FantLab ru

Михаил Пухов

Михаил Пухов
Страна: Россия
Родился: 3 января 1944 г.
Умер: 21 января 1995 г.

Михаил Георгиевич Пухов родился 3 января 1944 г. в Томске в семье выдающегося математика, академика Георгия Евгеньевича Пухова.

В 1967 году Михаил окончил Московский физико-технический институт, в 1972-м защитил кандидатскую диссертацию в области физико-математических наук и попал по распределению в Центральный научно-исследовательский радиотехнический институт. Карьера молодого учёного складывалась довольно успешно: он руководил важными научно-исследовательскими проектами, готовился к защите докторской… Помимо прочего Пухов проявил себя как изобретатель – его разработки отмечены пятью авторскими свидетельствами.

Но наука была не единственным увлечением Михаила. Ещё в школьные годы он начал сочинять небольшие рассказы, первый из которых датирован 1960 г. Некоторые из этих ранних работ были опубликованы издательством «Молодая гвардия». Постепенно из хобби писательство превратилось в любимую профессию. Однако и в творчестве Пухов продолжает оставаться учёным: все его фантастические идеи имеют тщательное научное обоснование.

Сотрудничество с «Молодой гвардией» привело Михаила Георгиевича в редакцию одного из её изданий – журнала «Техника – молодёжи», где в 1979 г. писатель возглавил отдел научной фантастики. Этот шаг дался ему нелегко, ведь он означал конец научной карьеры. Многие из близкого окружения Михаила тогда не поняли его выбор… За сравнительно короткое время Михаил Пухов полностью освоил новые для себя профессии редактора и журналиста. По оценкам коллег, он подготавливал 20 и более процентов публикуемых в журнале статей, был ответственным за выпуск ряда тематических номеров, например № 11 за 1979 г., познакомившего читателей с французским журналом «Пиф». Благодаря отделу научной фантастики впервые в СССР увидели свет «Фонтаны рая» и «2010: Одиссея-2» Артура Кларка; «Звёздные короли» и «Возвращение на звёзды» Эдмонда Гамильтона, некоторые другие значительные произведения зарубежных авторов. Михаил Пухов не раз становился первооткрывателем молодых талантов: литературный дебют многих отечественных фантастов состоялся именно в «Технике – молодёжи».

Писатель был одним из создателей художественной выставки «Время – Пространство – Человек»; организовал экспозицию научно-фантастических картин на выставке НТТМ-80; неоднократно участвовал в подготовке и проведении пробега самодельных автоконструкций. В конце 80-х – начале 90-х гг. вёл семинары Всесоюзного творческого объединения молодых писателей-фантастов.

Первым опубликованным произведением Михаила Пухова считается научно-фантастический рассказ «Охотничья экспедиция» (сб. «Фантастика-67», М., Молодая гвардия, 1968). Другие его сочинения в дальнейшем печатались в журналах «Техника – молодёжи», «Знание – сила», «Земля и Вселенная», «Химия и жизнь», «Наука в твоей профессии», «Искатель» и др. Изданы также четыре прижизненных авторских книги: три на русском языке: «Картинная галерея» (1977), «Звёздные дожди» (1982), «Семя зла» (1983) и одна на немецком: «Sternenregen» (1988). Значительная часть наследия Пухова переведена на болгарский, венгерский, польский, французский, итальянский и другие языки народов мира. Некоторые работы были экранизированы.

Два произведения крупной формы – роман «Дуэльный зал» и мозаика «Дерево и река» – остались незавершёнными, при жизни писателя печатались лишь их фрагменты. Так, из «Дуэльного зала» была опубликована лишь одна часть – «Корабль роботов» в виде рассказа «Человек с пустой кобурой» (1977) и повести «Корабль роботов» (1982).

В раннем творчестве Пухова заметно влияние американских писателей, особенно Эрнеста Хемингуэя: первые научно-фантастические рассказы и юморески написаны в характерном «небрежном» стиле; а также Велимира Хлебникова и других русских футуристов. Эти тенденции прослеживаются и в более поздних работах, например в рассказах «Планета за 100 000» (1983) и «Палиндром в антимир» (1971). Во многих случаях Михаил Пухов использует художественную форму как средство выражения определённых идей. Так, фантастические декорации становятся экспериментальным полем для научных разработок: колонисты получают энергию с помощью облицовки космодрома фотоэлементами («Порт Перпетуум», 1982); гипотеза излагается в форме развёрнутой метафоры: изменение курса космического корабля под действием гравитационного поля нейтронной звезды разъясняется на примере бильярдного приёма – карамболя («Над бездной», 1974).

