Конгресс иллюзии без


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «angels_chinese» > "Конгресс": иллюзии без конца
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Конгресс»: иллюзии без конца

Статья написана 14 апреля 2014 г. 23:55

Для родной газеты.

Фильм «Конгресс» пророчит будущее, в котором окончательно сотрутся границы между явью и сном, между реальностью и воображением, между тем, какие мы есть, и тем, какими мы хотим быть.

Жаль, что фантаст Станислав Лем не дожил до экранизации своей повести «Футурологический конгресс» о мире, в котором власти сбрасывают на революционеров психотропные бомбы и при помощи галлюциногенов навевают на человечество утопический «сон золотой». Впрочем, даже Лем вряд ли мог предположить, что экранизация будет безумнее оригинала. «Конгресс» франко-израильского режиссера Ари Фольмана – это наполовину игровое кино, наполовину мультфильм с Робин Райт в роли стареющей актрисы, которая хочет продраться сквозь завесу яви и/или галлюцинаций, чтобы найти затерявшегося в пространстве и времени сына.

Когда закончатся галлюцинации

Робин Райт, звезда «Санта-Барбары» и «Карточного домика», играет тут альтернативную версию самой себя: кажется, она не вышла замуж за Шона Пенна, зато родила двух детей и живет с ними в бывшем ангаре близ аэродрома, потому что другое жилье ей не по средствам. Карьера Райт не удалась, к тому же ее сын Аарон (Коди Смит-Мак-Фи) неотвратимо глохнет и слепнет. Вымышленная голливудская киностудия «Мирамаунт» (помесь «Мирамакс» и «Парамаунт») хочет на двадцать лет завладеть отсканированным образом Райт, чтобы «снимать» с ней любые фильмы. Сама актриса при этом обязуется не сниматься в кино. С тяжелым сердцем Райт соглашается на уговоры своего агента (Харви Кейтель) и проходит сканирование.

Двадцать лет спустя постаревшая Робин Райт едет в «ограниченную анимационную зону» Абрахаму, вотчину студии «Мирамаунт Нагасаки» (успевшей, видимо, слиться с какой-то японской компанией), чтобы принять участие в Футурологическом конгрессе и заодно обсудить условия нового контракта. Всякий, кто въезжает в Абрахаму, должен принять вещество, благодаря которому реальность видится мультяшной, разноцветной и неестественной. За эти годы Робин Райт стала чуть ли не самой знаменитой актрисой мира – точнее, таковой стал ее компьютерный слепок, «играющий» в длинном сериале про голоногую тетку-робота. Саму актрису не узнаёт никто, кроме менеджера, предлагающего новый контракт: теперь актриса продает «Мирамаунту» не только свой образ, но и «химическую формулу», позволяющую всем желающим «есть и пить» Робин Райт – и, более того, в нее превращаться.

На конгрессе президент студии объявляет об открытии «химической формулы свободного выбора», которая даст каждому осуществить свои мечты. Тут на Абрахаму нападают повстанцы, от бомб с психотропными веществами у Робин Райт начинаются галлюцинации, ее замораживают и пробуждают еще через 20 лет. Мир опять изменился: теперь каждый может выбрать себе личину по вкусу...

Когда пройдет боль

Повесть Лема (главный герой там, кстати, мужчина – покоритель космоса Ийон Тихий) безумна сама по себе, но фильм Фольмана ее переплюнул. Тут безумно всё – от красок и мультяшных пейзажей, воображенных словно бы под воздействием ЛСД, до культурных реалий: рядом с Райт появляется точно такой же «бывший» Том Круз, постепенно спивающийся, но ни на секунду не перестающий улыбаться; звучат песни Боби Дилана и Леонарда Коэна; щеголяющий в кимоно президент «Мирамаунт Нагасаки» Рив Бобс – вылитый писатель-фантаст Брюс Стерлинг, один из самых известных футурологов в мире.

В эпизодах – люди верхом на тараканах, люди, превращающиеся в цветы, и люди, поменявшие обличья и ставшие Иисусами, Буддами, Конфуциями, Дэвидами Боуи, Майклами Джексонами, Томами Крузами, а также, конечно, точными копиями Робин Райт: «Стоит представить себе, кем именно ты хочешь быть, и твое тело начинает испускать феромоны, благодаря которым другие люди увидят тебя именно таким». Хоть Гитлером с крыльями колибри, хоть Рейганом, хоть Грейс Джонс в роли воительницы Зулы из «Конана-разрушителя».

