FantLab ru

Иеремия Готхельф (Jeremias Gotthelf)

Иеремия Готхельф
Страна: Швейцария
Родился: 4 октября 1797 г.
Умер: 22 октября 1854 г.

Настоящее имя:

Альберт Бициус (Albert Bitzius)



Иеремия Готгельф (Готхельф) (1797—1854) — самое значительное явление в литературе этой эпохи (прим. составителя — имеется в виду период 1798—1848 гг. в истории Швейцарии). Вместе с Г. Келлером и К. Ф. Мейером, выступившими несколько позднее, он вывел немецко-швейцарскую литературу XIX в. на мировую арену. Свой первый роман «Der Bauern-Spiegel» (1837) 40-летний бернский пастор Альберт Бициус (таково его настоящее имя) написал, опираясь на свой многолетний опыт церковного проповедника и организатора воспитательных учреждений для детей бедняков. В романе рассказывается история мальчика-сироты, отданного на «воспитание» в дом богатого крестьянина и обреченного тем самым на тяжкий жребий дарового батрака. Но содержание этого своеобразного воспитательного романа шире. В предисловии к роману Готгельф раскрывает смысл названия: «Мое зеркало показывает вам теневые, а не солнечные стороны вашей жизни». Он заверяет читателя, что делает это во имя правды, и ссылается на пример английских и русских писателей, которые изображают простых людей такими, какие они есть на самом деле.

«Der Bauern-Spiegel» историки литературы рассматривают как первый крестьянский роман в литературе немецкого языка. Значение его было тем более важным, что Готгельф своим первенцем взрывал традицию идиллии, которая была столь живуча в самой Швейцарии и — со времен Галлера и Геснера — накладывала отпечаток на суждения многих европейских писателей, идеализировавших патриархальный быт швейцарских пастухов.

Наиболее полно мировоззрение писателя раскрылось в его дилогии: «Uli der Knecht» (1841) и «Uli der Pächter» (1849). Как и роман «Der Bauern-Spiegel», эта дилогия тяготеет к жанру воспитательного романа. Но история Ули существенно отлична от жизненного пути героя первого романа. Если путь Миазли был трагичен, то в дилогии писатель изображает непрерывное, хотя и связанное с трудностями и срывами, восхождение героя к материальному благополучию. Идиллические отношения между Ули-батраком и его хозяином Иоганнесом отражают идеальное представление автора. Подзаголовок первого издания романа гласил: «В дар слугам и хозяевам». Автор сознательно ставит перед собой дидактическую задачу: показать, каким внимательным, терпеливым и настойчивым должен быть крестьянин в своих отношениях с наемным работником и как трудолюбие и добропорядочный образ жизни дают возможность каждому честному работнику стать самостоятельным хозяином. В то же время Готгельф не совсем утрачивает чувство действительности, реальные противоречия швейцарской жизни врываются в тщательно разработанную морально-дидактическую схему. Кругом царит дух собственности, люди оцениваются в зависимости от материального достатка.

Если обратиться к жанру немецкого воспитательного романа, к традиции которого примыкает дилогия Готгельфа, то именно у Готгельфа нагляднее всего выражена просветительская идея: человек формируется в труде, моральное его совершенствование становится возможным в процессе полезной деятельности. С изображением трудовых усилий человека и его нравственного подвига — преодоления ошибок, соблазнов, порочных наклонностей — связано эпическое величие первого романа дилогии. Т. Манн даже отмечал, что Готгельф здесь приближается к гомеровской манере.

Во втором романе «Uli der Pächter» эта эпическая цельность утрачивается. Здесь острее встает вопрос о материальном благосостоянии героя. В творчестве мастеров европейского критического реализма в те же годы была наглядно продемонстрирована несовместимость высших моральных принципов со стремлением выжить и тем более победить в обществе, где сталкиваются эгоистические интересы собственников. Готгельф же верит в особый швейцарский путь развития общества, он убежден, что благосостояния можно добиться упорным честным трудом. Но если в первом романе дилогии путь нравственного возвышения Ули был убедителен — можно было поверить, что Иоганнесу удалось воспитать из Ули честного труженика, — то во втором романе финал повествования ничем не подтверждает его воспитательную идею, ибо Ули становится самостоятельным хозяином лишь благодаря случайности (неожиданно объявился тесть и передал ему свое хозяйство).

Готгельф завоевал большое признание и своими новеллами. В них отражен тот же этический пафос писателя, то же настойчивое его желание внушить читателю высокие представления о долге человека. При этом в лучших его новеллах проявилось выдающееся мастерство в изображении человека из народа — не в идиллическом ракурсе (и не в прямолинейном осуждении слабостей и пороков), а во всей сложности его душевного склада и непростых отношений с окружающим миром. Такова героиня новеллы «Elsi, die seltsame Magd» (1843) — девушка трудной судьбы, болезненно переживающая то, что она считает для себя унизительным (разорение отца). Она гордо отказывает в своей руке любящему ее крестьянину, а затем самоотверженно вместе с ним погибает, потому что тоже любит его.

В 40-е годы, по мере нарастания социальных противоречий, Готгельф все более упорно утверждается на консервативных позициях. До поры до времени он поддерживал демократическое движение, но его пугали радикальные перемены, которые угрожали существованию патриархального уклада.

В период с 1835 по 1845 гг. Готгельф работал школьным инспектором. Под его контролем 18 школ. В 1845 он оставляет работу инспектора из-за серьёзных политических разногласий с бернским правительством.

В 1853 он заболевает и пытается лечиться в Гурнигельбаде (курорте с минеральными водами). Годом позже, 22 октября 1854, в возрасте 57 лет Альберт Бициус, он же Иеремия Готгельф, умирает. Писатель был похоронен рядом со своей приходской церковью в Лютцельфлюхе (Lützelflüh). Надгробие до сих пор можно увидеть на кладбище.

Фантастика в творчестве автора:

Особое место занимают в наследии Готгельфа новеллы на исторические и легендарные темы. Мировую известность завоевала новелла Готгельфа «Черный паук» (Die schwarze Spinne, 1842). Точнее сказать, это большая повесть, действие которой развивается в двух планах: почти идиллическая, неторопливо рассказанная история семейного праздника в современной писателю деревне и повествование о далеком прошлом, средневековой Швейцарии, когда издевательства феодала толкнули крестьян на союз с дьяволом, последствием чего явилась «черная смерть» (т. е. чума). Только благородные и мужественные люди смогли замуровать «черного паука» — материализованный образ дьявольской силы. Подтекст этой истории очевиден: писатель призывает строго следовать религиозно-нравственным установлениям предков, охранять исконные порядки. Так Готгельф, зачинатель критического реализма в Швейцарии, вводит в некоторые свои новеллы романтические образы и романтическую мотивировку. И обе тенденции сочетаются у него с просветительской убежденностью в победе моральной проповеди.

Элементы необычного, мистического наблюдаются также в рассказе «Der Druide» (1843) и ряде др. работ. Имеется у автора и сказочные сюжеты — «Das gelbe Vögelein und das arme Margrithli» (1842), «Die beiden Raben und der Holzdieb» (1850), «Die Rabeneltern» (1850).

Сортировка:

Иеремия Готхельф. Циклы произведений

  Uli  
-
  • Uli der Knecht  [= Wie Uli der Knecht glücklich wird. Eine Gabe für Dienstboten und Meisterleute] (1841)  
-
-

Иеремия Готхельф. Романы-эпопеи

-
-
-
-
  Anne Bäbi Jowäger haushaltet und wie es ihm mit dem Dokteren geht  [= Wie Anne Bäbi Jowäger haushaltet und wie es ihm mit dem Doktern geht]  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  Käthie die Großmutter, oder Der wahre Weg durch jede Not  [= Käthi die Grossmutter oder der Weg durch die wahre Not]  
-
-
-
-
-
-
-
-
  Zeitgeist und Berner Geist  [= Zeitgeist und Bernergeist]  
-
-
-

Иеремия Готхельф. Романы

  1837 Der Bauern-Spiegel oder Lebensgeschichte des Jeremias Gotthelf, von ihm selbst beschrieben  [= Der Bauernspiegel oder Lebensgeschichte des Jeremias Gotthelf, von ihm selbst beschrieben; Der Bauernspiegel, oder Die Lebensgeschichte des Jeremias Gotthelf von ihm selbst beschrieben] [под своим настоящим именем Albert Bitzius]  
-
-
-
  1841 Uli der Knecht  [= Wie Uli der Knecht glücklich wird. Eine Gabe für Dienstboten und Meisterleute]  
-
  1843 Anne Bäbi Jowäger haushaltet und wie es ihm mit dem Dokteren geht. 1 Band  [= Wie Anne Bäbi Jowäger haushaltet und wie es ihm mit dem Doktern geht. 1 Band]  
-
-
  1844 Anne Bäbi Jowäger haushaltet und wie es ihm mit dem Dokteren geht. 2 Band  [= Wie Anne Bäbi Jowäger haushaltet und wie es ihm mit dem Doktern geht. 2 Band]  
-
-
  1845 Der Geldstag  [= Der Geltstag oder Die Wirtschaft nach der neuen Mode]  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1849 Uli der Pächter  
-
-
-
-
-

Иеремия Готхельф. Повести

  1838 Wie fünf Mädchen im Branntwein jämmerlich umkommen  [= Wie fünf Mädchen im Branntwein jämmerlich umkommen. Eine merkwürdige Geschichte]  
-
-
7.43 (47)
-
3 отз.
-
  1844 Курт фон Коппиген / Kurt von Koppigen [первая редакция]  
-
-
-
-
-
  1855 Die drei Brüder  
-

Иеремия Готхельф. Рассказы

-
-
-
-
  1842 Ein Sylvester-Traum  [= Ein Silvestertraum]  
-
-
  1843 Der Druide  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1849 Die Erbbase  
-
  1849 Doctor Dorbach, der Wühler und die Bürglenherren  [= Doktor Dorbach, der Wühler und die Bürglenherren]  
-
-
-
-
  1850 Das Elisabethli  
-
  1850 Das Krokodil  
-
  1850 Das Wetter  
-
-
  1850 Ein Traum  
-
-
-
  1850 Trost  
-
  1850 Weiberrache  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1853 Der Ball  
-
-
-
  1853 Ich strafe die Bosheit der Vater an den Kindern bis ins dritte und vierte Geschlecht  [= Ich strafe die Bosheit der Väter an den Kindern bis ins dritte und vierte Geschlecht]  
-
-
  1854 Der Besuch  
-
-
  1855 Обращенный возница / Der Mordiofuhrmann  [= Der Mordio-Fuhrmann; Der bekehrte Mordiofuhrmann]  
-
-
-
-
-
-

Иеремия Готхельф. Сказки

-
-
-

Иеремия Готхельф. Документальные произведения

-
-
  1887 Reisetagebuch  
-

Иеремия Готхельф. Статьи

  1837 Entwurf der Vorrede [Предисловие к первому изданию романа «Der Bauern-Spiegel»]  
-
  1838 Vorwort für Kaien [Предисловие к первому тому "Leiden und Freuden eines Schulmeisters"]  
-
  1839 Vorrede zur zweiten Ausgabe  [= Vorwort zur zweiten (schweizerischen) Ausgabe] [Предисловие ко второму и последующим переизданиям романа «Der Bauern-Spiegel»]  
-
  1842 Vorwort [Предисловие к первому тому сб. "Bilder und Sagen aus der Schweiz"]  
-
  1844 Vorwort zum zweiten Teil [Предисловие ко второй части "Geld und Geist oder Die Versöhnung"]  
-
  1852 Vorwort [Послесловие к "Zeitgeist und Berner Geist"]  
-
  1854 Vorwort [Вступительная статья к роману "Erlebnisse eines Schuldenbauers"; опубликовано под настоящим именем Albert Bitzius]  
-
  1857 Vorwort [Предисловие, опубликованное перед сборником писем автора "Gesammelte Schriften" (Berlin, 1857)]  
-

Иеремия Готхельф. Эссе

  1840 Die Armennoth  
-
-

Иеремия Готхельф. Сборники

-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-

Иеремия Готхельф. Прочие произведения

-
  1838 Die Wassernoth im Emmental [Проповедь]  
-
  1839 Bettagspredigten [Молитвы]  
-
-
-
  1842 Vereinsschriften  
-
-
  366 Predigtreinschriften, in der Regel vollständig ausgeführt, 81 Predigtentwürfe und -fragmente [366 чистовых вариантов проповедей; 81 набросков и проектов проповедей]  
-
  Pädagogische Schriften [Педагогические письма]  
-
  Politische Schriften [Политические письма]  
-

Иеремия Готхельф. Незаконченные произведения

  1922 Der Herr Esau (роман, не закончен)  
-

Иеремия Готхельф. Неопубликованное

  "Jugendbuch" 10 Fragen u. Exzerpte (не опубликовано)  
 
  Arbeiten für die Literarische Gesellschaft (не опубликовано)  
 
  Arbeiten zu kirchlichen Fragen (не опубликовано)  
 
  Bericht über die Gemeinde Lützelflüh (не опубликовано)  
 
  Bericht über die Gemeinde Utzendstorf (не опубликовано)  
 
  Feldpredigten (не опубликовано)  
 
  Garten Gottes [Рукопись лекции] (не опубликовано)  
 
  Gespräch der Reformatoren im Himmel (не опубликовано)  
 
  Heiratssorgen (не опубликовано)  
 
  Kasualreden (Leichen- und Traureden) (не опубликовано)  
 
  Korrespondenz [Корреспонденция] (не опубликовано)  
 
  Preisarbeiten (не опубликовано)  
 
 
  Supplementum: amtliche Schriften (не опубликовано)  
 
  Visitationsberichte (не опубликовано)  
 
  Voten (не опубликовано)  
 


  Формат рейтинга


  Библиографы

  • Составитель библиографии — VuDu

  • Куратор библиографии — Вертер де Гёте


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.


  • ⇑ Наверх