Почему я больше не люблю миф


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» > Почему я больше не люблю миф о Сантьяго
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Почему я больше не люблю миф о Сантьяго

Статья написана 29 января 2014 г. 10:22

Совсем недавно писала отзыв на «Сантьяго» Майка Резника. Писала о нашей бесконечной любви к всякого рода народным мстителям, Робин Гудам, берущим правосудие в свои руки, когда те, кто обязан это делать, не могут обеспечить нам защиты и справедливости. Писала о простых решениях, о правосудии «улиц», без проволочек и адвокатов выносящем приговор преступникам и приводящем его немедленно в исполнение. О законе джунглей: «Око за око, глаз за глаз».

Вот сижу который день на процессе по делу банды убийц, членов которой народная молва вознесла чуть ли не до уровня «борцов с коррупцией» и «несправедливой властью». Я слушаю во всех подробностях, как убивали полицейских — нет не тех, которые, якобы, были коррупционерами и «крышевали» наркобизнес в богом забытом Кировском районе Приморья. Нет, первых попавшихся, которых даже не знали: простого хорошего и работящего парня — участкового из Ракитного, которого до сих пор оплакивают соседи и семья. И патрульного во Владивостоке, который просто оказался не в то время и не в том месте, и честно выполнил свой долг, подставившись под пули. Я слушаю в подробностях, как стреляли наши «защитники» в полицейских, которые своими телами закрывали случайно попавших под обстрел прохожих. Слушаю о четырех расстрелянных наркоманах, которые не были ни хорошими, ни трудолюбивыми, но были чьими-то сыновьями, пусть плохими, но все равно — любимыми. Слушаю о грабежах, поджогах, кражах... Слушаю, как обвиняемые перепихивают вину за содеянное на двух своих мертвых товарищей.

Но с этими все ясно. Но ведь даже по социологическому опросу почти половина жителей края считает этих отморозков «героями» и «борцами за справедливость». Как быть с этой половиной, которая уверена, что жизни участкового Карася, патрульного Ковальчука, сломанные судьбы их жен и детей, слезы матерей четырех застреленных парней — всего лишь неизбежное зло на пути к всеобщему добру? Как быть с ними, которые вздыхают, что «да, виноваты, но власть то виновата больше» и «свершенного не исправишь, но нечего губить молодые жизни»?

Что-то резко изменилось мое отношение к мифам о «народных мстителях». И уже не кажется история о Сантьяго безобидной романтической легендой для жаждущих справедливости в несправедливом мире. И не надо мне говорить о том, что «не мы такие, а жизнь такая». Я не поверю. Потому что рядом со мной на скамье в зале суда по одну сторону сидит плачущая мать патрульного Ковальчука, а по другую улыбающаяся подружка одного из убийц. А он смотрит на нас всех из-за решетки. И не отводит глаз.





187
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение29 января 2014 г. 12:06

цитата primorec

народных мстителях


о чём Вы?
Какие мстители?

Шакальё.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 января 2014 г. 12:26
Да, Шакалье. Да, отморозки. Но интернет и СМИ, в том числе и самые уважаемые, создали из них мучеников и страдальцев. Только за последние дни ко мне подходили десятки граждан с просьбой написать «правду» об этих «героях», представляя расправу над беззащитными наркоманами, как борьбу с наркомафией, а убийство милиционеров — как протест против произвола властей. И этот созданный искусственно миф продолжает гулять по сети, будоража тех, кто даже не вникает в суть этого дела.
Мне же захотелось рассказать о своем впечатлении стороннего наблюдателя. От которого обе стороны требуют объективности и непредвзятости.
Не думайте, что все присутствующие в суде разделяют мое мнение. Есть и такие, кто искренне встал на сторону этих бандитов, даже среди журналистов.
 


Ссылка на сообщение29 января 2014 г. 13:02

цитата primorec

подходили десятки граждан
— дурака не вылечить, к сожалению.
Особенно, если он сам этого не хочет. :-(
 


Ссылка на сообщение29 января 2014 г. 13:11
Знаете, писала о многих процессах. О маньяках, убийцах, коррупционерах, мошенниках. Но этот морально самый тяжелый. Все время хочется встать и пойти отмыться от обожающих взглядов, которые присутствующие в большом количестве   « поклонники» бандитов бросают на своих» кумиров»


Ссылка на сообщение30 января 2014 г. 12:18
а вам не кажется симптоматичным, что «приключения» подобного кровавого — с такой лёгкостью, и даже воодушевлением — воспринимается как робингудство? Это ведь тоже не просто так.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 января 2014 г. 12:27
У меня было много времени на суде подумать над этим вопросом. Во многом тут были виноваты прежде всего мои коллеги журналисты, которые первые подали эту банду, как « приморских партизан». Само сочетание настраивает на неких « борцов за справедливость».
Сегодня весь день провела в суде в ожидании вердикта присяжных, общаясь с адвокатами. Так вот, даже они говорят о том, что это просто отморозки, которых ни в коем случае нельзя выпускать на волю. А это говорят люди, которые выступали защитниками в самых нашумевших процессах.
 


Ссылка на сообщение30 января 2014 г. 12:31

цитата primorec

Во многом тут были виноваты прежде всего мои коллеги журналисты

Я не о том. Почему писанина «коллег журналистов» воспринимается как «борцы с властью и робингуды». а не «что за хрень они несут???».
Почему люди так легко СЕЙЧАС верят в первое и ждут его, чем думают по второму варианту?

цитата primorec

Так вот, даже они говорят о том, что это просто отморозки, которых ни в коем случае нельзя выпускать на волю.

Давайте примем за аксиому ,что я с этим не спорю ;) Я в том смысле — что именно мне это пояснять не нужно. Хорошо? В этой ветке диалога )
 


Ссылка на сообщение30 января 2014 г. 12:47
Мне кажется, что дело тут в следующем. Коррупция, крышевание нелегального бизнеса и наркопреступности со стороны правоохранительных органов — все это есть , и обычные люди в глубинке практически беззащитны перед этим произволом. Количество обиженных или ощущающих себя таковыми слишком велико, чтобы известие о том, что где- то какой- то полицейский зверски убит бандитами вызвала сочувствие. Скорее такой человек думает: все они одинаковы и нечего жалеть. А тут вполне симпатичные, молодые ребята вдруг начинают рассказывать, как его избивали полицейские, а потом он решил отомстить. Это понятно, это трогает! Правосудие без хождения по инстанциям? Кто о таком не думает?
А тут еще и СМИ надрываются, описывая чуть ли не каждый шаг обвиняемых , забывая упомянуть о жертвах и пострадавших. Оглянуться не успели — и создали ради сенсации и кликов на пустом месте новый миф о « народных мстителях».
Кстати, тут интересная деталь. Никогда не писала « приморские партизаны» , только « кировская банда» . Но в редакции все время исправляют. Ради кликов и цитирования. Деньги опять взяли свое
 


Ссылка на сообщение30 января 2014 г. 12:57

цитата primorec

Но в редакции все время исправляют. Ради кликов и цитирования. Деньги опять взяли свое

Тренд сменится — будут писать наоборот. Ну или если заказ пройдёт.

В общем куда не ткни — везде известное отверстие )
 


Ссылка на сообщение30 января 2014 г. 13:03
Ну, зачем же так пессимистично. Это мне по идее надо быть таковой:-((( но, как ни странно, многое можно сделать, например, правильным выбором слов, объективным подходом: если рассказываешь о защите, то столько же строчек удели мнению обвинения, если описал бандитов, не забудь вспомнить о их жертвах. О жертвах — всегда очень важно. Обычно их обезличивают, строчка- фамилия в протоколе. Если бы больше СМИ писали о том, какими были те, кого убивали, может меньше бы возникало сочувствия к их убийцам
 


Ссылка на сообщение30 января 2014 г. 13:13

цитата primorec

многое можно сделать, например, правильным выбором слов

Вот потому я и объективен пессимистичен. Вот вы например уверены в честности и справедливости своих действий. Как и каждая из сторон может быть искренне уверена. Или умело это симулировать.

цитата primorec

Если бы больше СМИ писали о том, какими были те, кого убивали,

Этот же принцип работает и для обеления убийц. Увы.


Я собственно к тому .что при современных принципах подачи информации — можно даже абсолютно безэмоционально писать самые голые факты — и это тоже будет инструментом манипуляций.
 


Ссылка на сообщение30 января 2014 г. 13:22
А СМИ И журналистика и есть инструмент манипуляций. Не бывает никакой независимости в этой профессии. Это такой же миф, как о Робин Гуде. Всегда есть те, кто платит, всегда есть мнение, которое кто- то продвигает. Всегда есть кто- то , кто отмечает» понравилось», за что тоже платят.
Что до моей уверенности в честности и справедливости своих действий, так таковой нет. Есть работа, за которую платят деньги. Ее можно делать профессионально, а можно халтурно. Ну, и есть границы, за которые не следует переступать в погоне за деньгами. Но это уже общечеловеческое
 


Ссылка на сообщение30 января 2014 г. 13:29

цитата primorec

Это такой же миф, как о Робин Гуде.

Да, соглашусь. Убедительно.
Правда в таком случае я не совсем понимаю .как вообще говорить о какой либо этике.
И критерий профессионализма — лишь в степени уменьшения топорности, с которой голова потребителя набивается нужными мыслями и реакциями.
В идеале — читатель будет уверен. что он увидел голые факты и всё остальное — его личное мнение :)
 


Ссылка на сообщение30 января 2014 г. 13:33
В идеале так. Но так никогда не будет. По крайней мере, до тех пор пока не появится подобный социальный заказ от читателя. А он не появится: большинство не желает забивать себе мозги фактами и самостоятельно их анализировать, а предпочитает готовое мнение. Чтобы потом можно было поругать « лживую прессу»;-)
 


Ссылка на сообщение30 января 2014 г. 13:58
Но она ведь лжива:) о чём вы сами сейчас и написали ) причём лжива — даже когда пишет чистую правду.
 


Ссылка на сообщение30 января 2014 г. 14:03
И вот, что интересно, во лжи будут обвинять нас чаще тогда, когда пишем правду, потому что правду никто слышать вовсе не хочет. В этом плане мне всегда нравился одноименный роман Пратчетта. О СМИ: когда правда только надевает башмаки, ложь уже пробегает половину мира.
 


Ссылка на сообщение30 января 2014 г. 14:24
Геббельс изменил мир сильнее чем Гитлер :)


⇑ Наверх