Литературные итоги 2010


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «baroni» > Литературные итоги 2010. Часть 1
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Литературные итоги 2010. Часть 1

Статья написана 14 февраля 2011 г. 20:58

Гложет меня совесть, что на дворе середина февраля, а литературные итоги года так и не подведены.

Многие мои друзья-коллеги давно уже намекали (особенно активно PetrOFF и Pickman), что пора бы уж, наконец... А я все отнекивался, откладывал подведение итогов. Лень, друзья, проклятая лень, одолела меня. Блаженное ничегонеделание. Но, вот наступил момент... Не могу больше молчать, как говаривал классик русской литературы... Итак, литературные итоги 2010:

Лучший русский роман-2010:

Александр Нежный «Там, где престол сатаны»

Роман не получил ни одной премии, даже не попал ни в какие шорт и лонг листы (если я ошибаюсь — поправьте).  По-моему, на роман Нежного даже не было ни одной внятной рецензии. Лишь темные слухи ходили вокруг «Престола» — дескать, вызвал роман неодобрение в неких высоких околоцерковных сферах.

Но оставим политику политиканам. Нежный написал Большой Русский Роман — большой не только по объему (1400 стр.). Роман со сложной композицией (время действия -практически весь ХХ век, вплоть до 1989 года), огромным количеством действующих лиц, как вымышленных, так и имеющих реальные прототипы — журналисты, иерархи церкви, рядовые священники, сексоты, сотрудники органов (среди которых встречается даже будущий премьер-министр — неприметный сотрудник наружки, ожидающий вожделенной командировки в пока еще существующую ГДР), кооператоры, простые совграждане всех видов и мастей... Роман со сложной композицией, одновременно реалистический и фантастический, сатирический и с элементами детектива, традиционный и постмодернистский, христианский и антиклерикальный... Роман, полный литературной игры и аллюзий (от «Краткой повести об Антихристе» Владимира Соловьева до булгаковского «Мастера»), иногда бросающихся в глаза, а иногда лишь интуитивно угадываемых.

Это очень сильный жесткий текст, ничуть не похожий на наводнившие книжный рынок современные православные романы, про которые можно лишь повторить слова еще одного русского классика — «ожившее лампадное масло заговорило».

Прекрасное стильное оформление, отличная бумага, качественная печать — редкий случай в современной издательской практике, когда форма соответствует содержанию.

Вообще, 2010-й порадовал интересными и сильными русскими романами:

Алексей Евдокимов «Слава Богу, не убили»

Виктор Пелевин «t»

отменная  стильная «Метель» В. Сорокина

Дмитрий Быков «Остромов или Ученик чародея»

— вот «большая пятерка» русского романа 2010.

Лучший нон-фикшн 2010.

2010-й год вполне можно назвать «годом барона Унгерна»

Появилось сразу две отменных биографии «черного барона»

-вышло  новое издание (расширенное почти в 2 раза по сравнению с изданием 1993 г.) «Самодержца пустыни» Л. Юзефовича

— абсолютно новая книга историка С. Кузьмина «История барона Унгерна: опыт реконструкции» (товарищество научных изданий КМК 2010) — 660 страниц энциклопедического формата.

Обе биографии Унгерна написаны подробно и обстоятельно, здесь рассказывается не только история главного героя, но и история времени, прекрасно передается топография среды. Добавлю еще, что две биографии Унгерна написаны с двух противоположных позиций: для Юзефовича — барон настоящие исчадие ада, позиция С. Кузьмина  представляется мне гораздо более  сбалансированной.

Еще из лучшего нон-фикшна 2010:

Ж.-Л. Тьерио «Маргарет Тэтчер»

Сборник «Д. Андреев: pro et contra» (издательство РХГУ)

книги серии Международный полярный год издательства Паулсен:

— В. Волович «Полярные дневники участника секретных полярных экспедиций 1949-1955 гг».

— И. Зотиков «Зимние солдаты»

-С. Ларьков, Ф. Романенко "«Враги народа» за полярным кругом»

В следующем выпуске — еще немного нон-фикшна и весьма неутешительные итоги по изданиям зарубежной прозы.





310
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение14 февраля 2011 г. 21:36
Спасибо. Читал ровным счётом ничего.
Нежного 2 тт. есть, но смотрю на него с сомнением. Ск. вс. может не понравится.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 февраля 2011 г. 21:46

цитата PetrOFF

Ск. вс. может не понравится.

Может... но вот тебе рекомендовал бы прочесть.
Тяжелый роман. Один мой приятель (кстати. человек, в отличие от меня , близкий к структурам РПЦ) читал почти два месяца, но оценил


Ссылка на сообщение14 февраля 2011 г. 21:39
Спасибо! Читал только «Метель». Кое-что уже на примете, к остальному как минимум присмотрюсь (хотя кое-что для меня и слишком специфично).


Ссылка на сообщение14 февраля 2011 г. 21:44
В. Волович «Полярные дневники участника секретных полярных экспедиций 1949-1955 гг».


Что это? Что за секретные экспедиции?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 февраля 2011 г. 21:56

Волович пишет о своем участии в Высокоширотных воздушных экспедициях «Север-4», «Север-5», «Северный Полюс-2» и «Северный Полюс-3». Не знаю, уж насколько они были секретными...
 


Ссылка на сообщение14 февраля 2011 г. 21:58
А из мемуара не понятно, или это издатель такую завлекалочку просто сделал?
 


Ссылка на сообщение14 февраля 2011 г. 22:06
Экспедиции формально «секретными» не были: советская пресса про них упоминала
Волович же пишет как раз про то, что пресса не писала.
 


Ссылка на сообщение14 февраля 2011 г. 22:12
Ну понятно что достижение имеется, похвалиться надо обязательно, а про подлинное наполрение рассказывать не будут. Мало ли какой там скорострельный пулемет на станции, нарисуем-ка тут телескоп.


Ссылка на сообщение14 февраля 2011 г. 22:55
Спасибо.
Ждем по зарубежке. Итоги там и вправду скудны.


Ссылка на сообщение15 февраля 2011 г. 16:15
Вы, помнится, «Перса» очень хвалили. Я только из-за вас купил его. Почему он не вошёл «Большую пятёрку», если не секрет?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 февраля 2011 г. 17:14
Да, «Перс» очень хороший роман, спасибо, что про него напомнили.
Не вспомнился он мне почему-то.
 


Ссылка на сообщение15 февраля 2011 г. 17:34
Если уж на то пошло, то меня роман вогнал в ступор. Лучше всего мои ощущения описаны Топоровым — это всё красиво, умно, но зачем?
http://www.chaskor.ru/article...
 


Ссылка на сообщение15 февраля 2011 г. 17:51
Прочел. Кое в чем Топоров прав, слабые места романа Иличевского улавливает.
Но когда пишет в конце очевидную глупость... не глупость, а несправедливость

цитата

прорыв Ивана Жданова и Алексея Парщикова в период позднего Совка как раз и состоялся потому, что стихи их были замечательно красивы и вместе с тем исключительно бессодержательны. Их было за что печатать (за красоту) и не было за что не печатать

доверие ко всему топоровскому тексту пропадает.
«Зачем» — вообще вопрос непростой. А «зачем» тогда топоровский текст?
Если хотя бы у одного читателя (не считая жены) возник какой-то душевный отклик — тогда бессмысленно любое «зачем».
 


Ссылка на сообщение15 февраля 2011 г. 18:58
Я, честное слово, не большой знаток современной поэзии. Все познания ограничиваются тем, что выложено на опенспейсе. Там есть проект «Стихи в живую». Если того же Юнгера через Интернет найти можно, то вот ни Шварц, ни Воденников не продаются. Как и Рубинштейн, с Кибировым тоже беда. Это всё вызвано цитатой по поводу Парщикова.
А по поводу самого «Перса» — да, наверное, вы правы.
 


Ссылка на сообщение15 февраля 2011 г. 21:51
Дело не в том.
У нас хорошая поэзия вообще издаётся преотвратно.
Единственное исключение Дмитрий Быков — но он, при всём качестве текстов, выбился-то не за счёт текстов, а за счёт медийной известности.
Евгений Каминский, поэт шикарнейший,издавался грошовым тиражом уже давно на корню скупленным.
Иван Жданов — тож перворанговый стихотворец уже совершенно необнаружим.
С очень большим горем можно отыскать на прилавках Олесю Николаеву.

А Парщиков вот, к примеру.
http://magazines.russ....
Топоров его, кстати, охарактеризовал... не скажу, что верно, но с определённой точки зрения — точно (сорри за тавталогию)
Это поэт исполнения, а не смысла.
Он умер не так давно — они с Иличевским друзьями были, насколько я знаю.


⇑ Наверх