FantLab ru

Все отзывы на произведения Романа Папсуева

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Роман Папсуев «Сказки старой Руси. Истоки»

Дикий Брюс, 3 ноября 04:18

С работами Amokа я познакомился почти сразу как они попали в сеть. Долго следил за пополнением портфолио рисунков в последствии получившего название «Сказки старой Руси». Гадал в какую сторону в итоге повернётся сей нетривиальный и многообещающий проект. Появлению artbookов был несказанно рад. Первую версию сознательно пропустил в расчёте на то,что вторая выйдет более полной и информативной. Само издание замечательное сразу видно что поработало известное издательство.Суперобложка,большой формат,плотные страницы,хорошие краски.К исполнению и содержанию претензий никаких.Тираж не велик,но это добавляет эксклюзивности данному artbookу,что при желании тоже можно занести в актив. Сам не большой любитель artbookов,но данное издание посчитал своим долгом приобрести и таким образом сделал себе подарок на День Рождения. С нетерпением ждал появления фигурки и на днях заказал себе Delux версию, да хотелось конечно несколько большего формата, 10-дюймовку ну и в идеале 1/6, но как говориться лиха бела начало. Всем поклонникам исконной РУССКОЙ культуры(хотя Роман и пишет что перерабатывает образы для международного использование в будущем)а так же фэнтези и компьютерных игр настоятельно рекомендую ознакомится с его творчеством.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Роман Папсуев «Сказки старой Руси. Истоки»

Angvat, 15 февраля 15:14

«Скрипач не нужен» (сами-знаете-откуда).

«Истоки» есть не что иное, как попытка продать одну и ту же книгу дважды. На западе иногда с настольными РПГ делают – сперва выпускают продукт без иллюстраций, этакую бета-версию, а затем уже полный релиз с оформлением и иллюстрациями. Тут все наоборот (утром картинки, вечером буквы), только вот «бета» не бесплатная…

Истоки – это то же «Начало», куда добавили текста. И проблем в том, что пишет художник на мой взгляд не просто плохо, а прям-таки отвратительно. Чувствуется, чтобы было проделана огромная фактическая и творческая работа, но описывается это все столь корявым языком, что рыдать кровью хочется. Будто размышления подростка с игрового форума читаешь о том, какие «абилки у Соловья-разбойника, сколько хит-поинтов у зверочеловека Иванушки и какая жесть творилась в былинах про Добрыню». У меня и в первой части при взгляде на статью про Варвару Крофт возникало лишь желание побыстрее пролистать, а тут большинство текстов столь же неказисты.

У проклятущих буржуев во многих продуктах подобного толка давно отошли от такого подхода, и пытаются сперва продать вам мир, заинтересовать им, а не сыпать с порога про «статы и трейты». Короче, как по мне, Папсуеву срочно нужен какой-нибудь соавтор, который облекал бы его поток мыслей хоть во что-то удобоваримое. Потому что продать мне иллюстрации у него вышло, а мир своих фантазий (которого-то все еще и нет толком, по большому счету) – нет.

Тратить деньги на «Истоки» при наличии у вас на полке «Начала» я не вижу смысла. При альтернативах лучше тоже брать вторую книгу (но не факт, что они будут, у меня в городе ее уже почти не найти).

Без оценки, ибо на «Начало» я уже писал отдельный отзыв, а «Истоки» сложно воспринимать как новый отдельный продукт.

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Роман Папсуев «Чародейский Источник»

Wulfdog, 30 января 02:25

Слабо и скучно. Как обычно автору не терпится разбавить простенькое действо кухонной философией. Для книги не серьезно, для пародии не хватает юмора, хорошего и смешного. В книге все действующие лица тупые, напоминает идиократию без развития.

Оценка: 3
–  [  9  ]  +

Роман Папсуев «Сказки старой Руси. Истоки»

Deliann, 14 января 12:17

Тема былин и исконно славянской героики не самая популярная в нашей стране, но и не всеми забытая. Регулярно выходят приключения мультипликационных богатырей от студии «Мельница», которые с каждым разом выходят чуть хуже и банальнее предыдущих. Время от времени появляются полнометражные ленты, качество которых варьируется от «ничего особенного» («Реальная сказка») до «вполне неплохо» («Последний богатырь»). Изредка богатыри захаживают на территорию ККИ (им посвящен один из стартовых наборов «Берсерка») и на территорию книжной фантастики («Храбр» Олега Дивова). При этом тема эта очень благодатная, как в плане сеттинга, так и в плане персонажей и фантастических существ. К этой же мысли, по всей видимости, пришел и Роман Папсуев, благодаря чему появился сетевой проект «Сказки старой Руси».

В нашей стране артбуки сами по себе не особо в ходу. Большинство из них выходят по компьютерным играм, стоят дорого (коллекционное издание же), а востребованы исключительно в среде фанатов. Выпускать артбук к сетевому проекту – дело рискованное, но, как показывает практика, оно может оказаться очень успешным, учитывая, что «Сказки старой Руси» на данный момент доступны в двух версиях: обычной и расширенной.

Роман Папсуев не предлагает своим читателям энциклопедию по миру русских былин. Это скорее авторская интерпретация, обусловленная современными культурными тенденциями и выбранной тематикой. Так что неудивительно, что телосложением Илья Муромец напоминает Халка, в боевых доспехах богатыри похожи на паладинов и космодесантников, девушки все поголовно визуально привлекательные с почти идеальными формами, а Кощей Бессмертный сильно смахивает на Короля Ночи из «Игры престолов». Это все просто узнаваемые образы, которые уже достаточно прочно закрепились в современной культуре и вызывают нужные ассоциации.

Вместе с тем, простым осовремениванием дело не ограничилось, и по прилагающимся текстам видно, что автор провел исследование целого культурного пласта. Читать информацию о персонажах чуть ли не интереснее, чем разглядывать иллюстрации. В этом плане особенно удались враги и чудовища. Интересные трактовки Кощея, Змея Горыныча, Соловья Разбойника вызывают острое желание поскорее увидеть их в деле и познакомиться поближе, но…

В этом и заключается главный минус артбука – он не является дополнением к чему-то. Артбук и есть ядро проекта. Больше пока нет почти ничего, а ведь так хочется, чтобы было. Хочется всего того, что перечислено в конце книги: и комиксов, и ККИ, и воплощения на экране либо на страницах книг. Понятно, что перед читателями пока первая ласточка, проект еще только встает на ноги, но хотелось бы большего. Так что с нетерпением жду продолжения.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Роман Папсуев «Сказки старой Руси. Начало»

Angvat, 13 октября 2017 г. 12:39

Как я уже говаривал где-то, тяжко у нас на Руси с фантастикой. Особенно с тем, что касается создания целых франшиз. На Западе уже успели родиться, зачахнуть и умереть целые миры, ну а мы все никак. И вот очередная попытка сделать как у них, но по-нашему. Или скорее не попытка, а размышления на тему.

Книга – набор красивых изображений персонажей, фантазий на тему русского фольклора. Ни больше, ни меньше. Пока никакой подноготной, никакого «бэкграунда» за ними нет. Есть лишь немного тех самых размышлений автора. Такой подход не нов, у буржуев тоже бывает, что налепят красивых фигурок, а уж потом, если пойдет, присобачивают к ним предысторию и правила. Но, на мой взгляд, такой подход – как ставить красивую телегу впереди лошади. Обычно сперва выдумывается история, а уж апосля под нее рисуют образы. Почти все местные герои – суть гомункулы, тело (сиречь изображение) есть, души (сиречь хоть какой-то предыстории) нет. А ведь минимальная информация о персонаже выдумывается за пять минут, а потом уже по мере необходимости допиливается/перепиливается/выпиливается. Магазин Игрушек из Англии не даст соврать. Здесь же почти у всех персонажей нет даже абзаца пояснения кто они и откуда в данной вселенной (потому что вселенной толком и нет). Автор обещает, что вот попозжей все будет, что это смол пока платная бета-версия. Но пока имеем что имеем.

Что же касается самих изображений, то при взгляде на некоторые при достаточно широком кругозоре вас будет посещать определенное дежа-вю (автор и сам высказывается на этот счет в конце книги). Вот тут зверочеловек, вот какой-то лавкрафтавский монстр, вот троица Белых Ходоков, вот скавен с искажающем камнем, а вот… киберволк из «Пушистиков: Всем Кирдык». Реально киберволк. Что ж ты тут забыл, бедный? Ааа, тут Вадимка «Мир Тьмы для бедных» мимо пробегал, тогда все ясно… Но это не беда. По части фентези тут уже что ни рисуй, все равно это уже было в Вахе или ДнД. А то, что было там, почерпнуто во многом из реальной истории или мифологии.

Беда как я уже говорил, в другом. На одних красивых картинках далеко не уедешь. Нет пока у этого мира ни души, ни истории. Одни изображения. Поэтому в итоге мы имеем артбук по какому-то очень шикарному с визуальной точки зрения варгейму навроде Warmachine без собственно самого варгейма. А из заметок автора пока ничего особо интересного не вырисовывается. Например, он пишет, что сознательно собирается отказаться от всяких религиозных терок в своем мире. А ведь для меня это одна из самых излюбленных тем.

