Эдуард Маципуло Нашествие


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» > Эдуард Маципуло "Нашествие даньчжинов": Нашествие не имеющих собственного мнения
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Эдуард Маципуло «Нашествие даньчжинов»: Нашествие не имеющих собственного мнения

Статья написана 25 декабря 2013 г. 02:14

Теперь я точно знаю, что многим нашим талантливым авторам не повезло со временем. Начав писать в конце 80-х, они оказались не у дел в 90-е, когда было не до чтения – выжить бы. А когда люди вновь потянулись к книге, на прилавках уже утвердилась совсем другая литература. И, если бы не фантлабовец  Гвардеец, я бы никогда не узнала ни об этой книге, ни об этом авторе.

Эта книга не для всех. Я не скажу, что она сложна для понимания.  Как раз напротив,  позиция автора ясна и однозначна, и не придется выискивать скрытый смысл между строк, как в «Культуре» Бэнкса или романах Воннегута.  Говоря «не для всех» я имею в виду,  прежде всего, способность читателя рассматривать идеи, даже если Вы лично с ними не согласны или они кажутся Вам неприятными и отталкивающими. Т.е, я хочу сказать, что эта книга для тех, кто имеет собственное мнение, хотя она и рассказывает о тех, кто этого мнения не имеет.

На меня роман произвел большое впечатление, оставив после себя тревожное чувство узнавания. Это не значит, что в нем нет изъянов.  Подача идей показалась мне слишком прямолинейной и безапелляционной.  Монологи и диалоги несколько затянутыми, иногда – разрушающими логику повествования. Но смысловая составляющая искупила все эти недостатки.

Итак, позвольте представить Вам роман  Эдуарда Маципуло «Нашествие даньчжинов». http://fantlab.ru/work167402 Надеюсь, Вы простите мне некоторое раскрытие сюжетных ходов.  Для тех, кто захочет сохранить интригу, я подготовила сокращенный вариант в разделе «Отзывы».

Когда закрыла последнюю страницу этой книги, я глубоко задумалась обо всем, что произошло со мной за последние тридцать лет. Странно, но я не очень хорошо помню тот год, когда она была написана — 1989 -й. Помню только, что у меня было море проблем: нашу семью посетила первая смерть, все труднее становилось кормить семью, организация, которая давала нам кров, пала жертвой в борьбе с привилегиями,  и мы всем скопом оказались на улице. И,  как миллионам таким же, как я,  было не до чтения.

А жаль, так жаль, что она не попалась мне тогда. Может, она смогла бы подготовить меня к тому, что произойдет со мной в 90-е. Нет, мне бы не стало легче или спокойней — как раз этого книга не обещает. Но я бы чувствовала себя уверенней от подтверждения, что что-то не так не со мной, а с окружающим миром.  И, может, я бы не пропустила момента, когда стало быстро увеличиваться количество «тех, кто не имеет своего мнения», и предприняла бы меры, чтобы их не оказалось в моем окружении, избежав многочисленных разочарований и глубоких душевных ран.

Показалась бы мне тогда, что эта книга-  почти пророчество. И не было бы сейчас болезненного недоумения от того, что эти пророчества сбылись.

Мы переносимся в некое условное настоящее/80-е годы, XX век/. Вполне мирные, вполне благополучные. Вот только, что-то грызет мир: уж больно много стало людей, «не способных существовать без чужого мнения, готовых исполнять любой приказ, любую функцию», слепо следуя по заранее определенной дороге. И,  чтобы побольше узнать об этом явлении, профессиональный монстролог/монстры бывают разные/отправляется в Гималаи исследовать общество даньчжинов — «тех, кто не имеет своего мнения».

Заповедный уголок, место медитаций и духовного совершенства... Покоряющее своей внешней красотой и утонченностью. И за этим благородным фасадом- жестокое и предельно регламентированное общество, с младенчества убивающее любое проявление индивидуальности.  Общество, где каждый шаг, движение, событие – регламентированы, и самое страшное преступление – отход от навечно установленных правил и традиций.   Милые с виду люди, твердящие о духовном развитии – настоящие рабы, уверенные в святости собственного рабства.

Пожалуй, второй раз в фантастике я встречаю такое глубокое рассмотрение концепции рабства. Только у Ле Гуин в ее «Четырех путях к прощению» встречала нечто подобное: рабство не материально, оно — духовно.  Но Ле Гуин писала об этом несколько позже, не так прямолинейно, более жестко и менее фантастично.  А в 1989 году она все еще рассказывала грустные истории Земноморья.

В этом же романе рабство- добровольный отказ от внутренней свободы и права иметь собственное мнение в обмен на блага и покой.  Явление столь распространенное, что мы уже свыклись с ним настолько, что оно не вызывает у нас возмущения. Напротив, все чаще порицаются те, кто мнение это имеет, высказывает и находит смелость отстаивать. И перед нами целая череда духовных рабов: простых людей, чиновников, священников, солдат и работников прессы- огромная масса, готовая поддержать любого, кто снимет с их плеч ответственность за собственные жизни и совершаемые поступки, укажет цель и направление.

Один из самых жутких эпизодов – отказ от собственного духовного наследия –  священных тигров. Предательство принципов, совершенное ради продления заведенного порядка, порождающее чудовище, мстящее за насилие над Природой, карающее духовных рабов за подмену разума догматами.

Но это только одно из пугающих предсказаний нашего настоящего. Вот это еще более жуткое: «Это покойники, живущие среди людей как люди. И не мертвые, и не живые. Их души улетели и уже переродились, а они, ставшие тэуранами, ходят по земле, разговаривают, стреляют, ищут женщин, поедают много пищи – больше, чем может съесть нормальный человек. Они ругаются и кричат ужасными голосами, когда им хорошо».

А еще есть об армии, чиновниках, бюрократии, журналистах, власти, писателях и философах. Об образовании и защитниках природы. О любви, жажде власти, богатстве, зависимости от новых технологий и компьютеров/СССР, 1989 год!/. Много о чем, но всегда узнаваемое.

Кто-то может сразу сказать: очередная пропагандистская, антирелигиозная и предвзятая вещь о духовно разлагающемся обществе, напичканная цитатами и поучениями. Отнюдь. Здесь много действия, приключений в джунглях, подземельях и в старых развалинах, а также мягкого юмора, а временами — едкой сатиры. Один только рассказ о журналисте, перебегающем от одной противоборствующей стороны к другой, чего стоит.

Мне тут пришло в голову,  что подобный роман мог появиться в нашей стране только в конце 80-х, на излете времени надежд. А может кто-то идеологически выдержанный тогда решил, что он о загнивающем западе. Кто же знал, что пройдет всего лишь пара десятков лет,  и нас тоже захватят «не имеющие собственного мнения» даньчжины.





263
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх