К А Терина отзывы

Все отзывы на произведения К.А. Терины



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 93

  Страницы: [1] 2 

«Никтo не покидает Порт-Анри»
–  [ 20 ]  +

ДмитрийВладимиро, 28 марта 2014 г. в 09:25

Есть такой дар — широкими мазками рисовать захватывающую историю. Размером с рассказ. Читал утром, заварив чашку крепкого кофе с мёдом.

В начале произведения мне не хватило описания местности, природы. В середине я получил мощный посыл «Джо, ты меня совсем не слушаешь?»

Слушаю. Внимательно и до самого последнего слова.

Вывод — хорошо!

п.с. и кто выпил мой кофе?

«Ыттыгыргын»
–  [ 18 ]  +

komediante, 13 октября 2014 г. в 01:08

Изящная, на первый взгляд слегка туманная, но со стальным драматургическим каркасом вещь. Сперва она цепляет сеттингом — качественный викторианский стимпанк, густо замешанный с мифологией народов крайнего севера. По ходу чтения повесть ширится, словно черный лед, затрагивая все новые и новые художественные пласты. Детектив становится притчей, без которой не разгадать детектив. Притча становится космогоническим откровением, не теряя стройности сюжета. В центре всего этого безумного уробороса, как всегда, человек. Человек, окруженный тьмой, который должен сломать себя об колено ради второго шанса.

Дискурс текста, наполненный холодной темной тоской (но отнюдь не скукой), в финале взрывается рождением сверхновой, и от этого натурально захватывает дух.

Оценка : 10
«Фарбрика»
–  [ 15 ]  +

Kons, 28 октября 2017 г. в 00:25

Эта история началась в далеком 2011 году, когда ещё существовал журнал «Если» и в нем, иногда, давали дорогу молодым. Тогда я впервые познакомился с творчеством Катерины. А дальше было много рассказов, которые удавалось подцепить то в одном, то в другом сборнике, чтение, снова случайные находки, снова поиск и где-то среди этого затесалось даже знакомство с автором. А было еще часто мелькавшее имя как победителя «Рваной грелки», радость за нашего писателя, которого перевели на другие языки и конечно изумительные художественные работы. Ну да к чему эта преамбула.

Потребовалось долгих шесть лет, немалая доля авторской отваги и черт его знает, чего ещё, чтобы мы смогли подержать в руках (ну или прочитать электронную версию) сборник авторских рассказов, собранных по различным мало доступным изданиям. Собственно беря книгу в руки я уже был частично знаком с тем, что должно быть внутри. Но даже тут автору удалось меня приятно удивить. Как отметил предыдущий рецензент рассказы К.А. Териной разнообразны и поэтому у меня не было какой-то общей идеи. А вот автор возьми у распредели свои рассказы по условным тематическим блокам, куда удачно вписал рассказы написанные в разное время. И то ли это удачное стечение обстоятельств, то ли грандиозная задумка, некий гигантский проект (с Катерины станется придумать некое общее, глобальное). Ну и так как у меня не было такого случая, что все рассказы из какого-то блока были уже прочитаны, то я в предвкушении начал читать. Немного о самих блоках. Они довольно простые по названиям, но при этом автор замечательно поиграл с великим и могучим и на выходе мы наблюдаем своеобразную перекличку рассказных блоков.

Первый блок Некогда, а еще я бы добавил Никогде. Это своеобразная визитная карточка К.А.Териной. Необычная фантазия в необычном антураже. Именно такой я её узнал в начале по «Качибейской опере» и такая «странная» проза мне по душе. И автору мастерски удается сохранять антураж в больших рассказах и в маленькой зарисовке. Рассказы этого блока этакие сказки, фантазии странных мест.

И было бы мало интересно читать только об этом. Этот блок сменяется жестким блоком Сейчас. Это совсем другая тональность, другой подход к построению рассказа. Зачастую это мрачный мир с его проблемами. Есть некий флер от предыдущего блока, некая связующая нить это рассказы с безуминкой в нашем современном мире — «Бес названия» и «Тот, кто делает луну». Но большую часть составляют рассказы жесткие, где не изящной вычурности, а есть некая психоделика современного мира. Но от этого они не становится не интересными. Рассказы необычны и этим берут за душу. И надо сказать, что в этот раздел включены рассказы, принесшие автору ряд премий.

Из личных впечатлений — рассказ «Лёд» напомнил рассказы про подростков Майка Гелприна. Но это что-то такое не поверхностное, а скорее психологическое, этакий взгляд на мир подростка.

А дальше следующий скачок. Картины будущего. Вот тут мои эмоции немного поспокойнее. Да автором взята интересная идея и написано увлекательно и с красивостями, а вот нет. Какое-то простое будущее получилось — антураж будущего, а эмоции из прошлого. Даже не знаю чего мне не хватило — научности что-ли. Или всё это было уже в других, крупных вещах других авторов и потому более развернуто ...

Последний блок — Никогда. Это концентрированное авторское безумие, которое надо потреблять малыми порциями. Два главных рассказа «Мадам Шатте выходит замуж» и «Фарбрика». Если первый можно описать как «картина Сальвадора Дали в прозе», когда одна сюрреалистическая картина цепляет другую, а потом весь мир вообще выворачивается наизнанку, то второй рассказ «Фарбрика» это как мог выглядеть нуарный детектив, если его писал Дали. Обе вещи необычны до невозможности и оставляют приятное послевкусие.

Микрорассказы, наверное дороги К.А. Терине, как любому автору его труды. Но это тот случай, когда прочитав вы не узнаете ничего нового об авторе, а следовательно всё это приятные мелочи, необязательные к прочтению, в отличии от других жемчужин, которые можно найти в книге.

Что же можно порадоваться за то что у нас есть такой необычный автор необычной фантастики (тот самый модный иностранный weird fiction), что мне понравилось всё это читать и перечитывать и горевать, что теперь так долго ждать следующей книги, ведь это продукт уникальный и требует времени для созревания...

Оценка : 8
«Бес названия»
–  [ 15 ]  +

narsyy, 04 ноября 2014 г. в 11:54

Очень скептически отношусь ко всем этим новомодным стилям, каждый из которых писатель придумывает для себя сам, но именно этот рассказ хорош. И как я не старался с лупой выискивать в нем недостатки — особых успехов в этом не достиг.

История интересная, читается легко за счет опускания вообще всех ненужных слов, кроме самых важных и ключевых. Умение найти такие слова тоже является частью мастерства, уж сколько рассказов в подобных стилях понаписали, а все зря. Учитесь, господа.

Марик своим психологическим приемом с использованием ошибок обманывает не только Далию, но и заодно всех читателей рассказа. Вот так. Вы все тоже подписали КОНТРАКТ.

Заслуженная победа.

Оценка : 8
«Ыттыгыргын»
–  [ 13 ]  +

evridik, 16 марта 2018 г. в 19:03

Повесть – отличный типоразмер произведения, вот отличный. Рассказ маловат для того, чтобы оценить размах фантазии автора (если она у него есть), а роман – как пододеяльник евроразмера на полуторное одеяло, если фантазии нет, а знаков набрать надо. В то же время, при наличии у автора фантазии и умения расставлять акценты и рассказ будет идеальной формой, но в таком случае читатель будет жалеть, что прочёл лишь рассказ, а не целый, например, роман. Крупная же форма таит большой соблазн для автора разразиться продолжениями, которые подчас смазывают впечатление от первой книги, будь она даже отлично написана.

К чему это я? К тому, что «Ыттыгыргын» – повесть идеального типоразмера, с выверенным количеством акцентов и отступлений, без намёка на продолжение или незавершённость, притом исполненная качественно (под этим следует понимать грамотность и богатую фантазию автора), что в наши тяжёлые литературные времена редкость.

Должна сказать, что с К.А. Териной я сталкиваюсь всего лишь второй раз, но уже второй раз её работа заслуживает у меня высшую оценку, и вот почему. К.А. Терина умеет говорить невидимыми словами. Она может недорисовать картинку, но её можно будет дорисовать самому (при наличии фантазии, конечно). Эти слова, которые не произнесены, родственны тексту между строк, половину читателей они бесят (из-за отсутствия фантазии), половину восторгают («думай сам» — моё любимое развлечение). Единственное, что не поддалось мне, хоть я и старалась, – расшифровка названия повести. Это уже потом, прочитавши её, я полезла в интернет и нашла, что значит ыттыгыргын в интерпретации автора, а сперва я хотела расшифровать его сама, ведь в конце повести есть словарик, и часть этого слова содержится в другом. По всему выходило, что в названии что-то связано со смертью. В общем-то, по смыслу оно так и вышло.

Это фантастическая история космической направленности, рассказанная нарезкой из прошлого и настоящего капитана Удо Макинтоша, который водит пароход «Бриарей» на изнанку и обратно. Едва я начала читать повесть, как сразу из памяти полезли разные вещи: «Особый почтовый» Пехова (образ изнанки), «Левиафан-99» Брэдбери (образ капитанокорабля), «Смилла и её чувство снега» Хёга (образ льда) и даже, простигосподи, «Американские боги» Геймана (нырки в мифологию). Повесть не похожа на развлекательную, где приключения случаются ради приключений, здесь параллельными линиями идут тема внутренней пустоты как следствие утраты и тема веры в себя и предназначение. Мифологическая составляющая сперва читается как фильтр для понимания расы луораветлан с планеты Наукан, к которой и плавает «Бриарей», но позже раскрывается её лейтмотивная роль. И эта связь с названием – о, я давненько не встречала столь метко бьющего в финал названия! Иными словами, повесть эта головоломная, туманонаводящая, фантастикозаточенная, понятная и занятная одновременно. Занятная настолько, что мне пришло в голову посмотреть, что за народности послужили основой для луораветлан, была ли вообще основа. Может, и нет. Но только науканский язык, оказывается, существует. Привет с Чукотки, ага.

Следовало бы, наверное, ещё сказать, что это паропанк, или таймпанк, или ещё какой-нибудь панк, но я в панках, к сожалению, не разбираюсь. Для меня это качественная фантастика с психологическим уклоном.

+10

Оценка : 10
«Фарбрика»
–  [ 13 ]  +

Buhrun, 16 августа 2017 г. в 09:54

Этот сборник — явление особого порядка.

Есть Закрывающие книги, они как бы обрубают тему или подводят итог работы Мастера, а здесь книга Открывающая.

Тем, кто незнаком с работами К.А., она откроет подлинно сложившегося автора, мастера и ювелира.

Грелочникам (так зовутся участники небезызвестного сетевого конкурса «Рваная Грелка», где уверенные и не очень авторы соревнуются в написании рассказа за ограниченное время и на заданную тему) задаст планку, и она, черт побери, высока!

Простому читателю, ищущему ярких впечатлений, подарит высокоградусный кайф.

Эстету и разборчивому фанату нереалистического жанра — горсть жемчуга на любой вкус: эмоциональная мистика «Бес названия», твердая НФ «Ханки-дори», безупречно-стильный «Крозельчикюс», едкая, как серия «Черного зеркала», «Медуза», терпкая и атмосферная «Качибейская опера» и странная, выпуклая и одновременно вогнутая, транслирующая себя внутрь и наружу, «Фарбрика» — финал и заглавный текст сборника.

Тем важнее этот сборник, что он — сплав фантазии и опыта, таланта и усидчивости. К.А. не просто сложившийся, устойчивый, въедливый автор, она берет захваченную ею высоту раз за разом. Это не случайный спринт. Это марафон по чек-пойнтам. Передохнула и снова интеллектуальный удар. Снова суть и форма. Снова блестящая идея.

Это антуражная фантастика, но она глубоко и обоснованно идейна. Тем отличается «Фарбрика», что отвечает за свои буквы, содержание рассказов выверено и уместно. Автор не использует слова-ярлыки, он ныряет в материал и живет им, отдавая тексту эту живость и красоту. К.А. пишет сочно, но гладко.

Бесстрашие — вот за что К.А. можно смело давать первые места как на конкурсах, так и за их пределам. Автор не боится ни темы, ни сложных миров, ни новой стилистики. Верность себе и отвага.

Удивительно, насколько легко сборник читается за пределами фантастического гетто. Он понятен и красив. Тем важнее «Фарбрика» для всего нашего российского мира фантастики: вызревшая, адекватная, современная, стильная.

«Покупайте наших сов и енотов. У них есть, что вам рассказать» (с)

Оценка : 9
«Ёрштвоюмедь»
–  [ 12 ]  +

muravied, 04 декабря 2013 г. в 15:48

Сей рассказ оставил меня в недоумении. Некий Мурзыкин приобретает «ёрштвоюмедь». Что это за аппарат, нам не объясняют, ну да ладно. Аппарат начинает жужжать и Мурзыкин превращается в Козликова. Затем этот человек бросается к аппарату, но его выводят люди в серых пальто...Занавес.

Может быть мне образования не хватает или я юмора не понимаю, но смысл рассказа я не постиг.

Оценка : 4
«Фарбрика»
–  [ 11 ]  +

sham, 30 сентября 2017 г. в 21:37

К.А. Терина до недавнего времени мне была известна исключительно как художник. В первую очередь благодаря изданиям Фантлаба К.Э. Смита.

Познакомиться же с ее литературным творчеством возможности не было. За сетевыми конкурсами я не слежу и отечественные антологии не читаю. Но постоянные новости на Фантлабе, что К.А. Терина порвала в очередной раз Грелку, стала лучшим дебютантом на последнем Евроконе, подстегивало желание таки заполучить когда-нибудь книжку с ее рассказами. Именно поэтому, когда я узнал, что первый авторский сборник малой прозы таки выйдет, то я понял — настало время знакомиться с автором.

К.А. Терина — талантливый современный молодой автор. В Хорошем смысле этого определения. Сюжеты рассказов необычны, сюрреалистичны, написаны живым языком. Читая большинство произведений из данного сборника, я постоянно с удивлением думал, ну куда же планирует вырулить автор в финале. И таки автор удивляет снова и снова.

Итог: в целом, я доволен теми историями, что я прочитал. Книга должна понравиться любителям нетипичной фантастики. И я рад, что эмблема «Фантлаб рекомендует» появляется именно на таких отечественных книгах, позволяя из моря однообразных штампованных сюжетов, выделить что-то новое и свежее.

PS и да, согласен с предыдущим оратором, жду теперь романа от автора.

Оценка : 8
«Ыттыгыргын»
–  [ 11 ]  +

Seidhe, 19 августа 2016 г. в 15:11

Будучи большим любителем, по меткому выражению моей супруги, «всяких разных чукчей», не смог пройти мимо повести с такой обложкой, да ещё и с ТАКИМ названием! =))) В итоге получил совсем не то, чего ожидал, но вышло у автора всё-равно здорово. Это моё первое знакомство с творчеством К.А.Териной, но думаю не последнее. Перед нами — крутой замес из стимпанка, мифологии сибирских народов, детектива и альтернативной не столько истории, сколько физики. Ну и без веществ, что характерно, тоже не обошлось. Одним словом — всё, как я люблю. Распространяться о сюжете — неоправданно спойлерить, как и в любом детективе. Скажу лишь, что однозначно стОит прорваться через несколько первых глав — дальше станет понятнее. Главная находка автора лично для меня — удивительный сплав стимпанка и северной мифологии, особенно вставки из луораветланского фольклора:

«Старики рассказывают: Кутх взял горсть снега и сказал: вот, будет время. Снег растаял и утёк сквозь пальцы. Не осталось времени. Кутх улыбнулся тогда и нашёл кувшин. С тех пор хранит время в кувшине».

В итоге — один из самых необычных миров, о которых мне доводилось читать. Единственный минус — так и не смог я понять, чем именно луораветланы отличаются от людей. Хотелось бы всё-же чуть больше подробностей на уровне чистой физиологии, так сказать. Да и вообще, будь повесть чуть больше объёмом и удели автор чуть больше внимания устройству мира — цены б ей не было. Из плюсов, помимо микса «стимпанк с эскимосами» можно отметить очень качественный и грамотный литературный язык. Хорошо написано! Повесть однозначно рекомендую любителям необычной фантастики.

Оценка : 9
«Ыттыгыргын»
–  [ 11 ]  +

ДИР, 19 ноября 2014 г. в 14:39

Очень симпатичный паропанк с массой прекрасных описаний. Плюс к этому — чукотские сказки и имена, которые тут являются принадлежностью какого-то далекого народа. Есть железо, масло и пар, есть магия и борьба двух начал, есть нарастающее напряжение, когда до самого конца неизвестно, а каким же он будет. Вот конец повести оказался несколько... э-э-э... странным.

В общем, все они погибли. Ужасная история. Но погибнув, значит, смертию смерть и так далее, и какая-то надежда для Вселенной и звезд Млечного пути.

Не для людей. Все они погибли.

Читалось легко и с интересом.

А вот то, что оценки разнятся от десятки до двойки подсказывает — хорошая вещь.

Тем более, что нет там на двойку ничего.

Оценка : 8
«Фарбрика»
–  [ 10 ]  +

taipan, 03 февраля 2018 г. в 00:37

Знаковый и этапный сборник, демонстрирующий все богатство жанровой и стилевой палитры К.А. Терины. Примечательно, что значительная часть представленных текстов побеждала на «Рваной Грелке» — пожалуй, самом одиозном и легендарном литконкурсе Рунета, поэтому «Фарбрика» — хороший аргумент в неумолкающих спорах о том, вредят ли сетевые конкурсы авторам или, напротив, являются главной кузницей отечественной фантастической малой прозы.

Если использовать «злободневные» культурологические параллели, К.А.Терина на сегодняшний момент – ведущий «баттл-эмси» русской фантастики, а «Фарбрика», соответственно, ее долгожданный «микстейп». И хотя тексты, разумеется, дорабатывались, расширялись, шлифовались – чувствуется, что все это писалось в предельном фокусе, на импровизации и на адреналиновой волне-«флоу». Но хватит хип-хоп-метафор, перейдем к рассказам.

Открывает сборник блок «Некогда». Здесь собраны тексты, содержащие узнаваемые исторические аллюзии, тут — ретрофантастика и укорененный в «нашем мире» магический реализм. Авантюрно-тропический, пестрый «Никтo не покидает Порт-Анри» и скупой на цвета тоталитарный неонуар «Крозельчикюс». «Фатаморгана», авторская рефлексия на непростую судьбу ученого в альтернативно-апокалиптической версии СССР, и «Качибейская опера» — вдохновенная ода одному отдельно взятому городу, причудливо повторяющему все сложные изгибы отечественной истории. Здесь же на фоне более крупных товарищей притаилась «Юмико» — очень музыкальная миниатюра о женщине непростой биографии, из-за ее непредсказуемых поворотов доживающей свой век вдали от дома.