И ведь не скажешь, что эта технология абсолютно фантастична, – напротив, мы к ней все ближе и ближе. И хотя мир будущего смахивает на утопию, в которой нет стрессов и конфликтов (все желания исполняются), в ней точно так же нельзя отличить истину от лжи и явь от иллюзии. «Какой в этом смысл? Может быть, все это происходит в моем воображении?» – спрашивает Робин Райт, на что получает лукавый ответ: «Во всем есть смысл, и все происходит в нашем воображении». На самом деле, конечно, не все, и увидеть реальность возможно – стоит принять «отбеливатель», нейтрализующий всякую химию, и «перейти на другую сторону». Но изнанка химической революции вас вряд ли обрадует.

«Конгресс» можно смотреть как фантастику, а можно – как предсказание: Лем уловил основные тенденции XXI столетия задолго до его наступления, а Фольман проапдейтил идеи писателя. Но по сути своей это замечательное кино – об актрисе, разлученной со съемочной площадкой, и о матери, разлученной с больным ребенком. Психоделичность происходящего лишь подчеркивает трагедию, а финал напоминает нам о том, что мы и так знаем, но в чем боимся себе признаться: на некоторые вопросы ответ не найдется уже никогда.

*

Фильм изумительный, честно-честно.





369
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение15 апреля 2014 г. 00:18

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Мне кажется, что, как и в романе, «отрезвин» в кино — ненастоящий. Когда Робин возвращается в реальный мир, на дирижабль с правителями, её поднимает красный воздушный змей сына. Как такое может быть в реальности?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 апреля 2014 г. 00:28
Угу. Хотя в реальности еще и не то может быть. Если учесть звездный статус Робин Райт в этой вселенной 8-)


Ссылка на сообщение15 апреля 2014 г. 15:02
Хорошая у тебя газета, не для домохозяек. Экспериментальное кино, все такое.

цитата angels_chinese

Фильм изумительный, честно-честно.


Ну да, ну да. Ты и «Игру Эндера» нахваливал, убожище это...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 апреля 2014 г. 23:50
«Игра Эндера» — отличное кино. Ну и — аргумент общего порядка: я же не вспоминаю, что и когда ты нахваливал. Хотя мог бы :-))):-))):-)))
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 10:27

цитата angels_chinese

«Игра Эндера» — отличное кино.


Вот-вот. Лишний повод не доверять твоим оценкам в области кино.

цитата angels_chinese

я же не вспоминаю, что и когда ты нахваливал. Хотя мог бы


Если мог бы -- чего ж не вспомнить? Главное, чтоб я сам вспомнил, кто это и что это. :-)
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 10:33
Ничьим оценкам доверять не следует.
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 10:43
«Никому не верь. Мне -- можно» (с)
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 11:16
Тебе — особенно нельзя. Ты критик. «Критики ничего не знают о литературе» (с) поэт Юрий Кублановский :-)))
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 20:24
«Игра Эндера» — хорошее кино.
 


Ссылка на сообщение17 апреля 2014 г. 00:20
Ага, особенно хороша негритянская мамаша с силиконовыми губами в роли желчного майора. :-D


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 00:28
Спасибо, заинтриговали! Посмотрю обязательно.


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 11:22
«Конгресс» — хороший фильм, правда, у режиссера он не совсем получился. Вызывает недоумение разбивка на «мульт» и «НЕмульт». Нет, я понимаю, два мира, все дела, но... Возможно, если бы было сделано под «Помутнение» или «Страх и ненависть», вышло бы лучше. Ну и опять же не понравился финал. Он, конечно, логичный, но чего-то ему не хватило... даже не масштаба... а?.. Сложно сформулировать... Однако к просмотру также рекомендую.:beer:


Ссылка на сообщение16 апреля 2014 г. 13:30
Прекрасный фильм. Крышеснос. Люблю такие вещи.


Ссылка на сообщение21 апреля 2014 г. 12:44
Хвалить этот фильм можно за многое (особенно детали как диалогов, так и изображения), но недостатки очевидны — он устарел до своего рождения. Получилась как бы Матрица, снятая Ральфом Бакши. Но глянуть из любопытства стоит.


⇑ Наверх