Зденек Буриан динозавры


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Karavaev» > Зденек Буриан: динозавры, приключения и люди
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Зденек Буриан: динозавры, приключения и люди

Статья написана 18 февраля 2014 г. 16:51
Размещена в рубрике «Колонка коллекционера» и в авторской колонке Karavaev

Зденек Буриан вряд ли нуждается в представлении.

Великий палеохудожник, мировая величина, оказавшая глубочайшее влияние на палеореконструкторов ХХ века.

Мамонты, брахиозавры, птерозавры и диатримы, старый игуанодон и величественный тарбозавр. Картины Буриана воспроизводятся до сих пор. В учебных пособиях, научно-популярных книгах, альбомах доисторических животных.

«Великий палеохудожник».

Однако, творческое наследие Буриана куда шире. Он иллюстрировал книги, детские журналы, делал «географические» циклы картин. Он был и остается невероятным мастером приключенческой иллюстрации.

В этой скромной статье я попытаюсь представить вашему вниманию немного другого Буриана.

Современного, динамичного, разного.

Динозавры тут тоже будут, куда ж без них. А еще плеск далеких морей, свист стрел, трубный глас слонов и рев Тарзана, обезьяньего приемыша.

Давайте же пройдем за Бурианом несколько шагов по дороге Приключений. Пути, по которому он шел всю свою жизнь.


Зденек Михаил Франтишек Буриан родился 11 февраля 1905 года в нижнеморавском местечке  Копршивнице. Тогда это была территория Австро-Венгрии. Его родители — отец был помощником архитектора — вскоре переехали в Страмберк, где и прошло детство Зденека.

Про маленького Зденека вполне можно было сказать: родился с кистью в руке. Он сызмальства показывал изрядные способности к рисованию.

Позже мастер вспоминал, что каждый вечер в окно его комнаты стучал закат. На подоконнике была уже приготовлена бумага, и Зденек пытался успеть поймать акварелью уходящее солнце. Эти «скоростные» этюды позволили отточить технику акварели, что сильно пригодилось ему в дальнейшем.

А еще рядом был лес. Полный удивительных вещей, достойных отражения на клочках бумаги…

А еще совсем неподалеку, в 10 минутах ходьбы от его дома были большие известняковые пещеры, сами по себе невероятная драгоценность для любого мальчишки. Там можно было найти остатки костей, фрагменты каменных орудий древних людей. Буриан вспоминал, как буйствовало в этих местах его мальчишеское воображение. Он представлял себе группку голодных людей в шкурах зверей, ютящихся вокруг огня. Битвы их со стаями гиен. Голод и боль зимних ночей.

Большое вырастает из малого. Детские впечатления еще найдут свою дорогу на холст и картон.

Война многое изменило в жизни всей Европы. Австро-Венгрия перестала существовать. Когда отец Буриана вернулся с войны, семья тонула в долгах. Старшего брата отправили учиться на инженера, а Зденек должен был стать лесником, в получасе езды от них была школа лесоводства. Да и профессия лесника в краю с богатыми охотничьими традициями сулила определенные перспективы.

Но однажды к отцу мальчишки (по воспоминаниям Буриана ему было лет двенадцать) пришел их преподаватель рисования Бартон. «Зденек должен учиться в художественной школе», — сказал он отцу. У мальчика талант. Его работы всегда были лучшими.

«Папа сказал, что это невозможно, что обучение двух сыновей сына он поддерживать не сможет».

Но Бартон попытался снова.

И в один прекрасный день учитель Бартон и Зденек с мамой отправились в Прагу.

Академия

Конечно же, они не отправились прямиком в пражскую Академию изобразительных искусств. Довольно было бы и художественной школы. Однако, все, к кому они обращались, увидев работы Буриана говорили:

— Вам нужно в Академию!

И Зденек стал держать экзамен в Академию. По итогам вступительных испытаний его зачислили сразу на второй курс в класс к профессору Якубу Обровскому.

И начались «буриановские университеты».


студенческий билет Зденека Буриана, 1919

Зденеку было четырнадцать. Его сокурсники были в основном двадцатилетними и теплых чувств к малолетнему выскочке они не питали.

цитата

Но их безразличие,  не самое большое зло. Сложнее терпеть голод. Я до сих пор помню, что я стою перед магазин выпечки, и  думаю о том, чтобы украсть буханку хлеба

Не было денег, так как семья содержать его не могла. Сначала он пристроился в монастыре капуцинов, выполняя там различную работу. Пару раз приходилось ему ночевать и под железнодорожным мостом. Утром доводилось ему видеть умерших от холода и истощения безработных.

Он учился, и рисовал, рисовал.


воин племени зулу, 1919

На польской дороге, 1917

Мальчик Зденек обожал приключенческую литературу, что в общем неудивительно.

цитата

Я бы не выстоял, если бы не прошел школу у лучших учителей: Джека Лондона, Сетона-Томпсона, Редьярда Киплинга, Жана Грея, и особенно Рекса Бича (Rex Beach).

Они и помогли ему выжить. Пытаясь заработать на жизнь, он предлагал свои наброски разным пражским издателям. И однажды ему повезло, ему дали проиллюстрировать книгу Роберта Стивенсона «Приключения Дэвида Бальфура» («Похищенный» в русском переводе), вышедшую в 1921 году.





Не ахти что, правда? Но для шестнадцатилетнего Буриана это был первый шаг. И следующие 60 лет он работал, работал, работал.

Он обрел почву под ногами, а вот с Академией пришлось расстаться. Сейчас трудно сказать художника какого из академических направлений мы потеряли. Портретиста? Пейзажиста? Баталиста?

Но в Академии его долго приводили студентам как пример человека, променявшего Высокое Искусство на какие-то приключенческие книжки.

Дух приключений

В стране активно развивался частный издательский бизнес. Тем паче полиграфическая база была на самом высоком уровне. А книги с картинками продавались намного лучше, тем паче такие, что в СССР неодобрительно называли «авантюрно-приключенческими».  Р еалистичные, яркие рисунки Буриана оказались востребованы. Он начал сотрудничать с ведущими издателями, иллюстрируя как книги, так и журналы.

Свое мастерство он начал в 1925 году оттачивать на знаменитой «Библиотеке ЗЕМЛЯ и ЛЮДИ», специализировавшейся на романах приключений.








Особенной славы они ему не принесли, но дали стабильный заработок и возможность развиваться. Буриан писал акварелью, гуашью, маслом, рисовал тушью и карандашом, комбинировал техники. Ему было только 20, ему нужно было еще многому научиться.

В 1927 году ему даже довелось иллюстрировать Пушкина и Костомарова.





Как видим, художник не отказал себе в удовольствии метнуть за борт княжну.

Запомнились его обложки для журнала «Маленький читатель».


Иллюстрация к «Дорожным неприятностям в тропиках» Бука





  

Сравните, как «повзрослели» работы Буриана в другой знаменитой приключенческой серии «С винтовкой и лассо», выходившей в 1934-1941 годах.







Индейцы, ковбои, бандиты, Дикий Запад — страна озёр и гор. Лассо, ножи, стрелы и томагавки. Залпы ружей и лошади на дыбы!









Однако подлинную известность принес Буоиану его «географический» цикл картин «Земля и люди», публиковавшийся в журнале «Весь свет» (другой вариант перевода «По всему свету»).


Взгляд на Килиманджаро






  


В индийской деревне

Буриан стал популярным, благодаря приключенческим книгам, и известным, благодаря «этнографическим» картинам.

А что же динозавры? — спросите вы. А вот теперь поговорим о динозаврах.

Впрочем началось все с мамонта.

Доктор Аугуста и художник Буриан

В 1932 году в Журнале «Маленький читатель» вышла коротенькая повесть Эдуарда Шторха «Охотники на оленей и мамонтов». Буриан сделал к ней обложку и несколько рисунков.






Журнал попал пред светлы очи профессора палеонтологического факультета пражского университета Йозефа Аугусты. И все завертелось.

Как вспоминал потом З.Буриан:

цитата

«Охотники» увидел профессор Йозеф Аугуста, который с 1933 года работал в Институте геологии и палеонтологии Карлова университета в Праге. Он пригласил меня домой и предложил мне «реконструировать» скелет диплодока, травоядного динозавра. Я нарисовал его за двадцать минут — анатомию животных я знал , потому что я вырос среди животных. У нас было две телеги и две лошади, собаки, кошки. На северных склонах Бескид было много оленей, ящериц, змей, парк оленей. В Хиквалде  я наблюдал оленя...

И, кстати —  анатомия лошади является стандартной для всех четвероногих, только мышцы немного отличаются.

Профессор Аугуста остался доволен, и так началась наша совместная работа.

Доволен-то он был доволен, но Буриану катастрофически не хватало опыта в подобной работе. Кроме того, Аугуста оказался столь же требователен и такой же трудоголик, как и сам Буриан. Прошло достаточно много времени, прежде чем пробы Буриана начали его устраивать.

В пражском университете не хватало костного материала, поэтому З.Буриан набивал руку на работах своих коллег — художников-палеореконструкторов.

Одни из первых работ, сделанных под руководством Й.Аугусты, 1935 год.


художник Альберт Кулл

художник Зденек Буриан
  


художник Чарлз Найт

художник Зденек Буриан
  

Издание 1937 года переработанной повести Э.Шторха «Охотники на мамонтов» вышло уже с предисловием Аугусты.  Да и мамонт там несколько похорошел.




А Буриан начал готовить иллюстрации к двум книгам Аугусты: беллетризованных палеонтологических очерков и энциклопедии.

Первая книга «Zavátý život», что приблизительно можно перевести как «жизнь, занесенная снегом», вышла в 1941 году. Вот тогда Буриан и сделал свой первый шаг к будущей всемирной славе палеореконструктора, затмившей все его остальные работы.

В книге было 8 работ гуашью на отдельных вклейках и более сорока рисунков тушью.







Вторая книга — энциклопедия «Чудеса первобытного мира» (1942) — вышла и вовсе потрясающей.


Огромная — более 750 страниц томина — рассказывающая о развитии животного и растительного мира не Земле. Иллюстративный материал там был сборный: использовались работы многих известных художников и палеонтологов. Аугуста написал текст, используя последние научные достижения, а Буриан нарисовал 13 цветных картин маслом, 12  гуашью и более 60 тушью.


Вообще, это одна из тех книг, что навсегда покоряет сердце мальчишки. К сожалению, на русском языке до сих пор нет ничего сопоставимого.

Буриановские иллюстрации, вошедшие в книгу, давно уже стали классическими и переиздавались много раз. Мы на них останавливаться не будем. А вот работы тушью из этой книги — за редким исключением — более не воспроизводились.




Дальнейшие их совместные работы широко известны, мы подробно их рассматривать  не будем.



Сотрудничество З.Буриана и Й.Аугусты продолжалось многие годы, вплоть до смерти последнего в 1968 году.

Жюль Верн

Примерно в эти же годы Буриан делает впечатляющую серию иллюстраций к романам Жюля Верна.





20 000 лье под водой




Таинственный остров

Не забывая отдать дань уважения своим знаменитым предшественникам. Посмотрите, как Буриан повторил композицию классической работы Ферра.



  




Пятнадцатилетний капитан




Два года каникул




Дети капитана Гранта

Роман «Пять недель на воздушном шаре» с иллюстрациями Буриана, был опубликован только после его смерти.





Жюль Верном, а здесь представлено далеко не все, дело не ограничилось. Зденек Буриан за свою жизнь проиллюстрировал изрядное количество книг из  золотого фонда приключений.

Библиотека Приключений

Из книг, проиллюстрированных Бурианом, легко можно составить Библиотеку Приключений. Томах в двадцати. Да еще и выбирать придётся, что включить. В этой части нашего рассказа, я обойдусь без слов. Просто посмотрите и спросите себя: хотели бы такое собрание?




Джерри-островитянин




Робинзон Крузо





Маугли





Остров Сокровищ




Виннету





Последний из могикан









Тарзан

Мировая слава

В 1956 году пражское издательство Артия выпустила на немецком языке циклопическую книгу Аугусты «Tiere der Urzeit» (Доисторические животные). Книга произвела фурор. Было отчего. Огромный том с множеством полностраничных иллюстраций Буриана.



Представление о размерах можно получить из этого фото.


Всего Артия выпустила пять таких книг. В русском переводе: По путям развития жизни, Книга о мамонтах, Жизнь древнего человека, Ящеры древних морей, Гиганты суши.

Книги вышли на английском, французском, немецком, испанском, итальянском, русском, в общей сложности на двадцати языках.


«Палеохудожник» Зденек Буриан стал мировой величиной.


Автопортрет, 1956 год

На его жизни, впрочем, все это не особо отразилось. Как работал он с утра до ночи, так и продолжал работать.

Когда я только начинал собирать книги с работами Буриана, меня занимал вопрос: А иллюстрировал ли мэтр фантастику? Оказалось — да! Не слишком много, но на главку в нашем рассказе вполне хватит.

Фантастика

Большинство иллюстраций к фантастическим произведениям сделаны Бурианом для журналов. С разными журналами мастер сотрудничал на протяжении всей своей жизни.

Насколько я могу судить первым фантастическим миром для Буриана стал полет на Луну Отто Гайла (Ракетой на луну). Журнальная публикация 1929 года, книжная 1930-го.





Иллюстрировал Буриан и журнальные публикации фантастических романов Бабулы в «Пионере». Вот, например, его работы к «Планете трех солнц».





Палеонтологическая тема не отставляла его и здесь. Иллюстрации к двум рассказам Р.Бредбери «И грянул гром» и «Ревун».






к рассказу Г.Уэллса «На дне» (В бездне)

Довелось ему поработать и с рассказами советских и чешских авторов.


Амнуэль Икария Альфа

Сапарин Зеленый автомобиль

Томан Летучий голландец

Ну и, конечно, прекрасные иллюстрации к «Плутонии» В.Обручева




К глубокому моему сожалению, так и не был издан «Затерянный мир» А.Конан Дойла с его иллюстрациями. В разных архивах сохранилось всего пять работ, включая обложку.




И снова вымершие животные

После смерти Й.Аугусты совместная работа с палеонтологами не прекратилась. В разные годы — до самой смерти — Зденек Буриан сотрудничал со Зденеком Шпинаром, Вратиславом Мазаком, Джозефов Фольфом, Джозефом Бенешем.

Для каждого автора он делал новые рисунки, иногда исправлял или дополнял старые. Поскольку большинство этих работ получили широкую известность, в этой части нашего рассказа я попытался привести рисунки главным образом последних десяти лет жизни художника.


Лонгисквама, 1976

Буриан очень много учился. Изучал скелетные остатки, читал научные статьи, следил за последними достижениями палеонтологии.





Каждая работая проходила многочисленные стадии шлифовки да еще «научную приемку».



В результате этой работы и получали буриановские реконструкции. Яркие, реалистичные, завораживающие. Даже сейчас, когда палеонтология далеко ушла вперед, работы Буриана все равно не производят впечатления устаревших.

Вероятно, такова сила подлинного таланта.


Тарбозавр, 1970



Однажды Буриан взял и вне плана неожиданно сделал картину: старый игуанодон пришел умирать. Он медленно шел по кладбищу, усеянному костями его сородичей, и мезозойская луна светила ему в спину.

Ненаучно, да... Картина стала одной из самых воспроизводимых.


Реализм мира, которого никто не видел...









Хасмозавр, 1976




Буриан

Буриан работал всю жизнь. Исследователи его творчества подсчитали, что он выполнил порядка 9850 иллюстраций (в разных техниках) для 460 наименований книг.





Он умел быть разным и чувствовать душу книги.




Иллюстрации к «Песне о Гайавате» Лонгфелло. Опубликовано посмертно.

Он умел показать красоту книги акварелью, гуашью, маслом, тушью и карандашом.






  

И если слон яростно ревел, то вы буквально слышали этот рёв.


Общее же количество его работ оценивается примерно в районе 14000.

Он умел быть разным.

Далекие моря плескались у стен его дома, шурша коралловым песком...



И странные люди раскланивались с ним порой на улице.






Он сделал около 900 картин-палеореконструкций. Незадолго до смерти закончил последнюю — кронозавра.

На одной из последних фотографий художника кронозавр маячит контурами на заднем плане.



Он умер 1 июля 1981 года. В этот день открылась его персональная выставка, третья в году.

Кто-то из великих, кажется это был афористичный Черчиль сказал:

— Счастливы художники, ибо они никогда не будут одиноки.

Никогда.