Следующий блок – «Сейчас», объединяет рассказы, героев которых можно назвать нашими современниками, в этих текстах есть прямые указания на сегодняшнюю действительность, это фантастика ближнего прицела и городская фэнтези. «Бес названия» — мощнейшая вещь об одиночестве и способах его преодолеть, о методике превозмогания личной боли, какой бы невыносимой она не казалась, о настоящем волшебстве посреди суетливого и равнодушного мегаполиса. По-брэдбериевски ностальгические экскурсы во внутренний мир подростков («Лёд») и стариков («Тот, кто делает Луну»). Яркий пример по-хорошему «мультикультурной» фантастики, обыгрывающей национальные стереотипы, одновременно растворяя их в универсальности материала – «Чёрная дыра вместо сердца». Здесь же представлены три очень разных миниатюры – экзестенциально-сноходческая «Башня», «Енотовый атлас» (написанный всего за час на Росконе и идеологически близкий к «мурзыкинскому» циклу) и остроумнейший «Пинхол», ехидная отповедь беспечному поколению «инстаграма», в котором фотографирование становится инструментом разрушения мира.

Раздел «Когда-нибудь» включает в себя тексты, сеттинги и фантдопы которых нацелены в будущее, это фантастика дальнего прицела. «Ханки-дори» — чуть ли не самый постмодернистский текст сборника, уже на уровне названия отсылающий к творчеству Дэвида Боуи, и при этом внутри прячется серьезнейший «сайфай», производственный мини-роман из жизни наноботов. «Медуза» — изобретательный киберпанк с человеческим лицом, после которого уже решительно невозможно спокойно воспринимать на слух повсеместно звучащий неологизм «лайк». «Оловянный лётчик» — остросоциальная антиутопия, реквием по «потерянному поколению» андроидов. «Снежинка–19» — пронзительная винтерпанк-миниатюра, открытка из зябкого и неуютного будущего, где морозом крепко схвачены даже базовые человеческие эмоции. Наконец, «Я, Крейслауф» — настоящая жемчужина, киберготическая симфония, поражающая полифоничностью звучания, по мнению рецензента, вещь этапная, выведшая авторскую психологическую «визуализацию» на принципиально новый уровень.

Завершает сборник раздел «Никогда», тут собраны рассказы, чьи персонажи и сеттинги не привязаны к сегодняшней действительности, не нацелены в будущее и не заглядывают в прошлое. Вместе с автором мы вступаем на территорию тьмы, где заправляют разухабистый сюр и «вневременной» вирд-фикшен. Это раздел экспериментальной прозы. «Мадам Шатте выходит замуж» — безупречное стилевое упражнение, карнавал-парад буквализированных метафор. «Мурзыкин» — отдельный «сборник» внутри сборника, серия микрорассказов (Кот, Медведь, Эрго сум, Ёрштвоюмедь, Тёмная энергия), объединенных общим персонажем, имя которого и дает заглавие циклу. Мужчина неопределенного возраста и социального статуса (известно только, что служба его заключается в том, чтоб состоять Специалистом в Учреждении) словно перекочевавший откуда-то из черновиков Хармса, Мурзыкин держит экзамен на медведя, приобретает «ёрштвоюмедь», превращается в Козликова, способствует расширению вселенной, борется с Нехорошими Мыслями, и живет с котом, которого (вполне заслуженно) подозревает во внеземном происхождении. Яркие мини «Unsigned long long» — история одной пост-цифровой ненависти, которая стала синонимом жизни, и «2100K» — непростая и толком не состоявшаяся лав-стори двух потерявшихся во времени людей с нестандартным инструментарием эмоционального восприятия. И, наконец, «Фарбрика» – рассказ, давший название всему сборнику. И это совершенно справедливое решение: текст наиболее показателен с точки зрения развития авторского стиля, основной проблематики, способов ее подачи. Это картонный город, где живут тени и залпом пьют цвет, это важный квест в поисках истинного смысла, это отборнейший сюрреализм, настоящее «визионерство», не похожее ни на что, в котором К.А.Терина задает собственные правила игры и вводит в работу собственную отлаженную мифопоэтическую систему.

Оценка : 10
«Фарбрика»
–  [ 10 ]  +

iwan-san, 18 сентября 2017 г. в 19:07

В наше время сборники малой прозы очень редки. Многие предпочитают писать романы, эпопеи, циклы, сериалы. Это во-первых.

А во-вторых, этот сборник стандартный, как квадратные жетоны в метро.

Может показаться, что эти два пункта плохо взаимосвязаны.

Прочитав один рассказ, ты ожидаешь увидеть что-то подобное в следующем. Прочитав второй — такие же ожидание в третьем. И так далее. И после прочтения каждого следующего возникает два чувства: тебя обманули в ожиданиях и одновременно наградили новыми эмоциями.

Все это замазано сверху хорошим языком и фантазией.

Я жду романа автора, чтобы оставаться с героями подольше.

Оценка : 9
«Чёрная дыра вместо сердца»
–  [ 10 ]  +

Bizon, 23 февраля 2016 г. в 23:55

Рассказ, ярко демонстрирующий как писать не надо.

Есть идея. И все. Больше нет ничего: ни преобразования в текст, ни смысловой нагрузки. Есть лишь одна идея и констатация факта. Как газетная статейка в деревенской газетенке с тиражом в 150 экз. Непонятно к чему брать заросшую пылью времен и обросшую 100500 вариантами изложений историю, которую рассказывали друг другу еще питекантропы из соседних племен воевавших друг с другом? Ан нет! все то же самое как 1,5 млн лет назад, сначала из уст в уста, затем глиняные таблички и папирус, берестяные грамоты. Ничего не поменялось,- все одно: ветеран после войны, брат уведший подругу, мрак впереди, позади жизненное болото...

Мда... и это еще печатается.

тройка лишь за отсутствия пропаганды насилия и чернухи.

Оценка : 3
«Крозельчикюс»
–  [ 10 ]  +

Тиань, 25 декабря 2014 г. в 15:56

История бунта маленького человека против искусственно навязанной серости мира. Мы принимаем мир и вещи такими, какими воспринимают их наши глаза. Точно ли они таковы, можно сказать только при ином способе визуального восприятия. Навести серость на глаза и сознание людей можно. Исказить фотографию (или гелиографию) несколько сложнее, если фотоаппарат (гелиограф) сможет взять в руки каждый человек.

Методы защиты искаженной реальности и в нашем мире, и в рассказе одинаковые: запрет, контроль, обман, и лагеря для несогласных. В обычной реальности такие методы неплохо работают какое-то время, иногда довольно длительное. Реальность фантастическая тем и хороша, что в ней против несправедливости могут восстать не только люди. В созданной автором фантастической реальности вещи протестуют против своей обесцвеченности, им хочется быть цветными и радовать глаз. Маленький человек с гелиофором не остается один против мира серых диктаторов. Вместе с ним бунтует мир и неодушевленные в нашей реальности предметы, которые устали от жизни в сумерках. Цвет становится воплощением свободы.

Чем закончится бунт героя-одиночки, неясно. Ведь уничтожены лишь двое серых и лагеря стоят на своих местах. Но начало положено. Первый пожар прорвал пелену серости. Рассказ представляет собой гимн многообразию мира и праву человека видеть этот мир таким, какой он есть, без специально созданных искажений. В сталинские времена за такой рассказ вполне можно было отправиться в лагеря по политической статье. Теперь за такие вещи не наказывают, хотя идеи бунта против искаженной картины мира актуальны и сегодня, как в любые другие времена. Мир полон красок, и люди имеют право видеть эти краски и запечатлевать их.

Оценка : 7
«Никтo не покидает Порт-Анри»
–  [ 9 ]  +

taipan, 25 января 2018 г. в 01:56

Лихая история взросления с пряным хемингвеевским привкусом. Тут есть все признаки забористого авантюрного романа. Мрачный герой – эмигрант, дезертир, несостоявшаяся звезда «потерянного поколения» и беглый каторжник. Сказочный тропический остров Гуанахани, не выдающий преступников, щедрый на въезд, но крайне скупой на выезд. Опереточная монархия «третьего мира», при ближайшем рассмотрении, как это часто бывает, больше похожая на тоталитарный людоедский культ. Нежданное благородство матерых гангстеров и губительная беспечность эмиссаров цивилизованного мира. Наконец, мощная незримая Сила, без особых хлопот способная устранить кого угодно, хоть 29-го президента США. Но за всей этой экзотикой, пылкими мулатками и ядреной кашасой скрывается гораздо большее: сложнейший нравственный выбор, обреченная борьба очень усталого человека за крупицы личного счастья – жену, ребенка, с трудом обретенный Дом… В конечном итоге, это очень убедительная хроника духовного роста, превращения одного отдельно взятого проходимца в настоящего человека.

Оценка : 10
«Чёрная дыра вместо сердца»
–  [ 9 ]  +

_Y_, 29 марта 2014 г. в 01:08

Динамичный микрорассказ о нединамичных событиях. Герой, видимо сам не зная того, стоит у развилки судьбы. Фантастика это с двойной реальностью или традиционная проза с воображаемыми вариантами развития событий — решать читателю. Я для себя решить не смог — оба взгляда хороши. Но одно сказать можно определенно — ощущение рассказ оставляет. И отнюдь не слабое.

Оценка : 8
«Юмико»
–  [ 9 ]  +

mizantrop86, 03 января 2014 г. в 15:02

В качестве отзыва приведу диалог читателя и автора этой великолепной зарисовки

читатель:

Я плакал. Не от смеха...

Какая грустная зарисовка об уходящем времени. Оно пожирает всё — плохое, хорошее, счастье, тоску. Во всяком случае, я именно так и понял, что главная тема — время. Мы все постареем и умрём. И те у кого есть что вспомнить, и те, у кого жизнь будет сера и однообразна.

Капитан-иностранец, японка, любовь, потеря — конечно же, «Мадам Баттерфляй», но от этого воспоминания ещё грустнее.

автор зарисовки:

Всё не так. Рассказ на самом деле о котятах, которым нужно спать в тепле.

Оценка : 10
«Кафейные сказки»
–  [ 8 ]  +

MADMAXIMUS, 05 апреля 2017 г. в 13:44

Когда-то очень давно, в то далекое время, когда каждая новая книга серии «Век дракона» еще воспринималась как Откровение из мира настоящей большой фэнтези, мне в руки попал сборник Люциуса Шепарда «Ночь белого духа». Его открывали истории из цикла «Сказания о драконе Гриауле», проникнутые духом мистической латиноамериканской прозы. Именно тогда я впервые столкнулся с жанром, который, как впоследствии (когда все вещи в мире наконец получили свое имя) оказалось, называется магическим реализмом. Тонкая поэтика чувственных материй, смешение волшебной атмосферы сказки с суровыми реалиями повседневного бытия, тот дьявол, который прячется в мельчайших деталях, придавая истории исключительность правдоподобия...

Именно эти ощущения возникли при чтении «Кафейных сказок» -- рассказа, практически выигравшего ежегодный конкурс «Роскон-Грелка» -- и, будем честны, лучшего из тех, что состязались за победу. Есть авторы, которые умеют строить миры и плести полотно истории, не объясняя, а показывая. Редкое умение -- создать такой текст, который сходу погружает читателя в себя, в непонятный, загадочный, но подсознательно знакомый мир прочитанной в детстве сказки -- но странной, в чем-то неправильной, и оттого еще более удивительной... История манит за собой, ведет все дальше, и в какой-то момент реалии искаженного мира складываются в исполненную удивительной гармонии картину -- логичную, непротиворечивую, но от этого не теряющей своего волшебства. Деконструированная сказка, изящный постмодернистсий узор из балканского, русского и бог его знает еще какого фольклора, пронзенный натуралистично жестоким стержнем совсем не сказочного сюжета -- вот что такое «Кафейные сказки». История совсем не конкурсного уровня, способная стать нашей, родной, доморощенной классикой жанра.

Удивительный текст. На редкость удачный авторский дуэт. Настоятельно рекомендую к прочтению.

Оценка : 10
«Ыттыгыргын»
–  [ 8 ]  +

слОГ, 06 декабря 2014 г. в 12:21

Интересно, но в такой вещи должно быть полное погружение в мир, а для этого текста слишком мало. Осколки мира должны выстраиваться в единую мозаику, а для меня лакун оказалось слишком много. Паропанк — здорово, путешествие через эфир — круто, мифология народов севера(?) — отлично, вставка слов на незнакомо языке, который придаст колорита — претензия на нечто большее, чем просто повесть, но... Меня не зацепило, возможно из-за слишком маленького объема повести, слишком много надо допридумывать, чтобы мир стал реальным, а перекос текста в сторону мифологии, которая дается, по мне, слишком вся и сразу, отнюдь восприятие текста не облегчает. Произведение и атмосферное, и стильное, и недоделанное. Вот.

Оценка : 6
«Чёрная дыра вместо сердца»
–  [ 7 ]  +

taipan, 29 января 2018 г. в 17:36

Рассказ «Черная дыра вместо сердца» относится к экспериментальному межавторскому сеттингу «Невервилль» (на сегодняшний момент это примерно 41 текст от 11 авторов, основную часть можно прочесть в жж-сообществе sur-noname, по тэгу «neverville»). «Невервилль» начинался как шуточная литературная буриме-эстафета, в жанровом смысле представляя из себя постмодернистскую игру: пресловутый «хеллоубобизм», возведенный в абсолют, проросшую на их Среднем Западе нашу «развесистую клюкву».

Оставаясь верна своей тяге к препарации привычных жанров и вивисекции устоявшихся стилей, К.А.Терина и внутри такого разнузданного сеттинга умудрилась выступить с сугубо авторской вещью, произведя эксперимент внутри эксперимента.

«Черная дыра…» на сегодняшний день один из самых «мейнстримовых» текстов в библиографии К.А.Терины. Медитативная, флегматичная даже история. Тут не найти мозголомных фантдопов и визионерских откровений, как в киберпанковой «Медузе», неонуарном «Крозельчикюсе» или сюрреалистической «Фарбрике». Скорее городское фэнтези, чем просто фэнтези; скорее маг.реализм, чем гор.фэнтези; скорее просто реализм, чем магический.

Очень простая история про ветерана Второй мировой, которого не дождалась невеста, а он в ответ поехал на трухлявом «форде»-пикап с Востока на Запад, но на полдороги обрел вдруг и новый дом, и новую судьбу и новый смысл – ту самую Черную Дыру из заглавия, которая всосет в себя неумолкающую боль и жажду мести, а затем и вовсе вытолкнет в пространство, над которым не властно время и страсти людские. Вот так у Невервилля появился собственный мэр.

У каждого Линча в фильмографии должна быть своя «Простая история» (реально простая!). А возведенный в абсолют «хеллоубобизм» (ну, или «клюква»), при должной смелости и владении автора материалом, в какой-то момент разрывает все национально-фольклорные шаблоны, выходит на новый мифопоэтический уровень, превращаясь в универсальную историю, свободную от любых национальных и фольклорных стереотипов. Парадоксально, но факт! Подтверждением этому служит как теплый прием рассказа у нас (золотой «Роскон», 2016) так и за рубежом (публикация в американском «Apex Magazine» и венгерском «Galaktika», 2017).

Оценка : 10
«Качибейская опера»
–  [ 7 ]  +

taipan, 25 января 2018 г. в 03:18

«Качибейская опера» – альтернативно-исторический детектив, действие которого происходит в аналоге Одессы времен Гражданской войны, и который многие рецензенты приняли за стилевое упражнение по мотивам творчества замечательного писателя Исаака Бабеля и вдохновленного им криминального ТВ-шоу «Ликвидация»… Ну, да… Да и шо вы уже такое тут видали, чего я вам еще не рассказал? Я видал это и сам, я же не глухой. А что вы скажете за нашего Данечку? Мы знаем его много раз, он же с «Неуловимых»! Если серьезно, К.А.Терина – автор, которому доступна такая стилевая мимикрия, что если бы она всерьез взялась за имитирование И.Б., мы вряд ли вообще ощутили бы разницу. Но в «Качибее» главное отнюдь не форма, а содержание: борьба коммунаров и недобитой «контры» за изобретение покойного Мойши Туманского обещает превратить Качибей не только в «наш Вавилон» (каковым его реальный прототип является еще со времен южной ссылки Пушкина), но в «их Байконур». Это вдохновенная и яркая ода Городу, экскурс в особое мистическое пространство отечественной истории, замкнутое известными географическими рамками, заключенное в воспетую поколениями поэтов «жемчужину у Черного моря». Это очень специальное Место, на внутренние правила жизни которого не могут повлиять никакие внешние факторы – будь то охватившая всю страну революционная лихорадка или преждевременная НТР с механическими грузчиками и заводными импортными котами. И неслучайно аппарат Туманского прячется в остове сгоревшей Оперы: в Качибее космос прорастает сквозь эстраду, охлос формулирует дискурс, седая мудрость скрывается в ядовитых базарных ремарках, Зло прячется за гримом мима-куплетиста, тут висельникам приходится брать на себя функции правосудия и даже механокоты вовсе не то, чем кажутся.

Оценка : 9
«Элегия Канта»
–  [ 7 ]  +

Buhrun, 27 апреля 2017 г. в 22:32

Среди всех печальных историй особенно выделяются истории поражения.

Считать ли эту таковой? Правда — в глазах смотрящего.

Здесь есть несколько миров: семейный, бытовой, такой же заводной, как и прочий мир, но с неизменным привкусом тления, гниения и тайны — здесь тебя ненавидит собственная кошка, а за женой надо присматривать, не сбилась ли ее программа, не шипят ли прохудившиеся шланги, погружающие в законный остужающий сон.

Этот мир непрочен, не стоит заглядывать в его трещины, потому что можешь обнаружить, что в твои перфоленты кто-то лез, завод, куда ходит супруга, вовсе не такой, как ты привык, и небо, перекосившись, сперва поедет тебе навстречу, чтобы перерубить пополам, отсечь ложную истину от искренней, придется даже убить, о вскрытых головах нет и речи — разговор пойдет о десятках, сотнях раскрытых, как шкатулки, головах. Ты падешь, признаешь поражение, у него знакомое мужское лицо, ты увидишь его рядом с сияющим лицом возлюбленной. Поймешь кошку. Вспомнишь зиму. Очертишь умом свой подлинный замысел. Оценишь жертвы, на которые обрек себя и мир. Одумаешься.

