Анна Баркова

Лабораторная страница Анны Барковой — биография, библиография, перечень изданий, рейтинг произведений, отзывы пр. Подсказка book'ашки


 

Анна Баркова

Анна Баркова
Страна: Россия
Родилась: 3 июля 1901 г.
Умерла: 29 апреля 1976 г.

Псевдонимы:

Калика Перехожая



Анна Александровна Баркова [3(16).07.1901 — 29.04.1976] — русская поэтесса, прозаик, драматург.

Была пятым (и единственным выжившим) ребёнком в семье сторожа/швейцара Иваново-Вознесенской гимназии. Мать работала на текстильной фабрике и умерла рано. Анна отлично училась в гимназии, где работал её отец, с пяти лет много читала и рано начала писать, с 13 лет зарабатывала уроками.

Стихи публиковала с 16-ти лет, в 1918-1921 годах работала «хроникёром» в ивановской газете «Рабочий край» под руководством А.К. Воронского. Выступала в печати со стихами, которые были замечены и высоко оценены прежде всего «левой» критикой, на её стихи было обращено сочувственное внимание таких интеллектуалов-эстетов, как А. Блок, В. Брюсов. Луначарский писал ей: «Я вполне допускаю мысль, что Вы сделаетесь лучшей русской поэтессой за все пройденное время русской литературы». В 1922 году переезжает в Москву, поступает в руководимый В.Я. Брюсовым Литературно-художественный институт, но вскоре из него уходит. По приглашению А.В. Луначарского, два года работает у него помощником секретаря, но вследствие конфликта (вызванного её язвительными комментариями к тайнам кремлевского двора) покидает его секретариат. В 1924 году с помощью М.И. Ульяновой устраивается работать в «Правду», где иногда появляются ее заметки и стихи. Затем до 1929 года работает в «Сельколхозгизе».

В 1922 году выходит её единственная прижизненная книга стихов «Женщина» (с восторженным предисловием Луначарского), критики пишут о ней как об антиподе Ахматовой: «Россия раскололась на Ахматовых и Барковых». В следующем году отдельным изданием публикуется пьеса «Настасья Костёр», которая тоже получает полное одобрение советской власти. Начало 1920-х годов — вершина официального признания Барковой: её стихи становятся широко известны, о ней начинают говорить как о «пролетарской Ахматовой», выразительнице «женского лица» русской революции. Её лирика этих лет действительно глубоко оригинальна, она эффектно выражает мятежные (революционные и богоборческие) устремления «сражающейся женщины», виртуозно используя богатый арсенал поэтической техники (в частности, прочно утвердившиеся к тому времени в русской поэзии дольник и акцентный стих).

Но далее было всё уже не так: публиковать произведения, критикующие власть, естественно, не стали... Мятежная натура Барковой довольно быстро приводит её к глубокому конфликту с советской действительностью. Она не может найти себе место в официальных литературных и окололитературных структурах, т.к. обладает «излишней несдержанностью». Задолго до появления «кремлевского горца» она написала, к примеру, следующее: «Печален», «идеален», «спален», / Мусолил всяк до тошноты. / Теперь мы звучной рифмой «Сталин»/Зажмем критические рты». Баркову арестовали 25 декабря 1934 года – в начале массовых репрессий, связанных с «делом Кирова» из-за случайно брошенной фразы: убили, дескать, не того, кого надо, — и она проводит в Карлаге четыре года (1935—1939). Затем жила под надзором в разных городах России, пережила Великую Отечественную войну в Калуге, работала сторожем.

Но в 1947 году вновь была арестована, ей снова было предъявлено обвинение по статье 58-10. 16 февраля 1948 года судебная коллегия по уголовным делам огласила приговор: 10 лет лишения свободы с отбыванием в ИТЛ, поражение в правах на пять лет после отбытия наказания. И на этот раз заключают в лагерь в Инту, где она находится вплоть до января 1956 года, когда Анну Александровну освободили согласно указу об амнистии.

После освобождения много писала, но в 1957 году, несмотря на «оттепель», была в третий раз арестована. Против неё 13 ноября 1957 года УКГБ снова возбудило уголовное дело «по признакам статьи 54-10» (причина: донос и перехваченный на почте сатирический рассказ о Молотове). Анне Александровне было предъявлено обвинение в том, что она, дважды привлекавшаяся к уголовной ответственности, не отказалась от своих антисоветских убеждений. За «клеветнические измышления» в своём творчестве Баркова получает уже не сталинскую, а хрущевскую десятку и попадает в мордовские лагеря. В Озерлаге прошли ещё восемь лет.

По завершении своего «последнего срока» Баркову в 1965 году направляют в пос. Потьма Мордовской АССР в инвалидный дом, откуда она лишь в 1967 году получает (при содействии А. Твардовского и К. Федина) возможность вернуться в Москву, получила комнату в коммунальной квартире на Суворовском бульваре, была принята в Литфонд, ей назначили пенсию в 75 рублей. Каждое утро («как на работу»,— говорила она) шла в Дом книги на Калининском проспекте и всю свою пенсию тратила на книги. Они заполняли всю комнату. Подаренный кем-то старый холодильник никогда не включался: он тоже служил книжным шкафом.

Все эти годы Анна Баркова продолжает писать стихи, многие из которых достигают большой художественной силы и входят в число важнейших документов «лагерной литературы» советского периода. Несколько раз она пытается предложить их к публикации, получая всякий раз неизменный отказ с формулировкой: «Нет оптимизма, нет жизнеутверждающего начала».

Отрывок из письма 70-летней Барковой: «… Я предаюсь дьяволу иронии, бесу противоречия, духу неверия. Но не думайте, что небо мне совершено чуждо. Простите за цитату, но могу повторить вслед за Гейне: «Я не знаю, где кончается ирония и начинается небо». И вот эта сомнительная, коварно-насмешливая сторона любого явления, любой веры, любого убеждения и принципа – это первое, что я вижу и чувствую и против чего настораживаюсь. Стать выше ненависти? Стать выше 30 лет своего рабства, изгнанничества, преследований, гнусности всякого рода? Не могу! Я не святой человек. Я – просто человек. И только за это колесница истории 30 лет подминала меня под колеса. Но не раздавила окончательно. Оставила сильно искалеченной, но живой».

Поэтому Анна Баркова с полным правом могла с такой потрясающей пронзительностью написать о своём поколении и о себе:

«Героям нашего времени / Не двадцать, не тридцать лет.

Анна Баркова

Тем не выдержать нашего бремени, / Нет!

Мы герои, веку ровесники, / Совпадают у нас шаги.

Мы и жертвы, и провозвестники,/ И союзники, и враги.

Ворожили мы вместе с Блоком, / Занимались высоким трудом.

Золотистый хранили локон / И ходили в публичный дом.

Разрывали с народом узы / И к народу шли в должники.

Надевали толстовские блузы, / Вслед за Горьким брели в босяки.

Мы испробовали нагайки / Староверских казацких полков

И тюремные грызли пайки / У расчетливых большевиков.

Трепетали, завидя ромбы / И петлиц малиновый цвет,

От немецкой прятались бомбы, / На допросах твердили «нет».

Мы всё видели, так мы выжили, / Биты, стреляны, закалены,

Нашей Родины, злой и униженной, / Злые дочери и сыны.»

Умерла Анна Александровна от рака горла 29 апреля 1976 года — незадолго до кончины выскользнула из больничной палаты, спустилась с третьего этажа, доковыляла до выхода и потеряла сознание. Придя в себя, объяснила подбежавшим сестрам, что отстала от колонны: пыталась догнать. Эта женщина, всю жизнь отрицавшая Бога, попросила похоронить ее по православному обряду. Отпевали её в церкви Николы-Чудотворца в Хамовниках, урна с ее прахом захоронена на Николо-Архангельском кладбище. И лишь через четырнадцать лет после смерти стали выходить ее книги: несколько сборников стихов были изданы в Иванове и в Красноярске. Одно из наиболее полных изданий — книга «…Вечно не та» (М.: Фонд Сергея Дубова, 2002). «Языковая четкость ее стихов отражает достоинство, с которым эта женщина прошла тернистый путь, уготованный сотням тысяч людей». (В. Казак).

Фантастическое в творчестве автора:

К фантастическим темам Баркова была склонна всю жизнь. Начиная от фантастического рассказа «Стальной муж» (1926), до антиутопии «Освобождение Гынгуании» (1957) и повести «Восемь глав безумия» (1957), в которой современный Мефистофель в обличье бывшего советского служащего, пребывающего на пенсии и удящего рыбу в местном пруду, рассказывает, как он общался с министром сталинской госбезопасности и самим Адольфом Гитлером, предлагает совершить автору путешествие во времени и пространстве, и собеседники отправились в будущее, в его альтернативные варианты — либерально-демократический и милитаристско-коммунистический миры.

Литература:

— Татьяна Берниченко Опыт «камерной» лирики: гулаговская поэзия Анны Барковой.

— А.И.Михайлов // в словаре Русская литература ХХ века. М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005 — стр. 170-173

— В.Д.Панов. Обзор архивных следственных дел А.А.Барковой // Избранное. Из гулаговского архива. С.271-280.

©borch для fantlab.ru (по материалам сети)

Примечание к биографии:

  • Библиотека русской поэзии: Стихотворения Анны Барковой.

  • На сайте Сахаровского центра:

    Баркова А.А. Избранное : Из гулаговского архива

    Доднесь тяготеет. Вып.1. Записки нашей современницы — М.: Советский писатель, 1989. — 587 с. // стр.335-355


  • Официальный сайт: 



    Сортировка:
     Анна Баркова. Циклы произведений Рейтинг
     
    -
    -
    -
    • Вече  [= «Эй вы, русские глупые головы...»] (1992)
    -
    -
    • Кикиморы  [= «Ах, наверно, Иванушку сглазили...»] (1990)
    -
    -
    -
    -
    -
     Анна Баркова. Повести Рейтинг
    1992 Восемь глав безумия [июль-август 1957] 
     
    -
    1992 Как делается луна [май-июнь 1957] 
     
    -
     
    -
     Анна Баркова. Рассказы Рейтинг
    1926 Стальной муж [в первом издании указан как фантастическая повесть ] 
    4.25 (4)
    -
     
    -
    2009 «Стюдень» [1963] 
     
    -
     Анна Баркова. Документальные произведения Рейтинг
     
    -
     
    -
     
    -
     Анна Баркова. Поэзия Рейтинг
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
    1921 Амазонка   [= «Те глаза, что меня когда-то ласкали...»] 
     
    -
    1921 Грядущая   [= «Я мать, я мать несметных человечеств...»] 
     
    -
    1921 Губительный цветок   [= «Я, женщина, — твёрдый воин...»] 
     
    -
     
    -
    1921 Женщина   [= «Мои волосы слишком коротки...»] 
     
    -
    1921 Казнь 
    6.50 (2)
    -
    1 отз.
    1921 Контробандисты   [= «Долго, долго в город провозили...»] 
     
    -
     
    -
    1921 Мать 
     
    -
    1921 Милый враг   [= «У врагов на той стороне..»] 
    6.33 (3)
    -
    1 отз.
    1921 Пляс 
     
    -
     
    -
     
    -
    1921 Христос   [= «В алтаре отворённом темно...»] 
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
    9.00 (1)
    -
     
    -
    1922 Ветер 
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
    1922 Дом 
     
    -
    9.00 (1)
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
    1922 Плен 
     
    -
     
    -
    1922 Полюбите меня!   [= «Люди, я ваше порождение, / Дерзновенное ваше дитя...» ] 
     
    -
     
    -
    1922 Преступница   [= «Я преступница / я церкви взрываю...»] 
     
    -
    1922 Прокажённая   [= «Одинока я, прокажённая...»] 
    8.00 (1)
    -
     
    -
     
    -
     
    -
    1922 Ропот 
     
    -
     
    -
    1922 Сафо 
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
    1922 Суд 
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
    1923 Тигрица   [= «Я родилась слишком гибкой...»] 
     
    -
    9.00 (1)
    -
     
    -
     
    -
    1926 Русская любовь   [= «Разве это Парки и Норны?..»] 
     
    -
     
    -
     
    -
    9.00 (1)
    -
    8.00 (1)
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
    9.00 (1)
    -
     
    -
    9.00 (1)
    -
     
    -
    9.00 (1)
    -
     
    -
    1931 Командор   [= «Прорези морщин на бледном лбу...»] 
     
    -
    1931 Последний козырь   [= «Я знавала сухие слёзы...»] 
     
    -
    1931 Рифмы   [= «Печален, идеален, спален...»] 
    10.00 (1)
    -
    1931 Укротителям   [= «Корми щедрее. А на дверь...»] 
     
    -
     
    -
    8.00 (2)
    -
     
    -
     
    -
    10.00 (1)
    -
    1977 Герои нашего времени   [= «Героям нашего времени...»] [1952] 
    9.00 (1)
    -
    1977 Песня победителей   [= «Подайте нам, инвалидам!..»] [1946] 
     
    -
    1977 Старуха   [= «Нависла туча окаянная...»] [1952] 
    10.00 (1)
    -
    6.67 (3)
    -
     
    -
     
    -
    7.00 (2)
    -
     
    -
    1988 Благополучие раба   [= «И вот благополучие раба...»] 
    8.00 (3)
    -
    1988 В бараке   [= «Я не сплю. Заревели бураны...»] [1938] 
    9.00 (1)
    -
    1988 Тоска татарская   [= «Волжская тоска моя, татарская...»] 
    7.50 (2)
    -
     
    -
     
    -
     
    -
    9.00 (1)
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
    8.00 (1)
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
    1990 Атом 
     
    -
     
    -
    1990 Вера Фигнер   [= «Ветер мартовский, мартовский ветер...»] [1950] 
    10.00 (1)
    -
     
    -
    1990 Возвращение   [= «Вышел Иван из вагона...»] [1955] 
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
    1990 Жизнь 
     
    -
    1990 Инквизитор   [= «Я помню: согбенный позором...»] [1948] 
    9.00 (1)
    -
     
    -
    1990 Июль 
     
    -
    1990 Кикиморы   [= «Ах, наверно, Иванушку сглазили...»] [1954] 
     
    -
    1990 Лаконично   [= «Лаконично, прошу — лаконично. У читателя времени нет...»] [1965] 
     
    -
    1990 Ненависть к другу   [= «Болен всепрощающим недугом...»] [1955] 
     
    -
    1990 О возвышающем обмане   [= «Клочья мяса, пропитанные грязью...»] [1946] 
    10.00 (1)
    -
     
    -
     
    -
     
    -
    1990 Песня 
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
    1990 Русь   [= «Лошадьми татарскими топтана...»] [1954] 
     
    -
     
    -
    1990 Тоска российская   [= «Хмельная, потогонная...»] [13-14 декабря 1974] 
     
    -
    1990 Чёрная синева   [= «Сумерки холодные. Тоска...»] [1973] 
     
    -
    1990 Шутка   [= «В переулке арбатском кривом...»] [1975] 
     
    -
    1990 Я 
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
    9.50 (2)
    -
    10.00 (1)
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
    10.00 (1)
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
    1992 Вече   [= «Эй вы, русские глупые головы...»] [13 июля 1954] 
     
    -
    1992 Византийский дипломат   [= «Я теперь неведомый вития...»] [1938] 
     
    -
    1992 Во время прогулки   [= «Сегодня чужое веселье...»] [1955] 
     
    -
    1992 Гафиз   [= «Монахом жил всю жизнь Гафиз»] [1953] 
     
    -
    1992 Дантон   [= «Чёрную я вижу гильотину...»] [28-29 октября 1953] 
     
    -
    1992 Кромвель   [= «По господнему соизволенью...»] [осень 1953] 
     
    -
    1992 Лоэнгрин   [= «К стране моей мистической плыви...»] [14 октября 1953] 
     
    -
    1992 Платон   [= «Не допускать в республику поэтов...»] [26 октября 1953] 
     
    -
    1992 Похвала глупости   [= «Кабы в пёстром платье идиоткой...»] [12 июля 1954] 
     
    -
    1992 Предсмертные слова   [= «Какой актёр великий умирает!..»] [1938] 
     
    -
    1992 Пруссия   [= «Государство Прусское. Проза...»] [1954] 
     
    -
    1992 Робеспьер   [= «Камзол голубой. Цветок в петлице...»] [ноябрь 1953] 
    8.00 (1)
    -
    1992 Старенькая   [= «В душе моей какая-то сумятица...»] [24 августа 1954] 
     
    -
    1992 Тиберий   [= «В прошедшие века закрыты двери...»] [1938] 
     
    -
    1992 Фильм   [= «Я собственный фильм обратно кручу...»] [14 июля 1954] 
     
    -
    1992 Царь Иван   [= «Прошлое моё оставь...»] [9 июля 1954] 
     
    -
     
    -
     
    -
    9.00 (1)
    -
     
    -
     
    -
    8.00 (1)
    -
     
    -
    8.00 (1)
    -
     
    -
     
    -
    8.00 (1)
    -
     
    -
    7.00 (1)
    -
     
    -
     
    -
     
    -
    Заклятие   [= «Я в глаза твои загляну...»] [1974] 
     
    -
     
    -
    Надрывный романс   [= «Бродим тихо по снежной дороге...»] [1955] 
     
    -
    Отречение   [= «От веры или от неверия...»] [1971] 
     
    -
    Эмигранты   [= «Эмигранты внутренние, внешние...»] [1974] 
     
    -
     Анна Баркова. Пьесы Рейтинг
     
    -
     Анна Баркова. Эссе Рейтинг
    10.00 (1)
    -
     Анна Баркова. Сборники Рейтинг
    1922 Женщина [сборник стихов] 
     
    -
     Анна Баркова. Рецензии Рейтинг
     
    -
     
    -
     
    -
     
    -
     Анна Баркова. Незаконченные или неопубликованные произведения Рейтинг
    Дневник внука подпольного человека, не опубликовано [дневниковые записи юности] 
     
     
    Первая и вторая   [= Поэма о двух арестантках], поэма, не закончено 
     
    -
    Серое знамя, повесть, не опубликована [около 1927 г.] 
     
     
    Угроза бессмертия, рассказ, не опубликован [около 1965 г.] 
     
     


    Все отзывы на произведения автора (2 отзыва) | Все издания автора (14)


      Примечание

  • Стихи, написанные автором до её первого тюремного срока (по 1931 год включительно), но с не найденными пока перво-публикациями, датированы годом написания — с крайне высокой долей вероятности они были тогда же и опубликованы, но место публикации пока не установлено. В остальных случаях в библиографии указаны годы первых известных публикаций, а годы написания (как правило по «гулаговский архив» из этого издания), — даны в кв.скобках.

  • Стихи без указания года публикации — найдены только в сети.

  • Библиография публикаций в сборниках и периодических изданиях: Анна Баркова Неофициальная поэзия.

  • Издания автора в Генеральном алфавитном каталоге книг на русском языке РНБ (позиции 5-8)


  •   Исполнители

  • Составитель библиографии — borch

  • Куратор библиографии — borch


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.

  •   Формат рейтинга