Уолтер Йон Уильямс Зов


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» > Уолтер Йон Уильямс "Зов Смерча": Клон, как средство завершения незавершенного
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Уолтер Йон Уильямс «Зов Смерча»: Клон, как средство завершения незавершенного

Статья написана 23 декабря 2013 г. 02:23

Про клонов мне всегда интересно, еще с самого знаменитого клона фантастики — Дункана Айдахо из Вселенной Дюны. С клонами можно придумать бесконечную историю, проходящую через века и тысячелетия, можно — рассказ об отдельных жизнях, каждый раз разных и уникальных. Можно вернуть прошлое, и снова пережить ту же самую жизнь, можно начать все с чистого листа и воплотить нереализованные мечты. Можно сыграть драму или комедию. Или разыграть детектив.

Поэтому книга Уолтера Йона Уильямса «Зов Смерча» привлекла внимание. http://fantlab.ru/work24121

Название обещало нечто крутое, захватывающее: драму и детектив в одном флаконе, а автор уже был знаком, как создатель интересных космических миров.

Наш герой Стюарт – клон и он живет во время, когда двойников разводят отнюдь не на органы. Уже изобретена технология полного переноса сознания в новые тела после смерти оригинала, и жизнь можно продлевать таким образом бесконечно долго./Есть в этом опять  что-то от Дюны. Не первый раз встречаю у Уильямса такие маленькие намеки на Герберта./

По задумке, Стюарт  должен был стать вместилищем для сознания своего предшественника, продолжить его жизненный путь. Но немного не срослось: 15 лет жизни оригинала, сгинувшего где-то на просторах Космоса, исчезли из памяти, оставив множество загадок: что случилось с предшественником, и как он закончил свои дни, как прожил эти 15 лет, и почему не захотел сохранить их в памяти в новой жизни?

Казалось бы, новое молодое тело, память, возвращающая в далекое прошлое, когда еще ничего плохого не случилось в жизни, предоставляют неповторимый шанс начать все с чистого листа. Но не дают покоя вопросы и загадки, и, казалось бы, сама судьба — события и встречи — подталкивают героя на одну единственную дорогу: узнать историю жизни своего оригинала и завершить его незаконченные дела. А для этого нужно отправиться по следам предшественника, собрать все детали 15-ти лет его жизни, разобраться в причинах его смерти и, если потребуется, завершить дела.

Вот об этом этот космический детектив. Стюарту придется по кусочкам собрать мозаику жизни своего оригинала. Для этого надо помотаться по Солнечной системе, посещая самые разные космические базы и орбитальные поселения.  И тут необходимо упомянуть о мире, в котором живет герой.

А мир этот несимпатичный и временами отвратительный. В нем страны заменили враждующие корпорации, каждая — со своей идеологией, армией и социальной структурой. Человечество еще более разобщено и менее свободно, чем в наше с Вами, время. По большей части, люди прячутся от реальности за системами безопасности небольших общин, дающих хоть какое-то чувство безопасности от жестокости, преступности и быстро меняющегося мира с его новыми технологиями и непонятными инопланетянами, жестко выставившими людей из Космоса. Прибавим еще к этому увлечение играми с генетикой и новыми технологиями- Игры Дарвина, в процессе которых появляются самые разнообразные образцы людей для изменившегося мира. Кстати, жаль, что  эта часть только упоминается в книге, но никак не используется в сюжете.

Какую память может найти наш герой в таком мире? Только воспоминания о войне с ее жестокими решениями, о работе наемника и шпиона, о вине перед близкими за разрушенную жизнь.  И тут возникает еще одно «жаль». Ведь какие сюжетные ходы сулили воспоминания о войне среди древних руин Мощных, какой эмоциональный всплеск был возможен от истории маленького сына. Но опять удачные находки никак не вписались в сюжет.

А что же тогда «вписалось»? Только возможность завершить незавершенное: пройти, как разрушительный смерч по тайным замыслам, сулящим Земле еще более страшное будущее, и покарать преступников.

Но при всех этих завлекательных внешних атрибутах,  я не могу сказать, что читала этот космический детектив,  не отрываясь. Долгое начало и очень медленное раскручивание сюжета, с большим количеством подробностей, которые оказываются вовсе и не нужны для сюжета и понимания характера героя. Частые провалы, когда практически ничего не происходит. Сложные интриги корпораций были бы интересны, если бы не опасность потеряться среди многочисленных длинных названий, запутанных взаимосвязей компаний и служб и скучных описаний.

Т.е., история не зацепила. Мне не хватило в ней эмоциональности и ощущения обещанного названием Смерча. Все чтение преследовало чувство чего-то вязкого, когда даже динамичные сцены со стрельбой и погонями выглядели, как в замедленной съемке.

Ну и достаточно предсказуемый, ожидаемый конец, который не удивил: все пришло к чистому листу — долги уплачены, предназначение свершено. Комедия не планировалась, но и драмы не получилось.





196
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх