Танцы мужчин


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ismagil» > "Танцы мужчин"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Танцы мужчин»

Статья написана 15 марта 2011 г. 23:21

Владимир Покровский

Недалекое постиндустриальное будущее, мегаполис – развитой, обеспеченный и наглухо упакованный в намордник. Человечество накрыла эпидемия импато – рукотворного вируса, в короткое время превращающего человека в суперособь, которая умеет видеть будущее, менять внешность, проламывать стены, раздваиваться, летать – но быстро теряет сходство с человеком, впадает в спазмы безудержной ярости и убивает всех вокруг. Импатов отслеживают, отлавливают для исследований, но в основном отстреливают скафы – спецподразделение одиноких ранимых убийц, утомленных высокой смертностью, всеобщей ненавистью, внутренними интригами и абсолютным запретом на личную жизнь. Естественно, запрет устоять не способен – что и спускает пружину трагедии.

«Танцы мужчин» написаны в начале 80-х, тогда же стали тихой сенсацией малеевского семинара молодых фантастов, в конце 80-х были опубликованы в усеченном виде в «Химии и жизни», пару лет спустя полный вариант повести вышел в последнем советском альманахе «НФ», снес крышу многим читателям (включая меня) и писателям, породил кучу подражаний  – и больше не переиздавался. Я уже писал про крутизну, историческое значение и вечную ценность творчества Владимира Покровского вообще и «Танцев мужчин» в особенности, рекомендовал повесть всем, до кого дотягивался – а сам перечитать боялся. Потому что вдруг получится как с «Тарантулом» или «Тайна-стоит-жизни», которые в детстве представлялись вершиной мировой литературы, а взрослое перечитывание вершинных факторов не обнаружило.

Перечитал.

Подтверждаю: «Танцы мужчин» — вершина. И ее подзабытость вместе с недосягаемостью – очень печальный и точный симптом.





192
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение15 марта 2011 г. 23:27
В «НФ» вроде бы тоже не совсем полный вариант. Вообще, насколько я знаю, Покровский свой роман неоднократно переписывал, там несколько вариантов было...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 марта 2011 г. 23:46
Я полагал, у Мошкова полная версия — но вот сравнил ее с вариантом в «НФ» и как-то отличий не нашел. Очень хотелось бы полную, конечно.


Ссылка на сообщение16 марта 2011 г. 00:34
Тоже запомнился этот роман с подросткового возраста. Особенно нравилось то, что ткань романам — не банальными главами, а эпизодами от разного лица. И очень удивлял язык, стиль описания.
Вообще — отличное произведение, насквозь разбившее тупые и убогие рамки советской фантастики. Жаль, что отечественапя фантастика опять забилась в убогий мир «фантазий» и «мечты» — да еще порой и о светлом будущем (и светлом прошлом, что вообще жесть).
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 марта 2011 г. 00:38
Ну, про тупых и убогих я бы не обобщал — советская фантастика очень разной была, и та, что я любил и люблю, такого отзыва не заслужила.
А произведение отличное, кто спорит.
 


Ссылка на сообщение16 марта 2011 г. 00:40
Интересно бы почитать хороший критический разбор — откуда что взято, и насколько оригинально это произведение.
 


Ссылка на сообщение16 марта 2011 г. 00:58
И мне интересно. Сам не потяну — слабо уже помню, что представляла собой фантастика начала 80-х. Многое в повести воспринимается как то ли любовная полемика со Стругацкими, то ли прививание их идей на полуночную почву с последующим разоблачением — вот такими будут на самом деле людены, а вот такими дети, воспитанные в интернатах. Но это все-таки совсем натяжка — и по смыслу, и по датам.
По мне, так Покровский вполне самородок. Отчего и не вписался никуда.
 


Ссылка на сообщение16 марта 2011 г. 01:05
Трудно объяснить — то меня особенно поразила тогда эстетика словесного творчества. Одни эти имена — ДАЙРА, МАЛЬБЕЙЕР, СЕНТАУРИ, НИОРДАН, — как они хорошо звучат. Как необычно.
Эстетика этих странных реалий романа
— названия танцев их совершенно невероятные описания, делающие эти образы еще более странными —

В этот раз Ниордан танцевал оливу -- один из самых   старинных
мьют-романских танцев. Прелесть оливы, особенно в исполнении Ниордана,
заключалась в том, что при внешней скупости движений (дерево под ветром) в
ней заключалось такое
и т. д.

И запомнилось как всегда отличное и свежее оформление «Химии и жизни» — места работы всех интересных иллюстраторов того времени.
 


Ссылка на сообщение16 марта 2011 г. 01:35
Вот это, на мой взгляд, как раз четко растет из «Хищных вещей» и отличает очень многих представителей «четвертой волны». У Столярова с Лазарчуком того периода сплошь идут сучьи потроха Опиры и редкой красоты танцы фляг.
А «Химию и жизнь» ту, увы, не видел — читал сразу в «НФ», а там кроме ста буковок на кв. дюйм газетной бумаги мало что влезло.
 


Ссылка на сообщение16 марта 2011 г. 21:02
редкой красоты танцы фляг

Полностью согласен, и даже сам хотел эту фразу про танец фляг упомянуть!
Кажется, что весь роман — вышел из этой фразы Стругацких! :-)
 


Ссылка на сообщение16 марта 2011 г. 21:05
Пошёл гуглить редкой красоты танцы фляг — что-то я такого не припомню(((
 


Ссылка на сообщение16 марта 2011 г. 21:48
Под одним фонарем стучало банджо, и двое подростков, корчась и изгибаясь, отчаянно вскрикивая, плясали модный фляг, танец большой красоты, когда умеешь его танцевать. Подростки умели. Вокруг стояла компания, тоже отчаянно вскрикивала и ритмично била в ладоши.
 


Ссылка на сообщение16 марта 2011 г. 21:54
Вспомнил в журнале «Уральский следопыт» в 1990-х был кросворд по деталям творчества Стругацких. И одно из загаданных слов как раз и загадывалось этой цитатой: «танец большой красоты, когда умеешь его танцевать»
Есть еще люди, которые помнят такие фразы наизусть.
 


Ссылка на сообщение17 марта 2011 г. 00:44
Я в 90-х, увы, жил уже в общаге и ничего не выписывал. Да и слабоват был для «Следопыта» — ни разу заметных успехов в бугровских викторинах не достиг. Пришлось сильно позже наверстывать, на скукожившемся конкурентном поле: http://zurkeshe.livejo...


⇑ Наверх