Византия провал сложных


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «angels_chinese» > "Византия": провал сложных вампиров
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Византия»: провал сложных вампиров

Статья написана 25 сентября 2013 г. 23:34

Для родной газеты.

В прокат вышел новый фильм Нила Джордана «Византия», сюжет которого, несмотря на название, не имеет к тысячелетней православной империи никакого отношения.

«Византией» тут называется бывшая гостиница, которую двухсотлетняя вампирша Клара (Джемма Артертон) превращает в бордель. Есть в финале фильма и одна отсылка к собственно византийской истории, увы, невнятная и необязательная. Но так как режиссер Нил Джордан своей фильмографией доказал, что он далеко не глупец, остается предположить, что название намекает на прилагательное «византийский», которое несет в себе дополнительные смыслы: «хитрый, лицемерный, жестокий» в русском и «очень сложный, лабиринтоподобный» в английском.

Ирландец Нил Джордан известен своим умением усидеть сразу на двух стульях – кино и авторского, и коммерческого. Прославившись некогда сказкой ужасов «В компании волков», он начал не без успеха чередовать съемки в Голливуде и Ирландии. Отсюда – профессионально снятые и коммерчески успешные «Интервью с вампиром», «Майкл Коллинз», «Конец романа» с одной стороны и более авторские, как правило, ирландские киноистории вроде «Жестокой игры», «Завтрака на Плутоне» и «Ундины» с другой.

И в последние годы Джордан не изменяет себе: после «Ундины», фестивальной псевдофэнтезийной картины о бедном рыбаке, чей невод выловил однажды женщину (то ли русалку, то ли нет), режиссер снял популярнейший телесериал «Борджиа», а параллельно – опять-таки для души – работал над «Византией». Репутация Джордана такова, что сегодня у него с удовольствием снимаются лучшие актеры мира: в «Ундине» главную роль сыграл Колин Фаррел, в «Борджиа» знаменитого папу Александра воплотил сам Джереми Айронс, а в «Византии» кровососущих маму и дочку изображают англичанка Джемма Артертон (Гретель из «Охотников на ведьм») и совсем юная ирландка Сирша Ронан («Милые кости», «Ханна», «Гостья»).

Разумеется, сочетание «Джордан плюс вампиры» заставляет вспомнить в первую очередь «Интервью с вампиром» с Томом Крузом, Брэдом Питтом и Антонио Бандерасом. Может быть, это один из лучших фильмов об упырях за всю историю кино, ставший культовым в том числе благодаря литературной основе – роману Энн Райс. Действие «Интервью» происходит в разных эпохах и географических локациях, от испанской Луизианы 1791 года и Парижа 1870-х до современных Нового Орлеана и Сан-Франциско. Энн Райс и Нил Джордан не первыми поняли, что бессмертие вурдалаков позволяет создать в пределах одной книги и одного фильма масштабную, сложносочиненную, увлекательную историческую хронику. Однако именно «Интервью с вампиром», а не, допустим, «Дракула» Копполы, подняло планку вампирских эпосов на недосягаемую высоту.

«Византия» – это попытка прыгнуть еще выше, поставить новый мировой рекорд в столь редком виде спорта, как кино о кровососущих. История Клэр и ее дочери Элинор развертывается в двух-трех временных пластах одновременно: наполеоновские войны, раннее викторианство, современность. География тут не столь широкая, как в «Интервью с вампиром»: в самом начале Клэр, работающая стриптизершей в ночном клубе, убивает таинственного «господина», тоже, по всей видимости, вампира, и вместе с дочкой бежит в прибрежный городок, где двести лет назад все и началось...

Мы постепенно узнаем о том, что Клэр в юности совратил некий капитан Рутвен (Джонни Ли Миллер; имя персонажа отсылает к одному из первых английских вампиров, герою романа Кэролайн Лэм «Гленарвон», списанному с лорда Байрона), после чего она оказалась в борделе, где и родила Элинор. Не решившись убить дочь, Клэр подбрасывает ее в монашеский приют и много лет спустя, уже превратившись в вампира, спасает от верной гибели.

«Византия» рассказывает зрителю истории, много историй, вложенных одна в другую, как элементы китайской головоломки. В этих историях меняются времена и костюмы, но герои остаются прежними. Безжалостный капитан Рутвен, его сослуживец Дарвилл, чуть не погибший от лихорадки, братство вампиров, передающее избранным карту островка, на котором есть странная пещера: тот, кто в нее заходит, выпадает из времени, встречает самого себя, умирает и воскресает уже новым, мертвым, бессмертным существом... И, конечно, Клэр и Элинор, вокруг которых закручивается действие: мать и дочь, представляющиеся сестрами, нигде подолгу не задерживающиеся, навсегда оставшиеся такими, какими они были в момент вампирского преображения.

Это одна из загадок фильма, то, что не говорится прямо и о чем зрителю нужно догадаться самому: в момент превращения в кровососа останавливается не только старение тела, но и развитие духа. И если ты шлюха, пусть и поневоле, ты и дальше будешь стремиться работать в домах терпимости и ночных клубах, потому что ничему новому тебе уже не научиться. Если же ты 16-летняя девочка, воспитанная в монашеской строгости, наивная и мечтательная, – ты обречена оставаться такой на протяжении вечности. Если ты «не тварь дрожащая, а право имеешь», ты будешь таким всегда. И ни войны, ни революции не сделают тебя другим. Изменить тебя может только одно: любовь. Вампиры Джордана остаются людьми, они готовы умереть сами, но защитить от смерти любимых. Как пел Леонард Коэн: «Любовь – единственный способ выжить...»

