fantlab ru

Все отзывы на произведения Семёна Слепынина

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Семён Слепынин «Фарсаны»

Stirmd, 23 апреля 2023 г. 13:50

Перечитал книжку, понравившуюся в далеком детстве. В целом по-прежнему нравится, хотя есть устаревшие вещи. Развитие технологий и знаний о Солнечной системе дает знать.

Одна сюжетная арка развивается на Земле, где после взрыва Тунгусского метеорита нашли и расшифровали кристалл с дневником инопланетянина Тонри-Ро, оставленный им для землян. Основная арка образована эти дневником, в котором описывается полет звездолета по Солнечной системе, причем уже на первых страницах Тонри подозревает, что на корабль проникли враждебные киборги. В рассказ вклиниваются воспоминания о Зургане, родной планете Тонри, которые он посчитал полезным для землян. На Зургане заселены полюса, где царит вечное лето, а три четверти поверхности занимает экваториальная пустыня, пересечь которую стало возможным только после появления воздушного транспорта. После этого полюса повоевали, Север победил и объединил планету. Также описываются роман Тонри Ро с красавицей-археологом Аэнной-Виан и бунт части шеронов, бывшего правящего сословия Юга, под предводительством Вир-Виана, отца Аэнны, Военной опорой мятежников стали изобретенные ими киборги, которых назвали фарсанами в честь военного сословия Юга, уничтоженного в ходе войны за объединение. Киборги получают внешность, манеры и воспоминания людей-прототипов, а люди при этом погибают. Убить киборгов можно оружием, наносящим механические повреждения, например, пулей, а лучевое оружие на них не действует. Фарсанов от людей кроме физической силы отличает отсутствие духовности и интуиции. В частности, они не могут создавать гениальные стихи и музыку.

Проблема, поднимаемая в повести, заключается в крайней сложности интеграции различных народов, сильно не похожих друг на друга. Чувствуется, что автор знаком с теориями развития человечества в виде обособленных цивилизаций, проходящих фазы расцвета и упадка (Данилевский, Шпенглер, Тойнби). При создании картины общества Юга явно использованы материалы по истории Древней Индии, в некоторых областях которой сословно-кастовый строй уживался с республиканским государством. Другой вопрос книги связан с целью межзвездных контактов. Идеей-фикс Вир-Виан является захватническая космическая экспансия с воссозданием в космическом масштабе аристократического строя, в котором зурганцы станут аристократией, а фарсаны – орудием экспансии. Все это якобы спасет разумные существа всей Вселенной от вырождения в условиях сытости и благополучия и гибели от космических катастроф.

К фантастическим постулатам книги относятся субсветовые скорости звездолета и наличие магнитно-волновых ванн, позволяющие космонавтам выдерживать чудовищные перегрузки и очень большие ускорения при наборе скорости.

Место положения Зурганы не указано. С учетом быстрого набора субсветовой скорости и указанной продолжительности полета (10 с лишним лет по времени корабля, 100 лет по времени планеты) Зургана может находиться в десятках световых лет от Солнца. В повести есть несогласованность хронологии событий прошлого и дневника по эре Зурганы.

Книгу стоит читать тем, кто хочет легкого, но неглупого чтения, причем готов простить некоторую старомодность повествования (технологии, вера в приход коммунизма с гармоничным развитием личности, свидания с девушкой, которые так и не кончились постелью).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
При повторном чтении кисло-сладкий финал кажется слишком предсказуемым.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Семён Слепынин «Сфера Разума»

dimixin, 27 января 2023 г. 12:23

Жаль, но я даже представить не могу когда смогут создать такую Сферу Разума. Не существует на сегодняшний день даже предпосылок к этому, не все ещё физические законы открыты, неизвестно, как мысль превратить в материю.

В этой книге описана просто невероятная Утопия, да, широкими мазками, да, мозаично, но какая это Утопия! Вот в таком мире и жить хочется. Для будущих читателей и читательниц — Миру Будущего в книге уделено немного времени, только воспоминания Василия Синцова, ментально связанного с главным героем. Основная линия — в темной части Сферы разума, в далеком прошлом, куда помещены все отвратительные герои, как произведений, так и фольклора. Описано всё с небольшим юмором, чётко в русле соцреализма.

Лебединая песня ушедшей эпохи.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Семён Слепынин «Мальчик из саванны»

Darth_Veter, 27 февраля 2022 г. 21:56

Начало повести, прямо скажу, меня очень обнадежило. Рассказ о современном человеке, вынужденном играть чужую роль в далеком прошлом, — сюжет очень привлекательный. Подобные мотивы составляют основу цикла романов Звягинцева «Одиссей покидает Итаку». Правда, в дальнейшем идея изжила себя и превратилась в некий фарс, но первых два романа были «на уровне». А у Слепынина вышло еще хуже: он не смог «удержать флаг» даже до конца данного произведения. Всё хорошо в нем только до сцены переселения «мальчика из саванны» в будущее. Дальше с романтикой «покорителей времени» покончено, и начинаются занудные будни необремененного ничем общества строителей коммунизма. Не обойден и традиционный для советской литературы вопрос о смысле жизни и поисках своего призвания. Всё это напрочь убивает первоначальную интригу, превращая изначально приключенское произведение в банальное производственное. Моральный посыл его мне понятен: даже человек из далекого прошлого найдет себе достойное место в коммунистическом Завтра. Но та ли это тема, что взволнует современного читателя? Даже ярый агитатор коммунистических идей Ефремов старался не выпячивать их на передний план, делая только фоном для приключенческой составляющей. Поэтому его «Туманность Андромеды» и «Час Быка» читаются запоем и оставляют крайне положительное впечатление. А вот у Слепынина чувство меры оказалось превышено, и потому с середины повести всякий интерес у взрослого читателя пропадает (у подростка он еще может остаться, т.к. главгерой произведения — тоже подросток). Так что вместо наклевывавшейся «восьмерки» вынужден сбавить обороты и поставить только «семерку».

----------

РЕЗЮМЕ: повесть о подростке каменного века, которому повезло перенестись на 38000 лет в будущее. Предназначено для детской аудитории.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Семён Слепынин «Второе пришествие»

Darth_Veter, 25 февраля 2022 г. 21:41

Большинство современных людей ни в какого бога уже не верит — такова плата за технический прогресс. Сложно сказать, стал ли наш мир от этого лучше. Мой дед был уверен, что стало хуже: раньше и баре, и голытьба одиниково боялись бога и потому были весьма осторожны в словах и поступках; пролетариям стало уже некого бояться, потому пороки человеческие выросли до космических масштабов. Религия — это опиум для народа, но одновременно и культура общения. Кто сегодня подаст нищему или обогреет бездомного? Интернет полнится просьбами о помощи и воззваниями к милосердию, но гордыня человеческая остается к ним глуха. А что, если бог — не выдумка, и каждое наше действие хорошо известно ему? Что станет он делать, когда настанет время Второго Пришествия? Вольная фантазия автора на данную тему куда шире обычных религиозных догматов и, скорее, напоминает целую философскую концепцию на тему «Что делать, если ты вдруг стал богом». Оказывается, не так прост божий удел! Перед ним уже не будут склоняться, как это бывало ранее, ни служители церкви, ни правители, ни (тем более) ученый люд. Скорее, он вызовет у них сильное подозрение как искусный мошенник. Следует ли ожидать иного в грешном мире? Вот придется ему доказывать свою аутентичность каждому встречному-поперечному. И еще не факт, что они ее примут! Герой повести попробовал многое: и хождение по воде, и воскрешение мертвых, и усмирение стихий. Но у образованного общества это вызвало улыбку, а не вовсе не священный трепет. Все дружно принялись обсуждать, как «этот мутант» проделывает свои «чудеса». Ученые даже симпозиум на эту тему открыли и предложили богу в нем участвовать. Репортеры обнаглели настолько, что стали задавать ему очень откровенные вопросы. Не мудрено, что бог растерялся и задумался, а так ли он велик на самом деле? В конце концов у него появился комплекс неполноценности, который разбудил давно дремавшую память...

