fantlab ru

Исмаиль Кадарэ (Ismail Kadare)

Исмаиль Кадарэ
Страна: Албания
Родился: 28 января 1936 г.

Исмаиль Халит Кадарэ (Ismail Halit Kadare; французский вариант имени — Ismaïl Kadaré) — албанский писатель, получивший мировое признание. Прозаик, поэт, эссеист, переводчик.

Кадарэ родился в южноалбанском городе Гирокастра, одном из красивейших городов Албании. Начинал как поэт. Первый сборник стихов «Frymëzimet djaloshare» («Юношеские порывы») опубликовал в 1954 г. Второй сборник стихотворений «Ëndërrimet» («Мечтания») вышел в 1957 г. Учился на историко-филологическом факультете Тиранского университета, затем, в 1959—1961 гг., — в Литературном институте им. Горького в Москве (впечатления об этом периоде отражены в романе «Muzgu i perendive të stepes» / «Сумерки степных богов», 1978). Во время пребывания в Москве написал свой первый роман «Quteti pa reklama» («Город без рекламы», 1959), изображающий похождение албанских юношей, ищущих свой путь в жизни в пуританских условиях коммунистической Албании. Роман, неприемлемый по тогдашним цензурным условиям, вышел только в 1998 г. (фактически первым романом Кадарэ был «Mjegullat e Tiranës», написанный в 1957-58 гг. и опубликованный лишь в 2014, — прим. составителя библиграфии). В 1961 г. в Москве был издан сборник переводов стихотворений Кадарэ на русский язык «Лирика» под редакцией и с предисловием Д. Самойлова.

Возвращение Кадарэ в Албанию совпало с разрывом советско-албанских отношений. Вплоть до своей эмиграции в 1990 г. Кадарэ жил при самом жестоком тоталитарном режиме Европы второй половины XX-го столетия и, тем не менее, смог создать произведения, ставящие вопросы, кардинальные для исторического бытия албанского этноса. При этом Кадарэ продолжал существовать в рамках режима, большинство его произведений были опубликованы и власти вынуждены были признать его крупнейшим национальным писателем, что впоследствии дало повод упрекать его в житейском и творческом конформизме. Надо отметить, однако, что взаимоотношения Кадарэ с режимом отнюдь не развивались идиллически: ряд его произведений был запрещён, другие подвергались официозной критике или, напротив, замалчивались, один раз Кадарэ был направлен (впрочем, ненадолго) на перевоспитание физическим трудом (любимый метод работы с интеллигенцией в коммунистической Албании). Мнение о том, что относительное благополучие Кадарэ определялось расположением диктатора Энвера Ходжи — тоже уроженца Гирокастры, правдоподобно, но не находит однозначного подтверждения. Главное состоит в том, что несмотря на колоссальное идеологическое давление Кадарэ смог создать корпус произведений, поднявших албанскую литературу на новый качественный уровень.

Начиная с возвращения в Албанию Кадарэ, продолжая писать стихи, в большой степени переключается на прозу. В 1963 г. он публикует роман «Генерал мёртвой армии» («Gjenerali i ushtrisë së vdekur», рус. пер. 1989, 2006), принёсший ему славу внутри Албании, а после перевода в 1970 г. во Франции и европейскую известность. Книга о поисках останков итальянских солдат, погибших в Албании во время итальянской оккупации (1939—1943), резко выделялась на фоне тогдашней албанской прозы, следовавшей, в основном, за худшими образцами советского социалистического реализма. Роман ярко демонстрирует особенности, характерные и для дальнейшего творчества Кадарэ: любовь к изображению экстремальных ситуаций, выходящих за рамки бытового, повседневного; использование в повествовании разных рассказчиков (явных или скрытых); параболичность; некоторую условность образов; сочетание повышенного внимания к непонятному и таинственному с рационализмом. Следующий роман Кадарэ «Përbindëshi» («Чудовище», 1965), первый образец сюрреализма в албанской литературе: действие в нём развивается в современной писателю Албании и, одновременно, в древней Трое), был запрещен цензурой сразу же после выхода. После относительно слабого и конъюнктурного романа «Dasma» («Свадьба», 1968), посвященного борьбе социалистических жизненных принципов с отживающими патриархальными устоями, Кадарэ пишет роман «Kështjella» («Крепость», 1970), где впервые обращается к старой албанской истории, отныне едва ли не главной теме своего творчества. В книге изображена борьба албанцев под водительством Скандербега (который, впрочем, ни разу не назван по имени) с турками-османами, причём эта борьба трактуется как столкновения светлого начала, ассоциирующегося для Кадарэ с Европой, с началом тёмным, воплощением которого для писателя является, в данном случае, турецкое завоевание.

В 1971 г. выходит в свет одно из самых значительных произведений Кадарэ — роман «Kronikë në gur» («Хроника в камне»), наиболее автобиографичная из всех книг писателя. В этом проникнутом сильным лирическим чувством и одновременно сложном по форме романе Кадарэ даёт полную и свободную от политической конъюнктуры картину жизни родного города во время итальянской и немецкой оккупации.

В 1973 г. Кадарэ публикует роман «Dimri i vjetmisë së madhe» («Зима великого одиночества», второе переработанное издание под названием «Dimri i madh» / «Великая зима» вышло в 1977 г., рус. пер. 1992: «Суровая зима»), одно из самых противоречивых своих произведений. В этом монументальном романе Кадарэ представил — разумеется, с «албанской» точки зрения — историю разрыва албано-советских отношений. В центре романа — фигура Энвера Ходжи, сатирически даны образы советских руководителей — Хрущёва и других. Несомненно, что сам факт написания подобного романа имел прагматическое значение: Кадарэ надеялся, что диктатор не станет убивать человека — известного писателя, — который его прославил. Вместе с тем, сам Кадарэ указывал что в своей книге он сознательно придал Ходже черты, не свойственные последнему в жизни, изобразил его гуманным, склонным к демократическим решениям человеком, надеясь, что нарисованный портрет окажет обратное влияние на свой прототип.

Между тем, тучи над головой Кадарэ стали сгущаться. В июне 1974 г. в Тиране прошёл очередной пленум Албанской партии труда, на котором Энвер Ходжа обрушился с уничтожающей критикой на так называемых «либералов» — партийные круги и представителей интеллигенции, которые, по мнению диктатора были подвержены западным влияниям. И без того скудной творческой свободе албанских писателей, казалось бы, пришёл конец. Кадарэ пытается приспособиться к новому положению и выпускает относительно приемлемый для властей роман «Nëntori i një kryequteti» («Ноябрь в одной из столиц», 1975), посвящённый освобождению Тираны партизанскими отрядами в 1944 г., а также вносит изменения в «Зиму великого одиночества». В 1975 г. Кадарэ пытается опубликовать в одной из албанских газет большое стихотворение «Pashallarët e kuq» («Красные паши»), в котором он, превознося Ходжу, указывает на глубокое неблагополучие в партийной верхушке (что как будто бы соответствовало проходившему в то время в Албании периоду чисток). Однако в качестве потенциальной опасности режиму он указывает не на «либералов», а на «бюрократов», сторонников «твёрдого курса». Разражается грандиозный скандал, вёрстка номера газеты, где должно было быть напечатано стихотворение рассыпается (единственный его экземпляр чудом уцелел в государственных архивах и был опубликован лишь в 2002 г.), сам Кадарэ подвергается уничтожающей критике, лишается права публиковаться и направляется в деревню для занятия сельским трудом.

Вскоре Кадарэ возвращается в Тирану. Пережитые потрясения приводят его не к депрессии, а к новому творческому подъёму, и за несколько лет он создаёт целый цикл произведений, принесших ему мировую известность. Все они — романы и большие рассказы — посвящены различным периодам истории Албании: средневековью («Kush e solli Doruntinën» / «Кто привёз Дорунтину» — основано на сюжете средневековой албанской баллады о мёртвом брате, сопровождающем свою сестру на свадьбу, 1979; «Ura me tri harqe» / «Мост с тремя арками» — история начала османского внедрения на Балканы переплетается здесь с балканским сюжетом о человеческом жертвоприношении, обеспечивающем успех постройке, 1978); эпохе турецкого владычества («Kamarja e turpit» / «Ниша позора» — казнь Али-паши Тепеленского, 1978; «Komisioni i festave» / «Праздничная комиссия» — уничтожение албанских феодалов османскими властями в 1830 году, 1977; «Qorrfermani» / «Фирман о слепых» — фантастический указ султана об ослеплении людей с «дурным глазом», 1984; «Pallati i Ëndrrave» / «Дворец сновидений» — герой — этнический албанец — работает в таинственном и всевластном «министерстве сновидений», куда стекаются сведения о снах жителей Империи, роман был запрещён албанскими властями, 1981; «Breznitë e Hankonatëve» / «Поколения Ханконатов» — навеянное семейными преданиями и, одновременно, напоминающее «Сто лет одиночества» Гарсиа Маркеса описание жизни одной гирокастритской семьи на протяжении XVIII и XIX столетий, 1977); истории Албании 1910-х — 1930-х гг. («Viti i mbrapshtë» / «Ужасный год» — бурные для Албании события 1914 года, 1986; «Prilli i thyer» / «Погибший апрель» — кровная месть на севере Албании, 1978; «Dosja H» / «Досье Г» — два американских фольклориста пытаются разобраться в «тайне» происхождения албанского эпоса, 1990). Упомянутые выше романы, посвящённые войне и разрыву с Советским Союзом, как бы продолжают этот цикл, а его естественным завершением становится роман «Koncert ne fund të stinës» («Концерт в конце сезона»), опубликованный в 1988 г. уже после смерти Энвера Ходжи. Все эти произведения объединены единой художественно-идеологической задачей — создать образ «вневременной и вечной» Албании, свободной от искажений, возникших как результат чужого и чуждого влияния (прежде всего, влияния восточного — османского, а затем коммунистического — советского и китайского). При этом Кадарэ идёт на смелую деформацию действительности. Говоря о романе «Концерт в конце зимы», посвящённом прошлому совсем недавнему — разрыву албано-китайских отношений в середине 70-х годов, писатель указывает на то, что он произвёл ряд серьёзных и сознательных искажений природно-климатического ландшафта Албании: понизил её температуру на 5-6 градусов, уменьшил «удельный вес» гор, «принёс туман и дождь с европейских равнин», всё это делается для того, чтобы «приблизить» Албанию к Европе. Тематически особняком стоит роман «Krushqit janë të ngrirë» («Сваты замёрзли», 1986), посвящённый трагическим событиям в Косово 1981 года.

Произведения, написанные Кадарэ в этот период, окончательно упрочили его литературную репутацию как крупнейшего албанского писателя, признанного мастера европейского классического модернизма, создавшего, подобно Фолкнеру и Гарсиа Маркесу, свой особый литературный мир — Албанию Кадарэ.

После смерти Энвера Ходжи (1985) и прихода к власти его преемника Рамиза Алии в Албании начался медленный процесс либерализации режима. В 1990 году албанские власти, напуганные событиями предшествующего 1989 года в социалистических странах Европы и, особенно, революцией в Румынии, пошли на серьёзные послабления в экономической и политической сферах. Однако Кадарэ, разочарованный медленными темпами изменений, потерял веру в готовность и способность коммунистического руководства Албании произвести реальный демонтаж диктатуры. В октябре 1990 года он просит политического убежища во Франции. Быстрые политические перемены в Албании в конце 1990 — начале 1991 годов, приведшие к установлению в стране многопартийной системы, ограничили период настоящей эмиграции Кадарэ несколькими месяцами. В настоящее время писатель живёт и во Франции и в Албании. Начиная с 1991 г. Кадарэ публикует произведения, которые не могли увидеть свет ранее по политическим причинам — вывезенные им в 1986 г. во Франции романы «Hija» («Тень», полное историософских размышлений описание путешествия протагониста, обладающего портретными чертами Кадарэ, во Франции, французский перевод — 1994, на языке оригинала — 2001) и «Vajza e Agamemnonit» («Дочь Агамемнона», рассказ об опасной и бесперспективной любви героя к дочери одного из партийных лидеров Албании, 2003), а также несколько рассказов. Среди крупных художественных произведений, написанных и опубликованных Кадарэ в этот период, следует упомянуть романы «Piramida» («Пирамида», полное аллюзий на современность повествование о строительстве пирамиды Хеопса, написан в 1990 г., опубликован в 1991 г.), «Shkaba» («Орёл», сюрреалистический рассказ о коммунистической Албании, в котором политическая ссылка отождествляется с попаданием в иной мир, 1996), «Spiritus» («Дух», роман о жизни в небольшом албанском городе, также отмеченный элементами сюрреализма, в книге даётся портрет Энвера Ходжи в последние годы его жизни, 1996), «Lulet e ftohta të marsit» («Холодные цветы марта», изображение неспокойной ситуации в посткоммунистической Албании, где, в частности, возрождаются обычаи кровной мести, 2000), «Jeta, loja dhe vdekja e Lul Mazrekut» («Жизнь, игра и смерть Люля Мазрека», трагический рассказ, в котором главный герой оказывается невольно втянутым в полицейскую провокацию, направленную против албанских беженцев в Грецию, 2002), «Pasardhësi» («Преемник», продолжение романа «Дочь Агамемнона», писатель отталкивается здесь от реальных событий — таинственного и до сих пор не прояснённого самоубийства или убийства второго человека в коммунистической иерархии Албании, Мехмета Шеху, 2003), «Çështje të marrëzisë» («Безумные дела», роман сюжетно и стилистически является продолжением «Хроники в камне», детские воспоминания писателя о первых годах в послевоенной Албании, 2005).

Неоднократно отмечался мировыми литературными премиями, в частности, получил премию Чино дель Дука (1992), Международную Букеровскую премию (2005), Литературную премию принца Астурийского (2009), много раз выдвигался на Нобелевскую премию по литературе.

Фантастическое в творчестве автора:

В романе «Дворец сновидений» (1981) и косвенно связанных с ним произведениях — «Qorrfermani» («Фирман о слепых», 1984) и «Vjedhja e gjumit mbretëror» — действие разворачивается в альтернативной Османской империи 19 века, где государственная власть фактически находится в руках Табир-Сарая — таинственного учреждения, собирающего, изучающего и толкующего сны подданных. В «Фирмане о слепых», хронологически предшествующему «Дворцу сновидений», рассказано о последствиях указа султана об ослеплении людей с «дурным глазом». Добровольно согласившиеся на ослепление получают государственную пенсию и возможность пройти через процедуру без выкалывания глаз.

Главный герой повести «Shkaba» («Орёл»), скромный банковский клерк-стажёр, выйдя из дома за сигаретами, проваливается в подземный мир. Жизнь здесь во многом похожа на жизнь в верхнем мире, но вернуться домой, по слухам, можно только одним способом — верхом на орле из зоопарка, и орла во время полёта нужно кормить своей плотью.

Описание потустороннего мира присутствует в рассказе «Великая стена».

Фантастические элементы присутствуют и в поэзии автора. Например, в поэме «Такси над бездной» Землю, находящуюся на грани мировой войны, атакуют звёзды, что заставляет землян объединиться против внешнего врага.

На древнегреческой мифологии построены постмодернистская пьеса «Stinë e mërzitshme në Olimp», рассказ «Dosja e Orfeut».

В произведении «Lutje mbretërore» история рассказана от лица умершего султана.

Средневековый детектив «Kush e solli Doruntinën» («Кто привёз Дорунтину»), основанный на известной легенде о мертвеце, сопровождающем невесту, не даёт однозначно рациональной разгадки.


Примечание к биографии:

Раздел «Фантастическое в творчестве автора» от составителя библиографии.

Награды и премии:


лауреат
Премия "Прозарт" / Прозарт, 2020 // (Албания)

лауреат
Нейштадтская премия / The Neustadt Prize, 2020 // Нейштадтская международная премия в области литературы (Албания)

лауреат
Премия Пак Кён Ри / 박경리 문학상, 2019 // (Албания/Франция)

лауреат
Премия Nonino / Premio Nonino, 2018 // Internazionale Nonino (Албания)

лауреат
Иерусалимская премия / Jerusalem Prize for the Freedom of the Individual in Society, 2015 // (Албания)

лауреат
Премия Зефа Плуми / Çmimi At Zef Pllumi, 2012

лауреат
Premio Lerici Pea Golfo dei Poeti, 2010 // Albo d'oro del Premio LericiPea (Албания)

лауреат
Балканика / Балканика/Balkanika, 2009 // (Албания)
E penguara: Rekuiem për Linda B. (2009)

лауреат
Премия принцессы Астурийской в области литературы / Premio Princesa de Asturias de las Letras, 2009 // (Албания)

лауреат
Премия "Культ" / Çmimet Kult, 2009 // Художественная книга года
Darka e Gabuar (2008)
Сортировка:

Исмаиль Кадарэ. Циклы произведений

-
8.00 (1)
-
-
8.00 (1)
-
8.00 (1)
-
8.25 (16)
-
4 отз.
-
-
-
-
-

Исмаиль Кадарэ. Условные циклы

-
-
-
-
-
-
-
8.00 (1)
-
8.25 (16)
-
4 отз.
-
8.00 (1)
-
-
-
-
-
-
8.00 (1)
-

Исмаиль Кадарэ. Романы

  1963 Генерал мёртвой армии / Gjenerali i ushtrisë së vdekur  [= Генерал армии мёртвых]  
7.20 (10)
-
  1965 Përbindëshi  
-
  1967 Dasma  [= Lëkura e daulles]  
-
  1970 Kështjella  [= Kasnecet e shiut] [Вторая редакция - 1994 год]  
-
  1971 Kronikë në gur  
-
8.00 (1)
-
-
  1978 Kamarja e turpit  [= Pashallëqet e mëdha]  
-
-
  1978 Prilli i thyer  
-
  1978 Ura me tri harqe  
-
7.00 (1)
-
  1981 Dosja H.  
-
  1981 Дворец сновидений / Pallati i ëndrrave  [= Nëpunësi i pallatit të ëndrrave]  
8.25 (16)
-
4 отз.
  1985 Nata me hënë  
-
-
-
  1988 Koncert në fund të dimrit [Переработан из повести Gjakftohtësia]  
-
  1991 Piramida  [= Ndërtimi i piramidës së Keopsit]  
-
  1994 Hija  [= L'Ombre] [На албанском опубликован в 2003 г.]  
-
  1996 Spiritus  
-
-
-
-
  2003 Pasardhësi  [= Преемник]  
-
-
  2008 Aksidenti  [= L'Accident]  
-
  2008 Darka e Gabuar  
-
-
  2014 Kukulla  
-
-

Исмаиль Кадарэ. Повести

  1962 Ditë kafenesh [На основе романа "Qyteti pa reklama"]  
-
-
-
-
  1980 Gjakftohtësia [Переработана в роман "Koncert në fund të dimrit"]  
-
  1980 Nëpunësi i Pallatit të Ëndërrave [Фрагмент романа «Дворец сновидений»]  
-
-
  1991 Qorrfermani  
8.00 (1)
-
  1995 Shkaba  
-
  1997 Koha e parasë  
-
  1997 Koha e shkrimeve  
-
  1999 Ikja e Shtërgut  
-
-
-
-

Исмаиль Кадарэ. Рассказы

-
-
  1962 Gjenerali i ushtrisë së vdekur [Переработан в одноимённый роман в 1963]  
-
-
  1972 Provokacioni  
-
-
8.00 (1)
-
  1986 Rënia e Trojës [На основе романа "Përbindëshi"]  
-
  1990 Baladë për vdekjen e J. G.  [= Baladë për vdekjen e Jusuf Gërvallës]  
-
-
-
-
  1991 Muri kinez  
-
  1991 Nata e Sfinksit  
-
-
  1991 Nudo  
-
-
  1991 Përpara banjës  
-
  1991 Prometeu  
-
-
  1991 Ur – Libri  
-
8.00 (1)
-
  1992 Великая стена / Muri i madh  [= La grande muraille]  
8.00 (1)
-
-
-
  1996 Kënga  
-
-
  1998 Lufta e vjetër  
-
-
  1998 Zonja e madhe  
-
-
-
-
-
-
-
  Dosja e Orfeut [фрагмент романа "E penguara: Rekuiem për Linda B."]  
-
-
-
-
-
-
-
  Perandori  
-
-
-

Исмаиль Кадарэ. Микрорассказы

-
7.00 (1)
-
  1988 E krehura  
-

Исмаиль Кадарэ. Документальные произведения

-
-
-
-
-
-
-

Исмаиль Кадарэ. Поэзия

-
  1954 Rruga e dritës  
-
  1957 U zunё rrugёt  
-
-
-
  1961 Edhe Kur Kujtesa  
-
  1961 Feminia  
-
-
-
-
-
  1961 В лесу  
-
-
  1961 Весна / Pranvere  
-
-
  1961 Война…  
-
-
-
-
-
  1961 Ленин / Lenini  
-
  1961 Мать / Nena  
-
  1961 Мечтания  
-
-
-
-
-
-
  1961 Невеста  
-
  1961 Нет…  
-
  1961 Ноктюрн  
-
  1961 О Луне  
-
  1961 Осень  
-
-
-
-
  1961 Радуга  
-
-
  1961 Родина  
-
  1961 Россия  
-
-
-
-
-
-
  1961 Тоннели / Tunelet  
-
  1961 Тучи / Retë  
-
  1961 Я знаю  
-
-
-
-
  1964 Troja  
-
  1966 Kataraktet  
-
-
  1966 Poezia  
-
-
-
-
  1974 Pashallarët e kuq  [= Në mesditë Byroja Politike u mblodh]  
-
-
-
  1976 Laokoonti  
-
-
-
  1976 Koha e popujve  
-
-
  1984 Dreri  
-
-
  1990 Eksorcizmi  
-
-
-
-
-
  Babai  
-
-
-
-
-
-
-
-
  De Rada  
-
  Dimri  
-
-
-
-
-
  Embetha  
-
-
  Erozioni  
-
-
-
-
-
-
  Helenës  
-
-
-
-
-
-
  Kercenimi  
-
  Kitaristi  
-
-
-
-
  Kristal  
-
-
-
  Ky Dimer  
-
  Llora  
-
  Mall  
-
  Mars  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  Nje Vajze  
-
-
-
-
  Pa Ty  
-
  Paralele  
-
-
-
  Pellgu  [= Pellgu Eshte Thare]  
-
  Perendimi  
-
-
-
-
-
-
-
  Pritja  
-
-
-
  Sfondi  
-
-
-
-
-
-
-
  Tetor  
-
-
-
  Ti Qave  
-
-
-
-
-
-
  Varri  
-
-
-
  Zhana B.  
-
-

Исмаиль Кадарэ. Пьесы

-
-

Исмаиль Кадарэ. Киносценарии

  2009 Sorkadhet e trembura  [= [Сценарий] ] [Послужил основой для сценария Ю. Арабова и И. Кадарэ "Гирокастра"]  
-

Исмаиль Кадарэ. Научно-популярные книги

-

Исмаиль Кадарэ. Статьи

-
  1971 Parathënie [Предисловие к изданному в Косово роману Э. Хемингуэя "Иметь и не иметь"]  
-
-
  1979 Parathënie [Предисловие к изданной в Косово антологии румынский поэзии 20 века]  
-
-
-
  1989 Parathënie [Предисловие к антологии греческой поэзии]  
-
  1989 Vallja shqiptare  
-
-
-
  1994 Parathënie [Предисловие к книге Башкима Шеху "Vjeshta e ankthit"]  
-
  1995 Në udhëtim  
-
  1996 Ai s'është më... shkoi ta ngrejë shtëpinë përgjithnjë tek rrënja e fjalëve [О лингвисте Экреме Чабее]  
-
  1996 Gjuha shqipe  
-
-
  2010 Parathënie [Предисловие к книге Fahri Balliu "Zonja e zezë Nexhmije Hoxha"]  
-
  2010 Parathënie [Предисловие к собранию сочинений Мартина Цамая]  
-
  2011 Parathënie [Предисловие к книге "Marubi: a dynasty of Albanian photographers"]  
-
  2014 Parathënia e pjesës 2 nga [Предисловие ко 2-ой части "Дон Кихота" Сервантеса]  
-
  2014 Parathënie [Предисловие к книге "Tri kohë të Shqipërisë në Time (1923-2013)"]  
-
-
  2015 Si e kam njohur Martin Camaj, shkrimtarin e lartësive (сетевая публикация)  
-
  2016 Parathënie [Предисловие к книге Льва Толстого "Haxhi Murati" (Хаджи-Мурат")]  
-
  2017 Parathënie [Предисловие к воспоминаниям Мустафы Греблиши "Kujtime: 1939-44"]  
-
  2017 Parathënie [Предисловие к сборнику поэзии: Frederik Rreshpja "Duke kërkuar Itakën"]  
-
  2019 Parathënie [Предисловие к сборнику Анны Ахматовой "Ballo me maska në Park"]  
-
  2019 Parathënie [Предисловие к книге Моники Стафы "Hebrenjtë në Shqipëri" ("Евреи в Албании")]  
-

Исмаиль Кадарэ. Эссе

-
-
-
-
-
  2014 Baroni Groult  
-
  2014 Coffeehouse Days  
-
-
  2014 Makbeth  
-
  2014 Makth  
-
-
  2014 Mozaikal  
-
-
-
  2015 Arti si mëkat  
-
  2017 Dante  
-
  2017 Eskil  
-
  2017 Shekspir  
-
-

Исмаиль Кадарэ. Очерки

-

Исмаиль Кадарэ. Сборники

  1954 Frymëzimet djaloshare [сборник стихов]  
-
  1957 Ëndërrimet [сборник стихов]  
-
  1961 Shekulli im [сборник стихов]  
-
  1961 Лирика [сборник стихов, опубликован на русском языке]  
-
  1964 Perse mendohen kto male [сборник стихов]  
-
  1966 Vjersha dhe poema të zgjedhura [сборник стихов]  
-
  1967 Qyteti i jugut  
-
  1968 Poemi e poesie scelte [сборник стихов]  
-
  1969 Motive me diell: vjersha dhe poema [сборник стихов]  
-
  1975 Poema të zgjedhura për fëmijë [сборник стихов]  
-
-
  1977 Koha [сборник стихов]  
-
  1978 Motive me diell [сборник поэзии, опубликован в Косово]  
-
  1979 Poezi [сборник стихов]  
-
  1980 Buzëqeshje mbi botë [сборник стихов, издан в Косово. 10-й том собрания сочинений]  
-
  1980 Gjakftohtësia [9-й том косовского собрания сочинений]  
-
-
  1993 Vepra, vëllimi i parë  [= Œuvres. Tome premier] [Первый том французского собрания сочинений]  
-
  1994 Vepra vëllimi i dytë [Второй том французского собрания сочинений]  
-
  1995 Vepra vëllimi i tretë [Третий том французского собрания сочинений]  
-
  1996 Vëllimi i katërt [4-й том французского собрания сочинений]  
-
-
-
-
  2004 Kristal [сборник стихов]  
-
-
-
  2014 Mëngjeset në Kafe Rostand [сборник эссе]  
-
-
-
-
  2018 Vepra poetike  
-

