Михаил Савеличев отзывы

Все отзывы на произведения Михаила Савеличева



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

«Чёрный ферзь»
–  [ 11 ]  +

sasha_ama, 12 апреля 2013 г. в 23:55

Первое, что бросается в глаза — произведение страдает нарочито неприятными описаниями с каким-то медико-биологическим уклоном. Приведу некоторые примеры:

«Он тихонько засмеялся, точно некто стиснул гниющую плоть, заставляя лопаться гнойные волдыри».

«По виду — нечто отвратно выглядящее, по запаху — отвратно смердящее, по консистенции (пришлось осторожно ткнуть пальцем) — сбродивший гной после газовой гангрены или чего похуже».

«в слабом свечении Сворден Ферц видел сползающие по лицу Планеты крупные капли пота, неприятно похожие на слизней».

«Смешно раздувались щеки, точно их хозяин пытался изо всех сил надуть тугой метеозонд, но вместо этого из растопыренных губ выползала склизкая змея обложенного рвотой языка, распухала кровавым, с сосочками пузырем и лопалась, разбрасывая во все стороны липкие лохмотья».

«Вылетали глазные яблоки и с чмоканьем разбивались о щиток».

И так повсюду.

Складывается впечатление, что, если провести частотный анализ, самым употребительным словом в тексте окажется «гной» и его производные. Причем, если название «Гноище», хоть и не вызывает приятных ассоциаций, но, по крайней мере, оправдано, то в большинстве случаев гной присутствует просто так. На язык просятся слова «из любви к искусству».

Если автор пытается такими средствами что-то сказать, то он явно перебарщивает. Но у меня осталось ощущение, что он радостно купается во всем этом гное, слизнях, ошметках гниющего мяса и летящей крови. Если так, то дела плохи. Причем не только с произведением.

Кто-то в рецензии написал, что «это вселенная сотворенная метагомом то ли для собственного развлечения, то ли для поиска рецепта производства Счастья...», а мне кажется, что это вселенная, сотворенная душевнобольным.

На фоне всего этого явные огрехи с научной точки зрения уже выглядят совершеннейшей мелочью.

Оценка : 3
«Красный космос»
–  [ 10 ]  +

zubov, 13 ноября 2017 г. в 15:32

Пронизывающее полпланеты «поле коммунизма», где истово преданные высоким идеалам совместными усилиями способны преодолевать стандартные законы физики… Идея настолько остроумна и масштабна, просто не верится, что до этого никто не додумался раньше. Так и представляется какой-нибудь Хайнлайн, на вопрос о советской фантастике саркастически бросающий: да у вас, долбанных комми… и выдающий о фанатиках и законах физики. Я даже специально погуглил: нет, похоже, автор до всего додумался сам.

Светлый мир советских фантастов (где, кстати, живут и действуют и они сами, лично) написан с таким уважением и теплотой, что трогательное ощущение передаётся и читателю. Наши, советские, в книге – добрые и мудрые, предатели – подлые, живые мертвецы-некробиоты – страшные, противники у наших – достойные, инопланетяне – непонятные. В книге есть всё и для каждого. И всё это вписано в интересный, ни на минуту не зависающий сюжет.

Можно ли смешивать в одной книге НФ, потустороннее, альтернативную историю, полемику, пародию, иронию и юмор? Книга «Красный Космос» даёт ответ: можно, надо просто чувствовать пропорции, причём ирония должна быть светлая, а юмор – добрым.

Ближе к концу, бонусом, читатель получает ответ на вопрос: кто же виноват, что человеческая цивилизация, худо-бедно развиваясь технологически, так буксует в моральном отношении. Оказывается, имеются конкретные виновники, и это…

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
бестолковые заезжие слоны.

Есть в книге и эпилог, когда вдруг с удивлением ощущаешь, что тебя пробивает на слезу, и говоришь себе: э, э, спокойно, это всё же вымысел, выдумка, хоть и от достойного, сильного писателя.

Если кто-то просматривает отзывы в поисках ответа, читать книгу или нет, то моё мнение на этот счёт однозначно. Книга интересная, смелая и местами очень весёлая. Друзья, если не читать такое, то что тогда вообще читать?

Оценка : 9
«Крик родившихся завтра»
–  [ 10 ]  +

MarchingCat, 28 октября 2017 г. в 20:36

Сильный роман, тяжёлый по содержанию, непростой по форме подачи и со спорным финалом. Роман, требующий для чтения читателя с мозгами, как из-за необходимости домысливания целой картины из деталей, подаваемых автором вскользь и намёками, так и из-за необходимости осознать причинно-следственные связи и их истоки, приведшие именно к такому финалу. И обязательно — взрослыми мозгами, из-за намёков на ненормально-сексуальные эпизоды и насилие.

Первая часть романа — вообще жесть. Со второй — читатель усыпляется обманчивой мягкостью с флёром чёрного юморка, но затем понимает, что всё это — ширма, вид со стороны школьницы, а по-сути ничего не изменилось. До середины роман тянул на самые высшие баллы. Цинично-честный рассказ о жизни деградирующих мутантов, причём взглядом изнутри их жизни, такого в фантастике я сходу и не припомню. Но после того, как карты были раскрыты, сюжет пошёл штампами, смещаясь по своей сути к почти банальному триллеру и интригующий лишь одним — чем всё закончится.

Отдельно в плюс отличные литературные приёмы и сюжетные повороты (например, подача материала от лица девочки — сестры мутантки и то, кем потом она оказалась). Отдельно в минус — финал. !!! Не читавшим — под спойлер не смотреть !!!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
То Надежда даже котёнка оживить не смогла, а через день уже человечество уничтожает и Марс за сутки озеленяет. Обалдеть качественный скачок способностей.

Не говоря уже о том, что её действия — это не приход нового вида, а смерть обоим видам. И тех кто улетел на Марс, недостаточно для создания популяции, и мутантов на Земле, как автор всё подал, слишком мало, большинство с возрастом стремительно деградирует, и как вид они пока размножиться не могут. В результате — смерть обоих видов.

Но всё же — очень свежо. Без преувеличения — как глоток свежего воздуха после поездки в переполненном автобусе (где воздух в автобусе — основной массив текстов русскоязычной штампованной фантастики, мейнстрима).

Спасибо автору. Мне понравилось.

Оценка : 8
«Чёрный ферзь»
–  [ 9 ]  +

Крафт, 02 марта 2011 г. в 02:00

После положительного, в целом, впечатления от «Возлюби дальнего» — в первую очередь, из-за удачной стилизации — я чего-то подобного ожидал и от этой работы автора.

Но с первых же страниц стало ясно, что здесь перед нами отнюдь не классическое литературное произведение, а в большей степени — изощрённая постмодернисткая игра. Роман представляет собой концентрированный коктейль из ассоциаций, аллюзий, явных и завуалированных отсылок к другим мирам АБС. Он перенасыщен разноразмерными прямыми и незакавыченными цитатами — от знаменитой «Счастья! Всем! Даром! И пусть никто не уйдет обиженным!» до менее известной, но запоминающейся «Какая могучая струя!» Кроме Стругацких при чтении то и дело возникают ассоциативные связи и с многочисленными произведениям других авторов — от Шекспира, Канта, Баума и «Голема», до Уэллса, Беляева, Кларка и «Чужого».

Чрезвычайно вольная фантазия автора «по мотивам» — так точнее всего можно определить суть «Черного ферзя». Представлена своего рода, параллельная литературная вселенная, что явно и недвусмысленно подчёркивается заменой всех широкоизвестных понятий, имён и названий. Впрочем, большинство аналогий очевидны и прообразы определяются легко и сразу, хотя некоторые удаётся расшифровать только по мере чтения — даёт себя знать странная любовь автора к ныне малоизвестному немецкому и нелюбовь к переводам иноязычных вставок — якобы они нужны лишь для создания определённой атмосферы.

Как бы то ни было, маркерами, привязывающими роман к первоисточникам, пронизан весь текст: дасбут — субмарина, копхунд — голован, мозгогляд — ментоскоп, Кудесник — Колдун, Навах — Гурон, Парсифаль — Тристан, Вандерер — Странник, Корнеол Сердолик — Корней Яшмаа, КомКон — КомКонтр, Высокая Теория Прививания — теория Воспитания, флаг с болтом — хоругвь с гайкой и т.п.

Но если «Черный ферзь» — фантазия Савеличева, то следует признать, что крайне странные фантазии навевает на автора чтение АБС. И, мягко говоря, очень своеобразные ощущения остаются от чтения его работы. Сон разума рождает чудовищ.

Коллега Drovosek в своём отзыве отметил некие параллели романа с «Солдатами Вавилона» Лазарчука. Пожалуй, соглашусь. Что-то такое есть. Только здесь термин «поймать кодон» относится не к отдельным персонажам, а к целой реальности. Участь эта постигла если и не весь Мир Полдня, то уж Саракш, и всех, кто с ним в связаны — это точно. Закономерен вопрос о соразмерности масштабов использования такого приёма. По ходу чтения начинает казаться, что сюрреалистические описания, данные у Лазарчука дозировано и иллюстративно, у Савеличева — основная и единственная цель. И будет это длиться вечно и бесконечно — целых 30 авторских листов текста!!! Прорваться через такое сможет только истинный ценитель. Такие специфические слова, как «труп», «жижа», «кровь», «слизь», «гной», «гниль», «экскременты», «испражнения», «струпья», сцены совокуплений, жестоких убийств, пыток и «просто» физического насилия повторяются с пугающей регулярностью. Физиологический натурализм рулит, быстро превращаясь в изощренный сюрреализм. Если попытаться визуализировать впечатления, то в первую очередь вспоминаются картины Иеронима Босха, и начинает казаться, что цвет шахматной фигуры в названии романа выбран совсем не случайно.

Связь с первоисточником, с основной идеей «Белого ферзя», весьма условна. Мысли и смыслы спрятаны в таком нагромождении словесных кружев и фантасмагорических декораций, что, пытаясь разобраться, приходится многократно возвращаться к только что прочитанному, но и при этом становится ненамного понятней. Не так уж и много действия, но немало описаний полубредовых кошмарных видений и многословных высказываний такого типа:

Анацефалы, полурыбы, мохнатые, хвостатые, слепые и многоглазые, безрукие и безногие, бесформенные куски мяса с отверстиями для пищи и испражнений, покрытые чешуей и присосками, лишайниками врастающие в малейшие трещины, извергая тучи спор, заживо пожирающих других уродов по несчастью.

Сдаётся мне, совсем не «Марш Дансельреха» они там курят, не «Марш…»

Странный текст. Не скажу, что слабый, нет! Но на любителя со своеобразным и изощрённым вкусом. Авторский замысел не проясняется до самых последних строк романа, но сразу после этого возникает вопрос: «Зачем всё это написано?» А одной из главных характеристик романа следует назвать избыточность. Избыточность во всём.

Может кто-то и загорится идеей расшифровки многочисленных скрытых смыслов и подтекстов, но я — пас, ибо к любителям подобных мазохистских развлечений себя не отношу. Столь изощрённая манера подачи материала вкупе с общей давящей атмосферой повествования привели к тому, что примерно после половины романа я сделал изрядный перерыв, а затем использовал приём «чтение по диагонали» — только чтобы в общих чертах составить представление и закончить обзор.

Кроме публикации в сети, автор также самоиздаёт роман в интернет-издательстве Lulu, поэтому следует отметить, что тексту не помешает вычитка и правка — в нём немало ошибок (подвАлок, дЭйдвудный, намелИт кофе, профпрЕгодности и т.п.). Есть и ляпы. Например, персонажи много и охотно режут друг друга кортиками. Но кортик — оружие колющее и резать им что-либо крайне проблематично…

Отзыв — часть обзора, размещённого в АК: http://fantlab.ru/blogarticle12751

Оценка : 4
«Тёплые Едрени»
–  [ 8 ]  +

pomarki, 19 апреля 2023 г. в 14:08

Этот рассказ очень сложно читать, такой жирной, склизкой ненавистью он сочится. Наверное, автор и составитель называют это сатирой.

У Аверченко есть сборник «Дюжина ножей в спину революции», где он очень зло изобразил большевиков, которых ненавидел, пожалуй, посильней, чем Михаил ненавидит людей, которым посвящена эта антология «фантастики».

Но Аверченко – невероятно талантлив! И даже самые злобные его фельетоны до сих пор смешно читать. Что же до Савеличева…

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Он изображает собрание «Совета Пяти»:

Впереди процессии, как и полагалось по иерархии, вышагивала Прима, а за ней на цыпочках в обтягивающих штанах с гульфиком и в колпаке с бубенчиками двигался Шут, отпуская фирменные несмешные шуточки и делая танцевальные па. Далее в несмываемом гриме репрессированной в тягости калмычки переваливаясь шла Звездочка-Жалейка, за ней куталась в огромную мохнатую волчью шубу мадам Дубленкина, хронически простуженная злыми ветрами русской культуры, в сопровождении Рыбины, ее статс-секретаря, а замыкал процессию Совесть, только-только со съемочной экспедиции масштабной эпопеи «Архипелаг ГУЛАГ», которая должна была затмить известную застойную и насквозь лживую эпопею «Освобождение», которую в народе метко прозвали «Почему мы не пьем баварское пиво».

Дальше начинается натуральная грязь, читать которую тошно. Сюжет «фантастического рассказа» такой: «Совет Пяти» отправляет Голубчика (пассивного гомосексуала при каком-то Плохише) убить ледорубом МТА, то есть молодого талантливого автора, живущего в деревне Тёплые Едреня. И уже занеся ледоруб над головой несчастного автора, Голубчик понимает, что это ОН САМ ТОЛЬКО МОЛОДОЙ И НЕ ИСПОРЧЕННЫЙ!!! Он возвращается в машину с ледорубом, чтобы дать бой «упырям». Всё.

Тут бы, конечно, приложить кадр из «Маши и Медведя», где волк крутит пальцем у виска, но я лучше пойду комнату проветрю, потому что ощущение от «фантастического рассказа» такое, будто Михаил Савеличев ради шутки, веселья и публикации бросил огромную петарду в деревенский сортир.

Добрый совет – не читайте это.

Оценка : 1
«Я, Братская ГЭС…»
–  [ 8 ]  +

shickarev, 16 мая 2019 г. в 00:35

У каждого поэта есть провинция... Именно туда, в провинцию, довольно отдаленную от кремлевских звезд и башен, и отправляют успешного — по советским и даже по светским меркам — поэта Эдуарда Евтушкова. Повод — неправильное, с идеологической точки зрения, интервью буржуазному журналу «Штерн»; причина — необходимость правильного, с идеологической точки зрения, освещения коммунистической стройки века — сооружения Братской гидроэлектростанции. Подоплека же — в намерениях и действиях самой Братской ГЭС — так называемой «субъектности» (в иной системе координат уместно использовать термин «эгрегор»), олицетворяющей согласно известной формуле электрификацию советской страны.

Повесть Михаила Савеличева в лучших традициях постмодернизма (простите за оксюморон) перелицовывает известную поэму Евтушенко на фантастический лад. Убедительности ей — и понимания происходящего читателю — добавляют цитаты из выдуманных работ настоящего философа Эвальда Ильенкова (и его соавторов).

Есть и другая — едва не прервавшаяся — традиция, которой наследует автор. Речь идёт об упрямом оптимизме советской фантастики в отображении мира, который добр, и будущего, которое светло.

Посредством Братской ГЭС, с помощью электрического тока Савеличев воскрешает/реанимирует идеалы шестидесятых, а заодно идеальные шестидесятые: грандиозные проекты преобразования природы, отважные пионеры стройки — «первоэшелонники», внимающие поэтам толпы и культурно подкованные (рассуждающие о Феллини и итальянских неореалистах, знающие иностранные языки) рабочие и всеобщая устремленность в грядущее — таков образ светлого прошлого, (вос)создаваемый писателем.

Удивительное дело. Пока в англо-американской фантастике идут нешуточные бои между правым и левым лагерями, отечественная фантастика в большинстве своем политически аморфна. Разве что лежат на книжных развалах и снуют туда-сюда по отечественной истории «попаданцы», разочарованные развитием событий и норовящие в механизме истории что-то подправить. Повесть Савеличева среди них — «белая ворона»; не только потому, что являет собой идеологическое высказывание в деидеологизированном пространстве, но и потому, что работает ровно противоположным «попаданчеству» образом. Оживленные писателем идеи и идеалы прошлого, пробуждают ностальгию по несостоявшемуся будущему, «полудню двадцать второго века» и читателя зачаровывают.

Оценка : 8
«Чёрный ферзь»
–  [ 7 ]  +

swordenferz, 28 сентября 2009 г. в 16:56

Бывает. Но есть там и светлые, даже смешные моменты ;-)

Во избежание недоразумений — некоторый авторский комментарий к написанному 8-)

Идея написать продолжение трилогии братьев Стругацких о Максиме Каммерере «Черный Ферзь» пришла мне в голову, когда я для некоторых творческих надобностей весьма внимательно читал двухтомник Ницше, изданный в серии «Философское наследие». Именно тогда на какой-то фразе или афоризме великого безумца мне вдруг пришло в голову, что Саракш – не то, чем он кажется. Конечно, это жестокий, кровавый мир, вывернутый наизнанку, но при этом обладающий каким-то мрачным очарованием. Не зря ведь Странник-Экселенц раз за разом нырял в кровавую баню Саракша, ища отдохновения от дел Комкона-2 и прочих Айзеков Бромбергов. Да и комсомолец 22 века Максим Каммерер после гибели своего корабля не впал в прострацию, а, засучив рукава, принялся разбираться с делами его новой родины.

Именно с такого ракурса мне и захотелось посмотреть и на Саракш, и на новых и старых героев. Я знал о так и не написанном мэтрами продолжении трилогии под названием «Белый Ферзь», знал, что кто-то с благословения Бориса Натановича его уже пишет. Но мне и самому категорически не хотелось перебегать кому-то дорогу. Кроме того, мне категорически не нравилась солипсистская идея, заложенная авторами в «Белый Ферзь», о том, что мир Полудня кем-то выдуман. Задуманный роман должен был быть продолжением, фанфиком, сиквелом-приквелом, чем угодно, но в нем должно было быть все по-другому. Меньше Стругацких! – под таким странным лозунгом и писалось продолжение Стругацких же.

Поэтому мне пришла в голову идея, что все приключения Биг-Бага на планете Саракш должны ему присниться, причем присниться в ночь после треволнений того трагического дня, когда погиб Лев Абалкин. Действительно, коли человек спит и видит сон, то мир в этом сне предстает каким-то странным, сдвинутым, искаженным. Если Саракш только выглядит замкнутым миром из-за чудовищной рефракции, то Флакш, где происходят события «Черного Ферзя», — действительно замкнутый на себя мир, а точнее – бутылка Клейна космического масштаба. Ну и так далее.

Однако когда работа началась, в роман стал настойчиво проникать некий персонаж, которому точно не было места во сне, а вернее – горячечном бреду воспаленной совести Максима Каммерера. Я имею в виду Тойво Глумова. Более того, возникла настоятельная необходимость ссылок на события, которым еще только предстояло произойти много лет спустя и которые описаны в повести «Волны гасят ветер».

Но меня до поры это не особенно беспокоило. Мало ли что человеку приснится? Случаются ведь и провидческие сны. Лишь когда рукопись была закончена, прошла пару правок, мне вдруг пришло в голову, что все написанное непротиворечиво ложится совсем в иную концепцию.

Конечно же, это никакой не сон Максима Каммерера! Это сон Тойво Глумова, метагома. Тойво Глумова, ставшего сверхчеловеком и в своем могуществе сотворившем мир Флакша, который населил теми, кого он когда-то знал и любил. Это вселенная сотворенная метагомом то ли для собственного развлечения, то ли для поиска рецепта производства Счастья в космических масштабах, а не на отдельно взятой Земле 22-23 веков.

Странные вещи порой случаются с писателями. Понимаешь, что написал, только тогда, когда вещь отлежится, остынет...

«Под счастливой звездой»
–  [ 6 ]  +

слОГ, 01 июля 2020 г. в 09:56

Это блестящая стилизация. Те, кто родом из СССР и читали или слушали, как читают родители цикл Б.Житкова «Что я видел» не оценить не могут. Всё то же самое, только не мальчик,а девочка, только неожиданные пасхалки в разных местах, только будущее, которого не могло быть. А можно еще вспомнить Г.Альтова с его сборником «Легенды о звездных капитанах», а можно раннего Крапивина — фантастика для тех кто вырос в эпоху Застоя и кто думает, что советское детство — лучшее из всех возможных... Полдень Стругацких для детей младшего школьного возраста. Есть только один вопрос, но его уже задавали, поэтому в данном отзыве на это произведение я не буду этого делать.

Скажу по-другому. Для меня это очень хорошая провокация и хороший повод задуматься. Симптоматично, что я пишу этот отзыв первого июля 2020 года, когда заканчивается голосование по изменению конституции, когда вспоминается Черномырдин с его перлами, какую партию не строим все равно КПСС получается, по аналогии и государство у нас... Мы все родом из детства, когда трава была зеленее, солнышко теплее, а люди добрее, но, к сожалению, в жизни все не так, как на самом деле. ;)

Оценка : 9
«Крик родившихся завтра»
–  [ 6 ]  +

Shemsu, 17 июля 2017 г. в 02:49

Это довольно жесткая книга. Я бы даже сказал сложная: местами ее действительно бывает сложно читать. В принципе идея того, как новое общество вытеснит старое — не нова, но здесь подана интересно, жестко, честно, драматично. У автора достаточно много аллюзий, цитат из классики фантастики и вообще отличная стилизация под 60-е. Сама полемика с классиками лично меня не зацепила, хотя довольно любопытно читать и видеть взгляд на классику фантастики не из романтических 60-х, а из нашего довольно жестокого времени. А вот что зацепило — это утопическая, почти мистическая Япония, которая сквозит во всем произведении, придает совершенно волшебные оттенки — и оттеняет неприглядную реальность. Видно, что автор знает и любит хорошее аниме и мангу.

Оценка : 8
«На далёкой звезде Венере...»
–  [ 5 ]  +

Barrell, 27 сентября 2018 г. в 12:22

ПРОЛИСТАТЬ

ИМХО, любому автору недостаточно просто что-либо придумать. Необходимо развить идею, чтобы твоя придумка, твой замысел был понят читателями. А уж насколько автор смог развить идею, зависит, в том числе, формат излагаемого: рассказ, новелла, роман или анекдот. Этим писатель-фантаст и отличается от простого фантазёра.

В этом рассказе «куча всего разного намешана в одну кучу». Неожиданно рассмешило, как автор-«интеллектуал» (а сейчас это тенденция) описывает трудовые будни «работяг». Ау! Фантасты! Техник-экплуатационщик не размышляет о Вольтере, а контролёр-приёмщик работ — о Тесее и Уроборосе! Не впихивайте невпихуемое!

Подсмотрел, что автор — спичрайтер республиканского правительства. Скорее всего, на этой должности он лучше старается: «...Она смотрит на Ариадну со странным выражением, столь несоответствующим ее видимости костлявого подростка...», «...сверхзащищенный и сверхвооруженный атомный танк нечто может подпалить и изъязвить...», «...ироническую коннотацию, взамен обретя серьезность идейной максимы, почти императива...» И на фоне этого — слово «блевотина» два раза на такой короткий текст. Без комментариев.

Оценка : 3
«Республика Земшара»
–  [ 5 ]  +

Резиновый Лев, 21 апреля 2018 г. в 09:47

Любопытный альтернативно-исторический расклад, который, наверное, можно долго и с удовольствием обсуждать: буржуазно-демократическая Россия в 1929-м году, радикально-большевистская Европа, озабоченная продвижением мировой революции, гражданская война в Великобритании, испытание атомной бомбы, император Алексей Николаевич, премьер-министр Бухарин, генерал Тухачевский (глава будущей хунты и будущий фаворит будущей императрицы Ольги Николаевны), референт из деревни Старые Громыки Андрюша Бурмаков, политические проститутки Каменев и Зиновьев... Что могло быть, что не могло быть — спорь, аргументируй. Беда лишь в том, что как литература всё это, на мой взгляд, плохо. Точнее — никак. Беллетризация альтернативного несоветского энциклопедического словаря. С другой стороны, романы одного из главных герое повести, Богданова-Малиновского, тоже отнюдь не блистательны, но ведь живут до сих пор.

Оценка : 6
«Красный космос»
–  [ 5 ]  +

george1109, 16 августа 2017 г. в 21:34

Первый спутник, первый человек в космосе, первый человек на Луне… Наш, советский человек должен быть первым и на Марсе. Космос вообще должен быть наш!.. Впрочем, фабула точно описана в издательской аннотации. Правда, в ней не сказано главного. У «Красного космоса» необходимый для выработки энергии и движения непрерывный поток нейтронов обеспечивает актиноид «коммуний», 103-й в таблице Менделеева (в РИ – лоуренсий), стабильный только в поле коммунизма. У американского загоризонтного корабля «Шрам» (догадайтесь, во что, и под каким названием он превратится в финале?) тот самый переход за горизонт событий, благодаря которому пространство прокалывается мгновенно, обеспечивает некрополе. Что для его создания надо, понятно из названия.

Такие вот дела… Чуть упрощенно, но верно.

Что начинается твориться на Марсе и в его окрестностях, сказать и вовсе страшно. Читать – просто неинтересно. Смешались в кучу люди, ходячие мертвецы, ксены, чудовища, фаэтонцы (ага, а так же марсианцы и ковбойцы))) и созданные ими бяки… смешались, и давай трансформироваться друг в друга и обратно. И все это длинно, скучно и просто далеко не складно. Не стильно.

Ну, и наши побеждают. Космос-то должен быть наш…

А причем здесь посвящение советским писателям-фантастам, с которого начинается опус?

Во-первых, автор, типа, отталкивается от традиций советского гуманизма в фантастике. Во-вторых, он богато сыпет аллюзиями, цитатами (место нашлось даже горячо любимому мною «…и животноводству»), да и прямыми заимствованиями. Хотя в последнем случае, превращать благородных фаэтов в юмористических фаэтонцев, сдается мне, ни разу не прикольно. И, в-третьих, узнаются фантасты – причем без труда – и в действующих лицах.

В совокупности с сюжетом получаем следующее: если все сделано с бОльшей долей серьезности, с уважением к АБС, Ефремову, Казанцеву и остальным, то сделано слишком злобно, и книга – не для средних умов (не для меня – точно). Если это пародия, то заслуживает несколько иного отзыва. Если это фантастика для детей, то я не хочу, что бы мои дети такое читали.

Плюс балл за эпилог. Который, хоть и не пришей ничего ни к чему, но меня немного примирил с опусом, а его автора – с гуманистическими традициями советской фантастики.

P. S. На своем авторском сайте Михаил Савеличев порассуждал о жанровости романа и о его возможном восприятии (http://swordenferz.ru/2017/07/20/weird-fi...). И пришел к совершенно верному выводу: «я за творческую свободу. Каноны нарушать можно. На то мы и писатели». Что ж, на то мы и лаборанты: категорически никому «Красный космос» не рекомендую.

P. P. S. Прочитал в этом году «Факап» Михаила Харитонова и «Черную пешку» Александра Лукьянова, к которым из-за опасений очень долго подступался. Прочитал и очень высоко оценил. Поставил было на очередь и «Черного ферзя» Савеличева. Теперь – убрал. От греха.

Оценка : 4
«Чёрный ферзь»
–  [ 5 ]  +

LENA56, 28 сентября 2009 г. в 16:29

Не смогла прочитать! Пробовала и сначала, и с середины... Не идет — слишком все мрачно, до тошноты мрачно... И, извините, противно...

«Лабиринт для Минотавра»
–  [ 4 ]  +

Myzdrikov, 18 февраля 2023 г. в 16:42

ЛИТЕРАТУРА НЕ СЛУЧИЛАСЬ

Тезисно мое мнение:

— Это графомания, которая могла бы быть литературой.

Автор почти убедил меня, что это специальный стиль, позволяющий изложить то, что он хочет изложить. Я почти поверил.

Но нет.

Можно писать и психоделику, можно и сложную философию вписать, но в итоге создать цельное произведение, которое ценно именно как литература.

Здесь есть интересные концепты, но их передача — безумие какое-то. Иногда было ощущение, что это всего лишь ирония и пародия. Но колоссальный объем и какое-то ощущение авторского упоения заставляет думать, что автор вполне серьёзен, пытаясь быть сразу Стругацкими, Филипом Диком и Даниилом Андреевым.

Текст давит своей эзотерической тотальностью, какой-то строгой серьезностью. Словно тебе рассказывает некий очень длинный анекдот очень серьёзный товарищ в старом тулупе и с осунувшимися от ночей полных вечных дум глазами.

И анекдот превращается в какое-то безумное волхвование.

In my humble opinion, здесь литература не случилась.

— Не понял, что ветхозаветного в этом «киберпанке».

Не вижу ни киберпанка, ни еврейских священных текстов.

Не увидел тонкой игры с иудео-христианской теологией, которую хотел увидеть. В лучшем случае, игра с античным материалом. Но тоже какая-то очень поверхностная. На уровне декора.

— Приятно было встретиться с русским космизмом. Особенно с Фёдоровым и его проектом всеобщего воскрешения человеческого рода.

Но, представляю, как круто об этом мог написать Дик.

Что-то в духе своего «Убика».

Кстати, тот же «Убик» не самое ясное чтение. Там тоже много психоделии и какой-то философической сумятицы.

Но здесь … словно ещё один лоскут для постмодернистского одеяла и не более.

— Как я понимаю книга построена на прямом и косвенном цитировании советской фантастики (Стругацких узнал, остальное нет в силу своего незнания контекста).

И эта вторичность чувствуется.

Но она не обогащает роман.

Она лишь подчеркивает, что это не литература, но графоманский эксперимент для своих.

Ожидалось цельное философское высказывание, выраженное в литературной форме, а на выходе — пугающий графоманский оммаж советской фантастической литературе, лишь декоративно прикрытый философией и античными аллюзиями.

Это было занятно читать.

Читать и словно выдумывать ценность данной книги. Думать о том, как можно было бы написать по мотивам отдельных отрывков самостоятельные романы.

Не жалею, что прочёл. Занятный опыт.

Но оценка 5 из 10.

Или 3 из 5.

Оценка : 5
«Возлюби дальнего»
–  [ 4 ]  +

george1109, 26 октября 2022 г. в 10:46

Первое, что бросилось в глазах, это максимально близкий к языку АБС стиль. Причем, если брать во внимание только его, «Беспокойство-2» местами написано более Стругацкими, нежели «Беспокойство-1»))) К счастью, далеко не вся повесть. Оставлено в ней достаточно места и для самого Михаила Савеличева.

Второе, резко проявляющееся именно на фоне временами утрируемого стиля, это ирония. Иногда неотторжимая, абсолютно в рамках оригинала; иногда немного назойливая, излишняя; пару раз – откровенно избыточная. Но в целом, уютная и абсолютно добрая по отношению и к АБС, и к героям, и к их поклонникам.

Третье. Отсылки к массе составляющих «Полуденного цикла», напрямую не задействованных в сюжете повести (как, впрочем, и к некоторыми другим, «не-полуденным» произведениям АБС).

Четвертое. Развитие философских концепций Стругацких о биологическом, психологическом и социальном будущем человечества, и его возможных отношений с другими цивилизациями

Бонус – довольно неожиданная для Савеличева – добротная такая, «биоценозная» (куда там гаррисоновскому Пирру!))) боевка. Что важно, ровно необходимого объема.

Итог. Объединяющая, где-то связывающая «Полуденный цикл» вещь, в чем-то сродни «Факапу» Михаила Харитонова. Но, что однозначно ценно для апологетов классики и идеи, без малейших следов деконструкции.

То ли я давно не брал в руки книг АБС, то ли настолько велика небольшая вещица Савеличева, то ли так меня восхитила новая интеграция и интерпретация полуденной фактуры, то ли еще что… но – 8. Пятерка с минусом. Кстати, перед размещением отзыва перечитал (пожалуй, во второй, много – в третий раз) «Беспокойство» АБС и ему оставил оценку неизмененной – 7, четыре с плюсом. Как по мне, «Беспокойство-2» априори лучше уже тем, что в отличии от первоосновы, являющейся, по факту, все-таки черновиком, оно – завершенный со всех сторон продукт. Кто-то возразит, что «Возлюби дальнего» не может расцениваться как самостоятельное произведение, поскольку основано на книгах АБС. Ради бога! Но ведь и собственно «Беспокойство» (в отличии от большинства книг цикла) теряет в глазах читателя, незнакомого с «Полуднем…», львиную долю, если не все свои плюсы.

Позволю тройку цитат.

«Суета напоминала срочную эвакуацию муравейника, и неожиданно для себя Леонид Андреевич почувствовал тоску по какому-то конкретному, интересному, практическому занятию. Внезапно захотелось на все плюнуть, позвонить злому Валькенштейну, чтобы он срочно снимал с прикола «Тариэль», брал любой подвернувшийся груз (хоть ульмотроны для физиков на Радуге) и …».

«Хорошее время. Время безвременья. Одни решения уже приняты, а время других решений еще не подошло». (Леонид Горбовский).

«И был от всего этого не восторг, не страх, а простое и примитивное облегчение, что наконец-то закончилась неизвестность и все может вернуться в свою колею. И нет здесь никаких проблем. Пережили фукамизацию, переживем и бессмертие». (Поль Гнедых)

P.S. Пожалуй, мало кто знает, что наименование «Возлюби дальнего» носит еще и предпоследний вариант «Попытки к бегству» АБС.