В советское время повесть определенно отнесли бы к атеистическим произведениям. Но сегодня это, скорее, произведение философское, рассказывающее о том, как чувствуют себя люди со сверхспособностями. Вовсе не все из них принимают свою природу и становятся новыми пророками — кое-кто испугается своих способностей и постарается их не проявлять. Потому что расстояние от Добра до Зла не так уж и велико и весьма легко из Иисуса Христа превратиться в Иуду Искариота. А кому хочется стать иудой?

-------------

РЕЗЮМЕ: повесть, в очередной раз доказывающая справедливость высказывания АБС — «Трудно быть богом». Рекомендуется здравомыслящей части населения, не боящейся длинных философских размышлений.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Семён Слепынин «Фарсаны»

Darth_Veter, 24 февраля 2022 г. 23:54

Читая повесть во второй раз, я понял, что с высот нынешнего возраста она уже воспринимается не так красочно, как это было 30 лет назад. Из этого наблюдения я делаю вывод, что наиболее интересна она будет подросткам (по крайней мере, людям до 30 лет). Речь в повести идет о некой важной миссии звездолета с планеты Зургана, летящего в направлении Земли. Главной интригой является то, что его экипаж был кем-то подменен еще до старта...

Автор не скрывает, что пишет своеобразный ответ произведениям Казанцева и Лема, посвященным теме Тунгусского феномена. Ему кажется, что все особенности повалившего тайгу взрыва никак нельзя объяснить имеющимися гипотезами. Вот он и решил «домыслить» свою собственную. Только не стоит воспринимать ее серьезно: искусственный характер Тунгусского феномена разбирался довольно детально всеми, кому не лень — начиная с небезысвестного Кулика и кончая экспедицией «Космопоиска» во главе с Чернобровом. Ничего необычного обнаружено не было (имеется в виду — артефакты или нарушения законов природы). Всё больше фактов подтверждают гипотезу о кометной природе феномена. По крайней мере, энергетика взрыва и отстутсвие материальных останков хорошо укладываются в такую канву. Но автору, видать, по душе красивые сказки с полезной моралью. Что-то типа «Бронзовой птицы» или «Мальчиша-Кибальчиша». Только, в отличие от этих классических произведений, повести Слепынина не хватает убедительности либо, наоборот, она слишком уж серьезна.

История самой планеты Зурганы весьма тривиальна и скучна: два мира, два полюса, две морали — где-то мы подобное уже видали... Для завоевания интереса читателя явно не хватает новизны и драматизма. Не помогает делу даже противоречивый персонаж Вир-Виана, с которым у главгероя были близкие отношения. Философия у предводителя шеронов «склеена» из двух разнородных частей: из гипотезы Дрейка-Шкловского о медленном угасании развитых цивилизаций и теории расового превосходства арийской расы Ницше и Гобино. В нашей истории их ничего не связывает, ибо Великое Молчание Космоса — это чисто вымышленный феномен, не подтвержденный никакой теорией. Слепынин, наоборот, взял его за основу, чтобы выстроить такую общественную систему, которая бы хорошо вписалась в него. Не факт, что получилось это убедительно. Хотя лично я считаю справедливой мысль автора о том, что в деле покорения космоса важна не свобода, а именно диктатура (не обязательно военная). Вспомним, хотя бы, какую роль в нашей собственной космонавтике сыграли два диктатора — Хрущев и Королев. У американцев с их демократией вышел полный провал: из-за постоянных споров и обсуждений они потеряли темп и инициативу и вплоть до высадки на Луну в 1969 году ничего важного в космосе не сделали. Прав автор и в том, что сытная жизнь отвращает людей от поисков истины, превращая всех в тривиальных обывателей и потребителей. Только трудности и неустроенность жизни заставляют общество двигаться вперед и ввысь. Автор намеренно доводит свою философию до абсурда, пытаясь скрестить ее с философией нацизма и фашизма, что на самом деле не следует по логике вещей.

Очень много в произведении надуманного и специально подстроенного — начиная от смутного подозрения капитана корабля, что в его экипаж попали фарсаны, и кончая выборочными флэшбеками о последних событиях на Зургане. Расписывать их нет смысла — это раскроет часть сюжета и нарушит авторский замысел постепенной подачи необходимой информации. Молодежь такими вопросами задаваться не будет — вот отчего я решил, что повесть предназначалась именно такой аудитории.

Напоследок о двух интересных моментах. Первый касается названия родной планеты космолетчиков. Что вам напоминает такое имя, как Зургана? Для меня лично оно очень похоже на Зурбаган Александра Грина. Где же расположен этот космический Зурбаган? Это как раз второе. Исходя из текста (десять лет полета при 100 лет на родной планете) и формулы релятивистких скоростей, следует, что Зургана отстоит от Земли где-то на 3 световых года. Но любой знаток астрономии скажет вам, что это полный бред, т.к. на таком расстоянии нет ни одной звезды! Ближайшая из звезд — Альфа Кентавра С (или просто Проксима) — расположена в полтора раза дальше (4,3 световых года). Тут автор явно поленился выполнить простейшие вычисления и потому «сел в лужу» с результатом. Товарищи писатели! Думайте (и считайте) лучше, если хотите, чтобы вам верили и не критиковали.

--------------

РЕЗЮМЕ: очередная литературная версия известного Тунгусского феномена, сдобренная философией диктатуры космической экспансии. Больше подходит подросткам, нежели вьедливым знатокам фантастики и науки.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Семён Слепынин «Тини, где ты?»

Darth_Veter, 26 января 2022 г. 21:10

Еще один образец подростковой фантастики времен СССР, во многом предвосхищающий тему романа «Сфера разума». Простой обыватель 20-го века случайно на рыбалке знакомится с девочкой, которая так же случайно прибыла из далекого будущего. Нет-нет, это вовсе не Алиса Селезнева! Ее зовут куда причудливее — Тини Тау. Такие у них там, в будущем, имена. Наверное, автор взял пример с «Туманности Андромеды» (помните Дар Ветра и Эрга Ноора?). Тини всего 12 лет, но она довольно умна и знает куда больше обычного советского школьника. Даже взрослому с ней непросто беседовать по отдельным вопросам. Например, по поводу школьного образования. Здесь автор придерживается той же системы, что была описана им в «Сфере разума» — естественное обучение детей на конкретных примерах и в конкретном месте планеты. Если б СССР просуществовал еще лет 50, вполне вероятно, что так бы и случилось на самом деле. А пока юная девчонка из будущего шокирует своими откровениями взрослого человека из своего прошлого. Впрочем, рассказ явно предназначался сверстникам этой самой Тини, чтоб они были в курсе грядущих изменений и «видели свет в конце тоннеля». Жаль, что того «светлого будущего» не случилось, а оно само превратилось в одну из альтернативных вселенных нашего мира, разошедшуюся с ним в злопамятном 1991 году.

-------------

РЕЗЮМЕ: рассказ-предвестник «Сферы разума», содержащий черновые наброски прогрессивной системы обучения в далеком будущем. Читать нужно сразу после романа, как это и организовано в авторском сборнике.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Семён Слепынин «Сфера Разума»

Darth_Veter, 25 января 2022 г. 21:44

Характерный образец социальной подростковой фантастики социалистического типа, написанный в последний год существования Советского Союза. Философия и мораль этого романа еще несут в себе старые шаблоны «поучательной истории», которую пионервожатые рассказывали своим подопечным при свете артековского костра. Разум некоего «прожигателя жизни» из Франции 20-го века переносят в далекое будущее Земли, чтобы с его помощью разведать альтернативный мир прошлого, в котором осели «темные» представители мировой истории — как реальной, так и вымышленной, литературной. Эта метавселенная Зла является побочным эффектом создания прогрессивной Сферы Разума — интерактивной биосферы, помогающей людям двигаться по линии прогресса.

Идея в стиле «Что делать?» Чернышевского и «Утопии» Томаса Мора. В идеальном будущем Слепынина давно изжиты все человеческие недостатки, и объединившиеся (в коммунизме) народы свободно и радостно познают и покоряют окружающий мир. Впрочем, не покоряют, а разумно сосуществуют с ним. Сфера Разума стала своеобразной базой данных человеческой истории и одновременно универсальным интерфейсом взаимодействия с мировым Разумом. Обучение детей происходит не в тесных и душных классах, а «на природе» — в конкретных локациях планеты (не только географических, но и временнЫх). В процессе задействованы не только вполне реальные педагоги, но и фантазмы — вымышленные существа типа водяных, океанид или валькирий. Каждый из них отвечает за вполне конкретную сторону морали формирующейся личности, чтобы в итоге сформировать то, что в эпоху социализма называли ВГРЛ — всесторонне и гармонично развитая личность. Я и сам еще хорошо помню, как тщательно и скрупулезно подбиралась тогда школьная программа, из которой безжалостно выбрасывали весь негатив и пессимизм (за исключением Достоевского, пожалуй). В принципе, вполне здравая политика: мы тогда чувствовали себя самыми счастливыми людьми на свете, перед которыми открывались все дороги этого мира. Так что светлый и приподнятый фон романа — вовсе не бравада или фальшивая патетика, а некая идеальная модель советского будущего, как она мыслилась с рубежа середины 80-х годов. Как противовес такой философии упомянут (мельком) мир «продажного капитала» — мрачный, грязный, отравленный отходами производства и людской ненавистью. Именно благодаря ему и появилась эта «отрыжка» в далеком прошлом, которую исследует главгерой. Зачем? Для того, чтобы точнее навести на нее «орудия» Сферы Разума и тотально зачистить. С точки зрения идеологии коммунизма всё ясно, но ума не приложу, как можно «зачистить» отрицательных литературных героев? Ведь любое произведение без подобных персонажей сразу же теряет всю свою поучающую силу и смысл. Иван-дурак и Геракл не стали бы легендарными героями, если б не противостояли злу и несправедливости. Попробуйте себе представить русский фольклор без бабы Яги и Змея Горыныча, а англо-саксонские саги без драконов, гномов и троллей. Во что бы они тогда превратились и стали б такими же популярными? Я сильно в этом сомневаюсь! Единственный способ извлечь из Зла пользу — представить его в пародийном, глуповатом виде. Как вам жизнь Кощея Бессмертного, которая находится на кончике иглы, которая помещена в яйцо, которое, в свою очередь, помещено в утку, которая... Попробуйте прочесть эту длинную тираду, не улыбнувшись! В народном фольклоре всё работало на силу Добра и потому воспитывало нормальных людей. А чему, к примеру, могут научить комиксные герои Marvel, мы можем увидеть, взглянув на современное поколение смартфонных рабов и любителей панк-рэпа. Что называется, найдите десять отличий...

Во время чтения никак не мог отделаться от чувства острой ностальгии по ушедшим временам, когда деревья были выше, небо — голубей, а жизнь — спокойней и беззаботней. Даже француз Пьер Гранье понял это, изменив свое отношение к жизни под воздействием совершенного им путешествия в будущее. Физически оставшись сыном своего века, он ментально превратился в своего антипода Василия Синцова, образ которого оказался более притягательным и для читателя (несмотря на все свои недостатки). Печально, что сегодня уже не воспитывают на подобных героях, выбросив из школьной программы Павку Корчагина, юных молодогвардейцев и «настоящего человека» Бориса Полевого. Ей-богу, без них в нашей литературе стало слишком пусто и тоскливо! Похождения Пьера Гранье лишний раз подтверждают простую истину: мир, в котором нет места Добру, становится самым настоящим Адом без какого-либо права на надежду.

------------

РЕЗЮМЕ: последний представитель «социалистического реализма» в фантастике рассказывает о мире «светлого будущего» как о сказке с поучительной моралью и счастливым концом. Рекомендуется молодому поколению в качестве наглядного пособия по философии ВГРЛ.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Семён Слепынин «Звёздные берега»

Darth_Veter, 8 января 2022 г. 22:20

Довольно сложное и слегка занудное повествование о путешествии в мир противо-Вселенной. Экипаж звездолета «Орел» в результате аварии попадает в разрыв пространства и оказывается в совершенно иной вселенной, время в которой идет в обратном направлении. Там люди встречают странную техногенную цивилизацию, где власть захватил искусственный разум (Абсолют). Как и положено в подобных случаях, этот разум решил, что для дальнейшей эволюции люди ему совсем не нужны... Первая треть романа вполне читаема и чем-то напомнила мне ранние произведения Гуляковского. А вот дальше начинается та самая нудятина, о которой я уже упомянул. Герой вторично возвращается на Хабор, планету победившей техногенной революции, и действие фактически останавливается, увязая в сотне бессмысленных диалогов и философских рассуждений. Искусственный интеллект, превративший в «песок» все население планеты, никак не может справиться с одиноким и полностью сбитым с толка человеком, который не помнит своего прошлого. Как же так?? Даже самоуверенный герой фильма «Вспомнить всё», попавший в аналогичную ситуацию, меняет свои убеждения и переходит на сторону повстанцев, которых по идее он должен был уничтожить. А тут потерявший память астронавт упорно цепляется за давно забытые идеи о всеобщем равенстве и братстве... Не верю, сказал бы Станиславский. Потому что память — это всё, кто мы есть на самом деле. Если тебе вложить новую память, ты даже не заметишь этой процедуры и будушь считать себя тем, чей образ записан у тебя в мозгах. И никакие угрызения совести не будут тебя мучить даже по ночам. Так что эта «война одиночки против системы» кажется мне неубедительной и сильно смахивает на сюжетный «рояль». Тем более, что объединенный флот двух планет так и не смог прорвать блокаду Хабора. В конце романа чувствуется, что автор и сам устал от своего творения: приключенческая составляющая практически исчезает, уступая место описаниям вполне мирных сцен на Земле вкупе с вернувшимися воспоминаниями героя. Никакого секрета в них нет, так что интрига постепенно сходит на нет, и даже вторжение в противо-Вселенную не сильно помогает ее вернуть. Особенно затянутой показалась мне сцена лекции «Парадокс странника», рассказывающая об истории возникновения нашего мира. Зачем было уделять ей столько времени? Кроме того, сильно устарели уже и размышления автора об обществе всеобщего равенства, которое сделало все народы одной дружной семьей (шотландец берет русскую замуж, а негры комфортно чувствуют себя на Чукотском космодроме). Что и говорить — чистая утопия! Если бы была немного попроще, можно было печатать в «Пионерской правде» с продолжением. Впрочем, и «Уральский следопыт» тоже сойдет. Яркого впечатления от прочтения не остается, т.к. сознанию особо не за что зацепиться: сюжет вторичен, персонажи блеклые, мысли как из учебника истории КПСС, а финал намекает на продолжение действий на далекой планете Глория, которая, судя по всему, избрала аналогичный путь техногенного развития. Если вас не страшат подобного рода недостатки, вас ожидают пять часов познавательного чтения.

-----------

РЕЗЮМЕ: антиутопия на тему общества, перешагнувшего через «красную черту» техногенного развития. Впрочем, приключениям в нем отведено менее половины объема романа.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Семён Слепынин «Фарсаны»

bazyazya, 10 июля 2021 г. 21:08

Прочитал в детстве классе в пятом. И вот сейчас снова перечитал. Судя по количеству отзывов очень недооцененное произведения. Автор материалист и верит в коммунизм. Если дело касается будущего, то и я в это верю. Книга читается легко. Тунгусский метеорит здесь просто к месту пришёлся, книга не обо этом. Я почему-то долго думал, что если я знаю, кто такие фарсаны, то и все знают, кто это такие.) Детский максимализм... Увы, но это не так. Повесть очень хорошая. Рекомендую.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Семён Слепынин «Фарсаны»

montakvir7511, 10 мая 2020 г. 21:11

Мне так понравился предыдущий отзыв, что решил я в одной строке дополнить этот шедевр.

Вот не сойти мне с этого места, читал довольно много произведений о Тунгусском метеорите, но эта повесть самое лучшее, оригинальное, трогательное и по-настоящему человечное обоснование того, что же на самом деле произошло сто с лишним лет назад в районе Подкаменной Тунгусски.

И кто скажет, что в СССР не было качественной и умной научной фантастики? Вот она — со всеми атрибутами жанра, от звездолетов и мимикрирующих под человека роботов до глобальной проблемы и не менее глобального решения. Настолько глобального, что только благодаря ему человечество еще существует.

Среди таких людей, как главный герой, стоит жить.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Семён Слепынин «Мальчик из саванны»

LinaSaks, 10 мая 2020 г. 09:50

Мальчик из саванны — наверное, самое серьезное произведение автора в этом сборнике (читала сборник «Фарсаны» и вот рецензию на весь сборник разделила по произведениям.). Оно серьезно не тем, о чем или как написано, а скорее концентрацией и того и другого.

У нас тут много психологии, много мук творчества, мук взросления. Себя найти не просто в своем времени, а тут оказаться среди сверхрасы со своими скудными, казалось бы, познаниями каменного века. Приходится пройти сквозь много страданий и открытий чтобы понять, что ты достоин тоже называться человеком сверхрасы. Поиск себя, своих людей, своей семьи, которая заключается не в крови. Тут каждую минуту учеба, рассуждение, страх и маленькие победы. Тут любовь и дружба. Тут страх человека и как оказывается человека из любого времени. Нет ничего индивидуального в страхе, у нас у каждого он как под копирку, значит и бороться с ним можно по подсказке книжной.

Сильное произведение, потому что оно о каждом из нас.

Автор удивительно красиво пишет, так что найдите время прочитать его повести.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Семён Слепынин «Второе пришествие»

LinaSaks, 10 мая 2020 г. 09:49

Второе пришествие — уже не первый раз фантасты обращаются к такой грандиозной фигуре как Иисус. Но это всегда истории не о человеке, а об уме человечества, о человечности. Вот и Слепынин обратился к «богу».

До чего же красиво рассуждает автор именно о любви к человеку, о человеческих качествах. Его рассуждения о том, что же делает нас нами, тем большим ЧЕЛОВЕКОМ, каким мы на самом деле хотим быть и одновременно он указывает и на наши недостатки. Трогательно и порой больно читать эту историю, пусть в ней есть юмор, но в ней есть и правда, которая как обычно горька. Но все же эта история дивно хороша, и тем как человек думает и то как он принимает и исправляет ошибки и то, какие они люди, которые имеют ум и пользуются им и про дружбу — это ведь всегда красиво. Этой историей можно зачитаться.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Семён Слепынин «Фарсаны»

LinaSaks, 10 мая 2020 г. 09:48

Разговоры о Человеке.

Давайте начну с того, что мне нравится научная фантастика и особенно Ефремова. И когда я нахожу что-то такое же светлое, направленное к высшим идеалам, то счастью моему нет предела. Еще я люблю удивительный мир литературы СССР тем, что книги печатались не только в Москве и Ленинграде, по всей стране были большие издательства и писатель из Пемзы, Красноярска, Иркутска, Свердловска мог оказаться оцененным и напечатанным, и его могли узнать после не только в его области или крае, но и по всей стране. Лукьяненко между прочим вылез благодаря Красноярскому издательству, но честно говоря, то что я читала мне жуть как не понравилось, какой-то он убогий. Но тут не о нем, конечно разговор, а об удивительном Слепынине, авторе, которого первым узнал Свердловск.

Фарсаны — начнем с того, что это произведение 1966 года и похоже первое у автора. В нем очень много отсылок к произведениям Ефремова. Возникают такие же восхитительные танцующие девы, такие же разговоры о красоте и значение красоты. Мысли о человеке, и кто он. Это дивно красиво читать, но чувствуется повтор, не совсем свое. Хотя, когда возникают мысли автора, переработанные в себе, то это выглядит очень красиво, уникально и при этом это все еще продолжение того мира, что создавал Ефремов.

Если говорить кратко о сюжете, то тут у нас имеется планета, в которой беляки захотели все же еще раз власти и превратить не таких как они (фашинюги проклятые) в рабов и себе в помощь сделали роботов, которых не отличить от людей. Но не отличить только потому что они собирают информацию о человеке с самого человека, из его мозга и тем самым убивают живых людей. У роботов цель одна — завоевание.

И если на планете нашего главного героя получилось победить эту мерзость упустив только одного фарсана (название робота), то сама опасность все же осталась, потому что этот робот оказался тем, кто производит подобных себе, а тут полет на нашу Землю — просто волшебный случай для фарсана и вот он оказывается на корабле, летящем сквозь космос к Земле.

Самым интересным в этой истории является то, как командир корабля относится к людям. Ведь только его любовь к ним, внимание, то как он на них смотрит помогло ему понять, что перед ним не люди, а роботы. Это удивительно следить за тем, как человек слышит отсутствие человека, то насколько он был действительно внимателен к тем, кто был рядом с ним. И его любовь к живому и разумному так велика, что он делает все возможное для тех, кого даже не увидит никогда и спасает удивительную для него Голубую планету. Для нас это лишь тунгусский феномен, для него наши жизни, спасенные от порабощения.

Красивейшее произведение о прекраснейшем порыве души человека.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Семён Слепынин «Звёздные берега»

240580, 13 февраля 2020 г. 13:15

Первое, что поразило в произведении – космологические идеи, а также литературные решения, которые вообще не вписываются в свое время. Слепынин, не употребляя слов «темная материя» и «темная энергия» (в то время ученые только подходили к пониманию сути этих явлений), описывает колоссальные возможности трансвакуумных путешествий, временные парадоксы, ряд физических явлений. Матчасть очень и очень на уровне (так и хочется сказать – опередил свое время). Если же говорить о литературной составляющей, то поражает нетипичная для советской фантастики и, я бы сказал, свежая для современного читателя стилистика – практически киберпанк и полухоррор в изображении антиутопического общества. Затрагивается и тема трансгуманизма в оригинальной трактовке.

По жанру роман чем-то напоминает «Час быка». Это когда антиутопия и утопия подаются в одной обертке. Но тут мы имеем дело с чем-то совершенно особенным. Если Ефремов акцентировал свое внимание на противопоставлении социально-экономических укладов двух миров и (как следствие) моральных устоев людей эпохи коммунизма (землян) и «развитого капитализма» (тормансиан), то тут данная тема практически не затрагивается.

Где-то до 80% объема книги сюжет держит на очень крепком крючке. Две интриги, которые раскрываются в конце книги – что же такое Абсолют, которому преклоняются все жители планеты Харда, и является ли сама Харда вариантом будущего Земли – главные загадки, которые предстоит разгадать героям романа.

Почему «Звездные берега»? Автор исходит из своей концепции симметрии (или двоичности) Вселенной. Плюс-гравитационная и минус-гравитационная вселенные словно два берега, между которыми протекает необъятный океан вакуума.

Автор поднимает очень давнюю проблему «творение восстает против творца» (несколько более широкий вариант «восстания машин») но в новом ракурсе. Социальная верхушка Харды использовала для упрощения процессов управления и производства некую кибернетическую систему. В нее была заложена программа, которая должна была гармонизировать общество. Как и следовало того ожидать, что-то пошло не так и кибернетическая система вышла из-под контроля и стала автономной, но продолжала «усовершенствование». Была введена насильственная уравниловка, причем вплоть до бытовых мелочей, любое выражение индивидуальности не приветствовалось. Тысячи представителей творческих профессий и ученых были брошены за решетку. Люди даже сами не заметили, как стали рабами обезличенного Великого Генератора…

Вся логика произведения подводит к тому, что земляне должны освободить своих иновселенных братьев, однако… Понятно, что по сюжету, они интеллектуально не так сильны, как Абсолют, однако полумеры, которые были предприняты, оставляют ощущение некоей недосказанности и неоконченности.

Немного разочаровали пассажи в духе Сафроновых («Внуки наших внуков») и Лема («Магелланово облако»). Непонятно, зачем было писать о «квантовых солнцах» на полюсах или о пальмах на Таймыре? В то же самое время, естественные лесостепь и тайга Урала описаны предельно убедительно. Зачем было переписывать генокод цветов, чтобы они звуками отзывались на присутствие человека? По-моему, тут Слепынин сделал шаг назад, к романам «ближнего прицела» 1950-х, когда вечные льды плавили и великие реки поворачивали. По сути, автор противоречит сам себе, ведь имеет место не гармония с природой, а ее переделка под свои нужды.

Вывод. Книга эта – настоящая научная фантастика, более того – Литература. Данная вещь — из тех, которые заставляют думать, восторгаться, спорить, но ни в коем случае не оставляют равнодушным.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Семён Слепынин «Фарсаны»

vaq2018, 24 июля 2019 г. 20:18

Это произведение о том , как на далекой планете появляется свой «гитлер»(есть и сверхраса), который с помощью биороботов, им созданных, решает захватить власть над своей планетой , а в перспективе и во всех других открываемых мирах.

Корабль летит к Земле и капитан выясняет, что он один на корабле человек. А у биороботов-фарсанов программа захватить планету, создав копии -двойники людей. Что же ему делать, капитану. Он пишет на кристалле дневник, где все излагает в надежде, что его, дневник, найдут люди. А корабль взрывает.( Взрыв тунгусского метеорита).

Не знаю , что тут жуткого, и в чём какая — то жестокость.

Оценка -10

Оценка: 10
– [  2  ] +

Семён Слепынин «Звёздные берега»

mikereader, 24 июня 2019 г. 05:21

Что-то мне не везет последние время на фантастику. Третья книга подряд без живых персонажей и со скомканной историей. Единственная причина, по которой я дочитал «Звёздные берега», — мне было интересно, чем закончится в целом. Но и тут автор меня разочаровал — он просто забыл про конец. Бросил в середине. Как если бы «Матрица» закончилась на выходе Нео в реальный мир. Зря только время потратил.

Потому что и герои здесь ужасны. Повествование постоянно мечется туда-сюда, нигде нет никаких зацепок. Вот я тут, вот тут, а вот вернулся, а вот опять там. Нет времени писать про путешествия между мирами, у нас тут на очереди в 100-й раз лирика на тему поющего горшка! Да на фига он мне? Опишите лучше, что с персонажем-то происходит нормально!!! Во второй половине хочется просто пропускать все скопления описаний обыденности, кроме раздражения они ничего не генерируют.

Да и остальное здесь не доставляет удовольствия. Все какое-то высокопарное, раз глаза, значит глубокие, светящиеся интеллектом, манящие. Читаешь как в паутине, тянет назад эта тягомотина. Зачем рассказывать, почему персонаж хочет смотреть на закат, просто вот он стоит и смотрит, и смотрит, а небо раскидывается, и раскидывается, и раскидывается.... бла бла бла...

Я вообще-то люблю советскую фантастику, где ученые, неозабоченные денежными вопросами, всеми силами бросаются на решение загадок вселенной. Но тут и этого нет. Напряжение ума? В одном абзаце поставили проблему, в следующем уже решили, а сэкономленное время потратим на что? На тормозную лирику, как раскидывается небо, и раскидывается, и раскидывается... и со звездами... и без...

Вот зачем ввели двойников? Есть люди в совершенно разных мирах, которые похожи, и что из этого? Как это связано? Как это странное маловероятное совпадение влияет на происходящее? Кстати, а где дублеры других людей? Или это уникальное явление? Сколько же парадоксов можно было придумать на эту тему, а автор просто забил!

В общем, невнятная книга с персонажами, на которых плевать, с идеями, которые не развиваются и не приходят к логическом концу, с мутным медленным повествованием, от которого хочется сбежать, которое тем не менее ухитряется проглатывать кучи возможно интересных событий и деталей, а на поверхность всплывает лишь утомляющий мусор из банальностей.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Семён Слепынин «Звёздные берега»

VovaZ, 27 сентября 2017 г. 11:12

На мой взгляд, прекрасно, дамы и господа.

1974 год, расцвет соцреализма, целая эпоха до киберпанка и «матриц-шматриц», и такой потрясающий уровень фантазии и предвидения.

Очень жаль, что столь замечательный автор НФ остался непризнанным до конца жизни.

Совковую цензуру можно понять, тут заложена мина на уровне Оруэлла. Вражье общество, культивируемое киберазумом основано на общей уравниловке, запрете персонального творчества, а общество светлого будущего — на уважении прав и творческого развития отдельно взятой личности. Налицо подмена понятий. Кроме того, бесстыдно забыта роль КПСС, что в середине 70-х было недопустимо. :)

Из отрицательных черт романа могу, чисто формально, отметить несколько логических сюжетных ошибок, и совершенно плоские (уж таковы традиции НФ литературы тех времён) персонажи. Однако, на удовольствие от прочтения это никак не повлияло.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Семён Слепынин «Звёздные берега»

satol, 22 ноября 2015 г. 13:44

Первая серьезная книга, которую я прочитал в детстве, наверное классе во втором. Первый раз читал очень долго, по тогдашним ощущениям почти бесконечно. А потом снова и снова. Нет другой книги из всей той прочитанной тысячи, которые я бы перечитывал так часто. Я вообще не очень люблю перечитывать книги, но Звездные берега тянут. И идеальный мир человечества будущего и технократия Абсолюта. И очень хочется узнать те тайны, что уже никогда не раскроются, про Глорию и про Незнакомку и про судьбу экипажа.

