Джеймс Ганн отзывы

Все отзывы на произведения Джеймса Ганна (James E. Gunn)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 148

  Страницы: [1] 2  3 

«Слушающие»
–  [ 25 ]  +

primorec, 06 августа 2014 г. в 03:10

Господи, услышь меня... Где ты шлялась всю ночь... Совет директоров компании «Роснефть»... И если вы хотите играть... Новая модель этого смартфона...Премьера состоится...Хочу спросить, когда будет отремонтирована дорога...Депутаты Государственной Думы...Мама, помоги ...Проправительственные сирийские войска заняли...Я в твои годы... Моды этого сезона...Господи, молю, УСЛЫШЬ меня...

Нашу планету нельзя назвать тихим местечком. Каждый день семь миллиардов человек рассказывают свои истории, плачут и смеются, ругаются, призывают, увещевают, требуют, поют, вопрошают, отвечают, молятся. Слова обрушиваются на нас, стоит только открыть глаза, и даже в сновидениях они продолжают прокручиваться в голове, требуя ответов и действий.

Слова, придуманные для того, чтобы сообщить нечто важное: о себе, о мире, об идеях и откровениях, свершенных открытиях и выстраданных мыслях. Мы так много говорим, будто все эти тысячелетия нашей истории были немыми или боимся не успеть рассказать что-то важное. Мы напридумывали великое множество способов донести свои мысли и чувства до как можно большего числа людей: книги, СМИ, радио, телевидение, теперь и Интерет. И все же страдаем от того, что нас не слушают, не слышат и не понимают.

Не даром роман назван «Слушающие». Пусть для разговора взята такая привлекательная тема, как долгожданный контакт с далекой цивилизацией, но для меня главной темой стала все же эта: о личном одиночестве, способности слушать окружающий мир и о вечной тоске — желании быть услышанным и понятым.

Люди слушают Космос, стремясь разобрать в шепоте звезд голоса далеких цивилизаций, готовых поделиться с нами своими знаниями и достижениями. Они изобретают все новые и новые способы общения, чтобы слушать и понимать неизвестный разум, находить с ним точки соприкосновения. И эти же самые люди не могут найти общего языка с самыми своими близкими людьми — детьми, родителями, возлюбленными, не могут услышать и понять их боль, стремления, мечты и желания.

О чем мы тогда хотим сообщить звездам, о чем поговорить с далекими соседями? И что хотим услышать в ответ? Мы пока не решили ни одной проблемы. Не уничтожили голод, нищету, войну, религиозные распри. Порой два самых родных человека не могут найти общего языка, чего уж говорить о целых странах и народах!

Может, поэтому они не отвечают нам? Потому что предпочитают сначала слушать, а потом уже говорить? И то, что они слышат от нас и о нас им не очень нравится? Может, нам тоже надо набраться терпения, научиться вслушиваться в себя и в окружающий мир, научиться понимать сигналы, события, факты, движения. И тогда награда не заставит себя ждать, только тогда, звезды ответят нам, и их бессвязный шепот обретет ясный смысл.

Хороший роман о людских проблемах, обрамленный в фантастическую рамку. Неторопливый, с многочисленными цитатами и крылатыми фразами, грустный и наполненный несокрушимой верой в возможности Человека, надеждой, что никто не будет одинок, если начнет просто слушать, слышать, понимать.

Кстати, роман имеет неожиданный и неоднозначный финал, заставляющий работать фантазию на полную катушку, оставляющий открытыми множество вопросов. Например, такой: а может были правы пессимисты, настаивавшие на полном молчании и сокрытии фактов, требовавшие осторожности и опасавшиеся непредвиденных последствий слишком свободного общения?

Помощник мэра был задержан...Ограбление банка в...Мама, я не хочу это делать...Как всегда, представитель госдепа... Инфляция в следующем году... Этот рецепт борща...Ты будешь как все или...Президент России в своем выступлении...Во время бомбардировки мирного ...Катастрофа была вызвана...Отец, нам не о чем говорить...Пропадите вы пропадом со своим...Молю тебя, Боже...ГОВОРИТЕ, Я СЛУШАЮ ВАС!

Оценка : 9
«Машина Трансценденции»
–  [ 23 ]  +

FixedGrin, 05 августа 2018 г. в 03:55

Сокращенная версия заметки для Medium (https://bit.ly/2naFcYH).

После кончины Джерри Пурнелла, по-дурацки простудившегося на конвенте осенью прошлого года, Джеймс Ганн остается, пожалуй, самым заметным в англоязычной фантастике связующим звеном между всеми ее эпохами, начиная с Золотого века пальпа и заканчивая посткиберпанком. Ганну недавно исполнилось 95 лет, и если вас эта цифра по каким-то причинам недостаточно впечатлила, я добавлю, что первая (и самая известная в Рунете, благодаря забавной украинской экранизации) из его сравнительно крупных работ — повесть «Где бы ты ни был» — вышла в 1953-м, когда еще не присуждали премию “Хьюго”, а обсуждаемый сегодня роман открывает трилогию, выпущенную с 2013 по 2017 годы, когда у пульта управления “Хьюго” и “Небьюлой” активно волтузились Унылые Щенки и поборники социальной справедливости. Конечно, в этих условиях «Машина трансценденции» никаких шансов получить жанровую награду или номинацию на нее не имела — роман, как и вся трилогия об Аше и Райли, словно пролежал полвека в потайном кармане пространственно-временного континуума, а затем на этом кармане сломалась застежка-молния (Ганн не писал космоопер с 1950-х, а сиквелов и трилогий вообще никогда).

Вовсе нельзя сказать, что это плохо, да и Ганн на пороге столетнего юбилея совсем не ленится следить за развитием жанра: инвалид Великой войны Хэмилтон Джонс, капитан звездолета «Джеффри» (для старых друзей просто Хэм), предпочитает прокладывать курс по навигационным википедиям и биософтовым аддонам в реконструированном армейскими хирургами мозгу, а Райли, его бывший напарник в экипаже двухместного истребителя, получает заказ на убийство от неведомых нанимателей в виртуальной реальности — кстати, Райли очередная девушка и бросила-то из-за чрезмерного увлечения симуляторами, перешедшего в наркоманию.

Апрель — жесточайший месяц, урожай на раскидистом древе людских миров созрел противу всяких велений земного календаря, и задача Райли — не дать Пророку забраться на верхушку лестницы, ведущей через крону к трансценденции. Сохранность самой лестницы заказчика не интересует. Райли, пожалуй, тоже. Ведь, как и Федман Кассад, он избрал стезю, поощряемую именем его родной планеты Марс, но после чужацкого рейда возвращаться туда особо не к кому и незачем.

Но кто сказал, что Кентерберийский собор в галактических портоланах «Джеффри» не могли перепутать с Ковентрийским?

Оценка : 10
«Машина Трансценденции»
–  [ 13 ]  +

vam-1970, 28 января 2021 г. в 18:25

Первый роман из цикла «Райли и Аша», написанный автором в возрасте 90 лет!!!

Значительный итог всей жизни и литературного творчества. Ганн взялся за трудную тему, мало исследованную другими писателями — это поиск смысла жизни во Вселенной разными расами гуманоидов и негуманоидов, населяющих её. Чем-то напоминает цель романа Стругацких -«Сталкер». Такой же поиск неведомого счастья.

И финал неожиданный. Трансценденция — это вроде вознесения на Небеса, стать бессмертными, всемогущими. И понятно же стремление всех рас всё это получить. Но в итоге нашли , но не то, что думали. Вот эта интрига , подкрепленная ещё по ходу сюжета мелкими интрижками, делает чтение захватывающим.

Удивлён, что ни одно издательства не издало этот цикл, и только самиздату это оказалось по плечу. И переводы и само издание.

Оценка : 10
«Девушки, сработанные по науке»
–  [ 13 ]  +

sanchezzzz, 19 октября 2014 г. в 17:58

«Говорящее» о многом название рассказа почти не оставляет места интриге, полёту читательской фантазии и снимает сразу же множество вопросов из категорий «кто?», «зачем?» и «как жить?». Скажем, первый из них – «кто эти девушки» — получает отгадку практически с первых абзацев. Остаётся лишь определить проблематику (впрочем, с ней тоже всё становится ясно довольно скоро), и найти пути решения. Джеймс Ганн в концовке показывает своё видение компромисса, вроде бы благополучного и устраивающего, кажется, все стороны. Не буду раскрывать подробности, ибо, по-моему, только на концовке рассказ и держится, но вариант Ганна мне кажется весьма спорным во многих аспектах, первейший из которых касается вопроса этичности. Не являясь ни ханжой, ни, быть может, самым идеальным мужем и отцом, я финал, описанный в рассказе, для себя отрицаю категорично.

Мужички заняли отличную позицию: «лафа» полная! Но как с этим вроде как смирились женщины, мне непонятно. Возможно, будущее принесёт необходимость и таких отношений, которые запросто, «по Ганну», объясняются и оправдываются, ну, там, поли- и моногамностью, но если статус тех девушек, которые не будут сработаны по науке, будет такой же как в рассказе – этаких тёлок-производителей, то грош цена такому будущему. И это я ещё не говорю о статусе детей.

Да, от рассказа вполне веет иронией, но лишь в небольшой пропорции в соотношении с эгоистичностью и несправедливостью. Неплохая история, но на несогласии и эмоциях оценку снижаю.

Оценка : 7
«Где бы ты ни был»
–  [ 13 ]  +

kastor, 06 февраля 2010 г. в 21:18

Подумать только, маленький рассказ, прочитанный более сорока лет назад, оставил впечатление на всю жизнь, и не только у меня. Напечатанный в 10-м томе БСФ, он соседствовал с еще несколькими шедеврами, в частности, с «Девушкой-одуванчиком» Янга и прочими. Это обстоятельство привело к тому, что 10-й том сначала был прилично зачитан, а не так давно и вовсе исчез, боюсь, навсегда. Велика сила хорошей литературы! Снятый у нас с благими намерениями фильм не передал и сотой доли очарования прозы Джеймса Ганна, дай бог ему здоровья.

Оценка : 10
«Где бы ты ни был»
–  [ 12 ]  +

redmarie, 24 ноября 2012 г. в 23:58

Психологическая история с подтекстом. Эмоционально и жизненно: счастливая женщина создает вокруг себя атмосферу уюта и комфорта, покоя и умиротворения, тот, на кого направлен «вектор счастья», «чувствует, что жизнь прекрасна». Идиллия обычно не длится долго. Если в минуты блаженства женщине нанести глубокую душевную рану, сильно обидеть, она, с точки зрения «спокойных и уравновешенных, надо-уметь-держать-себя-в-руках» личностей, начинает вести себя неадекватно, и к ней намертво приклеивается ярлык «У! Ведьма!» Бывает, и предметы «левитируют», правда, брошенные рукой, а не силой разума. :)

В произведении Джеймса Ганна главный герой Мэттью Райт случайно встречает девушку Эби. Узнав, что она обладает необычными способностями, которые проявляются только при условии настроения несчастья, он в корыстных целях доводит Эби до депрессивного состояния и ставит над ней опыты. И как говорится, получает по-полной: не буди лихо, пока оно тихо. В персонаже Эби сначала ощущается детскость, проявившаяся в желании отомстить обидчику. Намерение, переросшее по ходу повествования в стремление доказать любимому человеку его неправоту.

Огромное спасибо автору за то, что не унизил Женщину негативным финалом. Славная, в чем-то поучительная повесть, с юмором, однако, не без грустных нот. Писатель отвечает на пословицу «насильно мил не будешь», и главное — все счастливы.

Оценка : 9
«Мир-крепость»
–  [ 12 ]  +

Robin Pack, 27 августа 2008 г. в 04:39

Как говорится, а как хорошо всё начиналось...

Книга начинается очень красиво. Проповедь в храме — и в нём ищет убежища преследуемая девушка. Снаружи ждут убийцы, а другого выхода нет... Первая глава романа тянет если не на 10 баллов, то на яркую и стильную завязку. К сожалению, это завязка очень простенького боевика, который лишь украшен и приправлен псевдо-философскими и псевдо-социальными рассуждениями о религии и обществе. Рассуждения, которые плывут вдоль сюжета в проповедях и книгах, никак не влияя на происходящее. Шуршащая, но несъедобная обёртка.

Нельзя снять «Человека-Паука», а внизу субтитром пустить Библию. Если в книге есть идея автора, она должна лежать в основе сюжета. Позиция Ганна в книге более-менее высказана, она мне, пожалуй, даже симпатична — только на кой она чёрт, если сюжет, персонажи, действие её никак не выражают и даже не иллюстрируют? А сюжет, главная составляющая любой книги, здесь представляет собой шаблонный боевик, где злодеи наперегонки с героем ищут волшебный кристалл.

Все знают, почему неуловимый Джо — неуловимый. Потому что он на фиг никому не нужен. С кристаллом, вокруг которого вертится эта книга, с точностью до наоборот: всем он нужен, но никто не знает, зачем. Предназначение его неизвестно, но все уверены, что он до безумия важен! Просто массовое помешательство, как от Кольца Всевластия! Сильнее всех им заражён главный герой. Этот невообразимый фанатик готов терпеть пытки (кстати, более гуманных пыток я не припомню в литературе!), скитания, страх и одиночество, но не отдаст кристалл никому. Даже тому, кто, вроде бы, его заслуживает и хочет использовать в добрых целях. Моя прелесссть...

Впрочем, на этом странности главного героя, Уильяма Дэна, не заканчиваются. Этот послушник, книжный червь, не выходивший всю жизнь из монастыря (уточняю: монастырь — христианского типа, а не Шаолинь!) и даже не видевший города, и ноющий, что он против насилия... Дерётся, как Брюс Ли и стреляет, как Чак Норрис. Ведёт слежку за профессиональными шпионами, оставаясь незамеченным. Маскируется так гениально, что даже ЗНАЯ, где он пройдёт, противник хлопает ушами. На месте главного злодея Сабатини я бы плюнул на кристалл и попытался завербовать этого парня. Его достаточно сбросить на Императорский дворец, и он вынесет охрану голыми руками и бычьим упрямством.

Красивые (местами) декорации и частые поминания Бога и Церкви не делают философским боевик о стремительно крутеющем юнце. Увы! Тема, заявленная автором (о закрытом мире-крепости, враждебном окружению) вообще никаким местом не раскрыта, одни громкие словеса в прочитанной Уиллом книге. Пожалуй, единственное, что могу отметить — Ганн один из немногих фантастов, возвращающих церкви её изначальную роль: пастыря людей, который передает им знания и очищает души. А боевики Гаррисон пишет лучше. ))

Оценка : 6
«Где бы ты ни был»
–  [ 11 ]  +

кириллыч, 12 февраля 2008 г. в 07:55

Потрясная вещь. У меня обычно как — если вещь мне нравится, то я после первого прочтения ее почти дословно запоминаю. И соответственно наоборот — если впечатления не произвело — вспомню, только когда прочитаю еще раз. Этот рассказ запомнил сразу. Кстати — подобной идеи — больше нигде не встречал. Рассказ еще раз подтверждает общемировую истину — если женщина счастлива — то она мягкая, белая и пушистая, а вот если она несчастна — самая сказочная злая колдунья по сравнению с ней — просто ангел.

Оценка : 10
«Где бы ты ни был»
–  [ 10 ]  +

zdraste, 07 марта 2017 г. в 06:05

Какая прелесть!

Великолепно изображен страх мужчины перед судьбоносным решением — женитьбой; с одной стороны, иной раз он принимает гротескную форму; с другой стороны, смешно, когда мужчина наделяет женщину всеми мыслимыми и немыслимыми способностями, считая ее ведьмой.

К концу рассказа, разбирает смех, действительно, веселый рассказ. И, негде и некуда скрыться бедному мужику, от женщины, в монастырь мужской, разве что податься.

Концовка, именно такая, какая должна быть, ни больше, ни меньше.

Все четко, и правильно расставлено по местам.

а чего еще не хватает Мэтью? конечно он будет счастлив. Ухожен, умыт, накормлен, обстиран, жена красавица и умница. Да и с тестем нашел общий язык и сообщника.

Спасибо за совет kven irden

Оценка : 9
«Где бы ты ни был»
–  [ 10 ]  +

kaplya, 29 февраля 2012 г. в 17:05

Еще одна версия Пигмалиона. Ученый едет в подальше от людей,   чтобы спокойно закончить    диссертацию о ведьмах, в существовании которых он сомневается. Судьба сталкивает его с весьма необычной девушкой. Ее неприязнь опасна, ее любовь способна изменить мир. Рассказ пронизан мягким юмором,   героиня так же восприимчива к обучению, так же трогательна, как Элиза Дулиттл. А как она умеет готовить, если захочет.   Если захочет… Один из лучших рассказов БСФ, много лет греет душу.

Оценка : 10
«Где бы ты ни был»
–  [ 10 ]  +

seregaS, 27 марта 2008 г. в 17:32

Отличный рассказ про то, что за все придется заплатить, особенно за обман и предательство. Очень рад, что главный герой нашел свою судьбу в виде жены-ведьмы. А так, местами грустный рассказ, местами ироничный и смешной. Читается вполне интересно и выглядит современно.

Больше всего удивило включение этого рассказа в советскую антологию 1967 году. Не ожидал, что такого рода произведения, где магия живет по соседству с людьми в современном мире, можно было печатать в СССР.

Оценка : 9
«Подарок со звёзд»
–  [ 9 ]  +

vfvfhm, 28 июня 2021 г. в 21:26

Итак, «Подарок со звезд»...

Инженер аэрокосмической отрасли Адриан Маст, так и и не сумевший сам стать астронавтом, в знакомой букинистической лавке находит пыльный потрепанный томик из серии «Инопланетяне среди нас». Кажется, содержание ее — типичный конспирологический бред на тему тайного вторжения аляйнов... Вот только к книге приложены чертежи космических двигателей весьма убедительного содержания, инженер Маст их оценил с первого взгляда. И захотел познакомиться с автором. Однако это оказалось нетривиальной задачей. Так начался поиск, который продлится для Маста на десятки, а то и сотни лет, тысячи парсеков и изменит судьбу всего человечества.

В начале книги я имел против нее сильное предубеждение. История не казалась убедительной, но затем, продолжив чтение, я изменил свое к ней отношение кардинально.

Это настоящий винтаж американской фантастики «золотого века», только написанный пятьдесят лет спустя живым дуайеном жанра ,которому на тот момент стукнуло уже восемьдесят. Роману присущи все характерные черты жанра середины 20 века. Упрощенная психология, некоторая наивность ,идеализм. Но и сильные черты классики ей присущи сполна!

В романе всего 170 страниц, а какую сложную, захватывающую, будоражащую воображение и мысль историю сумел рассказать автор! И лежащие в основе сюжета новейшие на тот момент научные гипотезы и теории — «темная материя», гравитационные волны, «белые дыры«! Современные мастера эпоса такое и в трех толстенных томах бы не сумели разместить ,испытывая терпение и мужество читателя. Сама траектория движения фабулы чего стоит — от крохотного книжного магазина до бесконечных просторов межгалактического пространства!

Плюс, живые герои, прекрасные картины Вселенной, ужасающие космические катастрофы.

Книга — создание несомненного большого мастера.

Впрочем, роман стоит прочитать даже из чисто воспитательных целей, для укрепления и подъема душевного тонуса. Ведь Джеймс Ганн — ветеран войны, писатель, ученый, преподаватель, общественный деятель и в свои восемьдесят и сам сохранил бодрость духа и остался гуманистом, верящем в человека ,человечество и его светлое будущее. В нашу мрачную эпоху это дорого стоит.

