fantlab ru

Александр Бестужев-Марлинский

Александр Бестужев-Марлинский
Страна: Россия
Родился: 3 ноября 1797 г.
Умер: 19 июня 1837 г.

Настоящее имя:

Александр Бестужев


Жанры:
Реализм
43%
Мистика
41%
ещё >>

Александр Александрович Бестужев (псевдоним Марлинский, 23 октября (03 ноября) 1797 г. — 07 июня (19 июня) 1837 г.) — прозаик, критик, поэт. Второй сын известного радикального писателя А. Ф. Бестужева. До десяти лет учился дома. В 1806 г. его отдали в Горный кадетский корпус, где он не проявил большого интереса к точным наукам, но увлекся словесностью. Не закончив курса обучения, Бестужев в 1819 г. поступил юнкером в лейб-гвардии драгунский полк и через год был произведен в офицеры. Полк, в котором служил Бестужев, стоял под Петергофом, в местечке Марли (отсюда и псевдоним — Марлинский). Здесь и началась литературная деятельность Бестужева: в 1818 г. он дебютировал в печати переводами стихотворных и исторических сочинений, а затем и критическими статьями.

В 1818-1822 гг. Бестужев выступает как поэт, переводчик и критик, близкий к карамзинистам и арзамасцам. Он мечтает о своем печатном органе и задумывает издание альманаха «Зимцерла», но не получает разрешения властей. В это время он пишет послание «К Креницыну», «Подражание первой сатире Буало», «К некоторым поэтам» и переводит отрывки из «Мизантропа» Мольера и «Метаморфоз» Овидия. Широкую известность приносят Бестужеву его критические статьи о переводе П. А. Катенина трагедии Расина «Эсфирь» и о «Липецких водах» А. А. Шаховского, помещенных в «Сыне Отечества» (1819). Выступления Бестужева были замечены: в 1820 г. его избрали членом Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, а затем и Вольного общества любителей российской словесности. Значительно расширились его литературные знакомства: он подружился с Дельвигом, Баратынским, Рылеевым, Вяземским, переписывался с Пушкиным.

Тогда же Бестужев пробует себя в жанре путешествия. В 1821 г. он публикует «Поездку в Ревель», навеянную прибалтийскими впечатлениями. Особенностью произведения стало сочетание прозаического текста со стихами, обилие рассуждений на самые разные, в том числе и литературные, темы, непринужденность общения с читателем, который мог ощутить наблюдательность автора и его остроумие.

С января 1825 г. Бестужев стал одним из наиболее активных членов Северного общества. Как и большинство декабристов, Бестужев сначала был приверженцем конституционной монархии, а затем сторонником республики. Вместе с Рылеевым он издает альманах «Полярная звезда» (1823-1825), сыгравший большую роль в пропаганде декабристских идей.

Альманах «Полярная звезда» собрал большие литературные силы. Его значение заключалось как в том, что Бестужев и К. Рылеев стали платить авторам гонорар, т. е. способствовали профессионализации литературы, так и в направлении, определяемом в значительной степени критическими статьями Бестужева. В критических обзорах («Взгляд на старую и новую словесность в России», 1823; «Взгляд на русскую словесность в течение 1823 года», 1824; «Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начала 1825 годов», 1825) Бестужев ратовал за национальную самобытность литературы, ее прочную связь с политическими идеями современности, за романтизм, означавший для него свободу человеческого духа, полноту и естественность выражения чувств. Явный интерес к истории проявляется у Бестужева в жанре повести («Роман и Ольга», «Изменник», «Листок из дневника гвардейского офицера», «Замок Нейгаузен», «Ревельский турнир», «Замок Венден», «Замок Эйзен» — авторское название «Кровь за кровь»), которая проясняет существенные особенности романтизма Бестужева. Романтизм стал для писателя знаменем свободолюбия и общественного протеста. 14 декабря 1825 г. Бестужев агитировал в Московском полку, и благодаря его энергии полк первым вышел на Сенатскую площадь. После разгрома восстания Бестужева приговорили к 20 годам (срок сокращен до 15 лет) каторжных работ, а затем ограничились ссылкой в Сибирь. До июля 1829 г. он находился на поселении в Якутске. С августа того же года Бестужев был определен рядовым в действующую армию на Кавказ. В боях он показал чудеса храбрости и военного искусства. Неоднократно был представлен к наградам, но всякий раз следовал неизменный отказ императора. И только в 1836 г. ему был присвоен офицерский чин, который он «выстрадал и выбил штыком». Бестужев попытался перейти на статскую службу, так необходимую для занятий литературой, но ему отказали и в этом. В 1837 году в бою за мыс Адлер Бестужев был убит.