Возможно, когда-то, как вещает нам автор, «Сказки старой Руси» и станут чем-то большим. Пока это просто книжка с красивыми картинками и все. Но картинки и правда красивые. Лично мне было приятно поставить книгу на полочку рядом с тонюсенькими и когда-то жутко дорогими книгами про эльфов из Боевого Молотка. Надеюсь, они там не передерутся, выясняя, кто у кого что брал. А то поди еще старого брюзгу Муркока с нижних полок разбудят. А уж он как оказалось любил поныть о том, как у него бедного-несчастного все идеи крали.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Роман Папсуев «Сказки старой Руси. Начало»

Ashenwail, 29 сентября 2017 г. 12:41

1. Задумка. Оценивая артбук по фолк-хистори, по-хорошему его надо оценивать с подобными ему. Но вот проблема: ничего подобного в природе нет. Пока нет. Потому браво Р. Папсуеву за саму идею — обновить дизайн старых сказок на новый лад. Поднято из небытия и продумано огромное количество самых разных персонажей, некоторым из них дана новая жизнь. Все такие модные, современные, особенно — девочки. 10/10

2. Исполнение. Красочных арбуков, нарисованных на планшетах с неестественными, компьютерными цветами — пруд пруди, а вот чтоб по-старинке, карандашом, пером, в общем — руками — это теперь редкость. То, что арбук сделан сепией — ещё одна удачная находка: автор не настаивает на определённых цветах, предоставляя читателям самим решать, как раскрасить персонажей. (даже конкурс объявил по раскраске одной из персонажек). Даны сравнения, показаны альфа и бета версии. Хоть сейчас игру делай! 10/10

3. Развитие идеи. О чём это? В общем, не очень о чём. Просто «сочинение на тему» — старое на новый лад. В какой-то связный текст/экшен всё это не связано. С другой стороны, артбук (по крайней мере, этот) и не ставил себе таких целей. К тому же, автор обещает в ноябре издать более полную версию с текстом. 8/10

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

4. Отдельно хочу отметить поведение автора в созданных им же фан-группах в соц.сетях. Конечно, кто с издателем пообщался, тот в цирке не смеётся, однако странно было видеть, как мужик за 40 в своей собственной фан-группе выдаёт такие перлы, повтори я которые здесь, меня просто забанят. Но это уже — оффтоп, к артбуку не имеет отношения.

5. P.S. ЗА ИМПЕРАТОРА!

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Роман Папсуев «Верлойн»

Конни, 29 апреля 2013 г. 05:32

Обложка этой книги обещала многое. Но квест в Королевство Тьмы, где правит весьма посредственный Черный властелин, оказался скучным и унылым. По моему скромному мнению, эта книга с полным правом может являться классическим учебным пособием для начинающих авторов — «как писать не надо». Не надо таскать пачками в свое произведение штампы, бездумно копировать приемы известных мастеров фэнтези с беззастенчивостью графомана. Мир «Верлойна» просто примитивные дешевые декорации (когда пара картонных деревьев изображает лес, а раскрашенная под кирпич фанерная башенка прикидывается замком), а герои — грубо сделанные марионетки в руках неумелого кукольника.

Книга — первый опыт автора, можно сделать на это скидку, но честно, после «Верлойна» другие книги Р.Папсуева в руки брать не хочется. При этом я искренне восхищаюсь творчеством художника Амока, его оригинальными, изысканными, великолепными иллюстрациями к книгам Д.Р.Р. Мартина, В. Камши и других авторов.

Читать «Верлойн» можно, но вы можете пожалеть о потраченном на чтение времени.

Оценка: 3
–  [  6  ]  +

Роман Папсуев «Верлойн»

Greensign, 27 января 2013 г. 18:05

Роман Папсуев — замечательнейший художник. Его галерея портретов персонажей Мартина и иллюстрации к «Отблескам Этерны» заслуживают очень высокой оценки.

А его роман — ничего не заслуживает. Midgard всё сказал верно, единственная неожиданная вещь в книге — это её конец. Ну подумаешь, нашёл герой другую подругу. Всё равно это ничего не изменило, «жили они долго и счастливо».

Итого: недоразумение, а не роман, любая книжка издательства «Армада» даст фору этому произведению.

