Праксиноскопист


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Barros» > Праксиноскопист
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Праксиноскопист

Статья написана 25 августа 2011 г. 16:09
Размещена в авторской колонке Barros


Эмиль Рейно (1844-1918)

Праксиноскоп
Кинематограф изобретали до Люмьеров десятки раз. Эдисон злобно и упорно боролся с братьями-французами за первенство (и доходы), предъявляя судам зарегистрированные задолго до 1895 года патенты на кинетоскоп и другие устройства; в конце концов, ему даже удалось получить в США формальную монополию на киноиндустрию (созданный им траст продержался на плаву до 1917 года).

Однако если Эдисон мог предъявить в качестве патентного образца аппарат, предназначенный для индивидуального просмотра движущихся изображений (фильмы в кинетоскопе нужно было смотреть через окуляр), то француз Шарль-Эмиль Рейно имел все основания претендовать на приоритет в области изобретения экранной проекции. Первую такую систему он создал на 20 лет раньше Люмьеров, в 1876 году, соединив зоотроп с «волшебным фонарём» и системой зеркал. Затем он заменил барабан зоотропа на бумажную ленту с последовательностью картинок, изображающих фазы движения, и получил возможность показывать публике довольно продолжительные сюжеты на приличных размеров экране.

Изобретенный аппарат Рейно назвал «праксиноскопом». Он любовно и сосредоточенно совершенствовал его, используя прототипы в своих публичных лекциях, и только через 15 лет счёл своё детище достойным публичной демонстрации во всей его красе. 28 октября 1892 года он показал изумлённым посетителям в парижском музее восковых фигур Гревен несколько «лент», среди которых были короткие циклические скетчи на несколько секунд и сюжетные зарисовки продолжительностью в несколько минут — в том числе «Клоун и его собачки», «Кружка пива» и чудом сохранившийся до наших дней «Бедный Пьеро».


Праксиноскопический сеанс Рейно

Демонстрационные ленты Рейно рисовал собственноручно (к некоторым он даже сам писал музыкальное сопровождение). Действие его сюжетных мультфильмов разворачивалось в одной статичной декорации; вместо того, чтобы повторять её на каждом «кадре», Рейно придумал систему синхронной проекции на экран с двух праксиноскопов — один отдавал фон, на котором происходило действие, а второй — движущиеся фигурки персонажей. Из-за наложения изображений фон «просвечивал» сквозь фигуры, но это была не слишком большая плата за сэкономленное время.


Афиша «Оптического театра»
Представления «Оптического театра» Рейно в музее Гревен пользовались грандиозным успехом даже через несколько лет после того, как Люмьеры выкатили на рынок свою съёмочно-проекционную систему. «Праксиноскопические» сеансы шли в течение восьми лет; по примерным подсчётам, их посетило около двух миллионов зрителей. Во время одной только Всемирной выставки 1900 года аудитория «Оптического театра» составила 600 тысяч человек.

К сожалению, этот успех практически невозможно было тиражировать. Праксиноскоп требовал довольно тщательной ручной настройки, а перерисовка и раскраска лент были чрезвычайно трудоёмким делом. Создание новых фильмов тоже никак нельзя было поставить на поток — главное своё произведение, комедийный жанровый мультфильм «Вокруг кабинки», Рейно рисовал несколько лет. В то же время кинематограф Люмьеров был довольно прост для использования и операторами, и демонстраторами, а новые ленты для него появлялись десятками, раз за разом возвращая публику в кинотеатры новизной зрелища. Бумага Рейно не могла конкурировать с целлулоидом Люмьеров, созданный в эпоху парового двигателя праксиноскоп был не в состоянии не выдержать соперничества с аппаратурой электрической эры.

В начале XX века интерес к праксиноскопическим сеансам в музее Гревен быстро пошёл на спад и вскоре Рейно остался практически без средств к существованию. В 1910 году, впав в отчаяние, забытый всеми 65-летний изобретатель швырнул с набережной в Сену детали аппарата и большую часть созданных им лент.

Эмиль Рейно скончался в начале 1918 года. Последний год жизни он провёл в доме престарелых.

Эпоха «парового кинематографа» ушла вместе с ним.

«Бедный Пьеро»
анимационный, 1892, Франция
мультфильм, короткометражка, мелодрама, комедия
режиссёр: Эмиль Рейно, сценарий: Эмиль Рейно
в ролях:

Нарисованный на бумажной ленте мультфильм для демонстрации с помощь изобретенного Эмилем Рейно праксиноскопа.






85
просмотры





  Комментарии
Pickman 


Ссылка на сообщение25 августа 2011 г. 16:45 цитировать

цитата Barros

Эмиль Рейно скончался в начале 1918 года. Последний год жизни он провёл в доме престарелых.
Типичная, увы, судьба для новаторов той эпохи... Жорж Мельес, Эмиль Коль...
свернуть ветку
 
Barros 


Ссылка на сообщение25 августа 2011 г. 16:53 цитировать
Совпадение с Мельесом, конечно, удивительное. Но Мельес хоть дожил до Ордена Почётного Легиона и государственного пенсиона за заслуги, а Рейно уже старенький был...
Vladimir Puziy 


Ссылка на сообщение25 августа 2011 г. 19:28 цитировать

цитата Barros

Из-за наложения изображений фон «просвечивал» сквозь фигуры


И выглядит это так, будто лунной ночью призраки раз за разом разыгрывают одну и ту же сценку...

Спасибо за пост! :beer:
свернуть ветку
 
Barros 


Ссылка на сообщение25 августа 2011 г. 19:38 цитировать
Не за что :beer:
С.Соболев 


Ссылка на сообщение26 августа 2011 г. 10:56 цитировать
Без ошибок нет движения техники. Познавательно.




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.