В России отмечают 190 летие


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Другая литература» > В России отмечают 190-летие великого драматурга Александра Островского
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

В России отмечают 190-летие великого драматурга Александра Островского

Статья написана 12 апреля 2013 г. 11:02
Размещена:

12 апреля исполняется 190 лет со дня рождения великого русского драматурга Александра Николаевича Островского (1823-1886).

Его современник Иван Гончаров писал в одном из писем Островскому: «После вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он, по справедливости, должен называться «Театр Островского»...»

Будущий драматург родился в Москве, в семье чиновника. Учился на юридическом факультете Московского университета. С юных лет мечтал стать писателем. «Самый памятный для меня день в моей жизни,- вспоминал он позднее,- 14 февраля 1847 года. С этого дня я стал считать себя русским писателем...» В тот день он читал свою первую комедию «Картина семейного счастья» на квартире профессора С. П. Шевырёва, где обычно собирался литературный кружок. Вскоре эта пьеса была напечатана в газете «Московский листок». А следующую его комедию «Свои люди — сочтёмся!», которую Островский читал у М. П. Погодина, одобрил сам великий Гоголь. И хотя эту пьесу запретили для постановки и за автором был установлен тайный надзор полиции, популярность Островского всё возрастала.

Среди героев его пьес больше всего купцов, но есть и чиновники, и простолюдины, и представители дворянства. Он показывал широчайший социальный спектр российской жизни, сочетая идеи народности, развиваемые Белинским и Добролюбовым, с теориями славянофильства. «Самая лучшая школа для художественного таланта есть изучение своей народности»,- утверждал Островский. Наряду с обличительно-сатирическими комедиями он создавал и позитивные пьесы, например «Не в свои сани не садись», где показаны образы благородных купцов — Русакова и Бородина. А не менее благородный пьяница Любим Торцов из пьесы «Бедность не порок» как бы оттенял образы купцов-самодуров вроде Тита Титыча из пьесы «В чужом пиру похмелье».

Островский работал в разных жанрах, создавая комедии, драмы, исторические драмы, трагедии («Гроза») и даже сказки («Снегурочка»). Он, конечно, был реалистом, бытописателем, но, как сказал А. И. Южин о его «Снегурочке», «драматург вплетал в серую ткань быта золотые нити романтизма». Положительные герои его пьес восставали против окружающей среды. Катерина из «Грозы» бросается в Волгу. Бедный актёр Несчастливцев из «Леса» восклицает: «Вы комедианты, шуты, а не мы!..» «Я просвещаю, а вы развращаете!» — говорит молодой учитель Мелузов («Таланты и поклонники»). Отрицательные персонажи тоже предпочитают высказываться просто и прямо, без лукавства и словесного тумана. Режут правду-матку в глаза, без лишних слов («Я не люблю, когда рассуждают!..»). В этом смысле Островский отличается от Чехова с его подтекстом и скрытым лиризмом. Островский обычно избегает полутонов.

Пьесы Островского всегда были актуальными, и поэтому ставили их не только на сценах академических театров. Ранний Эйзенштейн, Мейерхольд, Марк Захаров — кто только из режиссёров-новаторов не пытался модернизировать эти пьесы! Актуальным Островский остаётся и в наши дни...





144
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх