4 я ФантЛабораторная работа


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Крафт» > 4-я ФантЛабораторная работа: Финал
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

4-я ФантЛабораторная работа: Финал

Статья написана 2 марта 2012 г. 17:33

Никогда ничего не откладывайте на последний день – уж больно в дедлайн велика опасность «пролететь».

Можете себе представить, что едва я вчера развернул ноут, приступая к работе, как во всём районе вырубилось электричество. Пришлось дочитывать последние рассказы при свечах, а отзывы по старинке строчить на бумаге (кстати, чисто субъективно, получается намного лучше).

Впрочем, все напасти позади и от жалоб на свои проблемы можно переходить к рассказам-финалистам.

Как известно, тему 4-й ФЛР задавал Б.Н. Стругацкий: «Я не друг человечества, — я враг его врагов». Оговорюсь, сразу, каких-либо выдающихся открытий в рамках заявленной темы я не увидел, а в отдельных случаях соответствие теме приходилось долго искать. В конце концов я больше просто оценивал фантастические рассказы.

Если коснуться общих впечатлений, в первую очередь обращает на себя внимание то, что на взгляд с моей – не самой высокой – колокольни авторы конкурса явно выросли из коротких штанишек и я практически не увидел каких-то особых проблем с языком, литературным стилем. Тем паче – с грамотностью.

Как обычно, в силу некоторого перекоса сознания, связанного с профессиональной деятельностью, в первую очередь привлекали моё внимание технические ляпы. Чаще всего они могут быть устранены путём простейшей правки, но пройти мимо я никак не мог.

А вот, что касается содержания, здесь сложнее. Я исповедую ту точку зрения, что литература в чём-то сродни боксу: только в крупной форме возможна победа по очкам, рассказу нужен только нокаут. И по настоящему хороших рассказов вышло в финал немного. В основном перед нами оказались не самым лучшим образом представленные довольно известные сюжетные ходы, решения и заезженные темы.

Хотя результаты пока не видны, оговорюсь сразу: мои оценки – не в полной мере соответствуют оценочной шкале, которой я пользуюсь обычно. Нет среди финалистов шедевров, а значит и десяток не может быть. Но и «троек» таким рассказам при обычном чтении я бы ставить не стал. Просто выбранный вариант позволяет более чётко разделить рассказы по местам в соответствии с моим личным рейтингом. При обычном подходе слишком многие получали бы равные шансы, а я всё-таки хотел как-то выделить одних над другими. Впоследствии, после окончания ФЛР-4 я оценки несколько подкорректирую.

Богохульник

Его коробкообразный корпус, выполненный из дубовых досок (а ниже ватерлинии, если верить капитану, обшитый еще и устойчивой к короедам древесиной вяза) довольно вместителен.

Ой, как коряво. И какие короеды в досках? Жучки-древоточцы?

Фок-стаксель молча развалился на клочки.

При том, что гукор – двухмачтовое судно (в наличии грот- и бизань-мачты), откуда взялся парус на фок-мачте?

Как мне кажется, автор тщательно сттарался шокировать читателя, но в моём случае этого не произошло. Рассказ короткий, сопереживания персонажам не возникло. А финал «Deus ex marе» вызывает чувства, схожие с теми, что появляются при использовании варианта «из машины». Причины же, по которым экипаж «Богохульника» отчего-то решили простить я даже не буду пытаться анализировать: кто знает эти высшие сущности, что там за блажь их раз в сто лет посещает?

В общем, финал смазал всё впечатление.

Электрическая весна

…запахами цветущей сирени под облака. По ветру лепестками и кленовыми вертолетиками.

Прежде всего, автор, помилуйте, но с чего кленовым крылаткам сыпаться в мае? Их время месяца через четыре придёт, не раньше. А весной – вот.

Если поскорее миновать этот промах, дальше начинается интересное кино. Раньше оно называлось «Приключения Электроника». Теперь – «Электрическая весна». Завязка сюжета почти та же. Узнаваемы целые фразы, созвучны имена. И хотя реалии за десятилетия сменились очень сильно, развязка такая же по-детски альтруистичная и слишком уж навязчиво притянутая к теме.

