Майкл Крайтон


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Aleks_MacLeod» > Майкл Крайтон - Конго
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Майкл Крайтон — Конго

Статья написана 6 февраля 2013 г. 10:28

В своем творчестве Майкл Крайтон никогда не ограничивался какой-то одной темой. Каждая следующая книга автора была посвящена какому-то новому вопросу, зачастую совершенно из другой области. Строго говоря, лишь однажды за всю свою карьеру Майкл вернулся к уже рассмотренной один раз теме и под огромным давлением издателей, общественности, кинокомпании и Стивена Спилберга написал продолжение одного крайне успешного романа. В случае же с «Конго» писатель задался целью создать авантюрный приключенческий роман в викторианском стиле в духе «Копей царя Соломона» Генри Райдера Хаггарда. А параллельно Крайтон увлекся попытками обучения приматов языку жестом и движением за права находящихся в неволе животных, оба этих направления в конце семидесятых годов активно развивались и представляли интерес для общественности.

В основу «Конго» легла история об американской экспедиции, направившейся в западный Заир на поиски алмазов, следов их пропавших товарищей и давным-давно затерянного легендарного города Зиндж, богатство которого, по слухам, основывалось на крайне богатых алмазных копях. В состав экспедиции вошли геолог Карен Росс, приматолог Питер Эллиот, его подопечная горилла Эми, наемник Шарль Мунро и несколько местных носильщиков.

Повествование в основном ведется с точки зрения Росс, Эллиота или Мурно, но в то же время самим людям и развитию их характеров Крайтон почти не уделяет внимания. Оно и понятно, практически все члены экспедиции – уже сформировавшиеся взрослые люди, и даже опасное путешествие в Конго не способно ничего изменить в их душе. Другими словами, на собственных ошибках никто не учится. Дело в том, что вглубь тропических лесов всех героев книги влекут разные цели, но все они вполне подходят под определение «жажда славы, богатства или успеха».

Например, у холодной, высокомерной, эгоистичной, честолюбивой и расчетливой Карен Росс в жизни только один приоритет – сделать успешную карьеру, поэтому для нее в конголезской экспедиции –самое главное – добиться успеха любой ценой. Она не считается с потерями и даже гибель нескольких носильщиков воспринимает исключительно как досадную помеху. А ее упрямство и упорное игнорирование быстр меняющейся обстановки и вовсе может поставить под угрозу жизни всех окружающих.

Не менее честолюбив и приматолог Питер Эллиот, который стремится добиться в деле изучения обезьян какого-нибудь значимого прорыва и сделать себе имя. Стоит только появиться перспективе потрясающего научного открытия и всех сопутствующих этому делу бонусов, грантов и стипендий, как Питер забывает обо всем, даже о своей подопечной горилле Эми. Но, справедливости ради нужно отметить, что Эллиот действительно привязан к горилле, заботится о ней и у него хватает совести прийти в ужас от поведения Росс.

Строго, говоря, наемник Шарль Мунро тоже присоединился к экспедиции ради наживы, но при этом он обладает сразу несколькими качествами, выделяющими его на фоне Эллиота и Росс. В отличие от них, он никогда не ставит абстрактное богатство выше безопасности отряда, он осторожен, осмотрителен и способен понять, когда игра не стоит свеч и лучше всего отступить. Но с другой стороны, здравомыслие и забота о собственной шкуре – это обязательные навыки для любого наемника на африканском континенте, если он хочет дожить до пятидесяти. Мунро дожил.

Но настоящей звездой книги является горилла Эми. Добрая, искренняя, честная и прямая обезьяна куда симпатичнее погрязших в поисках сиюминутной выгоды людей. Она не честолюбива, довольствуется маленькими удовольствиями (чесать Эми, щекотать Эми, обнимать Эми, угостить Эми вкусненьким), и при этом прекрасно ориентируется в джунглях, и знает, куда стоит лезть, куда не стоит, а когда нужно уносить ноги прямо сейчас. Примечательно, что по сути все выжившие члены экспедиции обязаны своим спасением именно Эми, но при этом вряд ли кто-то, кроме Мунро, об этом вообще догадался, поскольку все остальные были слишком заняты мыслями об возможных прибылях и упущенных выгодах.

Это подводит нас, пожалуй, к самой главной мысли, заложенной Крайтоном в «Конго». Человек так кичится своим превосходством над животным миром, в то время как его величие порой оказывается мнимым, а в некоторых аспектах животные и вовсе превосходят людей. Однако именно человек представляет самую большую угрозу для дикой природы, и его деятельность, такая как вырубание дождевых лесов, загрязнение атмосферы, разрастание городов, регулярно обрекает различные виды на вымирание.

Автор старается предостеречь человечество от бездумного уничтожения окружающего мира, от экстенсивной вырубки дождевых лесов, безумной гонки за наживой и прочих не самых приятных составляющих нашей цивилизации. Мельком Крайтон также поднимает вопросы вымирания отдельных видов и обучения некоторых высокоразвитых животных, обе эти темы затем получат дальнейшее развитие в «Затерянном мире».

Как и всегда, научные, моральные и философские проблемы спокойно существуют рядом с увлекательным сюжетом. Крайтон довольно умело нагнетает интригу и повышает уровень накала, достигающего своего максимума к последним страницам, однако затем совершенно неожиданно и неоправданно сбивается с темпа и вываливает на читателя ворох абсолютно ненужных сведений о гонках вооружений, секретных испытаниях с извержениями вулканов и прочих совершенно лишних подробностей.

