fantlab ru

Все отзывы на произведения Руслана Бирюшева

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Руслан Бирюшев «Первая летняя ночь»

Lilian, 31 марта 20:40

Милая, добрая зарисовка о море, эльфийке и целой человеческой жизни, которая проходит перед её глазами. История совместных плаваний, пронесенной через года дружбы и чего-то мимолётного, что так и не случилось. Миг перед глазами главной героини — но от того не менее важный.

Финал цикличен и вызывает лёгкую улыбку.

Рассказ этот — часть незнакомой мне истории, но на восприятие это почти не влияет.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Руслан Бирюшев «Холодное солнце»

Zombie 1st class, 1 марта 21:57

Любопытное ответвление от основного цикла – средних размеров повесть и несколько косвенно прилегающих к ней маленьких рассказиков, действие которых происходит в далеком будущем описанного ранее фэнтези-мира. В центре истории хорошо уже знакомая нам эльфийка Вэлрия, но уже на склоне своей многовековой и богатой событиями жизни.

Рассказы представляются совершенно необязательным чтивом, некоторые вообще выглядят как виньетки/зарисовки, потому перечислять их отдельно здесь не буду. «Холодное солнце» интереснее – читал его онгоингом. Это такой своеобразный скандинавский нуар в декорациях городского фэнтези. От первого взят мрачно-пасмурный настрой, повышенная степень гримдарка и заявка на больший реализм (понятно, что с изрядными оговорками). От второго – тема фэнтезийного мира, где технологический уровень дорос до примерно XX века. Естественно, есть некая художественная условность, которую использует 90% авторов, пишущих о вымышленных вселенных: прямое копирование всяческих бытовых, культурных, и прочих реалий с единственного известного нам мира. Ну т.е. антуражем является вполне узнаваемая Швеция/Норвегия 1960х-70х годов, только с альтернативной топонимикой и небольшими фантастическими допущениями – как то: присутствие эльфов и наличие слабо-выраженной магии, которая после событий основных произведений цикла на протяжении столетий угасала (с тенденцией к полному исчезновению).

Главная героиня, перепробовавшая едва ли не все возможные жизненные пути и ветки прокачки статов, ныне работает научным консультантом и иногда частным детективом в столице небольшой северной страны. Впрочем, даже не ради денег, а скорее так, для души («был бы я царем, я б еще немножечко шил...»). Тут знакомые из ментуры ее подключают к необычному делу – в городе происходит серия похищений и ритуализированных убийств детей, орудует то ли маньяк, то ли целая банда демонопоклонников. А недавно еще и мелкого эльфёнка украли, что вообще дичайший ахтунг и повод для дипломатического скандала. Как водится в таких историях, в действительности все окажется не так, как на самом деле, а в расследовании главное не выйти на самих себя.

Можно безусловно похвалить за наличие каких-то более серьезных тем, чем традиционное приключалово. В частности, тема сверхдолголетия (де-факто бессмертия по человеческим меркам) причем в динамично-меняющемся мире вместо затяжного/вечного средневековья, каковым являются наиболее известные сеттинги меча и магии. С социальной и психологической точки зрения. Экшен, впрочем, тоже есть в достаточном количестве. Детективная интрига достаточно интересная. Присутствует несколько повышенный уровень жестокости и натуралистичности по сравнению с предшествующими вещами автора (по привычным мне меркам – довольно-таки средний, но я ужасы читаю обычно, так что это не показатель).

Это последняя история про Вэлрию хронологически, но возможно не последняя в принципе. Образ и характер персонажа в молодости и в зрелости/старости (оба понятия для квази-бессмертных существ весьма условны) достаточно сильно отличаются, что отдельный большой плюс. Читать совсем отдельно от цикла – наверное, все же не советовал бы, хотя возможен и такой вариант. Книжка все-таки изобилует отсылками к предшествующим событиям, которые будут не вполне понятны.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Руслан Бирюшев «Последняя осень»

Zombie 1st class, 17 декабря 2023 г. 23:45

Прочел завершающую часть этой трилогии. Достаточно эффектное завершение сюжетной арки, и вместе с тем финал достаточно открытый, чтобы оставить пространство для сиквелов, вбоквелов и прочего развития мира (которые у автора и воспоследовали практически сразу, но об этом в другой раз).

В целом, можно отметить некоторый рост от первой ко второй и третьей книге. Тут уже нет почти ощущения, что это сборник рассказов (хотя некий эффект дробления сюжета на отдельные «квесты» все равно присутствует). При этом жанр остается все тем же – традиционное героическое фэнтези про партию приключенцев (довольно многочисленную теперь уже), в непрерывных странствиях за ускользающей и постоянно меняющейся конечной целью.

Там как бы все еще присутствует тема зловещих попаданцев, но они потихоньку отходят естественным образом на второй план, будучи лишены источников снабжения из родной вселенной. Однако уже успели произвести свой эффект бабочки, махнувшей перепончатыми крыльями птеродактиля. И привели в действие всякие общественно-политические процессы – которые продолжают разворачиваться, неуклонно и практически неконтролируемо.

Меня несколько озадачила упертость и ужаленность положительных героев (ну ладно, не всех, но целого ряда из них) в деле постоянного залезания в задницу к Сотоне. Чего неймется-то? Как бы для геройской фэнтезятины это норма на самом деле, но было бы недурно прописать какие-то сомнения на тему «А может ну его нахер? А может соскочить, пока не поздно? А не слишком ли много приключалова на этой неделе?»

Почти половина текста посвящена всяческим морским и около-морским похождениям в духе олдовой игры «Корсары». Кто помнит, тот помнит. По бим-бом-брамселям и кааак херакнуть книппелями вон ту каракку! Nice, такое мы любим. ^_^

Мироописания чуть побольше – и это довольно типичная для жанра компиляция из реальных земных культур. Некоторые авторы фэнтези предпочитают оригинальничать и выдумывать что-то более хитровывернутое, это дело вкуса. Тут все по классике: ну, когда с пары деталей примерно понятно, что вот это фэнтезийная Ниппония, это Италия, это типа-Византиум, а это Ганза, это квази-Норвегия с некими оригинальными финтифлюшками и т.д. И можно не тратить слишком много усилий на расписывание культурно-политических особенностей. Здесь это даже и не маскируется особо, как никогда не пытались этого делать, например, в сеттинге WH FB. Карты мира, похоже, никогда не будет, ну и ладно — зато есть сравнительно подробное описание словами. Поп-культурных отсылочек каких-то особенно заметных на сей раз обнаружено не было.

Книга традиционно довольно короткая, и это с одной стороны хорошо – потому что сей факт благотворно влияет на динамику, и просто потому, что я устал от толстых талмудов. С другой же стороны – очень многие линии остались недораскрытыми. Что тоже понятно (откуда POV-персонажам знать, что там было раньше, и что будет дальше, и что в это время происходит на другом конце континента, кроме самых отдаленных слухов), но вместе с тем оставляет впечатление, что при некоторых условиях (если бы автор имел иные намерения и/или больше времени), могло бы получиться нечто более масштабное, со схождением-расхождением сюжетных линий и демонстрацией событий глазами разных героев, находящихся в разных локациях, и возможно даже в разных враждующих лагерях, таким образом показав альтернативные точки зрения. Но это, конечно, задача гораздо амбициознее и сложнее, и вообще «была бы уже совсем другая история».

Персонажи имеют какое-то развитие, но оно довольно схематично в большинстве случаев. Как и раньше, характеры выписаны несколькими яркими штрихами, не более. В общем, ожидать какого бы то ни было психологизма здесь не стоит, и побывать «в голове» у кого-либо из действующих лиц нам не светит – это книга из тех, что завязаны почти исключительно на динамичное действие и создание каких-то интересных визуальных образов. Получается это у автора вполне качественно, за что и ценим.

Трилогию в целом к прочтению рекомендую, если на жанр нет аллергии. Кстати, невзирая на мрачный финал, история все равно оптимистичная, ощущения гримдарка не вызывает. Это хорошо, потому как всевозможного гримдарка в моих читательских планах на ближнюю перспективу намечено немало.

P.S. Из забавных моментов, которые я не люблю, но отношусь терпимо. Почти все мало-мальски значимые «хорошие» персонажи довольно быстро оказываются по одну сторону баррикад. Напомнило, как Э.Флинт/Д.Дрейк в своем «Велизарии» грешили чем-то похожим: все нормальные пацанчики и девоньки рано или поздно оказываются на стороне бобра, а на стороне осла остаются лишь злобные или тупые, а если остаются хорошие, не злобные и не тупые, то неизбежно помирают за неправое дело. Кажется, есть у такой ловушки какое-то специальное ироничное название на tvtropes, но я забыл, как оно называется.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Руслан Бирюшев «Первая летняя ночь»

Консул, 18 июля 2023 г. 10:36

Первая летняя ночь... Верно, первая, но не единственная — ведь в каждом году бывает лето. Вот и в этом рассказе ночь наступает полдюжины раз — совместно с поступательным ходом времени. Полдюжины раз мы встречаемся с капитаном корабля и одним из членов её экипажа. Мичман, затем лейтенант, затем — капитан другого корабля... Годы идут, а Карл Бланфельд продолжает выходить в море, защищать Родину, хранить семью.

Прогресс не стоит на месте, и на смену парусников из начала рассказа приходят броненосцы и паровые сторожевики. За событиями наблюдает (и принимает посильное участие) капитан-эльфийка, веками бороздящая морские просторы на своих кораблях (кораблях, потому что и они менялись за прошедшие столетия). Свидетель смены эпох. Практически часть моря — как ветер и волны.

На смену Карлу придут новые люди. Когда-нибудь время настигнет и капитана.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Но ещё не сейчас — и снова наступает первая летняя ночь, и снова капитан встречает молодого мичмана.

P.S. Рассказ входит в цикл, но совершенно свободно читается отдельно от него — ведь от времени основных событий его отделяет половина тысячелетия. Хотя один свидетель той легендарной истории в нём найдётся — эльфийка давно ходит в море.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Руслан Бирюшев «Королевское правосудие»

Zombie 1st class, 7 мая 2023 г. 00:07

Это будет одна из самых коротких рецензий, поскольку многое из того, что можно было бы сказать – сказано в отзыве на «Светлые головы». Сиквел (который вообще изначально задумывался как первая часть, емнип) получился несколько масштабнее, с более обширной географией и политикой, более многочисленным ростером персонажей, и с полноценным мега-сражением даже, в количестве 1 шт. (правда описано мельком, ну щито поделать). Анимешности поменьше, гримдарка чуть побольше. К слову, сразу заметно, что исправлен наблюдавшийся ранее некий типично-анимешный гендерный перекос с засильем всевозможных боевых няш, коих уже не запредельные 80%, а нормальные умеренные 50-60%. %))

В прошлый раз я ругался на странноватого антагониста – тут эта проблема была решена, но несколько неожиданным способом: антагонисты вообще выведены в режим фоновой угрозы и/или низведены до сугубо третьестепенных персонажей. При этом заметно более активно и массово по сравнению с первой серией ураганят пришельцы-попаданцы (напомню, что в этой эпопее они условно «плохие ребята», но только лишь потому, что мы смотрим на происходящее глазами туземцев, а не как обычно).

Структура романа все та же, из 3 относительно независимых частей, но на сей раз все-таки сведенных в гораздо более связное повествование, не вызывающее ощущение сборника рассказов. Есть несколько забавных пасхалочек, типа отсылок к некоторым культовым РПГ-игрушкам («Проклятые земли», «Морровинд», еще что-то там). Поскольку книга имеет очевидно промежуточный характер перед грядущим адским мега-рубиловом и супер-крошиловом, оценивать ее отдельно не очень легко – а цикл вообще мне нравится, хорошая приключенческая фэнтезятина с симпатичными героями. Следующую часть точно осилю – ну а дальше как пойдет.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Руслан Бирюшев «Способные ученики»

Zombie 1st class, 6 ноября 2022 г. 21:00

Ну это тоже очень «анимешная» история – а конкретно, по духу (но не по сюжету) больше всего имеет общего с трилогией «Noir — Madlax – El Cazador». Про девочек с пушками, шпионское шпионство и вот это вот все. В данном случае, младшая научная сотрудница по пути на симпозиум сталкивается (не случайно, конечно же, как потом окажется) с очередной жуко-няшей, уже нового поколения, а вернее – иной категории, специально выведенной дабы не отличаться от людишек вообще практически никак. Ну и далее, как водится, оказывается в самом центре жуткой интриги с тайными агентами, инфернальными заговорами и страшными опасностями, где почти все – не те, кем кажутся (или именно те, кем кажутся). Пока шпионка и ее коллеги расправляются с ордами всяческих наемников направо и налево (говорю ж, Коити Масимо во все поля %)) номинальная главгероиня тихо офигевает и пытается понять, куда же она вляпалась и как теперь из этого дерьма выбираться. Неплохой боевичок, больше особо сказать нечего.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Руслан Бирюшев «...Где начинается свобода другого»

Zombie 1st class, 24 октября 2022 г. 22:25

Своеобразный закос под жанр hard-boiled detective в космооперном антураже (который, впрочем, настолько условен, что почти не ощущается, тем более действие и не выходит за пределы одной планеты, и даже одного города). Эдакий Майк Хаммер <s>на минималках</s> ин дип спейс. Даже читануть чего-нибудь из Спиллейна или Чендлера захотелось снова под это дело. =) Хронологически является приквелом к предыдущей повести («Орел и Созвездие»), но выясняется это не сразу. К типовому частному детективу обращается не совсем типовая femme fatale в виде зеленокожей инопланетянки (нет, не той самой, хотя… есть нюансы) и предлагает контракт на выполнение нестандартной работы, которая на практике окажется гораздо сложнее и опаснее, чем изначально предполагалось (потому что ну конечно же!).

История достаточно увлекательная, интересная: погони, перестрелки, эротики чуть-чуть, а до финала не только лишь все доживут. И плюс еще немного деталей про устройство насекомусов вообще и их гуманоидных посланников в частности. В детективном смысле — весьма предсказуемо, конечно: примерно все повороты сюжета я угадал где-то на 90%, интриги практически нет. Впрочем, это минусом нельзя назвать. А вот чего на мой вкус реально не хватает, так это тлена и цЫничности – уровень аморальности считаю недостаточным, если уж косить под нуар. Ни одного толкового внезапного предательства, как так-то? «Ничего личного, мистер Марлоу, но сокол стоит больше, чем вы» и вот это вот все, как в классике? Я бы не сказал, что это прям уж обязательный атрибут, но для меня желательный. Ну и объем маловат — повесть короче, чем юбка у главной героини, так что какого-то подробного раскрытия психологических аспектов ждать нет смысла. Но чисто как небольшое стилизованное приключение читается хорошо.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Руслан Бирюшев «Орёл и Созвездие»

Zombie 1st class, 22 октября 2022 г. 00:30

У автора есть довольно объемистый цикл спейс-оперы, которую я не читал, и честно сказать, не знаю, доберусь ли когда-нибудь, так что не могу судить «чего там и как» — но по заслуживающим доверия сведениям, эти три истории не особенно связаны с основными романами, являясь их продолжениями про более или менее отдаленное будущее вселенной. Соответственно, рассматриваю только их. Интересно, что каждая из новелл выдержана в своем жанре и даже какие-то эксперименты с повествовательным стилем присутствуют – это мне по нраву.