Я пропустил творчество Джеймса Ганна, хотя знал о нем с малых лет. Но теперь обязательно восполню пробел.

Замечательный мастер любимого научно-фантастического жанра этого, безусловно, достоин.

Спасибо команде Андрея Бурцева за возможность познакомиться с этим увлекательным романом.

Оценка : 8
«Где бы ты ни был»
–  [ 9 ]  +

Sawwin, 27 февраля 2009 г. в 17:29

Рассказ прелестен, как главная героиня и с тем же маленьким недостатком или, если угодно, достоинством. Многие из написавших отзывы, побаиваются, что им достанется такая же суженая ведьма. А ведь главное не в этом. В рассказе всё хорошо не только потому, что любит Эбигаиль, но и потому, что Мет тоже полюбил девушку. А не будь любви?.. Спасибо доброму автору, что он написал рассказ со счастливым концом, но читатель понимает, что гораздо чаще такие истории кончаются печально.

«Где бы ты ни был»
–  [ 9 ]  +

Dan-Master, 28 января 2009 г. в 11:28

Потрясающая вещь, однозначно нетривиальная фантастика. Прочитал первый раз еще в юности, после видел экранизацию рассказа в виде телеспектакля, слабее конечно чем книга но впечатление не испортилось. И главное — финал Главное, что НЕВЕСТА БЫЛА СЧАСТЛИВА! Слава богу, что это фантастика, представляете что бы было если бы наши жены обладали хотя бы частью такого могущества!:-)))

Оценка : 10
«Где бы ты ни был»
–  [ 9 ]  +

sanchezzzz, 22 сентября 2008 г. в 11:31

Искрометный рассказ! И чего только испугался Мэт!?, ведь если не считать того, что он постоянно будет у жёнушки «под прицелом», «под каблуком» и «под ногтем», не так всё и плохо ))). А что? До работы, на пляж, в магазин, на дискотеку – раз! – и там. Накормлен, напоен, чисто в доме, карманы заштопаны – это ли не чудо-жена? Вспомним ещё, что в сущности Эби весьма привлекательная молодая женщина, притом влюблённая! Пусть немного ведьма, и что с того! Ведь почти любая женщина в плохом настроении может подтвердить слова из песни Пугачёвой «… все знают, в гневе я страшна …». Тут вышеперечисленные плюсы Эби с избытком компенсируют этот небольшой минусик. )))

Оценка : 9
«Звёздный мост»
–  [ 8 ]  +

vam-1970, 20 июля 2017 г. в 10:48

Боевик, но своеобразный.Наряду с штампом. приевшимся уже во многих романах(герой-одиночка, свержение тиранов и диктатур одним человеком, красавица — дочь диктатора, любовь к этой красавице и неоднократное её спасение, успешная революция и т.д.), развёрнута серъёзная сюжетная линия рождения, создания, развития и гибели империй. Причем на самом высоком философско -социальном уровне. Это отображено в главах «летописи». Очень трудно опровергнуть размышления автора, а потом и состоявшиеся факты истории, состоявшиеся после написания романа в 1955 году -последовали ликвидация или крах колониальных империй Франции, Бельгии, Голландии,Великобритании и других. Снова предвидение? Вот это и выдвигает роман в Шедевры наверное.

Оценка : 9
«Где бы ты ни был»
–  [ 8 ]  +

zmey-uj, 14 августа 2008 г. в 02:12

Когда-то показали телеспектакль по этой книге, и он меня так впечатлил (мне было лет 10), что найти повесть в сборнике «Американская фантастика» было просто счастьем! Необычные способности, проявляющиеся именно в плохом настроении или в стрессе, обыгрываются достаточно часто (вспомним ту же «Кэрри»), но книга настолько светлая, что похожа скорее на современный вариант сказки: вместо злой мачехи — отец-пропойца, вместо заколдованного замка — охотничья хижина, принц на автомобиле, который вроде бы разбудил героиню своим поцелуем, однако «проснулось» не совсем то, чего он ожидал... Ну и веселая охота, где наш прынц становится добычей!

Оценка : 9
«Райли и Аша» [Цикл]
–  [ 7 ]  +

vam-1970, 01 февраля 2021 г. в 11:45

Три романа из цикла «Райли и Аша», написанный автором в возрасте 90- 94 лет , что уже поразительно! Не знаю подобных случаев.

Сюжет своевременен и свеж.

Значительный итог всей жизни и литературного творчества. Ганн взялся за трудную тему, мало исследованную другими писателями — это поиск смысла жизни во Вселенной разными расами гуманоидов и негуманоидов, населяющих её.

Сюжет романа по схеме построения — приключения-приключения на весь роман, интрига в финале, раскрывающаяся с философским смыслом.

Смысл сюжета — даже фаталистический, мистический. Очень сложная интрига раскручена автором. Жаль только, что вот этому эпохальному эпизоду автор уделил только очень малую часть повествования.

Тема прогрессорства насильного — насколько он полезен и как ему противостоять? Здесь чужаки с иной Галактики, машинная цивилизация вбила себе в мозги, что они должны служить другим цивилизациям во имя блага, но какого блага? А на условиях чужаков. Многие цивилизации не могли противостоять нашествию и поэтому неизвестная нам раса создала условия для будущего успеха, разработав довольно -таки сложную систему успеха- и техническую. и психологическую, и биологическую. С расчетом её реализации даже через миллионы лет.

В этом смысл трансценденции — термина, заложенного автором в название цикла. Автор последовательно логически через приключения героев в разных мирах Галактики- наверно около 20 — движет нас к главной цели повествования — к философии спокойной жизни в Галактике, к принципу мирного сосуществования разных и непохожих рас.

Оценка : 10
«Трансформация»
–  [ 7 ]  +

vam-1970, 01 февраля 2021 г. в 11:32

Третий и заключительный роман из цикла «Райли и Аша», написанный автором в возрасте 94 лет через 4 года после выхода первого романа!!!

Значительный итог всей жизни и литературного творчества. Ганн взялся за трудную тему, мало исследованную другими писателями — это поиск смысла жизни во Вселенной разными расами гуманоидов и негуманоидов, населяющих её. Чем-то напоминает цель романа Стругацких -«Сталкер». Такой же поиск неведомого счастья.

Сюжет романа по схеме построения точь в точь следует первому и второму романам — такие же приключения-приключения на весь роман, интрига в финале раскрывающаяся с философским смыслом.

Смысл сюжета — даже фаталистический, мистический. Очень сложная интрига раскручена автором. Жаль только, что вот этому эпохальному эпизоду автор уделил только очень малую часть повествования. Эпизод эпизодически!

Тема прогрессорства насильного — насколько он полезен и как ему противостоять? Здесь чужаки с иной Галактики, машинная цивилизация вбила себе в мозги, что они должны служить другим цивилизациям во имя блага, но какого блага? А на условиях чужаков. Многие цивилизации не могли противостоять нашествию и поэтому неизвестная нам раса создала условия для будущего успеха, разработав довольно -таки сложную систему успеха- и техническую. и психологическую, и биологическую. С расчетом её реализации даже через миллионы лет.

В этом смысл трансценденции — термина, заложенного автором в название цикла.

Оценка : 10
«Где бы ты ни был»
–  [ 7 ]  +

morbo, 31 августа 2017 г. в 07:53

Поначалу рассказ читается с интересом, но по мере того как у героини обнаруживается всё больше и больше сверхъестественных способностей, читать становится не интересно. На какую-нибудь одну простую сверъестественную способность я ещё согласен, потому что её обладателю приходится выдумывать, как применить эту способность к конкретной проблеме. Когда же человек обладает почти безграничными способностями и можно почти всё, то выдумывать ничего не приходится и читать это становится уже не интересно. Это как читать про Робинзона, который оказался на необитаемом острове со стройматериалами, толпой строителей, стадом коров, радиостанцией, трактором и т.д. Нет, на протяжении всего рассказа интерес к происходящему не теряется, но это интерес прозаический — просто понять, что там дальше автор выдумает.

Концовка мне кажется неожиданной.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Неужели всё это ради того лишь, чтобы заставить главного героя выйти за неё замуж? Я, честно говоря, не заметил, чтобы героиня ставила ему какие-то условия.
Некоторые считают, что быть под колпаком всесильной женщины неплохо, особенно если она не дурна собой, хорошо готовит и любит тебя. Мне же кажется, что это то же самое, что быть канарейкой в золотой клетке. Этот брак будет заведомо неравноправным, потому что жена может не считаться с мнением мужа и заставлять его делать то, что хочется ей. Это сейчас всё неплохо (Ну как не плохо? Уже плохо!), пока она ещё испытывает к нему нежные чувства, а что будет потом, когда юношеский пыл поостынет? На мой взгляд, если бы она любила его — она бы его отпустила. А так это больше похоже на капризную влюблённость.

Рассказ не считаю достойным внимания. С другой стороны, если прочитаете, то о потерянном времени скорее всего не пожалеете.

Оценка : 8
«Где бы ты ни был»
–  [ 7 ]  +

Стронций 88, 17 апреля 2013 г. в 21:54

А мне повесть показалась скучной. Она, конечно, не без достоинств, но мне местами читать было скучно, если даже не сказать – мучительно. Читал два раза и оба раза это ощущение не пропадало. Особенно по началу. Сначала – какие-то тягучие рассуждения (о людях и вещах), затем какая-то куча ненужных подробностей. А главное – о происходящем догадываешься быстрее героя (ведь это же фантастика, а тут такая диссертация и такие события – дальнейшее ожидается само собой) это даже как-то раздражает, такое тугодумство – даже бутылка его, героя, не убеждает… Ну, и эта романтика – я прямо скажем, не любитель романтики, тем более такой – наивно-слащавой, с деревенской простушкой (наигранно деревенской – помытые волосы, это, по-моему, совсем грань) которая как всегда окажется красоткой, стоит её только отмыть; и обнищаниями при полной луне… Да и какой удар приготовил ей Райт – ну что ещё могло сильнее огорчить такую влюблённую простушку?.. «Опыты» над ней кажутся нудными. А то, что Эби владеет всем, чем можно (всеми параспособностями) – наигранно-невероятным. Вообще, конечно, Райт хорош, для науки идёт на такой мерзкий поступок (хотя и не очень умён – понимал ведь, наверное, к чему всё могло привести). Казалось бы, психологично, но как-то всё настроение повести с этим не меняется, оно лишь намекает на весьма интересную расплату. Кстати сказать, интересно мне стало, только когда Райт совершил этот свой «побег». Вот тут было интригующе – что же сделает с ним Эби, имея такие возможности? Кое-что было очень забавно, интересно (с теми деньгами, например, или в кафе, где все девушки стали копиями Эби – это даже пугает), сцена с танцем – наоборот, казалось какой-то неправдоподобно затянутой (особенно действия официантов). Ну, и, в конце концов, она добилась-таки своего, добилась того, что хотела… И даже Райт остался в чём-то доволен (ну после этих обжимании при луне и попыток сбить себя с мелькающих трепетных мыслей – само собой, на то и тянуло) – опять же всё виделось едва ли не в самом начале… Как-то скучно, мучительно было читать. Какое-то такое вот ощущение оставило. Предсказуемо (для меня). Слишком сахарно местами – будто писалось для девочек-школьниц (извините, конечно). Хотя есть и какое-то общепозитивное настроение… и та мысль высказанная Райтом, что жена, которая может всё и от которой невозможно спрятаться – это кошмар. Вот единственное, за что я зацепился помимо самой истории. Ну, а то, что женщина всегда добьется того, чего хочет – это мы и так знаем…

Хотя, надо сказать, повесть запомнилась – пусть где-то и не совсем хорошими вещами, типа этого скучно-мучительного ощущения и давящей наивности. Общей канвой запомнилась. Может из-за того, что фильм где-то я такой видел (наверное, та самая серия «Этого фантастического мира»). Да к тому же – проглядывая некоторые названия отечественных современных юмор-фэнтази романов, нет-нет, да и поймаешь себя на мысли, что есть авторы, буквально присосавшиеся к этой (чужой) выдумке – жене-ведьме (ведь её можно и так назвать). Не знаю, прав я или нет… Но есть такие мысли…

Оценка : 6
«Человек, который видел будущее»
–  [ 7 ]  +

zmey-uj, 14 августа 2008 г. в 01:57

Очень философский рассказ о том, что сверхъестественные способности дают больше забот, чем радостей. Обычно это происходит с людьми, которые не идут на сделки с совестью — как герой этого рассказа или Джонни из кинговской «Мертвой зоны», например. Еще вспомнился рассказ Каттнера «Что вам нужно», в нем герой поступает более реалистично. Хотя, конечно, знать о будущем не отказался бы никто.

Оценка : 8
«Где бы ты ни был»
–  [ 7 ]  +

krotovsiv, 29 мая 2008 г. в 20:34

Рассказ привлекает прежде всего атмосферой невероятности, обыденная жизнь — и вдруг в ней обнаруживаешь чудо, а это бывает, как вы все знаете, очень-очень редко и только с теми, кто в душе ожидает чуда.

Оценка : 9
«Слушающие»
–  [ 6 ]  +

Darth_Veter, 10 июля 2022 г. в 23:39

Наверное, это самое лучшее произведение Джеймса Ганна и один из лучших романов о Первом Контакте. У него весьма сильные параллели с сагановским «Контактом», с которым он всё же расходится в ключевых моментах. Во-первых, отношениями между наукой и религией (которые не столь тесные и единодушные, как у Сагана) и, во-вторых, итогами Первого Контакта, которые буквально шокируют читающего и заставляют по-иному взглянуть на жизнь других планет и проблему межзвездной связи. Произведение написано весьма эмоционально — не через простое перечисление происходящих событий, а через психологию и внутренний мир каждого из ключевых персонажей. Тем самым создается живая и правдивая атмосфера научного поиска, которая помогает каждому ощутить собственную сопричастность к описанной в романе истории. А когда она становится частью тебя самого, то и воспринимается совсем по-иному — не как рассказанная кем-то сказка, а как личный опыт со всеми впечатлениями. Необычность стиля состоит еще и в том, что после каждой главы автор приводит цитаты из произведений самых известных писателей, ученых и философов, касающиеся проблемы поиска разумной жизни во Вселенной. Включение их в текст романа усиливает реализм и правдоподобие последнего, делая повествование частью нашей действительности. И хотя мы знаем, что проект OZMA был закрыт в 1976 году, нам хочется верить, что это свершилось в некой параллельной вселенной, а на самом деле он всё еще продолжается и его лучшие времена по-прежнему далеко впереди. Такова сила убеждения, исходящего от каждой отдельной фразы, сказанной персонажами. А всё потому, что они не выпендриваются перед читателями, строя из себя умников или суперменов, а живут своей жизнью, отстаивают свои идеалы и борются за лучшее будущее (как они его себе представляют). Им не будет сочувствовать только самый упертый циник и «сухарь» .

Как и у Сагана, финал романа получился совсем не оптимистический, а, скорее, трагический. Но не из-за стремления автора драматизировать ситуацию, а из-за специфики межзвездной связи — она очень неоперативна и длится десятилетями, вследствие чего содержащаяся в сообщении информация очень быстро устаревает и перестает быть актуальной. Может именно поэтому Большой Космос и молчит? И можно ли вообще как-то обойти данную трудность? Возможно, ответа на данный вопрос нам придется ждать о-очень долго и нет никаких оснований предполагать, что он окажется положительным.

----------------

РЕЗЮМЕ: один из лучших романов о Первом Контакте, показывающий всю его внутреннюю механику и движущие силы. Сами инопланетяне тут всего лишь служат фоном, как телефонный абонент, с которым ты в данный момент разговариваешь по линии. В этом смысле роман Сагана куда менее правдоподобен.

Оценка : 9
«Бессмертные»
–  [ 6 ]  +

Нортон Коммандер, 01 апреля 2020 г. в 15:47

Видимо, Джеймсу Ганну что-то известно если не о бессмертии, то о долголетии. На момент написания этого отзыва ему 96 лет и он продолжает писать новые произведения. Вот где настоящая фантастика, до которой вымышленной зачастую далеко.

Роман «Бессмертные» о том, как влиятельные старики ищут людей с необычной мутацией, которые являются бессмертными и могут временно омолодить старых и больных, если тем перелить кровь бессмертных. Через десятки лет развитие медицины меняет общество, но не в лучшую сторону, как может показаться на первый взгляд.

Идея проиллюстрирована и реализована вполне чётко. В результате имеется социальная фантастика с элементами медицинской этики и картинами антиутопического общества в состоянии кризиса.

Оценка : 7
«Где бы ты ни был»
–  [ 6 ]  +

SHWY, 04 июля 2017 г. в 17:11

Необычная, яркая вещь, украшение 10-го тома БСФ (хотя его ещё много чего украшало, та же «Звёздочка»). Указываю на неё, когда меня спрашивают, каков мой идеал женщины. Иногда с удовольствием перечитываю. И «Механическое эго» Каттнера вспоминается, тоже шедевр, хотя и не о том совсем, а всё-таки..

Оценка : 10
«Человек, который видел будущее»
–  [ 6 ]  +

martinthegod9, 01 октября 2015 г. в 08:36

Конечно же, любой дар, любая способность — это не игрушка. Этот дар наклакладывает большую ответственность на своего обладателя. И здесь важный момент: чем бы не было «дарованное тебе» (дар предвидения, власть или же атомная бомба для человечества) — всегда следует помнить, что оно должно нести благо. Пускай тяжело, да. Пускай мир полон боли и страданий (вспоминаются «Мёртвая зона» и «Зелёная миля»), но что-то обязательно нужно делать! «Я помог» — говорил Джон Коффи.

Интересна визуальная часть предвидения: множество вариантов с разной степенью вероятности, а исходя из этого и отличающиеся уровнем видимости/расплывчатости. Важно помнить, что любая фраза или поступок может перевесить чашу весов, и жить ты будешь совсем иначе.

Оценка : 7
«Где бы ты ни был»
–  [ 6 ]  +

Old Beach, 01 февраля 2011 г. в 22:51

Ребята, я тоже эту повесть прочитал в 67-м, и она на меня произвела такое впечатление, что я многие фрагменты запомнил почти наизусть и рассказывал своим детям. А книгу так и не нашёл, но ещё не вечер. Я Каттнера «Альтер эго» отлавливал больше двадцати лет.

Оценка : 10
«Где бы ты ни был»
–  [ 6 ]  +

Ant12, 01 марта 2010 г. в 11:35

Великолепный, веселый рассказ. Золушка, одновременно является феей-колдуньей и сама норовит надеть туфельку на прекрасного принца. Минисериал, снятый почти дословно по рассказу, не передает и десятой части его очарования. Милые девушки мы вас обожаем, но иногда побаиваемся. Красавица, которая готова предугадать и выполнить каждое твое желание, когда она счастлива и Ведьмочка страшная в гневе. Рецепт один — люби ее!

Оценка : 10
«Звёздный мост»
–  [ 6 ]  +

Alex_Crazy, 15 октября 2008 г. в 18:50

Захватывающий роман одного из «отцов» научной фантастики

Оценка : 9
«Где бы ты ни был»
–  [ 6 ]  +

Ny, 22 февраля 2008 г. в 06:27

После этого рассказа всегда боялся, что мне достанется жена-ведьма. Ну, не в прямом смысле... а в том ключе, что она будет творить со мной что-то неподконтрольное. Долгое время глядел на всех подходящих девушек с крайней степенью подозрения. Всё же поменьше фантастики надо читать. Но рассказ хороший.

Оценка : 9
«Бессмертные»
–  [ 6 ]  +

Kalkin, 21 февраля 2008 г. в 21:26

Отличная социальная фантастика. По обыкновению, роман по сути представляет собой набор рассказов, объединенных одной историей. Варианты развития общества будущего, трансформация людской психологии — вот что интересует Ганна в первую очередь. И надо сказать, что у Ганна прекрасно получилось описать основные этапы этой трансформации. Рассматриваются лишь узловые точки, порой вырванные из контекста общей истории, но их достаточно для того, чтобы понять, как сильно все изменилось. Этот роман — словно хроника изменения мира. Хроника погони за призрачным и в то же время совершенно реальным бессмертием, погони, не приводящей к добру.

Оценка : 9
«Где бы ты ни был»
–  [ 6 ]  +

elfy, 12 февраля 2008 г. в 10:37

Отличный рассказ, написано очень выразительно. Судьба, как всегда, не предупреждает, где встретишь свою любовь. Правда, ГГ пришлось трудновато, когда Эби решила, что Мютью тот, кого она ждала.

Оценка : 9
«Машина Трансценденции»
–  [ 5 ]  +

osipdark, 20 января 2024 г. в 17:35

«Наш язык можно рассматривать как старинный город: лабиринт маленьких улочек и площадей, старых и новых домов, домов с пристройками разных эпох; и все это окружено множеством новых районов с прямыми улицами, регулярной планировки и стандартными домами» (Людвиг Витгенштейн)

Метафора языка как города вполне подходит для описания и понимания некоторых книг. И «Машина Трансценденции» Джеймса Ганна пример такого органичного перехода цитатного образа. Более того, благодаря стараниям переводчика, комментатора и первого рецензента на русском языке этой книги, отечественный читатель вполне может и без включения вавилонско-библиотечной памяти в собственном разуме или поисковика в наружной цифровой сети раздать этим самым улочкам и площадям их имена. Улица Хайнлайна, площадь им. Дилэни, проспект Звездных войн или Симмоновский жилой массив.

Можно подсматривать в указанные подсказки, а можно самому удариться в прелестную интеллектуальную игру отсылок, интертекстуальных сносок или межавторских пересечений, намеренных или не очень. В конце концов, в развитом Модерне, перешедшем в то, что перед нами теперь, любой автор вырастает из других авторов, при этом умный писатель (и читатель тоже) это знает и понимает, а остальные — нет (здесь я как бы не соглашаюсь с диагнозом великим произведениям, который, на примере «Братьев Карамазовых», поставил Герман Гессе подобным книгам; мол, их авторы не ведают, какое величие и почему творят именно таким образом). И подобные кружева из имен, идей и образов есть не просто некий эталон современной прозы, но и вообще обычный продукт даже средней руки творца (стоит ли напоминать, сколько роликов можно снять с разборами отсылок в любом из фильмов киновселенной «Марвел»). Таким образом, игра отсылок как таковая не представляет собой заранее положительную и основную сторону того или иного произведения. Не она одна (или не столько и только она) должны оцениваться читателем. Поэтому-то мне сложно как-то оценить «Машину...».

Из интервью (за перевод которого также спасибо FixedGrin) Джеймса Ганна вполне прочитывается (да и объективные предпосылки в виде преклонного возраста писателя об этом говорят), что рассматриваемый роман и два последующих, трилогия в сумме — попытка опус магнума и моцартовского «Реквиема» (благо, завершенная). И, как видится по количеству отсылок и все по тому же интервью — это и некоторый реквием по научно-фантастическому жанру. По определенному этапу (этапам?) в жизни этого жанра, который сегодня если и не в кризисе, то на перепутье. Можно, как Грег Иган, удариться в фантастическую науку (см. почти любое произведение автора в крупной форме, как минимум начиная с «Заводной ракеты»), либо, как Питер Уоттс, постепенно удаляться в около-науч-поп с примесью кибернетического антигуманизма, либо, как много самых разных авторов, постепенно растворяться в эклектичном котле литературного мейнстрима (редуцируясь из жанра в прием, как в случае с детективом). Другие варианты также в наличие, но о них в другой раз, наверное.

У Ганна же вышло что-то вроде катехизиса по научной фантастике от Мюррея Лейнстера до Дэна Симмонса, с постмоденистским включением в отсылочную канву как условно высокой НФ (большинство из перечисленных и неназванных литераторов), так и массовой, вроде ЗВ. Помимо традиционной эксплуатации античной классики, автор не брезгует (и правильно!) использовать образы персонажей и иные шестеренки и прочие детали в механизмах сюжета, ставшие почти (или без «почти») штампами для современного положения дел в жанре (и поджанрах): главный герой, Райли, — бывший военный, потерявший смысл жизни и заработка; большинство инопланетян родом с привычных земному древнему астроному звезд (Сирирус, Центавра и т. д.), которые чаще всего и становились местом обитания иноземной жизни в золотом веке фантастики; в известном космосе властвует Федерация с полчищами древних бюрократов; и, конечно, огромные злые пауки — одна из главных злых икон для кабинетных писателей прошлого с их арахно- и агорафобией.

Так или иначе, мне после прочтения кажется, что Джеймс Ганн сделал большой и серьезный замах, который до конца не воплотился в книге (видимо, и в книгах). Слишком большой охват для составления Книги Книг (как сказал робот пришелец о Машине Трансденценции, «Машина всех машин»), точнее, НФ-Книги всех НФ-книг, слишком амбициозная идея, непосильная в эпоху, когда фантастика столь изменчива, многообразна, диковинна, когда даже ее прошлое уже не столь однозначно и кристально ясно (и я тут даже не про культуру отмены, которая, по примеру с премией и фигурой Джона Кэмпбелла, принялась за все минувшие дни). На мой взгляд, порой игра с аккуратно вырезанными автором портретами и элементами антуража из иных книг выглядит неряшливо и бегло, что ли. В конце концов, подобные большие и волнующие сердца грезы сложно воплощать в жизнь, и, вполне возможно, так и должно быть, чтобы мы продолжали гнаться за ними и дальше по направлению к собственной трансценденции.

Кстати, о последней. В интервью поясняется, откуда взялась эта ваша трансценденция, на что это отсылка. Но интереснее, в завершении моего потока слов, посмотреть на ее двойное смысловое воплощение в романе Ганна. С одной стороны, в самом финале «Машины...», оказывается (спойлер!)

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
эта самая Машина имеет трансценденцию не как цель, а как побочный эффект, чем отдаленно напоминает — разумеется, без сознательной отсылки писателя, просто любопытное совпадение — к происхождению артефактов в небезызвестном «Пикнике...» Стругацких
. А, с другой стороны, не кажется ли вам, что устремление экипажа «Джеффри» к трансценденции — метафора научной фантастики как жанра? Тогда выходит, что наша любимая НФ — это погоня за мечтой при помощи изощрения в идеях и искушении в повествованиях. Восшествие к грезным (иногда и грозным) небесам через воздвижение башни из этих самых идей и повестей. Красивый образ, который, возможно, и вложен в основания «Машины Трансценденции» самим автором.

Оценка : 7
«Мир-крепость»
–  [ 5 ]  +

Darth_Veter, 06 июля 2022 г. в 23:00

Уильям Дэн, послушник Церкви, стал свидетелем жестокой расправы группы спецагентов над красивой и беззащитной девушкой. Она пришла в собор вовсе не для того, чтобы помолиться и очистить свою душу, а чтобы избавиться от очень важной улики, точнее, артефакта древней цивилизации. Завладев им, Уильям не только подверг большой опасности свою собственную жизнь, но и поставил на кон благополучие всей человеческой расы...

В целом неплохой по фабуле фантастический роман, построенный по известной схеме «тайна маленького артефакта ставит на уши всю планету». Впрочем, как становится ясным уже с половины произведения, сам артефакт тут не играет ключевой роли. Главное заключено в людях, которые разрозненно живут на сотне планет, позабыв про все достижения старой цивилизации. Прогресс фактически заглох, и первую скрипку играют только власть и деньги. Каждая из планет представляет собой укрепленный изнутри мир, не изменяющийся в течение столетий. Чтобы разрушить его стены, потребуются усилия множества людей. А чтобы закрепить достигнутое, уже нужны столетия неустанного насаждения прогрессивной культуры. Кому под силу такая задача — мощной и богатой организации или же одиночке, которому известен некий великий секрет? Извечная проблема всех революций... Писатель устами своего героя пытается разобраться во всей этой философии добра и света, чтобы определить не только верный путь ко всеобщему счастью, но и свое место на нем. Его вывод кому-то покажется слишком радикальным: добро не должно сковывать себя какими-то моральными рамками, а утверждать свою правоту не только кулаками, но и фламмерами. Я называю такую позицию «принципом герильяс», ибо ее активно пропагандируют все латиноамериканские партизаны от Никарагуа до Аргентины. Возможно, в чем-то они правы: ни одна власть добровольно не сдаст своих полномочий, а всячески будет продолжать отстаивать установившийся status quo. Преодолеть ступор сможет равная ей по мощи сила. Как говорится, «нашла коса на камень». Только вот автор явно преувеличивает силу одиночки. Вначале его герой почти беспомощен и совсем не понимает важности своей роли. Но известный по аналогичным сюжетам «рояль» помогает ему стать суперменом всего за несколько мгновений: опытные наемники ничего не могут ему противопоставить и ведут себя как трусливые и тупые хулиганы. Зато наш герой — почти что Бог, которого он с успехом разыгрывает перед толпами верующих. Не верю я в подобные преображения, пусть даже они и подкрепляются разными техническими аргументами. Потому что оружием управляют не руки, а разум. Последний должен быть готов к испытаниям, чего не скажешь про самого героя. И хотя он быстро обучается, этого недостаточно для получения тех навыков и способностей, что у него впоследствии обнаруживаются. Благодаря авторской помощи, бывший послушник быстро сводит все концы друг с другом и знает ответ на любой вопрос, только вот не спешит делиться им со своим читателем. Лишь для того, чтобы сделать финал более эффектным и неожиданным. Словно заправский шулер, он ловко выдергивает туз из своего рукава, удивляя не только читателей, но и куда более компетентных персонажей. О путях его интуиции автор не упоминает, поскольку ему нужен чисто внешний эффект. Разве это не поразительно, что какой-то недоучившийся послушник может спорить с самим Архиепископом и давать ему умные советы?! Это выглядит слишком уж фантастичным и надуманным. Но лишь для тех, кто вчитывается в роман, пытаясь найти в нем смысл и логику. Если же воспринимать произведение как чисто развлекательный опус, всё выглядит не так уж плохо. Не «Звездные войны», конечно, но некое подобие «Бегущего человека» (в киноварианте).

--------------

РЕЗЮМЕ: повесть о настоящем революционере, который задумал разрушить стены всех миров-крепостей в Галактике. Немного патетично и слишком уж фантастично.

Оценка : 7
«Чувство вины»
–  [ 5 ]  +

vfvfhm, 12 октября 2021 г. в 22:42

Итак, «Чувство вины»...

Чтобы справиться с превысившими всякие допустимые пределы разгулом преступности, правительство США пошло на беспрецедентные меры. Оно взяло под контроль эмоциональное состояние всех граждан страны и теперь вероятный преступник не может совершить преступления, так как его парализует невыносимое чувство вины. Но штука в том, что юрисдикция применения этих новых мер не имеет ограничений. И теперь каждый может быть наказан за малейшую склонность к асоциальному поведению.

Что-то знакомое прочитывается в подобном дисклеймере, правда? А точно ведь правительство США так и поступило, когда объявило беспощадную борьбу терроризму ,поставило под контроль население всей планеты.

Но рассказ этот порожден своей эпохой. Именно в конце 1970-х, в начале 1980-х Штаты захлестнула волна преступности (на эту тему можно вспомнить недавнего «Джокера» и телешоу Дэвида Саймона «Двойка»), а также именно в 1970-х стало известно о том, что в предыдущем десятилетии ЦРУ проводило эксперименты с тяжелыми наркотиками на гражданах с целью повышения степени управляемости социумом.

К сожалению, рассказ оказался не только актуальным, но и пророческим. А также невероятно правдивым. Рост преступности в буржуазном обществе? Но вместо того, чтобы улучшать социально-экономическую модель общества, лучше оденем на все податное население ошейники и будем бить по мозгам недовольным электрическим стрекалом.

В одном только ошибся Ганн, невольно солидаризуясь с угнетателями: никакие ошейники не улучшат нравственный климат в экономически порочном обществе. Ни бедность, ни разрушенная экология, ни имущественное расслоение общества никуда не делись. На усиление политического контроля население отвечает социальным психозом, например, учащением случаев массовых расстрелов людей.

да, и еще никакого расцвета культуры не наступило, наоборот... Грустно все это...

Но большое спасибо команде Андрея Бурцева за возможность прочитать этот замечательный провидческий рассказ мастера социальной фантастики.

Оценка : 10
«Трансгалактика»
–  [ 5 ]  +

vam-1970, 30 января 2021 г. в 15:00

Второй роман из цикла «Райли и Аша», написанный автором в возрасте 93 лет через 3 года после выхода первого романа!!! Точный перевод — Трансгалактика.

Значительный итог всей жизни и литературного творчества. Ганн взялся за трудную тему, мало исследованную другими писателями — это поиск смысла жизни во Вселенной разными расами гуманоидов и негуманоидов, населяющих её. Чем-то напоминает цель романа Стругацких -«Сталкер». Такой же поиск неведомого счастья.

Сюжет романа по схеме построения точь в точь следует первому роману — такие же приключения-приключения на весь роман, интрига в финале раскрывающаяся с философским смыслом и посыл на продолжение сюжета в следующем романе.

Что отличного? Автор делает упор на бюрократию в Галактике -бюрократия — она и в Галактике бюрократия. 2016 год написания =это наша современность. Видно достало его на склоне лет, кстати, пример бюрократии в ЕС настораживает нас- она тормозит прогресс и весьма реально. По Ганну — бюрократия затормозила эволюцию в Галактике.

Второй момент — тотальный контроль за людьми с использованием компьютерных технологий , которые из безобидных вначале переросли в тотальные потом. Так называемые педии действуют во всей Галактике из благих побуждений обезопасить галактические расы.

Также следует отметить взаимоотношения цивилизаций галактики со Сверхцивилизацией — страх!!! Хотя её никто и не видал. Все разгадки переносятся в последний роман цикла «Транформация».

Оценка : 10
«Трансформация»
–  [ 5 ]  +

FixedGrin, 17 сентября 2020 г. в 02:14

Cокращенная версия заметки для Medium (https://bit.ly/3mxxVQi).

В интервью, посвященном обсуждению трилогии, Ганн цитирует хлесткую фразу, сказанную некогда Вондой Макинтайр о голливудских экшен-кинопродуктах: “истерический энтузиазм, за которым следует полное молчание”. Для своего возраста (в июле ему исполнилось 97 лет) Ганн в отменной форме, часто посещает конвенты, и его наверняка забавляют фэны-миллениалы, норовящие подсунуть под автограф вместо книги коллекционный диск с какими-нибудь «Стражами Галактики» — работой полного тезки.

Но непохоже, что в «Transformation», чей слегка скомканный сюжет практически исчерпывается цитатой Вонды (если понимать под истерическим энтузиазмом реакцию на принятие в члены Федерации), Ганн сознательно пародировал голливудские кинокомиксы —при всех отчетливых параллелях с «Одиссеей» и «Аргонавтикой» его небрежно-расточительная и тем изящная ксенопанорама периферийных миров Галактической Федерации сделает честь любому допандемийному миллиарднику Marvel. Она же и представляет наибольшую ценность при знакомстве с книгой: главное —не ждать истерических щелчков Таноса по хрустальному подбородку или евросоюзных (простите, федеральных) субсидий бесперым двуногим прямоходящим, а навострить ушки, чутко ловя отзвуки величественных космооперных фиоритур ван Вогта, Дилэни, Бэнкса и, конечно, Шеффилда.

Композитор-пацифист Дрейк Мерлин в «И снова завтра, снова завтра» неохотно взваливает на себя командование галактическими армиями в релятивистской Вселенной, где он один из всех потомков земного досингулярного человечества помнит, что такое война. Но его Галактику населяют, как у Азимова или Херберта, только люди, как бы ни прогибали они под себя реальное и виртуальное окружение и какие бы реализации ни получал в конечном счете этот зонтичный термин.

Аше с Райли у Ганна решать загадку накатывающей на мультивидовую Галактику зоны молчания и сложнее, и проще одновременно. Да, перемещение между Прыжковыми Точками осуществляется практически ползком, в нормальном пространстве-времени лоренцевой метрики, но, во всяком случае, это куда лучше “прыжков веры” в неизвестность по другую сторону дверцы гибернационного морозильника. Вдобавок что построено одним разумным существом, то другое может воспроизвести — и кого заботит различие механизмов работы, если результат идентичен … или превосходит самые пессимистичные ожидания трусливых галактических бюрократов?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Осторожно, чакра кентавра закрывается.

Еще неизвестно, какая угроза для разумных существ Галактики серьезней — вынужденный отказ от высших функций интеллекта под натиском неумолимых чужаков, оставляющих за собой выжженную полосу мертвых или деградировавших миров… или та же самая кастрация, выполненная незаметно и добровольно, при посвящении в федеральные администраторы.

Когда же Аша, Райли и неожиданная пара их попутчиков на “Адастре” (не путать с одноименным кораблем поколений из предыдущих романов цикла, а тем паче ковчегом, который в допотопные времена НФ построил Мюррей Лейнстер),

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
облачившись в красные защитные рубашки (простите, скафандры), проведают вымирающую от самонакликанной нехватки осеменителей планету Лемния
, станет ясно, что «Transformation» писалась без всякого расчета на признание и тем паче премии женсовета SFWA: трудно себе вообразить более красочную и ехидную пародию на недавнюю Дикую Охоту за Грустными Щенками.

А главное, придраться совершенно не к чему: исторические лемниянки из греческих мифов, легших в основу драм Эсхила, Еврипида и Софокла, демонстрировали именно такой переход к домотканому партеногенезу.

Увы, в родном мире Ганна федеральный консенсус республиканцев и демократов треснул и накренился по всей длине фундамента, и вот уже намеченную на 2024 год экспедицию к Южному полюсу Луны приходится аккуратно подменять визитами к местам посадки старинных машин трансценденции: ловкость рук — и никакого расизма. А там, глядишь, и Федеральный Центр подтянет к Луне потолок госдолга.

Правда, федеральные ИИ так стары, что уже начинают проявлять признаки сенильной деменции, зато по-прежнему склонны действовать быстрее, чем чиновники вроде Ёситаки Сакурады соберутся с мыслями.

Оценка : 9
«Слушающие»
–  [ 5 ]  +

stratus, 18 февраля 2020 г. в 17:53

Может быть, он и нудноват. Но читаешь его по вечерам, после рабочего дня, в тишине перед сном — и будто бы сам, вместе с ними, слушаешь эти звёзды...

Днём бы он ТАК мне не пошёл.

10 (10)

Оценка : 10
«Где бы ты ни был»
–  [ 5 ]  +

ужик, 14 января 2020 г. в 12:11

Ну что сказать? Мэтью , в общем, сам виноват. Когда он встретил Эби и начал ставить эксперименты, изучая ее колдовской талант, он не воспринимал девушку как человека, всего лишь лабораторный материал для изучения. Когда ведьмочка Эби разозлилась, она, в свою очередь, тоже не стала переживать за «право каждого человека на ошибку», «ну так же нельзя» и т.д. и т.п. , а просто и незатейливо начала мстить. )))

А вообще где-то в мыслях бродит, что повесть эта — этакий «Пигмалион» наоборот. Ведь Эби именно такой черствой и целеустремленной, получается, создал сам Мэтью. Ну, на фундаменте вполне себе сформировавшихся природных задатков. Но Эби-то от Мэтью никакой душевности не видела. Страшненькая замарашка до преображения. Не слишком добровольный волонтер для экспериментов. Ну вот и получил Мэтью в стократном, так сказать, объеме за все свои труды... Шекспир ведь что писал? Hell has no fury like a woman scorned. Ну или в вольном поэтическом переводе — женщин обижать не рекомендуется )))

Оценка : 7
«Слушающие»
–  [ 5 ]  +

vam-1970, 09 августа 2017 г. в 09:34

Философский роман о способах контакта с инопланетной цивилизацией и весьма приближён к реальности. 150 лет поиска и обмена сигналами с планетой звезды Капелла.150 лет на получение только двух сигналов. И хотя вроде главное в романе судьба семьи астрономов, посвятивших все свои поколения на поиск сигналов, но смысл в другом. Если, конечно, не считать близкой реальностью гиперпространственное перемещение, скорость радиоволн ничего не даёт для контакта. Кроме удовлетворения процессом.Цивилизация Капеллы уже погибла после первого сигнала, и второй сигнал посылают роботы -спутники, а мы ничем помочь не могли.

Очень интересна подборка высказываний выдающихся личностей на протяжении веков о возможностях контактов с инопланетянами. И Уэллс, и Саган,и другие....

Оценка : 7
«Слушающие»
–  [ 5 ]  +

мрачный маргинал, 04 января 2011 г. в 14:21

Станислав Лем справедливо заметил, что по теме контакта с гипотетическими инопланетными цивилизациями (ВЦ) написано гораздо больше, чем по любой другой теме, связанной с вещами заведомо недостоверными. Есть ли они, братья (и сёстры) по разуму, — сие остаётся неизвестно. Между тем первым проектам связи с ВЦ уже исполнилось полвека, и поиски продолжаются, — пусть и без былого энтузиазма. Любопытна эволюция темы, обозначенная немудрёными аббревиатурами: CETI- SETI — METI (вначале казалось, — вот-вот увенчается успехом радиосвязь с внеземным разумом, затем попытались развернуть его систематический поиск, ныне же пытаются зарегистрировать любые факты встречи с внеземными разумными). С точки зрения писателя-фантаста, земное человечество стало космической цивилизацией, как только в окружающее Землю пространство ушли первые радиопередачи.

Роман Д. Ганна, — одно из самых эмоционально убедительных, — посвящённых теме Контакта, — н-ф произведений. Контакт в фантастике и науке — это своеобразное зеркало, куда вглядываются в надежде обрести сочувствие и понимание.

Средства внеземной астрономии теперь уже позволяют наблюдать планеты у иных звёзд. И что же ищут прежде всего? Конечно же, — землеподобные планеты! Тема Контакта жива, как живо и само человеческое любопытство. И наградой ему — возможное знание, что где-то с таким же любопытством   вглядываются в небеса...

У Ганна — сюжет с оттенком печали, — на Контакт выходят автоматы, — роботы исчезнувшей в космической катастрофе цивилизации. Но ей удаётся передать своё наследие, — пусть и в виде компьтерной программы.

Так что по существу классик НФ описал лишь наиболее вероятную модель Контакта: на уровне долговечных автоматов.   Впрочем, сильным эмоциональным контрапунктом в романе служат компьютерные приложения к каждой главе, где автор кропотливо собрал богатейший «контактный» фольклор, накопленный человечеством. Космические глубины пока, в ответ на наши призывы, молчат. Что ж, если этому молчанию суждено продлиться, роман останется превосходным памятником поискам ХХ столетия и одним из лучших произведений Джеймса Ганна...

Оценка : 9
«Где бы ты ни был»
–  [ 5 ]  +

Jylia, 28 марта 2010 г. в 18:42

Моя любимая фраза, вычитанная в одной из книг Елены Петровой, — женщины по сути своей — ангелы, но когда им обрывают крылья, приходится летать на метле! Дорогие мужчины, не превращайте ангелочков в ведьм, самим хуже будет! Эби это наглядно так даже не доказывала, просто продемонстрировала. Уверена, если Метью Райт не полный идиот, он очень постарается, чтобы жена всегда была счастлива.

Оценка : 10
«Девушки, сработанные по науке»
–  [ 5 ]  +

zmey-uj, 03 августа 2008 г. в 04:17

Маленький городок, где все обо всех знают. Небывалые красавицы, вызывающие зависть окружающих и сплетни. А в итоге — сложная ситуация, к которой неизвестно, как подобраться. Продуманность, с какой захватчики подошли к вопросу, вызывает даже восхищение. В самом деле, отцовский инстинкт — это большая редкость. Правда, рассказик с некоторой долей мужского шовинизма, но мечтать никому не возбраняется. Дамы могут пофантазировать на ту же тему.

Оценка : 10
«Где бы ты ни был»
–  [ 5 ]  +

Yazewa, 03 июня 2008 г. в 18:18

  Легко предугадываемый сюжет, но все равно читается неплохо. Честно говоря, мне очень не кажется, что Мэтью повезло! Добром это безусловно не кончится... И подумать только, какой специфический дар — когда сверхъестественные способности проявляются только в состоянии душевного дискомфорта. Это просто профессиональная мстительница какая-то! Наверное, небезынтересно было бы разработать эту тему дальше, тут столько вариантов могло бы быть... 8-)

Оценка : 7
«Слушающие»
–  [ 4 ]  +

Vladialivan, 11 ноября 2023 г. в 22:52

Из классических романов о Радио-Контакте книга Джеймса Ганна, изданная в 1972 году, выделяется, прежде всего, своей романтической атмосферой. Однако, мне показалось, что атмосфера эта достаточно тяжеловатая. Откровенно говоря, данная книга читалась с трудом.

События романа стартуют в 2025 году, так что скоро мы сможем проверить, сбудутся ли прогнозы Ганна. Послание с Капеллы для привлечения внимания землян начинается с ретрансляции земных радиопередач 30х годов, Автор оценивает расстояние до Капеллы в 45 световых лет. (Кстати, через 13 лет, в 1985 году, точно такой же сюжетный ход использует Карл Саган, которому, между прочим, Джеймс Ганн посвятил свой роман – возможно Саган решил, что тот, кому произведение посвящено, имеет на него прав не меньше, чем Автор).

На самом деле это не роман, а цикл рассказов, охватывающий события, происходящие на протяжении 90 лет. В каждом таком рассказе, кроме собственно работы над Посланием, есть второй слой и обычно это семейные проблемы, прежде всего – взаимоотношения отцов и детей, точнее – Отца и Сына. Постепенно описания таких семейных проблем выходят на передний план, и при этом... выглядят совершенно неестественными. Под конец романа сюжет все больше приобретает признаки социальной утопии.

Достаточно много моментов в книге мне не понравилось. Прежде всего, бросается в глаза, что в романе избыточное количество цитируемого текста: в конце каждой главы (рассказа) читателя ожидают огромные многостраничные вставки, где изречения различных философов, астрономов, ученых, фантастов, перемежаются с вымышленными «документальными» выдержками из прессы якобы времен, когда происходят события романа. Автор просто заваливает читателя этой лавиной – если Ганн хотел таким образом изобразить «космический шум», то у него вышло неплохо. Кроме того, персонажи романа постоянно употребляют в разговорах каскады цитат на разных языках, к месту и не к месту, – от латинских пословиц до Шекспира – у меня такая нарочитость вызвала некоторое недоумение. Чем-то напомнило старые добрые кино-водевили, где все разговаривают друг с другом стихами.

Но основная моя претензия всё же к сюжету: описываемые Автором события выглядят крайне недостоверными. Я имею в виду события, происходящие вокруг Послания – уже упомянутые банальные фрейдистские концепции и утопические идеи. В книге Ганна ученые словно живут в герметичном мире – у Макдевитта и того же Карла Сагана военно-государственный присмотр за работой над Посланием показан гораздо убедительнее. Джеймс Ганн явно преувеличивал роль религиозных деятелей – опять же, в других романах этого субжанра теологический конфликт изображен гораздо глубже. А президент США — двухметровый гигант-африканец, беспокоящийся только о своих взаимоотношениях с великовозрастным отпрыском — подобный персонаж кажется еще более фантастичным, чем само Послание с Капеллы. Честно говоря, подобные сюжетные «перлы» я мог бы перечислять долго. Пожалуй, наиболее странной из идей Автора в этой книге мне показалось изображение Земли близкого будущего, которая превратилась целиком в цивилизацию Слушающих, ждущих 90 лет ответа с Капеллы – теперь вся жизнь планеты вертится вокруг этого вопроса.

«Как только люди всё поймут… беспокойство исчезнет. Страх, гнев, ненависть, недоверие не живут долго. Вечен только покой, и покой вернется к обществу с неуловимым предчувствием чего-то приятного, ждущего нас в неопределенном будущем… А те, что угрожают покою… — они сознательно угрожают ясному, счастливому будущему, и потому исчезнут». Нет, это не отрывок из выступления тов. Н.С. Хрущева на всесоюзной научно-практической конференции психиатров. Это пламенная речь главного героя, обращенная к президенту США в критический момент, когда решалась судьба Послания. Президент США всё понял и проникся. Я – нет. Хотя в финале романа фраза «вечен только покой» заиграет иными красками.

Думаю, что я был чрезмерно строг к этому роману, и моя оценка чересчур низка. (Ладно, не буду ждать 90 лет, добавлю ещё один балл – итого «шесть»). Несмотря на такую оценку, могу всем рекомендовать к чтению, и вполне допускаю, что другим читателям он понравится, судя по исключительно положительным отзывам ниже. Ибо в целом это хорошая книга, добрая, оптимистичная и поэтичная.