Оценка : 8
«Постоянная Эйнштейна»
–  [ 4 ]  +

Sawwin, 07 октября 2021 г. в 05:53

Столько текста, чтобы высказать немудрящую мысль, что проблемы удобнее решать дружно. Строительство международной лунной станции ползёт еле-еле, а всё из-за того, что представитель каждого народа скрытничает и держит в секрете то, что ему удалось разузнать на Луне. К тому же, лунные тайны исполнены мистики, что делает текст напрочь бессмысленным. И, наконец, последнее: то, каким образом космонавтам удалось спастись, один в один содрано с известнейшего рассказа Артура Кларка «Сделайте глубокий вдох». И что же, автор думал, что никто не заметит?

Оценка : 3
«Лабиринт для Минотавра»
–  [ 4 ]  +

swordenferz, 30 сентября 2021 г. в 08:40

Говорят, что наши авторы не в силах написать НФ, сопоставимую по уровню с лучшими западными образцами современности. В основном, это так. Однако есть исключения.

Рукопись романа (а ждал я его почти два года) мне пришлось не только прочитать, но и перечитать. После чего я попросил у Михаила синопсис. Для того, чтобы удостовериться, что всё в тексте я уловил правильно. Удостоверился – таки правильно. И ладушки, раз я понял, значит и читатели поймут. Не все, конечно, но этого и не требуется.

О чем роман? Фабула, если в нескольких словах, вроде бы проста. Некий учёный, натурально – в системе Юпитера, ставит сложные и небезопасные эксперименты по созданию и изучению физических сингулярностей. Происходит катастрофа – область пространства вместе со всеми исследователями схлопывается в сингулярность. Дабы разобраться в причинах, инспектор Корнелиус направляет туда свой информационный слепок – физически за горизонт сингулярности проникнуть невозможно. Это приводит к далеко идущим последствиям.

А о чём, собственно, роман? А роман, собственно, совсем не о науке. Об ответственности Творца за своё творение. О возможности творения преодолеть границы, очерченные Творцом, то есть, о свободе воли. О несовершенстве человека – жажде всевластия и невозможности это всевластие осуществить. Безумие бога – один из главных, по Борхесу, сюжетов, развёрнут в «Лабиринте…» во всей красе. А ещё о том, что такое разум и, главное, зачем.

Как и всякое серьёзное НФ-произведение, книга отсылает к широкому общекультурному мировому контексту. Это не только греческая мифология, но и философия эпохи Просвещения, и русский космизм и, разумеется, фантастика: многочисленные аллюзии к братьям Стругацким, Станиславу Лему и другим не случайны и сделаны вовсе не в рамках постмодернистской игры, а вполне сюжетно обоснованы.

То есть, неподготовленный читатель освоит книгу с некоторым трудом, но… что поделаешь.

(с) Глеб Гусаков

«Постоянная Эйнштейна»
–  [ 4 ]  +

Lilian, 27 июля 2021 г. в 19:29

Мне не очень понравилось, что автор вместо более-менее реалистичных проблем освоения космоса (а их масса, есть из чего выбрать) придумал что-то свое. Совершено не реалистичное, с уклоном в мистику. И назвал это придуманное явление Постоянной Эйнштейна, пускай даже и немного в иносказательном смысле.

С другой стороны, по сравнению с первым рассказом сборника, здесь есть космос, лунная база и взаимоподдержка среди участников экспедиции разных национальностей. В финале неплохой посыл о совместной работе и совместном преодолении трудностей, через которые можно достичь казалось бы невозможных результатов.

Так что — неплохо.

Оценка : 6
«Крик родившихся завтра»
–  [ 4 ]  +

ldv-writer, 11 декабря 2017 г. в 10:11

На обложке этой книги внизу написано: «Сверхлюди – не то, чем они кажутся». Пожалуй, так можно сказать про весь роман. В этой необычной книге – все не то, чем кажется. Почти у всего есть подтекст, второе, третье или даже четвертое дно. Это очень странная книга, в которой, как бы жутко (для кого-то) это ни звучало, постоянно нужно напрягать ум и воображение, чтобы не заблудиться и не утонуть. Нужно основательно постараться, чтобы отличить настоящее от того, что лишь кажется таковым. Страшно? Нет? Тогда эта книга для вас. Если вы думаете, что тег «сверхлюди» обязательно означает супергероев, забарывающих зло и спасающих мир, забудьте об этом! Здесь все странно, наизнанку, навыворот, и в любой момент надо быть готовым к тому, что, когда вы перевернете страницу, выстроенная вами для себя картина мира рухнет, как карточный домик. Очень сильный текст с до ужаса четкой визуализацией происходящего. Автор не гладит вас по шерстке, не пытается сглаживать углы, он рубит правду-матку, называет вещи своими именами. Позитивного в книге немного. Страшное — действительно страшно, мерзкое — мерзко, а любовь – действительно любовь, настоящая, только без романтического флера и розовой ваты. Это удивительный сплав научной фантастики, альтернативной истории и жесткой психологической драмы, навевающей иногда ассоциации с «Домом в котором», а местами приправленной даже элементами абсурда. Это история о людях, которые после страшной мировой войны оказываются перед лицом неожиданной угрозы – смены доминирующего вида на планете. Кто и как поведет себя при таких невероятных обстоятельствах? А каково самим сверхлюдям? Они не виноваты, что такими родились. Их боятся, но безжалостно используют до той поры, пока потенциальная опасность не перекроет реальную полезность. Что делать им? Именно это тут главное, а не фантдоп, хотя он хитрый, навороченный и очень необычный. Готовы нырнуть в этот омут, в котором черти – чуть ли не самые безобидные обитатели? Тогда ныряйте – я вам даже немного завидую.

Оценка : 8
«Возлюби дальнего»
–  [ 4 ]  +

VovaZ, 19 февраля 2017 г. в 13:53

В принципе, достойная попытка, хотя с и изрядным набором огрехов.

Наиболее проблематичной, пожалуй, вышла сама идея связать Мир Полдня с Улиткой, даже с частью «Лес». Ну никак не надевается сюрреалистический колорит, олицетворяющий, по-сути лемовское «ни всё и не везде создано для нас», на героев светлой и недоступной утопии. Автору приходится корёжить образы героев, ломать мотивацию решений и поступков, допускать массу сюжетных натяжек и нелепостей. А всё равно, не идёт. Трещит по швам. А уж маячащая на горизонте часть «Управление», вообще превращает идею в нелепость.

Вторая проблема, невероятное усилия автора сохранить оригинальный колорит персонажей, не глядя на измененный им мир. В результате Горбовский, Поль и Мбога вышли такие горбовистые, полистые и мбожные, что куда-там Братьям. Диалоги, колорит, реплики... ни одной строчки даром, строго по оригинальному образу. А... «не верю». На совершаемые персонажами поступки никак не одеваются на их образы.

Прочлось с интересом, отрицать не стану.

Оценка : 7
«Зовущая тебя Вечность»
–  [ 4 ]  +

Кропус, 12 сентября 2016 г. в 21:27

Сюрреалистический бред. А основная мысль о том, что бессмертие это плохо, напоминает мне известную строчку из басни Крылова «На взгляд-то он хорош, да зелен»

Оценка : 3
«Театр братьев Стругацких»
–  [ 3 ]  +

swordenferz, 11 мая 2023 г. в 17:01

С любезного разрешения Аллы Кузнецовой размещаю ее отзыв на сборник:

В целом о сборнике можно сказать, что автор хорошо знаком с творчеством Стругацких (включая «Комментарии к пройденному», интервью и не только их), а также с биографией Стругацких (явно читал книги Скаландиса и других, а также, возможно, переписку Стругацких) — и с немалой долей фантазии использует полученные знания, сплетая ткань повествования.

Теперь по порядку.

«Возлюби дальнего» — тот самый вышеупомянутый редкий приличный фанфик по Стругацким, продолжение «Беспокойства». Под «приличным» я понимаю такой, который не пытается «сорвать покровы», «разоблачить» или «деконструировать», а вместо этого пытается передать атмосферу исходника; хорошо бы стилизовать под исходник; в идеале — вложить туда новые мысли, которых не постыдились бы Стругацкие... (Вы только что прочитали список моих претензий/пожеланий к ролевым играм — и не только по Стругацким). (Я понимаю, что многие со мной не согласятся.) Аккуратно вплетает упоминания истории Атоса (позже превратившуюся в историю Кандида и в таком виде широко известную). Отдельное спасибо за «Это был не бунт. Это была самооборона. Мы с Полем покусились на свободу воли киберуборщиков. Теперь этого не выдерживают даже машины.». Правда, я не согласна с посылом «что будет, если замечательные герои цикла все-таки столкнутся с нечто, что на данный момент не объяснимо Его Величеством Наукой». Точнее, с тем, что это значимая для Мира Полудня проблема. То есть «рациональность и научность Мира Полудня» от этого не покачнутся — наука не сегодня, так завтра сможет объяснить это необъяснимое (но появится другое необъяснимое, которое объяснят послезавтра, и т.д.). Опять же, не вижу проблемы и в том, что несколько сотен (на самом деле меньше) землян теперь способны выжить после смертельных травм (но только один раз). В сущности, вся история медицины из этого и состоит — как люди стали выживать после (ранее) смертельных травм и болезней. Или проблема не в выживании, а в том, что это лишь немногие?.. Ну и с «литиевым зарядом» я не согласна... Не верю я, что в том мире могли так поступить. (И тем не менее — по моим меркам это очень приличный фанфик, повторю.)

Далее. «Грех первородных». Развитие темы «люденов» с использованием мотивов «Жука в муравейнике» (группа «Йормала») и «Волны гасят ветер» (собственно людены). Психологическая драма идей — один из участников группы «Йормала» (собирающейся погрузиться на специально оборудованном звездолете в черную дыру, напоминаю) разочаровывается в этой идее и пытается убедить свою жену. По форме стилизовано довольно точно (документы и записи, все такое), по сюжету — это скорее заполнение лакуны (ибо о группе «Йормала» мы почти ничего не знаем, кроме того, что там были Абалкины; кстати, интересно, а что с их настоящим посмертным ребенком сделалось?)

Далее. «Бродячая группа Гран-Гиньоль». Продолжение «Пикника на обочине» (без примеси S.T.A.L.K.E.R.а, что уже радует). Как Зона перестала быть Зоной, а стала тем, чем была до Посещения. И весь хабар/артефакты — тоже. Шухарту повезло (наверное; рада за него), а вот Барбриджам, скажем, — не очень... Забавно смотрятся отсылки к другим произведениям Стругацких (как ни странно, они тут есть, и даже вполне уместны). И сюжетообразующая идея оригинальная (во всяком случае, такого мне не встречалось). Пожалуй, это будет еще одно добавление к моей коллекции «приличных фанфиков» («Грех первородных» я не очень поняла, надо бы перечитать...).

Часть следующая. «Произведения, где действуют сами братья Стругацкие в обличии своих литературных альтер-эго». Стругацкие переименованы в Рубацких (и слегка изменены названия произведений — «В стране багровых туч», например, но это как бы не единственный пример, так что я озадачена), и я все думаю — а стоило ли?.. Хотя, конечно, автору все равно виднее.

«Две путевки в Гагры». История одной поездки (точнее говоря, пути) в Дом творчества в Гаграх, щедро сдобренная фантасмагорией (и отсылками к другим произведениям Стругацких, благодаря чему создается впечатление, что многое, описанное у Стругацких как фантасмагория, на самом деле — суровая реальность) и экскурсами в историю СССР и в биографию Стругацких. Ну, не знаю. Насчет алкоголя и женщин — может быть, можно было и поменьше (впрочем, та же реплика относится к работам о биографии Стругацких). Хотя, конечно, опять же, автору оно виднее. И не менее конечно — не в этом суть истории. А вот в чем?..

«Этот фантастический мир: Пилотная серия, 90 мин.». Продолжение «Двух путевок в Гагры». Стилизованное под сценарий. Герои нам уже представлены, и теперь речь идет о прибытии и устройстве в Дом творчества. Это, так сказать, рамка произведения. Внутри ее — опять же, отсылки к различным произведениям Стругацких, от «Сказки о Тройке» до «Повести о дружбе и недружбе» Хотя на самом деле, пожалуй, в стиле «Улитки на склоне» (отсылки к которой тут тоже есть). Но это тоже рамка. Основная часть — история Саула Репнина «первой версии» (беглеца из Гулага), попавшего в 1960-е годы (или в 22 век?).. . Или написания «Попытки к бегству»?.. Или... Впрочем, это все сюжет. И фантасмагории находят там свое место — без объяснений, как и решили где-то в описываемое время Стругацкие. Любопытно, кстати, что в начале — еще до «исторического решения про объяснения» — попытка научного объяснения дается. Может быть, стоит рассматривать «Две путевки в Гагры» и «Этот фантастический мир» как дилогию?.. И сюжет у них общий? И мысль — тоже, учитывая, что Алевтина — библиотекарша, ответственная за книги, в т.ч. и не написанные пока, а также мотив «Улитки на склоне» (про главенство женщин в Управлении), получается что-то типа «кто владеет книгами — тот владеет и будущим»?.. Впрочем, это только одна из возможных трактовок.

(с) Алла Кузнецова

«Чёрный ферзь»
–  [ 3 ]  +

Кот Маргай, 14 апреля 2023 г. в 23:31

Сны сверхразума рождают чудовищ.

Кто в теме – по названию понимает, что это фантазия по мотивам нереализованного замысла Стругацких о приключениях Максима Каммерера в трех кругах Островной Империи. Сразу оговорим – конкретно данная фантазия весьма вольная, это не Полдень, а его сильно искаженное отражение.

Текст весьма мощный, но отнюдь не дружественный к читателю (во всяком случае, массовому) – и дело тут не столько в натурализме (коего хватает), сколько в сложности составления целостной картины происходящего. Где-то после второй главы становится ясно, что линейностью (а также монотонностью и дифференцируемостью) повествования даже не пахнет, отличить реальность от морока легко не получится и вообще легких ответов не ждите. Потом где-то к середине отрывки увязываются в некоторую условную систему (у меня текст сложился где-то на главе про Замарашку; оная глава кстати является вполне целостным рассказом, воспринимаемым отдельно от остального).

Действие происходит на планете Флакш, которую местные жители считают вогнутой, и в отличие от Саракша Стругацких, нельзя однозначно утверждать, что они неправы. Герой, единый в трех лицах, и нельзя однозначно утверждать, как эти лица соотносятся друг с другом. Молодой злой солдат Сворден, опытный злой контрразведчик Ферц и интеллигентный полуденный специалист по спрямлению чужих исторических путей Сворден Ферц. Можно предположить, что Сворден и Ферц – легенда Свордена Ферца, но и эта версия вызывает вопросы.

В финале некоторые ответы даются, они едва ли могут вселить уверенность, но сообщают некоторое интуитивное понимание. Еще небезынтересно читать авторский комментарий о том, что роман изначально задумывался как сон прогрессора Максима Каммерера, а в итоге оказался сном людена Тойво Глумова. Где-то на чтении этого комментария я понял, как могу для себя определить этот роман соотнести его с творчеством Стругацких. На мой взгляд «Черный ферзь» — это «Улитка на склоне» «Белого ферзя». Если бы АБС все-таки написали своего «Ферзя», а потом взяли и переделали его как «Беспокойство» в «Улитку» — вполне могло бы выйти нечто подобное.

В общем, — книга жесткая и сложная, не совсем моя как читателя, но весьма мощная и эстетичная.

Оценка : 7
«Прометей-66»
–  [ 3 ]  +

mputnik, 04 ноября 2022 г. в 11:43

Я так понимаю, что название — есть некая аллюзия-экивокия на киношку «Айболит-66». Там была революция в кинематографе: новая стилистика, отход от шаблонов, смелые авангардистские эксперименты и тп. Здесь — та же атмосфера. Но — несколько иной антураж.

Вот, что касаемо антуража, уважаемый потенциальный читатель — автор таки немножечко переборщил. И — жаль. Желание придать повествованию авангардистскую форму — испортило первоначальное более чем благожелательное впечатление.

Хотя сие — конечно же — ИМХО, всего лишь ИМХО, и ничего кроме ИМХО. Приглашаю тебя сформировать собственное впечатление. Но — всё же напомню: не шедевр. Чувство меры — автора подвело

Оценка : 6
«Анизотропное шоссе»
–  [ 3 ]  +

swordenferz, 25 октября 2020 г. в 07:14

Отзыв Константина Фрумкина:

Прочитал книгу с удовольствием. Автор — мастер работы с архетипами коллективного бессознательного нашего поколения. Играет на них, как на клавиатуре. К сожалению, оценить могут только представители соответствующих поколений.

