В начале 90-х в связи с началом приватизации, выпуском ваучеров и переходом к рыночной экономике выпустили серию обучающих комиксов «Идём к рынку». Валяется у меня книжка из этой серии под названием «Зачем нам инвестиционные фонды». Рассказывается в ней, понятное дело, о том, как хорошо мы заживём, если грамотно распорядимся ваучерами. Но социально-политических аспектов я сейчас касаться не хочу, а хочу обратить внимание читателей на пример безграмотности, возмутивший меня ещё при первом знакомстве с этой брошюрой. А она 1993 или -94 года выпуска (обложка с выходными данными потерялась).
страничка из комикса |
Обратите внимание на флаг над куполом Сената. К 93 году уже можно было бы знать расположение цветов флага своего государства и не путать его с флагом Нидерландов.
Хотя, возможно, это был тонкий протест художника-коммуниста. «Пасхалка» своеобразная.
«Пасхалок» в изобразительном искусстве, филателии и книжных иллюстрациях известно немало. Вот в качестве примера (небольшой оффтоп) случай с иллюстрацией из серьёзной книги «История гражданской войны. Том 1-й» (1935 г. издания. Редактор М. Горький. В редколлегии — И. Сталин), описанный в книге А. А. Щелокова «Увлекательная филателия», «ЭКСМО», 2006.
На первый взгляд в рисунке нет ничего крамольного, но приглядевшись можно заметить, что папаха солдата напоминает жабью морду, а главное — колья с колючей проволокой расставлены так, что подозрительно напоминают верхние половины трёх букв русского алфавита. Взрыв над последней буквой символизирует дужку, превращающую эту букву в «и краткое». То же слово можно углядеть слева внизу на колючей проволоке.
С этим рисунком вышли два первых издания «Истории», но уже через несколько лет в очередном издании рисунок был опубликован в изменённом виде.
Но вернёмся к комиксам. Французский комикс «Наполеон» (Марчелло, Буззелли и Манара 1983 года) рассказывает о жизни этого исторического деятеля. Чтобы изобразить русских казаков в Париже, захваченном коалиционными войсками, художник не придумал ничего лучше, как использовать известную картину Репина. Рисунок из венгерского издания комикса 1989 г.
Моя любимая французская «История рок-музыки в комиксах» Дютфуа, Садлера и Фаррана 80-х гг. , конечно, хороша. Но почему серп и молот везде нарисован в зеркальном изображении? Ведь подразумевается именно Советский Союз. Вот Никита Сергеевич Хрущёв с серпами и молотами и неправильным советским флагом.
Рисунки опять-таки из венгерского издания комиксов 1988 года.
© Вертер де Гёте