От страха до


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Pickman» > От страха до ужаса...
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

От страха до ужаса...

Статья написана 28 декабря 2013 г. 11:55

Лучшие страхи года. — М: Рипол Классик, 2013

В 2009 году издательский дом St. Martin’s Press принял решение закрыть фундаментальную серию «Лучшее за год: Фэнтези. Хоррор», которой Эллен Датлоу и её коллеги посвятили двадцать лет жизни. Эстафету приняло калифорнийское издательство Night Shade Books, поручив заслуженному редактору новую линейку антологий — «Лучшие ужасы за год». Как и следовало ожидать от профессионала, Датлоу справилась с задачей. Достаточно сказать, что в июне текущего года вышел пятый выпуск серии, который уже может похвастаться именами Стивена Кинга и Питера Страуба на обложке. Тем временем на русском появилась первая антология, где «ужасы» перелицованы в «страхи».

Выискивать тенденции и лейтмотивы в жанровом ежегоднике — занятие увлекательное, но неблагодарное: любое обобщение будет отражать не столько реальную картину, сколько убеждения самого рецензента. И всё же нельзя не отметить, что многие сюжеты сборника построены на столкновении человека с великой загадкой смерти. Прежде всего это повесть Лэрда Баррона, с характерной для автора экстравагантностью озаглавленная «Лагерштетт». В палеонтологии этот термин обозначает залежи особо хорошо сохранившихся окаменелостей, у Баррона — некое посмертное бытие, где души людей (или их зловещие подобия) застывают, как насекомые в янтаре. К этому образу привязано галлюцинаторно-вязкое повествование о женщине, которая переживает страшную потерю и стремительно теряет себя саму. Зыбкая поволока ужаса, окутывающая повесть, и хирургически тонкий психологизм свидетельствуют, что Баррон не зря считается одним из столпов современного хоррора и полноправным наследником Лавкрафта.

На этом фоне незатейливо выглядит «Река разливается» Дэниела Кайсена — своего рода парафраз «Шестого чувства», где героиня то и дело «видит мертвецов» — но все ли из них мертвы? «Груз» Е. Майкла Льюиса повествует о военных, которым в 1978-м выпало перевозить тела людей, ставших жертвами печально известного массового самоубийства в Джонстауне. Трогательно, добросовестно — но и только.

Именитый Глен Хиршберг в «Эсмеральде» предлагает неожиданный вариант «сумеречной зоны» — заброшенные книгохранилища. А где зона — там и сталкеры… Из этого зыбкого материала возникает эмоциональная история о человеческих утратах и дыхании иных миров. И дыхание это отдаёт смертью.

Как и «Эсмеральда», большинство рассказов сборника тяготеет к психологической ветви жанра — той, что в России принято называть «мистикой». В «Пингвинах апокалипсиса» Уильяма Спенсера герой противостоит самому настоящему алкогольному демону — и мастерство автора не располагает к шуткам о белочках и зелёных чертях. «Loup-garou» Р. Б. Рассела посвящён традиционной для современного хоррора теме утраченной идентичности, поданной по-английски отстранённо. «Человек с вершины» Адама Голаски демонстрирует, как беззащитна обыденная реальность перед вмешательством тёмных сил; впрочем, больше всего упомянутый в названии человек походит на метафору подсознания. В сюрреалистическом «Бельэтаже» Миранды Сименович доведена до ужасающего предела ещё одна метафора: весь мир — театр.

Жемчужиной сборника можно назвать «Лазы» Саймона Бествика, где автор играет на нескольких страхах одновременно. То, что начинается как триллер о горстке учителей и детей, переживших ядерный взрыв, постепенно перетекает в классический экзистенциальный хоррор, оглушающий читателя клаустрофобией и кошмарами неевклидовой геометрии. И всё это служит лишь подкладкой для ещё одной безнадёжной истории о живых и мёртвых.

Есть в антологии и рассказы попроще, не требующие глубокого погружения. Страшилки на любой вкус: от людоедства и киднеппинга до городских легенд и мифологических монстров. Особняком стоит «Девушка в нарезке» — остроумное нуар-фэнтези в исполнении Грэма Эдвардса. А Джо Р. Лансдейл в «Выброшенном на берег» дарит читателям чарующе жуткую притчу о людях и море, настоящую поэзию в прозе.

Как водится у Датлоу, в книгу включена и пара стихотворений — одно чуть получше, другое похуже, но места в вечности не видать обоим. Как, вероятно, и «Гузке» титулованной Марго Ланаган — сомнительному варианту сказки о Гензеле и Гретель. Если каннибализм присутствовал в этом сюжете изначально, то тема педофилии едва ли себя оправдывает.