Парадокс в том, что такое вот сложное, многоуровневое кино с прекрасными актерами, не похожее ни на комедийную жвачку, ни на скучные фильмы ужасов, ни на унылые боевики, почему-то мало кому сегодня нужно. «Византию» год держали на полке и выпустили в ограниченный прокат летом, в самое тухлое для киносборов время года, так что на начало августа касса фильма – около 90 тысяч долларов – была более чем в сто раз меньше его бюджета. Уже сейчас можно сказать, что это, увы, провал.

А значит, у Нила Джордана будет еще меньше хороших сложных фильмов. Что-нибудь попроще – ради бога. Когда-нибудь в будущем историки кинематографа вновь откроют нашу эпоху и вспомнят, что снимались в то время приличные ленты, однако публика их не любила. Но «Византия» будет хорошо смотреться и через двести лет. Такая любовь не стареет.





742
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение26 сентября 2013 г. 00:11
Спасибо за рецензию.
Но причину провала фильма вижу в другом.
Возьмите «ПЛиО» и снимите по ней полнометражку. Одну. По всем книгам сразу. Возможно ли такое? Естественно. Кому это будет нужно? Никому.
«Византия» — слишком богатая лит. основа. Столько героев, событий, сюжетных линий. По ней надо было снимать качественный сериал. А получился, фактически, дайджест, раз-раз, быстрей-быстрей, галопам по европам.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 сентября 2013 г. 08:48
Э... Разве был какой-то первоисточник?


Ссылка на сообщение26 сентября 2013 г. 01:08
Наверное еще причина провала в том, что народу уже надоели нынешние историии о вампирах. Так и тут: «фильм с названием «Византия»... вамриры? Опять? А Византия где?
В результате на фильм пошли любительницы «сумерек», а для них то что вы описали провально
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 сентября 2013 г. 08:58
Причина провала была одна: фильм не раскручивался вообще, от слова «совсем». Прокатчики-то не дураки же себе бяку делать, они сразу просекли, что финансовый успех или хотя бы даже элементарная отработка бюджета дистрибьюторам не интересны (вероятно, фильм выпустили в кинотеатральный прокат, а не просто «директ-ту-дивиди» вообще, чтобы не ввязываться в судебные разбирательства с Нилом и/или его продюсерами). Потому и взяли ленту в крайне ограниченный прокат на укороченный срок и очень малое число сеансов.


Ссылка на сообщение26 сентября 2013 г. 08:50
Джордан ещё торт.
Да.

Прокат был кошмарным, конечно. По крайней мере, у нас продлился неделю и то лишь в трёх кинотеатрах. Хоум видео уже ситуацию не спасёт.
НЕБО, ЗА ЧТО?!:-(((


Ссылка на сообщение26 сентября 2013 г. 09:01
Позвольте поблагодарить Вас за хорошую рецензию. Остаётся посмотреть фильм.


Ссылка на сообщение26 сентября 2013 г. 09:12

цитата angels_chinese

Парадокс в том, что такое вот сложное, многоуровневое кино с прекрасными актерами, не похожее ни на комедийную жвачку, ни на скучные фильмы ужасов, ни на унылые боевики, почему-то мало кому сегодня нужно.

Согласен. Вот только я уже давно не смотрю «на мнение большинства» (тем более, что это большинство — как правило жующая поп-корн в кинотеатре молодежь). А вот мне фильм понравился. После десятка низкопробных боевиков и ужасиков (а с некоторых пор — ещё и мелодрам) «про вампиров» данный фильм, несмотря на его неспешность и затянутость, я посмотрел «на ура». Просто сел перед телевизором, и ни на что не отвлекаясь, получил удовольствие от просмотра.


Ссылка на сообщение26 сентября 2013 г. 10:10
Спасибо вам за хорошую рецензию. Добавлю этот фильм в список к просмотру.


Ссылка на сообщение26 сентября 2013 г. 15:10
Спасибо. Это надо посмотреть.


Ссылка на сообщение26 сентября 2013 г. 22:22
Спасибо, кино нужно будет посмотреть.

И за одно уже досмотреть «Борджиа»


Ссылка на сообщение28 сентября 2013 г. 16:11
Многие хорошие фильмы проваливаются в прокате. Но, увы, «Византия» пролетела мимо кассы совершенно заслуженно. Вся глубина и многослойность, которую увидел в фильме уважаемый рецензет, к финалу совершенно испаряется. А в осадке остаются чистейшие «Сумерки». Очень неприятная трансформация.


Ссылка на сообщение5 октября 2013 г. 21:40
А может быть Джордан перемудрил? Или — что уж точно — зритель привык к говну со вкусом попкорна. Еще одни «сумерки» зритель бы скушал легко, но по привычке — кассу уже срубили, пошел вторяк. А тут всякие игры с историей и географией. Вообще «Облачный атлас» доказал — не пойдет в нынешнем мире игра.
Впрочем, я жалеть Джордана не стану. После такой дряни как «Борджиа» (сделанной по заказу семейства Борджиа, видимо) желателен хороший камешек к ногам.
Дабы не думали, что зря пнул этого лакировщика — мужем Розы Ваноццо был граф Кастильский (вся история о каком-то крестьянине, мордобое, обидах летит в мусор), после свадьбы Лукреция с мужем торжественно, с кучей народа (человек в сто) во главе с папой идут на брачное ложе (вся история с нежным переносом на ручках и насилием во время лишения девственности — бред собачий. Летит в мусоропровод). Да и Зизим умирает от яда на территории Франции — так что хоть папа его и отравил, но никто не душил беднягу подушкой. Так что сериал настолько глуп и фальшив, что может и «Византия» навернулась не зря?
Страницы: 12

⇑ Наверх