Юрий Олеша

Лабораторная страница Юрия Олеша — биография, библиография, перечень изданий, рейтинг произведений, отзывы пр. Подсказка book'ашки


 

Юрий Олеша

Юрий Олеша
Страна: Россия
Родился: 3 марта 1899 г.
Умер: 10 мая 1960 г.

Псевдонимы:

Зубило



Юрий Карлович Олеша родился 3 марта (19.02 ст.с.) 1899 г. в Елисаветграде (ныне — Кировоград, Украина) в обедневшей дворянской семье. Отец, разорившийся польский дворянин, был акцизным чиновником. Благодаря матери атмосфера в семье была проникнута духом католицизма.

В 1902 г. семья переехала в Одессу. В воспоминаниях Олеша писал: «В Одессе я научился считать себя близким к Западу. В детстве я жил как бы в Европе». Насыщенная культурная жизнь города способствовала воспитанию будущего писателя. Еще учась в гимназии, Олеша начал писать стихи. Стихотворение «Кларимонда» (1915) было опубликовано в газете «Южный вестник». По окончании гимназии в 1917 поступил в университет, где в течение двух лет изучал юриспруденцию. В Одессе двадцатилетний Олеша вместе с В. Катаевым, Э. Багрицким, И. Ильфом образовал группу «Коллектив поэтов», а также был одним из самых активных сотрудников «Бюро украинской печати».

В годы Гражданской войны Олеша оставался в Одессе, где в 1919 г. пережил смерть любимой сестры Ванды. В 1921 г. уехал из голодной Одессы в Харьков, где работал журналистом и печатал стихи в периодической печати. В 1922 г. родители Олеши получили возможность эмигрировать в Польшу, но сам Юрий остался и переехал в Москву, где работал в железнодорожной газете «Гудок», с которой в то время сотрудничали М. Булгаков, В. Катаев, И. Ильф, Е.Петров и др. писатели. Тогда его стихотворные фельетоны, выходившие под псевдонимом «Зубило», почти каждый день печатались в «Гудке». Работая в газете, он много ездил, повидал многих людей, накопил большой запас жизненных наблюдений. Фельетонист «Зубило» очень помог писателю Олеше.

В тоже время Олеша начал писать свое первое прозаическое произведение – роман-сказку «Три толстяка», ночуя в редакции, на листах газетной бумаге. Написал за восемь месяцев. Его музой стала 13-летняя девочка Валя Грюнзайд. Он увидел ее на балконе, читающей Андерсена, и влюбился. Когда вырастет, она прочтет мою книгу и станет моей женой — решил писатель. Но замуж она вышла не за Олешу, а за Евгения Петрова. Женой Олеши стала Ольга Суок, которой автор и посвятил свою сказку. Юрий Олеша

В 1924 Олеша дописал «Трех толстяков» (опубликовал в 1928, иллюстрации М. Добужинского). Сказка была проникнута романтическим отношением автора к революции. Восприятие революции как счастья свойственно в «Трех толстяках» всем положительным героям – циркачке Суок, гимнасту Тибулу, оружейнику Просперо, доктору Гаспару Арнери. Сказка вызвала огромный читательский интерес и одновременно скептические отзывы официальной критики («призыва к борьбе, труду, героического примера дети Страны Советов здесь не найдут»). Дети и взрослые восхищались фантазией автора, своеобразием его метафорического стиля. В 1930 по заказу МХАТа Олеша сделал инсценировку «Трех толстяков», которая до наших дней успешно идет во многих театрах мира. Роман и пьеса переведены на 17 языков. По сказке Олеши поставлен балет (муз. В. Оранского) и художественный фильм (реж. А. Баталов).

В это же время писатель публикует в журнале «Красная новь» роман «Зависть» (1927), который вызвал полемику в печати. Главный герой романа, интеллигент, мечтатель и поэт Николай Кавалеров, стал героем времени, своеобразным «лишним человеком» советской действительности. В противоположность целеустремленному и успешному колбаснику Андрею Бабичеву, неудачник Кавалеров не выглядел проигравшим. Нежелание и невозможность преуспевать в мире, живущем по античеловечным законам, делали образ Кавалерова автобиографическим, о чем Олеша написал в своих дневниковых записях. В романе «Зависть» Олеша создал метафору советского строя – образ колбасы как символ благополучия. В 1929 автор написал по этому роману пьесу «Заговор чувств».

Автобиографичен и образ главной героини пьесы «Список благодеяний» (1930) актрисы Елены Гончаровой. В 1931 переделанную по указанию цензуры пьесу начал репетировать Вс. Мейерхольд, однако спектакль вскоре был запрещен. «Список благодеяний» фактически был «списком преступлений» советской власти, в пьесе было выражено отношение автора к окружающей его действительности – к расстрелам, к запрету на частную жизнь и на право высказывать свое мнение, к бессмысленности творчества в стране, где разрушено общество и т.п. В дневнике Олеша записал: «Все опровергнуто, и все стало несериозно после того, как ценой нашей молодости, жизни – установлена единственная истина: революция». Юрий Олеша

В 1930-е годы по заказу МХАТа Олеша писал пьесу, в основе которой лежала владевшая им мысль об отчаянии и нищете человека, у которого отнято все, кроме клички «писатель». Попытка выразить это ощущение была сделана Олешей в его речи на Первом съезде советских писателей (1934). Пьеса о нищем не была завершена. По сохранившимся черновикам режиссер М. Левитин поставил в 1986 в московском театре «Эрмитаж» спектакль «Нищий, или Смерть Занда».

В 1931 г. вышел сборник «Вишневая косточка», объединивший рассказы Олеши разных лет. Киноповесть «Строгий юноша» была опубликована в 1934 г., после чего имя Олеши встречалось в печати только под статьями, рецензиями, заметками, очерковыми зарисовками, иногда — рассказами. Он написал воспоминания о современниках (В. Маяковском, А. Толстом, И. Ильфе и др.), этюды о русских и зарубежных писателях, чье творчество особенно ценил (Стендале, Чехове, Марке Твене и др.).

В дальнейшем Олеша не писал цельных художественных произведений. В письме жене он объяснил свое состояние: «Просто та эстетика, которая является существом моего искусства, сейчас не нужна, даже враждебна – не против страны, а против банды установивших другую, подлую, антихудожественную эстетику». О том, что дар художника не был им утрачен, свидетельствуют многочисленные дневниковые записи Олеши, обладающие качествами подлинно художественной прозы.

В годы сталинских репрессий были уничтожены многие друзья Олеши – В. Мейерхольд, Д. Святополк-Мирский, В. Стенич, И. Бабель, В. Нарбут и др.; сам он чудом избежал ареста. В 1936 на публикацию произведений Олеши и упоминание его имени в печати был наложен запрет, снятый властями только в 1956, когда была издана книга «Избранные сочинения», а также переизданы «Три толстяка».

Во времена отлучения Олеша работает сценаристом. Виктор Шкловский, разбирая бумаги автора, нашел завязки для более трехсот пьес. Но вышли только три фильма. Один из них — «Строгий юноша» режиссера Абрама Роома — о музыке, женской красоте и богатстве. И еще о том, что музыка ценнее любого богатства, а женская красота важнее самой гениальной музыки. Разумеется, фильм запретили и положили на полку лет на сорок. Также по сценариям Олеши были поставлены фильмы «Болотные солдаты» и «Ошибка инженера Кочина»; для театра им. Е. Вахтангова Олеша инсценировал роман «Идиот». Юрий Олеша

В годы войны Олеша был эвакуирован в Ашхабад, затем вернулся в Москву. Писатель с горечью называл себя в послевоенные годы «князем «Националя», имея в виду свой образ жизни. «Невроз эпохи», который остро ощущал писатель, выразился в неизлечимом алкоголизме. Тематика его дневников в 1950-е годы очень разнообразна. Олеша писал о встречах с Пастернаком, о смерти Бунина, об Утесове и Зощенко, о собственной ушедшей молодости, о гастролях «Комеди Франсез» в Москве и т.д. Главным делом в последний период жизни считал работу, которую вел изо дня в день, придумав условное название «Ни дня без строчки», предполагая позднее написать роман.

Книга «Ни дня без строчки. Из записных книжек» собрана из записей Юрия Олеши Виктором Шкловским и опубликована после смерти писателя в 1965 году. В 1999 году вышло дополненное издание под названием «Книга прощания» (1999). Эта книга необычна. Это и автобиография, и размышления автора о себе и о происходящем вокруг. Он начинает с того, что сам рассказывает о возникновении книги: «Книга возникла в результате убеждения автора, что он должен писать… Хоть и не умеет писать так, как пишут остальные». Он так и объяснял, что должен писать, поскольку он писатель, но именно этого ему и не дают делать.

Литературная поденщина давала заработок, но не моральное удовлетворение. Это стало для талантливого писателя причиной творческого бесплодия и развития алкоголизма. Его часто можно было видеть в Доме литераторов, но не выступающим в залах, а внизу в ресторане, где он просиживал со стаканом водки. Денег у него не было, удачливые советские писатели почитали за честь угостить истинного писателя, прекрасно осознавая его огромный талант и невозможность реализации его. Однажды, узнав, что существуют разные категории похорон советских писателей, он поинтересовался, по какой категории похоронят его. Его хоронили бы по самой высшей, самой дорогой, категории — не за служение родной коммунистической партии, а за истинный талант писателя. Олеша на это спросил фразой, вошедшей в историю Дома литераторов: нельзя ли похоронить его по самой низкой категории, а разницу вернуть сейчас? Так было нельзя.