        

      

В работе над очерком использовались материалы сайта http://www.daildeli.cz





3494
просмотры





  Комментарии
Страницы: [1] 2  3 
k2007 


Ссылка на сообщение18 февраля 2014 г. 17:08 цитировать
Спасибо. Обалденная статья
свернуть ветку
 
Karavaev 


Ссылка на сообщение18 февраля 2014 г. 19:12 цитировать
Это материал такой. Реальный.
Пожалуйста. :0)
bvi 


Ссылка на сообщение18 февраля 2014 г. 17:34 цитировать
Ай, молодца, Лёша! Рукоплещу.
Почти ничего не знал о Буриане. Есть пара книжек Аугусты, видел ещё что-то палеонтологическое. А остальное как-то прошло мимо. А художник совершенно замечательный. Достаточно сказать, что вот смотрел на картинки в разделе «Библиотека приключений», и сразу узнавал, какое произведение, хотя никогда раньше не видел эти иллюстрации. Здорово!
свернуть ветку
 
Karavaev 


Ссылка на сообщение18 февраля 2014 г. 19:15 цитировать

цитата bvi

Почти ничего не знал о Буриане.

Дак ничего удивительно. У нас про наших художников мало что известно, а уж про чешских бурианов.

цитата bvi

А остальное как-то прошло мимо.

А чему там проходить? Из «буриановской» художки на русском издана ровно одна книга — те самые Охотники на мамонтов.
Я сам-то по нелепости наткнулся на это величие: мониторил иностранные издания Плутонии, наткнулся и был в шоке. Потом начал собирать книги и каждый раз поражался. Потрясающий автор.
За добрые слова спасибо.
DeMorte 


Ссылка на сообщение18 февраля 2014 г. 17:40 цитировать
Это труд!!! Спасибо
свернуть ветку
 
Karavaev 


Ссылка на сообщение18 февраля 2014 г. 19:16 цитировать
Когда пишешь о любимых вещах, скорее удовольствие. :0)
Nicolle 


Ссылка на сообщение18 февраля 2014 г. 18:24 цитировать
Огромное спасибо за труд!
Пожалуй, любимый иллюстратор моего детства.
Dark Andrew 


Ссылка на сообщение18 февраля 2014 г. 19:23 цитировать
Потрясающая статья! Спасибо! Вот это мастер иллюстраций!
тессилуч 


Ссылка на сообщение18 февраля 2014 г. 19:37 цитировать
Алексей, молодец! Как всегда на высоте иллюстративности. Это сколько надо было перекопать!
Одно замечание- это Чешский писатель Властислав Томан
свернуть ветку
 
Karavaev 


Ссылка на сообщение18 февраля 2014 г. 20:10 цитировать

цитата тессилуч

Одно замечание- это Чешский писатель Властислав Томан

Ну да.
Пересмотрел и дошло. Он у меня по ошибке в советские попал оказывается. :0))
Вместо него вообще должна быть обложка Костра с картинкой к Ляпунову. Переклинило.
Ну пускай повисит пока так, позже заменю.
Kons 


Ссылка на сообщение18 февраля 2014 г. 20:07 цитировать
Спасибо за статью!
Vladimir Puziy 


Ссылка на сообщение18 февраля 2014 г. 20:11 цитировать
Спасибо! Прочитал и посмотрел с удовольствием!

(Хотя картинок, конечно, маловато ;-) :-))))
свернуть ветку
 
Karavaev 


Ссылка на сообщение18 февраля 2014 г. 20:14 цитировать

цитата Vladimir Puziy

Хотя картинок, конечно, маловато

Глумись, глумись!
Я себя с трудом удержал, чтоб на третью сотню не пойти.
Например, вот

Ща как прыгну!
 
Vladimir Puziy 


Ссылка на сообщение18 февраля 2014 г. 20:24 цитировать
Зря, зря сдержал!
 
тессилуч 


Ссылка на сообщение20 февраля 2014 г. 12:46 цитировать
Василий Ватагин тоже отлично рисовал и ваял анималистическую скульптуру. Жаль, что мало иллюстрировал приключения. Маугли у него тоже отличный.
maribass 


Ссылка на сообщение18 февраля 2014 г. 22:04 цитировать
Это просто праздник какой-то. Karavaev , спасибо.
Евгений1960г. 


Ссылка на сообщение18 февраля 2014 г. 22:28 цитировать
ОГРОМНОЕ СПАСИБО.
Страницы: [1] 2  3 



Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.