Владимир Аренев Комендант


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Croaker» > Владимир Аренев - Комендант мёртвой крепости
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Владимир Аренев — Комендант мёртвой крепости

Статья написана 26 января 2014 г. 15:53

Автор: Владимир Аренев

Название: «Комендант мёртвой крепости»

Цикл:  «Палимпсест»

Язык: Русский

Жанр: приключенческое фэнтези

__________

Российское издание (Лабиринт, Read.ru)

(ISBN-13: 978-5-17-080002-5)

Издательство:АСТ (январь 2014)

Объём: 416 страниц

Формат: 84x108/32 (130x200 мм)





Аннотация: Двадцать лет назад наступил конец света. Умер один из богов, мир распался на куски. Рухнули в бездну города, оборвались миллионы жизней. Но тем, кто уцелел, нужно как-то жить дальше.

Если ты комендант приграничной крепости — охранять вверенный твоей заботе городок от потусторонних тварей.

Если ты нечаянный герой из захолустья — с благодарностью принять назначение на должность наместника приграничной крепости.

Если ты последний из народа, что по недомыслию устроил конец света, — исправлять ошибки своих сородичей.

Но когда приходит сезон ветров, и ураган несёт из пустыни клочья смертельного тумана, и пробуждаются похороненные в древнем городе тайны, — вам троим всё же придётся встать спиной к спине: там, на стенах крепости Горелый Шандал.






Прежде всего, начну со столь любимых Пузием расшаркиваний: отзыв будет сумбурным и больше говорящим об отзывающемся, чем о самой книге. Потому что писать своё ценное мнение о произведениях этого нашего Аренева мне очень трудно  — мы с ним не только читали одни и те же книги, но и в голове они у нас преломлялись достаточно схожим образом.  Вот и не генерируются ни критичность, ни объективность.

Ежели предупреждение на вас не подействовало, то продолжаем. Итак, у нас с вами новое ареневское фэнтези, написанное в то время, когда всё регрессивное человечество ждет «Жребий жонглёра» (кто там Мартина за антологии ругает?). Прогрессивная же часть в последнее время привыкла к разноплановому автору, не ограничивающему себя внутриФиФовскими перегородками, чьи произведения пусть и не всегда смотрят в будущее, но при этом препарируют человеков в рамках научной и около парадигмы. И вдруг «классическое» фэнтези?

Мне показалось, что на этом стоит попытаться завязать интригу настоящего отзыва. Тяга молодых авторов (мы же можем называть нашего вечного «дебютанта» молодым?) к креационизму имеет разную природу. У Аренева, кмк, всё зарыто в той перечитанности классическим и любимым. У тех, кто много читает фантастику, вырабатывается чувство вымышленных миров, умение и навык суммировать детали и на автомате рисовать в фоне картину мира, а также критерии «проработки мира» и мера тяги к надоям. Пишущий читатель примеряет последние и к своим детищам.

Так вот, в «Коменданте» Володя демиуржит щедро и много. Тут у нас и основательность Арды – язык и собственная система терминов, культурологический пласт и исторический фон, намеченная несколькими штрихами мифология с псевдопантеоном и потусторонним миром, встречающиеся с ядовитыми брызгами далайна: фауна – причудлива и многообразна. Тьху, скажут ортодоксальные любители НФ и будут как всегда не правы – при поглощении «Коменданта» непременно ощущается отчетливый пряный привкус спайса: география не произвольна (что удивительно для мира, разлетевшегося на «острова»), более того — четко увязана с экологией. Фауна… Ну, вы же не ожидали, что этот юннат не заиграется в биологические эксперименты. Интересная, в общем, фауна, больше скажу – биогеоценоз, и даже ругнусь: в книжке есть даже инвазия новых хищных видов. Да чего говорить, там даже мистический элемент научную стройность имеет. Вот и судите про классичность такого фэнтези сами, во всяком случае, в этом аспекте.

