fantlab ru

Все отзывы на произведения Михаила Арцыбашева

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Михаил Арцыбашев «Тени утра»

Masyama, 14 апреля 09:26

Советская критика сочла короткую повесть «Тени утра» достаточно значимым произведением, чтобы дать её название всему сборнику сочинений Михаила Петровича Арцыбашева, опубликованному издательством «Современник» в чудной серии «Из наследия». Я даже готов взять на себя ответственность и всем посоветовать почитать тома из этой серии. Всего их 22, я пока прочёл три.

На 57 страницах «Теней...» автор предлагает читателю пронаблюдать жестокую трансформацию даже не конкретных людей, а в целом явлений. От прекраснодушия и стремления ко всеобщему благу через усталость и разочарование до революционного террора накануне Первой русской революции. Я раньше не припомню, чтобы встречался мне такой стилистический приём, когда начальные герои, с которыми происходила завязка, уже к середине произведения отваливались оба, как первая ступень космического корабля. Я расшифровываю эту деталь, как символ того, что в печи дрова долго не горят, их постоянно надо подбрасывать. Грустно, что в основном этим огнём оказываются испепелены именно молодые люди, которые хотят менять, менять, менять, но не знают что, не знают как, да и зачем — тоже не могут внятно объяснить.

Ну, и вторая идея повести, как мне кажется, заключается в том, что ничто так не нравится нам, как мучить себя и друг друга. Отказаться от собственного счастья, разорить счастье другого — нет большего соблазна для большого количества людей. Из страха ли, из глупости, из ложно понимаемого чувства ответственности, неважно! В нашей традиции живёт императив: счастья стыдись, страдай! Если ты счастлив, ты смешон и мелок. «Я сам скажу, что вам всем не хватает! […] Не хватает у вас любви и уважения к самим себе. […] Это видно из того, что та жизнь, к которой вы способны, которая доставляет вам удовольствие, всегда кажется ничтожною… вы в ней томитесь и хотите быть выше себя!» — яростно кричит один из персонажей, который, правда, тоже станет террористом.

В общем, на мой вкус, «Тени утра» — это сжатое и очень эмоционально заряженное произведение. И сильное. Как почти все другие короткие повести и рассказы М.П. Арцыбашева из этого сборника.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Михаил Арцыбашев «Санин»

Masyama, 11 апреля 08:39

«Санин» Арцыбашева — это Руслит рубежа 19 и 20 веков во всей её прелести и великолепии. Что ни пейзаж — то полотно великих живописцев, что ни интерьер — то будто бы сам в комнату зашёл, что ни диалог — то богоискательство или горячий диспут, что ни ситуация — то надрыв с драматическими последствиями. Эта литература является величайшим сокровищем и наследием этноса. Так уже невозможно сейчас писать, можно только подражать. В общем, почва из которой вырос «Санин» — самая плодородная из всех. А что конкретный роман?

В нём, очевидно, отразилась колючая и неуживчивая личность самого Михаила Петровича Арцыбашева. При формальной принадлежности к общей нише российской литературы того времени, роман прилично эпатировал эротическими сценами и спорными идеями. Мне кажется, подобно своим героям, Арцыбашев словно говорил: «Глупое и скучное дурачьё, а вот я вас по сусалам». Насмехаясь над архетипом русского скучающего интеллигента, автор доносит свою мысль в концентрированном виде: «У него нет жизни, как таковой, всё, что он делает, подвержено у него бесконечному спору: хорошо ли, не дурно ли?.. Это доведено у него до смешного: поступая в партию, он думает, не ниже ли достоинства его стоять в рядах других, а выйдя из партии, он мучится — не унизительно ли стоять в стороне от всеобщего движения!..» Безжалостный, но справедливый приговор. Арцыбашев, защищаясь от нападок, заявлял: «Я говорю о том, что вижу в жизни».

