Михаил Тырин отзывы

Все отзывы на произведения Михаила Тырина



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 195

  Страницы: [1] 2  3  4 

«Самоволка»
–  [ 30 ]  +

Samtredion, 24 октября 2014 г. в 11:45

Если одним словом, то разочаровало. Я отношу себя к поклонникам творчества (в основном раннего) С.Лукьяненко и с удовольствием читал многое у М.Тырина. Когда на одной обложке появились эти две фамилии, то стало как-то обидно. Во-первых, «Пограничье» — это, конечно, МЕЖАВТОРСКИЙ проект. СЛ написал первый роман, и ни о каком соавторстве в следующих двух речь не идёт. Понимаю, что теперь уже имя работает на автора, и даже осуждать за это рука не поднимается, но осадочек остаётся. Во-вторых, очень разочаровал М.Тырин. В книге фантастики нет вообще! Если убрать заданные ранее условия франшизы (перенос действия в другой мир), то остается абсолютно стандартный серенький квест. ГГ ничего из себя не представляет, сначала ему ух как плохо, а в итоге всех подряд мочит. Самое досадное и неприятное — нет никаких тайн, никаких придумок и нестандартных поворотов сюжета, которые хоть в какой-то мере проскальзывали в первом романе. Т.е. реально — это не фантастика!

В итоге получилась довольно скучная и непонятно зачем написанная повестушка-боевичок. Как-то всё скатывается на уровень фанфиков, чего никак не ожидал от настоящего сильного писателя.

Оценка : 3
«Самоволка»
–  [ 23 ]  +

avitaminoz, 02 мая 2015 г. в 15:15

Книга, честно, ужасненька.

Мир не развивается совершенно. Передается он глазами идиота, на вопросы которого всегда отвечают «заткнись» и «лучше тебе не знать». Собственно, это типовой диалог книги. Описания видимого героями отсутствуют, названий достаточно. Да и что на бегу останавливаться? Стиль, интрига и набор слов из дешевых детективов 90-х. Сюжет, естественно, таков же. Напоминает описание поездки в закрытом вагоне без окон. При внутреннем мире героя, характеризуемом полновесным монологом: «Ну как же так? Что теперь, а?»

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вот вам из загадок мира, иллюстрирую:

Все идут, бах — от одного кровавое месиво, остальные залегли и стреляют в сугроб. Тихонько ушли. Кто это был, кто напал? Выясняем через пару страниц. «Губастик, зверь такой. Опасный, но глупый.» Губастик?!! Да, губастик, и это все, что должен знать читатель. :0

Я так, как ни странно, тоже могу: ...«это хрюки — такие существа, их жижа заставляет людей прыгать высоко. Пей! И прыгай.» — «Зачем?» — «Заткнись, лучше тебе не знать. Просто поверь мне.» И Степан прыгнул, как не прыгал никогда. Упал он со страшной болью — это были ушастики, ручные твари козявов, действовавшие очень быстро. Козявы захватили его, шелестя своими вельветовыми штанами. Это была их типичная одежда. Рядом хрипел брат: «Суки!» Но тут их узнал козявный сторож и скинул им в яму стратомёт. «Как он работает?» — «Лучше тебе не знать!» — «А почему он дал его?» — «Так сложилось» — туманно ответил Борька, — «я раньше им кое-что сделал.» Он выстрелил в стену, там открылся проход, и они побежали, как не бегали никогда...

Интересно? Тогда читайте «Самоволку!» А я буду ощущать себя писателем-фантастом. :)

Оценка : 3
«Рашен брик»
–  [ 20 ]  +

Seidhe, 10 мая 2020 г. в 22:00

Тот удивительный случай, когда я пишу отзыв на рассказ, который в плане литературном представляет собой полный шлак, то есть обсуждать в нём, лично мне, в общем-то, и нечего, но сам автор умудрился попросить одного из лаборантов (!), чтобы за него (!!) ответили на вопросы, заданные в отзыве другого (!!!) лаборанта...

Воистину, проект «Постэпидемия» всё больше становится фантастикой в прямом смысле этого слова...

Вдумайтесь: есть граничные условия, прописанные по ссылке прямо на странице всего этого безобразия: «Цель проекта – представить читателям различные версии того, какими станут Россия и мир после пандемии COVID-19».

И есть слова Тырина, переданные лаборантом дядя Саша:

«Кто первый найдет в тексте прямое упоминание текущей эпидемии ковидлы — пусть первый ударит меня дизентерийной палочкой».

То есть Тырин писал этот рассказ не в рамках проекта, представляете!? Это всё вообще не про COVID, оказывается!

Вот это вот всё — «Ржали, конечно — говорили, нашли чем испугать, насморком китайским», «После Китая и Италии по другим этой заразой вжарило — Греция, Франция, Германия…», «Вакцины-то ещё не было, а итальянскую богадельню раствором побрызгать — подвиг небольшой» — не про COVID, тупоголовые вы читатели!

Да уж, нет предела человеческому лицемерию... Воистину, чудны дела твои, Господи...

P.S. На единицу что-ли оценку изменить? Я двойку-то поставил, потому как понимал — заказуха в узко очерченных рамках, чего с неё возьмёшь, где автору развернуться? А это, оказывается, вообще вне проектных рамок нетленка...

Оценка : 2
«Жёлтая линия»
–  [ 19 ]  +

duke, 24 сентября 2008 г. в 00:04

Поначалу книга особо не нравилась: обычный боевик с неказистым сюжетом «наши в другом мире» (думал я про себя). Неплохо в принципе написано, есть свой стиль, качественный язык (хоть и бедноват) и достаточно увлекательно. Но в какой-то момент я вдруг осознал, что дальнейший ход событий предположить не могу, повороты сюжета стали совершенно невообразимыми и за кажущейся простотой повествования прячутся глубокие и яркие идеи. Примерно с середины книги чтение захватило так, что уже невозможно было оторваться. Финал, хоть и оказался несколько предсказуемым, но все равно порадовал. Никаких «соплей», все так, как и должно быть.

Действительно странно, что книга осталось незамеченной массовым читателем. В ней есть то, что должно понравиться практически всем: хорошие сюжетные ходы, неплохой язык, не натужный юмор и Идея, которая подана простодушно прямо и без лишнего пафоса.

Оценка : 9
«Самоволка»
–  [ 18 ]  +

george1109, 24 октября 2014 г. в 14:07

Печально и печально весьма… Оставляя отзывы о первых двух книгах проекта, я отмечал, что пациент скорее жив, чем мертв, и призывал скептически настроенных коллег-лаборантов к надежде на лучшее. Увы, «Самоволка», похоже, забила первый гвоздь в крышку гроба сеттинга. Это если и не конец, то начало конца точно. Не «ах» была и чисто лукьяненковская «Застава». Еще слабее (пусть и ненамного) «Реверс». И вот – совершенно бездарная «Самоволка»… Конечно, давно ожидаемый «Рекрут», чисто теоретически еще может вдохнуть в проект некое подобие жизни. Все-таки, Васильев далеко не Тырин. Но это, скорее всего, будет квазижизнь.

У «Самоволки» всего два – зато глобальных – недостатка. Это откровенно дебилоидные герои, поступки которых, как один, ни чем не мотивированы и крайне невнятно объяснены. И примитивный (ладно, хоть не безграмотный) слог. Лукьяненко, который в книге даже не ночевал, стоило бы, раз уж имя стоит на обложке, хотя бы привести в порядок словесный бардак. Увы…

По привычке искать хоть какие-то плюсы, отмечу, безусловно положительный морально-этический посыл: пропаганду любви, родства, верности и т.п. Как думаете, этого достаточно, что бы прочитать опус?

Да, и – внимание! В отличие от «Реверса», к «Самоволке» без прочтения «Заставы» (или, на крайний случай, того же «Реверса») приступать категорически нельзя – не понятна будет сама фантастическая идея сеттинга. Хотя к ней вообще приступать не стоит…

Оценка : 4
«Самоволка»
–  [ 17 ]  +

MarchingCat, 04 февраля 2015 г. в 23:18

Самое (и единственно) ценное в романе — пролог. Так захватило, такие понятные и знакомые мальчишечьи мотивации и эмоции, так здорово описано — прямо вкус детства ощутил. Ну или привкус раннего Лукьяненко или даже Крапивина.

Но вот всё, что за прологом... я это назвал «качественным неправдоподобием». Ибо написано, конечно, качественно. Буковки удачно складываются в слова, а слова в предложения. Динамика на высоте. Читать можно. И даже сам сюжет можно принять — из разряда «ну почему бы и нет». Но... дьявол кроется в деталях. Неправдоподобно практически всё. Поведение героев, детали мира и так далее. То бишь Главные Герои сплошь энд рядом ведут себя как идиоты, как будто из детства так и не вышли, а описание происходящего в Центруме неоднократно не стыкуется с базовыми установками, заданными первым романом.

А совпадений удачных и просто неправдоподобных по своему количеству сколько... ээээх!

Абсолютно поверхностное произведение с бестолковой движухой. Не будь столь громких имён авторов на обложке — и критики бы не было, просто почти никто такое бы читать не стал...

Стороннему автору, новичку, поставил бы за такое произведение 5 или даже авансом 6 из 10, мол хороший старт, есть потенциал. Но данным, уважаемым мною авторам, 4/10. Ибо стыдно даже для коммерческого проекта выпускать столь непродуманный роман. Ибо покупая в магазине книгу с Вашими фамилиями на обложке, ждёшь другого уровня книгу, повторюсь, даже в коммерческом проекте.

