Экзорциссизм


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «febeerovez» > Экзорциссизм
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Экзорциссизм

Статья написана 4 сентября 2012 г. 23:50

Сидя в полутемном зале, и ожидая начала фильма “Шкатулка проклятия”, я находился в противоречивых чувствах. Так всегда бывает, когда количество факторов, говорящих “за” и “против” уравновешивают друг друга, оставляя тебя в приятной неизвестности. В этом случае плюсы и минусы предсказуемы. Здесь есть и надежда на передачу чувства ужаса с экрана, есть вера в хорошего ведущего актера. При этом, меня до сеанса не отпускало чувство настороженности по поводу знакомого, и донельзя банального сюжета.

Спустя полтора часа той вещи, что мне показали, я нахожусь в примерно тех же чувствах. “Шкатулка” является показательным образцом того, что сейчас происходит с жанром хоррора —  это некий странный мутант, в котором хорошие и плохие хромосомы смешались в неопределенном порядке.

С одной стороны фильму сильно подпортил атмосферу местный финт, где классическую схему про девочек и демонов решили сильно разбавить семейной драмой про развод. И это не то, чтобы плохо. Мешать, к примеру, лед и виски – тоже хорошая идея. Вот только если льда будет слишком много, то превратившись в воду, он лишь отравит вам весь вкус.

Драмы так много, что порой действительно сомневаешься – а на какой ты фильм то попал? Демона из шкатулки режиссер выпускает неохотно — ему гораздо интереснее в четвертый раз повторить план с вертолета, показывая местный “дом ужаса” сверху. Да и редкие моменты, которые зритель метко охарактеризует словосочетанием “БУ!”, здесь скорее похожи на сочетание “ФИ!” – настолько дежурно и скучно они выполнены. А поскольку местная “драма” затопила даже хорошего актера Джеффри Дина Моргана, который играет здесь в стиле “о, я пришел”, то что и говорить про остальных безликих манекенов, пускай даже и со стильными косичками.

Но! Но, но, но, но! Отбросив в сторону переживания по поводу того насколько плох здешний сценарий, стоит признать, что идея смешать драму и хоррор была неплоха – она просто не сработала. За счет слез и соплей, проливаемых родителями по поводу развода, короткий хронометраж картины кажется растянутым на года, а атмосфера ужаса обиженно отворачивается и отбывает скорой шкатулкой в следующий фильм про экзорцизм.

Помимо неплохой, в корне, идеи, за этим слезливым стеклом кроется еще кое-что – а именно множество мелочей, которые по отдельности выглядят “на ура”. Это касается всех аспектов – начиная от операторской работы, и заканчивая сюжетными деталями. Парадокс, но при общем ленивом ползучем сюжете, пара брошенных фраз или жестов оказываются в сто раз выразительней, нежели основная история. Здесь вам и бытовые мелочи, типа традиционного еврейского священника, слушающего на улице популярные мотивы в модных наушниках; и присутствие попытки игры с известными штампами. К примеру, родители долго разводящие телеги по поводу своего горя, внезапно, подхватывают, слетевшие было, штаны здравого смысла, и без излишних кривляний отдают самые дорогие вещи, для того, чтобы спасти свою дочь.

В плюсы бы хотелось еще записать чисто техническую сторону некоторых режиссерских идей – скажем, когда в определенной локации фильма отключается свет, отец героини, недолго думая, включает самый обычный фонарик на своем мобильном. Жизненно? Да еще как.

Две трети сцен фильма вообще отличительны со своих технических сторон – здесь есть и отличные крупные планы мелких деталей, и абсолютно холодные кадры, выстроенные чуть ли не по всем строгим геометрическим пропорциям.

Глядя на все эти великолепные составляющие, становится вдвойне обидно, что картина в целом оставляет скорее печальное зрелище. Поэтому ровно на этом месте я решил взять ментальную паузу, и, почесав то место, на котором, возможно, у меня когда-нибудь вырастет приятная глазу “борода мудрости», я задумался о том, а в чем состоит главная проблема современного хоррора?

Ответов на этот вопрос несколько, но они сами по себе достаточно просты. Одной из проблем, к примеру, как в “Шкатулке”, является порочная страсть к жанроблудству. Причем смесь из жанров не обязательно должна проходить по схеме “Драма+Ужас”. Это вполне может быть “Ужас+Комедия”, обычно чернушная, как, например, “Зловещие мертвецы” или “Затащи меня в Ад” Сэма Рейми. (Который не случайно оказался в продюсерах “Шкатулки”)

Другим косяком современных ужастиков является отсутствие хороших сценариев – зритель либо пережидает момент от  первого “БУ!” до следующего, и так до конца фильма; либо храпит под креслом. В качестве примера – расхваленные публикой “Астрал” и “Параномальное Явление”. И если в первом еще были кое-где интересные мысли и операторские решения, то второй я откровенно проспал. Актеры же, коих часто обвиняют, на мой взгляд, не являются такой уж проблемой – главное, чтобы смотрелись сносно. Почему? Да ведь зритель в первую очередь идет на ужастик для того, чтобы быть напуганным, а не для того, чтобы оценить проникновенную актерскую игру. Конечно, разные есть поджанры ужасов, но от фильмов типа “Шкатулки” зритель ждет совершенно определенного эффекта. И здесь мы на полном ходу выруливаем по Малхолланд-драйв к главной проблеме – ужастики просто перестали ставить себе целью зрительский испуг. Ужас стал дежурным, как мрачная уборщица университета в 6 утра понедельника. Сюжет пытается заигрывать с тем, что для самого жанра является отравой в соотношении 50/50, ведь риск проиграть очень велик.

Почему “Затащи меня в Ад” заставлял меня в кинотеатре вжиматься в кресло? Ведь он был таким простым. Но в этом-то и секрет. Рэйми не разводил сопли, не пытался придумать колесо – он просто брал зрителя за шкирку и начинал нещадно гонять его по “американским горкам ужаса”. У него была соблюдена динамика, прекрасно было выдержано сочетание между чернухой и нещадно пытающей героиню адской козой. Зритель делал все, что угодно – смеялся, орал, плевался попкорном от экранных “прелестей”, но не зевал.

Впрочем, “просто”- это для лохов, судя по всему, думают режиссеры хоррора. “Давайте дадим им что-нибудь пооригинальнее”, говорят они. А нам не надо оригинальнее – ей богу, да оставьте вы хоть тупых блондинок в роли пушечного мяса, но напугайте уже нас. Просто напугайте. Пожалуйста.





472
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение5 сентября 2012 г. 00:07

цитата febeerovez

Почему “Затащи меня в Ад” заставлял меня в кинотеатре вжиматься в кресло? Ведь он был таким простым. Но в этом-то и секрет. Рэйми не разводил сопли, не пытался придумать колесо – он просто брал зрителя за шкирку и начинал нещадно гонять его по “американским горкам ужаса”. У него была соблюдена динамика, прекрасно было выдержано сочетание между чернухой и нещадно пытающей героиню адской козой. Зритель делал все, что угодно – смеялся, орал, плевался попкорном от экранных “прелестей”, но не зевал.

«Затащи меня в ад», мне в свое время показался унылой штамповкой, снятой с некой нереализованной претензией на остроумие и недостойной уровня автора «Зловещих мертвецов» (зато, вполне достойной постановщика «Человека паука» и продюсера скверных малобюджетных ужастиков вроде «Посланцев» или «Бугимена»). А вот насчет общего жанрового кризиса — полностью соглашусь.:beer:
Другое дело, что корень проблемы мне видится совсем не в том, что

цитата febeerovez

ужастики просто перестали ставить себе целью зрительский испуг.
, а в том, что большинство современных хоррормейкеров почему-то ставят знак между «испугом» и «отвращением». Да, сверхнатуралистичные спецэффекты в духе «Пилы», которые за последние лет 5 стали неотъемлемой частью малого голливудского хоррор-набора, действительно могут заставить зрителя распрощаться со своим завтраком\обедом\ужином. Но вот для того, чтобы испугать его по-настоящему, нужен прежде всего Талант. ;-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2012 г. 00:11

цитата fox_mulder

«Затащи меня в ад», мне в свое время показался унылой штамповкой, снятой с некой нереализованной претензией на остроумие и недостойной уровня автора «Зловещих мертвецов» (зато, вполне достойной постановщика «Человека паука» и продюсера скверных малобюджетных ужастиков вроде «Посланцев» или «Бугимена»).

Честно скажу, что мне этой штамповки и было надо. Очень качественная была штамповка, как по мне. Но на вкус и цвет :beer:

цитата fox_mulder

, а в том, что большинство современных хоррормейкеров почему-то ставят знак между «испугом» и «отвращением». Да, натуралистические эффекты в духе «Пилы», которые за последние лет 5 стали неотъемлемой частью малого голливудского хоррор-набора, действительно могут заставить зрителя распрощаться со своим завтраком\обедом\ужином. Но вот для того, чтобы по-настоящему испугать, нужен прежде всего Талант.

Мне кажется, это часть той же проблемы. Просто потому, что автор уже не ставит целью «напугать», а ставит «вызвать отвращение» 8-)
Но талант нужен, безусловно :beer:
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2012 г. 00:18

цитата febeerovez

Просто потому, что автор уже не ставит целью «напугать», а ставит «вызвать отвращение»

Ну, дык, я что написал? :-))) И именно по этой причине, 99 процентов ныне выпускаемой хоррор-продукции апрори не заслуживает вторичного просмотра, ведь по своей природе это просто одноразовые фильмы-блевунчики. ;-) Последний раз, когда фильм ужасов вызывал у меня неприятный холодок — это наверное был финал вановской «Мертвой тишины». А уж чувство страха или просто испуг — субстанции, которые вообще неведомы современным киношникам.:-(
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2012 г. 01:04

цитата fox_mulder

Ну, дык, я что написал? И именно по этой причине, 99 процентов ныне выпускаемой хоррор-продукции апрори не заслуживает вторичного просмотра, ведь по своей природе это просто одноразовые фильмы-блевунчики. Последний раз, когда фильм ужасов вызывал у меня неприятный холодок — это наверное был финал вановской «Мертвой тишины». А уж чувство страха или просто испуг — субстанции, которые вообще неведомы современным киношникам.

Да это я чето тормознул :-))) А до «Рэйми» я уже и не помню, где пугался.
Слуууушай, а подскажи ка мне пожалуйста хорошие ужастики, а 8:-0 :-)))
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2012 г. 01:15

цитата febeerovez

Слуууушай, а подскажи ка мне пожалуйста хорошие ужастики, а

Из того, что я могу посоветовать, ты наверное уже и сам все видел. Хотя знаешь что — если не смотрел, попробуй скачать оба сезона шоутаймовского сериала «Мастера ужасов», там иногда попадались очень неплохие истории, да и само название не обманывает: многие из режиссеров — действительно, настоящие Мастера. ;-)
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2012 г. 01:29

цитата fox_mulder

Из того, что я могу посоветовать, ты наверное уже и сам все видел. Хотя знаешь что — если не смотрел, попробуй скачать оба сезона шоутаймовского сериала «Мастера ужасов», там иногда попадались очень неплохие истории, да и само название не обманывает: многие из режиссеров — действительно, настоящие Мастера.

Ой не факт — я столько из классики (всей вообще) не видел, что ушам впору семафорами стать. Хотя ужасы люблю. 8-)

За сериал спасибо, попробую :beer:
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2012 г. 01:30
Бай зе вей — ты там новый сезон Дока то открыл? Или еще не?
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2012 г. 01:35

цитата febeerovez

Бай зе вей — ты там новый сезон Дока то открыл? Или еще не?