Далее, по формальным признакам фэнтези у нас героическое. Пусть героев и несколько, но масштабы автором намеренно уменьшены – до эпика не дотягивает. Но тут тоже хочется отметить некоторые отхождения от текущих стандартных решений субжанра. При расстановке приоритетов на переходе: моральный или ситуационный выбор -> поступок, «подвиг» — в нонешней героике акцент, как правило, делается на последних. Именно от них раскручивается интрига и сюжет. У Аренева же традиционно важны гуманистические мотивы — критичен переход от личного этоса к общим для всех людей проблемам, любит он поиграть на весах человек/человечество, ну, или в данном случае андэлни/андэлни. Тем занятнее, что в «Коменданте» эта игра с определяющими решениями остается за кадром, но при прохождении отсечек четко ощущается её важность для автора.

Выше было про общеареневское, пропущенное через рассматриваемую книгу. А ниже хочется отметить ещё пару частностей. Первая из них: персонажи. Оценивать их вы, конечно же, будете сами, от себя же отмечу, что, как и большинство Володиных героев, они вызывают у меня одновременные симпатию и раздражение (последнее на мой мизантропический вкус, является очень даже неплохим показателем их объемности). Среди них нам попадутся «куковские герои» (пусть и набивший всем читающим мою колонку штамп, но уж, что показалось, то и показалось). Контингент крепости Шандал (той самой, из заголовка) – мелкими штришками, парой и шуток и толикой ругани, выведенные в выпуклых солдат персонажи – напомнили мне о парнях из Черного Отряда. Это, кстати, создает непривычное для (обычно камерных по ощущениям от массовки) книг автора впечатление, что персонажей достаточно много. Также куковское то, что ряд героев непринуждённо меняет план своего действия, смещаясь из-под пучка софитов на задний план и наоборот. Ну не мог я любимого Кука не приплести.

Вторая частность – композиция. Она напоминает бэр-маркада, затейливый, но сообразный своей природе конструкт. Гипертрофированный пролог, а затем резкий переход к основной части с полной сменой декораций и почти полной – героев. Решение может показаться спорным на первый взгляд, но по прочтении вы автора за это поблагодарите, поскольку к собственно роману подойдете подготовленным пусть и не на уровне аборигена, но вполне освоившимся в мире Палимпсеста. Если вы считаете, что на этом Аренев и ограничился в издевательствах над кирпичиками книги, то нет – несколько раз вы сможете поймать себя на том, что ничего не понимаете в происходящем. А это всего-навсего сюжетная линия собралась в складочку, и вам посчастливилось познакомиться с последствиями прежде, чем вы узнали о предпосылках. Добавляет всё это некоторой остроты чтению, кмк.

Обозначу для незнакомых с творчеством ВП/А ещё и его подход к динамике произведений: вы же видели, как ведёт себя сливочное масло на сковородке? Оно сначала степенно и важно оплывает, потом быстренько расползается по донышку, а в концовке и вовсе интенсивно начинает шкворчать. Теперь вы подготовлены к распределению темпа в «Коменданте».

Справедливости ради проговорю то, что кто-то может посчитать недостатками романа. Основным мне в этом разрезе видится его манера подачи информации читателю, на которой, несомненно, сказывается его педагогический базис – для неё характерна лекционность, больше скажу – менторство. Кому-то такое нравится, кому-то – нет. Но раз уж мы справедливость во главу угла возвели, то отмечу – «лекции» в настоящем романе достаточно органичны, и особенно помогает в этом то, что их часть вынесена в очень даже симпатичные эпиграфообразные вставки. Другим условным недостатком можно считать концовку – ну вредный он, этот Аренев, считает, что сказанного ранее вполне достаточно и читатель сам дорисует все линии до завершения по заданному пунктиру. Если учтем, что у финала горько-сладкий вкус, то это добавляет больше горечи.