Романтические повести принесли Бестужеву всероссийскую известность, которая превзошла, по мнению большинства тогдашней молодежи, даже славу Пушкина. Им зачитывались все, его произведения выходили большими по тем временам тиражами, многие его повести инсценировались. Бестужев остался верным романтизму до конца, о чем свидетельствует и его знаменитая критическая статья «О романе Н. А. Полевого «Клятва при гробе господнем» (1833). В ней автор торжественно провозгласил победу романтизма. По словам Белинского, Бестужев «пролетел в литературе ярким метеором, который на минуту ослепил всем глаза и — исчез без следа...». Но в той же рецензии 1847 г. на собрание сочинений Бестужева Белинский поправил свой суровый приговор: «...Марлинский навсегда останется замечательным лицом в истории русской литературы... Его сочинения останутся навсегда любопытным памятником той литературной эпохи, которая так резко отразилась в них».

Фантастика в творчестве А. А. Бестужева-Марлинского.

Наряду с исторической и военной прозой у Бестужева-Марлинского существует ряд произведений, которые можно отнести к прозе готической. Это повести «Латник», «Лейтенант Белозор», «Вечер на Кавказских водах в 1824 году» и рассказ «Кровь за кровь» («Замок Эйзен»), в котором применяется один из характерных для жанра «готического романа» прием — сверхъестественные, мистические события в финале получают рациональное объяснение. К чисто фантастическим произведениям писателя можно отнести «Страшное гаданье» — классический «страшный» святочный рассказ, в котором автор использует русские фольклорные мотивы: гадание, колдовство, явление нечистой силы. Также содержит фантастические элементы рассказ-фельетон «Объявление от общества приспособления точных наук к словесности», в котором описывается новейшее изобретение — машина для написания литературных произведений.


Похожие авторы:

Сортировка:

Александр Бестужев-Марлинский. Циклы произведений

5.33 (3)
-
6.41 (17)
-
1 отз.
5.50 (6)
-

Александр Бестужев-Марлинский. Условные циклы

8.09 (11)
-
1 отз.
6.60 (5)
-
6.00 (7)
-
6.14 (7)
-
5.71 (7)
-
6.29 (7)
-
6.00 (2)
-
7.17 (18)
-
7.18 (11)
-
7.19 (26)
-
1 отз.
7.12 (8)
-
6.56 (9)
-
1 отз.
6.62 (8)
-
6.60 (10)
-
6.33 (6)
-
6.50 (6)
-
7.08 (13)
-
6.83 (12)
-
1 отз.
7.14 (7)
-
6.50 (6)
-
6.69 (16)
-
7.19 (16)
-
7.06 (61)
-
1 отз.
7.31 (36)
-
2 отз.

Александр Бестужев-Марлинский. Повести

  1821 Гедеон  
6.50 (6)
-
6.69 (16)
-
6.69 (16)
-
1 отз.
7.19 (16)
-
  1825 Кровь за кровь  [= Замок Эйзен]  
7.06 (61)
-
1 отз.
7.31 (36)
-
2 отз.
7.17 (18)
-
6.95 (20)
-
1 отз.
  1831 Латник  
6.73 (41)
-
1 отз.
6.75 (12)
-
1 отз.
  1831 Наезды  
5.88 (8)
-
1 отз.
7.19 (26)
-
1 отз.
6.81 (21)
-
2 отз.
7.08 (13)
-
  1836 Мулла Нур  [= Мулла-Нур]  
6.83 (12)
-
1 отз.

Александр Бестужев-Марлинский. Рассказы

-
-
6.41 (17)
-
1 отз.
5.50 (6)
-
5.91 (11)
-
1 отз.
  1825 Изменник  
6.67 (6)
-
6.40 (20)
-
1 отз.
7.67 (18)
-
1 отз.
7.00 (5)
-
1 отз.
5.00 (1)
-
7.18 (11)
-
6.12 (8)
-
1 отз.
6.08 (13)
-
1 отз.
  1831 Страшное гаданье  [= Страшное гадание]  
7.43 (208)
-
5 отз.
5.82 (11)
-
1 отз.
5.00 (1)
-
  1834 Осада [отрывок из романа "Вадимов"]  
6.00 (7)
-
  1837 Месть  
4.86 (7)
-
1 отз.
  1839 Выстрел [отрывок из романа "Вадимов"]  
6.14 (7)
-
  1839 Журнал Вадимова [отрывок из романа "Вадимов"]  
5.71 (7)
-
  1839 Свидание [отрывок из романа "Вадимов"]  
6.29 (7)
-

Александр Бестужев-Марлинский. Поэзия

7.38 (8)
-
6.38 (8)
-
-
  1823 Агитационные песни // Соавтор: Кондратий Рылеев  
5.12 (8)
-
  1825 «Уж как на небе две радуги...»  [= Из "Подблюдных песен"] // Соавтор: Кондратий Рылеев  
6.33 (9)
-
7.67 (3)
-
  1829 Тост  
5.00 (1)
-
  1829 Череп  
6.60 (10)
-
  1830 Часы  
7.00 (1)
-
7.00 (7)
-
  1831 «Люблю я критика Василья...»  [= Эпиграмма] [эпиграмма]  
7.00 (7)
-
7.00 (6)
-
7.18 (11)
-
  1831 Ответ на вопрос «Что такое русская литература?»  [= "Литература наша — сетка..."] [эпиграмма]  
7.38 (8)
-
7.00 (1)
-
  1831 Разлука  
6.80 (10)
-
7.00 (6)
-
-
  1838 К облаку  
7.00 (1)
-
  1838 Сон  
7.00 (1)
-
-
  1859 «Ах, где те острова...» // Соавтор: Кондратий Рылеев  
6.20 (15)
-
  1859 «Ах, тошно мне...» // Соавтор: Кондратий Рылеев  
6.65 (20)
-
  1859 «Ты скажи, говори...» // Соавтор: Кондратий Рылеев  
6.52 (21)
-
  1859 «Царь наш — немец русский...» // Соавтор: Кондратий Рылеев  
5.86 (7)
-
  1861 «Уж как шёл кузнец...»  [= "Как идёт кузнец да из кузницы. Слава!.."] // Соавтор: Кондратий Рылеев  
7.20 (10)
-
6.62 (8)
-
-
  1950 «Близ Фонтанки-реки...» // Соавтор: Кондратий Рылеев  
-
-
6.75 (4)
-

Александр Бестужев-Марлинский. Статьи

-
-
-
-
-
-
-
-
  1822 Почему?  
-
7.50 (2)
-
-
6.00 (3)
-
-
5.33 (3)
-
-
  1830 Военный анекдот [очерк]  
-
1.00 (1)
-
  1833 О романе Н. Полевого «Клятва при гробе Господнем»  [= «Клятва при гробе господнем. Русская быль XV века». Сочинения Н. Полевого. М., 1832]  
4.00 (3)
-
-
5.00 (1)
-
-

Александр Бестужев-Марлинский. Эссе

-
6.00 (1)
-
7.12 (8)
-
6.56 (9)
-
1 отз.
4.00 (1)
-
6.62 (8)
-
-
-
-
6.60 (10)
-
6.33 (6)
-
6.50 (6)
-
-

Александр Бестужев-Марлинский. Очерки

-

Александр Бестужев-Марлинский. Отрывки

-
-

Александр Бестужев-Марлинский. Прочие произведения

8.00 (1)
-
-
  1821 Поездка в Ревель  [= Путешествие в Ревель]  
-
7.75 (4)
-
  1831 Рекомендательное письмо [фельетон]  
-
7.50 (2)
-

Александр Бестужев-Марлинский. Незаконченные произведения

  1828 Андрей, князь Переяславский [поэма] (стихотворение, не закончено)  
-
  Вадимов (роман, не закончен)  
6.60 (5)
-
  Поволжские разбойники (повесть, не закончена)  
-


  Формат рейтинга


  Примечание

  • В библиографию писателя не включены его переводы.


  •   Библиографы

  • Составитель библиографии — antilia

  • Куратор библиографии — Wind


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.


  • ⇑ Наверх