fantlab ru

Дмитрий Холендро

Дмитрий Холендро
Страна: Россия
Родился: 2 декабря 1921 г.
Умер: август 1998 г.

Дмитрий Михайлович Холендро — русский советский писатель, корреспондент, драматург, сценарист, автор военной прозы, рассказов о современной жизни, а также сборника рассказов для детей и нескольких детективов.

Дмитрий Холендро родился 2 декабря 1921 года в Ташкенте. Со временем семья переехала в Москву.

В 30-е годы в Замоскворецком Доме пионеров Митя был участником кружка поэзии, он читал здесь свои стихи, слушал замечания и отзывы товарищей, а иногда — известных поэтов. С 1937 года его стихи печатались в «Пионерской правде», «Вечерней Москве», после войны его детские стихи публиковались в книге для чтения в начальной школе «Родная речь».

В 1939 году закончил десятилетку и поступил в Московский институт философии, истории и литературы — ИФЛИ. В институте прозанимался лишь два месяца, так как был призван в армию. Направили в артиллерийский полк в город Артёмовск Донецкой области, но через год часть передислоцировалась на западную границу. А вскоре началась война.

Войну Холендро начал наводчиком орудия, в составе батареи проделал тяжёлый и горький путь отступления от границы до Днепра, по полям Донбасса, Северного Кавказа, будучи уже не артиллеристом, а военным корреспондентом дивизионной, армейской, а затем и фронтовой газет. В качестве военного журналиста участвовал и в наступлении советских войск, шёл на запад. Участвовал в освободительном десанте в Крыму и в освобождении Севастополя. После взятия Севастополя — 9 мая 1944 года — Отдельная Приморская Армия, где служил Холендро, осталась для защиты полуострова, а когда после войны образовался Таврический военный округ, он получил назначение в окружную газету «Боевая слава».

На войне Холендро был контужен и ранен, за участие в боях награждён двумя орденами Красной Звезды и медалями, а в честь сорокалетия Победы — орденом Отечественной войны I степени. В газете прослужил до осени 1947 года, демобилизовался в звании майора.

Демобилизовавшись, Холендро остаётся в Крыму. Ещё будучи военным, он близко сходится с местной писательской организацией, активно участвует в её деятельности, а сняв погоны, целиком отдаётся литературной работе — пишет и публикует очерки, рассказы, рецензии.

Одним из наставников Холендро стал Пётр Андреевич Павленко. Встреча произошла ещё на войне, в газете «Вперёд за Родину», дружба продолжалась и в последующие годы, когда Павленко поселился в Ялте. Павленко организовал литературно-художественный альманах «Крым», за редактуру которого взялся Д. Холендро.

Другим наставником, о котором с теплотой вспоминал Холендро, был Эффенди Капиев, дагестанский прозаик и поэт-переводчик, знакомство с которым, перешедшее в дружбу, произошло в той же фронтовой газете «Вперёд за Родину». Капиев много рассказывал о писательском труде, о своём творческом опыте, настоятельно советовал вести записные книжки, даже учил этому.

В 1950 году, после публикации романа «Горы в цвету», Холендро вступает в Союз писателей, и вскоре его избирают ответственным секретарем крымской организации.

В 1951 году в Ростове-на-Дону проходила творческая конференция писателей Юга, где Холендро попал на семинар, которым руководил Константин Георгиевич Паустовский. После критического разбора одного из рассказов Холендро, Паустовский сказал, подводя итоги, что верит в автора.

В 1956 году Д. Холендро окончил Высшие курсы при Литературном институте имени А. М. Горького.

Начинаются творческие поездки писателя — краткие и долговременные — в колхозы, на заводы, встречи с интересными людьми, чаще всего с рыбаками.

Произведения о мирной жизни создавались писателем вперемежку с произведениями о войне: «мирный» роман «Горы в цвету» появился в 1950 году, а военный рассказ «Первый день весны» — в 1953, повесть о мирном труде и быте рыбаков «Свадьба» — в 1967, а следующей была повесть на военную тему «Фантазёр» («Яблоки сорок первого года»).