Нет, я предпочитаю смотреть сериалы уже законченными сезонами. Следовательно, к новому Доктору я приступлю только после того, как пройдет вся первая половина сезона, и сериал утопает на свои заслуженные каникулы. ;-)
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2012 г. 01:49

цитата fox_mulder

Нет, я предпочитаю смотреть сериалы уже законченными сезонами. Следовательно, к новому Доктору я приступлю только после того, как пройдет вся первая половина сезона, и сериал утопает на свои заслуженные каникулы.

Черт, придется воздержаться от спойлеров :-)))
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2012 г. 18:55
хижину в лесу смотрели? по меньшей мере идея оригинальна
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2012 г. 21:32
Смотрел. И да, идея действительно оригинальна, но исполнение местами хромает. 8-)
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2012 г. 22:34
концовка оставила такой мерзковатый привкус, к сожалению. но идея за последнее время самая впечатляющая
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2012 г. 22:51
А как по мне — проблема была в первой половине фильма, хотелось быстрее увидеть всю организацию изнутри. А вот концовка наоборот понравилась — эдакое «а, ну и к черту!» прозвучало действительно искренне и свежо 8-)
 


Ссылка на сообщение6 сентября 2012 г. 20:11
на вкус и цвет называется... концовка с освобожденем богов как по мне было занадто8:-0


Ссылка на сообщение5 сентября 2012 г. 07:21

цитата febeerovez

Слуууушай, а подскажи ка мне пожалуйста хорошие ужастики, а

Кстати, рекомендую обратить внимание на вот этот ужастик. Он в принципе неплохо сделан. А если взглянуть на бюджет — то вообще шедевр.;-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2012 г. 09:11
Спасибо за совет, внимание обращу :beer:
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2012 г. 12:50
Не за что. Сейчас наибольшие надежды подает независимый хоррор.:beer:
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2012 г. 21:33

цитата Karnosaur123

независимый хоррор.

Примеры плиз в студию 8-)
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2012 г. 22:44
Например, этот. НЕ шедевр, но довольно крепкий хоррор, и атмосфера довольно неплохая, и хотя спервоначалу он кажется банальной резней «а-ля «Хостел», потом сюжет делает неплохой поворот и все оказывается... но не буду спойлерить Уж как минимум он уроет «Шкатулку проклятия».
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2012 г. 22:55
Что-то слышал, кажется. Ну попробуем-с, спасибо :beer:
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2012 г. 22:59
Не за что! Надеюсь, Вам понравится. Режиссер до того снял комедийный «Джек Брукс — убийца монстров» — недурственный трибьют Сэму Рейми.:beer:
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2012 г. 13:50

цитата Karnosaur123

Кстати, рекомендую обратить внимание на вот этот ужастик. Он в принципе неплохо сделан. А если взглянуть на бюджет — то вообще шедевр.

Судя по описанию подозрительно смахивает на ЭТО ;-)
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2012 г. 13:56
Смахивает, но а) снято лучше при ГОРАЗДО меньшем бюджете и б) снято с явной иронией. Мутантов нет, я гарантирую это.:-D
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2012 г. 13:56
Да и вообще — только место действия похоже.


Ссылка на сообщение5 сентября 2012 г. 07:56

цитата febeerovez


В плюсы бы хотелось еще записать чисто техническую сторону некоторых режиссерских идей – скажем, когда в определенной локации фильма отключается свет, отец героини, недолго думая, включает самый обычный фонарик на своем мобильном. Жизненно? Да еще как.
Это было в «Мгле» Дарабонта и «Паранормане».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2012 г. 09:09
Было то много где, но здесь я имею ввиду, что сам по себе такой ход хорош. Да и в отличие от «Мглы», местная ситуация с фонариком нервирует гораздо больше 8-)


Ссылка на сообщение5 сентября 2012 г. 10:48
Внесу свои скромные три копейки.