Мужские персонажи романа почти все мечутся, не в силах найти жизненный ориентир на фоне жаркого провинциального южнорусского лета. Из-за этого они пребывают в дурном расположении духа, и текст просто нашпигован их «раздражением», им постоянно становится «неприятно», они страница за страницей испытывают «досаду». Из общего ряда выбиваются персонажи, ориентированные на достижение чувственных наслаждений (им незачем метаться, они с ценностями в жизни определились), а также главный герой Владимир Санин. Заклеймённый критикой, как безнравственный циник, мне он прежде всего показался человеком безжалостно честным и жестоким к чувствам других людей. Ну, то есть да, циничность и безнравственность налицо. В итоге у него не находится последователей. Он, как в песне «Уходи один», написанной бывшим интересным артистом, именно это и делает — уходит один. Однако его последовательность вызывает уважение. Ещё бы сестру свою не вожделел…

А вожделение в этой книге испытывают многие. Его объектами являются два женских персонажа произведения. Даже революционеры устраивают читки своих брошюр, чтобы привлечь женщин. И тут мне немного не понравилось, что автор по какой-то причине с обеими девушками сделал один и тот же сюжетный ход. Обе они последовательно, уступив своим телесным желаниям, оказались в самом бедственном положении с трагическими перспективами. Арцыбашев горько отмечает, что женщина не принадлежит себе, не может распоряжаться собой, и вся её жизнь способна пойти под откос в одну минуту. Но я не понял, зачем повторять одно и то же дважды.

Эротические сцены романа не слишком откровенны, да их и не много. Иногда приходится догадываться, о чём вообще идёт речь. Например: «Ты знаешь… Вчера я хотел… — выговорил он специальное, грубое и страшно унизительное для женщин слово, — так она сначала на дыбы встала… знаешь, у неё такой гордый огонёк в глазах иногда появляется… А потом так… что меня самого чуть судороги не схватили! — вздрагивая от невыносимо острого воспоминания докончил Зарудин» (многоточия стоят в оригинальном тексте). В общем, я решил, персонаж подразумевает фелляцию.

Любителям классической литературы России роман должен как минимум показаться интересным. Он, наверное, может раздражать, он не лишён недостатков, но в то же время приносит удовольствие от чтения и динамичен.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Михаил Арцыбашев «Рассказ о великом знании»

t.winter, 31 мая 2022 г. 23:55

Черт возьми... Арцыбашев — малопримечательный беллетрист, но есть у него несколько отличных рассказов, из-за которых можно сказать, что его писательская карьера прошла не зря). Один из лучших мистических рассказов России начала 20 века. Думаю, в России у жанра «хоррор» были большие перспективы, если бы не кастрирующая советская цензура(

Оценка: 9
– [  4  ] +

Михаил Арцыбашев «У последней черты»

Stalk-74, 27 февраля 2021 г. 14:29

В этом романе господин Арцыбашев снисходительно посмеялся над своим персонажем, этаким Карандашевым, написавший любовный рассказ. В писатели, мол, метит, недостойный. А кто же настоящий писатель у Арцыбашева. Местная интеллигенция мельком упоминает Пушкина. отмечает Льва Толстого и хвалит писателя... Арцыбашева. Кому что болит, прям по Фрейду. Галантерейщик и кардинал — это сила!

А что такого незаурядного у нашего писателя. Проблема — жить или не жить! Ну да, просто не тема, а целина непаханная. Надо дополнить недосказанность Достоевского или, хотя бы, Чехова, по этому наболевшему вопросу.

Конечно, уровень изложения у Арцыбашева куда выше, нежели у его персонажа. Если закрвть глаза на старатальное использование прилагательных и деепричастий (канон — пятак катился по мостовой, звеня и подпрыгивая), то можно утверждать, что ключевые характеры раскрыты неплохо. И указана причина и повод, толкавшие героев к самоубийству.

И что? Когда Лермонтов выписывает Печорина, можно развивать посыл хоть по времени, хоть по расстоянию. А здесь, что? Умер Максим, ну и фаллос с ним. Куда ведет генеральная линия сего опуса — скучно, господа, давайте выпьем яду? Да любого пальцам ткни и спроси, в чем смысл его жизни — выйдет арцыбашевщина.

Время расставило все по местам. Пушкина и Толстого на книжные полки, Михаила Петровича — в пыльный угол, для редких книжных червей. Не то, чтобы это была библиографическая редкость, нет. Просто соответственный интерес.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Михаил Арцыбашев «Женщина, стоящая посреди»

strannik102, 2 января 2020 г. 02:29

Мужчина хочет женщину, женщина хочет мужчину — как же они могут жить рядом и даже вместе, если хотят разного?..

И опять толстовская тема взаимоотношений мужчины и женщины и осуждение мужской тяги к обладанию женщиной. На самом деле в природе всё гармонично и женские особи любого биологического вида ровно так же стремятся соединиться с особями мужскими, как мужские особи стремятся обладать особями женскими. И даже в случае с видом хомо сапиенс на ранних этапах его социализации и развития половые отношения были строго регламентированы самим укладом жизни в этих первобытных родоплеменных образованиях и группах — для простого ознакомления с темой можно почитать Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». А потом уже стали накладываться разные социокультурные рамки и ограничения. Причём на разных этапах развития эти рамки и ограничения выглядели совсем по-разному и порой диаметрально противоположно.

Т.е. ничего дикого и животного (в уничижительном смысле этих терминов) в стремлении разнополых людей друг к другу нет. Женское развивающееся и созревающее тело ровно так же тяготеет к телу мужскому, как и созревшая мужская сущность стремиться выполнить своё биологическое предназначение и соединиться с женщиной.

В нашей повести в первой её половине перед нами едва ли не напоказ представлены три модели мужского полового поведения: это студент Луганович с его неприкрытым и практически напрямую высказываемым желанием обладать Ниной, это студент Коля Вязовкин — томный романтик и откровенный и открытый воздыхатель, это инженер Высоцкий с его талантом уболтать и размягчить девушку/женщину и довести дело до желаемого им финала. В принципе, каждый из них (так же как и многие другие встреченные Ниной мужчины) стремится к одному и тому же — соединиться с Ниной на телесном уровне. Ну вот разве что Коля с его романтической робкостью и нерешительностью может быть поначалу стремится быть просто рядом с Ниной и только лишь держаться за руки и глядеться в глаза, но и то, ответь она ему на его томные воздыхания взаимностью, и скорее всего дальше их отношения всё равно стали бы развиваться по известному сценарию — простого держания за руки непременно стало бы мало и понадобились бы ему затем и губы и плечи и все прочие анатомические детали женского тела.

Наверное вся проблема не в том, что таковы мужчины вообще все и в частности, а именно в самой Нине. Которая сама не знает, чего хочет (а на самом деле просто созревает её тело, играют и начинают плясать гормоны, и становящееся женским тело начинает требовать своё, телесное, вызывая в девушке и томление и смутные желания и влечения и страхи и вообще всю эту неразбериху), и на самом деле просто ищет как бы большой и светлой любви (помним-помним — «зачем нам кузнец? Нам кузнец не нужен!»), ищет взаимного чувства и ласки. Заблуждаясь, что она может ограничиться только одним лишь взаимным чувством и лаской на уровне поглаживания и робкого прикосновения — вслед за этими робкими прикосновениями всё равно последуют и поцелуи и прикосновения и ласки более откровенные и скорее всего всё равно всё придёт к закономерному естественному итогу.

И конечно главная вина (как ответственность) во всём (почти во всём) случившемся с Ниной лежит здесь на Лугановиче, который не сумел дать молодой девушке ту порцию романтического счастья и погнал своих сексуально озабоченных коней нетерпеливым галопом. Но и тут — думается, что по-настоящему он всё-таки Нину не любил и воспринимал просто как желанный сексуальный приз того лета, т. е. принял свою гормональную бурю, подкрепляемую несговорчивостью и неуступчивостью Нины, за любовь.

А любил её, наверное, один только Коля Вязовкин. Но и то, на тот момент вряд ли бы он смог дать ей то, чего она так неосознанно хотела и к чему стремилась — замямлил бы он и свою любовь, и её ответные чувства, коли они возникли бы.

Говорить что-то о поведении и отношения к Нине инженера Высоцкого просто нет нужды — в повести все его помыслы откровенно показаны и рассказаны автором. Обыкновенный самец, который с удовольствием загибает пальцы при каждой очередной победе и тут же начинает свою охоту на другую дичь.

Как-то комментировать поведение писателя Арсеньева тоже нет особой нужды, просто вся проблема в том, что он ведёт себя как бывалый матрос, у которого в каждом порту по жене. И беда Нины только в том, что она влюбила себя в этого инженера человеческих душ и безоглядно бросилась в его расчётливые объятия. И будь он слегка романтичнее и просто порядочнее, то скорее всего не стал бы доводить дело до конца; он же просто воспользовался влюблённостью Нины и хотя и предупредил её о временном характере их связи и о том, что он женат, всё же подлежит осуждению — более старший и более опытный всегда несёт большую ответственность. Хотя (пара слов в защиту) вроде как мог старался и посвятить Нину и в любовь и в радости и удовольствия телесных взаимоотношений.

А вот то с ней происходило потом, всё это можно только отнести опять-таки на счёт её романтических особенностей и ожиданий. И хотя мы в подробностях ничего не знаем, но в принципе она сама всё понятно объяснила своей короткой фразой о том, что сколько она ни искала чистой и светлой любви, всё равно неизменно получалось в итоге только секс и постель и разврат. А просто не нужно излишне ни романтизировать жизнь, ни чрезмерно её драматизировать. Мир не добрый, мир не злой — он такой, какой он есть.

PS Невинность 14-летней девушки-подростка естественна, девственность 18-летней всячески одобряется, отсутствие сексуального опыта у 25-летней молодой женщины скорее изумляет, а девственность 60-летней ничего кроме жалости не вызывает.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Михаил Арцыбашев «Смерть Ланде»

strannik102, 2 января 2020 г. 02:28

Христосик по-толстоевски

Какой-то он весь нескладный и неладный, этот господин Ланде. Полублаженненький (не блаженный, от которых до святых полшага всего, а именно полу…) и от этого полу… какой-то жалкий и нелепый. Этакая помесь Алёши от Достоевского и некоторых толстовских персонажей. Вроде как человек искренне верует в святую всё прощающую любовь ко всем живущим на Земле людям, хоть к близким, хоть вообще ко всем, и вроде как искренне старается донести эти свои взгляды и убеждения до всех, до кого может дотянуться его мятущаяся душа, да только ни в одном случае ни с каким конкретным человеком ничего путного у него не выходит — ни до кого он не дотягивается, а только лишь вносит смуту и смятение в человеческие души и в человеческие же судьбы. Хочет как лучше, а выходит только горе и страдания и у себя самого, и у всех, к кому он прикасается этим своим толстоевством. Не люблю таких, какие-то они поддельные и понарошечные. Суррогаты. И финал у него закономерный и предсказуемый, причём предсказуемый не только автором или читателем, но и другими персонажами повести. Никому он был не нужен при жизни, ни в послесмертии никому не пригодился. Разве что зверьё покормится. И то польза.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Михаил Арцыбашев «Санин»

arey951, 22 сентября 2019 г. 21:09

Как и подавляющее большинство романов русской классики, очень затянутое произведение. Много лишних описаний, которые, впрочем, удачно эстетически обыграны и разделены на своеобразные мини-рассказы, а их уже буквально можно сохранять целиком в золотой фонд цитат чего-то там. Задумка автора интересна: своеобразное сопоставление двух миров (свободы, жизни ради удовольствия простого русского мужика и несчастной жизни закованного в цепи собственных сомнений и каких-то высших терзаний студента-интеллигента) в лице двух героев (собственно, Санина и Юрия), на фоне которого разворачиваются весьма эмоциональные драмы с участием третьих лиц. Драмы интересные, но не до конца обыграны, что ли. Слишком мало герои осознают свои мучения, особенно если сравнивать с Достоевским. Сам Санин вышел, пожалуй, главной звездой этого произведения. Немного я встречал за свою пока еще непродолжительную читательскую карьеру столь харизматичных героев. У Санина есть собственная философия, которая выводит его за пределы общепринятых норм морали или идеологических классов (ух, сколько шумихи, верно, наделал этот роман в год первой публикации). Он на все кладет свой огромный (или не очень) и могучий (или не очень) и живет простодушной жизнью, близкой к существованию животного, но при этом в нем самом этой самой жизни гораздо больше, чем в его оппоненте, чья жизнь и похожа, собственно, на существование. Впрочем, за внешней простотой Санина скрывается гибкий и пытливый ум, способный смотреть туда, куда не сможет дотянуться своим взором даже сам Кличко.

В целом книга мне очень понравилась. Стиль изложения приятный, весьма поэтичный. Многие моменты, если говорить откровенно, брали за душу и пробуждали эмоции. Автор также умело создает декорации, делая серьезный акцент на деталях, но в меру, не превращая себя в Толстого, что позволяет наслаждаться во время чтения красивой картинкой. Словно фильм смотришь, да. За объем и недоработку душевных страданий 9/10.

Ах да, еще концовка замечательная. Что Юрий, что Санин завершили свое участие в этом произведении именно так, как это и требуется

Оценка: 9
– [  2  ] +

Михаил Арцыбашев «Под солнцем»

god54, 15 июня 2019 г. 08:09

Сегодня уже очень много написано на тему последних людей на Земле вследствие катастрофы, всепланетного события вернувшего остатки человечества в состояние реального животного существования. В данном случае, автор очень точно отметил последствия мировой революции, о которой так мечтали коммунисты. И я практически уверен, что если бы большевики осуществили свою мечту, то всё именно так и было бы. Хотя, нонешние коммунисты, скрывающиеся под маской демократов и олигархов ведут дело к необратимой мировой революции, о которой они мечтают с момента своего зарождения. И тогда мы получим то, что автор описал в третьей части рассказа. Рассказ совсем неплох.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Михаил Арцыбашев «Из дневника одного покойника»

Zlata.24, 15 апреля 2019 г. 18:57

Странный рассказ. Начало заинтриговало. Думаешь: а почему бы и нет? Почему бы и покойнику не испытывать скуку и потребность вести наблюдение за живыми. Такие мелочи, как отсутствие функционирующего мозга в качестве инструмента для мыслительного процесса, не особо задевают. Равно как и закрываешь глаза на фразы «я уже сидел на крышке гроба моего соседа и болтал ногой», «Я посидел, посмотрел», «Признаюсь, я заслушался», «Я ушел в могилу удивленный и грустный…» — если пытаться совместить их с реальностью, то будет взрыв мозга, лучше просто принять, как есть. И именно в таком же ключе ждала развязку, т.е. толику волшебства, ведь я же подстроилась под твои фантазии, автор, я готова к сумасшедшему финалу. Но автор обманул и здесь.Он все-таки устроил встряску с реальностью.

Единственное, что безотказно срабатывает, — история любящей пары, и горе старушки, похоронившей своего мужа. Искренние эмоции вызывают сочувствие и белую зависть к их отношениям. Но точно так же могла сыграть любая другая история, давящая на чувства читателя, например, матери, похоронившей своего ребенка. НО: эта история уже не задела бы нашего героя-покойника, учитывая причины его расставания с жизнью.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Михаил Арцыбашев «Из дневника одного покойника»

Ольгун4ик, 19 марта 2019 г. 16:19

Как можно в одном рассказе совместить сатиру, трагедию, юмор, хоррор, вечную любовь и

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
все порвать
Порвать все шаблоны, все-все-все собственные представления о каждом из нас. А автор пишет именно о каждом,
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
именно о тебе 100 процентов написал, можешь не оглядываться.

История слишком короткая, но очень объемная. И, да

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
все происходит на кладбище

Кроме этого, история выбрана в Выпуск, посвящённый «русской готике» шестого погружения на Глубину и читает рассказ Олег Булдаков.

Для меня это уже знак качества рассказа. Но действительность превзошла ожидания.

Рассказ написан в 1905 году.

В 1905 году!

Современен до неприличия, актуален до бессмертия.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Михаил Арцыбашев «Под солнцем»

Seidhe, 26 августа 2016 г. 12:15

Первым делом просто необходимо сказать огромное спасибо всем причастным к появлению на сайте функции «Похожие произведения». Не первый раз натыкаюсь благодаря ей на великолепные образчики малоизвестной широкой публике фантастики, поэтому и сам, по мере возможности, стараюсь в рекомендациях участвовать. Именно так получилось и с рассказом Михаила Арцыбашева «Под солнцем» — совсем недавно прочёл «Алую чуму» Джека Лондона, и в похожих как раз на этот рассказ и наткнулся. В результате могу констатировать: я в очередной раз горд за русскую литературу в целом, и за русскую фантастику в частности. С творчеством Арцыбашева до этого знаком не был, разве что о романе «Санин» слышал, тем интереснее было познакомится...

На первый взгляд, перед нами обычная история о том, как человечество вновь погрузилось в варварство, а главной ценностью стали сохранившиеся от прежних времён вещи, и ещё о том, как быстро в человеке просыпается звериное, сколь мал на нём налёт цивилизованности. Но есть два «но«! Во-первых, год написания — 1919, когда такого жанра как «постапокалипсис» ещё и в помине не существовало. А во-вторых, «Под солнцем» можно считать неким прообразом столь модных нынче историй про закат человеческой цивилизации, потому как в данном рассказе человечество гибнет не от неизвестной болезни, не в результате нашествия злобных инопланетян и даже не от природной катастрофы. Причиной гибели людской цивилизации становится... всемирная революция. Честно говоря, был буквально ошарашен картиной всеобщего хаоса, разразившегося после того, как в России раздули пожар мировой революции. Причём Арцыбашев умудрился сделать это всего лишь на десятке страниц. Так что рассказ в обязательном порядке нужно читать перед сном всем молодым талантливым авторам, которые задумали написать очередной шедевр о мире после БП (ну, вы же понимаете, о чём я?) в трёх томах и шести книгах. Ведь что самое интересное во всех этих «Мародёрах», «Чёрных днях» и прочих полувёдрах студёной крови? Сценарий этого самого БП. Дальше-то, по сути, во всех книгах одно и то же — как меняется человек в экстремальных условиях, как с него «слезает лак цивилизации». Так вот, сценарий всемирного хаоса у Арцыбашева получился весьма убедительным. Кто знает, не по такому пути пошла бы история, осуществи большевики свою мечту о Всемирной Революции? Особенно впечатлили, в свете последних тенденций, упоминания об «ордах чернокожих, организованных на деньги американских миллиардеров и руководимых реакционным офицерством всех национальностей», хлынувших в Европу, что стало её концом...

Рассказ рекомендую к прочтению всем без исключению. Понимаю, конечно, что вряд ли кто-то из современных авторов «постъяда» с ним знаком, поэтому говорить о влиянии «Под солнцем» на современную фантастику не приходится, но всё-равно интересно почитать, каким БП представлялся в 1919, когда ещё не было ядерного оружия. И тем приятнее осознавать, что создателем одного из первых в мировой литературе произведений, в котором упадок человеческой цивилизации является не следствием форс-мажорных природных обстоятельств, а вызван социальными и политическими процессами, является русский автор.

Без сомнения 10 баллов.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Михаил Арцыбашев «Сильнее смерти»

Кел-кор, 26 июня 2016 г. 11:52

Отличное произведение! При чтении пробирает до мурашек, от первой части к третьей — всё больше и больше. Пожалуй, нельзя сказать, что это «страшный» рассказ, но очень мрачный, тёмный, атмосферный. Ощущение тюремной камеры, откуда есть только один выход — и выход этот ведёт на эшафот, передаётся через сплетённое Арцыбашевым замечательное неторопливое повествование напрямую в мозг. Сырое холодное помещение, где люди дожидаются того момента, когда выйдут в не менее прохладный рассвет, чтобы в последний раз увидеть солнечные лучи... Очень сильно! И финал... К нему готовишься весь рассказ, и кажется, ничего уже тебя не удивит, а последние абзацы всё равно оглушают и не дают перевести дух ещё некоторое время после прочтения.

P. S. До меня произведение классифицировали следующим образом: место действия — Россия, время действия — 20 век. Возникают сомнения, что проголосовавший читал этот рассказ.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Михаил Арцыбашев «Палата неизлечимых»

Тиань, 9 февраля 2016 г. 17:07

Перед лицом неизлечимых болезней и смерти все равны. Всякого человека страшит и смерть, и медленное, мучительное умирание, когда для врача ты уже не пациент, а просто объект наблюдения, ибо невозможно помочь, увы. Неведение и вера помогают пережить момент безнадежности. Состояния эти подавляют разум, а разум — враг для умирающего, ведь он-то и продуцирует страх, протест, обиду. Смириться трудно, но кто же спрашивает смертного человека...

Атмосферу палаты-хосписа Арцыбашев передал эффектно, зримо. Мы видим разные стадии умирания разных по своим характерам и развитию людей. Циничная ожесточенность соседствует с робкой надеждой и ощущением красоты мира, теперь уже недоступного. И обход врачей весьма реалистичен. Есть надежда, разрешим поэзию и ванну. Нет надежды, отключаем сознание от жалоб и просьб. Иначе в этой профессии здравый рассудок не сохранишь.

Особо выделяется мальчик. Ребенок в хосписе — это страшно. И не очень верится в выздоровление, хоть и засуетились врачи. Общая атмосфера такова, что подспудно кажется: в таком месте уже не выздоравливают. Да и слабенький мальчик, мало в нем жизни.

Рассказ предваряется небольшим предисловием, в котором говорится, что наконец-то после десятилетий гонений у нас появилась возможность ознакомиться с книгами Арцыбашева. Дочитав рассказ, спросила себя, а что было бы, не ознакомься я с этим текстом? Да ничего не было бы. Автор представил людей в безнадежной ситуации, еще раз ткнул читателя носом в то, что человек смертен и подвержен тяжким болезням. Других смыслов в произведении я не нашла.

Даже неожиданный финал с самосожжением ничего не меняет. Да, можно и так. Кто-то до конца проходит свой путь, каждым дарованным днем дорожит в безумной надежде. А кто-то не в силах выносить агонию и решает покончить со всем сразу. Каждый в своем праве, и не дай бог стоять перед таким выбором.

Любят русские писатели морально давить читателя. Признак «классичности» у нас такой. Чтоб не веселились русские человеки понапрасну и ценили каждый миг земного бытия, которое хрупко и в любой момент может закончится.:-(

Оценка: 6
– [  8  ] +

Михаил Арцыбашев «Ужас»

vesnyshka, 3 февраля 2016 г. 11:36

Приступая к чтению, я думала об ужасах мистического характера, но всё оказалось в разы ужаснее. Ведь в мистику можно верить, а можно и нет, а вот деяния человека — это ужас пострашнее.

Арцыбашев знакомит нас с Ниночкой — юной, полной надежд, молодости и живости, девушкой. Автор не жалеет художественной палитры в её описании, Ниночка – молодая, весёлая, нежная, она – это «маленькое счастье», которое весело и звонко радуется наступлению весны и грядущим переменам. Но параллельно со звонкостью и живостью автор умело разбрасывает по тексту предостерегающие символы: мрак ночи, тяжёлые шаги, черная тьма и т.п.

А далее... Далее произошло то, после чего вспоминаются слова Арцыбашева же, не из этого рассказа, но вполне подходящие к ситуации: «Человек мерзок по природе своей, и вы разочаруетесь, если будете ждать от него чего-то хорошего».

Читая, понимаешь, что многих власть наделяет уверенностью во вседозволенности и безнаказанности, что можно совершить двойное преступление и выйти сухим из воды, ещё и подставив других отвечать за несодеянное ими. Что человеческая жизнь хрупка, и сломать, оборвать её можно в один щелчок. И что если закрывать глаза на беззаконность, то ничего в наших реалиях не изменится. И история, написанная в далёком 1905 году, с регулярностью повторяется в разных её вариациях до сегодня. И это есть ужас. Ужас ситуации, ужас её безнаказанности. Арцыбашев так психологически точно и так мастерски повествует о случившемся, что после прочтения ещё долго находишься под впечатлением. Ужасная история и очень сильный рассказ.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Михаил Арцыбашев «Ужас»

Dm-c, 3 марта 2012 г. 12:33

Последние полторы-две сотни лет идет быстрое ускорение научно-технического прогресса, но человеческая сущность меняется намного медленнее, и гнильца в ней все так-же имеется, и потому описанные Арцыбашевым преступления — убийство, изнасилование, скрытие должностными преступления и подставление невиновных, а затем нежелание более высокими должностными лицами найти реальных виновных — все так же имеют место. Взрыв возмущения масс сейчас, по сравнению с 1905 годом, особенно в таком же объеме, менее вероятен, но ведь регулярно слышим и читаем о подобном, реже о самосудах, но и это бывает.

Оценка: 8
⇑ Наверх