Помимо прозы, Михаил Пухов также писал стихи; проявил себя и как талантливый переводчик с английского, польского и болгарского. Пожалуй, его любимыми авторами были английские поэты XVIII–XIX веков, в частности Льюис Кэрролл – перевод Пуховым его поэмы «Охота на Снарка» по праву считается одним из наиболее удачных в современной русской литературе. Кроме того, Михаил Георгиевич известен как автор критических, научно-популярных и искусствоведческих статей.

Михаил Пухов был человеком обширных и разнообразных интересов: ценил и понимал природу, животный мир. Одним из любимых его развлечений была рыбная ловля – эту страсть он унаследовал от отца. Михаил Георгиевич профессионально владел игрой в шахматы и бильярд. Более десяти раз безвозмездно сдавал кровь, за что заслужил звание донора СССР 2-й степени. Увлекался философией и на протяжении многих лет был старостой философского семинара.

С развитием информатики и вычислительной техники для Пухова открылась возможность заявить о себе и в качестве программиста. В 1985 г. он организовал новый раздел журнала «Техника – молодёжи» под названием «Клуб электронных игр». В рамках этого проекта им был написан ряд игр для программируемых микрокалькуляторов («Электроника МК-61», «Электроника БЗ-34» и др.), в полной мере продемонстрировавших неизвестные ранее возможности этих устройств, которые первоначально использовались лишь для решения прикладных задач. Впервые в мире Пухов создал литературное произведение по мотивам компьютерной игры собственной разработки («Истинная правда», 1985). В дальнейшем (1991–1994 гг.) он создавал программные продукты для компьютера «Enterprise 128».

В сентябре 1994 г. врачи обнаружили у Михаила Георгиевича рак. Была проведена сложная операция, после которой писатель оказался практически прикован к постели. Но и после этого он продолжал работать – например, сделал репортаж о своём пребывании в больнице. Однако, несмотря на усилия медиков, в конце января 1995 г. состояние Михаила Георгиевича резко ухудшилось. На несколько дней он впал в кому и 21 января, не приходя в сознание, скончался.

Награды и премии:

У автора нет премий, внесенных в базу сайта, но есть номинации
Сортировка:

Михаил Пухов. Циклы произведений

7.93 (15)
-
1 отз.
7.39 (33)
-
3 отз.
8.31 (55)
-
6 отз.
6.37 (19)
-
1 отз.

Михаил Пухов. Повести

  1982 Корабль роботов  [= Станет светлее]  
7.53 (139)
-
13 отз.
  1982 Монополия на разум [три истории с Мариона]  
7.41 (27)
-
2 отз.
  1985 Путь к Земле («Кон–Тики») [документально-фантастический отчёт]  
8.31 (55)
-
6 отз.
6.76 (29)
-
1 отз.
  1990 Брошен ввысь [история, скрытая в глубинах материи]  
7.00 (23)
-

Михаил Пухов. Рассказы

7.01 (63)
-
1 отз.
  1970 Далёкое прошлое  [= Пропажа]  
6.60 (56)
-
2 отз.
7.09 (33)
-
  1971 Палиндром в Антимир [сверхкороткий научно-фантастический рассказ-загадка]  
7.67 (74)
-
6 отз.
7.09 (70)
-
2 отз.
7.58 (59)
-
3 отз.
5.92 (63)
-
3 отз.
7.18 (40)
-
3 отз.
  1975 Ненужное – уничтожить  [= По использовании уничтожить]  
7.34 (62)
-
2 отз.
5.00 (2)
-
  1976 Цветы Земли  [= Все цветы Земли; К блистающим звёздам ведя корабли]  
6.97 (45)
-
2 отз.
7.45 (47)
-
5 отз.
6.46 (35)
-
2 отз.
7.31 (42)
-
3 отз.
6.55 (38)
-
2 отз.
6.38 (39)
-
2 отз.
6.53 (38)
-
3 отз.
6.61 (36)
-
2 отз.
  1977 Человек с пустой кобурой  [= Цейтнот]  
7.23 (90)
-
5 отз.
  1978 Звёздный дождь  [= Звёздные дожди; Точки для прямой]  
7.37 (27)
-
1 отз.
6.88 (56)
-
3 отз.
7.12 (32)
-
3 отз.
5.93 (39)
-
2 отз.
7.32 (34)
-
1 отз.
5.90 (20)
-
1 отз.
6.55 (22)
-
1 отз.
  1981 Звёздный лидер  [= Лидер]  
6.48 (21)
-
1 отз.
6.89 (36)
-
1 отз.
  1981 Семя зла  
7.11 (43)
-
2 отз.
  1982 Два лика Хроноса  [= Два лика Януса] [фантастический рассказ-парадокс]  
6.94 (34)
-
1 отз.
5.92 (26)
-
1 отз.
  1982 Есть точный адрес  [= Имеется точный адрес]  
6.75 (12)
-
6.30 (10)
-
6.48 (25)
-
1 отз.
  1982 Пирамида  
6.71 (24)
-
3 отз.
7.05 (22)
-
2 отз.
6.54 (26)
-
2 отз.
6.88 (25)
-
1 отз.
7.57 (14)
-
1 отз.
7.43 (14)
-
7.93 (15)
-
1 отз.
7.09 (32)
-
6.81 (16)
-
2 отз.
7.39 (33)
-
3 отз.
6.37 (19)
-
1 отз.
6.21 (44)
-
2 отз.
7.07 (14)
-
1 отз.
7.11 (28)
-
1 отз.

Михаил Пухов. Статьи

  1978 Под землю и в космос  [= В космос, под землю]  
5.00 (1)
-
-
6.50 (2)
-
6.00 (21)
-
6.43 (7)
-
5.00 (1)
-
  1989 Тайна «Пиковой дамы» [об одноимённой повести А. С. Пушкина]  
6.11 (9)
-
2 отз.
4.67 (3)
-
7.90 (10)
-
7.62 (8)
-
-
8.00 (3)
-
7.50 (4)
-

Михаил Пухов. Сборники

7.54 (35)
-
1 отз.
7.16 (25)
-
  1983 Семя зла  
6.69 (13)
-

Михаил Пухов. Рецензии

  1980 Возвращение на Землю [Рецензия на книгу С. Павлова «Лунная радуга»]  
6.00 (3)
-
  1980 Проникновение в будущее [Рец. на роман В. Щербакова «Семь стихий»]  
5.00 (1)
-
6.00 (2)
-
  1981 Есть ли порох в пороховницах [Рецензия на книгу Дм. Де-Спиллера " Поющие скалы" Мол. гв. 1981]  
6.50 (2)
-
6.00 (2)
-

Михаил Пухов. Интервью

  1981 О времени, пространстве и человеке // Соавтор: Владимир Щербаков  
5.00 (1)
-
  1981 Под космической радугой // Соавтор: Сергей Павлов  
6.00 (2)
-
  1984 Популярность фантастики возрастает // Соавтор: Тадеуш Госк  
8.00 (1)
-
  1988 «Галактика» и её друзья [с Петером Куцкой] // Соавтор: Петер Куцка  
6.67 (3)
-

Михаил Пухов. Антологии

  1990 Путь галактики [антология венгерской фантастики] // Соавтор: Петер Куцка  
5.00 (5)
-

Михаил Пухов. Неопубликованное

  1995 Семья Чёрного Карлы  [= Дипломный перелёт (Версия защиты)] (повесть, не опубликована)  
 
  Дуэльный зал (роман, не опубликован)  
 
  Дерево и река [мозаика] (не опубликовано)  
 


  Формат рейтинга


  Примечание

  • Советуем обратить внимание — переводы Михаила Пухова.


  •   Библиографы

  • Составитель библиографии — Ank

  • Куратор библиографии — С.Соболев



  •   Лингвистический профиль Михаила Пухова

    Словарный запас автора — очень низкий. Длина предложений — очень малая. Диалоги используются чуть чаще среднего. Процент прилагательных и глаголов сбалансирован, оба показателя близки к средним. Причастия и деепричастия автор использует в умеренном количестве. Служебные слова (местоимения, предлоги, союзы, междометия, частицы и вводные слова) — крайне редко.