По-моему жанр ужасов жив только в книгах и компьютерных играх. Не вспомню, когда меня последний раз смогло напугать кино такого рода — а ведь в детстве (у моего друга дядя владел видеопрокатом, ещё на vhs!) я пересмотрела вообще все ужастики, что были на прилавке. Где-то точно штук 50 :-))). Потом наступил настолько протяжной период, когда после кинотеатра оставалось только разочарование, что на фильмы ужасов я перестала ходить как данность. Вот серьёзно, последнее, что просто приятно было смотреть, это «Я — легенда» (но какой там первоисточник!). И не то чтобы напугались, но вещь хорошая.

То ли дело включить какой-нибудь «Сайлент хилл» (главное грамотное аудио, желательно несколько колонок с объёмным звуком. И не путать с кино) — вот уж где пугаешься каждому шороху и повороту, держа руку на кнопке атаки.

Моё личное мнение: наш современный зритель довольно приевшийся. Например, моя бабушка до сих пор рассказывает, что так и не смогла прочесть «Вия», а уж кино смотреть — тем более. Но вряд ли таким напугаешь современного человека, какой бы хорошей книга не была?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2012 г. 21:39
Современный зритель вообще по-моему сильно приевшийся, особенно если насмотренный хорошо. А вопрос этот интересный — собственно, где хоррор? Игры — да, безусловно. Какая-нибудь «Амнезия» вполне способна выдать такой перфоманс, от которого будут дрожать коленки. Аудио вообще чуть ли не сильнейшая выразительная часть для хоррора, как по мне.

Кстати, по поводу Сайлент Хилла — а насколько возможно в него играть сейчас? Просто уже игра не новая, естественно, но поиграть хочется. Хотя страшусь графики и косого управления (если буду играть, то на портативной приставке)
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2012 г. 23:47

цитата febeerovez

Кстати, по поводу Сайлент Хилла — а насколько возможно в него играть сейчас? Просто уже игра не новая, естественно, но поиграть хочется. Хотя страшусь графики и косого управления (если буду играть, то на портативной приставке)

Не сильно портится со временем, если не брать совсем уж старых игр (навроде первого «резидент эвил» ещё в 2D). Я лично знакомство с «Сайлент Хилл» начала поздно, с третьей части, но она и есть самая лучшая. Коридоры всё равно остаются тёмными, кровь красной, туман пугающим, выскакивающие из-за угла зомби-медсёстры выматывают нервы окончательно :-))).

Управление косое, не спорю, но если есть приставка — повезло, у меня её не было. Кстати, иногда игрушки есть в слегка подлатанном варианте после выпусков различных «gold» серий.
Правда, что творится с жанром последние лет пять, не знаю. Времени давно нет — разве что погонять в новый TES. А Сайлент всё равно один их эталонов. Лично я периодически запускаю довольно старенькие игрушки — и ничего, нормально. Но для подобного отношения надо иметь стаж за компьютером)
 


Ссылка на сообщение6 сентября 2012 г. 10:49

цитата Kima Kataya

Правда, что творится с жанром последние лет пять, не знаю. Времени давно нет — разве что погонять в новый TES. А Сайлент всё равно один их эталонов жанра. Лично я периодически запускаю довольно старенькие игрушки — и ничего, нормально. Но для подобного отношения надо иметь страж за компьютером)

Оукей, попробую :beer:

А с жанр, мягко говоря, если брать Сайлент Хилл, идет не туда. Последние части скорее дубовый экшен, а не хоррор (кстати как и Резидент Ивел — только этот качественный еще), а у меня на PS VITE грядущий Сайлент Хилл вообще будет с камерой сверху и социальными элементами. Маразм короче %-\
 


Ссылка на сообщение6 сентября 2012 г. 11:41

цитата febeerovez

А с жанр, мягко говоря, если брать Сайлент Хилл, идет не туда. Последние части скорее дубовый экшен, а не хоррор (кстати как и Резидент Ивел — только этот качественный еще)

Да, резидент более «приключенческий». Помню, на тяжёлом уровне сложности 4-ая часть прошлась у меня за сутки и не возникало желания резко вырубить звук, поставить паузу и отдышаться, как иногда во время игры в «сайлент» (вот уж что ночью в одиночестве включать нельзя Х).

