Спасти психопата


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Barros» > Спасти психопата Коула
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Спасти психопата Коула

Статья написана 2 апреля 2014 г. 11:16
Размещена в рубрике «КИНОрецензии» и в авторской колонке Barros

(Текст написан для акции «Кинокритика вызывали?»)


Фильм никогда не меняется. Он не может измениться. Но каждый раз, когда вы его смотрите, он выглядит иначе, потому что вы сами изменились и теперь видите в нём то, что прежде не замечали.

Неделю назад я писал о том, что два разных зрителя видят один и тот же фильм совершенно по-разному. Но ведь “я-сегодняшний” и “я-прошлогодний” — это тоже, в сущности, два разных человека. Опыт накапливается, обрабатывается, откладывается в долговременном хранилище памяти и модифицирует центр принятия оперативных решений. Меняется сознание, меняется человек. Помните “Мартовские иды” с Райаном Гослингом? Его персонаж изменился даже не за год — за пару дней, причём изменился фундаментально, до выгорания нравственного корня, до ледяного луча во взгляде. И этой перемене можно поражаться, но не стоит удивляться, потому что — бывает, ещё как бывает…

В “12 обезьянах” Гиллиама есть несколько ключевых моментов, которые принципиально меняют восприятие фильма — если, конечно, эти моменты осознать как ключевые.

Но сначала, по традиции, рецензент должен выдать завязку сюжета (на тот невероятный случай, если кто-то из читателей фильма не видел и ленится посмотреть аннотацию на “Кинопоиске”).

Итак, в 1996 году разразилась пандемия, которая уничтожила 5 миллиардов человек. Через три десятилетия немногие оставшиеся в живых прячутся в подземных бункерах и отправляют добровольцев на поверхность только для того, чтобы собрать биологические образцы и хоть что-то узнать о вирусе-убийце. Затем появляется возможность послать нескольких добровольцев в 1995 год — не для того, чтобы изменить прошлое (это невозможно), а чтобы прояснить причину катастрофы. Машина времени сшита на скорую нитку и плохо откалибрована, поэтому добровольца может выкинуть где угодно. На первом заходе Джеймс Коул (Брюс Уиллис) попадает в 1990 год, где рассказы о гибели человечества в 1996 году приводят его в психушку. Там его соседом становится страдающий маниакальным возбуждением Джеффри Гоинс (Брэд Питт), а лечащим врачом — доктор Кэтрин Рэйли (Мэдлин Стоу). После того, как Коулу удаётся вернуться в будущее, он уходит на второй заход. Потом — на третий.

Петли времени не только сшивают сюжет фильма из рваных кусков, но и раскраивают на лоскуты сознание Коула. Очень скоро он начинает путать действительность и воображение. Ему слышатся голоса. Его воспоминания начинают путаться, а в его реальность проникают фантомы. И хотя рядом с ним почти всё время находится психиатр, облегчения это ему не даёт. Наоборот, мало-помалу доктор Рэйли заражается его безумием — если это действительно безумие...

Ключевой эпизод фильма точно датирован — Рождество 1995 года. Это практически точно совпадает с датой выхода “12 обезьян” в прокат. Для зрителя на премьере “будущее” Коула было прямым следствием его, зрителя, настоящего. Это давало ощущение одновременности экранной и зрительской реальностей, раздваивало зрительское восприятие на две параллельные части, которые вполне могли слиться в кошмарном будущем.

Самым опасным в безумии — а раздвоение сознания считается таковым — может оказаться его опора на реальность. Такой случай вылечить гораздо трудней. Но для человека реальность — это в том числе и его память. Если он помнит какое-то событие, значит, для него это событие безусловно реально.

“12 обезьян” втягивают зрителя в сложную игру воспоминаний. Сцена в аэропорту, с которой фильм начинается, прокручивается несколько раз, и каждый раз в ней что-то меняется. Но ведь именно она стала фундаментальной для психики Коула — так был ли мальчик? А если был, то что именно он запомнил? Первый вариант? Второй, третий? Десятый? Но если прошлое настолько неустойчиво, насколько стабильно настоящее? И будущее, которое невозможно изменить, — было ли оно вообще? Атакующий медведь вдруг оказывается постером на стене. Петли времени сбивают логику. Чокнутый Джеффри Гоинс утверждает, что идею “Армии 12 обезьян” подсказал ему Коул в психушке. Значит, будущее всё-таки не предопределено? Мир можно вылечить, и можно вылечиться самому? Собрать свою реальность, сшить лоскутья?

В одной из сцен (ещё один ключевой эпизод) доктор Рэйли разговаривает с другим психиатром, обсуждает симптомы “стокгольмского синдрома” и тут же находит им оправдание для своего случая; коллега смотрит на неё с состраданием. Психиатр не может сам себе помочь, это путь в воронку безумия, “низвержение в Мальстрём”. Но у психиатра хотя бы есть коллеги. А всё Человечество, стоит ему потерять чувство реальности, окажется не в силах это осознать и преодолеть. И помочь Человечеству не сможет никто.

“12 обезьян” — это фильм не о вирусной пандемии и отчаянной попытке изменить будущее. Это фильм о заразности безумия.

Не имеет никакого значения, что в этом фильме “реально”, а что нет. Иллюзия реальности часто неотличима от реальности как таковой, особенно если и то, и другое мы видим на экране. Значение имеет только то, удастся нам взглянуть на реальность таким образом, чтобы наше сознание могло выбраться из Мальстрёма.

