным авторам. Ну, да ладно! Мы привычные, мы представлям, как все это собирается и насколько условен заголовок сборника. Естественно, все не про будущее, а про настоящее. Есть вещи достаточно сильные, есть и откровенно никакие. Лично меня очень впечатлило «Освобождение» Джафарова и отчасти рассказы Веркина и Идиатуллина. Но Веркин и Идиатуллин авторы известные, а вот про Джафарова раньше не соышал, полез в эти ваши интернеты и узнал, что публикуется и достаточно давно. Занятно, буду следить. У Гаехо еще симпатичный рассказ. Из остального ничего особо не удивило. Березин, с размышлениями о языке занятен, но не более, Брейнингер и Хлебников с как бы сетевыми историями скучны, вторичны и неинтересны, Дробышев и Белобров с Поповым вообще на уровне любительских юмористических микрорассказов.

В целом сборник не хуже и не лучше большинства того, что издается. Претензия на некий новый взгляд, она так претензией и осталась. Нет там ничего нового, к сожалению.

Оценка: 6
– [  0  ] +

Сергей Шикарев «Высокие волны, тихие заводи»

mputnik, 27 ноября 2022 г. 22:20

Неужели же доля читателей, осознанно восхваляющих когорту цветной волны — хоть сколько-нибудь значима? Неужели — оставаясь в рамках здравого смысла — можно всерьёз оспаривать несоизмеримость оной формальной шестой (цветной) с третьей и четвёртой?

Зачем и для чего хоть кому бы то ни было может понадобиться эта более чем экстравагантная практика отстаивания какого-то «смысла» и «сути» оной когорты? Ведь 90% всего оного «цветного» потока — это нудятина чистой воды, откровеннейшая интровертность и розовые сопли в сАхаре. И что более всего маловоспринимаемо — так это безоглядная спекуляция на привлекательности Жанра как такового, попытка подменить прелесть Светлого Храма Фантастики абстрактностью психоделики, маразмом ложного психологизма и совсем уж никуда не годной сентиментальностью «на ровном месте», без причин и следствий, в качестве какого-то бредовейшего фона мировосприятия вообще.

Неужели это — действительно — может кому-то нравиться? Да, ладно. Какая-то извращённо плохая шутка

Оценка: 5
– [  1  ] +

Сергей Шикарев «Первопроходец будущего. Главные рубежи фантастики, обозначенные Иваном Ефремовым»

mputnik, 15 мая 2022 г. 14:01

Бедненько. На удивление бедненько.

Уж кого — кого, а уж Ивана-то Ефремовна можно было БЫ живописать соответственно статусу. Тем более, что материала соответствующего — МОРЕ. И ходить далеко не надо. Да прямо, вот, здесь же, на библиографическом сайте Жанра, можно без напряга набрать сотни ссылок на более чем интереснейшие взбрыки сюжета. Вот первое что попалось под руку: «Иван Ефремов и русский космизм, Антология, 2012 год» — почти пять десятков оригинальных статей, каждая вторая — с тем или иным подвыподвертом. И оно вовсе даже и не удивительно, ибо Ефремов — не только Фантаст с большой буквы, не только Личность мастодонтальнейшего масштаба, но и — более чем противоречивый Игрок сразу на нескольких значимых для социума полях: Литература, Наука, Идеология, Социология и т.д. и т. п. Игрок — тоже с большой буквы, и Противоречивый игрок — тоже с большой буквы.

И-и-эх, какой сочный обзор с крючка ушёл. Мечта! А то же, что мы имеем тут в журнале — это.., мягко выражаясь, формальнейшая формальность. Сухая. Блёклая. Ничего не выражающая и ничего из себя не представляющая. Так, для галочки

Оценка: 3
– [  1  ] +

Сергей Шикарев, Александр Зорич «Александр Зорич: Физика полета диктует милитаризацию космоса»

mputnik, 21 февраля 2021 г. 15:33

Фантастика, однако. Глава государственной тайной полиции Третьего рейха в кинофильме «Семнадцать мгновений весны» выдал на-гора фразу, мгновенно ставшую знаменитой: «Невозможно понять логику непрофессионала». Здесь же — мы сталкиваемся с фактологией подобного же утверждения, но уже в отношении аналитиков ЦРУ.

За неделю до знаменитого выступления Президента России, в котором он поведал миру о наличии у нашей страны гиперзвуковой оружия, Яна Боцман и Дмитрий Гордевский (Зорич — псевдоним этого «дуэта») рассказали то же самое в абсолютно открытой сетевой публикации, с массой занятных подробностей (23 февраля 2018-го). Представители же НАТО ещё с полгода после этого трамбовали Сеть утверждениями о том, что такого оружия не существует.

Супер-пупер профессиональные аналитики ЦРУ не читают интернет — публикаций? Или — настолько непрофессиональны, что неспособны составить оперативный прогноз развития систем вооружений? Именно поэтому — их логику невозможно понять? Фантастика, однако

Оценка: 7
– [  4  ] +

Сергей Шикарев «Координаты фантастики»

heresyhub, 5 апреля 2019 г. 14:09

Вам кажется, что анализ литературы у всех выглядит одинаково, а рецензии безлики? Значит вы читаете плохие тексты. Удивительно, насколько анализ литературы разнится у непохожих людей, и анализ фантастики — всего лишь один из примеров. Чем выше уровень рецензента, тем разница очевиднее. Прочитав аналитику фантастики от Галиной, я взялась за сборник Шикарева «Координаты фантастики» с ленцой, ожидая схожести, но между этими книгами серии нет ничего общего кроме предмета исследования. Это две разные земли, два аналитических, но непохожих подхода и даже метода восприятия текста. Шикарев менее поэтичен, более нацелен на факты, хотя фантастику, особенно отечественную, ощутимо любит.

Книжка состоит из нескольких условных частей — в первой собраны статьи про темы фантастики (корабли поколений, стимпанк и проч), из которых можно почерпнуть полезную историю, потом идут обзоры конкретных авторов — от Фармера до Игана (они суховаты, но информативны), после — статьи о судьбах фантастики и книги вообще (они устарели) и несколько интервью, из которых сильно выделяется интервью с Брином. Меня больше всего обрадовали обзорные статьи из начала книги. Шикарев очень живописно рассказывает о конкуренции между географами и научной фантастики, о гонке исследований, когда новые исследования материков «перекрывали кислород» фантастам (Антарктида, Гималаи, пустыни и проч), и даже вспоминает такого олдового мистика как Абрахам Меррит. Обзору стимпанка сильно не хватает современной секции, ведь в двухтысячных мода на стимпанк взорвала танцполы, породила массу свежих циклов и даже такую секцию как гей-стимпанк (да, серьезно), а вот про космологическую фантастику мне понравилось — там упоминаются деды, о которых современный читатель не знает.

Из интервью интересен текст Дэвида Брина, особенно точно он описывает способы «возвышения» писателя — либо вознесение за счет «богов» (продюсеров кино и проч), либо медленное карабканье за счет мучительного наращивания аудитории, чтобы стать заметным. Еще Брин писал про то, что хотел бы познакомиться с Сорокиным как крупным русским фантастом, и это круто, ведь все правда. Статья о Сорокине изрядно украсила бы книгу. В целом сборник Шикарева, неплохо создающий портрет фантастики до 2010-го, нуждается в паре-тройке инъекций современности. Я бы почитала критика, небрезгливо рассказывающего про феномен Литнета, современную фрагментацию авторов, про литрпг, в конце концов, или авторов, находящихся на стыке (хотя бы «Дом, в котором...» Петросян). Но зато в «Координатах фантастики» оказалась и статья про «цветную волну» мрачноватых фантастов-«постмодернистов», а то этот материал раньше проходил мимо.

Сборник Шикарева понравится тем, кто относится к фантастике серьезно, с разбором тем и идей и налетом «ретро», Приобрести можно, например, тут — https://vk.com/vvladimirsky?w=wall7638100_4648 — или тут http://svoi-knigi.ru/collection/filologiya/product/shikarev-s-koordinaty-fantastiki

Оценка: 7
– [  2  ] +

Сергей Шикарев «Метаморфозы фокусника»

J0kerS, 4 августа 2009 г. 17:11

Шикарная статья о творчестве Кристофера Нолана. Я не очень интересуюсь кино, но как оказалось у фильмов, которые произвели на меня впечатления один и тот же “Режиссер”. Всем советую посмотреть фильм “Память”, и другие работы этого мастера. А сам пошел искать вторую часть Бэтмена…

Оценка: 9
– [  2  ] +

Сергей Шикарев «Игры с реальностью»

Ank, 18 сентября 2008 г. 19:23

В этой статье я увидел только пустые философствования, множество умных слов, за которыми ничего и нет. Если бы я не читал сам роман, которому посвящен его разбор, то читать его после этой статьи я бы точно не захотел. Решил бы, что там какое-то философское буддийское занудство — однако все как раз наоборот. Роман многоплановый, и автору статьи следовало бы рассказать и о других его сторонах, которые как раз могут привлечь читателя, а не оттолкнуть его от книги.

Оценка: 4
⇑ Наверх