Интервью Сергея Лукьяненко


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Мартин» > Интервью Сергея Лукьяненко новосибирской газете
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Интервью Сергея Лукьяненко новосибирской газете

Статья написана 9 октября 2008 г. 11:55

цитата

Сергей Лукьяненко: «Начинаю писать, не зная сюжета»

Интервью с известным российским фантастом о третьей экранизации «Дозоров», деньгах и рекламе в книгах

В составе «Литературного экспресса», поезда с современными писателями и поэтами, Новосибирск посетил фантаст Сергей Лукьяненко, по книгам которого были сняты популярные фильмы «Дневной дозор» и «Ночной дозор». Автограф-сессии и встречи с читателями проходили сразу в двух книжных магазинах — «Плинии Старшем» и «Лас-Книгасе». Но поток желающих получить автограф был настолько большим, что писатель не успевал расписаться всем за полчаса. О том, над чем работает Сергей Лукьяненко и какие книги готовятся к экранизации, узнавала корреспондент НГС.РЕЛАКС.

Раньше фантастика выполняла социальные функции, когда автор в завуалированной форме мог высказать свое мнение о социальном устройстве. Сейчас фантастика зачастую выполняет развлекательные функции. Как вы видите роль фантастики в современной литературе?

Раньше социальной фантастики было больше, но и сейчас она никуда не исчезла. Возможно, она не продается большими тиражами, но найти такие книги можно. На их страницах авторы критикуют как реальные, так и выдуманные политические системы. В Германии у меня однажды спросили, не подвергаюсь ли я политическим гонениям за свои свободолюбивые книги — они приняли «Танцы на снегу» за диссидентскую книгу.

Как рождаются ваши миры — от общего к мелочам? Планируете ли вы продолжать какие-то из уже написанных книг?

Мои миры рождаются из мелочей. Я начинаю писать, не зная сюжета и деталей, имея только общую мысль и направление: беру деталь и раскручиваю, она начинает обрастать, так и рождается мир. Я часто не укладываюсь в один том, поэтому у меня достаточно много дилогий. Писать одну толстую книжку мне становится лень, хочется сделать перерыв. В «Дозорах» есть основа для продолжения, и я хочу написать пятую, финальную книгу. Возможно, будет продолжение и в «Линии грез» и «Императоре иллюзий».

Была информация, что начинает сниматься фильм по книге «Рыцари сорока островов». На какой стадии находятся съемки и будут ли еще какие-то экранизации?

В какой-то момент у меня были куплены права на экранизацию практически всех книг, но на определенный срок, поскольку я четко понимал, что большинство кинокомпаний просто тянутся за Первым каналом и не имеют представления, что с этими правами потом делать. Пять лет назад одна киноферма захотела снять фильм по «Спектру», я им ответил, что это будет слишком сложно и дорого технически, и посоветовал «Осенние визиты». В итоге они взяли оба произведения, но за пять лет так ничего и не сняли, а сейчас права ко мне вернулись.

Один украинский бизнесмен захотел увидеть фильм по своей любимой книге и купил у меня права, поэтому сейчас планируется съемка фильма по роману «Рыцари сорока островов», Марина и Сергей Дяченко написали близкий к книге сценарий. Первый канал собирается снимать «Лабиринт отражений». Проект достаточно давний, «Лабиринт» планировали делать практически одновременно с «Ночным дозором», была сформирована команда во главе с режиссером Михаилом Хлебородовым и с Гошей Куценко в главной роли. По задумке в фильме должна была играть музыка группы Kraftwerk, а в некоторых эпизодических ролях сниматься западные актеры первой величины. Но в последний момент проект не стартовал, потому что продюсерам не понравился итоговый вариант сценария. В результате Михаил снял «Параграф 78», но сейчас работа над этим проектом возобновилась. Кроме того, я работаю над сценарием к трехмерному мультипликационному фильму «Мальчик и тьма».

А что касается экранизации «Сумеречного дозора»?

Там сложная ситуация: согласно договору со студией 20th Century Fox два фильма должны были делать в России, а третий — совместно с американцами, где я был бы сценаристом, а Тимур Бекмамбетов режиссером. Но пока это тянется и может продлиться сколь угодно долго, американцы большие мастера по составлению хитрых юридических контрактов.

Над чем вы сейчас работаете? Есть ли желание написать что-то серьезное, возможно не для широкой аудитории, вроде «Спектра» или «Осенних визитов»?

Я пишу роман «Недотепа», две части я выкладывал в «Живом журнале» и до конца года сдам в издательство полностью. Это история молодого паренька, который живет в сказочном средневековом королевстве: его предательски лишают трона, и он становится учеником волшебника. Чтобы написать вещи в духе «Спектра», требуется время. Книги такого рода пишутся примерно с интервалом в лет пять.

Как вы придумываете характеры для своих персонажей?

Для главных героев обычно берутся собственные черты в небольших количествах, на основе которых выращивается новый человек. Это то, каким я мог бы быть в других обстоятельствах и в другом мире. Другие персонажи или списаны с реальных прототипов, или заимствуют только часть характеров знакомых.

Фильмы по «Дозорам» наверняка способствовали продажам ваших книг — насколько они выросли? И сколько вам нужно писать в год, чтобы поддерживать свое благосостояние на прежнем уровне?

До выхода фильмов у меня выпускалось около полумиллиона книг в год, после экранизации эта цифра выросла в пять раз — до двух с половиной миллионов, затем стала полтора и стабилизировалась на миллионе. Честно говоря, у меня нет острой необходимости постоянно что-то писать. Мои книги переводятся и продаются за рубежом, где стоят намного дороже — около 10–20 евро. Поэтому я прекрасно могу жить на гонорары зарубежных изданий и переизданий в России. Просто мне нравится писать, потому что это интересное занятие.

Что вы думаете о рекламе в книгах и как относитесь к тому, что вашу книгу «Конкурент» называют рекламой игрушки «Старквейк»?

Один из видов проникновения бизнеса в книжное дело — так называемый продакт-плейсмент, или упоминание реально существующих брендов на страницах произведений. Когда у меня спрашивали, почему мой герой пьет такую марку кофе, и хитро улыбались, я раздражался, потому что должен же герой что-то пить и ездить на какой-то неабстрактной машине. Хотя никто мне за это не платил, ситуация меня злила. Поэтому, когда мне предложили написать книгу, которая будет рекламировать реально существующую игру, я согласился и не стесняюсь, что это проект подобного рода.

Как вы относитесь к нематериальным книгам — электронным и аудиокнигам?

Когда это продажа и автор получает отчисления, хорошо отношусь. Мне больше нравятся бумажные книги, но кто-то их не читает. На этот счет я встречал разные мотивировки — денег жалко, берегу деревья и экологию, негде хранить книги, так как все полки заполнены. Авторы обычно люди небогатые, они долго и трудно пишут книги, поэтому пиратство — воровство их законных денег. Думаю, что когда-нибудь в книжных магазинах будут стоять автоматы по продаже электронных книг, позволяющие скачать себе на КПК все что душе угодно.

Елена Сафронова

Источник.





89
просмотры





  Комментарии
нет комментариев




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх