Все отзывы на произведения Георгия Балла |
Отзывы | Рейтинг отзыва |
Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
«Торопун-карапун и тайны моего детства» |
| |||
Artyreader, 15 июня 2021 г. в 02:52 | ||||
Эту сказку я читал давно, ещё в детсадовские времена (да, умел уже тогда). Необычайная длина странствий героя и множество его спутников порождали во мне желание фантазировать так же, приходить в сказку самому тем же образом — на «белом остроносом корабле» или ещё как-то. А там — ездить на рыбах, собирать страхи в мешок, пожирать город, созданный из сладостей, и заклинать скатерть-самобранку. Те главы, в которых говорилось «про войну», то есть истинное детство рассказчика, мне казались не такими интересными, хотя то, что все они приводили к некоторой «Главной Тайне», меня очень влекло. На самом деле, эту сказку может оценить только взрослый. Как важны воспоминания о детстве, что такое «письма с войны», почему может не работать толком волшебство, и наконец, зачем взрослому дяденьке для путешествия понадобилось соучастие детей — Торопуна-Карапуна и Чучи. И что движет героем, когда он тайком пишет «главы только для взрослых» (я ещё, помню, сомневался: а мне маленькому эти главы читать можно?). По сути, это же происходит регресс — возвращение сознанием в чувства и образы давно ушедших лет, чтобы извлечь оттуда знание, как всё было на самом деле, уже сознанием взрослого. Связно, точно и правильно. И нужно видеть главное: каждую сказку герой создавал не в одиночку, а с помощью друзей и родных, и тепло воспоминаний о них делает и сказку полноценной. Милая, добрая и вместе с тем глубокая сказка. Я рад, что она когда-то попала ко мне в руки. И научила сохранять «тайны моего детства», чтобы возвращаться к ним, когда нужно понять нечто важное. | ||||
| ||||
«Торопун-карапун и тайны моего детства» |
| |||
Groucho Marx, 05 января 2018 г. в 12:37 | ||||
Изысканно-постмодернистское сочинение Георгия Балла было интересно интерпретировано в книге Павла Пепперштейна «Диета старика». Повторяться за Пепперштейном я не буду, отсылаю любопытствующих к его эссе, сам же замечу, что сказка «Торопун-Карапун» весьма и весьма характерна для советской культуры семидесятых годов: внешне наивное повествование, сплетённое из множества отсылок к авангардистской и, одновременно, к викторианской литературе, типа «Питера Пена» и «Мэри Поппинс». Томительные, вязкие сумерки советского постмодернизма очень обаятельны (для тех, кто понимает, как верно заметил Окуджава) и при правильном настрое могут доставить читателю несколько часов интеллектуальной эйфории. | ||||
| ||||
«И когда умер Игорь Холин» |
| |||
jamuxa, 01 мая 2012 г. в 08:12 | ||||
Вы не знаете Холина? Беспризорника, фронтовика, зека, официанта, фарцовщика, выросшего в торговца антиквариатом, официанта и поэта, жившего в Москве и писавшего о России? Тогда слово самому Игорю Холину, его поэтическое авторезюме: «Вы не знаете Холина И не советую знать Это такая сука Это такая б....» «Лионозовская школа» — круг поэтов и художников, центром которого был художник и поэт Евгений Леонидович Кропивницкий, это поэты Генрих Сапгир, Игорь Холин, Ян Сатуновский, Всеволод Некрасов, потом из Харькова подтянулся Эдуард Лимонов, художники Оскар Рабин, Николай Вечтомов, Лидия Мастеркова, Владимир Немухин, художник и поэт Лев Кропивницкий (сын Е.Л. Кропивницкого). Стихи и Сапгира, и особенно Холина, — примитивный гротеск, — нарочито сдержанная, безэмоциональная манера, лишенная не только лиризма, но и иронии: быт городской окраины и жизнь ее обитателей, быт и лица бараков. И если учитель Сапгира и Холина, Евгений Кропивницкий называл себя «поэтом окраины и мещанских домиков» и его стихи с предельно насыщенными, точными и даже избыточными деталями, запечатлели жизнь этой самой окраины, где ничего не укроется от соседских глаз, но все же чуть-чуть с иронией, через которую проглядывают и теплота и сочуствие: «У забора проститутка. Девка белобрысая. В доме 9 – ели утку И капусту кислую. Засыпала на постели Пара новобрачная. В 112-ой артели Жизнь была невзрачная. Шел трамвай. Киоск косился. Болт торчал подвешенный. Самолет, гудя, носился В небе, точно бешеный. « то вот как уже сам Холин, как просто «информацию к размышлению», о бараках: «Кто-то выбросил рогожу, Кто-то выплеснул помои, На заборе чья-то рожа, Надпись мелом: «Это Зоя». Двое спорят у сарая, А один уж лезет в драку… Выходной. Начало мая. Скучно жителям барака.» Бараки... Два больших цикла Игоря Холина «Жители барака» и «Лирика без лирики», как-то сами собой сложились в «барачный эпос», итак, начало, середина 50-х: «Заборы. Помойки. Афиши. Рекламы. Сараи — могилы различного хлама. Сияет небес голубых глубина. Бараки. В бараках уют. Тишина. Зеркальные шкапы. Комоды. Диваны. В обоях клопы. На столах тараканы. Висят абажуры. Тускнеют плафоны. Лежат на постелях ленивые жены. Мужчины на службе. На кухнях старухи. И вертятся всюду назойливо мухи.» сухая беспристрастная констатация фактов, и как не вспомнить снова легкую иронию Евгения Кропивницкого, образца 1938: «Полночь. Шумно. Тротуар. Пьянка. Ругань. Драка. Праздник. Хрипы. Вопли. Безобразник Едет в Ригу. Тротуар Весь в движении. Угар В головах шумит, проказник. Полночь. Шумно. Тротуар. Пьянка. Ругань, Драка. Праздник.» Кто населял барак? — жестко, почти жестоко, но это Холин: «Умерла в бараке 47 лет. Детей нет. Работала в мужском туалете. Для чего жила на свете?» Георгий Балл пишет, нам в рассказе-эпитафии «И когда умер Игоря Холина»: «В день смерти Игоря ни одна капля дождя не осквернила землю....» О фантастике? — есть, есть она у Игоря Холина: большой стихотворный цикл «Космические», вот всего одно стихотворение: «Марсианки изумительны Обаятельны Предупредительны Тело Сделано из особого материала Гайки Болты Никелированы Ноги Необыкновенной красоты Груди Эмалированы Отклонений от нормы Два 1. Голова В форме бутылки 2. Половой орган Находится на затылке» «В день смерти Игоря ни одна капля дождя не осквернила землю....» | ||||
| ||||
«Торопун-карапун и тайны моего детства» |
| |||
elent, 16 июня 2012 г. в 01:51 | ||||
Читала в классе 6-7. И особого впечатления книга на меня не произвела. Потом перечитала, уже будучи в университете. Аналогично. Детская книжка, где переплетаются сказка и воспоминания о военном детстве в детдоме. Никаких таких струн моей души не затронуло. | ||||
|