fantlab ru

Ольга Славникова

Ольга Славникова
Страна: Россия
Родилась: 23 октября 1957 г.
Жанры:
Магический реализм
49%
Реализм
45%
ещё >>

Ольга Александровна Славникова родилась 23 октября 1957 года в Свердловске (сейчас Екатеринбург) в типичной, как она сама говорит, семье инженеров-оборонщиков. В детстве проявляла выдающиеся способности к математике, побеждала на олимпиадах краевого и республиканского уровня, но под влиянием преподавательницы русского языка и литературы, которая заведовала школьным кружком любителей художественного слова, в 1976 году поступила на факультет журналистики Уральского государственного университета. Закончив его в 1981 году, будущая писательница не думала всерьез заниматься литературным творчеством или журналистикой, потому что они «слишком подвержены вмешательству властей».

После этого некоторое время работала в книгоиздательской сфере, в редакции журнала «Урал» и газеты «Книжный клуб», затем и сама стала писать, по собственным словам, «оттого, что заняться больше было нечем, а свободного времени оставалась прорва». Публикации начального периода творчества — в малотиражных сборниках молодых авторов, которые сама Славникова с едкой издевкой называет «братскими могилами».

Дебютная повесть Славниковой «Первокурсница» была принята в печать в 1988 году журналом «Урал», в котором Славникова тогда работала. Спустя два года Славникова добилась постановки в темплан издательства, в котором она в то время работала, своего первого авторского сборника, но после развала СССР редакция отдала предпочтение выпуску «Анжелики», а книга Славниковой так и не была отправлена в печать по причине её якобы «маловысокохудожественности». Писательница решила прервать литературную деятельность, занялась мелкооптовой торговлей книгами, впрочем, без особого успеха. Впоследствии многие соратники Славниковой по этому бизнесу были выведены ею в качестве персонажей романа «Один в зеркале».

Примерно в 1995 году Славникова вернулась к активному творчеству. В 1997 году Славникова публикует свой первый крупный роман «Стрекоза, увеличенная до размеров собаки», который вошел в шорт-лист «Русского Букера»-97 и заставил всю литературную общественность России говорить о писательнице как о достойном продолжателе традиций «магического реализма».

В 1999 году роман Славниковой «Один в зеркале» получил премию журнала «Новый мир», а также премию им.Бажова. Сама писательница считает эту книгу своей любимой и самой недооцененной изо всех. При ее создании Славникова моделировала быт и стиль мышления гениального математика, специалиста в области фрактальной геометрии, на основе собственного опыта занятий этой наукой в молодые годы. Однако в дальнейшем за фактическую достоверность прописанных ею образов, по словам Славниковой, ответственность несет в основном первый муж Виктор Мясников.

Начиная с середины 1990-х гг. Славникова также активно печатается также как критик в журналах «Урал», «Новый Мир», «Знамя», «ДН», «ВЛ», «Октябрь» (авторская рубрика «Терпение бумаги» в 2000).

Третья книга Славниковой «Бессмертный» (2001) впоследствии послужила причиной громкого скандала, связанного с обвинениями, выдвинутыми писательницей в адрес создателей немецкого фильма «Гуд бай, Ленин!» Славникова утверждала, что сценаристы фильма беззастенчиво использовали сюжет её книги в качестве первоосновы для фильма.

В 2003 году писательница с семьей переехала жить в Москву. Обосновавшись в столице, Славникова приступила к работе над новым очень большим романом, рабочим названием которого было «Период». Писательница признается, что замысел этой книги сформировался у неё ещё в 1994—1995 гг., но тогда она посчитала себя еще недостаточно опытной для реализации сложных сюжетных конструктов. Публикация романа неоднократно анонсировалась журналом «Новый мир» и издательством «Вагриус», однако сроки постоянно переносились по настоянию Славниковой. Фрагменты книги публиковались в журнальном варианте как самостоятельные новеллы (например, «Корундовая каторга», «Кооператив „Купол“»). В окончательной редакции Славникова усилила антиутопические и фантастические тенденции и дала роману перекликающееся с произведением Оруэлла название «2017».

Роман был опубликован в конце 2005 года и сразу получил статус бестселлера. Несмотря на сложный, перегруженный причудливыми метафорами язык, широкое внедрение элементов уральских сказок и преданий, как они известны в пересказе Бажова, — в «2017» поразительно отчетливо, как для Славниковой, вычленяются детективная, фантастическая и остросоциальная подструктуры. В декабре 2006 года роман был удостоен премии «Русский Букер» как по версии профессиональных литераторов, так и по результатам студенческого голосования, что является прецедентом в истории присуждения этой награды. В обоих случаях голосование было единогласным.

В 2007 году увидел свет сборник «Вальс с чудовищем», составленный из ранних и поздних работ Славниковой, включая роман «Один в зеркале» и рассказы, среди которых особенно выделяется филигранностью стиля «Басилевс».

В 2008 году Славникова по заказу журнала «Саквояж. Спальный вагон», распространяющегося ограниченным тиражом в поездах дальнего следования, написала несколько рассказов на железнодорожную тематику, позднее переработанных в сборник «Любовь в седьмом вагоне». Он получил неоднозначную оценку критики, тем не менее рассказ «Сёстры Черепановы» был признан лучшим рассказом литературной России за 2008 г. Славникова была весьма удивлена оказанному ей признанию, поскольку позиционирует себя как автора крупной формы.

Последние годы Славникова посвятила работе над новым романом, носящим название «Легкая голова». Отрывки из этого романа (журнальная версия) публиковались в в сентябрьском и октябрьском номерах журнала «Звезда» за 2010 г. Сама Ольга Славникова так говорит о его содержании: «роман получился о свободе. О новом свободном человеке, ставящем главной ценностью мира – себя самого. Не уступающем ни пяди себя никому, включая государство, навалившееся на рядового клерка всей своей тяжеленной машиной».

Сейчас Славникова официально занимает пост координатора прозаического направления литературной премии «Дебют».

Фантастическое в творчестве Ольги Славниковой

Значительная часть произведений Ольги Славниковой содержит в себе фантастические и мифологические элементы. Так, в романе «2017» причудливым образом сплелись образы из «Уральских сказов» Бажова, такие как Великий Полоз и Каменная Дева, и картины антиутопического будущего России.

Фантастические элементы также встречаются в рассказах из сборника «Любовь в седьмом вагоне». Мария Галина написала об этом сборнике: «Новая российская мифология — во многом созданная усилиями той же Славниковой — вся построена на предположении о наличии хрупкого моста между реальным и нереальным. А железная дорога как воплощенная скрепа России плюс порожденное этой дорогой мифологическое начало способны дать некий обобщенный образ, программный текст, которым в данном сборнике, несомненно, стал рассказ «Вещество».

В основе нового романа Славниковой, «Легкая голова», также лежит фантастическое допущение: голова главного героя сама по себе не весит ровно ничего, однако, по мнению представителей власти, от этого и происходят все бедствия в стране.

Сама Славникова определяет свою прозу как «достоверную фантастику». В одном из интервью она объясняет смысл этого определения: «Так получается, что российскую действительность нельзя описать достоверно, не вводя фантастического элемента. В нашей жизни слишком много спрятанных в воду концов и слишком много как бы случайностей, в которых чувствуется поступь рока. Фантастический элемент – это как условная величина, подставляемая в систему уравнений».

Награды и премии:

Популярные премии

лауреат
Аэлита, 2013 // Премия «ЕврАзия»
2017 (2005)
Другие премии

лауреат
Ясная Поляна, 2018 // XXI век
Прыжок в длину (2017)

лауреат
Премия Горького / Premio Gorky, 2012 // Писатели (публикация на итальянском языке)
Бессмертный (2001)

лауреат
Премия имени Юрия Казакова / Премия имени Юрия Казакова, 2008
Сёстры Черепановы (2008)

лауреат
Русский Букер, 2006 // Студенческий Букер
2017 (2005)

лауреат
Русский Букер, 2006 // Русский Букер
2017 (2005)

лауреат
Премия им. П.П. Бажова, 1999 // (роман)
Один в зеркале (1999)
Сортировка:

Ольга Славникова. Планы автора

 
?
Уступи место  [= 2048] (роман, не закончен, не опубликован)  
 

Ольга Славникова. Романы

7.25 (20)
-
2 отз.
6.88 (16)
-
4 отз.
  2001 Бессмертный [повесть о настоящем человеке]  
7.29 (21)
-
1 отз.
  2005 2017  
7.45 (97)
-
13 отз.
7.49 (61)
-
7 отз.
7.88 (17)
-
3 отз.

Ольга Славникова. Повести

  1988 «Super»  
-
-
-

Ольга Славникова. Рассказы

-
-
-
  2007 Басилевс  
6.25 (8)
-
1 отз.
6.14 (7)
-
  2007 Мышь  
6.80 (5)
-
  2008 Вещество  
8.14 (7)
-
8.40 (5)
-
8.43 (7)
-
8.33 (6)
-
8.20 (5)
-
7.60 (10)
-
8.22 (9)
-
8.17 (6)
-
7.78 (9)
-
8.67 (6)
-
8.00 (1)
-
6.50 (2)
-

Ольга Славникова. Статьи

-
-
-
5.00 (1)
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
6.00 (1)
-
-
-
-
-
-
-
6.00 (1)
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
9.00 (1)
-
-
3.00 (1)
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  2001 Панорама [предисловие]  
-
-
-
-
-
-
  2001 Смотрите, кто пришел [предисловие]  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  2008 Достоверная фантастика [предисловие]  
8.14 (7)
-
7.00 (1)
-
-
-
-
-
  2019 Русский интеллигент в эпоху интеллектуалов [предисловие к роману А. Дергунова "Элемент 68"]  
10.00 (1)
-

Ольга Славникова. Эссе

  2000 Эйфория  
6.00 (1)
-
5.00 (4)
-
6.00 (2)
-

Ольга Славникова. Сборники

7.50 (2)
-
1 отз.
7.70 (10)
-
1 отз.

Ольга Славникова. Рецензии

  1999 Существование в единственном числе [рецензия на книгу А. Битова «Неизбежность ненаписанного»]  
10.00 (1)
-

Ольга Славникова. Интервью

  1999 Наследник Виталия Бугрова [Записала Ольга Славникова] // Соавтор: Евгений Викторович Харитонов  
-
8.00 (2)
-
7.67 (3)
-
8.00 (2)
-
7.50 (2)
-
  2019 Проза сдержала обещание математики (сетевая публикация)  
7.50 (2)
-

Ольга Славникова. Антологии

-

Ольга Славникова. Прочие произведения

  1999 «Конец российской критики…» [ответы на вопросы журнала «Знамя»]  
3.00 (1)
-


  Формат рейтинга


  Примечание

  Библиографы

  • Составитель библиографии — kerigma

  • Куратор библиографии — kerigma



  •   Лингвистический профиль Ольги Славниковой

    Словарный запас автора — невероятно высокий. Длина предложений — очень большая. Диалоги используются очень редко. Процент прилагательных и глаголов имеет значительный дисбаланс — прилагательные преобладают над глаголами. Причастия и деепричастия автор использует крайне редко. Служебные слова (местоимения, предлоги, союзы, междометия, частицы и вводные слова) — также крайне редко.

    ⇑ Наверх