По поводу превращения в боевик — это идёт постепенное сращение жанров. Сейчас уже рпгшки выглядят как боевики с элементом хоррора. Тот же масс эффект. Классная графика, проникновенные электрозомби, рпг элементы, динамичные битвы. С другой стороны чистых хоррор проектов действительно почти нет. Последние резиденты окончательно склонились к шутеру, сами шутеры вообще разветвились на несколько направлений, но даже самые тёмные из них (например, пайнкиллер) — весёлое кровемясо, которое никак не ужасает.

Кстати, японцы традиционно делают кучу ужастиков, но не все они доходят до европейского пользователя.
 


Ссылка на сообщение6 сентября 2012 г. 19:47

цитата Kima Kataya

Я лично знакомство с «Сайлент Хилл» начала поздно, с третьей части, но она и есть самая лучшая

Общепризнанно, что лучшей частью СХ является вторая, которая по глубине сюжетной линии в чем-то перекликается аж с «Солярисом». А вот с третьей части уже начался упадок, поскольку серия наконец стала коммерчески успешной, и разработчики начали штамповать по игре каждый год, но все оригинальные идеи к тому времени уже закончились. 8-)
 


Ссылка на сообщение6 сентября 2012 г. 20:32
Эх, память, память... 8:-0 а мне вспоминалась, что третья %)
В любом случае обе точно понравились. (а учитывая, что с #3 было знакомство раньше, то и свежесть впечатлений у меня больше от той)

В общем интересные игры, и стоит того, чтобы хотя бы разок попробовать. Незабываемые ощущения. А главное — можно вырубить и пойти нервно попить на кухне чай ;-)
 


Ссылка на сообщение6 сентября 2012 г. 10:38

цитата febeerovez

Просто уже игра не новая, естественно, но поиграть хочется. Хотя страшусь графики и косого управления (если буду играть, то на портативной приставке)

В первый можешь на своей Вите поиграть, скорее всего. Я его на своей ПСП проходил. Страшно до усеру, даже не смотря на графику, все таки там основной ужас — это Акра Ямаоко. За остальные пока не брался еще, но их вполне можно пройти на компе, при условии наличия джойстика или если Виту вместо него можно присобачить, без этого закалебешься с управлением.
 


Ссылка на сообщение6 сентября 2012 г. 10:51

цитата iRbos

В первый можешь на своей Вите поиграть, скорее всего. Я его на своей ПСП проходил. Страшно до усеру, даже не смотря на графику, все таки там основной ужас — это Акра Ямаоко. За остальные пока не брался еще, но их вполне можно пройти на компе, при условии наличия джойстика или если Виту вместо него можно присобачить, без этого закалебешься с управлением.

Да я бы лучше вне дома играл, а то на Виту игры пока закончились новые, и как-раз подъехали старые игры с ПС 1. А на псп, кстати, был Сайлент Хилл: Ориджинс, который, говорят, был ничего. Вот только на вите в него не поиграть — в магазине нет. Почему нет — вообще не понятно. Совместимость с псп позволяет в теории.
 


Ссылка на сообщение6 сентября 2012 г. 13:07

цитата febeerovez

А на псп, кстати, был Сайлент Хилл: Ориджинс, который, говорят, был ничего.

Знаю, но начинать лучше с начала.
Так что начиная с первого.
Самый первый резидент тоже не плох, дино кризис еще, а вот вторые части обеих мне уже не так понравились.


⇑ Наверх