Народные сказки 4 Проблема


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «glupec» > Народные сказки #4. "Проблема развода"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Народные сказки #4. «Проблема развода»

Статья написана 21 декабря 2010 г. 00:32

Не первый раз (при перечитывании того же Афанасьевского сборника, и др.) сталкиваюсь с таким сюжетом. Герой сказка претерпевает большие мытарства, чтобы добыть руку некоей сказочной красавицы, при этом едва не погибает сам, но выходит с честью из всех испытаний, женится... а потом (иногда даже без причины) ни с того ни с сего жену убивает или прогоняет. Вот, например, у карелов:

цитата "Мифологический словарь»

Ильмаринен в одиночку совершает героическое сватовство к красавице — дочери Хийси, губившего всех женихов. Ильмаринен исполняет трудные задачи Хийси: вспахивает змеиное поле (при этом Вяйнямёйнен заговаривает змеиные укусы), моется в огненной бане, вылавливает гигантскую рыбу к столу (в одном варианте приволакивает даже спящего бога Укко). Сам он, однако, попадает в пасть к рыбе или к отцу (матери) невесты, но выковывает в утробе врага нож и выходит оттуда живым. Невеста пытается бежать от Ильмаринена, и тот превращает её в чайку.

По другим вариантам — девушка Ката спряталась от И. (который ее с трудом добыл и вез домой) на небе; он сказал — «раз ты так любишь небо, то и будь звездой!» (Как тут не вспомнить русскую сказку «Иван Быкович», где Царица Золотые кудри так же точно убегала от ГГероя! Но там он ее вернул с помощью помощника-звездочета, and they lived happily ever after. Видно, такую, благополучную развязку уже позднее придумали...)

Меня вот, честно говоря, подобный сюжет оч. долгое время ставил в ступор. Человек рискует жизнью ради невесты (иногда вообще погибает: превращается в камень (Потык-богатырь) или еще что...) — а потом выясняется, что она ему вовсе была не нужна??? Не легче было сразу поехать домой, и посватать какую-н. более сговорчивую? Так нет же, что-то тянет его в «змеиный край», и обязательно к той, которая сама по характеру «змея подколодная» — потом обманет...

Причем как именно обманет — это  сказках не особо-то прописано. В эпосе («Калевала») даются какие-то разъяснения: Ильмаринен, мол, обиделся на жену не просто так — она над ним «с другим смеялась». Но это уж явно «додумка» какого-то более позднего рунопевца! В первоначальном сюжете (как мы видели) вообще никакой мотивировки нет. Просто — вез, вез ее (уже покоренную и завоеванную), и вдруг она ни с того ни с сего «на край неба убежала».

Не знаю, как вы, а я вижу в таком поведении сказочных героев нечто общее с царем из «1001 ночи». Он ведь тоже — сперва женился, а наутро рубил жене голову.

Смысл тут, по-моему, один. Сказка (или миф) должна задавать нормы на все случаи жизни. И «как правильно жениться», и, т.ск., «как правильно развестись».

А проще говоря: после первой ночи ГГерой уже получил от жены всё то, зачем к ней стремился. Смысл женитьбы (по тогдашним, первобытным понятиям) исчерпан; жену можно послать куда подале. Счастье совместной жизни ГГерой «как бы» (за кадром) уже познал; об этом просто не говорится, ибо «и так понятно». А за медовым месяцем следует полынный — ну и вообще, если ГГерой не вернет себе свободу, он же не сможет жениться и во 2-й раз, и в 3-й... (логика своебразная, o yes — но это ж сказка!)

Отсюда и все эти превращения некогда любимой жены в змею (та же былина о Потыке), или ее связь с «морским троллем» (сказка Андерсена)... Она стала не нужна => ее «объявляют злом» и рубят в кусочки...

(И вот любопытная мысль: а не отсюда ли — сказка про Синюю Бороду?)





507
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение21 декабря 2010 г. 08:39

цитата glupec

после первой ночи ГГерой уже получил от жены всё то, зачем к ней стремился.


Не могу с этим согласиться — жена нужна, чтобы вести хозяйство и растить детей, одноразовым сексом ее функции никак не исчерпываются. Я этот вечный конфликт объясняю тем, что он возник в эпоху перехода от внутриродового к межродовому браку. Это был колоссальный и трагический перелом в сознании древних людей: много тысяч лет они жили в убеждении, что настоящие люди — только наши, а все, что живут за пределами нашего кровного круга — не люди, а нечисть всякая. А тут обозначилась необходимость с этими чужими вступать в брачные отношения (почему — другой вопрос). Но род невесты со стороны, и сама она в том числе, по-прежнему воспринимаются как враги, злые по определению. Поэтому оба новобрачных регулярно пытаются друг друга извести — они враги по определению. САм механизм древнего мышления требовал конфликта между ними. А когда основа забылась, стали выдумывать более новые обоснования.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2010 г. 13:13

цитата Завета

жена нужна, чтобы вести хозяйство и растить детей, одноразовым сексом ее функции никак не исчерпываются

А то, что убив «плохую» жену, герой часто берет себе другую, «хорошую» — как бы не считается?.. То же «Волшебное кольцо» (для любви нужна царевна — потому что красавица; а для хозяйства «потом» возьмем себе крестьянку. Как раз тот самый случай8:-0)
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2010 г. 13:17
Приобретение хорошей жены вслед за плохой — развитие ситуации в современном (относительно) мышлении. Жена-то нужна, и если одна не удалась, надо другую искать. Люди до сих пор так делают :-) Я думаю, что красота и вообще личные качества невесты в древности мало кого интересовали, женская особь считалась пригодной, если обладала качествами таковой (детородный возраст). А красавицей она опять же «стала» позднее, чтобы мотивировать стремление героя к ней.
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2010 г. 13:33

цитата

Приобретение хорошей жены вслед за плохой — развитие ситуации в современном (относительно) мышлении.

Пожалуй, да. Но если бы контекст сказки не позволял так «доразвить» — оно бы и не «доразвилось», несс-па?;-)
Вот еще в тему:

цитата И. Галинская

«О строитель дома, ты видишь! Ты уже не построишь снова дома. Все твои стропила разрушены, конек на крыше уничтожен. Разум на пути к развеществлению достиг уничтожения желаний»
Однако прежде, чем стропила, то бишь страсти, «разрушить», надобно их в полной мере познать!

Т.е.: чтобы «правильно разжениться» — надо сперва так же точно, «по всем правилам жениться». И то, и другое — обязательно.
А «невеста из чужого рода» — это, по-моему, другой сюжет («Я не лютая медведица, я красная девица. Расколдуй меня, пожалуйста». Шкура спадает... и... все счастливы).

цитата Завета

красавицей она опять же «стала» позднее, чтобы мотивировать стремление героя к ней

Ну, без этой мотивировки непонятен сам мотив «трудных испытаний».


Ссылка на сообщение21 декабря 2010 г. 15:05
Я думаю, что трудные испытания — это инициации на статус взрослого и право жениться. А когда сам обычай предбрачных инициаций отмер, сюжет стал объяснять эти трудности необычайной красотой или статусом самой невесты (царская дочь, сестра солнца и так далее).

К чему относится расколдование будущего брачного партнера, который сначала предстает в облике животного (мотив есть у разных народов и для обоих полов) — я сейчас не знаю. То ли древняя тотемическая вера в то, что с животным можно вступать в брак, если оно захочет и приме человеческий облик, то ли это отголоски шаманского общения с духом-покровителем, то ли мотивы оборотничества.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2010 г. 17:51

цитата Завета

мотив есть у разных народов и для обоих полов

То-то и оно.
«Бык похищает Европу» — миф эпохи матриархата. «Медведица-девица» — соотв., ...

цитата

тотемическая вера

Одно другому не противоречит.


Ссылка на сообщение23 декабря 2010 г. 16:20

цитата glupec

Меня вот, честно говоря, подобный сюжет оч. долгое время ставил в ступор. Человек рискует жизнью ради невесты (иногда вообще погибает: превращается в камень (Потык-богатырь) или еще что...) — а потом выясняется, что она ему вовсе была не нужна
вот так вот люди и взрослеют, понимая как мечта может кардинально отличатся от реальности
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2010 г. 17:49
У сказок (мифов и пр.) своя мораль, не обязат-но настолько буквальная...
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2010 г. 18:13

цитата glupec

У сказок (мифов и пр.) своя мораль, не обязат-но настолько буквальная...
отчего же
герой проходя не один «квест» постоянно думает о том, как его ждет любимая, как она прекрасна. Постепенно образ построенный в мечтах вытесняет реальный
к тому же есть еще одна мораль — зачем ходить за тридевять земель неизвестно зачем, если можно подыскать получше и ближе
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2010 г. 18:17
То-то и оно: квест (или, «более по-русски», миссия) — подразумевает достижение цели.
А сознательный отказ от цели — это уже ХХ века философия...
Противопоставление мечты и реальности — тоже. «Кризис романтизма», все такое... Первобытному человеку было не до таких тонкостей.

цитата

зачем ходить за тридевять земель неизвестно зачем, если можно подыскать получше и ближе

...почему я и вспомнил «Волшебное кольцо»8-)
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2010 г. 18:19

цитата glupec

Противопоставление мечты и реальности — тоже. «Кризис романтизма», все такое... Первобытному человеку было не до таких тонкостей.
ну тогда есть такая поговорка: «первый блин всегда комом» 8-)
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2010 г. 18:20
Ну, в принципе, да:-)


Ссылка на сообщение23 декабря 2010 г. 19:45
Мне, честно говоря, объяснение первобытных сюжетов той или иной философической идеей кажется надуманным. Они отражают простые жизненные схемы, через которые проходил каждый индивидуум, почему они и сохраняли актуальность в течение многих тысячелетий и оказались вбиты в наше подсознание на генетическом уровне. А какой-то мере они актуальны и сейчас. Философии разводить человек начал гораздо позже. когда задумался о личной роли Васисуалия Лоханкина в мировой культуре :-)


⇑ Наверх