Лично я больше не буду покупать и читать книги данного цикла. Этим романом весь интерес отбили.

Оценка : 4
«Самоволка»
–  [ 16 ]  +

sergmon, 06 октября 2014 г. в 13:51

  «Самоволка» совершенно отдельный роман, описывающий отдельную местность в Центруме под названием Хеленгар. «Пограничники», проводники, выходцы из других миров — присутствуют. Связь с предыдущими книгами, ответы на вопросы, раскрытие сюжета — отсутствуют.

  Суть первой трети книги коротко изложена в аннотации.

  При прочтении все время вспоминались три цитаты, иногда поочередно, а иногда и вместе:

«Туда ехали, за ними гнались. Оттуда едут, за ними гонятся. Какая интересная у людей жизнь!» — из кино, всю книгу;

«И тут, я, как бы, из последних сил...» — из жизни, кто играл в «войнушку» не на РС, поймет, 4-5 раз;

«Не верю!» — из театра, периодически, а закрыв книгу — постоянно.

  Причем «не верю» относится не к описанию мира, который я принимаю как фантдопущения, правила игры и антураж, а к поступкам героев, их мотивации, соответствии их качеств для их поведения. Например, описание «лох плюшевый», для бизнесмена и владельца двух магазинов в Москве, или опера который «маму может убить», но ведущего себя как сентиментальная барышня.

  Для меня это — книга «ни зачем.» А так, бодренько, живенько, приключательно.

Оценка : 5
«Самоволка»
–  [ 15 ]  +

Don Quijote, 24 ноября 2014 г. в 12:52

Сергей Васильевич регулярно сокрушается о судьбе молодых авторов, которых пираты лишают возможности заработать. Насколько я понимаю, оба новых межавторских цикла — Дозорный и Пограничье — задумывались, в частности, ради того, чтобы под громкое имя мэтра и раскрученную франшизу (если речь о мире Дозоров) познакомить читателя с новыми (или относительно малоизвестными) именами в российской фантастике. В целом такой подход можно только приветствовать. Однако после прочтения книг обоих циклов (по крайней мере лично мне) стало понятно, почему те люди, которым Лукьяненко пытается помочь, пока еще не слишком известны. Ну просто потому, что таков уровень их творчества на данный момент. Ни одна из прочитанных книг не заставила меня захотеть узнать, а не написал ли соавтор Лукьяненко что-то еще самостоятельно? С самим С.В., я помню, ситуация была совершенно иной — после первой же прочитанной его книги (дело было где-то в начале 90-х, кажется), я решил, что за творчеством этого автора я буду следить. И не прогадал, как показало время.

Что меня смущает конкретно в «Самоволке»? Прежде всего, очень странные (если не сказать надуманные) решения героев. Сложно понять, как взрослый человек может оставить жену, двух малолетних детей, заложить едва ли не все свое имущество и втихомолку исчезнуть, набив карманы наличными, чтобы отправиться туда-не-знаю-куда. Я могу понять любовь к брату, но объяснить такую безответственность по отношению к своей семье иначе, чем авторским произволом, никак не получается. При этом никаких нравственных метаний, никаких сомнений главный герой в момент принятия решения не испытывает. Уже потом он время от времени вспоминает о своей семье, но лишь так, мимоходом. Даже когда понимает, что шансы выжить в той авантюре, в которую его втянул брат, весьма невелики, главный герой не забивает себе голову тем, как семья сможет прожить без него. Еще более нелепо ведет себя Борис, брат главного героя. Предполагается, что в мире Центрума он давно стал своим, более того, сумел попасть в спец. подразделение пограничников, знает жизнь и способен на многое. И вот этот самый крутой оперативник раз за разом повторяет одну фразу: «Кто ж мог знать-то?» Выглядит это крайне нелепо.

Главный злодей выглядит совершенно опереточным. Автор это, похоже, тоже осознает. Поскольку при виде злодея главному герою кажется, что «он перенесся в военный лагерь из дешевой оперетты». К сожалению, это ощущение возникает каждый раз, когда на первый план в повествовании выходит главный антагонист. Сил на него у автора, видимо, не хватило.

Помнится, когда на экраны кинотеатров вышел фильм «Аватар», в сети было много шуток на тему схожести его сюжета с историей «Покахонтас». С «Самоволкой», на мой взгляд, схожая ситуация. Можно заменить пустынных кочевников на племя апачей, металлургические богатства, от которых их отгоняют, на золотоносные индейские земли, и «Самоволка» превратится в обычный вестерн. Фантастического антуража там очень мало. Сеттинг «Пограничья» мне вообще кажется самым слабым у Лукьяненко. На разного рода технические нестыковки уже неоднократно указывалось. Но дело даже не в них. Мне сложно понять, что может заставить людей из нашего мира пожелать поменять его на мир Центрума. Съездить туда разок на экскурсию — да. Но уезжать туда насовсем? Ради чего? В сущности, это тот же самый мир, что у нас. Те же общественно-политические проблемы, те же способы управления — все то же. Разница лишь в более низком техническом уровне. Опять же, очень похоже, что авторы этот момент тоже понимают. Отсюда в «Самоволке» попытки Бориса объяснить, как здорово ему в Центруме живется. Но объяснения эти смотрятся весьма жалко. Реального объяснения, помимо авторского желания, чтобы так было, нет. По всей видимости, изначальным было простое авторское желание написать что-то в стиле стимпанк. И под это желание подстраивалось все остальное. В этом, пожалуй, заключается моя главная претензия к циклу «Пограничье» в целом и к «Самоволке», в частности. Если в других произведениях Лукьяненко всегда была какая-то метаидея, какая-то заглавная мысль — выбор между добром и злом, между свободой и ответственностью, что-то заставляющее задуматься после прочтения книги, то здесь этого нет, в этом смысле все «Пограничье» стерильно.

Оценка : 5
«Рашен брик»
–  [ 14 ]  +

pomarki, 07 мая 2020 г. в 17:31

Россия от короновируса, по мнению автора, станет только краше, негодный народишко повымрет, зато годный народ останется:

«Народ какой-то другой стал — и деловитый, и слаженный. Такое ощущение было, что всех бездельников в карантине вычислили и отправили за Можай хворост сортировать. Чисто как-то всё стало. Словно дождь прошёл».

Кому, как говориться, война, а кому и мать родна.

На вопрос интервьюера, как же так получилось, что по миру прокатилась катастрофа, а Россию «задела лишь крылом», главный герой отвечает в духе «Хромосомы Мединского», есть, мол, в русских запас прочности, люфт внутренний. Европейские страны похожи на швейцарские часики, которые только встряхни, а они уж сломались. А Россия – автомат Калашникова, из грязи вынырнул и снова в бой.

Тут у меня два вопроса к автору.

Первый: Михаил, а вам не ссыкотно говорить про «задела лишь крылом»? Ничего же непонятно ещё.

Второй: Михаил, а вы действительно считаете, что из двух устройств – механических часов и автомата для убивания людей, именно автомат лучше?

Оценка : 2
«Самоволка»
–  [ 14 ]  +

МаксХаронКаргин, 03 июня 2015 г. в 02:19

Ндааааааааааааа...............................!!!!!!!! !!!!!!!

А ведь так не плохо все начиналось!!!

Если в первой книге была романтика новой вселенной, была проработка персонажей, было большое и важное дело, то что от всего этого осталось в « Самоволке» ?

Если в «Заставе» каждый пограничник имел свое лицо и историю, а главное, было понятно, что не так уж и много их, то теперь мы получаем картину этакой частной военной компании, со штатом в много-много тысяч, которая тупо за бабки рубится за интересы того, кто больше бабок заплатит! Безликая наемная армия вот уж ни как не равноценная замена героям первой книги.

Вместо того, что бы исправлять недочеты, углублять и расширять новый мир, все свелось к пересказу паршивенькой компьютерной игры в жанре « квест».

Ну что нового мы узнали о мире Центрума? Есть куча отдельных эпизодов связанных с названием мест, одеждой, какими-то расами, животными, растениями и т.д., но это не цельная картина, и даже не стремление ее дать, а так... яркое пятно на абсолютно белой стене. Причем не стремятся полнее раскрыть картину мира не только перед читателем, но и перед главным героем! Ему вообще ничего не хотят объяснять, даже под страхом смерти. Ладно бы проводники и им подобные не желают новичку помочь, им за это не платят, но родной брат... На вопрос — «что происходит ?» -нормальный ответ — «да ты сам понял, не волнуйся и вообще не твое дело!». Вот и поговорили. Взаимоотношения братьев, логика и мотивация поступков — это вообще отдельная песня. Песня об отсутствии. Герои не соответствуют даже тем ролям, которые им приписываются в книге. Борис оперативный сотрудник разведки в чине капитана? Да ладно!!!????!!!!

Сюжет можно пересказать перефразировав незабвенного Карлсона — случилось чудо, брат спас брата! Причем размер чуда вышел за все рамки приличия!

Чего не отнять, так это динамики. ГГ с ног валится от усталости, но его тут же хватают за шкирку и тащат выполнять следующие задание. Иногда автор из жалости дает ему отдохнуть абзац или два, отметив, что прошло пару дней.

