Дэн Симмонс


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Aleks_MacLeod» > Дэн Симмонс - Флэшбэк
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Дэн Симмонс — Флэшбэк

Статья написана 9 мая 2012 г. 21:38

Пожалуй, даже самые ярые поклонники Дэна Симмонса отметят, что творчество их любимого писателя развивается циклически, со спадами и подъемами. И если замечательные «Террор» и «Друд» пришлись как раз на очередной пик, то «Черные Холмы» получились уже не столь удачными, а «Флэшбэк» и вовсе вышел довольно невыразительным.

Ради написания этого романа Дэн даже отвлекся от своей излюбленной темы – XIX века, в котором происходит действие трех его предыдущих романов (в случае с «Черными холмами» — частично). При этом по общественной реакции книга значительно обогнала все предыдущие творения Симмонса, хотя оказанный читателями и критиками прием сложно назвать теплым. Во «Флэшбэке»  авторский стиль угадывается безошибочно, но вот наполнение оставляет желать лучшего. Дэн сознательно пожертвовал сюжетной составляющей и характерами персонажей для создания мрачной и страшной (в первую очередь для американцев) картины ближайшего будущего, в котором Америка разом теряет свои лидирующие позиции.

Основной целью писателя было раскритиковать недальновидную, по его мнению, политику текущей администрации Белого дома и предостеречь американское общество о губительных последствиях этих ошибок. Поэтому Дэн выбрал самый мрачный из всех возможных вариантов развития событий,  и ради сгущения красок он местами пожертвовал логикой и непротиворечивостью сюжета.

Симмонс хорошо ориентируется в английской литературе, но его познания в экономике и политике нельзя назвать столь же обширными, поэтому порой Дэн идет на поводу у популярных, но не всегда корректных общественных заблуждений. К примеру, во «Флэшбэке» разваливающиеся Соединенные Штаты показаны на фоне поднимающей голову Мексики и захватывающей лидирующую позицию в мире Японии. При этом предпосылок для такой смены ролей нет . Сами японцы последние годы называют не иначе как потерянными, а индекс Nikkei 225 в 2009 году и вовсе достиг рекордного за 27 лет минимума. Ну а в мексиканскую мощь, похоже, не поверил и сам автор, поэтому великая Нуэво-Мексико в итоге оказалась гигантским мыльным пузырем.

Самим американцам Симмонс предрекает довольно печальную судьбу. Гигантский рост преступности, обязательная воинская повинность для всех  юношей, достигших возраста 17 лет, безработица, нищета и отсутствие крыши над головой заставляют большинство взрослого населения увлекаться флэшбэком, наркотиком, позволяющим заново переживать самые приятные моменты жизни. Зачастую это происходит в ущерб настоящему, потому что окружающая реальность кажется унылой, скучной и печальной, поэтому вместо попыток улучшить свое текущее положение гораздо проще вспоминать былое благополучие.

«Флэшбэк» вообще неплохо отражает тягу западной цивилизации к прошлому, к тем славным дням, когда небо было чище, трава зеленее, а деревья выше. К слову, сам Симмонс в полной мере отражает это стремление, не даром три из четырех его последних романов посвящены как раз девятнадцатому веку. В позапрошлом столетии будет протекать действие и новой книги писателя. Впрочем, гораздо примечательнее является то, что во всех этих произведениях можно встретить восхищение делами предков и уходящих с исторической сцены народностей. Здесь можно вспомнить и индейцев племени лакота в «Холмах», и эскимосов в «Терроре», и прослеживающуюся в обоих книгах печаль о том, что очень скоро все изменится, хищническая западная цивилизация сначала сметет с американского континента индейцев и эскимосов, а затем и сама уничтожит себя.

Но что же нужно сделать, чтобы избежать этого мрачного будущего? Вот тут-то и начинается самое интересное. Симмонс стремится показать самые ужасные последствия текущего политического курса и свалить все грехи конкретно на текущего президента Барака Обаму, однако взамен Дэн не предлагает ничего. Не нужно было выбирать Обаму? Так он и сам, скорее всего, через полгода покнет Овальный кабинет. Свернуть обширные социальные программы правительства США, которые, по мнению писателя, погубят американскую экономику? А к чему приведет недовольство тех обширных слоев населения страны, которые привыкли опираться на государственную поддержку? Во «Флэшбэке» автор вспоминает о массовых беспорядках, всколыхнувших Лос-Анджелес в начале девяностых годов, а ведь тогда поводом для них послужил всего-навсего оправдательный приговор, вынесенный судом четырем белым полицейским, избившим чернокожего задержанного. Можно себе представить, что начнется, если тем же неработающим афроамериканцам, например, перестанут платить пособия по безработице.

Пожалуй, единственным реализуемым посылом Дэна остается бомбардировка Ирана, к которой Симмонс призывает как на страницах романа, так и на собственном форуме в Интернете. Однако начало военных действий в одном из самых нестабильных регионов мира после роста недовольства действиями НАТО в Ливии, Ираке и Афганистане вряд ли положительно скажется на американской репутации, о которой так печется автор.

Здесь, пожалуй, стоит отметить, что Симмонс является политически ангажированным человеком и активным сторонником республиканской партии, для которой подобное видение деятельности демократов является обычным делом. Таким образом, «Флэшбэк» легко можно объяснить одним из этапов борьбы за Овальный кабинет, которая с приближением выборов разгорается все сильнее.

Однако не стоит забывать, что многие проблемы, на которые обращает внимание Дэн, имеют место быть на самом деле. Демократия и толерантность давно превратились в диктатуру меньшинств, условия которых приходится принимать утесненному большинству. Апофеозом этого цирка как раз недавно стал запрет на употребление ряда слов в американских школах, принятый для того, чтобы не смущать чувства ряда маленьких представителей религиозных, этнических общин, неблагополучных семей и прочее. О том, что от такого комплекс неполноценности способен развиться у всех остальных  — вопрос другой, ведь по сути демократия заключается в том, что права одних должны ограничиваться там, где они начинают нарушать свободу других.

И тут-то Дэн и подчеркивает, что демократия в условиях кризиса не работает. Поэтому-то он так и восхищается русским царем Владимиром (да-да, тем самым) и с таким усердием описывает успехи государств, вернувшихся к строгим тоталитарным правилам, основанных на клановой (Япония) или религиозной (Великий Халифат) структуре.

При этом в тексте остаются основные достоинства прозы Дэна – плотный насыщенный текст и глубокая проработка окружающего героев пространства. С другой стороны, во «Флэшбэке» они только усиливают диссонанс между качеством и смыслом написанного.

Ведь в художественном плане Симмонс во «Флэшбэке» способен предложить читателям только слабый детективный сюжет, несколько необязательных побочных линий, введенных в повествование исключительно ради дополнительной критики демократов, неубедительных и слишком умных героев, пробирающихся вперед за счет роялей в кустах и dues ex machine, и совершенно неуместный оптимистичный финал. И больше ничего, особенно если вам не нужно голосовать на ближайших выборах в Америке.

И получается, что в сухом остатке мы имеем идеальный сценарий для попкорнового блокбастера, но довольно посредственный роман, художественные достоинства которого сознательно принесены в жертву центральной идее.

P.S. Писалось на «Фанткритик 2012».





506
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение9 мая 2012 г. 21:45
Только собрался читать. Спасибо за подробный анализ книги.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 мая 2012 г. 14:07
Рад помочь:-)


Ссылка на сообщение9 мая 2012 г. 21:47
Все, буквально все ругают. Надо бы прочесть самому, но явно не в ближайшее время. 8:-0
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 мая 2012 г. 17:58
Не спеши, не та вещь чтобы ставить ее в списки первой


Ссылка на сообщение9 мая 2012 г. 22:15
Книга, дома, уже месяца как два-три, надо самому прочитать, чтоб без чужих инфлюэнций — поглядим сами- че за зверь8-)


Ссылка на сообщение9 мая 2012 г. 22:37
Блин, я Гиперион то добить никак не могу, а ты уже Флэшбек осилил >:-|
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 мая 2012 г. 18:03
А я с конца начал с творчеством Дэна знакомиться:-)))


Ссылка на сообщение10 мая 2012 г. 05:55
Симмонс вернулся к трэшу своей молодости. По насыщенности и динамизму, запоминающимся сценам ( хоть посещение тюрьмы, хоть бой в путыне) «Флэшбэк» уж точно не уступает холмам. Качественное коммерческое, очевидное в неполиткорректности чтиво.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 мая 2012 г. 18:04

цитата prouste

«Флэшбэк» уж точно не уступает холмам.


В Холмах не так отчетливо слышался голос автора.


Ссылка на сообщение10 мая 2012 г. 10:42
Спасибо за рецензию, хорошо что не купил)) Тем более «Друд» еще не читан.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 мая 2012 г. 18:04
:beer:Прочтите лучше Друда, он интереснее:beer:


Ссылка на сообщение10 мая 2012 г. 12:04
Флэшбек по вашим словам очень напоминает антиутопию, а сам роман получается не более чем гипотезой о дальнейшем будущем Штатов?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 мая 2012 г. 18:05
Ну по сути для этого он и писался.
 


Ссылка на сообщение10 мая 2012 г. 18:10
прав был Толкин что не надо в фантастику пихать никаких аллегорий и отсылок на политику. :-)
 


Ссылка на сообщение10 мая 2012 г. 19:53
Можно подумать, что во «Властелине колец» эти аллегории и отсылки отсутствуют. Постулировать можно все, что угодно, но фантастика социальный поджанр, поэтому в той или иной степени без политики и аллюзий никак ( это относится и к «Сказке о Тройке» и к «Барочному циклу»)
 


Ссылка на сообщение10 мая 2012 г. 20:00

цитата prouste

поэтому в той или иной степени без политики и аллюзий никак
Нельзя из этого делать основу, вот что. ;-)

цитата prouste

( это относится и к «Сказке о Тройке» и к «Барочному циклу»)
Их не читал, так что ничего ответить не могу. :-)))
 


Ссылка на сообщение10 мая 2012 г. 23:59

цитата Мэлькор

что не надо в фантастику пихать никаких аллегорий и отсылок на политику


Пихать то можно, вопрос только в том как и для чего.


Ссылка на сообщение14 мая 2012 г. 16:53
Болею и грызу как раз...Люблю Симмонса, но слишком уж резкие качественные перепады в его творчестве.:-(


Ссылка на сообщение17 мая 2012 г. 00:54
Худшая книга Симмонса, имхо.


Ссылка на сообщение17 мая 2012 г. 17:15

цитата

Гигантский рост преступности, обязательная воинская повинность для всех юношей, достигших возраста 17 лет, безработица...

Где-то я это уже видела... Это точно не про Россию? :-)
Страницы: 12

⇑ Наверх