Юрий Карлович Олеша скончался от инфаркта 10 мая 1960 г., похоронен на Новодевичьем кладбище.

Фантастическое в творчестве Юрия Олеши:

К профильным для сайта произведениям, конечно же, относится главный труд писателя, сказка «Три толстяка». Помимо этого к фантастическим произведениям можно добавить рассказ «Вишнёвая косточка», в котором отвергнутый влюбленный молодой человек попадает в невидимую страну. Отдельного упоминания также заслуживает статья Ю. Олеши, посвященная творчеству Герберта Уэллса.

Составлено по материалам rusactors.ru и ru.wikipedia.org





Сортировка:
 Юрий Олеша. Циклы произведений Рейтинг
  Занд 
7.83 (6)
-
8.62 (8)
-
8.60 (5)
-
6.83 (12)
-
6.25 (16)
-
6.62 (16)
-
6.50 (16)
-
 Юрий Олеша. Романы Рейтинг
8.06 (120)
-
7 отз.
1928 Три Толстяка [сказка] 
8.48 (785)
-
13 отз.
 Юрий Олеша. Рассказы Рейтинг
1922 Ангел 
6.00 (2)
-
1927 Легенда   [= Расправа] 
6.31 (16)
-
1 отз.
1927 Лиомпа   [= Вещи] 
7.59 (29)
-
2 отз.
7.10 (29)
-
1 отз.
6.41 (17)
-
1929 Вишнёвая косточка   [= Косточка, Рассказ о вишнёвой косточке] 
7.23 (43)
-
2 отз.
1929 Мой знакомый   [= Мой жизнерадостный знакомый] 
5.53 (15)
-
1 отз.
1929 Пророк   [= Сон] 
6.50 (20)
-
1 отз.
1929 Цепь 
6.84 (19)
-
6.35 (23)
-
1 отз.
6.73 (22)
-
1 отз.
1930 Записки писателя   [= В мире] 
6.70 (20)
-
6.57 (14)
-
1931 День 
5.75 (4)
-
8.62 (8)
-
6.25 (4)
-
5.36 (11)
-
1936 Летом 
6.50 (16)
-
6.62 (13)
-
1936 Первое мая   [= За 3 дня] 
6.55 (11)
-
1936 Полёт 
6.62 (16)
-
5.77 (13)
-
6.25 (16)
-
5.93 (14)
-
6.33 (9)
-
6.00 (4)
-
6.75 (4)
-
5.00 (3)
-
7.25 (4)
-
6.33 (3)
-
6.00 (3)
-
1945 Клыч 
7.20 (5)
-
6.00 (3)
-
5.75 (12)
-
5.90 (10)
-
5.67 (3)
-
5.57 (7)
-
6.55 (11)
-
 
-
 Юрий Олеша. Микрорассказы Рейтинг
1937 Гость 
6.00 (3)
-
 Юрий Олеша. Поэзия Рейтинг
1920 Беатриче [поэма] 
 
-
1923 Страшная ночь [под псевдонимом Зубило] 
 
-
1928 Nature-mort // Соавторы: Евгений Петров, Семён Кирсанов [Фельетон] 
6.00 (2)
-
1932 Гулливер [под псевдонимом Зубило] 
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
10.00 (1)
-
 
-
8.00 (3)
-
Стихотворные фельетоны [публиковавшиеся под псевдонимом Зубило] 
 
-
 Юрий Олеша. Пьесы Рейтинг
8.33 (55)
-
1 отз.
8.00 (7)
-
6.00 (1)
-
1934 Игра в плаху [Трагикомедия [в стихах]. Для репертуара малой формы.] 
6.00 (4)
-
7.00 (3)
-
 Юрий Олеша. Киносценарии Рейтинг
1934 Строгий юноша   [= Строгий юноша: Пьеса для кинематографа. ] 
8.43 (7)
-
1 отз.
 
-
 
-
6.22 (9)
-
1 отз.
7.33 (3)
-
1942 Маленький лейтенант [Киноновелла] 
 
-
5.33 (3)
-
1 отз.
 Юрий Олеша. Статьи Рейтинг
5.00 (1)
-
6.00 (2)
-
7.00 (5)
-
1929 Автор о своей пьесе [К постановке «Заговор чувств» в Ленинградском БДТ] 
5.00 (1)
-
1929 Заговор чувств [авторецензия] 
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
1931 Гнать из театра халтуру [к театральному совещанию РАПП] 
6.00 (1)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
6.00 (1)
-
6.00 (1)
-
8.17 (6)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
1934 Дивано-кровать [фельетон] 
5.00 (1)
-
7.00 (3)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
7.60 (5)
-
1934 Речь на 1-ом всесоюзном съезде советских писателей   [= Возвращение молодости; Речь на I Всесоюзном съезде советских писателей] 
7.38 (8)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
1934 Эдуард Багрицкий   [= Об Эдуарде Багрицком; Личность и общество] 
7.83 (6)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
1936 «Фиеста» Хемингуэя   [= Настоящие ценности] 
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
7.40 (5)
-
5.00 (1)
-
6.67 (3)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
4.00 (2)
-
5.00 (1)
-
1937 Баски [футбольный матч: сборная Испании — «Динамо»] 
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
1937 День мира [Документальная книга] 
5.00 (1)
-
4.50 (2)
-
1937 Дорого заплатят они [протест против пиратских нападений фашистских подводных лодок на суда республиканской Испании] 
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
1937 Литературная техника   [= Заметки о литературе] 
8.00 (6)
-
1937 Народ строит свою столицу [к планам реконструкции Москвы] 
5.00 (1)
-
7.83 (6)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
1937 Смерть героя [Книга Р. Олдингтона] 
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
1937 Фантастика Уэллса   [= О фантастике Уэллса] 
7.60 (5)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
1938 Наша родина — Российская Социалистическая Республика [к предстоящим выборам в Верховный Совет РСФСР] 
5.00 (1)
-
5.50 (2)
-
1938 Осиротело искусство мира [Памяти Станиславского] 
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
1939 На Тушинском аэродроме [в день авиации] 
5.00 (1)
-
5.00 (1)
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
1945 Хрустальный кубок [финальный матч на Кубок СССР] 
 
-
1946 «Здравствуй, Москва!» [О художественном кинофильме] 
 
-
 
-
 
-
7.00 (2)
-
1947 Друг // Соавтор: Валентин Катаев 
 
-
 
-
 
-
 
-
1948 Красота и сила [велогонки на приз газеты «Московский большевик»] 
 
-
1948 Победители [матч-турнир на звание чемпиона мира по шахматам] 
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
1956 Встречи с Алексеем Толстым   [= Алексей Толстой] 
7.57 (7)
-
1956 Михаил Лозинский [Из литературных дневников] 
 
-
1956 Памяти Сейфуллиной [Из литературных дневников] 
 
-
 
-
 
-
 
-
6.00 (1)
-
 
-
7.00 (1)
-
6.00 (1)
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
5.00 (1)
-
 Юрий Олеша. Сборники Рейтинг
1924 Зубило [стихи] 
 
-
8.00 (1)
-
7.67 (3)
-
6.86 (7)
-
1 отз.
7.50 (4)
-
7.80 (5)
-
8.33 (3)
-
1999 Облако [стихи] 
8.00 (1)
-
 Юрий Олеша. Отрывки Рейтинг
 
-
 Юрий Олеша. Прочие произведения Рейтинг
1956 Из записных книжек (1954-1956)   [= Из литературных дневников] 
8.56 (9)
-
8.23 (52)
-
6 отз.
 
-
8.60 (5)
-
 
-
 Юрий Олеша. Незаконченные или неопубликованные произведения Рейтинг
Нищий, или Смерть Занда   [= Чёрный человек], пьеса, не закончено 
8.60 (5)
-


Все отзывы на произведения автора (41 отзыв) | Все издания автора (200) | Экранизации (4)


  Примечание

  • В библиографию не включены некоторые публицистические статьи и фельетоны, которые впоследствии не переиздавались.

  • Не указаны также многочисленные (более 1000 №№) стихотворные фельетоны и заметки на производственные и общественно-политические темы, опубликованные под псевдонимом «Зубило» в железнодорожной газете «Гудок» (1922-1932) и в журналах «Смехач» и «Чудак» (1927-1929).

  • См. также стихотворные произведения Ю. Олеши: «Маленький Одесский листок», 1915, 9 авг., «Лава» (Одесса), 1920, № 1; в книге «Литературные шушу(т)ки. Литературные секреты» (М., 1928). Отдельные, изредка публиковавшиеся стихотворения см. в следующих изданиях: «Крокодил», 1932, № 15-16; «Правда», 1936, 2 апр.; «Красная нива», 1936,  4; «Крокодил», 1937, № 35-36;, «Московский большевик», 1945, 17 октября.


  •   Исполнители

  • Составители библиографии — sham, an2001

  • Куратор библиографии — an2001


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.

  •   Формат рейтинга