В отзыве на « Реверс» я отметил, что как-то все становится похоже на книги из серии «Сталкер». « Самоволку» не правильно сравнивать и со « Сталкером». Нету в ней привязки к тому миру, где по идее должно происходить действие. Убери пару названий, пару общих моментов и все..... Весь этот « квест» с элементами « шутера» может происходить где угодно, когда угодно и с кем угодно. Наверно так и надо было сделать, выпустив ее отдельным романом, если автору так хотелось издаться, а не вставляя в цикл. Цикл от этого проиграл и довольно сильно.

Оценка : 4
«Отпуск за храбрость»
–  [ 13 ]  +

Arhc MC, 25 июня 2014 г. в 21:56

Спокойный, беззаботный, сытый и прекрасный мир. В нем живут спокойные, сытые, беззаботные люди. Им нечего бояться – их мир охраняют мальчишки-воины. Пацаны, которые ведут, похоже, бесконечную войну где-то на окраинах этого мира: во льдах за полярным кругом, в раскаленных песках безлюдных пустынь, в бесконечном океане… Мотивация боевых действий проста: «За свою землю!».

Но со временем, наверное, мотивацию надо укрепить. И едут в краткосрочный отпуск отличившиеся в боях мальчишки к отцам и матерям, которых они никогда не видели, но которые у них обязательно есть (так им сказали). И там, на «своей» земле, их встречают ласковые и любящие мама и папа. Шесть дней пролетают, как минута, но мотивация погибнуть «За свою землю!» получает мощное подкрепление: «За отцов с матерями!».

А в далеком прекрасном мире мама с папой смывают грим, развлекаются на полную катушку и ждут встречи с новым «сыном»… Работа выполнена на отлично!

Вот оно и наступило, это самое «прекрасное далёко». Там всё хорошо, там мирно и спокойно, там так уютно! А то, что за это самое «прекрасное далёко» гибнут одурманенные и зомбированные пацаны, хлопцы, boys… Вы знаете, классифицируя этот рассказ, я чуть было не нажал на «реализм». Какая, к черту, фантастика! Оглянитесь вокруг! Этот зашкаливающий обман, это пронизывающее «прекрасное далёко» лицемерие, эта показушная патетика и совсем не показушный пофигизм! «Пьедестал или могила. Будущее – наступило!» — как поется в одной отличной песне.

Этот маленький рассказ Тырина у меня ассоциирует с картинами Пиросмани, с буйством красок и нарочитым, но не настоящим примитивизмом. Вот только красок у Тырина немного: всё-таки рассказ – это скорее этюд, а не картина. Несколько мазков зеленой краски, цвета надежды и радости. Несколько – желтой, цвета обмана и лицемерия. Немного серой – цвета безразличия и равнодушия. Мазок белой – цвета войны и смерти (помните: «Стали волосы смертельной белизны. Слишком много белой краски у войны…»). И мазок черной – цвета ужаса. Извините, если значения цветов красок у меня не совпадает с общепринятыми.

И все-таки рассказ этот пронизан светом и пронзительной печалью, как светлая душа мальчишки-воина, гибнущего за свою землю и за отцов с матерями…

Оценка : 9
«Синдикат «Громовержец»
–  [ 13 ]  +

Lartis, 12 января 2010 г. в 01:30

                                        «ОТ-ТАНА ПОПАЛА…»


     Вот такого писателя Тырина я люблю. Именно такой Тырин — мой автор. Бывший журналист и работник калужского пресс-центра УВД в своём новом романе талантливо пишет о том, что знает не понаслышке. Меня мало трогают вещи, не связаные с реальной жизнью, мне скучно читать кондовое фэнтези или суперпродвинутый космический боевик. Зато эту фантастически правдивую книгу я проглотил практически мгновенно, за один присест. Автор настолько достоверно, с любовью и горьким юмором рассказывает о жизни обитателей захолустного городка, что я, прочитав всего лишь несколько страниц, без применения компьютерно-витруальных прибамбасов, кибершлема и гипнообработки, внезапно оказался в заштатном Зарыбинске, среди его живых обитателей: иногда — смешных и забавных, а иногда — неприятных и вызывающих отвращение. Тем паче, я сам когда-то родился в населённом пункте, так же далёком от столиц. Вообщем, как говорит один из героев романа, маленький энергичный восьмиклассник Хрящ, мечтающий стать десантником: «От-тана попала!». В посёлке, где я провёл совсем не безоблачное детство, демаркационной чертой, разделяющей территории, контролируемые враждующими группировками подростков, была так называемая «линия» — железнодорожная ветка. В романе Тырина воюют районы с названиями Гимназия и Промзавод. Воюют без всяких причин, только потому, что так заведено, так всегда было. Надо же молодёжи, прозябающей в Зарыбинске, чем-то заполнять пустоту своей бессмысленной жизни.

   Простой, естественный, ясный литературный язык, которым отлично владеет Михаил Тырин, живо напомнил мне манеру повествования Александра Мирера. Да и сюжет книги «Синдикат «Громовержец» перекликается с сюжетом классического миреровского «Дома скитальцев». Авторы совершенно разных поколений написали об одном – о подростках из провинциального города, спасающих мир (или, по крайней мере, свой родной городишко) от инопланетных захватчиков. Правда, в «Синдикате» злобные пришельцы оказываются всего лишь оставшимися без управления биороботами-исполнителями из будущего, а у Мирера космические агрессоры — взаправдашние. Не похожую на своих землячек-сверстниц чудесную девчонку, по которой вздыхает добрая половина зарыбинских пацанов, зовут Машкою. В романе Мирера есть не менее замечательная девочка Машка, вместе с которой даже на планету «чужих» в разведку не страшно отправиться. Не знаю, как относится к творчеству А.Мирера сам М.Тырин, но, похоже, что «Дом скитальцев» и «Субмарину «Голубой кит» он в своё время прочёл, а в лице этого молодого автора Александр Исаакович получил достойного последователя и продолжателя. Конечно, Мирер в своё время не мог (да, наверное, и не хотел) так откровенно-безжалостно описывать бедное, дикое, пьяное провинциальное существование. Михаил Тырин в своей книге сатирической чёрной краски не жалеет…

    Сбросив на головы жителей маленького городка десант из будущего, автор взрывает скучное существование аборигенов, одновременно заставляя типичных представителей зарыбинского «истеблишмента» показать истинное лицо. Как по-разному ведут себя герои книги! Умница и красавица Машка Дерезуева, единственный человек, изначально посвящённый в тайну пришельцев, ответственно принимает непростые решения. Обычный зарыбинский парень Кирилл, влюблённый в Машку по ушные раковины, но не умеющий толком разобраться в своих чувствах, в экстремальных обстоятельствах проявляет гордый и благородный характер. Напротив, доморощенный местный мафиози Поршень и подловатый сплетник Пакля, случайно получившие в подчинение дуэт бездумных киборгов-бионетиков, демонстрируют свою жалкую внутреннюю сущность, убогое понимание смысла жизни. Злосчастные андроиды, эти «двое из ларца, одинаковых с лица» стали, по оригинальному замыслу писателя, своеобразным оселком, инструментом для проверки своих хозяев «на вшивость». На страницах романа теснятся и другие колоритные, выпуклые, сочно выписанные персонажи: начальник местной милиции, вечно сердитый майор Дутов, которого беспокойные жители Зарыбинска отвлекают от непонятно каких важных дел, скорбно сводящий брови в галочку, с его обычным ответом настырно досаждающим гражданам: «Да подождите вы!»; cталкер свалок Паклаков; мухобоечник Плюгаев; городской дурачок Адмирал Пеночкин; лентяй и трус Пельмень; вожак промзаводовцев Дрын, имеющий свои представления о мужской чести. Добротно вылепленные автором фигуры героев, участвующих в захватывающих таинственных событиях, делают книгу ещё более убедительной.

     В нынешнее время на самых разных уровнях делаются попытки обозначить новый дискурс, нащупать современные идеалы, консолидирующие идеи, достойные примеры для подражания, найти произведения, на основе которых можно было бы грамотно и правильно, а самое главное, ненавязчиво индуцировать, воспитать в подрастающем поколении гуманистическое мировоззрение. А зачем где-то искать? Такие произведения уже есть. Фантастико-приключенческий роман «Синдикат «Громовержец» Михаила Тырина — одно из них. Лично я убеждён, что прочитав эту книгу, самый отъявленный и безнадёжный хулиган-подросток станет чуточку лучше.


© Владимир Ларионов

Оценка : 9
«Рашен брик»
–  [ 11 ]  +

Sawwin, 21 апреля 2020 г. в 13:12

Одно слово, не рассказ, а кирпич. Каждый следующий опус в цикле «Постэпидемия» хуже предыдущего. А ведь вроде бы, у Тырина неплохие вещи были.

Оценка : 2
«Жёлтая линия»
–  [ 10 ]  +

ismagil, 29 декабря 2010 г. в 17:55

Люмпен и влетевший в траблы адвокат от пьяного отчаяния принимают невнятное предложение поискать счастье где подальше — и оказываются за тридевять галактик волонтерами истинной Цивилизации. Она дарит любому желающему шанс вырасти из потребляющего синтетический комбикорм обитателя барака в гражданина с едой, жилплощадью и красивыми штанами. Надо только не бояться рабского труда, грязи и крови. Герои боятся, но окунаются во всё — выше маковки.

«Желтая линия» — в своем роде совершенный роман, сочетающий классический подход к жанру, развитию сюжета и раскрытию характеров с почти издевательским выворачиванием клише. Типовая фэнтези про попаданцев в чуждый хвостатый мир реализуется средствами твердой НФ, типовая боевая фантастика — инструментами вполне реалистической военной прозы, а сатирическая антиутопия — то бытовой фантасмагорией, то исповедью эмигранта. Язык нарочито суховатый и прыгающий из штампов в красивости (главный герой считает себя поэтом), при этом очень точные диалоги, малая предсказуемость развития сюжета и пугающая жизненность действий и реакций.

Оценка : 8
«Жёлтая линия»
–  [ 10 ]  +

gigrey, 13 декабря 2009 г. в 01:19

Редкий случай, когда настроившись на одно (военный боевик), а получив другое (тут с термином затрудняюсь 8:-0... «социальная НФ»?..), не испытал ни капли расстройства. Собственно, боевик имеет место быть, но не «суперменский», а жизненный (совершенно не удивился, когда прочитал, где автор провел 1995 год). Но война занимает едва ли треть текста... хотя это как посмотреть.

Глотком свежего воздуха радует стиль изложения, без абзацев описаний, но с точными деталями.

Однозначно, «Желтая линия» — одна из (моих) книг 2009 года :cool!:

Оценка : 9
«Отпуск за храбрость»
–  [ 9 ]  +

Sri Babaji, 14 июля 2014 г. в 00:24

Всегда с опаской отношусь к антологиям Сергея Чекмаева — все эти бесконечные империумы, сталинумы, антитеррориумы и прочее чтиво для монархистов, совков и разных сумасшедших никогда не вызывало во мне никакого отклика, разве что омерзение. И еще щемит в душе тоска по безвинно павшим деревьям, не удостоившимся покоя и после смерти. Планка качества у сборников валяется где-то на уровне плинтуса, и даже интересные писатели вроде Каганова в них смотрятся далеко не в лучшем свете, так что я эти книжки обхожу за версту.

На «Литрулетке» мне достался рассказ из антологии «Семьи.net» — последнего на сегодняшний день творения Маэстро с Большой Буквы. Заявленная в аннотации тема сформулирована так: «В мире ближайшего будущего полностью отказались от традиционной семьи. Общество давно готовили к этому, информационные атаки на привычные ценности велись с разных сторон <…> И вот – случилось. Что же дальше? Как будет выглядеть бессемейное человечество?..». Вроде, все чинно-благородно, тема занятная, демонстрации ужасов либерастии и радостей пломбира по две копейки тут, наверное, не место... Однако, открываем рассказ. И что мы видим: милитаризм, бомбящие Россию с орбиты украинцы, преданные белорусы, японцы, воюющие за деньги, солдат Ахмед, которого отец Федор Иванович уговорил нацепить медаль на ярмарку и так далее и тому подобное. Короче, очередная околопропагандистская заказуха, рассчитанная на среднестатистического читателя среднестатистического чекмаевского сборника. Господа в отзывах там что-то рассуждали о глубине и философии, однако, ничего такого здесь нет: обыкновеннейшая банальщина, для слезливости и «пронзительности» приправленная пятнадцатилетним солдатиком, лишенным настоящих родителей. Хоть написано профессионально, за это плюс балл.

Оценка : 2
«Кладбище богов»
–  [ 9 ]  +

duke, 04 сентября 2009 г. в 12:06

Претенциозное название, за которым скрывается в общем-то достаточно банальное содержание: группа из пяти человек (в дальнейшем «наши» или «попаданцы») оказываются в один прекрасный миг в неком мире. Главная характеристика которого – непрекращающееся противостояние между темным и истинным знанием, адепты которого подписали некоторое время назад договор, позволяющий в настоящее время поддерживать состояние неустойчивого равновесия. И это равновесие в любой момент может быть нарушено. Главный герой (и остальные попаданцы в большей или меньшей степени) оказывается, естественно, «на передовой» обозначенного выше конфликта. Сначала судьба их разбрасывает – каждый выживает как может – потом соединяет (не всех, правда). Заканчивается история более-менее логичным финалом, со всей очевидностью, не окончательным. Продолжение грядет.

Крепкая ремесленная работа – это максимально хорошие слова, которые я могу сказать об этом романе, вышедшим в серии «Абсолютное оружие». Мир – устойчиво оригинален, герои, как говорится, — живые, интриги и хитросплетения имеются, язык – добротно русский. Для Михаила Тырина, умеющего сочинять на порядок лучше (прежде всего, не используя штампы и наполняя свои тексты какой-нибудь интересной идеей), «Кладбище богов» — вещь явно проходная.

PS Очень надеюсь, что деньги, заработанные на издании этой книжки, позволят автору сосредоточиться на чем-то более, так сказать, «нетленном». Не уступающем «Желтой линии», например.

Оценка : 7
«Синдикат «Громовержец»
–  [ 9 ]  +

Abask, 19 июля 2007 г. в 17:23

Перед прочтением думал, что эта книга очередной стеб над жанром, уж слишко несерьезная была аннотация, но когда начал читать понял, книга серьезней чем может показаться на первый взгляд. Столько интересных и харизматичных персонажей встретишь не часто, прямо читаешь и представляешь себе Хряща, Пельменя, бомжей Травкина и Мендельсона, адмирала Пеночкина...Сам город, это этакий собирательный образ бедных провинциальных городов с их серостью и безисходностью, где единственным занятием молодежи являются пьянки и битье друг другу морды. К этой книге отлично подходит поговорка — В каждой шутке, есть доля шутки.

Оценка : 9
«Тварь непобедимая»
–  [ 8 ]  +

пан Туман, 26 июня 2011 г. в 14:12

Что можно ожидать от романа, изданного в 2001 году (а написанного наверняка и того раньше)? Наверное, всего что угодно, поэтому я уточню — что можно ожидать от романа, изданного в 2001 году и повествующего о жизни в тогдашней России? Да ещё и начинающегося эпизодом как бригада «скорой помощи» прервав обед, мчится на место крупной автомобильной аварии? Кровь, крики, покореженный металл… Вы тоже подумали — здравствуй, русская «чернуха»? Нет? Ну, поздравляю, вы гораздо проницательней меня, я-то подумал. Тем более тварь эта из названия, да и странные ребята, похожие на «братков», не замедлили появиться на аварии.

Короче говоря, я преисполнился мысли, что читать мне придется суровый трэш о выживании простого русского человека в невыносимых условиях пост-перестроечной России (даже — пост-пост), отягощенных к тому же присутствием каких-то мутантов. Тварь же! Что за тварь, мне даже приблизительно было понятно — не иначе порождение больной фантазии алчного и порочного денежного мешка, выведенная для его потехи врачами-убийцами, чьи кровавые преступления скрывают оборотни в погонах… Немного было обидно, что в стройную схему моих рассуждений не укладывались пожарные — непременно, коррумпированные, а как же иначе? — ну да ладно. О бритоголовых амбалах с битами даже не упоминаю, в таком деле без них, как без соли.

Дальнейшее показало, что прогнозист из меня, мягко говоря, аховый, уровня примерно наших синоптиков. Хотя амбалы мною всё-таки были обнаружены (а вот биты не нашёл).

На самом деле, «Тварь непобедимая» никакой не трэш. И не боевик. Может быть самую малость триллер, но я бы лучше сказал, что это книжка о нашей действительности. Просто книжка о окружающей нас действительности и о людях, её населяющих. Тут, конечно, есть фантастическое допущение, но оно не такое уж большое и, по сути, играет только роль катализатора. Ну подумаешь, пододвинул немного доктор Шамановский смерть, чего тут такого?

В центре внимания — вовсе не невероятное открытие, позволяющее реанимировать казалось бы безнадежных и возвращать к жизни ушедших навсегда. Вовсе нет. Михаилу Тырину гораздо важнее показать людей, их характеры, эмоции — и не только тех, кто столкнулся с бессмертием. Потому что бессмертие не приводит к таким метаморфозам, которые может вызвать обычная «жизненная» ситуация.

Этот упор на «человеческий фактор», однако, вовсе не означает, что книга несостоятельна с «фантастической» точки зрения. Нет-нет, уважаемые любители фантастики смогут поломать голову над теорией биологического бессмертия. Будет и толика ксено-психологии (при условии, что считать ксеносом того, кто когда-то был человеком). Будет любопытное объяснение участившихся случаев мутаций (получившее косвенное развитие в «Королевской охоте» Юлии Остапенко).

А ещё роман ставит множество вопросов о природе человека, его месте в картине мира, проблематике выбора жизненного пути и ответственности за сделанный выбор. На примере своих героев — доктора Гриши, Ганса, Светланы, Андрея Донского, Луки — автор показывает, как ведут по жизни выбранные ими дороги и куда они приводят в конце концов.


Подводя черту под всем этим, хотелось бы сказать — у Михаила Тырина получился хороший роман «с моралью», сплетающий воедино приключения и размышления, сложные философский проблемы и современные реалии. Быть может, только чуть-чуть — самую малость! — наивный и идеализирующий человечество. Но может, так и надо?

Оценка : 7
«Жёлтая линия»
–  [ 8 ]  +

Udik, 03 ноября 2009 г. в 14:45

Большой плюс романов Тырина – это то, что они очень легко читаются. «Желтая линия» не исключение. Роман удивительно сбалансирован – все здесь в меру, и юмор и трагедия, и размышления и даже есть место для сентиментальности. Книга о поиске своего места в жизни.

Не часто теперь встретишь книгу способную после прочтения оставить двоякое чувство – тревоги и надежды. С первого взгляда это обычная история о «попаданцах» (наши случайно оказываются ГДЕ-ТО), но нет уж. Начинается как легкое непритязательное приключенческое чтиво, а заканчивается довольно серьезными выводами.

