FantLab ru

Марк Басанин

Марк Басанин
Страна: Россия
Родилась: 20 сентября 1862 г.
Умерла: 1941 г.

Марк Басанин [20.09(2.10).1862, Москва – ноябрь(?) 1941, Ленинград] — под таким «мужским» псевдонимом публиковалась писательница и переводчица Лидия Алексеевна Степанова (по официальному браку), урождённая Лашеева.

Родилась она в зажиточной купеческой семье, мать – из дворян. С 11 лет воспитывалась в частном пансионе Дельсаль, но когда Лиде исполнилось 14 лет, отец после пожара разорился и тогда же заболел нервным параличом. С раннего детства знала несколько языков, слушала лекции в Сорбонне и в Школе права в Париже. Затем сдала экзамен на звание зубного врача и пять лет бесплатно проработала дантистом в Мариинской больнице для бедных на Литейном проспекте.

С 1884 года жила в гражданском браке с теоретиком и мастером скрипичного дела А.И.Леманом (1859-1913) — человеком неординарным, забросившим в 40 лет доходнейшую собственную стоматологическую клинику и полностью посвятившем себя теории изготовления скрипок. Леман собственноручно сделал и продал примерно двести скрипок, перед этим переломав и пустив на растопку около четырёх тысяч, по его мнению, неудачно изготовленных им инструментов. Сейчас редкие скрипки Лемана ценятся на уровне Страдивари.

В автобиографии, что хранится в РО РГБ, писательница рассказывает: «У меня было 10 человек детей, всех выходила я сама, и умер из них в детстве только один… Все остальные — семь сыновей и две дочери — все выросли здоровыми, сильными и способными, даже даровитыми. Леман никогда не служил… и мы оба зарабатывали деньги свободным трудом… в этом находя удовлетворение».

Зная несколько языков, много переводила (Э. Золя, М. Сервантеса, а также популярных в то время А. Смайльса и А. Крэка.), но не чуралась и работы стенографисткой. «Много раз — и одна, и с семьей — живала за границей, объехала всю Южную Америку на велосипеде и купила себе там за 150 песо (75 рублей) землю, куда и мечтала перевезти свою семью». Нужно только добавить, что дело происходило в 1897 году и объезжала она прерии Южной Америки с револьвером (которым виртуозно владела) у пояса. Но желанная Аргентина осталась в мечтах, семье суждена была жизнь в Петербурге.

В 1905 году чудом выжила после заражения крови... Но судьба продолжала бить её и дальше: «... За год до войны я потеряла мужа своего, друга и товарища, Анатолия Ивановича Лемана, а потом три моих старших сына пропали без вести. Одной, без помощников пришлось мне вести свою ладью по жизненному морю и в бурю власти, и в бурю революции». В 1919 году вновь еле выжила после голодной водянки. К 1924 году по документам числились сыновья Артем, Матвей и Олег.

С 1889 года публиковала прозу: свой богатый жизненный опыт она обратила в литературный материал, отразив быт курсисток, студентов, «литературных поденщиков», газетных репортеров. Герои романов Марка Басанина обычно живут в широком пространстве мест и людей — можно сказать, что толпа выступает своеобразным героем произведений, так или иначе затрагивающих вопросы судеб страны. Тема женской эмансипации была сквозной в ее произведениях. В главной героине рассказа «Велосипедистка» (1897) воплощён её идеал жизненного поведения: «…женщины сильные, ловкие, смелые, умеющие работать, презирающие нужду и опасность, не желающие пользоваться прерогативами своего пола…». Такое кредо отчасти объясняет и мужской псевдоним «Марк Басанин», которым она подписывала даже свои частные письма. Тем не менее, ее романы — «Клуб Козицкого дворянства» (1893), «Конец «Голубятни»» (1895) — следует отнести к антинигилистическому направлению.

Работала в самых разных жанрах и тематике: в литературном приложении к журналу «Нива» напечатаны мемуары «На пороге жизни. Из детских воспоминаний» (1894); роман «На чужбине» (1901) написан под впечатлением от поездки в Южную Америку; в сборнике рассказов «Будни» (Пг..1915) виден зоркий бытописатель и жанрист; «Торговый дом Бахвалова сыновья» (1916) — семейная хроника из купеческой жизни.

