Книга на все времена Выпуск


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Наш выбор!» > Книга на все времена. Выпуск #5. Отечественная фантастика.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Книга на все времена. Выпуск #5. Отечественная фантастика.

Статья написана 18 сентября 2011 г. 20:34
Размещена:

  


Отзывы экспертов:

fox_mulder:
К написанию этого отзыва я подступался уже 5 раз , и каждый из них заканчивался одинаково: вместо того, чтобы расписывать свои эмоции от стократного прочтения этой повести или очередной попытки продемонстрировать кому-то широту ума, вскрыв весь ее потаенный смысл, я просто смотрел в прямоугольник этого белого поля, не в силах выдавить из себя ни единого слова... Наверное, для того, чтобы адекватно  оценить многогранность этого творения, нужно обладать хотя бы частичкой таланта, присущего его создателям, что автоматически обрекает автора отзыва о нем на практически танталовы муки.
Это одна из тех книг, которые полностью перевернули мое личное представление о смысловом наполнении не только фантастики, но и литературы вообще. Часто бывает так: берешь в руки книгу модного автора, получившую целую охапку премий, и вроде все при ней — и литературный язык, и сюжет, и герои, и попытки реализовать какую-никакую, а  идею.... Но в то же время что-то настораживает и мешает присоединиться к напечатанным на обложке восторженным отзывам. И лишь потом буквально просыпаешься посреди очередного сна сознания, а глаза автоматически находят на самой заветной книжной полке знакомый зеленоватый том... Тогда то ты и понимаешь: это ведь просто не «Пикник».
«Пикник на обочине» по своему объему — произведение небольшое, оно занимает всего 178 страниц. Но ответить на вопрос о том, что на самом деле сокрыто на этих 178 страницах, почти невозможно. Вариантов ответа — великое множество, и каждый из них соответствует особому смысловому уровню повести. Можно сузить их до пророческой истории про Зону, на 15 лет опередившую подлинную трагедию Чернобыльской АЭС, и это будет отчасти правильно. Можно трактовать, как историю неудавшегося космического контакта; пессимистическое эссе о возможном закате человеческой цивилизации, удел которой, в перспективе — лишь собирать объедки, оставшиеся с чужого пикника на обочине Вселенной, которая так трагически совпадает с их собственным домом.... Есть здесь и почти по-лемовски холодная констатация невозможности оценить и понять Вселенский Разум, человеческие попытки с применением непонятных артефактов которого, напоминают детскую игру в песочнице с использованием вместо совочка заряженного автомата со снятым предохранителем....
Но вместе со всем этим, повесть Стругацких — одна из самых пронзительных в мировой литературе историй об одиночестве человека сразу на всех уровнях мироздания: во Вселенной, в  обществе, в семье и даже,  казалось бы, в  родной, но такой непостижимой собственной же душе.... Отчаяние, полная пустота внутреннего мира человека, которая подобно озарению, выливается в этот последний страждущий вопль, дарующий счастье всем тем, кто населяет этот мрачный и жестокий мир.... Конечный покой и поздно пришедшее осознание того, что и это стремление не дать никому уйти обиженным, как и все лучшее на этом свете, было омыто чужой человеческой кровью... И даже прекрасно понимая, что от окружающих за всю жизнь не получал ничего, кроме безразличия, смешанного с презрением, все же именно им посвятить свой последний, жертвенный вздох.
Может быть, этот мир действительно заслуживает того, чтобы ему дали еще один шанс? Может быть, мы действительно заслуживаем того, чтобы счастливо прожить дарованную нам  жизнь?
оценка 10

kkk72:
Пожалуй, из всех шедевров братьев Стругацких — самое сильное произведение. Удивительная история о Зоне, оказавшаяся пророческой. Сильнейшее описание судьбы Рэдрика Шухарта — очень жесткое и чрезвычайно правдивое. Блестяще описанные персонажи, и главные герои и совсем эпизодические,  которых представляешь себе как живых. Очень жестко и жизненно описаны все те, кто паразитирует на сталкерах. Описания событий в Зоне выполнены так, что словно ползешь по ней сам вместе с главным героем, обходя ловушки и прячась от пуль. Сама Зона для сталкеров — своеобразный наркотик, который калечит их тела и души, но без которого их существование становится невозможным и бессмысленным. Шаг за шагом главный герой опускается все ниже, до тех пор, пока ради спасения своей семьи не оказывается способен на подлость и убийство. И у него остается одна, самая последняя надежда на чудо, чудо для всех.
оценка 10

Вертер де Гёте:
Как ни удивительно, но это произведение (возможно, самое известное из всех произведений русской фантастики) я впервые  прочитал только полгода назад. Но лучше поздно, чем никогда. А может,оно даже и лучше, что познакомился с повестью я приблизившись по возрасту к главному герои книги. А книга, без сомнений, выдающаяся; экранизация Тарковского в какой-то степени более знаменита, чем повесть, но это совершенно разные произведения, разные и в образе главного героя и в сюжете и во внутренней философии. Так что: о «Сталкере» больше ни слова. Что же касается повести, то удивляет, как она вообще появилась в Советском Союзе  в начале 70-х, здесь всё настолько необычно, нехарактерно для советской фантастики того времени: мрачная и безысходная атмосфера, без морализаторства и дифирамбов; необычны описания Зоны, наконец, почти кощунственная для героизированной  советской литературы мысль о ничтожности человечества в масштабах Вселенной. «Пикник» — просто симфония человеческих чувств, переживаний, мыслей; высшая философия, которая рождается не в абстрактных фантазиях философа, а в душе человека, прошедшего через боль, унижение, предательство, гибель и страдания близких. Редкая по глубине и силе воздействия книга.
оценка 10

______________________________________________________ _________________________________________

Мнения экспертов:


armitura:
В «Пикнике» же меня больше всего поразила вот какая тема... Ведь по сути все люди, попадающиеся там — мягко говоря с изьяном. И все равно Стругацкие их любят и желают им счастья — несмотря ни на что. Никто не должен уйти обделенным. Вот эта самая любовь к миру и любовь к людям всегда меня поражала в их творчестве. Так любить людей — это же какое большое сердце надо иметь и как хотеть им поделиться, хотеть, чтобы все увидели и приняли...
оценка 9

A.Ram:
Главный критерий качества любой книги — сопереживание. Желание читателя встать рядом с героем, подставить плечо или предупредить о засаде. «Пикник» — вершина эволюции по данному критерию. Ее герой не нуждается в подпорках, Рыжий как тот кот, гуляет в одиночестве. Но при всем том возникает удивительное чувство: ты, читатель, даже не стоишь рядом с героем, ты и есть герой. Полнейшее слияние твоих эмоций с переживаниями выдуманного персонажа. Это ли не высшее достижение любого творчества?
оценка 10


______________________________________________________ _________________________________________

Критическое мнение:


alekskov:
После прочтения этой книги требуется немало времени, чтобы вытащить своё сознание из той депрессивной трясины, в которую его окунули авторы. Серая угнетающая действительность, и я не вижу даже намёка на изменение в лучшую сторону.
Первый раз я читал этот роман много лет назад, в далёком детстве, и тогда впечатления были совсем другие. Всё безумно понравилось: и идея появления аномальных зон после посещения Земли пришельцами, и предположение о пикнике, устроенном этими существами, и путешествия по «зоне», и необычные ловушки, поджидающие сталкеров... Но, наверное, это свойственно только детству, когда читаешь книгу и видишь только то, что нравится, а остальное проглатывается, не оставляя никакого следа в мозгу. И сейчас мне заметны в «Пикнике на обочине» только социальные язвы человечества и отсутствие выхода из этой страшной действительности.
оценка 5




850
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение18 сентября 2011 г. 21:41
Отличные нововведения в рубрике. Поздравляю и спасибо!


Ссылка на сообщение18 сентября 2011 г. 21:42
Вот так и надо было начинать — с общеизвестной классики. Дайте несколько книг на выбор, чтобы всегда можно было ответить: «Не нравятся книги Панова — читайте Стругацких». Сейчас, надеюсь, все довольны?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 сентября 2011 г. 16:52

цитата Славич

Сейчас, надеюсь, все довольны?


Не-а.

Вы же видели тему http://fantlab.ru/forum/forum2pag...

Что там изменилось?


Ссылка на сообщение18 сентября 2011 г. 22:42
По-моему, довольно странная рубрика — Лем, Булгаков, Стругацкие... да и произведения еще такие... 8:-0:-))) Следующими авторами будут Уэллс, Замятин, Оруэлл и Хаксли? :-)))
Хотя, я просто из тех, кто не понимает, зачем рекомендовать классику 8-)


Ссылка на сообщение18 сентября 2011 г. 23:12
При клике на обложку переводит на «Солярис» .
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 сентября 2011 г. 08:05
Electric_fire Спасибо. Исправил :beer:


Ссылка на сообщение19 сентября 2011 г. 11:02
Такое точно читать не буду, хоть камнями закидайте
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 сентября 2011 г. 17:16
Интересно, почему?
 


Ссылка на сообщение26 сентября 2011 г. 10:28
Не цепляет, меня обложка, аннотации и отзывы ((
Да и вообще фантастика, написанная нашими соотечественниками во времена СССР, нагоняет на меня тоску((
 


Ссылка на сообщение26 сентября 2011 г. 13:28
Вот просто попробуйте. Я сам так же отношусь к советской фантастике, но эту книгу стоит попробовать.


Ссылка на сообщение19 сентября 2011 г. 11:11

цитата Paf

Хотя, я просто из тех, кто не понимает, зачем рекомендовать классику

Полностью согласен.
Я хочу в рекомендациях видеть что-то новое и малоизвестное.Зачем писать прописные истины?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 сентября 2011 г. 11:14
В рекомендациях Фантлаба есть несколько разделов.
Этот называется «Книга на все времена». И да, здесь рекомендуются шедевры и классика.
Для нового — раздел «Лучшие книги».
Для не нового и малоизвестного, но заслуживающего внимания — раздел «Ретроспектива».
 


Ссылка на сообщение19 сентября 2011 г. 11:17
Понятно.
Мне всё равно кажется этот раздел лишним,но пусть будет.Рубрика никому не помешает(может есть такие люди,которые про Стругацких не слышали).


Ссылка на сообщение19 сентября 2011 г. 13:38
Если когда-нибудь переиздадут советскую классику жанра, не забудьте и её разместить в рубрике «Ретроспектива».
PS: Забыл добавить, что мне было бы стыдно поставить на полку книгу Стругацких с обложкой из-под МТА.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 сентября 2011 г. 16:35

цитата Славич

Забыл добавить, что мне было бы стыдно поставить на полку книгу Стругацких с обложкой из-под МТА.


Поясните, пожалуйста. Что там не так с обложкой?
 


Ссылка на сообщение19 сентября 2011 г. 19:24

цитата Ren_Gen

Поясните, пожалуйста. Что там не так с обложкой?
Прежде всего, скелетик на обложке. Что сразу снижает ценность данного конкретного издания «Пикника». Всё равно, что напечатать на обложке «Преступления и наказания» Раскольникова с окровавленным топором. Формально соответствует содержанию, в реальности же — вызывает неуместные ассоциации с очередным боевиком.
Впрочем, предлагают не покупать конкретное издание, а читать лучший роман Стругацких.
 


Ссылка на сообщение19 сентября 2011 г. 19:26
А, понятно. Perhaps maybe.


Ссылка на сообщение20 сентября 2011 г. 00:43

цитата Славич

Прежде всего, скелетик на обложке. Что сразу снижает ценность данного конкретного издания «Пикника». Всё равно, что напечатать на обложке «Преступления и наказания» Раскольникова с окровавленным топором. Формально соответствует содержанию, в реальности же — вызывает неуместные ассоциации с очередным боевиком.


Да что вы. Обложка почти шедевр
Для завершенного шедевра не хватает блондинки с силиконовыми «такими огромными грудями, коих читатель верно никогда и не видывал» (с)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 сентября 2011 г. 12:19

цитата Иприт

Для завершенного шедевра не хватает блондинки с силиконовыми «такими огромными грудями, коих читатель верно никогда и не видывал» (с)


Это скорее к «За миллиард лет до конца света» :-D

А сюда лучше бы подошла кратинка человека после «мясорубки». И да, какой-то С.Т.А.Л.К.Е.Р. на облоге неубедительней. Хуйдожник мог бы хотя бы вокруг осмотреться — как правильно нарисовать:-)))
 


Ссылка на сообщение21 сентября 2011 г. 13:30

цитата UMAB-C-PEX

А сюда лучше бы подошла кратинка человека после «мясорубки». И да, какой-то С.Т.А.Л.К.Е.Р. на облоге неубедительней. Хуйдожник мог бы хотя бы вокруг осмотреться — как правильно нарисовать
Неужто таким образом читателя С.Т.А.Л.К.Е.Р.а пытаются познакомить с первоисточником?
 


Ссылка на сообщение21 сентября 2011 г. 13:55
хы! они и НЕ ПОДЛОЗРЕВАЮТ что был какой-то «первоисточник».8-)
 


Ссылка на сообщение21 сентября 2011 г. 14:07

цитата UMAB-C-PEX

хы! они и НЕ ПОДЛОЗРЕВАЮТ что был какой-то «первоисточник».
Читатели или издатели? :-)))
 


Ссылка на сообщение21 сентября 2011 г. 14:08

цитата Славич

Читатели или издатели?


вот я уж и боюсь что второе......
 


Ссылка на сообщение21 сентября 2011 г. 22:05
Блин, обложка 1997 года и с тех пор уже стала канонической, как и любая другая с серии Миры Братьев Стругацких. Так уж повелось.


⇑ Наверх