Одной из любимых тем Холендро были морская романтика, рыбацкий характер, открытость души человека в тельняшке, готовность прийти на помощь товарищу, когда тот оказывается в беде. О рыбаках и о море Д. Холендро написал повести «Опасный мыс», «За перевалом», «Свадьба», рассказы «Друг рыбака», «Пассажир Лёшки-анархиста» («Суровый пассажир») и другие.

Ещё одной темой в творчестве была тема любви. Любовь как высокое чувство воспета в повести «Улица тринадцати тополей», в рассказах «Раннее утро», «Ночные разговоры», «Финские санки», «Теперь навсегда», «Вечер любви».

Большой темой в прозе Дмитрия Холендро стала Великая Отечественная война. У писателя появились рассказы, полностью обращённые в огневые фронтовые: «Первый день весны», «Третий Коля», «За подвигом», «Комендант причала», «Мальчишки» и другие. В основе каждого из них какой-либо фронтовой случай, это как бы рассказы-воспоминания. Не все из них выдержали проверку временем, но лучшие выдержали и представляют интерес и сегодня.

В 1974 году в журнале «Юность» была напечатана «Пушка». Повесть «Пушка» вышла в свет более четверти века спустя после войны. К этому времени уже существовала большая, мирового звучания литература о Великой Отечественной, и не просто было сказать о войне свое слово, не повторив написанного до тебя. Автор «Пушки» сказал. И благодаря тому, что его художественную фантазию питал личный опыт, пережитое, выстраданное, передуманное им самим в те дни и ночи, сказал он правду: «В повести на 95% есть то, что мы пережили. Я прочитал её несколько раз, и восстановилась в памяти вся наша служба!.. Всё совпадает — и то, как нас учили летом и зимой, и то, как мы приезжали с учений и замерзшими руками чистили свои пушки и коней», — говорил о «Пушке» сослуживец Холендро по батарее К. Лысенко.

Разговор о военной теме в творчестве Холендро будет неполным без упоминания повести «Плавни». Повесть была замечена критикой и широко обсуждалась в печати. Слог повести эмоционален и лиричен. События, изображаемые в ней, глубоко трагичны. Война ожесточает людей, огрубляет человеческое сердце. Но и в трагических обстоятельствах сердце способно откликаться на зовы любви, добра, людских страданий. Именно так и случилось на фронте с санинструктором Асей Панковой и лейтенантом Павлом Зотовым, которые встретились в плавнях, по топям которых пролегала немецкая так называемая «Голубая линия», на которой наши войска вели бои в течение полугода.

В своих произведениях Холендро касался и темы своей родины — Ташкента, того самого города, где он родился, из которого позже его увезли, и куда до самых последних дней он всё возвращался и возвращался, реально и метафорически — многими своими неторопливыми книгами. О Ташкенте — в рассказе «Под древним деревом», в повести «Поездка в Саят». Именно здесь, в Ташкенте (впрочем, иногда ещё и в Доме творчества в Малеевке) рождались сценарные разработки далеко не самых худших кинокартин прежнего «Узбекфильма»: «Колокол Саята», «Яблоки сорок первого года», «Чинара», «Незабытая песня», «Буйный «Лебедь»»… Большая часть из них — по рассказам и повестям Дмитрия Холендро.

«Яблоки сорок первого года» — повесть о войне, но не о боевых действиях, не о переднем крае, а о тыле. Построив самобытный сюжет, а самобытность его в простоте (эшелон с яблоками — подарок трудящихся Узбекистана защитникам Родины — идёт в Москву, на фронт), автор создал и своеобычный национальный характер. Имя главного героя повести не называется, просто — Старик, прекрасный рассказчик, фантазёр, подлинное и вымышленное сливается в его рассказе воедино. Созданный писателем образ старика-узбека в известном смысле — выражение авторской признательности народу и республике, где он рос.

Повесть «Улица тринадцати тополей» — о трагических событиях в Ташкенте в 1966 году (землетрясение, причинившее городу большие разрушения), а главный смысл произведения — братская помощь Ташкенту со стороны всех советских республик. Исподволь в повести возникает тема любви дальневосточника Кеши и ташкентской девушки Мастуры. Холендро сам побывал в гуще событий, отправившись в Ташкент сразу же после землетрясения.