С 1919 года жила в Петрограде. Как мать девятерых детей постоянно нуждалась. О том, как жилось Марку Басанину в 1920-е годы, можно судить по сводкам Ленинградского губернского финансового отдела об обеспеченности Лашеевой Лидии Алексеевны, проживавшей в квартире № 3 дома № 9 по Лахтинской улице. В 1923-24 годах живет на средства сына Артема Анатольевича, красноармейца 8-й пехотной школы комсостава; сыновья Матвей Анатольевич и Олег Анатольевич — безработные, на иждивении матери.

В 1925 году «работает поденно, очень нуждается, имеет на иждивении двоих безработных сыновей», дает уроки. В 1925 году она сумела переиздать в сокращенном варианте для юношества свой перевод романа Сервантеса «Бесподобный рыцарь Дон Кихот Ламанческий» (в ленинградском издании: «Рыцарь Дон Кихот из Ламанчи»). В 1926-27 годах — писательница, литератор, научный работник, безработная, случайный литературный заработок от 20 до 30 руб. в месяц, на иждивении сына.

В 1930-е годы в планы писателя входило писать книги для юношества о революции — «Всеобщая забастовка 1905 года» и «Московское восстание 1905 года».

Умерла 79-летняя писательница в первую страшную блокадную зиму 1941 года. Согласно выписке из домовой книги, «...проживала в г. Ленинграде по ул.Лахтинская дом 9 кв. 3. Была прописана постоянно с 27/VIII—1919 г. Выписана 20/XII—1941 г. по смерти».

Фантастическое в творчестве автора:

Автор повести «Алис» (1894), уже через год переизданной на чешском языке. В книге есть авторский подзаголовок «фантастическая повесть», и на основании этого она фигурирует в источниках, специализированных на фантастиковедении. Но фантастическая составляющая в повести достаточно спорна — по современным меркам, эта повесть гораздо ближе к мистическому триллеру, чем к фантастике (см. аннотацию на стр. издания).

©borch для fantlab.ru (по материалам сети)

Примечание к биографии:

Дополнительные материалы:

  • Мария Журавлева. Марк Басанин и я

  • О.П.Вареник. К 100-летию со дня кончины А.И.Лемана

  • Сортировка:

    Марк Басанин. Романы

    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -

    Марк Басанин. Повести

    -
      1894 Алис [Фантастическая повесть]  
    6.25 (4)
    -
    -
    -
    -

    Марк Басанин. Рассказы

      1895 Академик  
    -
    -
    -
    -
      1905 Проклятая мать [фельетон]  
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
    -
      1915 Васька  
    -
    -
      1915 Жена  
    -
      1915 Жулик  
    -
    -
      1915 Момсен  
    -
      1915 Невеста  
    -
    -
      1915 Пенсия  
    -
    -
    -
      1915 Помощь  
    -
    -
    -
    -
      1915 Справка  
    -
      1915 Счастье  
    -
      1915 Трамвай  
    -
      1915 Экзамен  
    -

    Марк Басанин. Документальные произведения

    -

    Марк Басанин. Поэзия

    -

    Марк Басанин. Пьесы

      1896 Своя рука — владыка // Соавтор: Анатолий Леман  
    -
      1904 Порт-Артур // Соавтор: Анатолий Леман  
    -

    Марк Басанин. Сборники

      1915 Будни [сборник рассказов]  
    -

    Марк Басанин. Неопубликованное

      Краткие сведения [автобиография] (не опубликовано)  
     


      Формат рейтинга


      Примечание

  • Издания автора (указана как Леман Лидия Алексеевна) в Генеральном алфавитном каталоге книг на русском языке РНБ (позиции 41-53)

  • Ранние произведения, печатавшиеся под разными точно не идентифицированными псевдонимами и без подписи, а также многочисленные публицистические статьи в периодике конца XIX — начала XX века в библиографию не включены. Данные о них в сети крайне общи и отрывочны.

  • В библиографии, видимо составленной О.П. Вареник, автору приписываются также произведения, нигде более не упоминаемые — романы: Разрыв (1887), Елейные сердца, История одной безвременно погибшей общины, Ксения Воронина, Маленькая актриса, Отравленные, У подошвы Парнаса. Также в этой библиографии указан ряд повестей и рассказов с неустановленными годами публикации. Данная библиография полностью размещена на нашем сайте здесь.


  •   Библиографы

  • Составитель библиографии — borch

  • Куратор библиографии — borch


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.


  • ⇑ Наверх