Исмаиль Кадарэ. Интервью

-
-
  1998 Ismail Kadare, The Art of Fiction No. 153 [Интервьюер - Shusha Guppy]  
-
  1999 The Books Interview: Ismail Kadare - Enver's never-never land [Интервьюер - Shusha Guppy]  
-
-
  2003 Dobra nowina dla Albanii [Интервьюер - Grzegorz Dobiecki]  
-
  2005 Исмаил Кадаре: "Духът на Балканите ме привлича" // Соавтор: Георги Гроздев  
-
  2007 Dyktatura i literatura to dzikie bestie [Интервьюер - Grzegorz Dobiecki]  
-
-
  2008 Интервью для читателей «Иностранной Литературы» [Сокращённый вариант "Первое интервью Исмаиля Кадарэ русскоязычным читателям"] // Соавтор: Василий Тюхин  
-
-
  2010 Small Talk: Ismail Kadare [Интервьюер - Luke Sampson]  
-
  2011 Ismail Kadare: "Kam vendosur te heq dore nga letersia" [ Интервьюер Blendi Fevziu]  
-
-
-
-

Исмаиль Кадарэ. Прочие произведения

  1995 Dialogue avec Alain Bosquet  [= Dialog me Alain Bosquet] // Соавтор: Ален Боске  
-
  1999 Temps barbares : De l'Albanie au Kosovo  [= Kohë barbare, Nga Shqipëria në Kosovë, Biseda me Denis Fernandez Rècatala] // Соавтор: Дени Фернандес Рекатала  
-
  2000 Bisedë përmes hekurash [Переписка с У. Хоти] // Соавтор: Укшин Хоти  
-
  2021 Kohë për rrëfim: dialog me Alda Bardhylin // Соавтор: Альда Бардхили  
-

Исмаиль Кадарэ. Неопубликованное

  1953 Në dheun e huaj (повесть, не опубликована)  
 
  1964 Kur vjen nëntori (киносценарий, не опубликован)  
 
  1978 Emblema e dikurshme [Соавтор - Kujtim Ymeri] (киносценарий, не опубликован)  
 
  1979 Ballë për ballë (киносценарий, не опубликован)  
 
  1979 Radiostacioni (киносценарий, не опубликован)  
 
  1985 Të paftuarit (киносценарий, не опубликован)  
 
  2020 Гирокастра / Gjirokastra (киносценарий, не опубликован) // Соавтор: Юрий Арабов  
 


  Формат рейтинга


  Примечание

К сожалению, библиография не является полной.

Сказывается недоступность информации по многим публикациям в албанской периодике, противоречивые сведения в сетевых источниках, трудности с переводом с албанского, проблемы с определением типа произведения (некоторые произведения, названные «романами», фактически являются небольшими повестями или сборниками эссе). Не удалось установить даты первых публикаций, оригинальные названия значительной части поэтических произведений, точное содержание ряда сборников. Работу над библиографией осложняет то, что автор постоянно исправлял и перерабатывал свои произведения, публиковал фрагменты.

Работа над библиографией продолжается.

Страница переводчика.


  Библиографы

  • Составитель библиографии — Вертер де Гёте

  • Куратор библиографии — Вертер де Гёте


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.


  • ⇑ Наверх