FantLab ru

Эдвард Бульвер-Литтон (Edward Bulwer-Lytton)

Эдвард Бульвер-Литтон
Страна: Великобритания
Родился: 25 мая 1803 г.
Умер: 18 января 1873 г.

Псевдонимы:

Edmund Bruce

Mitio

Pisistratus Caxton

Лоренс Олифант



Эдвард Джордж Эрл Литтон Бульвер-Литтон, 1-й барон Литтон из Небуорта (Edward George Earle Lytton Bulwer-Lytton, 1st Baron Lytton of Knebworth) — английский прозаик, поэт, драматург, переводчик, политик.

Млaдший сын генерaлa Уильямa Эрла Бульверa, родился в Лондоне 25 мaя 1803 годa на ставшей позднее знаменитой улице Бейкер-Стрит в доме №31. Бульверы принадлежали к одной из родовитейших семей Англии — предки его отца владели землями в графстве Норфолк с XI века, со времен норманнского завоевания. Его имя при рождении — Эдвард Джродж Эрл Литтон Бульвер, но после того, как в 1844 году он получил титул сэра Литтона (по матери), фамилия официально стала Бульвер-Литтон.

Получил квалифицированное домашнее образование. Когда ему было четыре года, умер отец и воспитанием сына занялась мать. В 1812 году Эдвард начал учиться в начальной школе д-ра Руддика (Dr. Rudduck’s School) в Фулхэме, затем перевёлся в школу д-ра Роттингдина (Dr. Rottingdean’s School). Мать имела большое влияние на карьеру и судьбу Эдварда. Именно благодаря её стараниям сын не только получил хорошее образование, но она также приняла активное участие в издании его первой книги — поэтического сборника «Ismael; an Oriental Tale» (1820), в который вошли стихотворения, написанные юным поэтом в возрасте тринадцати-пятнадцати лет. С 1822 года Эдвард учился в Тринити-колледже Кембриджского университета, где впервые обратил на себя внимание поэмой «Sculpture» (1825), за которую был удостоен золотой медали.

В 1825 году, Бульвер совершил путешествие во Фрaнцию и некоторое время жил в Пaриже. Писал стихотворные произведения, на стиле и тематике которых сказалось влияние Бaйронa. Серьёзно заниматься литературой Эдвард Бульвер-Литтон начал в 1827 году, когда из-за ослушания с женитьбой, мать оставила сына без материального обеспечения. Чтобы прокормить семью, он стал писать. В 1827 году написал ромaн «Falkland», остaвшийся незaмеченным, а сразу после него — «Пелэм или приключения джентельмена» («Pelham: or The Adventures of a Gentleman»), возбудивший всеобщее внимaние. В 1829 году А.С. Пушкин упоминал о нём, как об отправной точке для задуманного им «Романа на Кавказских водах», в котором он, подобно Бульвер-Литтону, решил показать нравы высших дворянских кругов, где фальшивые семейные отношения с детства уродуют душу ребенка.

Брак с Розиной Дойл Уиллер, несмотря на рождение двоих детей, не был счастливым. В 1833 году они перестали жить вместе, а в 1836 г. официально развелись из-за напряженности в отношениях и постоянных измен со стороны мужа. Розина, бывшая также прозаиком и поэтом, впоследствии выставила бывшего супруга в очень мрачных красках в скандальной поэме «Леди Шевалье, или мстительная женщина» («Lady Cheveley; or The Woman of Honor», 1839). Вообще, эта скандальная история стала достоянием общественности и наделала в своё время много шума. После публикации его бывшей женой обличительной поэмы Бульвер-Литтон отказал ей в свидании с детьми, не платил ей пособие и даже смог упечь в психиатрическую лечебницу, из которой Розина была выпущена только после общественных протестов.

В 1831 году Бульвер-Литтон был избран в члены нижней палаты и примкнул к партии вигов. Хотя в парламенте особенно выдающейся роли не играл, но был некоторое время приверженцем идей этой партии и проводил их в своих произведениях. Он занимал эту должность до тех пор, пока в 1841 году на целое десятилетие не ушёл из политики из-за негативного общественного мнения, отдавшись своему второму любимому занятию — литературе.

В 1830-х годах в доме Уильяма Харрисона Эйнсворта Бульвер-Литтон познакомился с Чальзом Диккенсом. И, хотя происходили из совершенно разных слоев, они быстро стали друзьями. Особенно тесно сблизились они на почве любви к театральному искусству. И когда молодой, но уже ставший знаменитым Диккенс возглавил созданную им любительскую драматическую труппу «Бродячие актеры», то с особой охотой он ставил пьесы, написанные Бульвер-Литтоном, в которых часто играл сам. Так, комедия «Мы не так плохи, как кажемся» («Not So Bad as We Seem Or Many Sides to a Character») была поставлена 27 мая 1851 года труппой «Бродячие актеры». Сам Диккенс исполнял роль лорда Уилмота, Софтхеда играл один из популярных литераторов того времени, драматург и юморист Дуглас Джерральд, роль Хардмана исполнял друг и биограф Диккенса, известный критик Джон Форстер, а Смарта — Уилки Коллинз. Два года спустя, 12 февраля 1853 года, эта комедия была поставлена и на профессиональной сцене — в театре Хеймаркет. Знакомство, а впоследствии и дружба со знаменитым в то время актером Вильямом Макриди также сыграли значительную роль в судьбе Бульвер-Литтона как драматурга. Его пьесы благодаря влиянию Макриди появились на сцене одного из самых значительных театров Англии — Ковент-Гардена в исполнении профессиональных актеров.

Дружба Бульвер-Литтона и Диккенса не могла не оказать влияния и на их творчество, взаимно обогащая его. Если Диккенс мог наблюдать смешные и нелепые стороны жизни так называемого высшего общества лишь извне, то Эдвард Бульвер-Литтон, по своему происхождению принадлежавший именно к этому «высшему свету», имел полную возможность изучать все его недостатки, созерцая их изнутри.

В 1831 году появился роман «Евгений Арам» («Eugene Aram»), в котором автор по-своему трактует знаменитое уголовное дело учёного-убийцы. Эта книга, наряду с другими его романами о великосветских преступниках, принесла Бульвер-Литтону славу создателя «ньюгейтского романа» (от названия тюрьмы в Лондоне).

Он написал также несколько исторических романов: в «Последние дни Помпей» («The Last Days of Pompeii», 1834), созданном под впечатлением полотна русского художника Карла Брюллова «Последний день Помпеи», автор воссоздаёт живую картину античной культуры, а в книге «Гарольд, последний саксонский король в Англии» («Harold, the Last of the Saxons Kings», 1848) рассказывает о гибели саксонской феодальной знати. В 1835 году вышел его роман «Риенци, последний из римских трибунов» («Rienzi, the Last of the Roman Tribunes») о Риме середины XIV века с главным героем — государственным деятелем Кола ди Риенцо, мечтавшим преобразовать Рим в духе древних республиканских традиций. Эта книга впоследствии стала основой для создания Рихардом Вагнером одноименной оперы в 1842 году. Впоследствии в политических воззрениях Бульвер-Литтона произошел переворот, и в 1852-59 годах он находился в рядах тори, а в 1858-59 годах даже занимал пост статс-секретаря колоний в консервативном министерстве. В 1866 году Бульвер-Литтон с титулом лорда Литтона, унаследованным по смерти последнего представителя этого рода, вступил в верхнюю палату.

В переводе Литтона на английский язык вышли поэтические произведения Фридриха Шиллера и древнеримского поэта Горация.

Несмотря на всю его одаренность, наблюдательность и остроумие, ему не суждено было занять ведущего места в английской литературе того времени. Ведь он был современником таких крупных талантов, как Чарльз Диккенс и Уильям Теккерей. Немного спустя выступил со своими увлекательными романами «Лунный камень» и «Женщина в белом» молодой Уилки Коллинз. И после смерти таких «великих», как Байрон, Шелли и Вальтер Скотт, на литературном небосклоне Англии почти одновременно засияло значительное количество имён, с которыми Бульвер-Литтону пришлось делить популярность.

Однако сам он был на редкость доброжелательным и отзывчивым человеком и никогда не опускался до мелкого завистничества. Как свидетельствуют лица, хорошо его знавшие, он всегда охотно помогал людям искусства, в особенности своим собратьям по перу. В этом отношении они с Диккенсом были очень сходны. Они стали основными организаторами фонда для английских деятелей искусства, получившего название «Гильдии искусств». На землях, принадлежавших Бульвер-Литтону, было построено три дома, которые служили приютом для престарелых актёров и литераторов, причём финансирование этого важного дела лежало в основном на Диккенсе и Бульвер-Литтоне, отчислявших «Гильдии» значительную часть своих авторских и актерских гонораров.

Бульвер-Литтон, став членом парламента, вплотную занялся вопросами, связанными с английским театром и литературой. Его настойчивость в деле защиты авторских прав писателей и драматургов, уменьшении налогов, взимавшихся с литераторов и публицистов, завоевала ему репутацию человека отзывчивого и доброжелательного. В то же время он, по словам очевидцев, очень ревниво относился к своей славе романиста и драматурга и приходил в неистовство, сталкиваясь с критиками. А в них недостатка не было. Теккерей, иногда превозносивший Бульвер-Литтона и ставивший его чуть ли не выше Диккенса, часто позволял себе язвительные и уничтожающие отзывы о его книгах и даже написал роман «Записки Желтоплюша» и повесть «Кэтрин», представлявшие жестокую пародию на бульвер-литтоновские романы.

На протяжении всей своей жизни, начиная ещё со школьных лет, когда переболел острой инфекционной болезнью, писатель страдал периодическими болями в области уха и головными болями, что, по-видимому, и стало причиной его смерти. Умер Эдвард Булвер-Литтон в Торки 18 января 1873 года в возрасте 69 лет.


Фантастика в творчестве автора.

Оставил свой след Эдвард Бульвер-Литтон и в фантастической литературе. Кроме двух больших романов, он написал эпическую поэму «Король Артур» («King Arthur», 1849) и несколько мистических рассказов: «Glenallan» (1826), «A Manuscript Found in a Madhouse» (1829), «Monos and Daimonos: A Legend» (1830), «The Nymph of the Lurlei Berg: A Tale» (1832), «Chairolas, Prince of Paida» (1836) и «Лицом к лицу с призраками» («The Haunted and The Haunters», 1859).

Западные литературоведы выделяют также фантастические эпизоды в его романах «Asmodeus at Large» (1833), «Godolphin» (1833), «Рейнские пилигримы» («The Pilgrims of the Rhine», 1834) и сборнике «The Student» (1830). К этому можно добавить ещё и роман «Странная история» («A Strange Story», 1861), написанный для журнала Чарльза Диккенса «Круглый год». В нём автор в мистической форме представляет читателям поиски героем, овладевшим тайной долголетия и способностью влиять на расстоянии на других людей, эликсира жизни, но эти поиски происходят больше в духовном и демоническом аспекте, нежели в материальном.

Будучи членом общества английских розенкрейцеров, писатель активно интересовался оккультизмом, что нашло отражение в его мистическом романе «Призрак» («Zanoni»), вышедшем в издательстве «Saunders & Otley» в 1842 году в Лондоне в трёх томах. Этому роману предшествовали две другие публикации: изданный в журнале «New Monthly Magazine» спиритический роман «Asmodeus at Large» (1933) и повесть «Zicci» («Monthly Chronicle», 1838), которая вскоре писателем была полностью переработана, дополнена и спустя несколько лет вышла под заголовком «Призрак» («Zanoni»). Здесь главный герой — розенкрейцер и бессмертный халдейский маг Занони (Zan, – халд. «солнце»), таинственно появившийся в Италии и помогающий бедным и богатым в их финансовых, житейских и сердечных проблемах.

Незадолго до смерти, в 1871 году, выходит фантастический роман «Грядущая раса» («The Coming Race»), написанный под впечатлением событий Парижской коммуны. Это одно из первых произведений научной фантастики, где рассказывалось о сверхцивилизации, живущей под поверхностью Земли. Также тут впервые появляется придуманное автором понятие «Вриль» для обозначения магической энергии: тот, кто овладевает ей — становится хозяином своей судьбы и всего мира. Интересно, что в ХХ веке термин «вриль», изобретённый Бульвер-Литтоном, стал применяться авторами-теософами как синоним энергии акаши.


Примечание к биографии:

При написании биографии использованы следующие источники:

  1. Архив фантастики

  2. А. Нейхардт «Послесловие» к роману «Пелэм, или Приключения джентльмена»

  3. Ю. Кагарлицкий «Бульвер Литтон — драматург»

  4. hertsmemories.org.uk

Сортировка:

Эдвард Бульвер-Литтон. Циклы произведений

-
  • Book I
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  • Book II
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  • Mazarin  [= The World Without] (1842)  
-
-
-
-
-
  Odes  
-
-
-
-

Эдвард Бульвер-Литтон. Участие в межавторских проектах

8.88 (8)
-
  • Поэзия // межавторский цикл
-

Эдвард Бульвер-Литтон. Романы

  1827 Falkland  
-
8.50 (10)
-
  1829 Devereux  
-
  1829 The Disowned  
-
  1830 Paul Clifford  
-
-
  1833 Godolphin  
-
8.00 (1)
-
  1834 Последние дни Помпей / The Last Days of Pompeii  [= Последние дни Помпеи]  
7.85 (33)
-
1 отз.
-
  1835 Риенци, последний из римских трибунов / Rienzi, the Last of the Roman Tribunes  [= Свобода без закона, или последний римский трибун; Последний римский трибун; Кола Ди-Риензи. Последний римский трибун]  
7.00 (1)
-
1 отз.
-
  1838 Alice: or, the mysteries  [= Alice]  
-
-
-
  1841 День и ночь / Night and Morning  [= Восход и закат]  
-
  1842 Призрак / Zanoni  
7.62 (8)
-
-
  1846 Lucretia  [= Lucretia, or The children of night]  
-
  1848 Гарольд, последний саксонский король в Англии / Harold, the Last of the Saxons Kings  [= Король англосаксов; Гарольд, последний король Англосаксонский; Завоевание Англии; Король Гарольд]  
7.50 (2)
-
  1849 Кэкстоны / The Caxtons: A Family Picture  [= Какстоны; Семейство Какстонов]  
-
-
-
7.00 (1)
-
  1871 Грядущая раса / The Coming Race  [= Будущая порода людей / Vril: The Power of the Coming Race]  
7.27 (22)
-
3 отз.
  1873 Кенельм Чилингли, его приключения и мнения / Kenelm Chillingly  [= Кенелм Чиллингли, его приключения и взгляды на жизнь; Кинельм Чиллингли]  
7.62 (8)
-

Эдвард Бульвер-Литтон. Повести

-
-
  1838 Zicci  
-

Эдвард Бульвер-Литтон. Рассказы

  1826 Glenallan  
-
-
-
-
-
-
-
  1832 De Lindsay  
-
-
  1832 The Nymph of the Lurlei Berg: A Tale [под псевдонимом Mitio]  
-
-
  1835 Knebworth  
-
-
-
-
  1835 On Satiety  
-
-
-
-
-
-
-
-
  1859 Лицом к лицу с призраками / The Haunted and The Haunters  [= Привидения и жертвы; Страшный дом на Оксфорд-стрит; Привидения и их жертвы, или Дом и разум; Неспокойный дом / The Haunted and the Haunters or The House and the Brain]  
7.23 (101)
-
8 отз.
  1864 The Boatman [под псевдонимом Pisistratus Caxton]  
-
-

Эдвард Бульвер-Литтон. Сказки

-

Эдвард Бульвер-Литтон. Документальные произведения

-

Эдвард Бульвер-Литтон. Поэзия

-
  1820 Forewell to Lyra  
-
-
  1820 Irregular Lines  
-
-
  1820 Milton  
-
  1820 Ode to a Poker  
-
-
  1820 On Friendship  
-
-
-
  1820 Stanzas to Lyra  
-
-
  1820 The Casket  
-
-
-
  1820 To Lady W....,  
-
  1820 To Lyra  
-
-
  1823 Poems to Zoe [под псевдонимом Edmund Bruce]  
-
  1823 The Firft Songstresses in Town [под псевдонимом Edmund Bruce]  
-
-
  1824 Narenor II [под псевдонимом Edmund Bruce]  
-
  1824 Narenor; A Tale, I, Sonnet to A. T. on her Birthday [под псевдонимом Edmund Bruce]  
-
  1825 Sculpture  
-
-
-
-
  1831 On Forebodings  
-
-
-
-
-
-
-
  1831 To Ina  
-
-
  1831 To Juliet  
-
-
-
  1831 To Wordsworth  
-
-
-
  1835 To the Dead  
-
  1839 Cromwell's Dream  [= Ode II]  
-
  1839 The Death of Nelson  [= Ode III]  
-
  1839 The Last Days of Queen Elizabeth  [= Ode I; The Last Days of Elizabeth]  
-
-
  1842 André Chenier  [= The World Within]  
-
  1842 Bayard. A Tale  
-
  1842 Doubt  
-
  1842 Euripides  
-
  1842 Ganymede  
-
  1842 Jealousy  [= Jealousy and Art]  
-
-
  1842 Love and Fame  
-
-
-
-
-
  1842 Mazarin  [= The World Without]  
-
  1842 Memnon  
-
-
-
-
  1842 The Assurance  
-
-
-
-
-
  1842 The Dead Queen  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1842 The Lay of the Beacon  [= The Beacon]  
-
-
  1842 The Love Letter  
-
-
-
-
-
  1842 The Poet Sings to the Young  [= A Thought from Horace]  
-
-
  1842 The Sabbath  
-
-
  1842 The True Critic  
-
-
  1842 Where is the Briton's Home?  [= The Song of the Emigrants]  
-
  1846 The New Timon  
-
-
-
-
-
  1853 A Lament  
-
-
-
-
  1853 Epigraph  
-
-
  1853 Lost And Avenged  
-
  1853 Love and Death  
-
  1853 Mind and Soul  
-
-
-
-
  1853 The Hollow Oak  
-
  1853 The Ideal World  
-
-
-
-
-
  1853 The Love-Letter  
-
-
-
-
-
-
  1855 The Modern Wooer  
-
-
  1860 St Stephen's  
-
-
-
-
-
-
-
  1866 The Secret Way  
-
-
-

Эдвард Бульвер-Литтон. Пьесы

-
-
-
-
-
  1840 Деньги / Money  
7.00 (1)
-
-
-
-
-
-
  1877 Дарнлей / Darnley  
-

Эдвард Бульвер-Литтон. Диссертации

-

Эдвард Бульвер-Литтон. Статьи

-
-

Эдвард Бульвер-Литтон. Эссе

  1820 Advertisement [Ismael; an Oriental Tale. With Other Poems]  
-
  1831 Dedication [The Siamese Twins: A Satirical Tale of the Times. With Other Poems]  
-
  1831 Preface [The Siamese Twins: A Satirical Tale of the Times. With Other Poems]  
-
-
-
-
  1833 Advertisement [England and the English]  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1833 The New Year  
-
-
  1833 The Speaker  
-
-
-
-
-
-
  1837 Gray's Works  
-
-
-
-
  1838 On Art in Fiction  [= Art in Fiction]  
-
-
  1838 Sir Walter Scott  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1848 Goldsmith  
-
-
  1855 Pitt and Fox  
-
-
-
-
  1863 Motive Power  
-
-
-
-
-
-
  1863 On Self-Control  
-
  1863 On Shyness  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1868 Introduction  
-
-
-
-
-
-
-
  1876 Dedication [Pausanias, the Spartan]  
-

Эдвард Бульвер-Литтон. Очерки

-
-

Эдвард Бульвер-Литтон. Сборники

-
-
-
-
-
-
-
  1835 The Student  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-

Эдвард Бульвер-Литтон. Отрывки

-
  1861 Incantation  
-
  1932 The Magician  [= The Tale of Kosem Kesamim, the Magician]  
-

Эдвард Бульвер-Литтон. Прочие произведения

-
-
-
-
-
-
-
-
  1845 Наблюдения лечившегося холодною водою / Confessions and observations of a water patient  [= Confessions of a water patient: a letter to W. Harrison Ainsworth ]  
-
  1850 Tomlinsoniana  
-
-
  1911 Letters of Bulwer Lytton to Macready [Письма]  
-

Эдвард Бульвер-Литтон. Незаконченные произведения

  1874 Парижане / The Parisians (роман, не закончен)  
-
  1875 Павзаний, спартанец / Pausanias, the Spartan (роман, не закончен)  
-


  Формат рейтинга


  Примечание

  • В библиографию не включены многочисленные предисловия к изданиям разных лет.

  • Содержание сборников «Delmour; or, The Tale of Sylphid, and Other Poems» (1823) и «Weeds and Wildflowers» (1825) установить не удалось.


  •   Библиографы

  • Составитель библиографии — sloboda89

  • Куратор библиографии — sloboda89


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.