«Орёл и Созвездие» — это приключенческая фантастика. Не особенно оригинальная сама по себе, прямо скажем, зато добрая. Если вкратце описывать впечатления: «Моя космоопера не может быть такой милой!»(с) ^_^ Возможно, сказалось то, что все сай-фай-приключения, что я читал/смотрел/играл в последние несколько лет, были в той или иной мере гримдарковыми – так что чего-то вот такое *доброе* на контрасте очень хорошо зашло. Ну это как если смешать масс-эффект или стар-трек с тортослайсовым аниме и немножко с советской производственной фантастикой. Межгосударственная группа специалистов по космическому разминированию на протяжении нескольких дней обезвреживает автоматическую крепость на далекой планете, оставшуюся со времен давней звездной войны. По ходу дела периодически превозмогая и претерпевая всякое, но сугубо в рамках рабочих моментов, без надрыва и ангста. Все фигурирующие в повести люди (и не только люди) – хорошие и положительные личности, конфликты между ними если и есть, то мелкие и быстро разрешаемые ко всеобщему удовлетворению и взаимопониманию. Царит атмосфера взаимовыручки, дружбы и сплоченности в коллективе, а также уверенности в светлом будущем. Антагонистов каких-либо нет в принципе, за вычетом природных и техногенных опасностей. И все у них, конечно же, получится — умелое применение навыков, профессионализм и находчивость дадут заслуженные плоды, а завтра — будут новые трудовые свершения, и жизнь-то потихоньку налаживается! Ну разве не милота? ^_^

А еще там есть зеленокожая инопланеТЯНка, которая конечно же самый обаятельный и яркий персонаж из присутствующих, причем это обусловлено ее врожденными биологическими характеристиками (и эту фишку в тексте передать удалось). Возможно, ради ее представления вся повесть и писалась. Также неистово прозреваю в данном образе отсылочку к масс-эффектовским асари, которые в свою очередь тоже были попячены со стартрековских орионцев. А что касается расы, к которой жуко-няша принадлежит – то вот не помню, но где-то я уже точно видел «условно-доброжелательных зерготиранидов», которые в кои-то веки не выступают как злобная космическая саранча (нет, не в Stellaris!).

Оценка: 7
– [  2  ] +

Руслан Бирюшев «Тени старого дворца»

Zombie 1st class, 26 июля 2022 г. 21:34

Необязательный приквел/вбоквел к первому роману из данного фэнтезийного цикла, посвященный тем самым девушкам из личной охраны принцессы, и небольшому приключению, которое пережили некоторые из них, практически не покидая родного дворца.

Ну, тут особо сказать нечего, кроме того, что концентрация «анимешности» здесь, пожалуй, максимальна. А конкретно — торто-слайсовое аниме с небольшими остросюжетными элементами, типа «Музыки небес» или еще чего-то в таком духе. Cute girls doing cute things. Не, ну там как бы еще есть основная детективная линия, конечно — и даже экшон кое-какой ближе к финалу. Но основной акцент сделан на бытовуху, милоту, придание большей человечности и индивидуальности характерам персонажей.

Милая вещичка. Хоть и совершенно необязательная. В сериалах такой прием иногда используется — эпизод с экскурсом в прошлое, дабы получше представить тех или иных героев.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Руслан Бирюшев «Наёмная рота "Светлые головы"»

Zombie 1st class, 14 июля 2022 г. 13:03

Я сейчас оцениваю исключительно данный роман — отдельно и в отрыве как от серии, в состав которой он входит, так и от своего заочного знакомства с автором. Не знаю, чего там дальше по сюжету – книжка представляет собой в сущности завязку к весьма объемному циклу (знакомство с которым я продолжу, если звезды сложатся). Дай бог здоровья автору, конечно – 6 романов за 4 года, мое почтение.

Итак, что же мы имеем с гуся? Имеем мы очень традиционное авантюрно-приключенческое фэнтези в сеттинге где-то эдак XVI-XVII века, с поправкой на наличие нелюдей и всевозможное колдунство (а так, все как у нас — переход от феодализма к абсолютизму, массовое пороховое оружие, наемные армии, начало заморских открытий и колонизаций). С небольшими элементами

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
попаданцев и параллельных миров
, которые играют, впрочем, сугубо второстепенную роль (покамест).

Композиционно книга организована как сборник из трех небольших повестей, каждая из которых в принципе представляет собой законченную историю о том или ином задании небольшой группы наемных приключенцев. Одновременно закручивая некую глобальную интригу, а также раскрывая чуть больше деталей о мире. Не «литРПГ», однако принцип мне изрядно напомнил что-то из компутерных ролевух старой школы (ну, кому что близко). Есть «партия», есть дающие задания NPC, есть временные попутчики, есть монстры и мобы, есть периодически встречающийся главгад, чинящий козни и насылающий боссов помельче, есть побочные квесты и путешествие к особой цели, в конце которого героев ожидает обязательный мега-махач… Берем, скажем, любую РПГ от Bioware – там все это будет. :) Лично для меня это плюс, в принципе, когда хорошо написано – в данном случае, написано вполне хорошо. Легкое повествование, некоторая доза юмора, почти непрерывное действие без провисаний. Приятные персонажи: поначалу почти все они очень пунктирно обозначены, но потом раскрываются более детально, иногда с довольно интересных сторон. Отдельно доставляет эльфийка – чисто анимешная полу-комедийная генки-тян (ну реально, я ее всякие ужимки и прихваты именно в аниме-стилистике визуализировал у себя в голове), чем ярко выделяется на фоне прочих действующих лиц — вполне серьезных и местами даже слегка трагичных (и порой внезапно-смертных, кстати).

Есть некоторые субъективные претензии к стилю. При общей живости языка, я бы все-таки отметил немалое количество повторяющихся оборотов, за которые часто цепляется взгляд, а также некоторую... скомканность что ли определенных диалогов (без конкретики). Тут профессиональный редактор здорово помог бы, наверное — но не в наши времена. :( Главный антагонист на мой взгляд недораскрыт – при том, что типаж такой мне нравится: мега-авантюрист, великолепный ублюдок, one-man-army, эдакий местный Альберт Вескер. Да только собсно «чо хотел-то?» (кроме денег). Ну может, дальше про него чего-то еще будет.

В целом положительное впечатление, заявка на миростроительство достаточно амбициозная — посмотрим, насколько автору удастся развить из нее что-то более масштабное.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Руслан Бирюшев «Наёмная рота "Светлые головы"»

Пушок, 6 сентября 2020 г. 20:33

Очень забавная такая штучка, роман сей. Точнее, сборник из нескольких повестей и рассказов.

Это очень приятная и милая вещичка, красивая и внешне очень хрупкая. Только вот внешность бывает обманчива. И хрупкость и красота тут подобны красоте совершенной дуэльной рапиры из примерно так середины XVIII века. И это порою просто прекрасно.

Главные герои тут — девушки (в основном). Прекрасная юная эльфийка (милая, умная, но ещё с ветерком в голове), потом обычная как бы человеческая молодая женщина, мастер меча, будут тут ещё боевые девушки а также один муж в самом расцвете сил, слегка подседелый уже, но зато спец по магии с реальным боевым опытом.

В общем, если Вам нужно приятное и лёгкое чтение чтобы развеять хандру — читайте! Будет мило.

Приключения и экшен тут тоже есть, да. Но не ищите тут кровищщи-кишков-мясного рубалова. Всёж девушки, как-никак. Да и маг привык работать хоть и грубовато, но правильно.

Резюме:

Простая жемчужинка. Лёгкая на по-своему всёж просто прекрасная. Читать можно.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Руслан Бирюшев «Ветер с Востока»

Elric8., 24 сентября 2019 г. 15:03

Молчит полумесяц, и снова с Востока таинственный ветер подул

Ногу свело «Идём на Восток»

Дебютный роман Руслана Бирюшева «Ветер с Востока» книга ровная – вот прямо очень ровная и какая-то плоская что ли… Читать её можно, но не то чтобы интересно. Язык грамотный, в сюжете явных ляпов нет, зацепиться даже как-то не за что.

По героям сразу видно, что автор любит и знает японские порно-мультики анимэ, но «Ветер с Востока» нельзя назвать модным словом «роман в стиле анимэ», что были популярны в середин 00-х. Нет, Руслан не из тех, кто насмотрелся японских сериалов и решил написать что-то такое же, но на нашей русской почве. Роман – самостоятельное художественное произведение, а не калька с чего-то чужого. Несмотря даже на то, что сыщица Третьего отделения отчаянно напоминает Интегру Вингейтс Хеллсинг из всеми известного анимэ, а её ученица – Викторию Серас оттуда же. Роман от этого скорее выигрывает, потому что настоящими яркими эмоциями блещут только эта дама и барышня, а вот репортирующий герой – драгунский капитан – остаётся скорее камерой, которая скорее декларирует свои эмоции и чувства, чем на самом деле испытывает их.

Окружающий мир в романе вызывает недоумение. Если не знать, что он часть почившего в бозе до начала выпуска книг межавторского проекта, то можно посчитать, что Руслан проявляет банальное неуважение к читателю, не показывая многих существенных деталей мира. Но даже со скидкой на это трудно понять многие моменты. Осветительная жидкость, пневматическое оружие, вместо огнестрельного, паровые технологии, да даже само время действия не ясно. Сначала кажется, что события происходят в середине XIX века, когда Российская империя начала медленную, неотвратимую экспансию на восток. Но потом выясняется, что имела место какая-то Великая война. Что за Великая война – неясно. Нефть вроде бы и есть, но двигатель внутреннего сгорания не изобретён, пусть так – нормальное вполне фантастическое допущение. Император некто Александр Четвёртый – без фамилии, что характерно – а отец его звался Михаил Третий, кажется, кто они такие – Романовы, Рюриковики, Алдасьевы-Серебряные, мы тоже не знаем и не узнаем.

К деталям автор также невнимателен, к сожалению, и даже если не придираться к заклёпкам или пуговицам на форме, всё равно, многие моменты вызывают удивление. Палаши у драгун? Да ещё и тяжёлые, как можно понять из контекста. Зачем? При отсутствии доспехов у вражеских солдат. Офицер вооружённый кавалерийским карабином? Более чем странно. Громкие хлопки пневматического оружия? Я не так чтобы долго, но занимался страйкболом и знаю, как стреляет оружие на сжатом газе, услышать выстрелы на большом расстоянии сложно. Сипаи на службе Хокандского ханства? То в мундирах, то в броне. Автор спутал сипаев и сипахов? Это известно только ему. Третье отделение называют то охранкой, хотя это, мягко говоря, совсем не так, но может в реальности романа Третье отделение совмещает в себе функции Охранного, пускай, но потом героинь-сыщиц называют полицейскими, а это уже, простите, ни в какие ворота не лезет. И подобных деталей, мешающих нормальном восприятию сюжета, к сожалению, довольно много.

Поведение героев местами удивляет до полного изумления. К примеру, во время засады, когда героя – драгунского капитана окружают враги, желающие взять его в плен, он даже не думает взяться за револьвер, чтобы продырявить пару ляжек, и поумерить пыл наседающих оппонентов. Юная сыщица со слов наставницы постоянно влипает в неприятности, но отчего-то на страницах романа этого не происходит вовсе – только в конце её похищают, но об этом отдельно и позднее. Визит к золотарю, которого подозревают в вывозе ценного товарища из крепости, герои отправляются плотно пообедав, и вообще никуда не торопятся. Ладно бы драгунский капитан, но опытная сыщица из Третьего отделения, служащая не первый год, уж она-то должна понимать цену времени. Но сначала плов, а потом – дело, да.

Над боевыми сценами автору надо ещё работать – не вызывают они лично у меня сопереживания героям. Долгая подготовка, а динамики в самих сценах маловато, читать их как-то скучновато даже.

А вот описания радуют – известно, что автор сам из Средней Азии, и очень любит свой край и свою природу с историей. Пейзажи, подбирающаяся даже к такому захолустью, застрявшему веке в 15-16, индустриализация, стоянки кочевников, — всё это описано с любовью и знанием дела.

И самое главное, книге отчаянно не хватает редакторской работы. Я не говорю о грамотности – тут к автору и тексту претензий нет, а вот литературный редактор над текстом не работал, это видно. Надо убирать слова-паразиты, вроде «по сути», править мелкие ляпы, вроде Третьей канцелярии, вместо третьего отделения, и много подобного, что автор может и пропустить, а вот редактор должен поймать и указать на них автору.

Интересно, я так ничего и не сказал о сюжете романа – и не скажу. Если мои слова не напугали вас и заинтересовали, то сами прочтите «Ветер с Востока» и составьте о нём собственное мнение.

Оценка: 4
– [  2  ] +

Руслан Бирюшев «Поднимается буря»

БорЧ, 17 декабря 2018 г. 16:03

По итогам прочтения первых двух книг цикла, вынужден сказать лишь одно: неубедительный какой-то паропанк получился... Совершенно непонятно почему — и это при массовом-то использовании всеми странами некоего хим.топлива (о противостояниях стран в добыче нефти и проблемах нефтепроводов как-то скромно в романе умалчивается) которое способно двигать гигантские дирижабли (а морской флот вроде как и вообще не упоминается) — в мире отсутствует технология изготовления тривиального пороха и вся ручная «стрелялка» работает как пневматика, а артиллерия — вообще на не пойми на каких принципах... При этом в этот мир паропанка попаданцы попадают (извините за тавтологию) можно сказать один за другим, у российской спецслужбы полный склад разных ино-мирских артефактов, но про порох — все попаданцы почему-то «скромно умалчивают»...

А что ещё хуже — так это совершенная нелогичность истории политического развития этого мира:

- на дворе вроде как ХХI век (минуло 100 лет после Великой войны, причём в Российской империи не случилось революции)

- Германия была в Великой войне разгромлена (вплоть до того, что от Берлина камня не камне не осталось), но непонятно за счёт чего возродилась и явно (по сюжету) значимее Франции. Второй мировой войны не произошло, Гитлер упоминается лишь как венский художник-акварелист Шикльгрубер.

- Австро-Венгерской империи вроде как не наблюдается, но есть некий мощнейший Арабский Халифат — раскинувшийся от западных границ Китая и до Румынии и Болгарии включительно (т.е. русско-турецких войн вроде как и не было), но почему-то оставивший независимыми земли Хивы, Бухары, Ташкента и т.д., которые по сюжету романа в ХХI веке активно «подгребает под себя» Россия.

- Англия владеет Индией, но Суэцкий канал (построенный — по роману — совместно Англией и Францией) принадлежит Халифату, который отражает атаки на него неких «негритянских племён»... Спрашивается: а чья власть в Египте и, вообще, в Африке?

Так что ещё раз повторю: неубедительный какой-то паропанк получился... Ну и по завершённости сюжета: два первых романа — это два расследования, проводимых следователем «по ино-мирцам» тайной полиции Анастасией Агафьевой «со товарищи», так что цикл может быть многосерийным, типа «Следствие вели ЗнаТоКи».

Оценка: 7
– [  4  ] +

Руслан Бирюшев «За Диким Камнем»

Консул, 14 сентября 2018 г. 22:21

Когда-нибудь это должно было случиться.

Неостановимый поток «попаданцев», хлынувший со страниц книг, должен был вызвать ответную реакцию миров, в которые он направился. Да, уже были произведения, в которых описывалась реакция аборигенов на вторжение людей из нашего пространства-времени. Но до сих пор я не встречал попыток местных самоорганизоваться и поставить процесс выявления, поимки и изучения приносимых пришельцами «артефактов» (мобильников, ноутбуков и т.д.) на поток.

В рассказе даётся представление о мире и о героях, и их первое совместное «дело» по розыску человека из иного мира — что позволяет аккуратно ввести читателя в дальнейшую историю.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Руслан Бирюшев «Ветер с Востока»

Angvat, 3 января 2018 г. 15:12

Прочел первые несколько глав и остановился. Ибо ветер с востока приносит лишь скрипящий на зубах песок, который ни пнуть, ни подковать. Все повествование состоит в основном из диалогов, где герои обсуждают такие животрепещущие вопросы, как скажем на сколько человек готовить яичницу к ужину. Информации и личностях героев мы получаем минимум, о самом мире не получаем почти ее вовсе. Аромат фантастики столь чахлый, что неровен час и вовсе запамятовать, что ты читаешь именно ее родимую, а не очередной детективчик в историческом антураже. Сюжет похож на тот самый песок пустыни, что протекает сквозь пальцы, и в который не вцепишься, чтобы похвалить за что-то выдающиеся или обругать за что-то отвратительное. А затем его уносит ветер, и ты забываешь о нем вовсе.

Оценка: нет
⇑ Наверх