И попытаешься все исправить.

Будет ли печален финал этой истории? Пусть ответят твои глаза.

Оценка : 8
«Бес названия»
–  [ 7 ]  +

Lilian, 11 февраля 2017 г. в 09:15

Рассказ завораживает в своей какой-то совершенно непонятной манере. Постепенно, исподволь, начиная от легкого пренебрежительного недоверия и заканчивая полным принятием предложенных правил игры.

Да, это мастерство — так построить слова и осколки сюжета.

За легкую, грустную, но при этом светлую атмосферу отдельное спасибо.

Оценка : 8
«Оловянный лётчик»
–  [ 7 ]  +

AntonAbramov, 06 ноября 2014 г. в 10:54

Что-то раздражало. Не сразу понял источник. Ной. Он то приближался, почти до слияния, то чужой, незнакомый смотрел, посвистывая в окно. Все-таки големы отличаются от нас, людей. Хотя… Я представил себя в комнате с негром, или китайцем. Ощущение разности усилилось. Пусть лучше Ной.


Другой. Но я принял его. К нам вместе вернулась память. Ко мне чуть позже. Я среагировал не на скрип половицы, лишь на надпись на стене. Зато быстрее Ноя понял, что людей больше не осталось. Среди големов. Может их не убивали, изолировали и лечили. Может…


Наверное, големы не такие живучие как тараканы. Но выжили в том безумии, что сотворили люди. И даже случаются дети. И начали появляться лучи солнца. Жизнь продолжается. Без нас, людей. И с нами. Со мной и Ноем. И нашим оловянным летчиком.


— Ной, поговорим, брат? Почему голем?

— Не знаю. Фратер Павел сказал – символ он. Пробуждающейся стихии народной массы, пытающейся порвать с прошлым и жить собственной жизнью. Отдельно от создателя. Во время амнестической поправки и назвали. Ты понимаешь?

— Ну да. А почему город единственный остался?

— Ной думал — единственный, а я помню и другие. Я и…

— Да не волнуйся, брат. Всё хорошо. Всё будет хорошо. Ты ещё полетишь.


Мурашек не было. Совместное существование – да. И раздумья — после.

Оценка : 9
«Медуза»
–  [ 7 ]  +

видфара, 03 апреля 2014 г. в 14:55

Хороший и грустный рассказ. Настроенческий.

Очень убедительно выписан мир «Социума».

Постепенная трансформация Калинки под воздействием медузы так аккуратно вписана в сюжет, что автору хочется аплодировать!

Собственно, только в самом финале читатель понимает всю метафоричность названия.

Жаль, конечно, что Юля так и осталась медузой...

Катарсис не наступил, всё вернулось на круги своя.

Реализм опять оказался сильнее романтики...

Оценка : 7
«Юмико»
–  [ 7 ]  +

StasKr, 05 декабря 2013 г. в 04:57

Ха, так это же вольное продолжение песни Владимира Высоцкого «Девушка из Нагасаки»! А что, всё сходится: французский капитан из Марселя, японка не слишком тяжёлого поведения, ром и джига в кабаках, а так же рана на шее. Чему не нашлось места в микрорассказе, так это «следам проказы на руках» и «татуированным знакам», но это уже не важно. Получается что «джентльмен во фраке» не зарезал японку, а увёз её к себе на родину, оставил менее удачливого соперника тосковать в одиночестве.

Но понять суть этой истории можно только если вы знакомы с песней Высоцкого. В противном случае это всего лишь изящная зарисовка без особого смысла.

Оценка : 6
«Кафейные сказки»
–  [ 6 ]  +

Seidhe, 01 декабря 2021 г. в 13:40

В который раз убеждаюсь, что некоторые произведения мало прочитать, их ещё надо — прочувствовать.

Небольшой рассказ К.А.Териной и Натальи Фединой «Кафейные сказки» — отличный пример подобного произведения.

Отзыва на него всего два, зато оценки их диаметрально противоположны — 1 и 10. И если выставивший «единицу» человек видит в рассказе лишь историю, которая начинается «с не пойми чего, а заканчивается уходом в не знамо куда», то максимально оценивший прочитал «деконструированную сказку, изящный постмодернистсий узор из балканского, русского и бог его знает еще какого фольклора, пронзенный натуралистично жестоким стержнем совсем не сказочного сюжета»...

И поневоле задумаешься после прочтения — а зачем обязательно искать в этой истории какой-то глубокий смысл? Почему просто не насладиться тем, как буквы складываются в слова (пускай и не всегда привычно звучащие, но так ли важно, что такое «яблъков пай на столе и пилешки дробчета на подходе», если дело происходит в механе, где подают кафей, и ты интуитивно понимаешь, что речь идёт про что-то съедобное?), слова — в предложения, а предложения — в филигранно выстроенные абзацы? И столь ли важен для подобных историй сюжет, если перед нами сказка, в которую вплетены ещё несколько сказок, которые рассказывает своим внукам старый Йозеф? Чего мы, странных сказок за свою жизнь мало прочитали, хоть аутентичных, хоть авторских?

Отвечать на эти вопросы, разумеется, предстоит каждому читателю самостоятельно, но лично меня «Кафейные сказки» буквально заворожили. Прекрасным слогом, фразами, которые хоть на цитаты растаскивай («Потому что будь ты хоть создатель всего сущего, это не гарантия, что тебе повезёт в любви»), настоящей сказочной атмосферой, а ещё — очень «зримыми», если так можно выразиться, образами, которые так и просятся стать частью какой-нибудь красивой компьютерной короткометражки. Вы просто представьте, КАК это может выглядеть: «<...> оставалась здесь одна, дождавшись, когда он уйдёт, и любовалась на кафейный танец в серебристом свете луны. Когда лиловая мякоть, отделяясь от зёрен, превращается в пыль, собирается в призрачные фигурки диковинных птиц и зверей, которые ведут хороводы над водой»...   

Одним словом — замечательный рассказ! Екатерине и Наталье — низкий поклон за доставленное удовольствие! А уж какая к рассказу авторская иллюстрация, сделанная Екатериной — закачаешься!

P.S. Такой вот неожиданно получился отзыв, слепленный из кусков отзывов других лаборантов и цитирования, да ещё и с привлечением визуальной составляющей — ну чистый постмодернизмЪ же! =))) Но я не виноват — это всё третий день чтения прозы К.А.Териной (или всё-таки правильней К.А.ТеринЫ?) способствует.

Оценка : 9
«Я, Крейслауф»
–  [ 6 ]  +

evridik, 25 ноября 2014 г. в 16:49

Быть как все или не быть вовсе. Тогда в первой случае – жизнь в форме «всё включено», во втором – на верёвочке в небо.

Какой необычный рассказ о системе, о тонкости души, о существовании души вообще и о значимости её для системы!.. Он то стремительный, то плавный, то яркий, то серо-белый. Поначалу кажется, что он о психах, а потом – что о роботах. А оказывается, что и ни о тех, и ни о других.

Богатая фантазия и красочный язык автора покоряют. Судьба героя органично вплетена в некий город-мир-заведение, где все на одно лицо. Чудно то, что как раз главный герой отличается от остальных, и метание его показано настолько убедительно, что кажется, будто кто-то из двоих сейчас сойдёт с ума – либо герой, либо читатель. Выберется или нет герой? Останется как все или отправится в небо на верёвочке?

С одной стороны, это страшный рассказ. С другой – психология чистой воды. Ценители что первого, что второго останутся довольны.

+10

Оценка : 10
«Башня»
–  [ 6 ]  +

muravied, 06 декабря 2013 г. в 13:19

История про то как Бог пришёл к врачу, а ему сказали что Его сердце не в порядке...

Прочитав чокнутый цикл про Мурзыкина, я решил почитать «серьёзную» прозу КАТерины. Тут что-то очень сложная история. Вроде бы и понятно что происходит, но причины и смысл уловить довольно трудно. Во всяком случае, мне. Мораль я понял так: не надо искать врага по всему свету, твой самый главный враг внутри тебя. Так что ли?

Оценка : 6
«Тёмная энергия»
–  [ 6 ]  +

muravied, 04 декабря 2013 г. в 16:00

Я так понимаю, что дело Хармса живёт и процветает, так как этот рассказ ни что иное как литературная шиза.

Здесь у нас господин Мурзыкин приходит в музей аквалангов и встречает там помешанного, который делится с ним о близком конце света. Мол вселенная слишком сильно расширяется, а значит нам хана. А Мурзыкин нокаутирует человека и отжимает у него шляпу... Вот такой сюжет.

Поинтереснее чем «ерштвоюмедь», но все равно вторично.

Оценка : 6
«Юмико»
–  [ 6 ]  +

muravied, 04 декабря 2013 г. в 15:38

Рассказ про японскую старушку, которая вспоминает свою жизнь, глядя на разноцветные тряпки...

Как-то я не проникся этой историей. А может не понял чего? Но у меня эти похождения японки (портовые кабаки, хриплые французы, поцелую с матросами и шрамы на шее и т п) создали впечатление, что ента старушка была ещё та гулёна. Сопереживать такой персоне я затрудняюсь...

Оценка : 6
«Тишина-Семь-и-Забвение»
–  [ 5 ]  +

Seidhe, 03 декабря 2021 г. в 14:22

Хорошо написанный рассказ, представляющий собой небольшой фрагмент из жизни разумных кузнечиков, которые пришли на смену человечеству в далёком будущем. Более четырёх конечностей у героев, общение через запахи, специальная мазь из грибов, эти запахи блокирующая, медведки и жерлянки в качестве страшных хищников, скупыми штрихами набросанные особенности инсектоидной цивилизации («её отец не был амбициозен и, вопреки традициям классической поэзии, не выгрызал стихи в камне») и столкновение долга, обязанностей, рациональности с чем-то, чему нет слов ни в человеческом, ни — как выяснилось! — в кузнечиковом языке, но именно это «что-то» и делает создание — разумным...

В подобных произведениях на первый план выходит не сюжет, а то, насколько удастся автору показать одновременно и инаковость другой цивилизации, и то, что ценности бывают вечными. К.А.Терина и Юрий Некрасов — смогли вполне. В их кузнечиков веришь, несмотря на малый объём текста. Хотел бы я почитать про эту цивилизацию ещё? Да, безусловно. А это значит, что история вполне удалась. Твёрдая «восьмёрка».

Оценка : 8
«Фарбрика»
–  [ 5 ]  +

Г. Л. Олди, 11 августа 2018 г. в 17:47

Этой книге дали премию «Интерпресскон» за лучший дебют – и совершенно правильно дали, как по мне! Такой книги не постыдился бы и писатель с именем и десятками книг в библиографии. А еще К. А. Терина получила премию «Интерпресскон», как лучший художник, рисовавший обложки для книг. И тоже заслуженно. В частности, отличную обложку к своей дебютной книге она сама же и нарисовала.

Рассказы, вошедшие в сборник, очень разные. Трагедия и светлая грусть, ирония и причудливый сюрреализм, саспенс и лирика, стим-панк и социальная фантастика, мистика и фантастика почти научная, гротеск и хоррор идут здесь рука об руку, совершенно не мешая друг другу. Но есть у этих рассказов и нечто общее. Поразительная, не признающая никаких рамок и границ фантазия автора. Сочный и разнообразный литературный язык, полный полутонов, аллюзий и скрытых цитат. Эмоциональность и аура некого особого, неповторимого настроения, присущая почти каждому рассказу. И у К. А. Териной – писателя, и у К. А. Териной – художника есть свое собственное лицо, свой авторский стиль.

Субтропический остров, городок в альтернативной Европе начла ХХ века, альтернативная же Одесса времен Гражданской войны или замерзающая и мертвая Москва – все это выписано узнаваемо, рельефно и выпукло. Все это можно увидеть, потрогать, ощутить аромат и вкус, тропическую жару и леденящий холод. Так же рельефно и правдиво выписаны по большей части и характеры персонажей. И на фоне всего этого предельного реализма распускаются невиданные цветы авторской фантазии – странные, зачастую мрачные и прекрасные.

Автор не слишком жалует счастливые финалы – но и беспросветной чернухи и безнадежности в рассказах К. А. Териной обычно нет. Даже погибая, ее герои побеждают – спасая своей гибелью близких людей и «смертию смерть поправ». Но нередко финал истории остается открытым, герои и мир замирают на развилке, и парус робкой надежды белеет на горизонте – маленький, далекий – но он все же есть. А значит, есть шанс, и не все еще потеряно...

Многие рассказы сборника своим духом, причудливостью и странной и мрачной аурой напоминают лучшие рассказы Чайны Мьевиля. Так что могу поздравить К. А. Терину и всю нашу фантастику – не только с новой отличной книгой, но и с тем, что у нас теперь тоже есть свои «новые странные» («New Weird»). Пожалуй, это определение лучше всего подходит к тому, что пишет К. А. Терина.

«Фарбрика»
–  [ 5 ]  +

chivel, 30 июня 2018 г. в 02:46

Вы слыхали о феномене продакшн-музыки? Это смикшированный по заветам Аристоксена аудиофон для кульминационных моментов в блокбастерах: погонь, сражений, открытий, счастливых воссоединений и чудесных спасений.

Существуют библиотеки треков, откуда продюсеры и берут музыку для своих фильмов. И там — нет слабых композиций. Сплошь шедевры. Оркестровые аранжировки. Бурные мелодии. Пронзительные, трогательные звуки. Они берут за душу. Взывают к лучшим чувствам. Настраивают на героический лад.

Ты обновляешь содержимое плеера. И вот: пять часов вдохновляющих саундтреков, семь часов... Ты слушаешь, слушаешь, в какой-то момент понимая: определяют шедевр не способность будоражить, не пафос и не украшательные финтифлюшки. Всё это признаки скорее ремесленой работы, чем произведения искусства. Конечно, товар качественный, сработанный по древней науке — гармонике. Но невозможно слушать продакшн-музыку дольше часа-двух: становится невыносимо скучно, даже тоскливо. Не достаёт ей глубины.

Я не смог заставить себя дочитать этот великолепный, красочный и яркий сборник.

И мне не стыдно.

Оценка : 4
«Медуза»
–  [ 5 ]  +

chivel, 26 июня 2018 г. в 22:33

Очень трогательный рассказ, у меня к развязке даже сердцебиение участилось.

И за это я срежу балл.

У кого-то встречал такую притчу. Молодой ВГИКовец принёс своему наставнику сценарий про лишившегося ног танцора. Профессор, читая, пустил слезу. Просморкавшись, сказал: «А зачёт я вам не поставлю». Студент: «Но почему? Вы же — заплакали». Профессор: «Так ведь кто ж тут не заплачет: танцор, отрезанные ноги. Вот вы сумейте выдавить слезу без этих ужасов!..»

Автор не сумел. При помощи очевидных слезодавительных ходов склоняет читателя сопереживать героине, считая, что читатель не заметит нежизнеспособности мира рассказа.

Корпорация «Социум» использует мощности человеческого мозга для решения инженерно-математических задач. Для отвлечения сознания работников эмулируется построенная по законам соцсетей виртуальность, а тело пребывает в камере сенсорной депривации. Двухлетний контракт растягивается на десятилетия, так как работники совершенно задурены.

Понятно, что в сбалансированном мире началось бы... Митинги вокруг зданий корпорации. Коллективные иски от родственников и общественных активистов. Обвинения в мошенничестве, незаконном удерживании силой и рабовладении. Требования независимых экспертиз виртуальной среды. Требования признания работников недееспособными. Требования будить работников и при свидетелях спрашивать их согласия на продление контракта. Десятки юридических подходов! И, конечно же, погромы, попытки силового вызволения. Главное: мимо не прошли бы политики: благодатная тема для популизма!

И даже если бы юристы корпорации выстояли в судах... Постепенно в общественном сознании метод корпорации и само её название были бы стигматизированы. Стало бы позорно иметь деловые связи с корпорацией, она лишилась бы заказов. Но почему-то корпорация — всесильна. И героиня лежит в саркофаге уже пятнадцать лет.

И в финале — апофеоз мечтаний женщины за сорок с отсутствующей личной жизнью: появляется Он — герой-любовник с романтическим именем Казимир, некогда бросивший героиню, но раскаявшийся и теперь страдающий от любви, несчастный, безнадёжно пытающийся вернуть любовь.

Оценка : 6
«Никтo не покидает Порт-Анри»
–  [ 5 ]  +

pomarki, 07 сентября 2017 г. в 00:30

Отличный рассказ. Очень понравилось, что автор не разжёвывает читателю всё до конца, оставляя ему приоткрытые двери, давая возможность разобраться во всём самому.

Прочёл на Ридеро в 25% бесплатной версии сборника «Фарбрика» — зацепило, куплю.

Оценка : 10
«Фатаморгана»
–  [ 5 ]  +

VovaZ, 30 июля 2017 г. в 09:06

Не смотря на не слишком высокую оценку уважаемых коллег, рассказ мне показался неординарным.

Автор проявила немалую фантазию. Идея страшновата, но отнюдь не пуста. В сценах и образах героев есть колорит.

Понравилось завершение повествование не жирной сюжетной точкой, а морально-этической запятой.

Оценка : 8
«6,72»
–  [ 5 ]  +

Критопанк, 29 февраля 2016 г. в 22:23

Отзыв из прошлого... («Рваная Грелка» Осень 2015 27.09.15)

Habent sua fata libelli

Замечательный рассказ!

Лучший!

Это Апдайковский кролик! Кибер кролик. Психокибер кролик. Незапыленный 60-ми, 70-ми, 80-ми, 90-ми и нулевыми! Актуальный и нужный читателю сейчас! Сегодня!

Сильный и держащий сознание в постоянном напряжении.

С блестящими характерами главных героев. Удивительно живыми и реальными!

С постоянными импульсами к читателю – размышлять, задумываться.

Ена, бегущий навстречу своей судьбе. Ена, бегущий к разрушению, к саморазрушению. Он есть в каждом из нас.

Киберпространство и психика …

Киберпространство и мораль …

Киберпространство и мы …

Сначала я решил, что таким произведениям нечего делать на сетевых конкурсах. «6,72» мог бы прямиком идти в «Если» или в «МФ» или в антологию «лучшее за год». Такое надо открывать для себя в проверенных изданиях, не спеша перелистывая страницы, предвкушая встречу с автором высшего эшелона.

Но потом подумал:

Это большая честь для меня — быть одним из первых, кто отзовется на произведение, станет одним из пятидесяти первооткрывателей замечательного рассказа. И это здорово!

Шансы у «6,72» на победу в «Грелке» Осень 2015 велики, но неважно как распределятся места в этом конкурсе. «6,72» ( название как я понимаю черновое? Я бы назвал его … Хотя промолчу… ) уже имеет свою судьбу, он живет. И ему открыты пути к читателю…

И пусть немного тернистые, в наше сложное для изданий настоящей НФ время…

Такие рассказы должны создаваться, должны разлетаться под вещественными, осязаемыми обложками.

Это чистая социальная НФ, несущая свою главнейшую функцию – Предостережение!

Спасибо!

С огромным уважением к таланту и труду автора!

Habent sua fata libelli

«2100K»
–  [ 5 ]  +

Vyvert, 25 января 2016 г. в 20:25

Прочитал рассказ... Сам себе удивляюсь. Спрашивается: а зачем? А почему? Автора, точнее авторшу, не знаю — знаю только, что это она те ужасные обложки к самиздатному К.Э. Смиту нарисовала. Безвкусица как она есть, короче. Но ладно, рисовать-то в принципе человек умеет, а вот писать...

А в отзыве тут в общем-то, и писать нечего. По существу, рассказ уныл и никакущ от начала и до конца. Мог бы как-нибудь расшевелить ситуацию сюр, но он тут просто сухой. Я бы мог написать, у кого из писателей он лучше, но этот микрорассказ не тянет на то, чтобы сравнивать его с мастерами жанра. Персонажи безликие. Сюжет уже раскрыли в предыдущем отзыве. Вот в итоге и получается, что читать и тратить минуты своей жизни на это не стоит. Это худшее, что я читал в своей жизни, и я впервые ставлю единицу на этом сайте.

И это напечатали? Поразительно. Хотя, подозреваю, что такого добра порядочно скрывается в творениях современных русскоговорящих писателей. Если б я их читал, то наверно у меня бы был уже иммунитет и я столько текста не выдал бы. Ведь действительно: а зачем я это читал? Надо подумать будет на досуге.

Оценка : 1
«2100K»
–  [ 5 ]  +

olpo70, 25 января 2016 г. в 18:51

Просто сразу и не знаешь что написать.Слишком много эмоций и мыслей.Сколько людей с алмазными сердцами и горящими глазами спиваются и падают в пропасть?Никто не считал.А сколько добрых душ убивающие от большой любви эти сердца? Столько же.

Оценка : 10
«Пинхол»
–  [ 5 ]  +

mizantrop86, 03 января 2014 г. в 13:05

«Мне непонятно, что тут непонятного» (с)

На мой взгляд — шикарнейшая зарисовка, написанная великолепным языком. Впрочем, некачественных зарисовок у данного автора я не встречал.

И здесь действительно есть всё: калейдоскоп образов, любовь, драма, саморазрушение, конец света, задачка на логику...

Оценка : 10
«Енотовый атлас»
–  [ 5 ]  +

stan-fild, 06 декабря 2013 г. в 15:09

Прочитал этот микрорассказ увидев отзыв уважаемого muravied, которому он понравился, видимо, из «животной» солидарности=)

И Атлас это, видимо, отсылка к Облачному, где судьбы всех героев также переплетены...

А концовку, все-таки, я бы мог предложить и другую — такую же бредовую.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Виноват не тот, кто входя звенит колокольчиком, а тот кто привязал к хвосту бедного енота грякающие банки!

Премия РосКон ! Неслабо!

Оценка : 7
«Енотовый атлас»
–  [ 5 ]  +

muravied, 06 декабря 2013 г. в 13:33

Тут история про енота перебегающего шоссе глубокой ночью и про тяжёлый автобус...

По шизофреничности рассказ вполне подойдет в цикл «Про Мурзыкина»

Спираль повествования закручена так лихо, что в самом конце повествования неожиданно становишься участником рассказа. Причем главным злодеем. Я правда не понял почему именно АТЛАС, но рассказ классный, советую;)

Оценка : 10
«Кот»
–  [ 5 ]  +

muravied, 04 декабря 2013 г. в 16:12

Вот этот рассказ понравился. И завязка интересная, и слог приятный и концовка неожиданная в наличии.

На сей раз к Мурзыкину в окно залез подозрительный кот. Когда его попытались прогнать веником, тот стал творить всякие чудеса..

После двух бредовых рассказов про Мурзыкина, ждал бреда и тут. Но вышло очень даже замечательно! Пока лучшее что прочел у автора.

Оценка : 9
«Ыттыгыргын»
–  [ 4 ]  +

Asumin, 12 марта 2023 г. в 22:01

Удивительные слова и непостижимые души человеческие, ночная тьма пространства и потоки эфира, в который погружаются поражающие воображение корабли. На один такой предлагает вам взойти роман с причудливым названием Ыттыгыргын. И причудливое у него не только название, уж поверьте на слово или убедитесь сами. Витиеватые виньетки авторского слога расскажут вам историю, не похожую ни на какие другие.

В этой истории сталкиваются два совершенно противоположных друг другу мира. Мир материалистического рацио и мир мифа. И автор взял дань с обоих миров, дабы мы могли представить эту историю цельной. Как во всяком стимпанке здесь мы можем найти вселенную, полную эфира, паровые корабли и невероятные технологии, людей, заменяющих органы на механизмы и шестеренки и попытку объяснить и изобразить мир с точно такого же ракурса.

Как и во всяком мифе мы видим притчу, без которой нам не разгадать загадку, не понять, что это за история и о чем она. Как миф, сказание настолько же конкретно, насколько и абстрактно, универально, лично и глобально.

И как многий миф история полна символизма. Образ запертой в клетке птицы, столкновение рационального и неподвластного рацио, извечная внутрення человеческая борьба, которая то пребывает в балансе, то происходит охота одного на другого.

Вот есть главный герой, Удо Макинтош, внутри которого сидит болезнь и мучает его изнутри напару с травмой, кошмаром из прошлого. Позже, мы узнаем, какая связь между образом запертой у него внутри, в темной камменой тюрьме, пташкой, и событиями двенадцатилетней давности. А пока, наш герой страдает от эмоционального парралича, неспособности быть человеком.

Вот есть маленькая похищенная девочка, запертая внутри механического похитителя. Она сидит внутри его камеры-отсека для вещей, и называет робота-томми хорошим мальчиком, пытаясь успокоить себя и держать ситуацию под контролем. Она мыслит абстракциями, вещами, которые тебе смутно понятны, мыслит так, как ее научили, опираясь на ощущения, цвето-запахи, на шестое чувство.

На примере этой девочки из народа луораветлан мы видим необычайную палитру цветов и ощущений этого текста:

Умбра, аир, этил, индиго; сульфид, цитрус, фуксия, охра;

А со стороны британцев он больше черный, серый, безцветный, обозначенный сладковатым запахом курильщиков-наркоманов черного льда.

Есть еще удивительный персонаж, с фамилией Кошки, имеющий трудные отношения с механическим псом Цезарем, доктор Айзек Айзек, и механик Мозес. Все они, безусловно, отыграют свою роль в истории. Даже пес.

И вот на корабле, где Макинтош капитан, начинают происходить вещи очень страные и опасные. Подчиненные перестают выполнять приказы, корабль отбывает раньше времени, по неизвестному маршруту и непонятно кому подчиняясь. Да еще и похищают ребенка из шаманского народа луораветлан, и на “Бриарей” заявляется шаманка Аявака, с которой капитан уже знаком, чтобы найти ребенка. По лекалам камерного триллера наши герои действуют в запертом ограниченном пространстве, в котором в любой момент из-за любого угла на них может напасть взбесившийся томми-робот.

В сюжете нет ничего лишнего, он поразительным образом отличается крайней лаконичностью и при этом образностью. Слог у автора неверотяен. Все события сплетаются в единую линию повествования.

Это золотой образчик мистического этностимпанка. Я бы сформулировала этот жанр, это множество-жанров, именно так, хоть это и условности, хоть и не очень хочется стигматизировать. Ведь многие хорошие книги часто выходят за рамки одного направления, как говорил дядюшка Гибсон, “ярлыки убивают жанр”. А в этом произведении определенно есть что-то свежее.

Больше хочется разобрать историю на шестерёнки, составляющие, и посмотреть внимательнее на структуру. Ее можно попытаться изобразить таблицей, дабы не растекаться мыслями по пикселям. Мне хочется изобразить эту работу, как роман или повесть о многих частях.

Здесь мы видим первоначальный костяк истории: элементы этноса и мифов, камерного триллера и космической фантастики и стимпанка. И основу сюжета, вытекающую из этого причудливого смешения — столкновение материалистического мира и мифического-мистического представления о нем. К каждому из этих миров прикреплены элементы, которые встречаются нам в тексте. В конце главы мы часто можем обнаружить газетную вырезку или статью британцев об исследованиях черного льда или записи об Инциденте, или миф о Кутхе и его сыновьях. Все это замечательно расширяет лор. Ну и естественно мы видим как формируется конфликт.

Это очень хорошее произведение, которое имеет идеальный размер, с грамотно расставленными акцентами. И как мифические сказания, история не имеет намека на четкий конец или продолжение, но при этом она не является незавершенной. Им видим эту историю, как историю-откровение, в центре которого — человек, окруженный тьмой. человек, который должен сломать нечто внутри себя, чтобы жить.