Резюме: Крайтон в очередной раз доказывал высокий свой уровень романиста, способного сочетать увлекательное повествование с очень серьезными моральными, философскими и этическими проблемами и вопросами. Вот только ответы на них он предлагает искать самим.





472
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение6 февраля 2013 г. 10:34
Эх, еще бы отзыв про «Пиратские широты», а то книжка лежит, а как скоро читать пока не решил. У людей крайне противоположные отзывы по ней.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2013 г. 10:38
http://fantlab.ru/blogarticle10594

:-)

Если в целом, то для Крайтона слабовато, не зря он ее не опубликовал при жизни. Рука мастера чувствуется, но как-то в целом не айс. Я целиком подписываюсь под отзывом Barros.
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2013 г. 10:41
Спасибо за ссылку, хочется чего-то такого, пиратского.)
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2013 г. 10:44
Ну тогда читайте, пиратских романов не так уж и много)


Ссылка на сообщение6 февраля 2013 г. 12:14
Спасибо за интересную рецензию! Как всегда — исчерпывающе подробно и обстоятельно. Каждая мысль — на своей полке, не спотыкаясь о другую.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 февраля 2013 г. 09:16
Спасибо :beer:


Ссылка на сообщение6 февраля 2013 г. 12:54
Будет монография о творчестве Крайтона? 8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 февраля 2013 г. 09:12
Монографию мне никто не оплатит, да и издать негде будет :-))) Хотя учись я на литературоведа, можно было бы диплом по нему написать. Но увы, я не литературовед :-(
 


Ссылка на сообщение7 февраля 2013 г. 09:39
Так учись на него!
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2013 г. 23:45
Шутишь, мой учебный стаж итак уже девять лет составляет, куда еще то?


Ссылка на сообщение6 февраля 2013 г. 22:20
Спасибо!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 февраля 2013 г. 09:12
Пожалуйста :beer: Надеюсь, вам понравился текст.
 


Ссылка на сообщение7 февраля 2013 г. 21:06
Да и роман (как почти все у Крайтона) и рецензия (как почти все у ваши рецензии).
 


Ссылка на сообщение7 февраля 2013 г. 23:12
Спасибо. Чисто статистики ради, а какие не понравились рецензии?:-)
 


Ссылка на сообщение7 февраля 2013 г. 23:23
Понравились все, вообще-то. Неправильно выразился.8-]
Я просто не все читал — в частности на вселенные: ЗВ, Star track, т.к не особо ими интересуюсь.
 


Ссылка на сообщение7 февраля 2013 г. 23:27
Ну я почему-то сразу как раз на них подумал:-)))


Ссылка на сообщение6 февраля 2013 г. 23:38

цитата Aleks_MacLeod

самим людям и развитию их характеров Крайтон почти не уделяет внимания.
Вот это очень верно подмечено. Принципиальная крайтонская установка.

цитата Aleks_MacLeod

в конце семидесятых годов активно развивались и представляли интерес для общественности.
А вот это — вторая его установка. Быть конъюнктурным.

цитата Aleks_MacLeod

ворох абсолютно ненужных сведений о гонках вооружений, секретных испытаниях с извержениями вулканов и прочих совершенно лишних подробностей.
Крайтон этого не делающий, Крайтон «13 воина», примитивен. Без этого он не лучше Гришема.

цитата Aleks_MacLeod

приключенческий роман в викторианском стиле

Эх, нет перевода «Великого ограбления поезда«!

цитата Aleks_MacLeod

крайне плодородных алмазных копях
Лучше богатых
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 февраля 2013 г. 09:16

цитата ааа иии

Принципиальная крайтонская установка.


Я так с ходу и не могу припомнить ни одного хорошо проработанного персонажа у Крайтона. Разве что Малькольм да Беовульф. Ну и Смит с Коннором в «Восходящем солнце выбиваются», хотя о прошлом Смита автор все равно умалчивает. Как и о прошлом Берри в «Экстренном случае».

цитата ааа иии

А вот это — вторая его установка. Быть конъюнктурным.


Это да, он очень часто удивительно вовремя появлялся с новыми книгами. Но иногда безнадежно опаздывал или наоборот очень спешил.

цитата ааа иии

Крайтон этого не делающий, Крайтон «13 воина», примитивен. Без этого он не лучше Гришема.


Убери эти две главы из «Конго», книга ничего не потеряет. Да и «13 воин» я бы не назвал примитивным.

цитата ааа иии

Эх, нет перевода «Великого ограбления поезда«!


А все-таки нет, да? В библиографии на ФЛ русское название отмечено, я надеялся что все-таки есть где-то. Жаль, придется на английском читать.

цитата ааа иии

Лучше богатых


ОК, спасибо.
 


Ссылка на сообщение7 февраля 2013 г. 21:21

цитата Aleks_MacLeod

Но иногда безнадежно опаздывал или наоборот очень спешил.
Допустим, Рой устарел до написания. Но спешил...?
 


Ссылка на сообщение7 февраля 2013 г. 23:13
Там и Солнце устарело до написания. А насчет спешил он вроде бы в Next события лет на 5 предвосхитил, насколько оф сайт его говорит.


⇑ Наверх