В начале есть два противоположных типа – слабовольный неудавшийся поэт и разорившийся, но хваткий, адвокат по международному праву. По ходу романа они сильно изменяются, что показано убедительно и к финалу приходят совсем иными людьми. Не знаю как — лучшими или нет, но иными.

Считаю, что этот роман заслуживает высоких оценок.

Оценка : 9
«Жёлтая линия»
–  [ 8 ]  +

milolica, 24 августа 2008 г. в 09:11

Книгой заинтересовалась и прочла ее благодаря вашим отзывам, дорогие друзья :) Спасибо вам за это Открытие! Одна из самых ярких, сильных, интересных книг в отечественной фанастике! Впечатление было настолько оглушительным, что я даже не сразу смогла начать читать что-то другое. Множество мыслей и чувств, в которых хотелось разобраться, переполняли меня. Не думала, что в свои годы я могу так впечатлиться и так воспринять фантастический роман. Автору- огромное спасибо! Поражаюсь, почему нет переизданий такой исключительной книги!

Оценка : 10
«Рашен брик»
–  [ 7 ]  +

Lilian, 05 мая 2020 г. в 18:01

Уже стандартная для этого проекта тема превосходства России над Западом. Только здесь ракурс смещён с глобальных масштабов на сравнение «простого русского парня» и слабых европейцев. Разумеется, по авторскому хотению «настоящих русских парней» никакая зараза не берет. По определению. И именно благодаря этой сверхспособности в итоге Россия спасает болеющую Европу. Европейские корреспонденты, в силу своей душевной слабости, предпочитают данный факт замолчать.

В общем, всё весьма скучно и банально.

Оценка : 4
«Самоволка»
–  [ 7 ]  +

hawk_t, 21 февраля 2015 г. в 14:57

Если Лукьяненко написал в этой макулатуре хотя бы главу, то я в нем окончательно разочаровался. Из любимых авторов превратился в «опять потерянное время на чтение этой билеберды». Надежды на то что СВ напишет что-то стоящее уже почти нет. Очень жаль.

Оценка : 2
«Самоволка»
–  [ 7 ]  +

Dim75, 10 января 2015 г. в 16:30

Бросается в глаза то, что в этом фантастическом романе очень мало собственно фантастики. Замените кечвегов на индейцев, Центрум на прерию и получится типичный роман в духе Фенимора Купера. С благородными индейцами, злыми бестолковыми «имперцами» и приправленный любовной линией: прекрасная туземка+влюбленный в нее офицер. И все бы ничего, но Купера в свое время читать мне было намного интереснее. Потому и оценка — 5.

Оценка : 5
«Самоволка»
–  [ 7 ]  +

klan, 27 октября 2014 г. в 00:44

Ощущения смешанные. С одной стороны всё очень живо и бодренько, занимательно и нескучно. С другой стороны периодически-постоянно напрягает отсутствие логики в поступках и мотивах героев.

Если у тебя герой обычный лох — попаданец, то тогда он и должен себя вести как лох, ну или, если вдруг суперспособности открылись, то согласно новоприобретённым способностям. А если у тебя герой боевой офицер, оперативник, дослужившийся до звания, и не просто офицер, а разведка, элита, действующая на самом высоком уровне, 15 лет в поле — и допускает ляпы на уровне первокурсника отчисленного за пьянку и безделье и загремевшего по глупости в армию — ну тут просто становится обидно за писателя. Не, я понимаю, надо на общий сюжет натягивать и приключения выдумывать, но не настолько же идиотски!

Ведь действительно интересно написано, на одном дыхании проглатывается!

И концовка вполне хороша, и общее впечатление хорошее, но вот без ложки дёгтя всё равно не обошлось...

Оценка : 6
«Жёлтая линия»
–  [ 7 ]  +

pavluha1977, 08 июня 2013 г. в 14:12

Оценивать не буду, потому что не смог прочитать. Дошел до момента, где главные герои попадают в армию. Ругать и хаять тоже не буду, наверное это просто не мое, а книга может быть хорошая. Просто начало книги мне напомнило фильм Кин-дза-дза (все эти «унци» и «холо» вызывали у меня стойкую ассоциацию с «ку» из этого фильма). Никогда не любил этот фильм и поэтому не смог читать книгу. Но это мое личное мнение.

«Жёлтая линия»
–  [ 7 ]  +

vgjdh, 20 сентября 2011 г. в 19:08

Мешанина трафаретов:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Кин-дза-дза – двое землян попадают во вселенную со множеством миров, где всё тупое и примитивное…, Аватар – сначала воюют против аборигенов, потом пересаживаются в их тела и восстают против вселенской системы...

Но больше всего меня покоробило описание мира – убогость (так часто показывают будущее в голливудских фильмах). Мир отбросов питающихся падалью и покоряющих вселенную ржавой железкой – это мир бомжей, а не всесильной цивилизации. Конечно, там есть отдельные любопытные моменты, сарказм и ирония, но это никак не влияет на всю картину. И только в финале мысли уставшего героя о простом человеческом счастье, смогли оставить хорошее впечатление.

Оценка : 6
«Жёлтая линия»
–  [ 7 ]  +

Parsek, 17 апреля 2011 г. в 09:11

Роман «Жёлтая линия» прочитал в 2004 году. Перечитываю сейчас в 2011 году интересно снова пройти с ГГ по «жёлтой линии» сюжета. Надеялся что автор продолжит историю в новой книге, например «Жёлтая линия-2». Автору желаю творческих успехов и новых романов с продолжением. Благодарный читатель.

Оценка : 10
«Жёлтая линия»
–  [ 7 ]  +

olvegg, 26 апреля 2009 г. в 14:45

Гарри Гаррисон и «Кин-дза-дза». Такие ощущения оставило у меня начало романа. Проржавевшие постиндустриальные декорации сменяются гаррисоновской сатирой на армию… А потом и вовсе ожидаешь антиутопии в духе Оруэлла и Замятина.

Но… Сатира, безусловно, присутствует. Без элементов антиутопии тоже не обошлось. В чём заключается заслуга автора – он не скатывается к банальному шаблону, оставляя всегда простор для трактовок. Да, в армии бардак, но всё же она выполняет свои задачи и даже оставляет место героизму. Проблемы в выполняемых ею задачах. И здесь тоже бардак, но уже следующего уровня. Система, на которой держится цивилизация равнодушна к отдельному человеку (знакомая тема, не правда ли?), несправедлива, не очень эффективна, но всё же – работает.

Хотя общий посыл негативен, неоднозначность выгодно выделяет роман на общем чёрно-белом фоне утопического жанра. Того же, к сожалению, нельзя сказать про литературный уровень. Возможно, он выше среднего, но не сильно. Язык небогат, декорации довольно картонные, сюжет порой спасают рояли. Но за судьбой персонажей следить интересно. 8 баллов.

Оценка : 8
«Кладбище богов»
–  [ 6 ]  +

morbo, 16 августа 2015 г. в 10:29

Развлекательный приключенческий роман про «попаданцев». Несколько человек, оказавшихся в отделении милиции, видимо все в нетрезвом состоянии, на утро вместе с куском города оказываются в чужом мире, где научное знание соседствует с колдовством. Научное знание называется Истинным знанием, а колдовство — Тёмным знанием. Описываемый мир имеет признаки сотворения некоторыми существами, которых местные называют Изначальными. От изначальных осталась масса артефактов, за которыми охотятся приверженцы Истинного знания и Тёмного знания. Носители Истинного знания — люди, носители Тёмного знания — гурцоры. Гурцоры некоторое время назад стали властелинами мира, но внезапно утратили возможность выращивать собственных детей — под их воспитанием их собственные дети умирали. Зато их детей могли воспитывать существа других рас. Гурцорам пришлось заключить договор с приверженцами Истинного знания — Догмат, в котором описывались права и обязанности сторон.

Теперь о расах поподробнее:

Гурцоры — человекоподобные существа, обладающие тёмным знанием. Жаждут реванша, но не способные вырастить собственных детей вынуждены жить в мире с остальными народами.

Энейцы — хилые человечки с белой кожей, покрытой морщинам.

Уссоды — слоноподобные существа. Обладают миролюбивым нравом.

Вурды — черепахоподобные существа. Несмотря на двуполость, вторичных половых признаков не имеют. Промышляют грабежом и военным делом.

Люди — существа, идентичные нам. Никакими особыми свойствами не обладают.

Кроме того в книге упоминаются необычные животные:

Крилы — крупные собакоподобные существа, на которых местные жители передвигаются верхом.

Гомобы — человекоподобые существа, повадками напоминающие наших собак.

Главные действующие лица:

Влад — бывший военный, комиссованный из-за контузии, полученной в горячей точке.

Лисин — сержант милиции, водитель милицейской машины.

Марго — подружка сержанта.

Эдик — студент, оказавшийся в отделении за курение травки.

Петрович — рабочий, знакомый Лисина.

Роман по началу развивается как линейная история, главным действующим лицом в которой выступает Влад. По ходу действия вокруг него собираются остальные герои из нашего мира. Дальше судьба разлучает наших героев и история продолжает развиваться уже как параллельная. Из всех параллельных веток меньше всего проработана ветка, повествующая о судьбе студента Эдика. Ближе к концу истории Влада и Лисина соединяются и есть намёки на то, что скоро к ним присоединятся Марго и Петрович. На самом деле этот роман неожиданно обрывается и имеет продолжение. Читать этот роман отдельно от его продолжения, видимо, не имеет смысла.

Хочется сказать, что роман получился довольно удачным по нескольким причинам. Во-первых, автор придумал оригинальный мир, а не стал делать кальку с осточертевшего средиземья с эльфами, гномами и хоббитами и не стал пытаться поместить наших героев в прошлое с подвернувшейся возможностью что-то исправить. Во-вторых, попаданцы тут не сверхлюди, в деталях знающие историю или технику. Они ведут себя естественно, как обыватели. На мой взгляд, если ты ничего особого не добился в своём мире, то и попав в чужой тем более не достигнешь особых высот. В романе военный становится телохранителем, милиционер — наёмным убийцей, рабочий — рабочим, студент, похоже, продолжает учиться. И только Марго «выходит в дамки». Мне показалось несколько неестественным то, что женщина, которая в нашем мире тратила время на сержанта милиции, в другом мире немедленно выходит замуж за «папика». На мой взгляд, если она так легко устроилась там, то и здесь должна была уже быть устроенной. Ну да ладно, не будем совсем уж придираться — может быть дело объясняется тем, что там дефицит привлекательных женщин? В-третьих, автор обладает весьма редким талантом запутывать сюжет, а потом в несколько простых ходов собирать разрозненные линии в одну целостную историю. По ходу чтения невозможно догадаться о дальнейших планах автора. Создаётся ощущение, что он и сам не имеет заготовленного плана. Но это может оказаться лишь ощущением, а на самом деле может быть автор просто умеет концентрироваться на происходящем, полностью выбрасывая из головы предстоящее развитие сюжета.

Как уже было сказано, добротная ремесленная работа. Читается легко, с интересом, без внутреннего отторжения, т.к. тут нет ни калек с чего-то, ни какой-то неестественности. Разочаровывает только то, что роман обрывается на середине.

Оценка : 8
«Самоволка»
–  [ 6 ]  +

Elric8., 28 апреля 2015 г. в 15:22

Даже не знаю, отчего все так напустились на действия героев книги. Особенно главного героя. Лично мне имен они добавили достоверности схематичному и какому-то ролевому миру Пограничья. В прежних книгах и герои не жили, а именно действовали, будто это не живые люди, несмотря на их мысли и рассуждения, а персонажи той самой ролевой игры. Да, не компьютерной, как у многих нынешних авторов – фамилий называть не буду – где весь сюжет укладывается в рамки стандартной стрелялки-убивалки-догонялки. Прежние книги цикла больше напоминали словесные ролевые игры, где всё вроде и по-настоящему, но как-то не всерьёз. Если ранят, то не больно, если убивают, то сразу наповал, и герои переступают через павших врагов и товарищей, двигаясь дальше по сюжету.

Здесь же всё куда более достоверное. Нет однозначно хороших и плохих, проходных персонажей тоже почти нет, они по большей части набросаны парой широких мазков, будто серые фигуры на заднем плане картины. Зато главные герои меня очень сильно порадовали. Они живут в мире книги, быть может, не всегда даже подчиняясь авторскому замыслу. Они ошибаются, но не ошибается ведь тот, кто ничего не делает, а лишь движется из намеченного пункта «а» по сюжету в намеченный пункт «б», через все нужные и не очень перипетии, с перестрелками и погонями.

Ну чего вы хотите от «плюшевого лоха», вдруг попавшего в такой замес, втянутого волею судеб в водоворот непонятных ему самому событий. Что он быстренько возьмёт инициативу в свои руки и обернёт ситуацию к собственной выгоде, тут же обрастёт горой трофейного оружия и патронов, примется, получив начальные знания, отстреливать врагов направо и налево? Ну это даже не смешно.

Брат его просто классический пример высказывания про «гладко было на бумаге». Он строит планы, они рушатся, он тут же строит новые, но и в них вмешаются когда случай, когда обстоятельства, а когда и неумолимая воля сильных мира сего.

Все рояли автором расставлены заранее и в нужных местах, все ружья сразу висят на стане и стреляют ровно тогда, когда это нужно автору, чтобы вытащить непутёвых братцев из очередной… сложной ситуации, где они оказались.

Отдельно хочется остановиться на упомянутом в предыдущем отзыве портрете. Этот штришок мне, лично понравился. Отсылки к классике – это всегда хорошо, тем более столь органично вписанные в текст. И, конечно, смерть контрабандиста – от неё у меня лично мурашки по коже шли. Такое впечатление, что умирающий бедолага разговаривает прямо с тобой, минуя героя, хотя текст вроде написан не от первого лица.

В целом, книга понравилась даже больше второй, жаль, что она не смогла вытащить проект.

Оценка : 5
«Самоволка»
–  [ 6 ]  +

Cito, 13 января 2015 г. в 04:15

          «Тупой и еще тупее»-приходит в голову характеристика... Не могу только до конца определится кому она больше соответствует — двум главным героям этого «чуда», или двум его уважаемым авторам... Этого я наверное не вправе решать, чтоб не обделить кого нибудь...

Оценка : 3
«Отпуск за храбрость»
–  [ 6 ]  +

MikeGel, 28 июня 2014 г. в 05:28

Прекрасный рассказ, психологичный, продирающий, у которого только один недостаток — я читал уже произведение короткой формы ровно с такой же идеей и похожим сюжетом, и оно ничуть не уступает — http://fantlab.ru/work177609

Если закрыть на это глаза — рассказ прекрасен. Герои по-настоящему живые, каждое слово, каждый жест выверен, и героям сопереживаешь, причём не знаешь даже, кому больше — несчастному парнишке или вынужденным играть постыдную роль «родителям».

Рассказ сделан на мелких деталях, здоровски подобранных, контрастирующих друг с другом и одновременно создающих консонанс. Мир намеренно недопрописан, читателю приходится его достраивать, и жуть берёт от этого мира, как ни дострой. Ну и финальный финт с вязаными носками — пробирает по-настоящему. Да, собственно, весть рассказ пробирает — словно одна высочайшего накала эмоция.

Оценка : 9
«Тайная комната»
–  [ 6 ]  +

ivan2543, 18 ноября 2011 г. в 23:20

Один из лучших рассказов в антологии «Новые мифы мегаполиса». С другим творчеством автора я незнаком, поэтому «Тайная комната» оказалась приятной неожиданностью. Начавшись как фантастический детектив, со временем произведение обнаруживает кроме детективно-приключенческого сюжета философский и психологический подтекст.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Никто не отказался бы, на первый взгляд, иметь возможность поставить жизнь «на паузу», куда-то сбежать, в какое-то пространство, куда нет хода никому постороннему и где можно оставаться сколь угодно долго. Но вот в чем проблема – никуда не сбежать от времени и от себя самого. И придется состариться куда быстрее своих ровесников. Да, есть еще одна мелочь – вернуться из Комнаты можно только в то же место и в то же время, из которого вы в нее сбежали…

«Тайная комната» — рассказ о бесполезности и опасности бегства от реальности, о том, что трусость и привычка все откладывать на «потом» приводят только к одному – время уходит зря, безрезультатно. И, в конце концов, даже наличие индивидуального вымышленного мирка не спасет от расплаты.

Достоинства произведения:

идейное содержание;

сюжет.

Недостатки:

несколько затянутая детективная часть может отпугнуть некоторых читателей

язык произведения суховат.

Итог: замечательный и немного жутковатый рассказ.

Оценка : 9
«Истукан»
–  [ 6 ]  +

видфара, 29 августа 2010 г. в 04:38

Повесть стилистически не похожа на другие вещи М.Тырина и этим даже выигрывает по сравнению с ними. Особенно радует свежестью авторский слог.

Но в главном «Истукан» типичен (в хорошем смысле) — достоверно и вкусно показаны обычные люди в необычных обстоятельствах.

То, что читатель раньше действующих лиц догадывается о сути происходящего, вовсе не является минусом. В конце-то концов, ведь нам не о Шерлоке Холмсе рассказывают!8-)

Оценка : 9
«Жёлтая линия»
–  [ 6 ]  +

Рырга, 06 августа 2009 г. в 01:31

Лично для меня писатель Михаил Тырин — неожиданное и приятное открытие. И книгу «Жёлтая линия» я прочёл первой. В голове промелькнула безумная мысль — а вдруг Тырин «засланец» инопланетян или «попаданец» из других миров, уж очень реалистично всё в его книге написано. Книга понравилась, читать книги Тырина интересно, но пока не знаю — буду ли перечитывать. Посоветовал бы автору написать фэнтезийный цикл с магией (типа Зыковской «Дороги домой»).

Оценка : 8
«Контрабандист»
–  [ 6 ]  +

kkk72, 05 ноября 2008 г. в 17:05

Михаил Тырин, на мой взгляд, один из самых недооцененных современных авторов. Пишет он весьма нестандартно, хотя и не всегда на одинаково высоком уровне. Вот и этот роман произвел весьма неоднозначное впечатление. Начинается он с того, что главный герой — весьма ловкий контрабандист — получает заманчивое предложение. За весьма изрядное вознаграждение он должен помочь доставить космический катер с группой отставных вояк на борту на некий заброшенный астероид. Выясняется, что на этом астероиде находятся запасы уникального вещества — геоплазмы, которое реагирует на мыслительные образы разумных существ. И, естественно, в погоне за уникальным веществом переплетаются интересы политиков, военных, ученых и представителей разных спецслужб, а главный герой оказывается в самом центре густо заваренной каши. Ингридиенты этой каши весьма необычны. Возьмите загадочную геоплазму из «Соляриса», поместите возле нее героя вроде Джима Ди Гриза из «Стальной крысы», натыкайте вокруг туповатых вояк и спецслужбистов из «Билла-героя Галактики», создайте мрачную, почти сюрреалистичную обстановку из «Пикника на обочине» или из «Дисбата» Брайдера и Чадовича или из второй части «Лунной радуги» Павлова. Неслабое варево может получиться!