Оценка: 1
–  [  8  ]  +

Роман Папсуев «Верлойн»

pontifexmaximus, 18 мая 2012 г. 21:52

Есть такие рыцари, которые обозлившись на весь мир, непременно становятся Темным Властелином. Сидят в черном замке и замышляют нечто пакостное и мерзкое. То ли им всех девственниц обесчестить, то ли единорогов на фарш пустить, то ли заставить юных волшебников сдавать ЕГЭ. А есть и другие рыцари, которых хлебом не корми, а дай возможность ущекотать до смерти своим мечом какого-нибудь второсортного Темного Властелина...

А есть такие авторы, которые воспроизводят все штампы из прочитанных ими книг, чтобы читатель не возопил бы: « Где эльфы, я спрашиваю? Куда ты гоблинов подевал? Почему чернокнижники не свирепствуют?». И начинается тогда творческий процесс по созданию ирландского рагу ( Если вы не знаете рецепт приготовления ирландского рагу, то полистайте крайне забавную книжку Джерома Клапки Джерома «Трое в лодке». Снятый по ней советский фильм с Ширвиндтом и Державиным лучше не смотрите). Впрочем, любой мужчина может приготовить ирландское рагу: надо залезть в холодильник, а потом все что там есть сыпать в одну кастрюлю без разбору. Иногда может получиться нечто вкусное, но скорее всего вас пронесет...

В общем, один раз прочитать можно, но это ежели под рукой нет чего-то более приличного. Вот такое оно это ирландское рагу...

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Роман Папсуев «Серебро луны»

Ny, 11 декабря 2009 г. 06:51

Банальщина, на мой взгляд.

Набор почти стандартных зарисовок, скрепленный довольно-таки слабым и предсказуемым действием. Персонажи не проявляют никаких оригинальных черт, обстановка подана схематично, охота и сражение, с учетом некоторых обстоятельств, выглядят нелепо. Интрига в развязке имеет бороду еще с 19 века. Читается гладко.

Оценка: 3
–  [  2  ]  +

Роман Папсуев «Чародейский Источник»

Nog, 16 февраля 2009 г. 18:30

Вполне обычная приключенческая история, легко читающаяся и без особой интриги. У героя заранее имеется огромная фора перед жителями мира, в котором он очутился, в виде непробиваемого скафандра, современного оружия и постоянной связи с корабельным компьютером, так что никаких волнений у читателя его похождения, увы, не вызовут. Более-менее связная история, слегка намеченные персонажи, очень схематично набросанный мир и в конце намек на продолжение. В целом — тривиальная фэнтезя, каких много. Вполне сгодится на то, чтоб расслабиться вечером, и больше ни на что.

Вроде бы я слышал, что написана эта книга была довольно давно, а издана только сейчас. За точность информации не ручаюсь, но основания полагать ее верной есть — все-таки роман очень уж простенький, на уровне дебютного для Папсуева «Верлойна», и думать, что автор отличной книги «Правитель мертв» вернулся к тому, с чего начинал, просто не хочется.

Оценка: 5
–  [  0  ]  +

Роман Папсуев «Пустяковый случай»

Nog, 25 января 2009 г. 19:57

Неплохой рассказ, который мог бы оказаться намного лучше. Хочется надеяться, что это лишь первый набросок, первая попытка рассказать что-то о придуманном автором мире, поскольку мир этот заслуживает гораздо большего внимания. Впрочем, намек на продолжение в конце есть, если это, конечно, не плод моего воображения, выдающего желаемое за действительное. Персонажи получились очень симпатичными, несмотря на то, что пока их образы едва намечены, и хочется почитать о них еще.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Роман Папсуев «Серебро луны»

Nog, 24 января 2009 г. 14:19

Вроде бы самый рядовой фэнтезийный эпизод — полузабытая деревушка, оборотни, охотники на них. Но написано очень приятно, а то, что показаны эти события глазами популярного писателя, обдумывающего очередную книгу, как раз об охоте на вервольфов, придает теме солидный заряд свежести.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Роман Папсуев «Пустяковый случай»

kkk72, 20 декабря 2008 г. 18:50

Впечатление от рассказа двойственное. С одной стороны, мир, созданный автором интересен и необычен: этакое забавное сочетание паропанка и фэнтези. Заинтересовала необычная концепция магии камней. Да и действующие лица рассказа получились весьма симпатичными. С другой стороны, сосредоточившись на необычном мире, автор несколько упустил из виду все остальное. Детективная интрига очень уж проста, да и вообще рассказ беден событиями и душевными переживаниями героев. Действительно, в итоге получился милый пустячок.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Роман Папсуев «Серебро луны»

kkk72, 13 декабря 2008 г. 23:50

Весьма удачный приключенческий рассказ. Охота на оборотня описана увлекательно и правдоподобно. Понравились и запомнились образы главных героев, сосбено юного писателя Эркона. Им симпатизируешь и за них действительно переживаешь. автор умело нагнетает напряжение, показывая, как готовится ловушка на героев. Ну а удастся ли им выбраться з западни, вы узнаете, если прочтете этот рассказ. :wink: Рекомендую!

Оценка: 8
–  [  21  ]  +

Роман Папсуев «Верлойн»

midgard, 30 октября 2008 г. 23:01

Часто случается, что переводчики и иллюстраторы фэнтэзийной литературы сами начинают писать романы. Вообще, порой очень занимательно проследить путь, по которому пришли в писательство те или иные люди.

.........

Однако ж, данная заметка не о них. А о художнике-иллюстратора Романе Папсуеве (который под псевдонимом Amok оформлял книги Веры Камши, Ника Перумова, Александра Зорича, и из англоязычных — Терри Гудкайнда, Джорджа Мартина, создавал настольные игры по произведениям перечисленных авторов; рисунки Папсуева отличаются объёмностью и почти фотографическим качеством) и его книге «Верлойн».

На первых страницах автор высказывает свою благодарность писательнице Вере Камше, из чего не сложно сделать вывод, что благодаря её поддержке книга и увидела свет (можно даже представить себе монолог Романа Папсуева «А ну давай неси редактору мой р-р-роман, а то я тебе таких обложек на книги понарисую!»). Ну что ж, как говорится — Перумов породил Камшу, Камша породила Папсуева… Литературная семья разрастается, захватывая одновременно несколько сторон жизни и творчества — в ней уже есть свои учёные-генетики, журналисты, художники. Разве это плохо? Да нет. Лукьяненко породил Каганова, Никитин породил Головачёва. Бушков пока никого не породил. Скотина. Засел в своей красноярской тайге. Ну ничего, и он кого-нибудь выродит.

Ещё одна замеченная мною особенность: произведения членов одной «семьи» зачастую печатаются в одной серии. Вот и Папсуев вышел под обложкой «зелёный мрамор», как до него и Камша (хотя она, зарекомендовавшая себя сильной и интересной писательницей, получила знак отличия — её новый цикл выходит в «мраморе», окрашенном в пурпурный цвет). Лукьяненко и Лео Каганов давно уже издаются в серии под чёрной обложкой с глянцевой цветной вставкой-полоской посерёдке.

В целом книга создаёт не лучшее впечатление: и наивность рассказчика, и старые фэнтэзийные штампы не могут являться хорошими сторонами романа. Произведение более всего соотносится с теми не лучшими фэнтэзи, что создавались в 70-е годы — для автора будто не существует литературных приёмов, наработанных несколькими поколениями писателей. Да что там! Папсуеву незнакомы даже традиции прозаиков-реалистов, а будь иначе — текст «Верлойна» был бы получше. Сливающиеся в своей одинаковости персонажи, картонные, неинтересные приключения, извечные глупости про «зло с севера» — вот отличительные особенности романа. В этом он напоминает мне произведение, если не ошибаюсь, Калугина, «Подземелья Эйтана». Команда героев, составленная из принципа «каждой твари по…», — то есть, человек, гном, эльф, представители других фэнтэзийных рас, — путешествует по выдуманному автором миру (Папсуев сподобился даже нарисовать карту — впрочем, рисовать он умеет), собирая различные артефакты, чтобы в конце прикончить главного злодея. Несомненное сходство с компьютерными играми — квестами. «Подземелья Эйтана» я так и не смог дочитать. «Верлойна», пожалуй, осилю. Только потому, что мне некуда его деть, книгу Калугина мне давали почитать, и вот её можно было вернуть, с облегчением и притворной (из вежливости) благодарностью.

О чём сюжет «Верлойна»? Я не сделаю плохого дела, рассказав вам — нет там никакой загадки, нет особого сюжетного поворота, могущего удивить читателя. После многих лет странствий барон Верлойн возвращается домой, узнаёт, что его возлюбленную похитили. Добрый гуру-колдун направляет высокородного замковладельца в Королевство Тьмы (я не утрирую, Папсуев и правда дал этой стране такое название). Начинается череда бессмысленных приключений, переходов от одной игровой «метки» к другой, сбор попадающихся с подозрительной частотой «артефактов» и набор в отряд «убивателей» Чёрного Властелина Нуброгера выскакивающих на дорогу местных, «папсуевских» аналогов гномов, хоббитов и орков, разгуливающих в одиночку принцесс и прочего обычного для фэнтэзи люда. Нельзя не упомянуть о сцене, когда трое великанов хватают мелких спутников Верлойна и спорят из-за того, как их лучше употребить: съесть, или всё-таки отдать Чёрному Властелину? Три великана у костра перед скалой, прорезанной пещерой, — ничего не напоминает? «Хоббит или туда и обратно».

Наконец, уже влюблённый в спутницу-принцессу Верлойн достигает страшного чёрного замка и поражает Чёрного Властелина. И оказывается, что тот вовсе даже не похищал первую пассию барона. А колдун, тот самый, который гуру, просто придумал это. Очень уж не любил обитателя страшного чёрного замка. Вот и подгадил. Натравил Верлойна. А где же первая любовь? А кто её знает… В лес ушла и не вернулась. Ну и тролль с ней. У Верлойна теперь принцесса есть. Моралистично, ничего не скажешь!..

И как Камша могла посодействовать изданию такой книги? Её собственные — настоящие шедевры. Она знает толк в литературе. Стало быть, верно предположение про «А ну давай неси редактору мой р-р-роман!..»

Оценка: 2
–  [  -2  ]  +

Роман Папсуев «Чародейский Источник»

Хыча, 30 октября 2008 г. 21:42

А я-то искал по интернету Ивана Нефедова... Первую книгу прочитал с удовольствием. Жду продолжения с нетерпением.

Так держать!

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Роман Папсуев «Цейтнот»

GerD, 29 октября 2008 г. 17:03

«В цейтнот попадает не тот, кто много думает, а тот, кто думает не о том».

(c) Геннадий Малкин

Фигурки на шахматной доске, пешки, кони, туры и короли — как похожи они на обычных людей. Защита и нападение, смерть, жертвы — ловкая рука игрока направляет отряды туда, куда посчитает нужным. Гибель тех, кто рядом, маленькие для нас — но сколь, должно быть, огромные для них! — драмы на поле боя. И всё это с одной лишь целью: принести своему игроку радостную весть. «Шах и мат» — «Правитель мёртв»...

С творчеством Романа Папсуева я знаком довольно давно: ещё когда учился в школе, наткнулся на его сайт. С удовольствием разглядывал иллюстрации к книгам любимых авторов, читал отзывы на фильмы, а «Западлогеддон» вспоминаю до сих — на мой взгляд, замечательная вещь! Книжный же цикл автора остался, так сказать, «на сладкое», и с первой частью серии об Игре, Фигурах и Чёрном Короле Анатолии я познакомился только год назад, книга как раз переиздавалась в серии «Русская фантастика» Эксмо. Чувства тогда были смешанные. Концепция вызвала восторг! Вы только представьте: шахматы — это же не просто самая классная в мире настольная игра. Короли, Ферзи, Туры и Пешки — что, если это не деревянные фигурки, а существа с разными возможностями? А наша планета — всего лишь Доска для Чёрного и Белого Игроков, поле битвы, «где каждый ход — это бой, а любая жертва — чья-то смерть». Ну а Фигуры — живые существа, которые чувствуют боль утраты и горечь поражения... Не знаю как вам, а мне кажется, что это одно из лучших фантастических допущений начала века. Сколько возможностей для параллелей, скрытых и явных, какой простор для литературной игры и стилизации... Конечно, может быть, «это уже где-то было», но я не встречал. Так что для меня идея Игры была настоящим открытием и глотком свежего воздуха в душном жанре «магия рядом с нами», где только и есть что однотипные вампиры да маги-иные. А тут — не просто что-то новое, а ещё и интересное.

Впрочем, ликование быстро сменилось разочарованием. На мой взгляд, сюжет не дотягивал до уровня своих декораций. «Замах на рубль, удар на копейку», — такие мысли приходили по мере прочтения. Не понравилась однотипная (особенно после «Хранителя Мечей» Ника Перумова) магия, слишком часто скатывающаяся к «я накопил Силы и...» с непременной «Силой» с большой буквы. Огорчил тот факт, что снова «наши» — Чёрные. После сотого пересказа «Тьма не есть зло» (на разные лады этим пестрят книги многих начинающих авторов) становится грустно, а тут снова Чёрные, а Белые глазами главного героя показаны очень неприятными личностями. И это в книге со стилизацией под шахматы, которые суть символ релятивизма! Не по нраву мне пришлись и Правила Игры — волшебство параллелей с настольной игрой терялось, ведь то, как воюют здешние Фигуры на 32 фигуры на доске было совсем не похоже!.. Игроки вообще о Правилах договариваются, нонсенс!.. Я даже кинулся писать свою историю об Игроках и Фигурах, так был возмущён :-) Из этого даже вышла неплохая словесная ролевая игра, но это совсем другая история.

Впрочем, это я всё брюзжу. Дела давно минувших дней, тем более как можно обвинять автора в чём-то, если мы просто ПО-РАЗНОМУ видим воплощение первоначального замысла? Ну и самое главное: как можно судить об истории, если она ещё не рассказана до конца? Приняв авторские правила игры (ха-ха, простите за невольный каламбур) я купил вторую часть цикла — книгу «Цейтнот». И — провалился. Прямо в текст, книга была прочитана с огромным удовольствием за день.

Анатолию, Чёрному Королю, защитнику Доски Атл, час от часу не легче. Белые готовят новую атаку, на этот раз прорыв намечается в четырёх местах. Когда-то богу и апологету “чёрной” философии, а ныне просто почти-человеку, старающемуся делать свою работу хорошо, приходится встречать прибывшие на Доску новые Фигуры (а ведь Толя уже как два века по-настоящему не работал в команде), готовить Пешек. И – вести тех, кто ему доверился, в неравный бой. Первое, что бросается в глаза – отныне перед нами не один герой-рассказчик, а целая галерея личностей. Король (и автор) словно специально подбирал людей, непохожих друг на друга, но похожих на ваших друзей, родственников, знакомых. Папсуеву удалось не просто предоставить нам разные взгляды на происходящее, но и создать по-настоящему живых персонажей, за которых боишься, переживаешь. По впечатлениям очень близко к первому просмотру Firefly или Lost – точно такое же ощущение знакомства с героями, а значит – сопереживания им, как реальным личностям. Характеры выстраиваются не только из действий и слов героев, но и из оценок других персонажей. Подчас они дают друг другу характеристики – правда, на мой взгляд, чересчур прямолинейно, будто из учебника по психологии читают. Но это только вначале, потом быстро привыкаешь.

А разные герои – разные умения. Кто-то отличный стрелок, кто-то – атакующий маг, кто-то близок к природному волшебству. Нет больше Анатолия-который-всех-победил из “Правитель мёртв”. Перед нами – настоящая партия, если не чисто шахматная, то очень близкая: разные Фигуры, поддерживающие друг друга, составляют единый тандем. Впрочем, Белых тоже не мало – и перед нами не единичные магические поединки, а настоящие тактические операции. На мой взгляд, это не просто сделало действие более интересным, но и внесло дополнительный накал в повествование – в победе Чёрных я, естественно, не сомневался, но каждый герой стал по-своему дорог, а ведь Игра предполагает ещё такое понятие как гамбит... да и ошибки стратега исключать нельзя.

И, наконец, последнее, что стоит сказать о персонажах. Мне очень не нравится, когда магию авторы дают своим героям бездумно, для антуража и интересности, лишь бы было. На мой взгляд, магия – это то допущение, которое позволяет максимально раскрыться личности, сбросить социальную маску и показать истинное лицо. Также и война – при всей её отвратительности, она ещё и позволяет человеку показать, что он такое на самом деле. Трус становится трусом, герой – героем. И в “Цейтноте” это показано очень хорошо. Эта книга – настоящая фантастика, изучение характера человека в необычной ситуации, на войне магов. Кто как себя проявит, и кто какой выбор сделает – вот, что интересно в первую очередь. Встретятся разные типажи: и трусы, и герои, а кто-то вырастит из первого во второго. Жаль, предательство автор использовал в первой книге, в “Цейтноте” оно было бы к месту! Конечно, перед нами текст о величии людей, которые справляются не только с врагами, но и сами с собой. Но в отличие от других произведений с похожей мыслью, автор “Цейтнота” чётко понимает, что всё не так просто и не так однозначно. И люди разные, и не-люди тоже, а потом текст кажется куда более мудрым, чем периодически возникающие гимны человеческому духу.

Основной отличительной особенностью стиля, в котором написана книга, я считаю его кинематографичность. На самом деле: читаешь – и видишь перед собой картинку. Даже переходы с персонажа на персонаж (в книге использована концепция POV, схожая с построением текста у Джорджа Мартина) мне лично напоминают грамотный монтаж! (интересно, что подобное сравнение уже после написания этого текста я встречал и в других отзывах на книгу – прим. автора). Ей-богу, название “Правитель мёртв-2: Цейтнот” не было бы здесь чем-то инородным! Правда, как раз в стиле я заметил один недостаток, к которому мне почему-то было нелегко привыкнуть. А именно мельтешение времён. Об этом писал в своём труде о писательском ремесле в своё время ещё Юрий Никитин (и, кажется, упоминал Стивен Кинг, хотя тут я не уверен), доказывая вред этого занятия.

Приведу пример, чтобы стало понятнее. Например, стр. 10, первый и второй абзацы сверху.

“Положив ноги на табуретку из чёрного дерева, я переводил взгляд с пылающих дров в камине на огромный напольный глобус.

<...>

Мой подмосковная резиденция погружена в тишину, только трещат дрова, да гудит каминная труба”.

Это цитата из текста, самое начало книги, пролог. Посмотрите, сначала “я переводил”. А потом – бац! – и “резиденция погружена”. Простите, мы где? Здесь и сейчас, в камеру повествования глядим? Тогда, “я перевожу” и “резиденция погружена”. Или мы слушаем рассказ о прошлых временах? Тогда да, “я переводил” (в прошлом действие-то происходило, значит, и время прошлое), но тогда уж – “резиденция БЫЛА погружена”. Надеюсь, сумел объяснить претензию. Правда, это уже придирки – если я буду только о достоинствах говорить, обвинят в том, что меня подкупили :-)

Отдельно стоит сказать об иллюстрациях. Всё-таки Роман и писатель, и художник. Так что разглядывая картинки можно быть на сто процентов уверенным – это те самые герои, и всё именно так и было. Тем более, от разу к разу иллюстрации всё лучше и лучше, особенно лица. А уж для серии, в которой никогда в жизни ничего такого не было, это вообще событие уникальное. Конечно, бумага не очень, но после казусов с Олди и Перумовым я от наших издателей щедрот не жду.

Впереди нас жду новые битвы, новые Партии, которых “Игра ещё не знала”. Финал у книги в лучших традициях “Перезагрузки” – одна победа одержана, но впереди новый бой. И новый, совершенно непохожий на тех, что были раньше, противник. Эпилог дарит нам возможность познакомиться первым в цикле интересным Белым и намекает на то, что в будущем всё будет не так просто. А пока перед нами интересная книга, и ожидание новых приключений. Как говорил Георгий Александров: «Даже на шахматах можно сыграть симфонию».

Твой ход, Чёрный Король. Да, твой ход...

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Роман Папсуев «Правитель мёртв»

Nog, 29 октября 2008 г. 11:59

У Романа Папсуева я до этого читал только одно произведение — симпатичный, хотя и довольно бесхитростный квест «Верлойн». Но новая (для меня) книга оказалась где-то так на пару порядков сильнее той. Если попробовать вкратце рассказать, о чем она, то получится примерно следующее.

Наша Земля — один из множества миров, существующих... где-то. И во всех этих мирах идет постоянная Игра, послужившая основой для создания шахмат. Есть Белый и Черный Игроки, оперирующие наборами соответствующих фигур. Каждый существующий мир — это игральная доска. Все доски находятся во владении черных (по крайней мере, так утверждается), белые же время от времени совершают Прорывы в попытке захватить тот или иной мир. Во время прорыва в действие вступают Фигуры и Пешки с обеих сторон, и, как говорится, «бой идет не ради славы — ради жизни на Земле». Во всяком случае, так утверждает главный герой, носящий человеческое имя Анатолий, но в действительности являющийся одной из основных черных фигур — сначала Ферзем, а впоследствии и Королем. Он и другая черная фигура — ферзь Дженни — должны остановить очень мощный прорыв, который готовят белые. Этот бой и становится основной сюжетной темой книги.

В итоге получилась неожиданная, яркая и умная книга, не без штампов, правда, но число их очень и очень невелико. События основного сюжета перемежаются кое-какими сведениями о сути Игры и о различных элементах игрового процесса, а также эпизодами из известных земных мифов, важные роли в которых, как выясняется, играл главгерой. К примеру, он успел побывать Мерлином, Одиссеем, Соломоном и многими, многими другими. Получилось действительно хорошо. И, конечно, нельзя не отметить отличные иллюстрации — хотя это, конечно, понятно, уж кому-кому, а Роману Папсуеву грех жаловаться на художника.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Роман Папсуев «Верлойн»

corex, 28 октября 2008 г. 06:37

Набор штампов графомана, все типовые фантазийные приемы и эпизоды присутствуют, но все получается серо и неинтересно

Оценка: 3
⇑ Наверх