Владимир Маканин Размышляя о


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Календула» > Владимир Маканин. Размышляя о русском романе...
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Владимир Маканин. Размышляя о русском романе...

Статья написана 28 апреля 2013 г. 17:24

Недавно я прочла небезынтересное эссе В.С. Маканина «Ракурс. Одна из возможных точек зрения на нынешний русский роман». Данное эссе было прочитано автором на торжественном открытии 55-й Франкфуртской книжной ярмарки 7 октября 2003 года.

Автор довольно четко и лаконично излагает свою точку зрения на развитие русского романа в 20 веке. Маканин проводит мысль о том, что «герои русских романов отдыхают в усадьбах». Герои романов 19 века. Усадьба здесь выступает как некий символ, знак эпохи и особенности литературы этого периода. Это истоки современного романа. «Мир Чехова — прихожая 20 века».

Характерной особенностью романов 20 века становится обобществление или отчуждение, разрушение (Маканин еще называет это «Раздеванием»): у героя постепенно отнимается всё — жилье, имущество, хозяйство, даже семья и чувство собственного достоинства. Он остается голым. Руская проза этого периода охвачена метафизикой «раздевания». Герои романов интуитивно движутся к истокам — к античной простоте, читать — наготе. Наготе не физической, но духовной и социальной.

Последний знаковый романный герой — зек. Это апофеоз отчуждения и «раздевания». У него отнято всё, он сам у себя отнят. На этой точке русский роман остановился, замер. Писатели оказались в растерянности — каким теперь должен быть герой.

Современные авторы очень осторожны в изображении своих героев. Герой нынешнего романа прибедняется, это «герой с оговорками» — вот и есть у него дача, но маленькая, на отшибе, да и не го она, а тещи, машина — плохонькая развалюха.

Русский роман быстро и резко эволюционировал в 20-м веке. А сейчас он находится на распутье, он в поиске нового героя.





166
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение30 апреля 2013 г. 14:17
Уж больно общие рассуждения
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 апреля 2013 г. 14:26
Все претензии к автору. Это краткое изложение эссе.
 


Ссылка на сообщение30 апреля 2013 г. 14:30
Не совсем претензии, просто черезчур абстрактно.
Я подумал может вы мнение автора разделяете, что-то смогли бы прояснить.
 


Ссылка на сообщение30 апреля 2013 г. 14:33

цитата Alex Kolz

Я подумал может вы мнение автора разделяете, что-то смогли бы прояснить.


Отчасти разделяю, но лишь отчасти. Согласна, что слишком обобщенно, мне очень не хватало конкретики, больше примеров, чем есть. Идея, суть эссе ясна, но можно эту идею развить и дать неплохую типологию героев русского романа в 20-м веке, объяснить истоки и эволюцию этих героев.
 


Ссылка на сообщение30 апреля 2013 г. 14:36

цитата Календула

Идея, суть эссе ясна, но можно эту идею развить и дать неплохую типологию героев русского романа в 20-м веке, объяснить истоки и эволюцию этих героев


Наверно. Но из того, что я прочитал даже сама идея не кажется хоть сколько-то обоснованной. Действительно бы побольше конкретики.
 


Ссылка на сообщение30 апреля 2013 г. 14:53
Маканин скупо объясняет, почему на смену героям из усадеб пришел герой, стремящийся всего лишиться, объясняет это исторически, обстановкой в стране. Я не со всеми положениями согласна, но то, что герой меняется и выходит из усадьбы в массы, и что на смену индивидуальному приходит коллективное, спорить сложно.
 


Ссылка на сообщение30 апреля 2013 г. 14:58

цитата Календула

что герой меняется и выходит из усадьбы в массы, и что на смену индивидуальному приходит коллективное, спорить сложно


Мне и кажется, что сложно из-за того, что очень общё и невнятно.
Но это мое мнение, конечно.
 


Ссылка на сообщение30 апреля 2013 г. 15:03
Тут нужны конкретные примеры и анализ текстов и героев, в эссе это не вложить — получится большой труд. Видимо, задача автора состояла в кратком обзоре.
Не знаю, с какой целью эссе было написано. Я ждала большего.


⇑ Наверх