Наверное где-то среди бесконечных миров все также стоит на чужой Луне звездолет «Орел» и все также смеется Хабор: «Га! Га! Провокатор!».

Возможно по современным меркам книга немного наивная, но уж без сомнения, великолепная.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Семён Слепынин «Паломники бесконечности»

mogzonec, 15 июня 2015 г. 11:57

У Слепынина очень интересна поэтика фантастики. Порой мне кажется, что в этом он близок украинцу Олесю Берднику. Слепынин моделирует свои миры, опираясь на уже известные формы и приемы фантастических допущений — солнечные паруса, использование энергетических потоков и прочих фантастических явлений в открытом космосе, и делает это очень-очень обыденно, привычно, Поэтому, читая этот роман, меньше всего задумываешься над сверхфантастическими механизмами, а больше наблюдаешь за необычными приключениями героев, за тем, как они реализуют свои обязательства и ответственность перед миром и людьми.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Семён Слепынин «Фарсаны»

тессилуч, 11 марта 2015 г. 03:00

По подписке получил первый раз «Уральский следопыт», а там такая «забойная» повесть , как «Фарсаны». Оказала на меня довольно страшноватое впечатление, но увлекательна. Впоследствии в юности перечитал-опять понравилась. Является начальным этапом творчества автора. Оказалась одной из причин продолжать знакомство с журналом.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Семён Слепынин «Звёздные берега»

Kpa6e, 10 декабря 2014 г. 09:47

У книги есть 2 главных проблемы: отсутствие сопереживания главному герою и остальным персонажам и отсутствие какой либо интриги в концовке.

В мире электронной гармонии все люди уже давно порабощены и перестали быть людьми, а те кто из высшего руководства и еще сохранил остатки свободы выбора и мышления, давно смирились с положением дел и не оказывают противодействия.

В мире природной гармонии — все счастливы, выращивают цветочки и загорают на солнышке. Будущее этого мира светло и безоблачно.

Но над всем этим еще стоит главный герой. Похоже что тренировки перед полетом в далекий космос на столько закалили его, что в результате он так же потерял что-то человеческое, стал как бы аморфным и безвольным. Отсутствует какое либо сопротивление течению событий с его стороны.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Попал в город машинного будущего — походил, пожрал биомассу, посмотрел на звезды, поспал на улице (его все устраивает — он бы мог так всю жизнь). Попал в райские сады — походил, пожрал рыбы, посмотрел на траву, поспал в лесу (тоже все отлично). Попал на рудники — покопал, послушал стихи, поспал и т.д.

Сюжет книги, словно описанные в ней параллельные вселенные, течет мимо героя/ сквозь него — они не взаимодействуют!!!

Другая проблема книги — это отсутствие неожиданного поворота.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Все таки путешествия во времени просят какого-то сложного хода с атакой на врага путем воздействия из прошлого с целью изменения действительности, как со стороны абсолюта, так и наоборот. Или засланный гг должен был оказаться троянским конем, который бы активировался на всепланетной лекции и перевел всех слушателей в «абсолют». На протяжении всей второй половины книги ждешь чего-то большего и сложного, но НЕТ.

В итоге.

первая половина произведения — антиутопия, сильно напоминает «Возвращенье со свезд» Лема — за нее смело ставлю 9 баллов.

вторая половина — утопия. Читать не интересно — ставлю 3 балла.

еще балл можно накинуть за интересную теорию рождения и строения всленной.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Семён Слепынин «Звёздные берега»

СтаХ 61, 20 августа 2014 г. 08:25

Прочитал отзывы и полностью согласен со всеми. Автор до сих пор недооценён, а произведения обязательно надо экранизировать. Только режиссёр должен дружить с головой!

Оценка: 10
– [  5  ] +

Семён Слепынин «Фарсаны»

A.Ch, 19 июля 2014 г. 19:47

Попытка получения искусственного человека, перенос внешности и внутреннего содержания живого на машину. Влияние искусства на человека и может ли машина писать стихи?

Хорошим художественным элементом является параллельность рассказов или история в истории. Дневник, который читают почти наши современники, записанный чуждым и похожим на нас существом.

Похожие произведения? Своей паранойей и замкнутым пространством, недоверием членов экипажа друг к другу напоминает “Кто ты?” Кэмпбелла, историей развития и гибели цивилизации – “Приход ночи” Азимова, охотой за искусственными людьми – “Мечтают ли андроиды об электроовцах?” Дика.

Гуманизм без пафоса. Жестокий, но необходимый.

P.S. Заметили ли Вы, что даже сами инопланетяне называют себя людьми, “человеками”?

Оценка: 8
– [  8  ] +

Семён Слепынин «Звёздные берега»

тессилуч, 31 мая 2014 г. 21:14

Прочел сначала в Уральском следопыте, затем купил книгу. Варианты значительно отличались и были написаны увлекательно. По моему лучшее произведение автора о борьбе коммунизма и технократии. Вполне актуальна для молодежи. Сейчас такую литературу не пишут.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Семён Слепынин «Фарсаны»

Alex_Zim, 3 декабря 2012 г. 10:07

Достаточно многогранное произведение!

Тут, и тайна знаменитого «тунгусского метеорита» (с соответствующими находками в тайге), и длительный межзвездный перелет (со «странными» взаимоотношениями членов экипажа, вплоть до «хотим убить, но не можем»), и история иного мира (его становление, развитие, войны, герои- и антигерои-одиночки), которая имела все шансы расширить свое, как положительное, так и негативное влияние, на нашу «старушку» Землю.

Творческой удачей стоит признать формирование образов и «технических характеристик» по сути своей киборгов — фарсанов (и это — по дате выхода — в 1966 г.), которые не просто стремятся к достижению запрограммированных целей, но и обладают достаточно своеобразной свободой поведения — «повторения».

Да, временами чувствуется, что автору есть над чем работать — иногда сюжету не хватает динамики повествования — но стоит взглянут на год написания повести и становится понятным, что такое может быть объяснено. И объяснено не только тем, что это первое творение писателя, но и глубоким интересом, присутствовавшим тогда у многих творителей (в последствии названных Мэтрами жанра) к человеческим мыслям и побуждениям, к объяснению истинных мотивов поведения, и не только людей...

Оценка: 9
– [  12  ] +

Семён Слепынин «Мальчик из саванны»

Бывший, 27 сентября 2012 г. 21:00

Часто вспоминаю эту прекрасную повесть. Конечно она безнадежно наивна для нашего времени. Вера в светлое начало в человеческой природе не замутненное какими-либо сомнениями, без малейшего намека на ироничную усмешку вообще странно смотрится в современном мире. Это добрая книга с путешествиями во времени, историей взросления неандертальского мальчика в коммунистическом мире будущего, про творческие муки талантливого художника. В общем гремучая смесь Патруля времени, Гражданина галлактики и Гоий Фейхтвангера исполненная в полном соответствии с канонами советской научной фантастики.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Семён Слепынин «Фарсаны»

dimwap, 18 апреля 2012 г. 01:52

Читал в Уральском следопыте, наконец нашел, четверть века спустя. Перечитываю сейчас многое из того, что запомнилось в детстве)

Оценка: 9
– [  8  ] +

Семён Слепынин «Звёздные берега»

Avex, 29 марта 2012 г. 16:52

Нашего человека хлебом не корми, дай только вляпаться в какую-нибудь авантюру. Унесёт его к альтаирским чертям на кулички, и вернувшись, он уже не узнает родную планету. Земля ли это? Конечно, миром правят не обезьяны (а кто?), но неужели эти изнеженные скучающие создания — далёкие потомки? Этот дешёвый электрический рай — Земля? По давней традиции, герои начинают действовать: ведь очевидно же, что нужно внедриться в чужое гестапо и всё это дело как следует раз-ва-лить...