Оценка : 6
«Испытание огнем»
–  [ 4 ]  +

vfvfhm, 11 октября 2021 г. в 21:31

Итак, «Испытание огнем»...

Ученый и изгой Джон Уилсон (наш старый знакомец из повести «Ведьмы должны гореть») предстает перед судом с обвинением в поджоге своего университета и убийстве коллег и сотрудников. Общество «одноэтажной Америки», сотрясенное до основ футурошоком, не желает идти на мировую со своей интеллектуальной элитой, а намеревается спросить с нее за свои страхи и отчаяние сполна. Но заправилы процесса против ведьм от науки не желают спускать все на самотек. Чтобы Джон Уилсон не мог себя защищать адекватно, его накачивают психотропными веществами, от которых... Он оказывается в мире не слишком отдаленного будущего, где высокоразвитая цивилизация все-таки потерпела крах, вернувшись к эпохе натурального хозяйства, а сам он, деревенский знахарь и ведун, стал объектом интересов Императора чьи «владения простираются от Сент-Луиса до Денвера»...

Продолжение цикла оказалось не менее любопытным, чем зачин. Но если «Ведьмы» были написаны в жанре боевика типа фильма «Беглец», то «Испытание огнем» совмещает в себе судебную драму и постапокалиптику. При этом повесть имеет очень выраженную сновидческую, кафкианскую ауру зыбкой и сыпящейся реальности, не даром в оригинальном названии присутствует слово «процесс».

И опять Ганн бьет неточно по цели, обвиняя ученых в некоем высокомерном элитаризме, критикует систему образования США, будто это научный мир ее формирует. Но ученые такие же рабы системы финансового капитала, как и слесаря из какого-нибудь министерского гаража и или металлурги с завода очередного стального магната.

Но кое в чем очень важном он прав. Высшие жрецы культа золотого тельца для сохранения власти своего идола действуют по старому проверенному методу «разделяй и властвуй». Только в мире, возникшем в воображении Джеймса Ганна, власти стравливают ученых и обывателей, а в нашем мире, как бойцовых псов, они бросают на арену бессмысленной борьбы черных и белых, мужчин и женщин, гетеросексуалов и лиц со специфическими сексуальными пристрастиями. Что угодно, лишь бы податное население не поняло, кто его истинный враг. И тут Ганн очень точен и проговаривает все открытым текстом.

И финал хорош. Хоть он и использует метод «бога из машины», но весьма реалистичен. Одиночка не может повернуть в другую сторону исторический процесс. Только совместная борьбы всех людей доброй воли будет результативна. И борьба эта продолжается...

Спасибо Команде Андрея Бурцева за возможность прочитать еще один хороший текст великолепного Джеймса Ганна!

Оценка : 8
«Где бы ты ни был»
–  [ 4 ]  +

mputnik, 13 марта 2021 г. в 10:26

Если уж строго подходить к определению сути чтива, то это не совсем уж и фантастика. По крайней мере — в её современном понимании. Без малого 70 лет тому, почти что целая эпоха (для сравнения — СССР продержался всего на копейки дольше). Посему и наиболее частоупотребимое жанровое позиционирование текста (мистика, магический реализм) — вполне себе объяснимо.

Хотя — опять же, если уж строго подходить к локализации — это скорее ирония или юмор, чем прямо-таки мистическое некое повествование. Серьёзность изложения тематики — в явном дефиците, автор и не пытается придать истории хоть мало-мальски чопорные академические черты. Сие — скорее некий водевиль.

Но — видимо — именно в этом и есть необъяснимая притягательность этого текста, некое плохо скрытое подспудное желание — утверждение — побуждение о причислении чтива сего к классике Светлого Храма Фантастики. Это — очень добрый, жизнеутверждающий текст. И это тоже — и мистика и магия. Ибо — опять же — необъяснимо с рациональной точки зрения

Оценка : 7
«Трансгалактика»
–  [ 4 ]  +

FixedGrin, 17 сентября 2020 г. в 02:23

Сокращенная версия заметки для Medium (https://bit.ly/3c5irxW).

Наверняка нереалистично было бы ожидать, что во второй книге цикла Ганн удержит или даже поднимет планку, заданную лучшим в этом веке переосмыслением «Кентерберийских рассказов» средствами космооперы. Но к «Transgalactic», хоть ее сюжет и архитектура заметно проще «Машины Трансценденции», претензий у меня куда меньше, чем в свое время к натужным попыткам Дэна Симмонса спасти от коллапса под позднейшими сюжетными наслоениями мир Гипериона. Беспримерно наивных, монохромно злобных или раздражающе непогрешимых персонажей, в отличие от «Падения Гипериона» или обоих романов об Эндимионе, вы тут не найдете: «Transgalactic» обслуживается двумя переходящими из первого романа персонажами, Ашей и Райли, но как прохождение через Машину не отказало им в базовой человечности,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Тем не менее вы не производите опасного впечатления, — повторил дорианец. — Как вы сюда попали?

— По волшебству.

— Дорианцы не верят в волшебство.

— Действия, выходящие за пределы ваших способностей к пониманию, можно описать лишь как волшебство.

— Ничто не выходит за пределы дорианских способностей к пониманию.

— Тогда попробуйте объяснить моё присутствие здесь, на планете, столь опасно близкой к центру Галактики, что ни один чужак, кроме вас, её не посещал.

— У вас, наверное, корабль.

— Вы бы заметили его прибытие, к тому же вам превосходно известно, что никто не прилетал. Попробуйте же объяснить моё появление в священном приёмнике на вершине фонтана.

— А, так вы Избранная, — протянул посол.

— Мне так говорили.

так и резкая смена размаха и ритма повествования ничем не выдает ни мафусаилова возраста создателя, ни появления «Transgalactic» на свет в варианте реальности, где Трамп готовился опрокинуть на голову Хиллари Клинтон “корзину обездоленных”, а феминистки и ЛГБТ увлеченно гоняли по закоулкам SFWA Грустных Щенков и закоснелых в писательской технике белых гетеросексуалов.

Так могла бы выглядеть «Аргонавтика» Аполлония Родосского, пропущенная через воздвигнутые на «Бесплодной земле» «Звездные врата» из импервиевого сплава.

Меня это порадовало: мало того, что я сторонник теории палеоконтакта, так еще о современных номинантках и лауреатках престижных премий НФ, за редкими исключениями (Энн Лэки и Аркади Мартин), крайне низкого мнения, о голливудских же космооперных боевиках конца прошлого века — достаточно высокого, особенно если сравнивать с современной продукцией фабрики эндорфиновых кошмаров и фантазий Верховного Мыша. И вас наверняка не удивит, что гармоничный аккорд на душевных струнках моих взяла книга, где один из протагонистов приходит в себя во тьме телепортационной камеры, глубоко во чреве немыслимо древней пирамиды, на планете, чей климат и живность соответствуют Парку юрского периода, а культура — центральноамериканским обществам Земли накануне прихода испанцев и установления принудительной толерантности под зонтичным брендом Западных Индий в двадцатичасовую рабочую смену.

Разумеется, на примитивных мирах не задержится ни Райли, ни его возлюбленная Аша, которую забросило на другой конец Галактики, но через тот же самый маршрутизатор, который создатели то ли разучились нормально настраивать, то ли перегрузили слишком частым использованием.

Их ждет более ответственная миссия — во-первых, отыскать друг друга в тени корабля Тезея, даром что о месте встречи на случай нежданной разлуки они условиться забыли, во-вторых, продвинуть человечество вверх по эволюционной лестнице Галактики, каждый пролет которой освещен тераваттным прожектором для ежесекундного надзора ИИ.

Ведь лишь тем нечего бояться, кто ничего не скрывает, а от истинных хозяев Галактической Федерации ныне сокрыто слишком многое, и это вселяет очень неприятные ощущения. Ибо слишком давно Федерация выполняла единоличные функции арбитра раздоров, и галактические расы, независимо от членства или отсутствия такого статуса, свыклись с её мощью и правотой, притерпелись, жертвуя интересами одного вида во имя общих или понимая, что неповиновение повлечёт за собой карательные акции, а то и уничтожение вида. Предстоит кропотливая работа, прежде чем Галактика возвратится в привычное состояние принудительной толерантности, а уважение к чужим традициям не является для людей чем-то естественным.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— А существуют ли несогласные с порядком вещей?

— Их немного, — сказала Лата. — Их всегда немного, но они бывают. Они называют себя Анонами. Отвергают безусловный доход и живут с того, что выбросили другие люди, а педия ещё не успела переработать. И пытаются создавать проблемы, поднимают вопросы, ну, не такие, как мы, комментаторы, задаём, а другие, бессмысленные. Например, зачем педия делает то, что она делает. Пробуют даже вмешиваться в работу педии.

— Почему же педия не останавливает их? Кажется, они досаждают обществу.

— Их сначала найти надо, — сказала Лата, — а это непросто. На то они и Аноны. Они не забирают своих отчислений, не взаимодействуют с нормальными людьми и не участвуют в обычных событиях, так что у них нет личностей.

— Но ведь педия, конечно же…

— В конце концов их обнаруживают, — без обиняков закончила Лата. — Педия это умеет.

— И что происходит затем?

— Они перестают доставлять проблемы, — сказала Лата.

— Они исчезают? — спросила Аша.

— Их никогда и не было, — сказала Лата. — Они ведь Аноны.

Оценка : 9
«Кроличья нора»
–  [ 4 ]  +

vam-1970, 03 июля 2017 г. в 11:33

Редко пишут как человек чувствует себя при временно-пространственном переходе. Причина -никто еще этого не осуществлял.Поэтому фантазии автора есть где разгуляться.

Оценка : 10

  Страницы: [1] 2  3 



⇑ Наверх