«Анизотропное шоссе»
–  [ 3 ]  +

swordenferz, 21 октября 2020 г. в 06:08

Отзыв Дмитрия Казакова:

Книжно-рыночная ситуация нынче такова, что авторские сборники практически вымерли.

Вот и Михаилу Савеличеву пришлось издавать свою короткую и среднюю прозу за свой счет.

И я очень рад, что он это сделал, и сборник оказался у меня в руках.

Тексты внутри разные, тут и теологический киберпанк, и отрывок детской приключенческой повести, которую могли издать в альтернативном СССР 60-х, и дневник очень необычной девочки, и будни ксеноархеологов на Марсе, и генетический постап, смешанный с социальной фантастикой…

Чего уж точно нельзя найти в этой книге – так это банальности, набивших оскомину шаблонов.

Понятно, что в силу разнородности текстов они не могут одинаково понравиться, но любой ценитель умной, качественной фантастики найдет тут что-то свое, интересное, близкое.

Очень жалко, что сборник не шибко толстый, хотелось бы больше, но коллега Савеличев к счастью, пишет, и останавливаться не собирается, чему я очень рад.

Источник: https://kazbooks.com/mihail-savelichev-an...

«Анизотропное шоссе»
–  [ 3 ]  +

слОГ, 07 июля 2020 г. в 13:29

Учитывая тот факт, что сам автор говорит об этом сборнике, что все вещи вписываются в одну концепцию и сборник можно считать своего рода метаповестью (как у Дика метароман — ориентир конечно вызывает уважение, а вот насчет достижимости — вопрос другой) — это отзыв на метаповесть. Произведения Савеличева не раз номинировали на премию Новые горизонты, по мне, на данный момент это самая интересная премия. Так вот, во время прочтения Анизатропного шоссе, я не раз вспоминал один из отзывов на повесть Я, Братская ГЭС, которая была номинирована в прошлом году. Процитирую.

Андрей Василевский:

Я тут одного не понимаю: ЗАЧЕМ?

Вот такая короткая цитата, но до чего же по делу...

Вот, например, фильм «Карьера Димы Горина» 1961года (Автор родился в 1969 — просто к сведению). В главной роли Демьяненко, в одной из ролей второго плана Высоцкий, для которого это было первое заметное появление на экране. Сюжет: «Дмитрия Горина ожидает должность заведующего филиалом сберкассы. Но однажды он случайно выдаёт лишнюю сумму человеку, который работает в тайге на строительстве ЛЭП «Сибирь — Урал». Чтобы вернуть деньги, Дмитрию приходится отправиться в тайгу. Но в Москву он не торопится возвращаться. Дело в том, что он открывает для себя совсем другую жизнь, которая ему по душе, и встречает девушку, о которой мечтал» — дословно из Википедии. О чем повесть? Да практически о том же. И, да, есть восхищение атмосферой 60-х, тут бы автору вспомнить классику от Бестера, но мы уже пару поколений как должны жить при коммунизме, только что-то пошло не так... Зачем?

Пара хороших детских повестей — точнее хороших стилизаций, которые могут всегда быть приняты в тематические антологии «СССР в 2084 году», например. А куда ещё? И, зачем?

В августе 44-го в общем тоже только для такого рода антологий.

«Сервер господа моего» и «Шестьдесят смертей осевой Марии» некие поделки под киберпанк на тему классических рассказов. Когда лет ... цать назад я читал нечто подобное от А. Тюрина, это было забавно, а сейчас-то зачем? (на всякий случай для меня первоисточники Е.Чемеревский «Вариации на тему черепахи» и Брэдбери «Были они...») «Люди снятся городам», тут и Дивов недавний и Брэдбери давний и сюрреалистичный конец, который вызывает все тот же вопрос.

Синдром Федоры — ученый должен быть голодным и неустроенным, иначе не видать ему Открытия Века.

При всем этом, метаповесть очень хорошо написана. Я бы с удовольствием прочитал бы у этого автора еще несколько произведений, но прочитав другие отзывы и рецензии, я пока не могу ответить на вопрос «ЗАЧЕМ?».

Оценка : 5
«Чёрный ферзь»
–  [ 3 ]  +

БорЧ, 12 декабря 2018 г. в 00:36

Давно собирался взяться за этот роман... но, в итоге и с большим трудом, — смог прочитать только первые 4 главы... Если бы, дочитав, стал бы заполнять классификацию, — то определил бы роман как «Психоделика (Нечто странное и безумное)». Вполне допускаю, что это изощрённая (а может быть даже и гениальная) постмодернисткая игра, но, что называется — «не моё». Тест, особенно первая его глава, мне вызвал аллюзию к стихотворению Зинаиды Гиппиус:

«Всё кругом

Страшное, грубое, липкое, грязное, / Жестко-тупое, всегда безобразное,

Медленно рвущее, мелко-нечестное, / Скользкое, стыдное, низкое, тесное,

Явно довольное, тайно-блудливое, / Плоско-смешное и тошно-трусливое,

Вязко, болотно и тинно застойное, / Жизни и смерти равно недостойное,

Рабское, хамское, гнойное, черное, / Изредка серое, в сером упорное,

Вечно лежачее, дьявольски косное, / Глупое, сохлое, сонное, злостное,

Трупно-холодное, жалко-ничтожное, / Непереносное, ложное, ложное!..»

P.S.: Оценку на непрочитанное ставить, по правилам сайта, — права не имею, но (исключительно себе для памяти и да простит меня автор) в отзыве помечу как «6 или ниже» — слишком уж «не моё»...

«Возлюби дальнего»
–  [ 3 ]  +

lisa_alisa, 15 июня 2009 г. в 16:19

Мне очень понравилось. Хотелось почитать побольше про Леонида Горбовского — и эта повесть вся о нем. И о Пандоре. Как и главный герой, повесть получилась доброй и светлой. подкупает неимоверно).

Наверно, есть какие-то минусы, но в общей атмосфере ностальгии по продолжению цикла о 22 веке они забываются. Было бы здорово, если бы Михаил написал еще продолжения миров братьев Стругацких. У автора это отлично получается ;-)

Оценка : 10
«Постоянная Эйнштейна»
–  [ 2 ]  +

mputnik, 25 марта 2023 г. в 17:52

Ничего не понял. Вернее, все авторские посылы — восприняты без какого-либо напряга, ибо оное восприятие — не требует сколь-нибудь существенных ментальных усилий.

Непонятно другое: зачем так вычурно, путано и экзотически нетрадиционно? Масса словесных выкрутасов буквально на ровном месте. Зачем? Все это создаёт впечатление какой-то мыслительной тяжеловесности, излишней оригинальности и сутевой тупиковости — это ежели, подобно автору, избыточно витиевато выражаться.

Короче — негативное восприятие, уважаемый потенциальный читатель. Увы

Оценка : 3
«Грех первородных»
–  [ 2 ]  +

Darth_Veter, 21 сентября 2020 г. в 22:11

Крайне философский рассказ о пределах допустимости научного эксперимента. Группа ученых готовится погрузиться в недра «черной дыры». Как физик скажу, что это абсолютно глупый поступок. Все свойства релятивистского сингулярного объекта (в просторечии — «черной дыры») нам еще не известны. Но стараниями Чандрасекара, Эйнштейна, Шварцшильда, Керра и Хокинга мы узнали, что он представляет собой материальный объект (остаток звездного ядра) с плотностью вещества, значительно превышающей ядерную. А, поскольку ядерная плотность является наибольшей в нашей Вселенной, пространство вокруг коллапсара (сжавшихся остатков звезды) «прорывается» и замыкается само на себя, образуя односторонний трехмерный объект наподобие ленты Мебиуса. Говоря простым языком: вход в него возможен, а вот выхода оттуда (из-под гравитационного радиуса) нет. Да и вход имеется в виду как «возможность достижения радиуса Шварцшильда», т.е. чисто теоретическая возможность достичь условной поверхности «черной дыры». Теоретическая, потому как этот процесс растягивается в бесконечность и не завершается за всё время существования Вселенной (а не за миллиард лет, как у автора). При этом поверхности «черной дыры» достигнет не сам объект (человек, ракета), а только составляющее его вещество: мощнейшие приливные силы разорвут падающий объект даже не на атомы, а на кварки — мельчайшую составляющую материи. Как говорил Стивен Хокинг, достичь «черной дыры» может не сама материя, а заключенная в ней информация. Так что гравитационные сингулярности — это своеобразные вселенские накопители информации. В этом автор рассказа абсолютно прав, когда показывает нам внутренности «черной дыры» как гигантскую «машину времени», содержащую в себе записи всех событий с момента образования этого объекта. Только вот живого наблюдателя там быть никак не может! Впрочем, и неживого тоже. У физиков были какие-то надежды на вращающиеся «черные дыры» (приливные силы там намного меньше), но последние исследования Керра и Хокинга развеяли и эту иллюзию: законы сохранения энтропии и информации нарушить невозможно! Даже если наблюдатель останется жив после такого падения за «горизонт событий», никакой информации оттуда он передать не сумеет. Поэтому весь эксперимент бессмыслен — тут Павел Люденов прав. Странно, что к его мнению никто из ученых не прислушался, включая и его собственную жену. Такое впечатление, что у них вдруг разом отказал их разум! (о-ля-ля! да я Пушкин!)

Сюжет рассказа не столько фантастический (такой эксперимент невозможен в принципе), сколь философский. Автор просто хотел показать, что люди иногда настолько становятся чужими друг другу, что их разделяет целая вселенная, и чтобы сблизиться, требуется несколько «циклов» ее сжатия-расширения (автор говорит об этом более поэтически: «...попасть в ту мировую линию вселенной, в которой ты всё еще любишь его...»). Действительно, иногда нужно пройти всю Вселенную, чтобы понять, что по настоящему счастлив ты был лишь в самом начале...

-------------

ИТОГ: философская притча о счастье, смысле жизни и цене научного эксперимента. Явно не для развлекательного чтения. Оценка снижена за излишнюю фантастичность и нереальность описываемого эксперимента.

Оценка : 7
«Лабиринт для Минотавра»
–  [ 2 ]  +

Incnis Mrsi, 13 сентября 2020 г. в 16:17

Ну, прочёл автор кое-какие греческие мифы, НФ (от «Страны багровых туч» до киберпанка XXI века), и научился писать тексты сам. Не навык же писания (отдельно от содержания) называется серьёзной литературной деятельностью.

Знаете ли… профессионалы до сих пор пишут как следует, а не вываливают винегрет из прошлых культурных штампов.

«Крик родившихся завтра»
–  [ 2 ]  +

JenDo, 14 августа 2019 г. в 13:02

В этом романе увидели и сложность, и многослойность с глубиной, и непростую форму подачи, и спорный финал даже...

Еще свежесть.. Свежо...

Нет.

И еще раз — нет.

Никому не посоветовал бы и не порекомендовал читать сей труд. Дочитал, как говорится, из принципа, понадеявшись хотя бы в финале увидеть те самые скрытые смыслы и глубину, ну или хоть что нибудь бы увидеть... Или почуять свежесть...

И снова — нет. Увы.

Ни глубины, ни смысла, ни финала, ни свежести.

Дело даже не в том, что нужно иметь мозги или развитое воображение. Дело в том, что там нечего домысливать и воображать. Автор не дает никаких зацепок для этого. Намудрил, натуманил, да еще и Токио зачем то приплел. Видимо и правда автору нравится Япония — так почему бы и не добавить сей азиатский колорит в свой текст. Просто так. Без объяснений.

Оценивать не буду. Не понравилось.

«Чёрный ферзь»
–  [ 2 ]  +

Drovosek, 05 ноября 2009 г. в 21:20

Осилил со второй попытки. Есть в этом произведении что-то притягательное.

Его появлению на свет мы обязаны даже не творчеству Братьев Стругацких, а скорее «Солдатам Вавилона» Лазарчука. Такая же галиматья.

Оценка : 6
«Возлюби дальнего»
–  [ 2 ]  +

swordenferz, 16 сентября 2009 г. в 04:52

Спасибо, LENA56!;-) Если нравятся Стругацкие и нет отторжения против фанфиков, могу посоветовать читать выходящие сейчас книги в серии Миры Стругацких: Время учеников-XXI век 8-) Две книжки уже вышли, наклевывается еще пара — про приключения Каммерера в Островной империи и по Зоне и сталкерам. Должно быть интересно 8:-0

«Грех первородных»
–  [ 1 ]  +

Кропус, 04 мая 2022 г. в 08:35

Полностью согласен с автором относительно эксперимента с погружением в чёрную дыру. Он бессмыслен. Меня это резануло ещё при чтении «Жука». Но там это просто короткое упоминание. Авторам оно нужно, что бы легализовать Абалкина. Что бы он считался посмертным ребёнком. Хотя можно было бы придумать, что то другое. Но помниться, на этом моменте я недолго отложил текст и принялся ломать голову — зачем же они погрузились в «дыру», безвозвратно.

Оценка : 7
«Крик родившихся завтра»
–  [ 1 ]  +

george1109, 01 октября 2017 г. в 11:14

После «Красного космоса», прочитанного всего пару месяцев назад, на большую форму Михаила Савеличева меня не тянуло. Вроде бы, совершенно. Но уезжая отдыхать, финалиста премии «Новые горизонты-2017» в читалку скачал. (Выбор на тот момент, если честно, был не сильно велик). Решив, что запас карман не тянет, а домучивать текст никто заставлять не будет.

Ну… о «домучивании» речи не шло. Да и дочитывать никто не заставлял. Хотя иногда, от книги хотелось бежать. Цитируя автора, «Куда угодно. В никуда. Из страны идиотов в страну дураков».

Сразу скажу, что замечательно и абсолютно полно о «Крике…» высказались члены жюри премии. Там есть все, что я мог написать в отзыве. (http://newhorizonsf.ru/y2017/tomorrowland/). Приведу только одну фразу Валерия Иванченко, совершенно не раскрывающую подробностей, но отлично характеризующую все описываемое действо: «Сначала текст кажется простым, потом неприятным, потом непонятным, затем – чёрт знает чем, под конец – безумным».

От себя же добавлю только одно: что имеем? Новые горизонты литературы? Сомневаюсь. Разве что, опрокинутые горизонты вертикального прогресса.

P. S. Читать? Мало кто осилит, еще меньше – оценят.

Оценка : 5
«Зовущая тебя Вечность»
–  [ 1 ]  +

olpo70, 09 сентября 2016 г. в 23:28

Здорово! Я уже начал было разочаровываться в «Настоящей фантастике 2016». Но вот эта повесть убедила меня что я не прав.

Хаотичный сюжет не даёт скучать. Пока ты собираешься разобраться в философских рассуждениях о вечности, тут же раскрывается необычный и очень ярко описанный мир будущего, мир вечно живущих. А потом ты окунаешься в приключения двух мальчишек. События меняют друг друга с огромной скоростью. Нет трудно описать свои впечатления. Это надо прочитать и определиться самим.

Не могу не затронуть главную тему повести-вечность. Жить вечно это мечта. Но на долго ли? Сколько надо прожить что бы мечта стала проклятием? Какова цена вечности? Автор попытался дать ответы. И соглашаться с этими ответами или нет(повторюсь) решать каждому кто прочитает. Беритесь за эту повесть не пожалеете.

Оценка : 10
«Иероглиф»
–  [ 1 ]  +

Аркт, 09 декабря 2013 г. в 23:20

Не знаю. Знаком с произведениями, как минимум, четверти авторов российской фантастики. Более мутного бреда пока не встречал.

Оценка : 1
«Иероглиф»
–  [ 0 ]  +

Drovosek, 01 февраля 2010 г. в 22:58

И здесь полемика со Стругацкими... Это идефикс!

Удивляюсь автору — такая бездна таланта настолько бездарно израсходована!

Оценка : 7
«Возлюби дальнего»
–  [ 0 ]  +

Drovosek, 05 ноября 2009 г. в 21:35

Спасибо. Ничего более похожего на Стругацких не встречал.

Оценка : 9
«Возлюби дальнего»
–  [ 0 ]  +

LENA56, 14 сентября 2009 г. в 20:04

А мне тоже понравилось!

Хорошо так перемешаны любимые герои и любимые произведения, здорово наблюдать, как рождается, что-то совсем новое и в тоже время истинно стругацкое.

Заполнена еще одна лакуна — теперь понятно, почему Леонид Андреевич Горбовский выжил на Далекой Радуге. Признаться этот вопрос мучил меня давно и такое решение, кажется, вполне правдоподобным...

Оценка : 8
«Проба на излом»
–  [ -2 ]  +

unkas, 27 августа 2021 г. в 17:56

Непонятно...

Описание точь-в-точь совпадает с «Крик родившихся завтра». https://www.fantlab.ru/work778066

Это одна и та же книга?

«Возлюби дальнего»
–  [ -3 ]  +

swordenferz, 30 июня 2009 г. в 15:48

Спасибо за отзыв. Автор пишет и даже написал, но вот когда опубликуют — вопрос ;-)



⇑ Наверх