Сегодня, когда сюжет волнует меньше всего, недостатки сразу бросаются в глаза:

/ целевая группа — исключительно подростки.

/ сюжет развлекающий — советский приключенческий треш, неожиданно вошедший в моду у коллекционеров последнее время.

/ наивное и бесхитростное разделение на «чёрное» и «белое», без полутонов и красок: шаржированный загнивающий Запад и пасторальная утопия родных осин — с берёзками, балалайками, коммунизмом и с запахом таёжного костра.

/ схематичность персонажей. их поступки не объясняются никакой логикой, а везение зашкаливает всякие пределы: в нужный момент в кармане героя окажется пропуск-выручалочка, и встретятся люди, способные пролить свет на всё происходящее.

/ научности практически никакой. советские тины вообще предпочитали не перегруженные наукой и философией приключения. подавай им «Срубить крест», «Сезон туманов», «Далийский вариант» или вообще какие-нибудь «Битые козыри», просто повалять дурака.

/ язык тоже слабая сторона этой повести: бледный, стандартный, без особой поэтичности — всего лишь мягкий поролон, обвивающий проволоку сюжета-каркаса.

Достоинства:

/ немодная нынче вера в доброе начало у человека.

/ небольшой объём — читается буквально за пару часов.

/ ещё один личный «плюс», перевешивающий для меня многое: это одна из первых самостоятельно прочитанных НФ-книг. во времена книжного дефицита она имелась в любой библиотеке, и поэтому перечитывалась снова и снова. читано-перечитано столько раз, что одно только название прочно ассоциируется со старой обложкой — одинокий космонавт бредёт по красноватым пескам, а витающий силуэт подсказывает первую фразу: «Видения...»

Антиутопическая часть читалась не в пример интересней. И хотя показывался гибрид фашистского режима и Запада, памятники вождю, лозунги («Болезней тысячи, а здоровье одно», «Человек — клубок диких змей») наводили совсем на другие мысли. Изнанка технического прогресса, когда люди становятся ненужными винтиками техносферы и подлежат утилизации, сегодня напоминает «Матрицу».

...Да, это вам не в булочную на такси съездить!

После такого, наверное, многие не захотят даже открывать книгу — время ушло безвозвратно, а ностальгическая дрожь пробирает далеко не всех. И всё же, попробуйте, если хотите знать, что представляла собой обычная советская фантастика из глубинки — с романтикой межзвездных перелётов, с чётким разделением на добро и зло... Надежда — наш компас земной!

Наверное, стоило бы поставить оценку 4 или 5. И всё же, добавляю ещё балл — первая любовь не забывается, ей мы готовы простить многое, если не всё.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Семён Слепынин «Фарсаны»

uralov, 7 ноября 2011 г. 21:06

Эх, читал в детстве запоем...

+10

А ведь, чёрт возьми, она (повесть) хорошо написана и совсем не устарела!

Впрочем, герои (я имею ввиду людей, отдающих свою жизнь за других не в книжных бою или драке) сейчас не в моде.

...

...

А всё же жутко:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Мне пришлось видеть пленных фарсанов. Между собой они были связаны цепями. Под охраной людей, вооруженных старинным огнестрельным оружием, плен ных вели в особое здание. Там их подвергали дополнительной луческопии: люди боялись, что среди фарсанов мог случайно оказаться настоящий человек. Наиболее совершенных, воспроизводящих фарсанов демонтировали на отдельные блоки, которые отправляли в лаборатории для исследований. Остальных уничтожали.

Фарсаны, наделенные системой самосохранения, боялись уничтожения не меньше, чем мы страшимся смерти. Их лица изображали неподдельный ужас.

В толпе таких же зевак, как я, было немало людей, которые смотрели на пленных фарсанов с участием и состраданием.

— Эо, Тонри! — услышал я приветствие. В колонне пленных я увидел высокую атлетическую фигуру Эфери-Рау.

— Эо, Тонри! — повторил фарсан. Я не ответил на приветствие.

— Тонри, — заговорил фарсан. — Ты пользуешься большим влиянием в Совете Астронавтики. Спаси меня. Клянусь, я буду тебе хорошим и преданным слугой.

Я отвернулся, ничего не ответив. Звон цепей и крик ярости заставил меня снова посмотреть в сторону Эфери-Рау. Делая огромные усилия, фарсан пытался освободиться от кандалов. Жилы на его руках вздулись, лицо покраснело. Наконец фарсану удалось сделать почти невероятное: он разорвал кандалы и опутывающие его цепи. Эфери-Рау бросился на охрану. Одного человека он схватил за руку и сломал ее с такой легкостью, как будто это была соломинка. Раздался выстрел. Завопив от боли, фарсан схватился за голову и закружился на одном месте. Еще несколько выстрелов — и фарсан Эфери-Рау упал. На меня эта сцена произвела тяжелое впечатление».

...

После «Терминатора»... человекам не хочется думать об этом.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Семён Слепынин «Звёздные берега»

АРАКС, 23 апреля 2011 г. 13:15

Роман до сих пор актуален, он просто просится на экранизацию, с 3-D графикой, он может спокойно быть в одном ряду со «Звездными Войнами», «Дозоры» отдыхают

Оценка: 10
– [  11  ] +

Семён Слепынин «Звёздные берега»

евгений 6, 29 марта 2011 г. 14:13

Звёздные берега... Пожалуй,это самое лучшее проиведение на тему коммунистического будущего,и противопостовление его развитой демократии,или как в романе,технократии-выводы можно делать уже сейчас.Сокращённый вариант выигрывал за счёт динамизма.И очень органично вплетается тема любви представителей разных цивилизаций.Это настоящая фантастика,особый стиль повествования ,который был присущ почему-то представителям Урала и Сибири. Звёздный странник-два потрёпанных журнала,найденных мною в далёком 1981 году в пункте рпиёма макулатуры,навсегда отдали моё сердце фантастике,и не проходит и года,что-бы я не перечитывал этэт роман,каждый раз открывая в нём что-то новое

Оценка: 10
– [  12  ] +

Семён Слепынин «Звёздные берега»

Nour, 23 октября 2010 г. 22:09

Я получил «Звездные берега» в подарок от школы в 1976ом году, в связи со вступлением в комсомол.

До окончании школы я прочел эту повесть несколько раз, находя каждый раз что то новое и интересное.

Недавно, спустя уже более тридцати лет, прочел её ещё раз.

Просто поразительно как автор мог так точно угадать и описать стремительное наступление компьютерной эпохи, тупиковость и несовершенство человеческой биомассы перед бессмертным электронным разумом созданным руками самого человека.

В другом, в параллельном мире электрон уже давно поработил человека, но герои Слепынина находятся ещё в гармонии со свом разумным детищем.

Очень добрая и очень недооцененная книга.

Не побоюсь сказать что это одно из самых лучших и очень глубокомысленных фантастических произведений.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Семён Слепынин «Сфера Разума»

glorfin, 20 июля 2010 г. 11:39

Читал в Уральском следопыте. Понравилось развитие идеи Вернадского о ноосфере. Юмор очень даже присутствует, временами Понедельник начинается в субботу напоминает!

Оценка: 9
– [  4  ] +

Семён Слепынин «Тини, где ты?»

Kosh, 1 ноября 2009 г. 12:47

Как говорится на вкус и на цвет... Мне рассказ понравился, может ностальгия по старой доброй фантастике проснулась..

Оценка: нет
– [  6  ] +

Семён Слепынин «Звёздные берега»

Kosh, 1 ноября 2009 г. 12:40

Всенепременнейше согласен. :beer:Безусловно, «Звёздные Берега» относится к немногим произведениям, что называется «на века». Действительно научная фантастика с большой буквы! Жаль, что автор умер :weep:

Оценка: нет
– [  1  ] +

Семён Слепынин «Сфера Разума»

Kosh, 1 ноября 2009 г. 12:35

Особенно в «Сфере Разума» понравилось сюжетная взаимосвязь с «Паломниками Бесконечности»: возникновение самой «Сферы» как результата деятельности Руди Свенсона, изложенной в «Паломниках», завораживающие звуки пастушьей свирели по утрам. С Д, Артаньяном вот только автор не совсем удачно поступил..

Оценка: нет
– [  5  ] +

Семён Слепынин «Паломники бесконечности»

Kosh, 1 ноября 2009 г. 12:26

Один из моих любимых романов, который было приятно читать и перечитывать!!:glasses: Каждый раз, когда читал его, открывалось что — то новое, особенное. Казалось бы столь масштабные события, как тепловая смерть Вселенной, автором умело и правильно рассматриваются на«фоне» простой сельской дороги, звуков пастушьей свирели и метаний человеческой души в поисках смысла жизни. :smile:

Оценка: нет
– [  5  ] +

Семён Слепынин «Тини, где ты?»

Sawwin, 23 сентября 2009 г. 20:52

Семён Слепынин – писатель третьего ряда, ничем о себе не заявивший и практически забытый в настоящее время. Конечно, в годы фантастического голода, когда всякое слово с грифом «НФ» было на вес золота, читали и Слепынина – а куда было деться? Точно помню, что читал у него роман «Фарсаны», читал и ещё что-то, но не вспомню прочитанного даже под страхом смертной казни. Не перечитывать же скучный роман, ради того, чтобы выставить ему оценку… А небольшой рассказик можно и перечитать, тем более, что в памяти не сохранилось ничегошеньки. Вот, перечитал и, покуда сия пустышка вновь не улетучилась из памяти, предупреждаю всех и прочих: «Не читайте, не надо». Ничего в этом рассказе нет, ни хорошего, ни дурного. Тысячу первый раз рассказывается, как человек, отправившись на рыбалку, повстречал… нет, не инопланетянку, а гостью из будущего. Сказанное -- не спойлер, то, что Тинни прибыла из будущего, сообщается на первой странице. Далее следует краткая экскурсия в светлое послезавтра, сопровождаемая вздохами: «Это строго запрещено показывать…» и успокоительными заверениями: «Всё равно мне никто не поверит».

И всё, рассказ на этом закончен. Такое ещё можно было читать в 1959 году, но двадцать лет спустя подобный сюжет смотрелся просто неприлично.

Вообще-то полагается, чтобы у автора при написании художественного произведения, имелась сверхзадача, а у самого рассказа – хотя бы второй уровень восприятия, но в данном случае ничего подобного не наблюдается. Рассказ прост и скучен, как изложение, написанное троечником. Теперь, спрашивается: чего ради он писался, зачем был опубликован и, главное, на кой ляд я его читал?

Оценка: 5
– [  6  ] +

Семён Слепынин «Звёздные берега»

Чапай, 4 апреля 2009 г. 00:10

Роман просто отличный! Каждый год его перечитываю и не приедается. Вот по таким произведениям нужно ставить х/ф, а не разным там «Ночным дозорам»...:dont:

Оценка: 10
– [  12  ] +

Семён Слепынин «Звёздные берега»

Павел73, 11 марта 2009 г. 19:34

Одна из самых любимых моих книг. Я, можно сказать, вырос на ней. На мой взгляд, лучшее из всех фантастических произведений о будущем. Уникальная особенность в том, что это и утопия и антиутопия одновременно. К тому же ещё и весьма актуальная в свете последних десятилетий. Главное: в ней показано не только, как нельзя, но и как надо. И книга очень добрая. Читая её, испытываешь странное тёплое чувство. Ощущение такое, что у большинства героев были реальные прототипы, настолько живыми их изображает автор. «Туманность Андромеды», например, или «Час Быка» такого впечатления не создают. Очень жаль, что автора больше нет :frown:.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Семён Слепынин «Звёздные берега»

Миля, 3 февраля 2009 г. 17:20

Очень люблю это замечательное произведение! :love:

Перечитывала его много раз и каждый раз открывала для себя что-то новое.

Согласна с другими отзывами на эту книгу, молодцы те люди, что дают такую оценку! :beer:

Оценка: 10
– [  12  ] +

Семён Слепынин «Звёздные берега»

видфара, 18 января 2009 г. 12:23

По-моему, это одна из недооценённых книг советской эпохи. А ведь впечатление производит глубокое! Конечно, сейчас в тексте выпирает «обязательная критика» западного общества, но с другой стороны — что, мы сами теперь не испытали на своей шкуре все его сомнительные прелести?! «Звёздные берега» масштабны не только путешествиями в космосе, здесь подняты проблемы, сопоставимые с проблемами «Обитаемого острова» братьев Стругацких!

Отличная фантастика. Жаль, что этот роман давно не переиздавали...

Оценка: 9
– [  3  ] +

Семён Слепынин «Звёздные берега»

Misericord, 22 октября 2008 г. 08:48

прочел в детстве, очень понравилась

Оценка: 9
– [  3  ] +

Семён Слепынин «Мальчик из саванны»

DanilovAndre, 6 сентября 2008 г. 15:42

Прочитал в далеком голодном (до книг) детстве, но даже сейчас с удовольствием перечитываю её иногда.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Семён Слепынин «Звёздные берега»

DanilovAndre, 6 сентября 2008 г. 15:40

Отличная фантастика. интересный сюжет. прочитал её ещё в дестве, но до сих пор иногда перечитываю.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Семён Слепынин «Мальчик из саванны»

vasilisa_p, 15 марта 2008 г. 12:29

Повесть из детства. Я ею зачитывалась, и сейчас люблю. Добрая, немножко (с точки зрения сегодняшнего дня) наивная, но очень славная книжка. Заставляет думать, в отличие от многих современных «раскрученных» книг. Когда мой сын подрастет, обязательно дам почитать

Оценка: 7
– [  8  ] +

Семён Слепынин «Мальчик из саванны»

zarya, 27 января 2008 г. 21:37

Я читал эту повесть в «Уральском следопыте» и сейчас помню не так уж хорошо. Лучше всего запомнился недалёкий робот, пытавшийся делать вид, будто разбирается в искусстве (а запал в память именно он, в частности, потому, что при чтении этого эпизода я впервые задумался над разницей между красотой и красивостью). Классический образец советской фантастики, не лишённый своих достоинств и во всяком случае — добрый, но литературно слабоватый.

Оценка: 5
⇑ Наверх