fantlab ru

Николай Олигер

Николай Олигер
Страна: Россия
Родился: 2 декабря 1882 г.
Умер: 27 ноября 1919 г.

Псевдонимы:

Н. О.

Н. Оль

Н. Степняк


Николай Фридрихович (Фёдорович) Олигер — русский прозаик, журналист, драматург. Автор романтической утопии «Праздник весны», хотя основная часть его творческого наследия — социальные реалистические произведения.

Родился в 1882 году в Омске в семье обрусевших немцев. Отец — Фридрих Рейнгольд — военный аптекарь.

Николай Олигер учился в Омской гимназии, где его близким другом стал будущий советский дипломат Ян Ляховецкий (Иван Майский). В книге «Воспоминания советского посла» И. Майский довольно подробно описывает свою юность и уделяет много места воспоминаниям о Н. Олигере. Осенью 1898 года Олигер и Ляховецкий организовали среди учащихся гимназии кружок для обсуждения литературы:

цитата
Большую роль в работе кружка играли проблемы науки, в особенности проблемы астрономии. Об этом больше всего позаботился я. Моё увлечение астрономией было ещё велико, и «звёздные влияния» постепенно покоряли всех членов кружка, включая Олигера. Я принёс и прочитал модную в то время книжку французского астронома К. Фламмариона «Конец мира», в лёгкой и увлекательной форме трактующего вопрос о гибели Земли, — это дало толчок горячей дискуссии, продолжавшейся несколько вечеров, о происхождении солнечной системы, о рождении и угасании звёзд, о жизни на других планетах, о бесконечности вселенной. В ходе нашей дискуссии мы камня на камне не оставили от религиозного учения о сотворении мира.

Мало-помалу мы перешли к чтению собственных произведений в кружке... Потом — это было уже в начале 1899 г. — Олигер прочитал нам только что написанную им повесть «Друг», которая произвела на нас тогда сильнейшее впечатление. Повесть была выдержана в стиле полудетской трагической романтики, но от этого она только ещё больше нам нравилась.

(И. Майский. «Воспоминания советского посла»).

Позже Олигер вывел своих друзей по гимназии в рассказе «Фрина» (1911), Ляховецкого — под именем Маркова, а себя самого — как Синицкого.

Свободолюбивый Олигер неоднократно выступал в споры с учителями, был заводилой ученических бунтов. Он подговорил самых надёжных товарищей по кружку изготовить и расклеить по городу антимонархические «прокламации». За сочинение на тему «Литература екатерининской эпохи», в котором он резко раскритиковал правление Екатерины Второй, Олигер получил две оценки — 5 «за литературную форму» и 1 «за возмутительное содержание». Было принято решение исключить смутьяна из гимназии. Отец Олигера с трудом смог добиться для сына возможности уйти «по собственному желанию».

Николая отправили в Саратов — в Механико-химическое техническое училище. В Саратове он уже всерьёз включился в революционную борьбу. Провалив одно из заданий вынужден был бросить учёбу и бежать, тайно перешёл границу и два месяца скрывался на территории Австро-Венгрии — в Кракове. Осенью 1900 года вернулся в Омск.

С декабря 1901 года по июнь 1902 находился в Омской тюрьме.

Некоторое время был секретарём редакции томской газеты «Сибирский вестник», в 1903 году работал в конторе пароходства в Порт-Артуре.

Был членом РСДРП. Осенью 1904 занимался партийной работой на Кубани. В декабре 1904 года арестован в Екатеринодаре за участие в антиправительственной демонстрации, освобождён в 1905 году.

Затем отошёл от революционной деятельности, с одной стороны — по состоянию здоровья (заболел туберкулёзом), с другой — сказалось разочарование революцией 1905 года.

В 1906 году переехал в Санкт-Петербург, с этого времени начал постоянно печататься под настоящим именем, до 1904 года публиковался в сибирских изданиях («Восточное Обозрение», «Степной край», «Сибирская жизнь») под псевдонимом Н. Степняк.

В 1907 году выпустил первый сборник рассказов, а с 1911 года в Санкт-Петербурге начало выходить многотомное собрание сочинений Николая Олигера в составе Всемирной библиотеки «под наблюдением автора».

После обострения туберкулёза в 1911 году уехал в Одессу, с 1912 года жил за границей — в Италии, Франции, с 1913 года с женой и дочерью жил на острове Капри, встречался с И. Буниным, Ф. Шаляпиным, М. Горьким.

Горький признавал литературный талант Олигера, но считал, что тому нужно добиться большей самобытности: «Жаль парня, у него есть способности, но он их насмерть топит в Андреевщине».

Творчеству Олигера присущи эротические мотивы, доходящие, с точки зрения критики того времени, в нескольких рассказах до порнографии («Заповедное», «В часы отдыха», «Вечер»). В книге Г. Нейсфельда «Порнографический элемент в русской литературе» (1909) рассказ Олигера рассматривается наравне со скандальными произведениями М. Арцыбашева, Ф. Сологуба, Ю. Слёзкина, Б. Лазаревского, С. Ауслендера, С. Сергеева-Ценского, Л. Зиновьевой-Аннибал...

Об Олигере автор исследования пишет так: «Ник. Олигер никогда не приковывал к себе внимания читателей и критики, но рассказы его никогда не оставались непрочитанными. В них было мало ярких, значительных мыслей; но это были всегда талантливые картинки жизни, всегда одухотворённые мыслью художника. И с г. Олигером случилось то же, что с гг. Лазаревским и Ауслендером: он не устоял перед модным течением, и его захлестнула волна порнографии...».

После начала войны с Германией в патриотическом порыве поменял своё немецкое отчество на русское — Фёдорович. В начале 1915 года отправился на фронт добровольцем. Был заведующим санитарным отрядом. Весной 1916 года контужен.

Октябрьскую революцию не принял и в 1917 году отправился на пароходе в китайский город Харбин, на некоторое время задержавшись в Коломбо (Цейлон). В Харбине работал редактором русскоязычной ежедневной газеты «Призыв».

В конце 1918 года переехал в Читу, которых находилась тогда под властью одиозного белого атамана Григория Семёнова. Олигер вступил в партию кадетов, был избран членом краевого бюро партии. Несколько недель работал в Бюро Печати при Штабе армии Семёнова, где собирался заниматься «освещением действительного положения вещей и опровержением ложных и волнующих слухов», но, видимо, понял, что с атаманом ему не по пути и вышел из состава Бюро. Работал в читинской газете «Русский Восток».

В Харбине и Чите под псевдонимами Н. О. и Н. Оль опубликовал ряд политических статей с резкой критикой большевиков. «От революции мы ожидали много хорошего, а получили много худого», — писал Олигер.

Умер от туберкулёза в 1919 году в Чите.

Фантастическое в творчестве автора: В утопии «Праздник весны» описан идеальный мир будущего без государств и социальных институтов. Писатель уделяет очень мало внимания техническим достижениям, его интересует психология людей будущего, их эмоции и чувства, проблемы любви и творчества, с которыми они сталкиваются даже в этом, совершенном и свободном мире.

По мнению исследователя фантастики Всеволода Ревича: «заслуживает внимания попытка создать утопию чисто художественными средствами без экскурсантов и экскурсоводов, без статистических выкладок и пространных экономических объяснений. Вместо этого Олигер даёт групповой портрет гармонического общества, точнее, не всего общества, действие происходит только в среде скульпторов, живописцев, поэтов – творческой интеллигенции. Конечно, это особая группа, и по её изображению трудно судить о том, что представляет общество в целом. Автор иногда упоминает, что на Земле есть и заводы, и рабочие, и учёные. Но он их почти не изображает.

Автору удалось показать некоторое психологическое отличие тамошних людей от нынешних, что, между прочим, не такая уж лёгкая задача...».

Доктор филологических наук А. Е. Ануфриев отмечает, что Олигер «выдвигает концепцию, в соответствии с которой триада человек-природа-общество рассматривается как органическое единство, развивающееся на основе закона связи всех его составляющих элементов».

Рассказ-притча «Путешествие Нарады» написан на основе индийских легенд.

Сортировка:

Николай Олигер. Циклы произведений

  За решёткой железной  [= За железной решёткой] [Под псевдонимом Н. Степняк]  
-
-
-
-

Николай Олигер. Романы

6.00 (2)
-

Николай Олигер. Повести

  1908 Один  
-
-
-
-
-
8.00 (1)
-
-
  1912 Скитания  
-
-
  1915 Банкрот  
-

Николай Олигер. Рассказы

  1901 В больнице [Под псевдонимом Н. Степняк]  
-
  1901 Кошка-Машка [Под псевдонимом Н. Степняк]  
-
  1905 Ошибка [Первоначально - под псевдонимом Н. Степняк]  
-
  1906 Пруд  
7.00 (1)
-
  1907 В долине  
-
-
  1907 Гость  
-
-
  1907 Земля  
-
-
-
-
  1907 Наша ама  
-
-
-
  1907 Сёстры  
-
  1907 Собака  
-
  1908 Вечер  
-
  1908 Вишни  
-
-
  1908 Любовь  
-
-
  1908 Разлом  
-
-
-
-
  1910 Волки  
-
  1910 Диктатор  
-
-
  1910 Лобаны  
-
  1910 Покой  
-
-
  1910 Пустыня  
-
  1910 Тана  
-
-
  1911 «Дамка»  
-
-
-
  1911 Подарок  
-
-
-
  1911 Рабочий  
-
  1911 Тимка  
-
-
  1911 Фрина  
-
  1911 Холод  
-
-
  1912 Антошка  
-
-
-
-
  1912 Праздник  
-
  1912 Тайна  
-
  1912 У порога  
-
-
-
-
-
-
6.50 (4)
-
  1914 Горячее  
-
  1914 Дрок  
-
-
  1914 Нина  
-
  1914 Сухарик  
-
  1915 Святыня  
-
-
-
  1915 Травка  
-
  1915 Фаликон  
-
-
-
  1916 На войне  
-
-
-
-
  1919 Поцелуй  
-
-
-
-

Николай Олигер. Пьесы

  1913 Пионеры  [= Победители]  
-

Николай Олигер. Очерки

-
-

Николай Олигер. Сборники

-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1916 Волки  
-
  1916 Опасные люди [Собрание сочинений, том 7]  
-
  1917 Ночные тени [Собрание сочинений, том 9]  
-
  1917 Чужое солнце [Собрание сочинений, том 14]  
-
  1918 Обречённые [Собрание сочинений, том 10]  
-

Николай Олигер. Прочие произведения

7.00 (1)
-

Николай Олигер. Неопубликованное

  1899 Друг (повесть, не опубликована)  
 
  Пансион (пьеса, не опубликована)  
 


  Формат рейтинга


  Примечание

Некоторые повести издавались как романы.

В библиографию не включены политические статьи (под псевдонимами Н. Оль и Н. О.)


  Библиографы

  • Составитель библиографии — Вертер де Гёте

  • Куратор библиографии — Вертер де Гёте


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.


  • ⇑ Наверх