Надежда есть только у тех, кто не прекращает искать новый взгляд, ракурс, новое понимание даже, казалось бы, давно понятого. И ключ к этому — постоянно учиться видеть и понимать. Вечное совершенствование разума.

В сцене в кинотеатре, где Коул и Рэйли смотрят “Головокружение” Хичкока (само собой, это тоже ключевой эпизод), Коул вспоминает, что в детстве видел этот фильм по телевизору. “Фильм никогда не меняется, — говорит он. — Он не может измениться. Но каждый раз, когда вы его смотрите, он выглядит иначе, потому что вы сами изменились и теперь видите в нём то, что прежде не замечали.”

В этот момент у меня было странное ощущение, что Коул повторяет мои слова. Я несколько раз видел “12 обезьян” и по телевизору, и в записи, но на эту фразу обратил внимание только сейчас.

Как будто раньше её в фильме не было.


 


12 обезьян

Twelve Monkeys

«Когда будущее становится историей»

антиутопия, постапокалиптика, триллер

1995, США, 129 мин.

бюджет: $29 500 000

режиссёр: Терри Гиллиам

сценарий: Крис Маркер, Дэвид Уэбб Пиплз, Джанет Пиплз

в ролях: Брюс Уиллис /Bruce Willis/, Брэд Питт /Brad Pitt/, Мэдлин Стоу /Madeleine Stowe/, Джозеф Мелито /Joseph Melito/, Джон Седа /Jon Seda/, Майкл Чэнс /Michael Chance/, Вернон Кэмпбелл /Vernon Campbell/, Х. Майкл Уоллс /H. Michael Walls/, Боб Адриан /Bob Adria

мировая премьера: 29 декабря 1995 г.
выход на носителях: 04 марта 2008 г.

В 1997 году чудовищный вирус уничтожил пять миллиардов человек, 99% населения Земли. Спустя десятилетия оставшиеся в живых вынуждены обитать под землей. Уголовник Джеймс Коул добровольно отправляется в опасное путешествие на машине времени. Он должен попасть в прошлое, чтобы помочь учёным найти источник возникновения этого ужасного вируса и раскрыть загадку таинственных «Двенадцати обезьян»…




Трейлер:


Рейтинг фильма:

  1. Этот фильм не является прямым ремейком «Взлётной полосы» (1961) Криса Маркера, однако был вдохновлён ею. Кроме того, сам Терри Гиллиам до съемок не видел ленту Маркера.
  2. Афишу с фильмом «12 обезьян» можно увидеть в первом уровне видеоигры «Duke Nukem 3D», она висит на стене в кинотеатре «Hollywood Holocaust».
  3. Ближе к концу фильма Коул и Кэтрин смотрят фильм «Головокружение» (1962) — фильм Альфреда Хичкока, который вдохновлял Криса Маркера при съемках «Взлетной полосы».


см. также обсуждение фильма «12 обезьян» в форуме ФантЛаба





511
просмотры





  Комментарии
blakrovland 


Ссылка на сообщение2 апреля 2014 г. 11:55 цитировать
Спасибо за рецензию!
свернуть ветку
 
Barros 


Ссылка на сообщение2 апреля 2014 г. 14:38 цитировать
Ю ар вэлкам! :-)))
Barros 


Ссылка на сообщение2 апреля 2014 г. 11:58 цитировать
Прошу прощения за сбой при публикации — в тот самый момент, когда я запостил текст, провайдер решил меня отключить. Или это было гомеостатическое мироздание? %-\
свернуть ветку
 
bvi 


Ссылка на сообщение2 апреля 2014 г. 14:24 цитировать
Да не надо уж сразу на ГМ спихивать то, что объясняется проще. :)
 
Barros 


Ссылка на сообщение2 апреля 2014 г. 14:37 цитировать
Лезвие Оккама заточено с обеих краёв! 8-)
 
bvi 


Ссылка на сообщение2 апреля 2014 г. 15:30 цитировать
И ты вроде как бегущий по этому лезвию, да? Скромней надо быть! :-[
 
Barros 


Ссылка на сообщение2 апреля 2014 г. 15:34 цитировать
Дык, куды ж теперь денешься, сказал Рик Декард и смял оригами единорога.
Blackbird22 


Ссылка на сообщение2 апреля 2014 г. 12:13 цитировать
а я только концовку видел — где учёный (автор вируса?) садится в самолёт
Но теперь заинтересовался)
свернуть ветку
 
Barros 


Ссылка на сообщение2 апреля 2014 г. 14:38 цитировать
Рекомендую 8-)
 
Blackbird22 


Ссылка на сообщение2 апреля 2014 г. 16:31 цитировать
так уже досмотрел до головокружения) сейчас вынужден прерваться.
Но вспомнил (когда увидел) этого распространителя вируса
Almeg 


Ссылка на сообщение2 апреля 2014 г. 12:29 цитировать
Спасибо за рецензию!
Сам когда-то писал про этот фильм.
Много было мыслей, созвучных с вашими.
Надо будет поискать на компе, перечитать )
свернуть ветку
 
Barros 


Ссылка на сообщение2 апреля 2014 г. 14:38 цитировать
Не за что. ;-)
fox_mulder 


Ссылка на сообщение2 апреля 2014 г. 20:47 цитировать
Спасибо за рецензию. :beer: Уже несколько лет все планирую написать свою собственную, но увы, слова пока не складываются в связный текст. :-(




Внимание!Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.