Дмитрий Михайлович ушёл из жизни в августе 1998 года. Похоронен в Москве в колумбарии Донского кладбища вместе с родителями и братом.


Примечание к биографии:

• Основная часть биографии написана по очерку И. Козлова «Писатель и его книги (по страницам творчества Дмитрия Холендро)», опубликованного в томе 1 «Избранных произведений» Д. Холендро (1987).

Сортировка:

Дмитрий Холендро. Романы

-

Дмитрий Холендро. Повести

-
  1959 Часы чемпиона  [= Музыкальный «Патек»] // Соавтор: Михаил Маклярский  
4.00 (1)
-
-
  1965 Яблоки сорок первого года  [= Фантазёр]  
10.00 (1)
-
-
  1967 Ожидание  
-
  1967 Свадьба  
-
-
9.50 (2)
-
-
  1972 Пушка  
-
-
  1975 Под древним деревом  [= Далёкое; Под старым тополем]  
-
  1977 Лопух из Нижней Слободки  [= Слобода]  
7.00 (1)
-
6.00 (1)
-
  1980 Нефёдов  
-
  1981 Плавни  
10.00 (1)
-
-

Дмитрий Холендро. Рассказы

-
-
  1951 Песня  
-
  1951 Талант  
-
  1951 Ходок  
-
-
-
  1954 Лёля  
-
-
  1955 Один  
-
5.00 (1)
-
-
-
-
-
-
  1959 Сорок два телефонных звонка // Соавтор: Михаил Маклярский  
-
-
7.00 (1)
-
  1960 Ночные разговоры  [= Ночной разговор]  
-
-
-
  1960 Суровый пассажир  [= Пассажир Лёшки-анархиста]  
-
-
  1960 Цветы  
-
-
-
  1962 Берега  
-
-
  1962 Знамя  
-
-
-
  1962 Матрёшка  
-
-
-
-
-
-
  1962 Спутник в Ла-Фальде  [= Спутник]  
-
-
  1962 Футбол  
-
  1962 Хорошо!  
-
-
-
  1966 Яблоки  
-
  1968 Игрушки  
-
-
  1969 Бармалей  
-
-
-
-
-
10.00 (1)
-
  1972 Беда  
-
-
  1972 Хлеб  
-
-
-
  1973 Мужчины  
-
-
-
-
-
-
-
-
  1975 Спецрейс  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1992 Сизари  
-
-

Дмитрий Холендро. Документальные произведения

  1945 В Крыму  
-

Дмитрий Холендро. Поэзия

-
  1937 Он жив!  
-
-
-

Дмитрий Холендро. Пьесы

  1956 Несчастный случай // Соавтор: Михаил Маклярский  
-
  1959 Пока не поздно // Соавтор: Михаил Маклярский  
-
-
-
-
-
  1982 Пушка // Соавтор: Сергей Петров  
-
-

Дмитрий Холендро. Киносценарии

8.00 (1)
-
-
-
-
-

Дмитрий Холендро. Статьи

-

Дмитрий Холендро. Эссе

-
-
-
-
  1974 Помни!  
-

Дмитрий Холендро. Очерки

  1948 В селе Рыбачьем (Коммунисты одного колхоза) // Соавтор: Пётр Павленко  
-
-
-
-
-
  1960 Как нам помогал Павленко  [= Самый моло­дой среди молодых]  
-
-
-
-
-
-
-

Дмитрий Холендро. Сборники

-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1967 Ожидание  
-
-
-
-
-
-
-
  1980 Слобода  
-
-
-
  1983 Плавни  
-
-
  1987 Избранные произведения [в 2-ух томах]  
-
-

Дмитрий Холендро. Неопубликованное

  Город — одна улица (киносценарий, не опубликован)  
 
  Чинара (киносценарий, не опубликован)  
 


  Формат рейтинга


  Примечание

• О довоенных поэтических публикациях не удалось найти точных сведений.


  Библиографы

  • Составитель библиографии — Wind

  • Куратор библиографии — Wind


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.


  • ⇑ Наверх