Дэн Симмонс Друд или


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «febeerovez» > Дэн Симмонс "Друд, или человек в черном"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Дэн Симмонс «Друд, или человек в черном»

Статья написана 25 декабря 2011 г. 20:23

Дэн Симмонс уже не раз зарекомендовал себя как профессиональный литературный игрок, который, берясь за сложные и неоднозначные темы, ловко апеллирует реальными фактами, смешивая историю и собственный вымысел. В этот раз участниками Симмоновской фантазии стали люди, сыгравшие огромную роль в развитии литературы – Чарльз Диккенс и Уилки Коллинз, хотя имя второго, как утверждает сам Уилки, нынче менее известно, нежели яркая и монументальная фигура Диккенса.  

В “Друде” нет эпичности “Гипериона” или “Трои”, нет ледяного холода “Террора”, а присутствие мистических сил постоянно находится под вопросом, в отличие от той же “Утехи падали”. История похождений Коллинза и Диккенса по идее является детективом, что не ново для Симмонса – цикл про Джо Курца тому доказательство. Но Дэн не был бы самим собой, если бы дело ограничилось одним лишь расследованием странных убийств.

Сюжет “Друда” строится вокруг отношений Чарльза Диккенса и его друга/соперника Уилки Коллинза, где декорациями выступает огромный и непредсказуемый мир, а актерами – их многочисленные друзья и враги, большая часть из которых является известными историческими личностями. Перед глазами читателя мелькают – Париж, немного Америки, альпийский пейзажи, и, конечно же, Лондон. Столица Британии делится у Симмонса на два мира – мир шика, блеска, театра и темных салонов, и мир “нижний”- полный бродяг, убийц, наркоманов и трупов. Иногда создается впечатление, что это не один и тот же город, а два, просто случайные взявшие одно название. В очередной раз поражает научная и жизненная подкованность Симмонса, который скрупулёзно воссоздает мир прошлых лет.

Формально главный герой в книге один – это Уилки Коллинз, от лица которого и ведется повествование. Но на протяжении всей истории над Коллинзом и читателем нависает другая известная тень – тень человека, чьи произведения в свое время произвели в Англии настоящий фурор. Тень Чарльза Диккенса, к которой Симмонс безусловно питает глубочайшее уважение. Впрочем, уважение к Диккенсу, как к Мастеру и автору, не мешает Дэну детально рассказывать обо всех тех эксцентричных и неправомерных поступках, которые творил в свое время великий сочинитель. Симмонс ни в коем случае не очерняет фигуру Диккенса, но и не строит из него стопроцентного святого, рисуя образ “народного автора” более разнообразными красками.

Несколько сложнее обстоит ситуация с противником Диккенса – Уилки Коллинзом. Хотя Коллинз Симмонса – это тоже весьма разносторонний персонаж, в конце концов, автор расслабляется и опускает планку, представляя его исключительно как отрицательного героя, завистника Диккенса. Проблема заключается в том, что в романе, который написал Симмонс, конкретно положительным и отрицательным героям просто не может быть места. “Друд” – это достаточно сложное и комплексное полотно, характеры которого выходят далеко за рамки черного и белого. А пытаясь представить Коллинза эдаким чопорным эстетом, Симмонс порой откровенно перебарщивает, заставляя того подробно описывать его “скромный” ужин из шести блюд.

К тому же, в последних исповедях Уилки видно четкое вмешательство автора, который доселе представлялся некой призрачной фигурой, обитающей “где-то” там поверх персонажей. До этого момента не было ощущения, что кто-то рассказывает выдуманную историю — эффект погружения был невероятно силен. Создавалось впечатление, что это Уилки Коллинз, а не Симмонс, долго и упорно пытался рассказать читателю тайну загадочного Друда. Но чем больше Коллинз начинает выказывать свое недовольство по поводу Диккенса, тем больше чувствуется фальшь. Я не знаю, как обстояла ситуация в реальной жизни, и какие в действительности были отношения между этими людьми. Но то, что Коллинз произносит о его дружбе/вражде с Диккенсом ближе к финалу – это слишком просто и очевидно для автора уровня Симмонса, поскольку отношения между этими двумя требуют чего-то большего, нежели такого прямого и откровенного объяснения. Две трети романа у меня не возникало сомнений по отношению Симмоновской версии Коллинза, но именно из-за последних страниц эта пирамида веры пошатнулась. Хотя, впрочем, не разрушилась. Если убрать за скобки несколько смазавший впечатление финал, остальная часть книги по-прежнему остается превосходной.

На протяжении всего романа Симмонс ровно и четко проигрывает композицию правды/неправды, играя с читателем, и чаще выигрывает, чем проигрывает. Благодаря лошадиным дозам наркотиков, которые принимает главный герой состояние между реальностью и вымыслом растворяется и уплывает куда-то за опиумные облака, заставляя Коллинза и читателя мучиться вопросами в духе “что есть правда, а что – порождение наркотика”. Дважды книга делает неожиданный сюжетный разворот, меняющий впечатление от происходящего в совершенно иную сторону. Причем Симмонсу удается не только удивить читателя, но и в некоторой степени перестроить атмосферу романа. К примеру, только что сюжет крутился вокруг очередного званого ужина Уилки Коллинза, как вдруг действие резко выбивает палубу безопасности из-под ног героя, в разы увеличивая долю мистики и паранойи.

Очень интересными оказались моменты, относящиеся к финальным страницам книги, когда Коллинз/Симмонс рассуждает о Писателе и Читателе, прямо и откровенно показывая — какие усилия приходится тратить писателю на создания своих работ, и как часто ему приходится сталкиваться с читательской неблагодарностью. С одной стороны это может показаться откровенной жалобой автора к читателю, но вот горечь, с какой говорит Дэн в этот момент, почему-то заставляют усомниться в том, что он лишь хотел выразить нам свое недовольство. Здесь Симмонс напомнил мне точку зрения Стивена Кинга, которую тот высказал в финале “Темной Башни”. В свое время Кинг выражал надежду, что читатель пришел “ради истории ”, а не “ради финала”. Правда Кинг прямо внедрился в роман, и высказался от своего имени, в отличие от Симмонса, который не стал разрушать структуру, и высказал похожие мысли устами Коллинза. Впрочем, он не смог скрыть того факта, что это были слова не персонажа, а его собственные.

“Друд” – это образцово — Симмонское произведение, которым можно охарактеризовать его авторский подход к истории. Смесь из выдумки и реальности, живые и интересные характеры, игра с читателем и доля мистики – все эти компоненты уже не раз мелькали в других работах автора. Да, “Друд” не является лучшим произведением Симмонса, но он все равно остается очень достойным примером среди его работ. Есть вещи лучше, но есть и хуже. Стать шедевром уровня “Гипериона” и “Террора” книге не дала слишком яркая личностная окраска, которую подарил Коллинзу Симмонс, и некоторая громоздкость текста в отдельных местах. В остальном же – “Друд” это прекрасная мистерия, которая увлечет вас в темное и сложное приключение, полное переживаний, мистики и смертельных загадок.





362
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение25 декабря 2011 г. 20:38
Рецензию потом прочитаю. Но ответь мне пожалуйста на пару вопросов. Можно ли читать Друда без знания творчества Диккенса? При этом Симммонса я до этого не читал. И второй вопрос... А ты вообще когда учишься?
P.S. И не будешь ли ты так добр, в конце рецензий все же оценочку проставленную ставить? А то я от природы ленив, поэтому необходимость лазить и смотреть самому меня, признаться, немного удручает :-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 декабря 2011 г. 20:57

цитата iRbos

Можно ли читать Друда без знания творчества Диккенса?

Можно. В этом вообще прикол Симмонса — ты можешь предмета обсуждения не знать, и это будет одно впечатление. А можешь знать — и оно будет чуточку другим.

цитата iRbos

А ты вообще когда учишься?

Ну я давно прочитал, все никак не написать было. Это ж не Вархаммер попкорновый — с легонца не напргынешь.

цитата iRbos

P.S. И не будешь ли ты так добр, в конце рецензий все же оценочку проставленную ставить? А то я от природы ленив, поэтому необходимость лазить и смотреть самому меня, признаться, немного удручает

А шиш вот. Я вообще оценки не очень люблю ставить, по-моему лучше когда по отзыву можно впечатление составить и без оценки. Ну Друду — 8.

А вообще лучше сейчас «Террор» Симмонса возьми — зима как раз, самое то будет. 8-)
 


Ссылка на сообщение25 декабря 2011 г. 21:01

цитата febeerovez

Можно

Ясно.

цитата febeerovez

Ну я давно прочитал, все никак не написать было. Это ж не Вархаммер попкорновый — с легонца не напргынешь.

НУ, писать тоже время нужно. Да и неизвестно еще, на что легче. На четвертую часть чего-то там или на «станд алон» книгу.

цитата febeerovez

А шиш вот.

цитата febeerovez

А вообще лучше сейчас «Террор» Симмонса возьми — зима как раз, самое то будет.

Мазохист вы, батенька... Я его для летней жары приберегу...
 


Ссылка на сообщение25 декабря 2011 г. 21:06

цитата iRbos

НУ, писать тоже время нужно. Да и неизвестно еще, на что легче. На четвертую часть чего-то там или на «станд алон» книгу.

Про четвертую часть «чего-нибудь» обычно много не напишешь. Особенно про Вархаммер. У меня отзыв получается в стиле «Хорошая книга, такая же как первые три. История продолжается. Конец».