Оценка : 10
«Ыттыгыргын»
–  [ 4 ]  +

DiegoFreeman, 07 апреля 2022 г. в 18:53

Разумеется, в первую очередь привлекло название этого маленького романа. Да и сам текст, как оказалось в итоге, также в достаточной степени интересен. Сплетение стимпанка, космической фантастики и редко где используемой мифологии народов Севера в не самом привычном для них амплуа — что может быть лучше?

Перед нами довольно линейная история про взаимоотношения западного мира и чуждого для него мира как в целом, так в частном порядке, команды корабля, совершающего привычный, казалось бы, рейс; отголоски прошлого, болезненно напоминающие о себе в самый неподходящий момент, и атмосфера космического ужаса в замкнутом пространстве, нарастающего, непонятного из-за исключительной материалистичности взглядов героями и показывающего, что окружение гораздо сложнее, чем думается людям...

И так повеяло от текста холодом «Террора», нашлась даже приличная замена чудовищу, придуманному Симмонсом. Правда, это было мимолетно, и быстро то чувство развеялось, вместе с коротким эпизодом.

И прошелестело отвратной субстанцией из «Мертвого космоса» по переборкам корабля, проникая во все щели и отверстия, заполняя собой тела людей и превращая их в марионеток — тоже кратковременно, безо всяких трансформаций плоти.

И, разумеется, прозвучало многоголосием демонов варпа, а местная изнанка — это варп и есть,

со своими аномалиями, тайнами, и зарождающимися на фоне этого суевериями. Своими демонами, разумеется, на северный манер.

А продолжая развивать эту тему, найдутся в книге и подобия техножрецов, пока еще в манимальном количестве, но с такой же большой любовью к самосовершенствованию и отдалению физически и ментально от остального человечества.

Присутствуют народы крайнего Севера, представленные в виде непостижимых, но все равно диких и неразумных, по мнению британцев-главных героев, инопланетян — совсем как в «Молоте войны», помните, как имперцы свысока смотрели на жителей вновь присоединенных миров?

А персонажи:

В большинстве своем разнообразны, чаще всего по половому признаку или манере речи, но есть и более фактурные, вроде капитана корабля, скованного психологическими барьерами и эмоциональной импотенцией, терзающей его после пережитой личной трагедии в прошлом.

Член экипажа, одержимый самоулучшением последними достижениями местной науки и рассуждающий о этом, наравне с шаманами инопланетян, что у механических слуг есть зачатки души, что они не просто роботы.

Псайкер, местная шаманка, другими словами, которая видит ту часть мироздания, которая не доступна остальному человечеству и ее попытка словами выразить это, как если бы слепцу от рождения рассказывая, как выглядят цвета.

И вроде бы со стороны кажутся они убедительными в своих поступках и мотивах, и второстепенные персонажи на своих местах, и те, кто выступает в роли злодеев, но все равно, как будто здесь чего-то не хватает. Не покидает такое чувство все время, от начала истории и до финала. Не только по персонажам, но и по миру в целом.

Поверхностна быть может история эта? Имеют ли персонажи только по одной-две черте характера, более ничем не выделяясь?

История «Ыттыгыргына», при всех своих многочисленных достоинствах, и качественных заимствованиях в том числе, полностью герметична и локальна. Она касается только представленных персонажей и их жизней во время их рейса, и ничего более, при том, что фоном выступает вся видимая Галактика, а возможности некоторых отдельных лиц богоподобны. Все это вынесено за рамки повествования, указывается вскользь и намеками, что наоборот, только распаляет любопытство к устройству этой вселенной. Любопытство, которое не будет в итоге удовлетворено полностью.

Оценка : 7
«Лайошевы пчёлы»
–  [ 4 ]  +

karina_burunova, 13 февраля 2022 г. в 21:50

Может мне кто-то объяснить, за что внесли в число лучших этот рассказ? Это друзья автора из числа составителей сборника? Лукьяненко дружит с мужем этой К.А.Терины, поэтому она попала в сборник лучших?

И про что вообще рассказ? Про мужика, который после смерти своих родителей очень быстро прекратил ухаживать за их могилами, а вместе с этим и за своей внешность перестал ухаживать, поэтому оброс и стал неопрятным? И что? Там что-то про пчёл, которые делали мёд. Там есть и про то, что этот Лайош отнимал вещь у любого, а взамен отдавал какие-то корявые поделки из дерева. И что? И зачем придумана своя мера длин и веса? Что она давала, кроме непонимания истинного величины? То ли метр имелся в виду, то ли километр, или даже миля.

Посмотрим с другой стороны. В этом произведении запрятаны какие-то метафоры, аллегории, отсылки и пасхалки? Его даже перевели на английской. А зачем? О чём могли понять англичане, прочтя этот рассказ? Они поняли какие-то метафоры или отсылки? Или они смогли понять, сколько в «альнах» метров, километров? Или сколько привычных для англичан миль в этих «альнах».

И если автор придумал «альны», то почему у него «чащобы», «луга» и «улья»? Слишком сложно? Тогда уж и пчёл можно было назвать по-другому и слегка изменить их облик, добавив фэнтезийности в их образ. Так зачем вписывать «альны», если можно указать количество шагов, локтей, метров?

Хотя никаких художественных изысков и тех самых аллегорий просто нет. Просто автор расписывал ручку, выдумывая минисюжет ни о чём. Ни юмора, ни сатиры, ни фэнтези, ни мистики. Для какой аудитории это произведеньеце.

«Ыттыгыргын»
–  [ 4 ]  +

xdma, 04 марта 2019 г. в 01:23

Занятная идея смешения различных стилей фантастики и мифологии народов дальнего севера оказалась слабо реализованной. Сведения о мире и о предшествующих событиях подаются скупыми разбросанными отрывками, что сильно отражается на понимании происходящего и на погружении в атмосферу повести. Некоторые моменты так и остаются непонятными. Этот творческий приём повышения напряжения сюжета и создания загадочной атмосферы путём подачи информации редкими крохами только испортил впечатление от повести. Персонажи не слишком убедительны. Читателю предоставляется возможность вдоволь пофантазировать, в том числе над не слишком вразумительным финалом. Наверное, это тот редкий случай, когда стоило бы написать более объёмное произведение. В итоге получился такой себе посредственный триллер в паропанковском антураже.

Оценка : 6
«Качибейская опера»
–  [ 4 ]  +

anagor1, 19 августа 2018 г. в 00:37

К точному отзыву taipan я таки добавлю еще пару слов. Тем и прекрасен данный рассказ, что стилизация в нем — не самоцель. Она, как и подобает всякой форме — лишь художественное средство, помогающее донести содержание. А содержание, и не говорите мне про всякие паропанки, в которых я ничего не понимаю, содержание у этого рассказа на удивление тонкое и, не побоюсь этого слова, лиричное. Великолепная фантазия автора, собравшая из мелких деталей стойкий антураж, одесские аллюзии — всё это прекрасно, да, но всё это не главное, нет. Главное — что Катерина, молодая вроде бы еще женщина, сумела каким-то образом передать то, что чувствует человек, старые друзья которого вдруг начинают уходить один за другим, в том числе и те из них, что были чище и талантливее, но вот — видите, как оно складывается, эх... «Будущего нет» — вот ключевые слова в завязке рассказа, на которые многие, наверное, не обратят внимания, и тогда действительно текст рассыпется, потеряет связность, превратится в помесь паропанка с Бабелем — ведь тогда исчезнет, растворившись в пыльном небе, как нелепая ракета, мотивация Соломона. А как я скажу что-то за рассказ, не понимая героя?

Ну и еще один момент. Интересно взглянуть на «Качибейскую оперу» в обрамлении других рассказов сборника «Фарбрика». Присмотревшись, мы увидим некий общий для многих из них обертон «полуоткрытых» развязок. Трагически оптимистичный, слегка отдающий сизифовым абсурдом. Примерно так: пусть нет смысла что-то менять, потому что его в принципе нет в жизни, но есть внутри человека нечто простое, прочное, изначальное, императивное — и из этого может родиться поступок. Который вспышкой бенгальского огня как-то вдруг осмысливает и жизнь, и смерть...

Оценка : 9
«2100K»
–  [ 4 ]  +

taipan, 26 января 2018 г. в 14:56

Миниатюра, содержащая в себе такой концентрированный «дух эпохи» и так много мелких бытовых наблюдений, что хватило бы на отдельный «букеровский» роман. Грустная и трогательная история про одиночество в мегаполисе, про современных «лишних людей», «униженных и оскорбленных», про взаимное притяжение двух утомленных, до предела перегретых внутренним давлением, душ. Он — районный бузила, она кассирша-иммигрантка. Он подламывает по ночам продмаг, а она его прикрывает. Он грызет проводку и носит в груди алмаз вместо сердца, а она просто умеет любить и верить, хоть и похожа внешне на какую-то ящерицу. И ведь могло бы что-то из этого выйти, ведь минус на минус дает плюс, и мы с тобой два берега у одной реки, и как же мне, рябине, к дубу перебраться… Ведь был же шанс! Но пережглось-перелюбилось – температура души достигла пика. И все сгорело, и осталась только сажа, которую поутру втопчут в ступеньки эскалатора тысячи невыспавшихся пассажиров метро, спешащих на работу.

Оценка : 9

  Страницы: [1] 2 



⇑ Наверх