О благородном разбойнике


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» > О благородном разбойнике замолвите слово
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

О благородном разбойнике замолвите слово

Статья написана 19 января 2014 г. 08:26

Майк Резник Сантьяго: миф далёкого будущего


Майк Резник Сантьяго: миф далёкого будущего
Наверное, рассказ о романе и герое, именем которого он назван, следует начать так же, как и книгу. «Говорят, что родился он от матери – кометы и отца – солнечного ветра, что разбрасывает планеты как пушинки и борется с черными дырами, чтобы нагулять аппетит». Такое начало может быть только у легенды, но никак не у реальной истории.

Действительно, так. В «Сантьяго» мифическое и легендарное будет постоянно переплетаться с реальностью, а поэтические символы будут значить для понимания происходящего столько же, сколько и достоверные факты, подтвержденные свидетельствами очевидцев и официальными документами.

Примечательно, что с героем , который назвался Сантьяго,  мы встретимся лишь в самом конце, и ничего не сможем достоверно узнать ни о его характере, ни о его жизни, ни о тех мотивах, которые толкнули лично его на избранный путь. Почти 90 процентов книги — это поиски легендарного бандита, главы преступного мира, ответственного за сотни преступлений и убийств по всей Галактике. И если избавиться от такого, то плакать Галактика точно не будет. По крайней мере, так это видится со стороны тех, кто эти поиски начинает. А это, в свою очередь, тоже легендарные личности: знаменитые охотники за головами Ангел и Каин-Певчая птичка, для которых поиск Сантьяго — вершина нелегкой карьеры. Вот эти двое через встречи с другими персонажами будут поставлять нам те самые факты, документы и рассказы очевидцев, которые должны лечь в основу нашей «объективной» оценки происходящего.

Но есть еще и «субъективная» составляющая, которую щедро будет поставлять нам герой романа, который, к слову, так и не появится лично на страницах. Нам будут доступны лишь отрывки из бесконечной саги Пограничья Внутренних миров, которую пишет полусумасшедший поэт Черный Орфей, вечно тоскующей по своей Эвридике/опять мифология!/, метко описывая самых колоритных персонажей, с которыми в нелегких поисках придется встретиться нашим охотникам. А это, по большей части, личности, хоть и известные, но сплошь неприятные — контрабандисты, убийцы, воры, мошенники, лжецы, неудачники, фанатики. И невольно думаешь, что, если уж таких Сантьяго страшит, то каким же он должен быть чудовищем?

Каждая глава- веха в поисках легендарного преступника, посещение самых разных планет, встречи с различными персонажами,  каждый из которых оказался не просто достоин упоминания в поэме Черного Орфея, а  ярким и колоритным сам по себе, даже без привязки к истории Сантьяго.  Каждая глава дает новые кусочки мозаики, которые должны сложиться в стрелку, указывающую направление к «логову» Сантьяго. Вместе с героями азартно следишь за тем, как распутывается клубок — переплетение домыслов, недомолвок, откровенной лжи, невинных фантазий,  приправленный опасными стычками, драками и перестрелками. Пока не становится понятным, что что-то явно здесь нечисто, и большую часть книги мы потратили на версию лишь одной заинтересованной стороны, и потому неплохо бы услышать мнение другой. Но когда эта другая сторона получает, наконец, слово,  то звучит оно как-то не очень убедительно. Пары глав, которые автор дал Сантьяго, чтобы оправдать себя по всем пунктам обвинения, оказалось, с моей точки зрения, маловато, чтобы проникнуться к герою лично, созданному им образу «благородного разбойника» и его делу симпатией.

Хотя это беспроигрышный образ-  защитник обиженных и обездоленных, преследуемый неправедным законом и творящий простую и понятную справедливость: забрать у богатых и отдать бедным, покарать виновных и защищать невиновных. Четко и ясно: зуб за зуб,  глаз за глаз. Не борец с системой, не революционер, не политик — просто парень, решающий конкретные проблемы конкретных людей, не брезгующий при этом разбоем, контрабандой, убийством, воровством и мошенничеством.

Сантьяго оказался не просто таким парнем. Он стал новыми Робин Гудом, Зорро, суровыми героями вестернов в одном флаконе/русские читатели могут добавить еще Дубровского/для  далекого будущего, скорее мифом, идеей, утешением и фантазией о справедливости в изначально несправедливом мире, чем реальной силой, способной как-то повлиять на жизнь людей. Печально, но этот миф оказался не менее выгоден самой порочной системе, как предохранительный клапан, спускающий пар в мелкие стычки и незначительные баталии и позволяющей не доводить дело до глобальных социальных потрясений.

Конечно, хотелось бы, чтобы заявленная тема «мифа далекого будущего» прозвучала четче, но тогда пришлось бы пожертвовать историей Певчей птички, которая и есть настоящая история легендарного Сантьяго- реальной личности, в котором жестокость сочетается с благородством, идеалы с цинизмом, уважение к закону с бунтарским духом, которому знакомы и страх, и боль и горечь поражения. Героя, упорно не желающего сдаваться в своем стремлении изменить мир к лучшему, пусть только через миф — в мыслях и сердцах нескольких сотен или тысяч последователей и поклонников. Вот в такого Сантьяго хочется верить, хотя его дело и проиграно заранее,  и конец известен- безымянный холмик на богом забытой планете. Но миф об очередном «благородном разбойнике» продолжит жить, пока в нем есть нужда.





281
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение19 января 2014 г. 12:22
С этой книги я начал читать Резника. Тем более, кто любит старые спагетти-вестерны, меня поймут.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 января 2014 г. 12:27
Я не очень люблю вестерны, но прочитала с явным удовольствием, за исключением последних страниц 20-ти, когда уже стало все ясно, а автор решил добавить для верности» идейности». Последнее показалось явно лишним.


Ссылка на сообщение23 января 2014 г. 23:11
Рецензия правильная — показано, что хороший роман; и в то же время ясно и доходчиво разъясняется, ПОЧЕМУ этот роман — далеко не лучший у Резника, но в то же время один из самых популярных. На мой вкус, «Сантьяго» в подметки не годится «Черной леди» или «Слону Килиманджаро» — но при этом на голову выше многих других, куда более расхваленных книг.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 января 2014 г. 01:12
Я тоже расставила пока романы Резника в следующем порядке: «Слон Килиманджаро»- «Черная леди»-«Второй контакт». «Вальпургия» тоже понравилась, но уж больно жестока и натуралистична. Но даже так, «Сантьяго» выше уровня того, что в этом жанре издается сегодня.


⇑ Наверх