Вот только столь необычный замысел автору не удалось в полной мере довести до ума. И большинство персонажей, особенно ученые, выглядят совсем не реалистично. И сюжет периодически выписывает совсем уж нереальные кренделя. И с чернухой, особенно во второй части, автор перестарался. Зато приятно удивила весьма умная и неожиданная концовка.

Рекомендовать ли книгу? Не знаю. У кого-то она может вызвать восторг, а у кого-то — полное неприятие. Но попробовать ознакомиться, на мой взгляд, стоит.

Оценка : 7
«Жёлтая линия»
–  [ 6 ]  +

Jediart, 14 октября 2008 г. в 16:33


До чего же может довести человека чувство безысходности? Как же хочется бросить все. Пропасть. Исчезнуть в другой мир, полный красок и радости. Об этом часто задумывался главный герой повествования Борис Еникеев ставший просто Беней, солдатом новой армии, воюющей за непонятные принципы, за какие-то баллы!!!

Книга замечательно написанна. Очень интересный и до последней страницы, держащий роман. Можно даже сказать: Жизнь, смерть и снова жизнь Бени. Возродившегося в новом теле прищельца, и взбудораженного волей к свободе, которая сохранилась даже в каждой клетке инопланетянина. Книга немного трагична, но все-равно безмерно интересна и легко читаема.

Очень рекомендую.

Оценка : 10
«Синдикат «Громовержец»
–  [ 6 ]  +

Надежда, 29 мая 2008 г. в 13:17

Очень яркие, живые персонажи, которых очень хорошо себе представляешь.

Маленький, серый городок Зарыбинск, где бесчинствуют местные подростки, ищущие себе развлечения, где жители уже привыкли ко всему. Атмосфера города угнетает, вызывает неприятные чувста. Но даже в такой атмосфере люди остаются людьми, даже при такой жизни остаются понятия справедливости и чести.

Общие неприятности сближают и стирают невидимые границы.

Оценка : 10
«Дети ржавчины»
–  [ 6 ]  +

С.Соболев, 14 мая 2008 г. в 14:28

Чувствуется, растет мастерство автора: удачно закрученные перипетии сюжета, когда враги оказываются спасителями, а мнимые покровители — порядочными сволочами. Закрутовка книги такова: человек из влиятельного российского Ведомства по расследованию паранормальных явлений (торчат уши Молдера, Скалли и прочих людей в черном) по собственной инициативе попадает в средневековую конюшню на другой планете, где на положении батрака вынужден поить кобыл, выгребать из-под них навоз и недоедать поганую кашу, по органолептическим свойствам ненамного от этого навоза отличающуюся. Самое поразительное, что человек ХХ века, привыкший к плодам цивилизации, привыкший ходить на высокооплачиваемую работу в модном костюме и всенепременно надушившись дорогим одеколоном, с высокомерным чувством собственной значимости, подкрепленным табельным пистолетом под мышкой, даже и не думает возмущаться! Ему это нравится: да, нет? Текст здесь явно провисает — примерно между сотой и двухсотой страницами — на этом промежутке ничего существенного не происходит, и можно спокойно их пролистать без ущерба для понимания. Потом, конечно, будут и чудесные находки, и умопомрачительные достижения в спасении погрязшего в средневековом дерьме человечества…

Ляпов тоже хватает: например, когда на нашей Земле опергруппа едет по грунтовке через кукурузное поле, то шофер боится объезжать девочку, рассевшуюся на дороге — мол, кукуруза не пропустит машину, слишком плотно растет. Маловато Михаил Юрьевич видывал кукурузных полей!

Оценка : 4
«Жёлтая линия»
–  [ 5 ]  +

strannik102, 03 марта 2021 г. в 05:48

Ну вот, поели, теперь можно и поспать...

Этакая смесь научно-приключенческой и космо-социальной фантастики. Причём вот эти четыре составляющие могут попарно связываться в любом варианте, начиная от предложенного и переходя к научно-социальной и космо-приключенческой и т. д. И ещё сюда можно добавить юмористическую, сатирическую, футуристическую и другие составляющие. В результате мы имеем этакую оригинальную смесь, блины с припёком, ирландское рагу, тройную уху, коктейль «Кровавая Мэри».

Конечно же, здесь максимально ярко выражена сатирическая линия в отношении дальнейших путей развития цивилизации потребления — то общество Космической Цивилизации, которое нам показывает Михаил Тырин, вовсе не является таким уж привлекательным. Да, гарантированное сытое брюхо, наполненное однообразной синтетической жратвой из общего корыта, да, ежедневные бесплатные белые носки, да, возможность перехода от касты к касте, зарабатывая будущие преференции путём накопления так называемого уцим — некоей универсальной виртуальной платёжной единицей. Сделал ту или иную работу — получи честно заработанные уцим. Сделал много работы — и уцим получишь больше. И по достижении некоторого порогового количества переходишь в первый класс, и опять нужно продолжать накопительство, а там, глядишь, дотянешься до класса второго, третьего и так далее. Социальная лесенка длинная и количество ступенек в ней большое, есть куда развиваться.

Вот только развитие это идёт лишь по линии потребления — высокоразвитое потреблядство становится краеугольным камнем для попавших в эти миры землян — поэта-неудачника и адвокат-неудачника. И сначала конфликт проходит как раз по линии разного восприятия и оценки действительности и перспектив этими двумя людьми — один всячески протестует против такого, а второй старается встроиться в предлагаемые условия и подняться по социальной лестнице побыстрее и повыше. А параллельной линией является служба в войсках космического десанта, в оккупационной армии колонизаторов-цивилизаторов, ибо Космическая Цивилизация ничтоже сумняше стремится распространить свою систему ценностей на все доступные ей обитаемые миры Галактики, и потому устраивает для местных разной степени разумности аборигенов принудительное счастье, с бараками и пулемётными вышками, с ограждениями и электрическими палками-кнутами, с резервациями и насильственно внедряемым образом существования (прогрессоры, мать иху так и перетак!) — ничего не напоминает из наших земных реалий?

И понятно, что дальнейшие приключения наших героев приводят их то на одну ступеньку, то в другую касту — а как иначе показать читателю всю пустоту и никчёмность этого высокоразвитого мира, этого «вселенского братства «Падающих с неба галушек» и клуба потребителей «Губ не дур» (спасибо Сергею Снегову за его меткую характеристику общества всеобщего благоденствия), — до тех пор, пока не истончается терпение и того и другого переселенца и не возникает уже протест и конфликт «Я и Система».

Оценка : 9
«Жёлтая линия»
–  [ 5 ]  +

VovaZ, 17 ноября 2019 г. в 09:14

Роман понравился. Кроме забавных и колоритных приключений парочки ГГ («новорусский с ботаником»), я воспринял произведение, в качестве памфлета на историю российского общества. От надоевшего «застоя» — вперёд, в свободный западный мир, где можешь горбатится в толпе маргиналов, за малосъедобную, зато неограниченную еду, и пару белых носок. Можешь попробовать «сделать самого себя», став полярником, солдатом, бизнесменом. И на любом уровне найдёшь свой «застой», свои рамки, а так же спины тех, кто залез выше. И в конце уже ничего не хочется, как своего, старого «советского застоя», которого уже не найти нигде, даже на бывшей родине.

Роман прочёлся легко, и с интересом.

Оценка : 8
«Будет немножечко больно»
–  [ 5 ]  +

alklor, 19 января 2018 г. в 20:38

У меня в процессе чтения создалась иллюзия, что писали это в советские годы, только-только извлекли из стола, чуть-чуть подредактировали, добавив про компьютер, мобильный телефон и японские часы — и вперёд, в печать. Не то, чтобы это было плохо, но в глаза бросаются некоторые мелкие противоречия.

Во-первых, вот это:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
С каждым годом снаружи все больше света и счастья, люди больше не ищут укромных тихих мест, они хотят быть под солнцем. Они уже не гибнут тысячами и миллионами, как сотни лет назад, им не страшны болезни и голод. Они становятся сильнее и сильнее…

Как я понимаю, Горлонос то ли не смотрит новостные каналы, то ли лепит что попало в целях самооправдания, даже не задумываясь о смысле слов. Уже настало Светлое Будущее, побеждены войны, эпидемии и стихийные бедствия, никто не голодает в Африке, самолёты перестали падать, а экстремисты — совершать теракты... В общем, благодать!

Разве что про солнце — правда. Да, не популярен был в прошлые века загар. Зато сейчас все только и мечтают об отдыхе на пляже. Но сомневаюсь, что доктор имеет в виду именно это.

Во-вторых, у меня с самого начала возникла мысль: главгад-то очень похож, с одной стороны, на доктора Равино у Беляева, с другой — на Бастинду у Волкова. Ну, ещё немного на профессора Квиррелла.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Может ругаться, грозиться, даже замахиваться на Элли зонтиком, но вот ударить — ни-ни! Я постарался отследить этот момент и пришёл к выводу: в этой обители мучений Пашку никто не тронул и пальцем! Угрожали, издевались, запугивали, кормили дрянью, демонстрировали острые предметы, сажали в «барокамеру», не давали двинуться — но ни разу никто его не ударил, не уколол, не оцарапал.

