Ностальгия и


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Veronika» > Ностальгия и постмодернизм
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Ностальгия и постмодернизм

Статья написана 22 сентября 2008 г. 21:58
Размещена:

Думаю, все знают эти строки Андрея Вознесенского:

Я не знаю, как остальные,
но я чувствую жесточайшую
не по прошлому ностальгию —
ностальгию по настоящему.



А это   http://www.users.kaluga.ru/kosmorama/nostalgi.html — статья Сергея Аверинцева «Моя ностальгия». Небольшая цитата:
Ностальгия по тому состоянию человека как типа, когда все в человеческом мире что-то значило или, в худшем случае, хотя бы хотело, пыталось, должно было значить; когда возможно было «значительное». Даже ложная значительность, которой, конечно, всегда хватало — «всякий человек есть ложь», как сказал Псалмопевец (115: 2), — по-своему свидетельствовала об императиве значительности, о значительности как задании, без выполнения коего и жизнь — не в жизнь.

Статья написана в 1995г. С тех пор тенденция, о которой писал Аверинцев:

«Значительность вообще, значительность как таковая просто улетучилась из жизни — и стала совершенно непонятной. Ее отсутствие вдруг принято всеми как сама собой разумеющаяся здоровая норма. Операция совершенно благополучно прошла под общим наркозом; а если теперь на пустом месте чуть-чуть ноет в дурную погоду, цивилизованный человек идет к психотерапевту (а в странах менее цивилизованных обходятся алкоголем или наркотиками). Разве что в малочитаемых книжках помянут «Sinnverlust», но опять-таки как проблему скорее психическую, нежели духовную или «экзистенциальную».


в современной культуре лучше всего выраженная в постмодернизме, продолжается. Но есть, мне кажется,  появилась и тенденция сопротивления этой незначительности.
Кстати, вот за эту незначительность я и не люблю большую часть современой литературы.




87
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение22 сентября 2008 г. 22:29 цитировать
Вот уж не знаю, как там дела со «значительностью», а проблема явно имеется с «возвышенностью». Говорить «высоким слогом» сейчас вообще нельзя, ибо уличат в пафосе. Мы должны быть циничными, а образ наш — прожжённые жизнью дельцы. Теряется золотая середина — от слащавого «Мой милый, нежно любимый друг!» мы пришли к «Эй,ты!»


Ссылка на сообщение23 сентября 2008 г. 11:21 цитировать

цитата VuDu

Говорить «высоким слогом» сейчас вообще нельзя, ибо уличат в пафосе.

Это всё-таки очень сильно завсит от того, что именно говоришь.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 сентября 2008 г. 14:15 цитировать
Культ современного цинизма, растущий из торгашества (как экономического явления, так и культурологически-этического, выраженного формулой «Всё имеет свою цену»), глубоко порочен и неконструктивен. Он оказывает губительнейшее влияние на всё: вместо долгосрочности — сиюминутность; вместо красоты — гламур; вместо хозяйки и женщины- бизнес леди и мужланки; вместо воина и кормильца — альфонс и стриптизёр; etc. Соответствующим образом это сказалось и на искусстве и на творцах этого искусства...
Возможно философия торгашества сдаёт свои позиции, но в глаза сей процесс не бросается, а может надо внимательнее приглядываться?




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх