Люмьеры четыре шага от


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Barros» > Люмьеры: четыре шага от реального к невозможному
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Люмьеры: четыре шага от реального к невозможному

Статья написана 19 августа 2011 г. 14:27
Размещена в рубрике «КИНОрецензии» и в авторской колонке Barros

«Нулевой» год в истории кинематографа — это цепочка стремительных открытий, которые для начала создали совершенно новый способ восприятия реальности, а затем преобразовали его в способ делать реальность фантастической.


Делегаты прибывают на Лионский фотоконгресс
Люмьеры начинают с хроникальной документалистики. Запечатление на плёнку происходящих непосредственно перед камерой событий было фундаментальной задачей, которую решало их изобретение. Для этого оператор должен был находиться на месте события, то есть, заранее знать, когда и где событие произойдёт. Подход был с блеском продемонстрирован 12 июня 1895 года на проходившем в Лионе фотоконгрессе: Люмьеры показали на его закрытии снятый днём ранее фильм, известный сейчас как «Прибытие делегатов на фотоконгресс в Лионе». Делегаты прибыли на пароходике и по очереди сходили на пристань. Поскольку место действия было известно заранее и довольно чётко определено, Луи Люмьеру достаточно было вовремя начать крутить ручку предварительно установленной и направленной в нужную сторону камеры. Таким образом, братья эффектно представили фотографической общественности следующий этап эволюции светописи — показав на экране эту же общественность. Общественность, несомненно, была впечатлена.


Рабочие выходят с фабрики Люмьеров. Дубль номер?..
Понятно, что эта съёмка не была экспромтом, Люмьеры отрабатывали своё изобретение и до неё — и даже демонстрировали результат своей работы специалистам. Ещё 22 марта 1895 года они показали на конференции, посвящённой развитию французской фотопромышленности, снятый несколькими днями ранее (19 марта) фильм «Выход рабочих с фабрики». Этапной для кинематографа эту съёмку делает одно неочевидное обстоятельство: в отличие от «Прибытия делегатов», «Выход рабочих» был фильмом постановочным. Сохранились как минимум три «дубля», которые заметно отличаются друг от друга не только попавшими в кадр участниками, но и освещённостью места действия, углом, под которым падают тени от деревьев и т.д. Легко предположить что, Люмьеры для этой съёмки событие не столько «предвидели», сколько организовали.


Приготовьтесь: сейчас польётся вода и родится сюжетный кинематограф
Следующим логичным шагом было запечатление на плёнке события возможного, но придуманного. Люмьеры оставили истории великолепный образец этого подхода в виде знаменитого «Политого поливальщика». Точная дата этой съёмки достоверно неизвестна (неточная — лето 1895 года), зато известно место съёмки и «актёрский состав» — незадачливого поливальщика изобразил садовник поместья Люмьеров Франсуа Клер, а малолетнего хулигана — сын одного из их слуг Бенуа Дюваль. Луи Люмьер объяснил им, что они должны изобразить, и они с поставленной задачей блистательно справились, попутно став невольными родоначальниками реалистического сюжетного кино — а заодно и родоначальниками кинокомедии.

Но и на этом Люмьеры не остановились. А что если запечатлеть на плёнку событие придуманное и невозможное? Вполне: можно, например, изобрести машину, которой на самом деле нет. Так появился «Механический мясник». Снимался он, вероятнее всего, как шутка — во французском названии «Колбасного перемалывателя по-марсельски» есть скрытая игра слов, craque может означать не только «перемалыватель», но и «враньё». Но метфаора получилась неожиданно серьёзной: машина, в которую загружают живую свинью, а на выходе получают еду и субпродукты, выглядит для сегодяшнего зрителя чуть ли не предупреждением об опасностях, которые может нести технический прогресс.

Понятно, что для Люмьеров, энтузиастов этого самого технического прогресса, тёртых прагматиков и состоятельних буржуа, такая идея была, мягко говоря, не органична, и ничего подобного они в эту машину не закладывали. Они невольно сделали больше: они создали метод воплощения на экране абстрактной метафоры. Для того, чтобы создать первый фантастический фильм, им не понадобились даже простейшие спецэффекты.

Между тем, до судьбоносного публичного сеанса в парижском «Гран-кафе» оставалось ещё целых полгода.

Механический мясник

La charcuterie mécanique

короткометражка, фантастика, комедия

короткометражный, 1895, Франция, 1 мин.

режиссёр: Луи Люмьер

В фильме показана вымышленная машина, которая представляет собой ящик из двух частей, к задней стенке которого приделано вращаемое вручную колесо, а на передней помещена надпись «Механический колбасный перемалыватель по-марсельски». В левую часть машины загружают живую свинью, а из правой тут же достают готовые сосиски, свиные копытца, окорока, упакованные мясные деликатесы и даже детские игрушки.



Трейлер:


Рейтинг фильма:

Один из наиболее вероятных кандидатов на титул "первого в истории фантастического фильма".





131
просмотры





  Комментарии
Vladimir Puziy 


Ссылка на сообщение19 августа 2011 г. 15:17 цитировать
Спасибо, прочёл с удовольствием!

А говорил, что времени на всё не хватает, на бактун ссылался!.. ;-)
свернуть ветку
 
Barros 


Ссылка на сообщение19 августа 2011 г. 15:23 цитировать
А кому сейчас легко? :-)))
abstract 


Ссылка на сообщение19 августа 2011 г. 17:14 цитировать
Да, правда, интересно. Спасибо!
TOD 


Ссылка на сообщение19 августа 2011 г. 18:37 цитировать
Прочитал с интересом
SnowBall 


Ссылка на сообщение19 августа 2011 г. 19:29 цитировать
Спасибо за интересную статью!
dobriy_doktor 


Ссылка на сообщение19 августа 2011 г. 22:21 цитировать
Отличная статья. Спасибо, что нашли время на ее написание.




Внимание!Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.