Никому не нужно его полное «жизненной энергии» тело, интерес, похож, вызывает именно его душа. Или, если угодно, пока ещё здоровая психика. И он, думаю, мог бы прийти к тому же выводу самостоятельно... если бы не Лилия, заявившая, что тут-де всех именно мучают.

На этом фоне даже вызвал улыбку мистический ореол вокруг метро — пусть он и существовал лишь в мыслях Пашки.

Ну и, наконец, несколько сбивает настрой визит загадочного руководства. До него «больница» пугает именно абсурдностью происходящего. Доктор — псих, который может в любой момент выкинуть всё, что угодно. Почему тянет с наказанием? Неизвестно. Ой-ой-ой, что-то будет!.. А после разглагольствований неведомой сущности о могуществе Зла, об армии мертвецов... То есть, на доктора давят, а он всё равно тянет с наказанием. Явно не от переизбытка сил. Получается ещё одна сказочка про Тёмного Властелина местечкового розлива. Вроде, скажем, Дуляриса из «В Стране чудовищ».

«Синдикат «Громовержец»
–  [ 5 ]  +

VovaZ, 05 декабря 2017 г. в 14:09

На мой вкус, прекрасно.

Сюжетная интрига, вероятно, построена не без влияния Стивена Кинга, вроде «Купола», «Нужных вещей» и подобного.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Уездный городок, не Салем, так Зарыбинск, с его вечными нравами и колоритными персонажами. И тут приходят инопланетяне, вампиры, демоны, стихийное бедствие... нужное подчеркнуть. Находится герой, который всех спасает, получая за это любовь местной красавицы.

Подобно Кингу, Тырин очень тщательно описывает местные нравы и персонажи, излучая антипатию к российской глубинке, не менее, чем Кинг к американской.

Уровень драматической прозы романа очень высок, сценизм колоритен, читается на одном дыхании. Вместе с тем, роман несомненно подростковый. Не смотря на высокий уровень насилия и массу стрельбы, особых жертв нет, как и секса.

НФ линия, наоборот, сильно упрощена и весьма дидактична. Очевидно, что настоящей целью автора была, всё же, уездная драма, а не фантастика.

В целом, роман прочёлся на одном дыхании, доставил массу удовольствия.

Оценка : 9
«Самоволка»
–  [ 5 ]  +

Narcus, 16 июля 2016 г. в 21:45

Поставил 5. Честно говоря, накинул балл за идею — «когда замерзаешь, надо жечь всё, что горит, включая приклад ружья, может дотянешь до спасения...». Ощущения после прочтения — взяли обычный средненький (это завышенная оценка) боевичок (из 90-х, на серой газетной бумаге, в мягкой обложке, с картонными героями...) и, поменяв несколько географических названий и вставив несколько фраз об особенностях этого мира, издали под громким названием «Очередной роман межавторского цикла под патронажем САМОГО Лукьяненко». Причем романчик мог быть даже не фантастикой, а просто описывающим какую-то отсталую латиноамериканскую или африканскую страну. Никакие особенности мира Центрума тут в сюжете не используются и не обыгрываются (кроме того, что туда можно ПОПАСТЬ, и то при помощи проводника, а не пукнув случайно в душе), никакие тайны и загадки из двух предыдущих книг развития не получают (и даже не упоминаются!). Вообщем банальная банальность, не заслуживающая внимания и времени. И ещё чувство разочарования, от того, что любимый писатель (я имею ввиду Лукьяненко), вместо того, чтобы писать хорошие книги, торгует своим именем, как последняя ****!

Оценка : 5
«Контрабандист»
–  [ 5 ]  +

morbo, 08 августа 2015 г. в 15:50

Вот многие высказавшиеся говорят, что слабовато, что персонажи плохо прорисованы, что в сюжете винегрет. Что-ж, доля правды во всех претензиях есть. Да ладно уж, чего там стесняться, действительно персонажи или напоминают ничем не запоминающихся серых статистов или нарочито ярких срисованных откуда-то персонажей. Из ярких можно назвать таможенника Толстого, вояку Крэка, учёного Ступича, губернатора Марциони, агента Марциони — Бинго, полковника Сологуба. Ни у кого нет никаких сложных переживаний, опасений — все прямые как палка, квинтэссенция какого-то одного качества или устремления.

Что касается сюжета, то он действительно весьма разнообразен. Это если мягко сказать. Но в данном случае я не считаю это недостатком. На самом деле очень редко встретишь автора с такой буйной фантазией, умеющего совмещать в пределах одного романа столько разных «микросюжетов». Причём сюжеты собраны не абы как, а составляют единое целое, образуют сквозную историю.

За весь роман я встретил только один «микросюжет», который мне показался излишним, т.к. не получил достаточного развития — это возвращение на Гарсию ремигрантов во главе со старшиной Локтевым. Не могли эти люди организоваться, заполучить дорогие челноки и вооружение для того, чтобы рваться в Лавансаль, где творится чёрти-что, будь там хоть сколько золота. Если бы это и случилось, тогда не без помощи богатого спонсора, знающего о действительном положении дел в городе.

Хочется особо отметить у автора тщательность в технических аспектах. Волноводы, скремблирование радиопередач, пеленг, контейнерные площадки, подземные лифты, нуль-терминалы, исследования учёных, вентиляционные шахты, шлюзы, радары, планшеты, подключение к бортовому компьютеру космического корабля через сервисный порт... Технические детали органично вплетены в сюжет, на них не заостряется внимание, но тем не менее описывается ровно столько, чтобы стало понятно, как на самом деле устроен объект. Инфраструктура военной базы, космического корабля, портового города описывается строго в контексте того, что сейчас происходит — попытка скачать информацию, заглушить радиолокационное оборудование, открыть шлюз военным, обезопасить себя движением вдоль волноводов и т.д. Никаких противоречий законам физики при этом мной обнаружено не было. По большому счёту в романе не так уж много фантастических допущений: энергетическая обоснованность космических полётов внутри звёздных систем, нуль-транспортировка между звёздными системами и, конечно, геоплазма или биоплазма — вещество, овеществляющее мысли.

«Потуги к юмору», как тут выразились, мне показались достойными. В некоторых местах смеялся в голос. Ну и вообще, уместный юмор не может быть недостатком. Главное, чтобы он был понятен целевой аудитории книги.

Главный герой подобран под стать нашему времени. Сейчас в почёте именно такие герои, немного циничные, немного жадные, немного высокомерные и немного туповатые. В общем такие... хитрозадые дельцы не-ботаники, без зауми и со своеобразной моралью а-ля «не обманешь, не проживёшь».

Не понимаю я, почему читателей не впечатлил этот роман. Закормленные хорошей развлекательной литературой? Или может это просто снобизм такой: «я прочитаю, но не скажу что понравилось, чтобы не подумали, что у меня такой плохой вкус». А я вот отброшу снобизм и скажу что мне понравилось. Да, это развлекательная литература. Да, я вряд ли буду перечитывать этот роман. Но потерянного времени совсем не жалко, а автору хочется пожелать творческих успехов.

Оценка : 9
«Что останется нам?»
–  [ 5 ]  +

БорЧ, 11 июля 2014 г. в 01:43

Забавно, но не логично... Как говорится: если вся поставить с ног на голову — то и всё содержимое карманов должно высыпаться. А тут получается какая-то нелогичность в сюжете: если это первое поколение «мудрых детей» — то почему уже такой беспробудный инфантилизм у взрослых? Или наоборот с возрастом бывшие «мудрые дети» расплачиваются прогрессирующим инфантилизмом?

Так что рассказ приходится считать либо сюжетно недоработанным, либо просто логической непоняткой.

Оценка : 7
«Тайная комната»
–  [ 5 ]  +

Синяя выдра, 22 апреля 2012 г. в 21:15

Что тут скажешь — сильно. Идея просто блеск. Реализация тоже не плоха. Хороший уверенный язык, убедительные диалоги, правдоподобные ситуации. Из очевидных минусов — несколько подзатянутое начало. До появление «тайной комнаты» читалось вяло. Зато с появлением — пошло на ура. Рассуждения ГГ про Бога-нудачника цепанули, не скрою. Правда, насколько этот человек Бог — вопрос. Ну, да автор имеет право на свои интерпретации. Концовка вообще выше всяких похвал.

А ведь я раньше ничего не читала у этого автора. Нужно наверстать упущенное.

Оценка : 10
«Тайная комната»
–  [ 5 ]  +

alex1970, 05 октября 2011 г. в 08:30

Под видом детектива автор сделал жуткий философский рассказ о судьбе маленького человека, которого даже огромное чудо не смогло сделать счастливым.

Разгадка тайны ограбления ювелирного магазина здесь не самое главное.

Очень интересен финал про Бога-неудачника

Оценка : 9
«Истукан»
–  [ 5 ]  +

Yazewa, 29 ноября 2010 г. в 17:00

Читала с большим удовольствием. Замечательно придуман этот сермяжный космический корабль! И герои хороши, что и говорить: этакая галерея типажей... И с юмором все очень неплохо, по-моему. :-)

Оценка : 8

  Страницы: [1] 2  3  4 



⇑ Наверх