Дэрил Грегори


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Aleks_MacLeod» > Дэрил Грегори - Пандемоний
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Дэрил Грегори — Пандемоний

Статья написана 16 апреля 2011 г. 00:03

У Дэлакорта Пирса большие проблемы. Когда ему исполнилось пять лет, им овладел демон по имени Хеллион. Стандартная история, скажут некоторые, демоны ежегодно вселяются в тысячи людей, и Хеллион далеко не самое худшее, что могло бы случиться. Вот только в случае с Дэлом есть одно но... Демон вселился в него, и обратно уже не уходил. Он затаился в глубинах сознания и, кажется, впал в спячку. Долгие годы Пирсу удавалось спокойно жить, но однажды в результате аварии демон проснулся и вновь стал пытаться «захватить управление». Сопротивление Дэла неуклонно слабеет и ему нужно во что бы то ни стало найти способ избавиться от демона...

Дэрил Грегори — человек в фантастике далеко не новый. Свой первый рассказ он опубликовал еще в 1990 году, и с тех пор из-под его пера вышло около полутора десятков повестей и рассказов. А вот дебют в крупной форме был отложен аж до 2008 года, когда на прилавках книжных магазинов появился роман «Пандемоний». Книга была в целом положительно встречена критиками и даже получила премию «Crawford Award». Но, строго говоря, сравнения с дебютными книгами других известных авторов последних лет Грегори не выдержит. «Пандемоний» наглядно показывает, что если небольшие зарисовки удаются автору довольно хорошо, то вот на что-то более крупное опыта пока не хватает.

С фантазией у Дэрила все в порядке. В романе набралось столько всего, сколько иным авторам и в нескольких книгах не удается уместить. На страницах «Пандемония» светила науки ведут непринужденные беседы с экзорцистами, научные теории переплетаются с дешевыми комиксными историями сороковых годов прошлого века, одержимые люди воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, а секретные организации продолжают вести свою незримую борьбу за выживание человеческой расы. В общем, намешано в одной не самых больших размеров книжке немало, но вот чувство меры автору порой отказывало.

Некоторые моменты выглядят абсолютно лишними — они никаким образом не влияют на развитие событий, напротив, замедляют темп повествования и запутывают и так довольно непростой сюжет еще больше. Грегори будто специально задался целью почаще обманывать ожидания читателей, поэтому регулярно подкидывает ложные следы, неожиданные сюжетные повороты и неоправданные поступки персонажей. Личность главного персонажа, у которого в наличии явные проблемы с собственной крышей, также не способствует зарождению доверия к автору — граница между реальностью и вымыслом пролегает порой настолько нечетко, что не всегда сразу получается отделить правду от вымысла, одержимость от шизофрении, а жизнь от кошмарных снов.

Не идет роману на пользу и то, что Грегори частенько не держит руку на пульсе повествования. Короткие интерлюдии о демонах, перемежающие главную сюжетную линию, выписаны в разы лучше остальной книги — в них есть и динамика, и ритм. Основное же повествование развивается очень медленно, отдельные сцены затянуты, и даже в целом удачные эпизоды оказываются смазаны несколькими неаккуратно расставленными предложениями.

Наконец, еще одной неудачей автора стали персонажи. Главный герой, несмотря на то, что в нем порой угадывается сам Грегори, практически до самого конца книги не вызывает ни сочувствия, ни симпатии. Другие действующие лица выписаны вскользь, порой они совершают настолько немотивированные поступки, что поверить в их реальность не представляется возможным. И опять же на контрасте участники небольших вставок смотрятся ярко и эффектно.

Впрочем, не стоит думать, что с «Пандемонием» все настолько плохо. У романа есть как минимум три достоинства. Во-первых, это уже несколько раз упоминавшиеся в тексте рецензии интерлюдии. В этих коротеньких зарисовках Грегори показывает различные эпизоды из богатой истории поступков демонов. И, честно говоря, наблюдать за подвигами Капитана, Джонни Дымовой Трубы, Правдолюба, Художника, Ангелочка и других проходимцев куда интереснее, чем следить за очередной попыткой главного героя приковать себя на ночь и помешать демону в его попытках захватить тело.

Во-вторых, Грегори удалось очень органично вписать демонов в привычный нам окружающий мир, который во многом, но не во всем, похож на наш. Помимо того, что в мире Грегори одержимость — обыденное явление, демоны регулярно влияли на ход истории, направляя ее в несколько другом управлении. Так, например, Никсон стал президентом немного раньше, Эйзенхауэр не дожил до конца своего президентского срока, а Филип Дик, наоборот, благополучно дотянул до наших дней (правда, это не совсем Фил, а вселившийся в его тело демон по имени ВАЛИС, но фанатам же все равно), а вот вина О. Джей Симпсона в смерти его жены и ее любовника была полностью доказана, причем весьма оригинальным способом. Повлияли демоны и на развитие науки, религии и массовой культуры — некоторые церкви официально проповедуют экзорцизм, ученые со всего мира слетаются на конференции, посвященные проблемам одержимости, а Капитан, Король пиратов и другие демоны прочно вытеснили всех остальных героев из детских игр и фанатских движений.

И, наконец, в-третьих, Грегори предлагает сразу несколько оригинальных объяснений одержимости. Самым интересным, разумеется, представляется изображение демонов как архетипов, коллективного бессознательного, отображенного в трудах Зигмунда Фрейда и Карла Юнга. Последний в книге упоминается настолько часто, что «Пандемоний» вполне можно воспринимать как бесплатную рекламу идей юнгианства.

Ну а на закуску для всех поклонников жанра и фанатов Филипа Дика в частности Грегори процитировал отрывок из эссе Дика «Мое определение НФ», причем слова он вложил в уста... правильно, самого Дика, точнее, ВАЛИСа.

Цитата: «Невозможно отделить научную фантастику от жанра фэнтези, – вещал тем временем ВАЛИС, – и я сейчас объясню, почему. Возьмем, к примеру, псионику или мутантов типа тех, которые описываются в книжке «Больше чем люди». Если читатель не исключает, что такие мутанты действительно могли бы существовать, значит, роман Старджона он воспримет как научную фантастику. Если же он полагает, что мутанты – существа из той же оперы, что чародеи и драконы, и поэтому их никак не может быть, значит, он читает роман в жанре фэнтези. На мой взгляд, в таких романах описываются невозможные вещи. В отличие он фэнтези научная фантастика чаще имеет дело с тем, что могло бы быть при известных обстоятельствах. А как вы понимаете, это вещь в высшей мере субъективная, потому что объективно утверждать, что возможно при известных обстоятельствах, а что нет, нельзя, и это решает для себя в каждом конкретном случае сам читатель».

Напоследок хочется сказать пару слов о русском издании. Живи автор аннотации в мире Грегори, ему явно не удалось бы отвертеться от визита Правдолюба — к тексту книги аннотация не имеет никакого отношения. Абсолютно. Единственный медийный персонаж современности, встречающийся в тексте — это незабвенный Капитан, но ведь как раз имя первого мстителя в аннотации и не указано, верно? Перевод тоже получился весьма посредственным. В тексте много опечаток, неточностей, а фраза «Кейт Ричардс из «Rolling Stowns» вполне может послужить уже источником личной вендетты со стороны фанатов знаменитой группы.

Резюме: У Дэрила Грегори есть все задатки для того, чтобы вырасти в сильного писателя, но они именно что присутствуют. «Пандемоний» никак нельзя рекомендовать ни для обязательного чтения, ни  вообще для чтения. Плеваться от романа вы конечно не будете, но и диких восторгов он не вызовет. Плюсы приблизительно уравновешивают минусы, а концовка в принципе вообще удалась, но вот стоит ли она того, чтобы продираться через две сотни страниц? Сложный вопрос.

_________________________________________________

Автор рецензии выражает благодарность издательству АСТ и лично PR-менеджеру по интернет-проектам Миловановой Анне за предоставленный текст.





405
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение16 апреля 2011 г. 00:14
Ты так хорошо написал, что я пока подожду с этой книжкой :-))).
Хотя как-нибудь потом, когда появится больше времени, наверное рискну — понравились отсылы к наличествующим интересностям.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2011 г. 00:19

цитата Croaker

Ты так хорошо написал, что я пока подожду с этой книжкой


:-)))

Знаешь, по большему счету та же фигня, что с Among Thieves. Много всякой-всячины, а вместе получается винигрет. А вот цельного романа не получается.
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2011 г. 00:26
Ну в «Среди воров» всё ж цельность есть, просто в рамках этой цельности некоторые вещи смотрят не в ту сторону, куда их автор хотел повернуть — они с читателем диссонируют, а текст смотрится монолитным таким.
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2011 г. 00:31
Ну поэтому я и буду в ближайшее время читать «Воров», а ты «Демонов» — нет :-)))

А вообще есть у меня подозрение, что часть претензий к тому, что текст путаный, стоит на переводчика перевести, но уверенности нет.


Ссылка на сообщение16 апреля 2011 г. 00:18
Вот и славно, трам-пам-пам.
Поддержу предыдущего оратора.
Книга куплена, жизнь короткая, выдастся пустая минутка, будет под рукой книга — отдам ей должное.
Переложил в уме из «маст рид», в «фа фа эвей».
Спасибо за мнение.
Подтвердили информацию из еще пары источников.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2011 г. 00:21

цитата Buhrun

Книга куплена, жизнь короткая, выдастся пустая минутка, будет под рукой книга — отдам ей должное.
Переложил в уме из «маст рид», в «фа фа эвей».


Ну и пральна :-)

цитата Buhrun

Спасибо за мнение.
Подтвердили информацию из еще пары источников.


:beer:


Ссылка на сообщение16 апреля 2011 г. 10:20
Книжку-то купил, но вот пока даже и читать желания особого нет. Отзывы уж больно удручают.

Спасибо за рецензию.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2011 г. 11:24

цитата Джереми Л. Смит

Спасибо за рецензию.


:beer:


Ссылка на сообщение16 апреля 2011 г. 10:23
Мне тоже Анна прислала текст по моей просьбе,но я просто решил не оказывать «медвежью услугу».Прочел прцентов пятнадцать и как-то стало неохото себя мучить дальше.
Роман так себе,перевод средний.
И спасибо что сделали за меня мою работу.:beer: :-)
Ждем книгу Стросса и надеемся на возрождение некогда лучшей серии НФ.
Думаю никто не станет возражать что пальму первенства перехватила ЭКСМО сами знаете с чем.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2011 г. 11:23

цитата alexsei111

Мне тоже Анна прислала текст по моей просьбе,но я просто решил не оказывать «медвежью услугу»


Мне уже тоже перед Анной неудобно, какие-то все неудачные книги выбираю =

цитата alexsei111

Ждем книгу Стросса и надеемся на возрождение некогда лучшей серии НФ.


Угу, все надежды на Стросса :beer:


Ссылка на сообщение16 апреля 2011 г. 15:44
Спасибо за рецензию. Несмотря на критику, книгой неожиданно заинтересовался, попробую прочесть 8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2011 г. 15:45
Потом будет интересно узнать Ваше мнение :-)
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2011 г. 15:51
Если не забуду, у меня тут еще куча всего нечитанного в очереди лежит — Суэнвик, Мьевилл, Ффорде, Батчер, Бэнкс, да и Кук новый выйти должен вот-вот :-)


⇑ Наверх