Итог: не привлекая самых громких имен, Эллен Датлоу собрала довольно симпатичную и сбалансированную антологию, которая разочарует разве что любителей кровавого, экстремального хоррора. Всем остальным книга доставит немало приятных минут.

цитата
«Я обернулся. Будь это рассказ М. Р. Джеймса, я увидел бы, как из листвы выглядывает призрачное обезьянье лицо с закрытыми глазами. Через мгновение оно бы исчезло — возможно, со зловещим хлопком. А если бы это был рассказ Стивена Кинга, то из-за пальмы выскочила бы живая обезьяна и отгрызла мне лицо!»

Юэн Харви, рассказ «Гарри и обезьяна»

Рецензия впервые опубликована в журнале "Мир фантастики" №3, 2013





434
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение28 декабря 2013 г. 13:58
Очень захотелось прочитать. Тем более что у этого автора читала антологию «С точки зрения тролля» и в этом же оформлении.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 декабря 2013 г. 14:35
Датлоу хорошо подходит тем, кому хочется не чистого хоррора как такового, а любителям пограничных жанров. Вот им-то ей точно есть что предложить.
Не лучшая антология из прочитанных в этом году, но некоторые рассказы запомнились крепко.
 


Ссылка на сообщение28 декабря 2013 г. 14:36
Вот с «Троллем» так. Есть что-то очень даже неплохое, а большинство слабоваты, но все равно для расширения кругозора было интересно почитать.


Ссылка на сообщение28 декабря 2013 г. 17:50
Спасибо!

Я сомневался, а тут совпало: в стоковый как раз завезли экземплярчик, я сегодня прочел тебя и сразу его цапнул. :beer:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 декабря 2013 г. 18:24
Удовольствие не гарантирую :-)))
Но тут как и с любой антологией: у составителя должны быть совсем уж кривые руки, чтобы читателю НИЧЕГО не понравилось.
У Датлоу скорее прямые, хотя подход Джонса, Адамса и Вандермееров мне нравится больше)
 


Ссылка на сообщение28 декабря 2013 г. 19:07
Ну дык, в том-то и дело, что у нас на сайте оценки в целом какие-то унылые, а ты надежду вселил. :) С другой стороны, Хиршберга я _очень_ уважаю и стараюсь не пропускать. Хотя Лансдейла вот сейчас прочел, пока в городе сижу на встречах... ну, были у него и лучшие вещи.

Вообще же сборники тем и хороши, что в них есть разные тексты. Некоторые внезапно и очень по касательной добрасывают мне идеи, из которых рождаются собственные истории. 8:-0
 


Ссылка на сообщение28 декабря 2013 г. 19:24

цитата Vladimir Puziy

Хотя Лансдейла вот сейчас прочел, пока в городе сижу на встречах... ну, были у него и лучшие вещи.
Тут он пишет в нехарактерной для себя манере, хотя мне, пожалуй, очень даже понравилось.
Вообще, чего-то откровенно неинтересного и слабого ни разу еще у него не встречал.

цитата Vladimir Puziy

Вообще же сборники тем и хороши, что в них есть разные тексты. Некоторые внезапно и очень по касательной добрасывают мне идеи, из которых рождаются собственные истории. 8:-0
Это да. В том числе и поэтому я люблю сборники и не люблю трилогии, пенталогии и инфинитологии)
 


Ссылка на сообщение31 декабря 2013 г. 13:06
А где такой стоковый? Если конечно мы говорим о Киеве
 


Ссылка на сообщение31 декабря 2013 г. 13:32
В конце рынка же. (Но книжки уже там нет 8:-0)


Ссылка на сообщение29 декабря 2013 г. 06:53
«Лазы» это дааа... Неприятная вещь, но как хоррор — очень хорошо.
Уже подзабыла эту антологию. Помню, что больше всего зашли «Эсмеральда» и «Loup-garou». А в целом всё было довольно средне.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 декабря 2013 г. 10:24
Тут еще не стоит забывать, что это первая антология в серии, Датлоу располагала совсем скромным бюджетом, и ей пришлось сделать упор на новичков. А те справились не во всех случаях. Я постепенно буду читать последующие — посмотрим, изменилось ли что-нибудь.


Ссылка на сообщение29 декабря 2013 г. 11:55
Влад, как ни ругали эту антологию, а мне запомнилось и понравилось несколько вещей из неё. Ради одних «Лазов» стоило уже брать.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 декабря 2013 г. 19:53
У меня тоже положительные впечатления перевесили.


Ссылка на сообщение31 декабря 2013 г. 00:20
Довольно средний сборник.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 декабря 2013 г. 00:51
Пожалуй. «Запах страха» мне понравился заметно больше.
 


Ссылка на сообщение31 декабря 2013 г. 23:46
А мне больше понравился «Вкус ужаса» :-)


⇑ Наверх