Финал традиционно подкачал. Но, рассказ вышел стильный, этого не отнимешь.

Угрызенцы

Совершенно жуткое начало рассказа. Как по форме, так и по содержанию.

Выставив режим полной визуальной и антирадарной маскировки…

А почему решили манкировать диапазоном других волн, например инфракрасных, или, проще говоря, тепловых?

Модуль описал параболу и завис над поверхностью…

Какую занятную траекторию выбрал пилот. Сразу как-то и не сообразишь, как это он так и зачем.

…на высоте шестисот местных единиц измерения.

В нашей местности некоторыми наиболее распространёнными единицами измерения считаются ньютоны, килограммы и астрономические единицы. Понятно, что физические величины ими измеряются разные, но и о каких идёт речь в рассказе можно только догадываться. Можно. Но зачем?

Неужели так трудно избежать этого, а приведённая информация настолько важна для сюжета, что нужно терпеть такое построение псевдоспециальных терминов в неуклюжие фразы?

Попробуем обойтись без них. Выбрасываем весь первый абзац, и… Вот! Совсем другое дело. Читатель абсолютно ничего не потерял, зато даже драйв какой-то сразу наметился:

– Приступаем, – бросил В-риг напарнику.

Ц-кен сноровисто подключил аппаратуру. Внешне он ничуть не изменился и выглядел спокойным, сосредоточенным на своей работе профессионалом...

Впрочем, рассказу это помогает не сильно: снова упоминаются местные года, затем идут акция – акция, минимальный уровень – минимальный уровень, изменился – изменения, субъект – субъект

Прекращается всё неожиданно, едва заканчивается описание инопланетных реалий во вступлении. И сразу начинается вполне приличный живой русский язык, каковой и продолжается до самого финала. В дальнейшем даже инопланетяне выглядят не особо ходульно.

Зато ближе к финалу уже земные реалии вызывают серьёзные сомнения. Истребитель с боевыми ракетами над Москвой? Прикольно. Самостоятельно обнаруживает НЛО, неподвижно висящий на высоте 600 метров, пилот успевает активно пообщаться с диспетчером и обстрелять цель? Ах, мечты, мечты…

Большие проблемы возникают при попытке разобраться с целеполаганием планируемой акции инопланетян – чего они хотели добиться и почему отказались от намерений?

Но в целом рассказ, доставил несколько приятных минут при чтении.

Девианты

цитата

Одоратор — прибор для уничтожения запаха; установка для придания запаха газу.

Тот прибор, который несколько раз упоминается в рассказе относится к одорологическим сенсорам. Наиболее часто такие приборы называют «электронный нос», кибернос или сенсор запахов. Возможно из английского к нам придёт одоро-сенсор. Странно, что не имеет хождения слово одорограф, хотя в криминалистике есть целый раздел «одорография». Но никак не одоратор.

Что касается самого рассказа, в первую очередь обращает на себя превосходно переданная атмосфера. Но привязка к теме парадоксально обеспечивается исключительно гипероткрытостью финала. Лично у меня сильное ощущение, что присутствовал я на выступлении напёрсточника-профессионала. Натуральное кидалово – что там как и почему? В результате у тебя ничего нет, но полное ощущение, что не хватило совсем чуть-чуть, победа была почти в кармане. И каждый может потом доказывать, что он прекрасно понял, какие тайны Артефакта скрываются за последней точкой в тексте.

Пасьянс...

цитата

ПАСЬЯ́НС м. франц. картежная меледа, забава раскладки карт разным порядком, иногда с гаданьем., В.Даль Толковый словарь живого…

Ах, хороша забава! Откровенно шокирующее название и двадцать два микрорассказа на донельзя избитый сюжет, которые, тем не менее воспринимаются вполне свежо и интересно.

Впрочем, с темой конкурса большие проблемы. А как там с гаданием?

Только дойдя до «Повешенного» я догадался, каким образом раскладывает свой пасьянс Стив. Но если и есть в этом какой-то смысл, он от меня ускользнул. Среди известных раскладов нет ни одного, в котором использовались бы все старшие арканы таро. А какова вероятность того, что они выпадут почти подряд? «Почти» потому, что в варианте с нулевым «Шутом» должны быть «Сила» (XI) и «Справедливость» (VIII). В рассказе они стоят на девятой и двенадцатой позициях, а в этом случае должен быть «Шут» (XXII). А ещё «Уверенность» отчего-то превратилась в «Умеренность».

Интересно, у всего этого есть какой-то скрытый смысл, оставшийся недоступным для меня?

В заключение не могу пройти мимо своих любимых бирюлек:

Обитаемые города сохранились лишь в заполярье, в зоне вечной мерзлоты: Гренландия, северная Канада, Норвегия, Сибирь… Но выживальщики худо-бедно справляются: рядом полно заброшенных армейских баз, так что оружия и боеприпасов хватает.

С автором злую шутку сыграли кинематографические стереотипы: военные базы в Заполярье можно по пальцам пересчитать. Даже сильно разуваться не придётся: пара-тройка на Аляске, по одной в Канаде и Гренландии да штуки три-четыре в Норвегии. Больше всего у России на Кольском полуострове, а вот в заполярной Сибири вообще ничего нет. К тому же, военная база и склад оружия с боеприпасами не совсем одно и то же. Вряд ли на стартовой площадке американских противоракет в Анкоридже, или на американской же РЛС ПРО в Туле будет много стволов и патронов к ним. Вот в Мурманской области, там – да. Этот регион для сурвивалистов самое то.

(окончание следует)





579
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение2 марта 2012 г. 18:26
Эх, опубликовали бы свои отзывы пораньше. были бы законным претендентом на «Критика«! Не знаю только, доброго или злого. Справедливого, наверное...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 марта 2012 г. 18:29
Жюри не может участвовать в номинации «Злобный критик» :)
 


Ссылка на сообщение3 марта 2012 г. 11:50
Не призов ради, единственно процветания фантастики нашей для^_^
Паки-паки. Иже херувимы...


Ссылка на сообщение3 марта 2012 г. 11:43

цитата Крафт

Истребитель с боевыми ракетами над Москвой?

Ну, не только ж Цессне можно :)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 марта 2012 г. 13:25
Даже Цессне — низзя. А уж если — так тем более...
 


Ссылка на сообщение3 марта 2012 г. 15:27
Справедливости ради: есть разные режимы закрытости воздушного пространства. Я имею в виду — для разных ситуаций. И появление истребителя ВВС России над Москвой не относится к принципиально фантастическим ситуациям.

Другое дело, что антураж слегка прихрамывает (не хромает, а так — слегка).
Например, руководит полетами военной авиации не «диспетчер».
 


Ссылка на сообщение3 марта 2012 г. 15:40

цитата kxmep

появление истребителя ВВС России над Москвой не относится к принципиально фантастическим ситуациям.

Вы имеете в виду парад на 9 мая?
А с ракетами как быть, причём, как я понял, при довольно обычном полёте? Давайте вместе прикинем, при каком уровне боевой готовности вооруженных сил страны над Москвой появится самолёт с боевым оружием?

цитата kxmep

...слегка прихрамывает (не хромает, а так — слегка).
Например, руководит полетами военной авиации не «диспетчер».

Стало быть, в остальном всё ОК? А что скажете по поводу

цитата Крафт

Самостоятельно обнаруживает НЛО, неподвижно висящий на высоте 600 метров, пилот успевает активно пообщаться с диспетчером и обстрелять цель?
 


Ссылка на сообщение3 марта 2012 г. 15:58

цитата Крафт

Вы имеете в виду парад на 9 мая?

Не только.
Есть специальные инструкции — в зависимости от оперативной ситуации. Есть механизм их верификации и прохождения команд.

цитата Крафт

А давайте вместе прикинем, при каком уровне боевой готовности вооруженных сил страны над Москвой появится самолёт с боевыми ракетами?

Что значит «при каком»? При любом.
Поднять дежурное звено с любой базы ЦО — дело получаса.

цитата Крафт

А что скажете по поводу

Насчет «активно пообщаться» — не согласен. О чем «пообщаться»? Получил приказ — выполняй. Все просто. Это ж не чат какой-нибудь.
Самостоятельно тоже никто ничего не обнаруживает. Наводят другими средствами.

А обстрелять — ну что... вполне. Почему нет?
Дурное дело — нехитрое :)
 


Ссылка на сообщение3 марта 2012 г. 16:05
kxmep напомню ещё раз, что в рассказе речь идёт о достаточно рядовом полёте. Угу, с боевыми ракетами.

цитата kxmep

Самостоятельно тоже никто ничего не обнаруживает. Наводят другими средствами.

Так, уже теплее. А перечитать рассказ не хотите?
 


Ссылка на сообщение3 марта 2012 г. 16:10
Какое крохоборство%-\:-)))!. Рядовой вылет с ракетами. А планетяне над столицей — не смущают, значить.
 


Ссылка на сообщение3 марта 2012 г. 16:22
Меня, постоянного пользователя сайта «Лаборатория Фантастики» — планетяне?:-)))
 


Ссылка на сообщение3 марта 2012 г. 16:51
В корень нужно зрить. Зачем нам так называемая «достоверность»?
 


Ссылка на сообщение3 марта 2012 г. 17:55
Правильно!!!>:-|И так называемые грамотность, точность, скрупулёзность, незатасканность, прочие все с суффиксом «-ость» — фтопку их!!!


Ссылка на сообщение3 марта 2012 г. 19:54

цитата Крафт

в рассказе речь идёт о достаточно рядовом полёте. Угу, с боевыми ракетами.

А, гу это залипуха 100%.

цитата Крафт

А перечитать рассказ не хотите?

Да не могу найти :)

PS
Насчет «обстрелять».
Самое правильное решение. Я бы сказал, единственно возможное — в контексте воинского формата реагирования на описанное событие.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 марта 2012 г. 21:05

цитата kxmep

Самое правильное решение.

А я ничего не говорил и не говорю сейчас о решении лётчика. Мои сомнения вызывает техническая возможность предложенного сценария: истребитель самостоятельно радиолокационно обнаруживает объект, неподвижно висящий на высоте 600 метров, на удалении, обеспечившем достаточно продолжительные переговоры с землёй и последующую атаку цели.

цитата Крафт

Ах, мечты, мечты…
 


Ссылка на сообщение3 марта 2012 г. 21:44

цитата Крафт

о решении лётчика

Решение на пуск принимает не пилот.

цитата Крафт

истребитель самостоятельно радиолокационно обнаруживает объект, неподвижно висящий на высоте 600 метров, на удалении, обеспечившем достаточно продолжительные переговоры с землёй и последующую атаку цели.

Да, тут сильно притянуто.
Вообще говоря, работает система раннего обнаружения. Она отслеживает и ведет, поэтому есть временной люфт для принятия решения.
У системы нет категорий «мирный НЛО» или «нейтральная тарелка». Только «свой-чужой» ( забавно звучит — в контексте темы :)). Если оно чужое, если оно возникло вдруг и из ниоткуда, презрев эшелонирование — его расстреляют сразу и без заморочек. А потом уже будут разбираться: что это было, блин?

Но истребители над Москвой не летают в обычное (мирное) время. И пилоты, выполняя задание, не крутят башкой, разглядывая окрестные тучи на предмет врага — это глупость и неправда.
 


Ссылка на сообщение3 марта 2012 г. 23:08

цитата kxmep

Да, тут сильно притянуто...

Собственно, об том и речь.


Ссылка на сообщение4 марта 2012 г. 19:39
Уважаемый Крафт, а на другие финальные работы отзывов уже не будет? ???
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 марта 2012 г. 23:54
Прошу прощения, раньше чем завтра — никак.
 


Ссылка на сообщение5 марта 2012 г. 02:34
Спасибо!


⇑ Наверх