Дж Р Р Толкин Легенда о


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Aleks_MacLeod» > Дж. Р.Р. Толкин - Легенда о Сигурде и Гудрун
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Дж. Р.Р. Толкин — Легенда о Сигурде и Гудрун

Статья написана 17 февраля 2011 г. 16:59

Джон Рональд Руэл Толкин навеки останется в памяти большинства людей как автор «Хоббита» и «Властелина колец». Бесспорно, оба эти произведения оказались знаковыми для жанра фэнтези, однако ограничивать вклад Толкина в историю только ими было бы ошибочно. Творческое наследие автора воистину трудно поддается исчислению. Профессор оставил после себя многочисленные работы по миру Средиземья, замечательные поэмы, сказки и стихотворения, а также гигантский архив, в котором и по сей день самый преданный последователь дела писателя, его младший сын Кристофер, продолжает находить новые, ранее считавшиеся утерянными вещи. Так, например, в 2007 году был найден и опубликован роман «Дети Хурина», а в 2009 году — сборник «Легенда о Сигурде и Гудрун», под обложкой которого оказались две написанные старшим Толкином поэмы — «Новая песнь о Вёльсунгах» и «Новая песнь о Гудрун».

Здесь стоит отметить о другой грани творчества профессора. Долгие годы Джон Толкин преподавал в Оксфордском университете, где читал курсы английского, англосаксонского и древнеисландского языка, древнеанглийской и древнескандинавской литературы. Он рассказывал студентам о древних сказаниях и героях, разбирал различные версии одних и тех же историй, пытался понять природу этих различий, а также дать оценку литературной значимости тех или иных источников. В какой-то момент Толкин сам взял и написал две поэмы, в которых постарался устранить все домыслы и противоречия, допущенные в старинных источниках. Долгие годы поэмы хранились в числе остальных бумаг профессора, однако упоминания о поэмах в других источниках практически не встречались. Поэтому можно себе представить удивление Кристофера Толкина, когда оба произведения были наконец обнаружены. Как и в случае со многими другими опубликованными посмертно работами своего отца, Кристофер отредактировал оба текста и подготовил их к печати.

Обе поэмы представляют из себя авторские версии древнескандинавских текстов, встречавшихся и в Старшей, и в Младшей Эдде, и в других источниках. В них рассказываются достаточно известные истории о проклятом золоте карлика Андвари, доблестном герое Сигурде, кладе дракона Фафнира, деве-воительнице Брунгхильд и красавице Гудрун из рода Гьюкингов или, иначе, Нифлунгов. Могу ошибаться, но в наши дни большей известностью пользуется древнегерманская версия легенды — о воине Зигфриде и о золоте Нибелунгов.

Песни стилизованы под скандинавские саги и написаны в старинном стиле. Поначалу такое построение текстов выглядит довольно непривычным, однако Толкину удалось передать одно из главных достоинств древних саг — текст насыщен такой энергетикой, что им проникаешься уже с первых строчек и достаточно быстро прекращаешь обращать внимание на необычное построение произведения.

Сами песни, к слову говоря, занимают от силы четверть объема книги. Остальное место отведено пространным и очень подробным комментариям как самого профессора, так и его сына. В издание включены тексты лекций Толкина, посвященных скандинавской поэзии, его размышления о происхождении песен и развитии древнего стихотворного искусства, подробные комментарии Кристофера Толкина а также довольно увлекательная справка, проливающая свет на исторические корни легенды. Большую часть справочного материала читать достаточно интересно, однако отдельные моменты, касающиеся, например, вопросов аллитерации и стихосложения, достаточно сложны для восприятия человека, далекого от литературоведения.

Еще один интересный момент связан непосредственно с самими текстами, в которых встречаются детали, явно оказавшие определенное влияние на Толкина и получившие затем отражение в собственной мифологии Профессора. В карлике Андвари, прячущем золото под водой, видится Голлум; проклятое кольцо Андвари, переданное в качестве «выкупа за выдру», напоминает о кольце Всевластья, а в отзвуках последней битвы Гьюкингов, обороняющихся в доме Атли, слышится гул сражения за Хельмову Падь.

При всех этих интересностях «Легенда о Сигурде и Гудрун» — довольно специфическое чтение. Если вы, позевывая, перелистывали авторские примечания и комментарии во «Властелине колец» и в ужасе вздрагивали при предложении почитать «Сильмариллион», то и эта книга определенно не для вас. Если же вы с удовольствием проглатывали каждый новый томик Толкина, появлявшийся в ваших краях, тогда и «Легенда» придется по нраву. Но даже если собственная мифология профессора вам не очень интересна, то издание может оказаться полезным для всех, интересующихся древнескандинавской и древнегерманской литературой и мифологией. Любое знание темы приветствуется, но в любом случае в комментариях содержится тот необходимый уровень информации, который потребуется для свободного понимания текста.

_______________________________________________

Автор рецензии выражает благодарность издательству АСТ и лично PR-менеджеру по интернет-проектам Миловановой Анне за предоставленный текст книги.





415
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение17 февраля 2011 г. 17:05
Да, сторонние произведения Толкина конечно на любителя. Но они не менее интересны. Спасибо за обзор, надо будет прочесть и это произведение.

Кстати,если понравился такой стиль изложения, то советую прочесть «Детей Хурина».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 февраля 2011 г. 17:09
Да я подумываю, надо бы впечатления от «Властелина колец» с «Хоббитом» освежить, а то ВК читал наверное в год выхода первого фильма. То есть лет 10 назад уже. С тех пор разве что ежегодно пересматривал фильмы. Мож снова их посмотреть, в режиссерской версии, скажем)))

Детей Хурина можно будет после прочесть, хотя в «Сигурде и Гудрун» меня больше привлекло новое прочтение древней легенды. Я, так сказать, изрядно пополнил свои знания о древнескандинавской литературе, так как я, в отличие от студентов Толкина, ее в институте не изучал :-)

цитата febeerovez

Спасибо за обзор, надо будет прочесть и это произведение.


Почитайте. Перед прочтением можно будет полистать общую инфу о Нибелунгах/Нифлунгах, чисто чтобы знания освежить, а то если сходу в книгу погружаться, такое ощущение, что в омут головой.
 


Ссылка на сообщение17 февраля 2011 г. 17:33

цитата Aleks_McLeod

Мож снова их посмотреть, в режиссерской версии, скажем)))


С тобой ли мы об этом переписывались по этому поводу? Склероз!.. Если в режиссёрской -- это, считай, новые фильмы посмотришь.

Тут главное, чтобы без уродского дубляжа. Сам сейчас подбираю нормальную версию; в идеале с субтитрами. Прежние на мелком экране смотрелись ничего, а на нынешнем уже смазанность заметна...
 


Ссылка на сообщение17 февраля 2011 г. 17:37
Не, вроде со мной, по крайней мере я такого не помню. Но что касается новых фильмов — тут я полностью согласен — я когда года два назад увидел режиссерку, я был так приятно удивлен. Я после этого театральные версии вообще видеть не могу, такими они кажутся урезанными и ущербными.

Но опять же, я смотрел режиссерку, записанную на болванку и не в очень хорошем качестве. Так что чтобы посмотреть ее заново, мне определенно придется найти ее в нормальной версии и с субтитрами. Так что если подберешь себе такую версию — скинь мне ссылку плиз. А то у меня то это все пока в планах, пока я примусь искать, Хоббита снять успеют.
 


Ссылка на сообщение17 февраля 2011 г. 17:11

цитата febeerovez

Да, сторонние произведения Толкина конечно на любителя.


«Лист работы Мелкина» или «Кузнец из Большого Вуттона», по-моему, отличные сказки. ;-) И даже в меньшей степени «на любителя», чем «ВК» (который, уточню, я тоже нежно люблю).
 


Ссылка на сообщение17 февраля 2011 г. 17:21
Ну сказки и стихотворения — это отдельный разговор, но вот для понимания лекций профессора по древней скандинавской литературе все-таки нужны терпение и усидчивость)))
 


Ссылка на сообщение17 февраля 2011 г. 17:30
Наверное. :)))

Надо уже и мне купить этот томик и прочесть; как раз для следующей авторской рубрики в «МФ».
 


Ссылка на сообщение17 февраля 2011 г. 17:40
Во, самое то. А то на книжную рубрику уже без слез смотреть нельзя — половина рецензий — или Сталкер, или Метро, или еще какой-нибудь проект, или вообще МТА какой-нибудь.

А у тебя в колонке все книги как на подбор. Сейчас вот рецензию на Друда жду, а то все никак с покупкой не определюсь, стоит не стоит брать.

А, вспомнил еще. В последнем «МФ» читал твою рецензию на «Широты», мы их вроде не обсуждали, но вроде как сошлись во мнении по основным вопросам :beer:
 


Ссылка на сообщение17 февраля 2011 г. 17:45

цитата Aleks_McLeod

А, вспомнил еще. В последнем «МФ» читал твою рецензию на «Широты», мы их вроде не обсуждали, но вроде как сошлись во мнении по основным вопросам


Ага! :beer:

В этот номер как раз ушли «Друд», новый сборник Кинга и «Ночь в музее» Лавкрафта. А в ближайшем будет мега на Уиллис + средняя на Страуда.

цитата Aleks_McLeod

А у тебя в колонке все книги как на подбор. Сейчас вот рецензию на Друда жду, а то все никак с покупкой не определюсь, стоит не стоит брать.


Да тут такое... на пустые книги жалко времени и денег. А ты Симмонса читал уже что-нибудь? И как относишься к диккенсовским временам и к мистике? ИМХО, роман сильный, я прочёл с удовольствием.
 


Ссылка на сообщение17 февраля 2011 г. 18:04

цитата Vladimir Puziy


В этот номер как раз ушли «Друд», новый сборник Кинга и «Ночь в музее» Лавкрафта. А в ближайшем будет мега на Уиллис + средняя на Страуда.


О, замечательно)

цитата Vladimir Puziy

А ты Симмонса читал уже что-нибудь?


Террор сейчас почитываю. Но он такого типа книга, что с собой возить не получается — поэтому почитываю дома, когда время свободное есть. Очень сильная книга конечно. Читаю с удовольствием)

цитата Vladimir Puziy

И как относишься к диккенсовским временам и к мистике?


К мистике не очень, да и с диккенсоновскими временами не знаком, но вот хочу пробел заполнить.
 


Ссылка на сообщение18 февраля 2011 г. 14:37

цитата Aleks_McLeod

К мистике не очень, да и с диккенсоновскими временами не знаком, но вот хочу пробел заполнить.


Я думаю, тебе будет как минимум интересно. ;-)
 


Ссылка на сообщение17 февраля 2011 г. 19:19
Так вот кто Страуда уволок!
 


Ссылка на сообщение17 февраля 2011 г. 23:33
Так, ребята, вы тут разбирайтесь, а я, пожалуй, пойду
 


Ссылка на сообщение18 февраля 2011 г. 00:38
А четвёртого Бартимеуса вообще Шеф себе придержал, так шта...
 


Ссылка на сообщение18 февраля 2011 г. 09:54
Я в нём не сомневался :-)))


⇑ Наверх