Да, обязательная оговорка – несмотря на цикл и прочее, этот роман завершён, от слова совсем. То есть мы наверняка потом встретим часть героев, но то будут другие истории. Насколько я понимаю, тут будет связь на уровне первозаконовских одиночных романов Аберкромби, через мир и камео.

Собственно, с бессистемными наблюдениями я закончил, попробую в резюме рассказать, что же вы будете читать на деле: приключенческое фэнтези с хорошо проработанными героями и действительно созданным миром. Неоднозначные поступки, их цена и долг. Воины периферийной крепости занимаются своей работой – обороняют кусочек мира от внешних угроз, которые с каждым разом становятся всё опаснее. Но солдаты остаются на боевом посту. Не из-за того, что они когда-то давали позабытую присягу, не потому что им некуда уйти, а просто потому, что это их дело, дело чести.






476
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение26 января 2014 г. 16:38
Пока я первый: «Разумеется все куплено». А сейчас и саму рецензию почитаю :-D
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 января 2014 г. 16:46

цитата iRbos

Разумеется все куплено

Дык, вроде и не скрываю, главное, что цена меня устраивает :-))).
 


Ссылка на сообщение26 января 2014 г. 16:48
И это правильно. Надо быть честной куртизанкой :-D А вообще хорошая рецензия. «Сумбурная». Я половину умных слов даже не понял :-D Может потом и сподоблюсь купить и прочитать этого вашего Аренева.
 


Ссылка на сообщение26 января 2014 г. 16:50

цитата iRbos

Может потом и сподоблюсь купить и прочитать этого вашего Аренева.

Ты сначала купи, а потом сподобливайся ;-).
 


Ссылка на сообщение26 января 2014 г. 16:51
А я и наоборот могу :-D Тут главное не забыть :-)))
 


Ссылка на сообщение26 января 2014 г. 16:58
Что-то мне подсказывает, то только опосля выхода Аренева на рынок комиксов у него появятся реальные шансы (не у рынка комиксов ;) ).
 


Ссылка на сообщение26 января 2014 г. 16:59
Ну, так Аренев вроде туда собирался :-D Так что мы подождем :-)))
 


Ссылка на сообщение26 января 2014 г. 17:01
Что-то пока дела выглядят так, что скорей уж в другие смежные области -- где, правда, тоже имеются сценарии и раскадровки.
 


Ссылка на сообщение26 января 2014 г. 17:31
Ну, давай. Смежайся... Смежуйся... Короче ждем :-)))


Ссылка на сообщение26 января 2014 г. 16:41
А у тебя термин «инвазия» в каком смысле употребляется — эпи-паразитарном, зоологическом, или психиатрическом?;-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 января 2014 г. 16:47
В контексте биогеоценоза и хищных видов? Конечно психиатрическом :-))).
 


Ссылка на сообщение26 января 2014 г. 16:59
Эк!
 


Ссылка на сообщение26 января 2014 г. 17:28
Ну по крайней мере две трактовки — паразитологическая и зоологическая может подойти. Поэтому и уточняю — не вредности ради, а понятия для.:-)))
 


Ссылка на сообщение26 января 2014 г. 17:31
Я таки сильно извиняюсь, но «хищный» и «паразитический» в данном контексте не взаимоисключаемые ли понятия? :)

(спрашиваю с некоторым даже кайфом, что обсуждаем не бумагу/переплёт/качество печати, а. :beer:)
 


Ссылка на сообщение26 января 2014 г. 18:04

цитата Vladimir Puziy

Я таки сильно извиняюсь, но «хищный» и «паразитический» в данном контексте не взаимоисключаемые ли понятия? :)

Ну там много может быть всего — могут хищники быть обьектами инвазии паразитов, могут быть частью эпизоотического процесса в цепочке инвазивных стадий (паразитология), а могут быть инвазивным видом — зоология):-)
 


Ссылка на сообщение26 января 2014 г. 18:18
Про паразитов тоже кое-что планируется, даже начато. Но пока неясно, когда завершу. ;-)
 


Ссылка на сообщение26 января 2014 г. 18:19
Ждемс.;-)
 


Ссылка на сообщение26 января 2014 г. 17:32
Зоология там. Прикольная при этом. Таракан на обложке — это помянутый в отзыве бэр-маркад.
 


Ссылка на сообщение26 января 2014 г. 18:04
Про прикольную зоологию я люблю. Надо взять на заметку почитать.:beer:


Ссылка на сообщение26 января 2014 г. 17:00
Пасиба!

Что до «Жребия», то, как я уже говорил, этот день мы приближаем как могём. Собственно, если «Палимпсест» «выстрелит», то... ;)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 января 2014 г. 17:14
:beer:, ну, ты в курсе, Рыжего я жду. Может и отзыв таки напишу :-))) (а я все угрожаю, угрожаю).
 


Ссылка на сообщение26 января 2014 г. 17:15
Ну, мы в этом плане равноценны: я угрожаю дописать одно, ты другое. Так и живем. ;)
 


Ссылка на сообщение26 января 2014 г. 18:44
Скромно интересуюсь — а в электронке тебя можно/можно будет купить? Хоть бы и на Литресе?
 


Ссылка на сообщение26 января 2014 г. 18:50
Можно будет, но не на Литресе и не прямщас. 8:-0


Ссылка на сообщение26 января 2014 г. 18:14

цитата Croaker

Да, обязательная оговорка – несмотря на цикл и прочее, этот роман завершён, от слова совсем.
это то что я искали нашел в твоей рецензии! и это хорошо! 8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 января 2014 г. 19:02
:beer: ну, и хорошо :-)


Ссылка на сообщение26 января 2014 г. 18:28
Угу, я значит, тороплюсь, читаю, соображаю, а тут уже обсуждают! Нэпорядок. :-D
Что собственно, я могу сказать, не раскрывая заранее содержание своей рецензии? Ну, что аллегорийный и метафорический ряд с Croaker у меня разнится в корне. С разных позиций мы смотрим на роман. Композиционное издевательство? Нет, пролог и «складки» из общего ряда и обычных правил не выбиваются, более того, складки вполне обоснованы — ужимают лишний объем и позволяют пораскинуть мозгами.
Вот зря за кадром рецензии осталось сочетание глобального/личного, которое стремительно колеблется на протяжении всего романа. Именно это не дает действию завязнуть в омутах мыслей героев и мясорубках экшена.
А, чуть не забыл, а почему Аренев так ненавидит женщин? Кто-нибудь понял? :-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 января 2014 г. 18:32

цитата Green_Bear

А, чуть не забыл, а почему Аренев так ненавидит женщин? Кто-нибудь понял?


Обидные ваши слова! Как вообще можно женщин не любить?!
 


Ссылка на сообщение26 января 2014 г. 18:35
Угу, а если перечислю всех женских персонажей, включая закадровых? Начиная с чарознатицы из пролога и заканчивая Олли из эпилога. Кто тогда будет ?
Даже бедную, хлип, Синнэ и ту, хлип. :-((( ... покарал :-D
 


Ссылка на сообщение26 января 2014 г. 18:41
А если мужуков всех посчитать? А если зверьё?

Короче, никто не уйдёт, ничто не уползёт.
 


Ссылка на сообщение29 января 2014 г. 10:50
Прямо-таки анонс какого-нибудь традиционного японского — в стиле «а потом все умерли» :-D
 


Ссылка на сообщение29 января 2014 г. 12:00
И жили долго да счастлиао. В раю. :)))
 


Ссылка на сообщение26 января 2014 г. 19:44
Заметь, нас уже двое, кто это заметил)))
 


Ссылка на сообщение26 января 2014 г. 19:47
??? Ты ж еще даже роман не читал, злыдень! :box:
 


Ссылка на сообщение26 января 2014 г. 19:59
Я тебе это после пролога еще сказал)))
 


Ссылка на сообщение26 января 2014 г. 18:34

цитата Green_Bear

что аллегорийный и метафорический ряд с Croaker у меня разнится в корне


А вот это, по-моему, завсегда интересно. ;-)
 


Ссылка на сообщение26 января 2014 г. 19:09

цитата Green_Bear

С разных позиций мы смотрим на роман.

Тем интереснее :beer:.

цитата Green_Bear

Нет, пролог и «складки» из общего ряда и обычных правил не выбиваются, более того, складки вполне обоснованы — ужимают лишний объем и позволяют пораскинуть мозгами.

Ммм, а я где-то написал что композиционное издевательство — плохо? Имхо, строго наоборот. Но думаю вы согласитесь, что в разрезе композиции — пролог в формате самостоятельной повести и реверсивное развитие некоторых сюжетных линий — это все же отклонения от стандартных решений.
Впрочем разбора/оценок я и не делал — задачей себе поставил обозначить ключевые моменты.

цитата Green_Bear

Вот зря за кадром рецензии осталось сочетание глобального/личного, которое стремительно колеблется на протяжении всего романа.

Или мне показалось, или я таки не оставил за кадром :-))). См. выше — обозначил.
 


Ссылка на сообщение26 января 2014 г. 19:19

цитата Croaker

Тем интереснее

Тем больше споров :-)

цитата Vladimir Puziy

Ммм, а я где-то написал что композиционное издевательство — плохо? Имхо, строго наоборот.

Так и я не писал, что вы написали — плохо. ;-)

цитата Croaker

пролог в формате самостоятельной повести и реверсивное развитие некоторых сюжетных линий — это все же отклонения от стандартных решений.

Немного спорно. Во-первых, я не люблю само понятие «стандартные решения». Что считать стандартом, как определять — по количеству подобных вещей? Но тогда стандарт — это Мэри Сью и попаданцы. Поэтому само понятие мне не нравится.
Во-вторых, самостоятельная повесть была у той же Осояну в «Первой печати». Пусть там отчасти совпало, что повесть и роман шли в одном томе и все же. К тому же здесь вопрос объема самого пролога — насколько объем велик. Я считаю, что здесь не совсем пролог, скорее некая вводная история. То есть, иные задачи и средства.

цитата Croaker

Или мне показалось, или я таки не оставил за кадром . См. выше — обозначил.

Лично для меня эта составляющая более важная и ценная, поэтому и говорю, что слишком уж бегло по ней прошлись. Но тут уже дело вкуса.
Я же всего лишь немного злобствую, что не успел пока сам написать рецензию. :-)))
 


Ссылка на сообщение26 января 2014 г. 19:26

цитата Green_Bear

Поэтому само понятие мне не нравится.

Ну, это и не понятие, просто много буков писать лень, чтобы точнее дефинировать. Главное вы же поняли, просто формальничаете :-))).
Есть некое статистическое большинство от которого можно отталкиваться при обобщениях. В плане иных методов построения композиции, точнее их отсутствия, таковое большинство подавляющее.

цитата Green_Bear

Я считаю, что здесь не совсем пролог, скорее некая вводная история.

Ну, функции пролога она вполне выполняет = расширенная вводная в книгу.

цитата Green_Bear

поэтому и говорю, что слишком уж бегло по ней прошлись.

Не согласен, считаю, что по всем вершкам прошёлся равным образом бегло :-))).


Ссылка на сообщение26 января 2014 г. 21:05
Croaker Быстро у Вас все получается. Vladimir Puziy вот только пару дней назад книжку анонсировал, а вы уже успели прочесть и рецензию накатать. Поделитесь секретом 8:-0 Али рукопись была?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 января 2014 г. 23:48

цитата practicANT

Али рукопись была?

Вот он мой страшный секрет.


Ссылка на сообщение18 марта 2014 г. 18:49
Спасибо. Попробуем прочитать.


⇑ Наверх