цитата iRbos

Мазохист вы, батенька... Я его для летней жары приберегу...

Не, зимой самое то
 


Ссылка на сообщение25 декабря 2011 г. 21:09

цитата febeerovez

Про четвертую часть «чего-нибудь» обычно много не напишешь. Особенно про Вархаммер. У меня отзыв получается в стиле «Хорошая книга, такая же как первые три. История продолжается. Конец».

Вот и я о том же :-D

цитата febeerovez

Не, зимой самое то

 


Ссылка на сообщение25 декабря 2011 г. 21:11
:-)))


Ссылка на сообщение26 декабря 2011 г. 12:55
О как раз эта книга мне приехала из Рид.ру, завтра заберу. Наверное, отложу до лучших времен, сейчас «Террор» заканчиваю читать.
P.S. Спасибо за рецензию)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 декабря 2011 г. 19:25

цитата redber

сейчас «Террор» заканчиваю читать.

Шикарная штука :beer:

цитата redber

P.S. Спасибо за рецензию)

Спасибо, что прочли 8-)


Ссылка на сообщение26 декабря 2011 г. 19:28
Отличная рецензия, прочитал с интересом. :beer: Вспомнил свои впечатления от книги, во всем фактически один в один с вашими. Сейчас как раз дочитываю «Чёрные холмы».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 декабря 2011 г. 19:56

цитата abstract

Отличная рецензия, прочитал с интересом.

спасибо :beer:

цитата abstract

Сейчас как раз дочитываю «Чёрные холмы».

Тоже в процессе идут)


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 00:44
Субъективно, самая сильная его книга.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 00:47

цитата FixedGrin

Субъективно, самая сильная его книга.

Ну это если только субъективно 8-)

Все из Симмонса читали?


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 01:13

цитата febeerovez

Все из Симмонса читали?

Песни Гипериона, Троянский цикл, Террор, Черные холмы, Друд, Песнь Кали и по мелочи.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 декабря 2011 г. 12:31
Ооо, впечатляет :beer:

Какие, кстати, впечатления от «Трои» ?


Ссылка на сообщение28 декабря 2011 г. 16:00

цитата febeerovez

Какие, кстати, впечатления от «Трои» ?

Ох, Симмонс в этот раз явно передержал продукт. Там столько всего намешано, что впечатления как от пекинской утки под соусом бешамель, куда зачем-то кинули сыра фроми в последней стадии созревания и увенчали все это дзадзики. :-[

Если мне надо будет про битвы богомутантов почитать, я лучше Князя света возьму.

Девятое аба мне показалось самой внятной частью цикла, может, потому что самое маленькое.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 декабря 2011 г. 16:38
А мне вот понравилось, несмотря на обилие разных ингредиентов. Интересно было почитать противоположное мнение :beer:


Ссылка на сообщение30 декабря 2011 г. 14:14
Симмонс, как и всегда, неподржаем. Мне вот очень сложно определить, какая книга лучшая у него.
ИМХО, читать Друда, зная материал, гораздо интереснее.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 декабря 2011 г. 23:13

цитата Gelena

ИМХО, читать Друда, зная материал, гораздо интереснее.

Да таким образом вообще все его книги лучше читать :-)
 


Ссылка на сообщение30 декабря 2011 г. 23:16
Ну может быть кроме Террора — там это не так критично. А вот Троя и Друд — просто не представляю как они пойдут тем, кто не знаком с материалом и первоисочниками.
А еще Симмонс мне помог определиться со списком голосования за Книгу года, причем уже не в первый раз.:-D
 


Ссылка на сообщение31 декабря 2011 г. 00:03
В «Терроре» просто приятно знать то, насколько фантазия близко сходится с реальными фактами в итоге :-)

По-моему и истории Гипериона читать без базиса тяжеловато — там же столько всего есть! Хотя «Троя» в этом плане сложнее, да.

Но вот на книгу года, Друд, по-моему не тянет.
 


Ссылка на сообщение31 декабря 2011 г. 00:23

цитата febeerovez

В «Терроре» просто приятно знать то, насколько фантазия близко сходится с реальными фактами в итоге

Это да. Всегда приятно, когда автор достаточно бережно относится к историческому материалу и тщательно его изучает.

цитата febeerovez

По-моему и истории Гипериона читать без базиса тяжеловато — там же столько всего есть!

Не тяжеловато. Имхо, не так интересно, когда не отлавливаешь гипертекст.:-)

цитата febeerovez

Хотя «Троя» в этом плане сложнее, да.

Трою наверное просто невозможно.

цитата febeerovez

Но вот на книгу года, Друд, по-моему не тянет.

А тут каждому свое.;-):beer:


⇑ Наверх